ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 ИЮЛЯ 1941 г, № 28 (763)
	За. Родину!
За Сталина!
	Тема новой литературной композиции
13a родину! За Сталина!ь, которую я 0у-
ду исполнять в ближайшее время. —
борьба Советских социалистических рес-

против фашистских бандитов. Ав-
хоры ‘композиции — Е, Попова, М. Su
вельман и Н. Вишневская. :
	Литературный монтаж , BATATAeTCH

ами: _
„Радуясь лету и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг. разнеелись по эфиру
Памятные слова.

CTH:
	„Горорит ^ заместитель председателя
СНК СОСР товарищ В. М. Молотов:
	„,Красная Армия и весь наш народ
вновь позедут победоносную  отечествен-
хую войну за родину, за честь, за сво-
боду.

Слова товарища Молотова сменяются

волнующим текстом красноармейской при-
CATH.
	Велик тиев народа, несокрушима его
воля к победе над врагом, Чувство люб-
ви к родние было всегда свойственно на-
родам нашей страны. Гениально отразил
это в своем стихотворении «Клеветникам

России» Пушкин; словно написанные се-
тодня, звучат его слова:
	Иль мало. нас? Или от Перми
до Тавриды,
От финских хладных скал до

пламенной Колхиды..,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?
	Значительное место в композиции зани-
уают отрывки из Конституции СССР. Ва
упоминанием каждой Союзной  социали-

стической ‘республики следуют посвящен-
gwe ей стихи.
	Четверостишием . из. поэмы Багрицкого
«Дума про Опанаса», рисуется Украина;
Тополей седая стая,
Воздух тополиный
Украина, мать родная,
Песня—Украина.

Азербайджанский народ сложил стихи
6 великом и мудром вожде, родном и лю-
бимом Сталине, Эти стихи следуют сразу

же после упоминания Азербайджанской
сюзной республики:
	Or звёзд, проплывающих над Баку,

От крыл журавлей, что звенят наверху,
Гле солнце восточных ворот на-чеку. °
	Привет, тебе, лучшему большевику!
	Это стихи о вожде, Но вот товорит сам
Сталин. В композиции звучат его исторн-
ческие ‘слова: «Товарищи! Наши силы
SeHCTHCIUMH?. {
	Литературный монтаж кончается чудес-
ными патриотическими стихами Пушкина:
	Страшись, о рать иноплеменных!
Pocus nagsayancs сыны; (
	Восстал. и crap и млад, летят на дерз-
новенных,
	Сердца их мщеньем зажжены. .,
	Вострепещи, тиран! Уж близок час
паленья.
	Ты в каждом ратнике узришь богатыря.
	Ba. AXOHTOB
оо
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ПАТРИОТИЧЕСКИЕ —
ПЕСНИ НА ЭСТРАДЕ
	ной (чередование речитатива с деклама-
цией), Утесов нашел те тлубокие тнев-
ные интонации, которых мы раньше не
знали в его искусстве.
	В программе нового джаз-представления,
наряду с героико-патриотическим материа-
лом, встречаются и образцы обычного вс-
традного. репертуара. Но и OHM поданы
с большим вкусом, тактом и чувством
меры:
	Режиссер Акимов, являющийся одно-
временно и художником нового театрали-
зованного представления, — совместно ©
Улесовым придумал очень оригинальную
установку для джаз-оркестра. Правда, по-
становщик Акимов недостаточно обытры-
вает оформление художника‘ Акимова, н0
там, гле он это делает, например, всцен-
ке «Извозчики»,—получается блестяще,
	„.У спектакля сильный под’емный фи-
нал. Утесов © джазом ‘исполняет песню

«От края и до края» из оперы Дзержин:
ского «Тихий Дон»:
	От края и до края,
От моря и до моря
Берет винтовку народ трудовой...
	Отзвучали слова песни, Началось. заклю*
чение. Утесов с большим под’емом дири*
жирует оркестром, играющим в эти ми’
HYTH как-то особенно уверенно, стройно,
победно и мощно. Замолк последний при-
зывный ‘аккорд. Утесов повернулся, и я
He узнал его ‘побледневшего, взволнован-
ного лица. Он хотел. улыбнуться привыч-
ной улыбкой «любимца публики», весело-
то комического актера, и не смог. Да’ ни-
кто и не требовал от него этой улыбки—
патриотические чувства, охватившие арти-
ста, полностью совпадали с переживания-
ми аудитории; ,
	Зрители выходили на освещенные лу-
HOM дорожки «Эрмитажа», унося ¢ codon
слова заключительной песни:
	са землю, ва волю
Готовы на смертный бой!
	ВИКТОР ЭРМАНС
	Леонид Утесов, выступающий сейчас в
Эстралном Театре «Эрмитаж» ©’ Джаз-ор-
кестром РСФСР, давно уже снискал себе
популярность прекрасного исполнителя
военных; патриотическах песен. Началось
это с «Полюшко-полёе» Книппера и полу-
чило прекрасное развитие в «Каховке»
Дунаевского, «Партизане Железняйе» Блан.
терра н «Балладе д. неизвестном моряке»
Л:арковского, В новом” джаз-представле:
нии патриотическим песням ‘уделено. пер-
веютвующее место.
	Бодро и уверенно звучат с эстралы сло.
ва новой песни Фомина _«Ине раз и сне
	два»:
		Слова В.И `Лебедева.Кумача.
	Трн брата с Фашистом дерутся
жестоко,
И каждый из братьев силен и пле-
чист:
Один : — пехотинец, другой — сме-
лый сокол,
A ки — отважный танкист!
++ Bor nepsuad у гречки ведет переправу,
Приказ выполняя, торопит бойцов—
И видит, что. подлая вражья орава
Забрать его кочет в кольцо.
Враги навалились ни справа, и слева,
	Их вчетверо больше, чем наших
ребят,
Ho, полный великой отваги и гнева,
	Геройски дерется отряд.
Фашистские гады кладут все усилья,
Все жарче и жарче становится бой...
	Но вот засверкали знакомые крылья, . 10 нашей
	Растет активность” советских композиторов
	‹ Новые” походные ‘марши’ для Красной
Армии написали композиторы С. Туликов,
В. Юровский, 3. Фельдман, Н. Будашкин,
Б. Терентьев, у *

Издательство `оркестротек Союза совет.
ских композиторов  СОСР. почтовой om

крыткой тиражом в 150 тыс. экземпляров
выпустило песню К. Листова «Ай да пехо-
тинцы» (текст Ц. Солодаря). Издаются так-
те песни А. Мосолова «Оталинцы, на бой»
	(eropa A. Жарова) и: В. Мураделя «Бое-
вая комсомольская» (слова В. Винникова).
	Листовкой в количестве 50 тыс. экземпля-
	ров выходит «Походная песня» Н. Нолин-
ского на слова М. Исаковского,

„Лучшие песии, поступившие в оборон-
ную   комиссию Московского союза совет-
ских композиторов, будут выпускаться из-
дательством  оркестротек отдельными‘ нот-
ными изданиями, в форме открыток, ли
стовок и ‘плакатов,

Песяй. получившие dco6o тположитель-
	ные оценки, сразу же‘ пересылаются из
	союза в части действующей Красной’ Ар-
мин. и..Военно-Морского Флота...

вкл
	бовью к Отечеству пламенеющую грудь ето
украшающими. Зрители выходили, так
сказать, из самих себя, и по окончании
представления, громкими восклицаниями и
рукоплесканиями.. (вызывали  почтенно-
то инвалида»,

Театр не’ только умел тогда пробуждать
	патрнотяческие чувства, of  побуждал
	наиболее  чутких зрителей к таким же,

действиям.
Одновременно co «Всеобщим ополчени-
ем» давался пантомимный балет «Любовь
	В Московском союзе советских компози-

торов установлены ежедневные дежурства
консультантов для оказания помощи   КОМ-
позиторам в AX работе над ВОЕННЫМИ
произведениями.
* За последние дни в Союз комполаторов
поступили песни Н. Чемберлжи «За честь
и за славу советского флота» (слова В, Ле-
бедева-Кумача), П, Акуленко «Пойдут вра-
ти на дно» (текст С. Алымова), Б. Шехте-
pa «Морские соколы» (слова. В,’ Лебедева-
 Кумача), \!, Иорданского «Вперед, орлы мо-
рей» (слова ©. Алыхова). 29

На слова А. Ойслепдера композитор С.
Туликов ‘написал песню\«Нынче вы. уходи»
те». Похолную ‘песню ий’ блова М. Исаков-
ского написал.3. Дунаевский, П. Туртыти-
ной сдана песня «Наше дело «правое», (сло-
ва 0; Колычева); М. Красевым — песня для
детей «Мы победим» (слова, 3. Александро-

soft). . pe

Hone военные «песни. сочинили также
композиторы. Г.  Бруки Б. ‘Антюфеев, Н,
Чаплытин, И. Неймарк, М.  Старокадом+
ский, А Дроздов, А. Жак, В. Макаров,

Нг-Наримаяиядзе;:Го«Смирнова: =”.
	Музыка братьев Дм. и Дан. Покрасс.
	И брат. появился второй,
Покончивши в небе с фашистскою
стервой,
Ударил герой по наземным врагам,
И, братскую помощь почуявши, пер-
вый
Дал волю геройским штыкам!
Полятился враг, замешался —- и встре-
THA
Конец свой проклятый фашист..,
На ‘помощь двум братьям явился и
: ‚ третий,
Явился отважный танкист,
 Так братья дерутся в содружестве
смелом,
Геройски воюют за родину-мать,
Чтоб гадам-фащистам, зверям огол-
+ ray os TOMB
`` Ла wanted semae me ryanrol {
	п Е у Е iti ee,
	`И не раз и не два мы врага учили
Обходить стороной русские луга.
	„Геми же чувствами и настроениями про-
никнуты произведения композиторов Ле-
пина («Летная песенка»), Кручинина («Мо-
лодой  кавалерист») и  Соловьева-Седого
(«Казачья песня»).
	Утесов мастерски передает балладу Ahap-
ковского «О партизане Морозко». Рефрен
этой боевой песни с гордостью повторяет
в антракте весь зрительный зале
	Ще то! пул не зробли -
Щоби. нас убли,
	Много чувства вкладывает Утесов в ис-
полнение лирической песни композитора
Сидрер «Привет морскому ветру»:
	Привет морскому ветру,

_ Сбылись мои желанья

0б этом. и тармоника поет.
Мамаша, до свиданья,
Подрута, до свиданья,

Иду я моряком

В Балтийский флот. .
	Совершенно преображается Утесов, ис-
полняя песню «Палач и шут», Текст этой
антифаптистской песни написан чешскими
поэтами Восковцом и Верихом и переве-
ден на русский язык Безыменским; му-
зыка обработана композитором НХ.
Для этой вещи, весьма сильной и труд-
	С каждым днем отечественной войны
советского народа против фашистеких орд
искусство наше становится все более мо-
	бильным и боевым.
Вслед ва плакатами и сатирическими
	«Окнами ТАСС» в строй вступают произ-
ведения иного характера. В кратчайшие
сроки ‘осваиваются новые для большинст-
ва художников активные и массовые фор-
	мы живописи — панно, лубок.

Панно Г. Савицкого. «Атака красной кон-
ницы» уже в течение недели привлекает
внимание москвичей в одной из зеркальъ-
ных витрин Кузнецкого моста, Неудержи-
мо смелые всадники, советские казаки с
помощью шашек поучают фашистских раз-
бойников тому, что такое сила нашего
оружия,

В одном иа новых, только что вакон-
ченных панно (бригада: И. Гурвич, К.
Дорохов, М. Хазанов, Д. Рубинштейн, r.
Гордон) мы вновь видим. лихих красных
кавалеристов, уничтожающих парашютный
десант. Любовь многих советских худож-
ников к подвигам красной конницы BO-
сходит к героическим дням тражданской
войны 1917—1921 rr,

Когда такая страна, как наша, поды-
мается ва отечественную войну, ЧУВСТВО
ненависти к врагам родины становится
священным. Жена провожает на фронт
мужа, сестра — брата, мать — сына, Не
пстерические слезы, He душераздираю-
щие сцены сопутствуют этим проводам.
Личная драма уходит на задний план,
Неугасимая любовь к родине, чувство пат-
риотизма — вот что наполняет  человече-
ские сердца. Рассказать о таких чувст-
вах — благороднейшая задача художника.
	‘ OT

Московская государственная театральная
студия подготовила военную программу
«Бей врага!». В программу вошли. инсце-
	с ЧЕСТИ ЖЕ ПС 1

нировки отрывков ‘из произведений «Ле-
доков” побоище» > К, “Симонова, -^ «Сталин»
	Cuenca Л. Ленча «Сон в руку» иа нового
	антифашистского спектакля Государствен“
ного театра кукол под художественным ру-
коволствем заслуженного артиста РСФСР
С. Обраацова. На снимках: вверху — «Гитлер
и ливонский рыцарь»; внизу — «Гитлер и
	Мамай»

Фото  0. Шингарева

> Минеи
спектакль

Театра кукол
	Государственный центральный театр
кукол, оводимый заслуженным арти-
стом Р РС. Образцовым, подготовил
` свой первый оборонный антифашистский
спектакль. В программу вошли `разнооб-
разные и очень выразительные сценки,
написанные недавно группой драматур-
`гов и вошедшие в специальный сборник
репертуара для ‘Театров кукол.

Превосходна сценка М. Коссовското «Дуб
и дубина». Звучит широкая мелодия ста-
ринной песни «Среди долины ровныя», и
над ширмой поднимается зеленый дуб...
Мелодия старая, а слова новые. В песне
поется о радостной жизни на родной зем-
ле, с мирных полях и ‘долинах любимой
родины, о нашем солнечном крае, в ко-
торый «после полночи дубина ворвалась...»
Выскакивает кукла-дубина. Это тупая фа-
шистская образина со свастикой. Она уда-
ряется о могучий дуб, но ветви дуба
мтновенно ощетиниваются красноармейски-
мй штыками. Они вонзаются в фашист“
скую башку. Тупая, злая образина в зве-
риной ярости кружится вокруг широкого
дуба, наскакивает спереди, сбоку, сзади,
HO всякий раз в нее вонзаются стальные
штыки. И вот в щепки разбилась, рас-
сыпалась вражья дубина.
	Лубок Л. Ленча «Сон в руку» — едкая
сатира, Мечется в кошмарном сне фигур-
ка Гитлера. Вот возникает перед. ней
призрак ливонского пса-рыцаря. Это утоп-
ленник. Узнав о походе Гитлера на рус-
ских; он явился из-под льда Чудского озе-
ра!’ об’явить, что ливонские рыцари, от“
правленные Александром Невским под лед,

избрали Гитлера... почетным утопленни-
ком;

Гитлер прячется под тюфяк, но ero. Has
стигает новый призрак — участливо ‘скло-
няется над ним татарский хан Мамай; В
отличие от церемонного ливонского утоп-
ленника, он прост в обращении. В беспа-
мятстве Гитлер спрашивает сам себя: что
со мной, я болен? Мамай отвечает ему
коротко и резонно:
	— Болен, батька: co здоровой головы
на. русских не. кинепться.
	Исчезает Мамай. Но кошмар не остав-
ляет. Гитлера: перед ним — Наполеон.
Призрак корсиканца презрительно смотрит
на своего жалкого подражателя и назида-
тельно : произносит:
	— 24 июня 1812 года я пошел на Мо-
скву, и ‘русские разбили меня; а я ведь
все-таки был гений...
	Перепуганный Гитлер истерично кричит,
зовет своего ад’ютанта...
	Сценка М. Коссовского «Штык» изобра»
ждет: бесславный путь белогвардейских ге-
нералов, немецких оккупантов и финских
вояк. Слышится мелодия солдатской песни
«Соловей, соловей, пташечка». За ширмой
запевают:
	Как Колчак в: былые годы
банду собирал,
На Москву пошел походом белый
адмирал...

При этих словах надо ширмой показы:
вается фигура’ адмирала Колчака. Одно-
временно поднимается длинный красно-
армейский литык, и адмирал первым по-
висает на нем. Вслед за ним на штыке
повисают и генерал Юденич и барон Вран-
гель,

На длинный красноармейский штык на-
низаны и гетман Скоропадский, и герман-
ские оккупанты, и белофинские генералы.
Смешно и жалко обвисают они на штыке,
но на его острие еще есть место...
	Сцена заканчивается словами песни,
которую поют два красноармейца, встаю.
щиа во весь рост над ширмой:
	Как другие были биты в поле, на реке,
Хватит Гитлеру-бандиту места

на штыкеё!
	Спектакль талантливо поставлен ре
жиссером В. Громовым.
	° Превосходные, выразительные куклы сде-
лали в кратчайший срок художники теат-
ра В. Терехова, Р. Горфайн, Н. Солнцев.
	Сейчас в срочном порядке изготовляется
несколько комплектов кукол новой про-
граммы, которая, таким ‘образом, может
исполняться параллельно несколькими
бригадами Центрального театра кукол.
	Антифашистский спектакль Центрально“
го театра кукол — пример оперативности
и творческой инициативы нашего лучшего
кукольного театра, ро талантли-
вым художником С. В. Образповым.
	Картины отечественной
ВОЙНЫ
	«БЕЙ ВРАГА!»
	Правильно понял и решил эту тему
П. Соколов-Скаля, давший типический об.
раз ‘матери-патриотки: В ‘ином жанровом
плане разработан тот же сюжет в панно
Е. Ильина и В. Финотеева, изобразивших
сцену проводов. молодых донских каза-
ков на фронт.
	В панно С. Адливанкина тема тероиче-
ского фасставания приобретает ‘дальней-
шее развитие. Уходя на фронт, боец
	Красной Армии поручает жене и сычу
	заботу о тыде. Фронт и тыл едины и не»
разрывны — такова мысль, которую ху-
дожник выразил ясными и убедительны-
ми средствами.
	Мрачную, тяжелую сцену’ грабежа, Ba-
силия, жестокости фашистских» варваров
представили в своем павно Н. Соколик
и В. Федотов. Пьяные погромщики не
щадят ни стариков, ни детей, ни жен-
шин. Это поистине современные › канниба-
лы. Их надо уничтожать на земле, на во-
	де и в воздуле.
	В панно В. Панфилова показано, как
советские зенитчики сбивают вражеские
самолёты. В лубке И. Модорова развер-
нута картина борьбы колхозников с отря-
дами немецких парапиотиетов. Многие жи-
вописцы заканчивают сейчас ‘панно и луб-
ки, посвященные самым различным фак-
там и событиям отечественной войны, ге-
ронческим делам Красной Армии и Флота.
	Уже по первым работам московских жи-
вописцев в условиях войны можно заклю-
чить, что в самом ближайшем будущем
новые формы патриотической живописи
войлут в быт и займут свое место рядом
с плакатом ‘песней и кинофильмом.
	МАРК НЕЙМАН
			А. Варбюса, «Первая конная» Вс. Вишнев-
ского, а также новые песни и сценки, на-
писанные студийцами. Постановка В. Плу-
чека танцы поставлены” -3.- Злобиным
	Плакат работы художника Ир. Тондае,
выпускаемый издательством «Искусство»

пертуаре, зрителей волновало в` ней JH

та, что хотя быв отдаленной степени ›от-

вечало их патриотическому настроению.
Когда шла опера «Илья Ботатырь» с
	либретто И. А. Крылова, взятым ‘из рус-
	ской былины про Илью Муромца, публи-
ка неизменно требовала повторения куп-
летов на слова:
Победа! Победа русскому ров!
Врагам России смёрть и стыд!
	И отвечала на эти куплеты громом руко-
	дневник CLIT Жихарев после первого пред-
ставления. «Пожарского» оо
«Появился Пожарский (А. С. Яковлев).
Он прискорбно ватлянул на златоглавую
Москву, прекрасно изображенную на зад-
ней декорации, глубоко вздохнул и с та-
	ким чувством решимости и самоотверже-
	ния произнес первый стих своей роли —
	Любви к отечеству сильна над нами
власть,
что театр затрещал от рукоплесканий, Но

при следующих стихах:
То чувство пылкое, творящее тероя,
Покажем скоро мы среди кровава боя,

начались топанья и стучания палками и
	раздались крики «браво! браво!» до такой
	степени отлушительные, что Аковлев при-
нужден был оставаться минуты © две не-
подвижным и безгласным.

Стих, возбудивший наибольший энту-
зпазм, находится в сцене, в которой По-
жарский, узнав в одно и, то же время об
измене Заруцкого.и об опасности, в какой
находится его, Пожарского, семейство,
бросается к Москве, не слушая убежде-
	ний своих приверженцев поспешить. на по-
	мощь родным CBOHA.
Родные!., Но.. Москва не мать
у ли мне?
	Такого энтузиазма публики, какой про-
	извел этот стях, никто не запомнит»,
	Еще задолго до вторжения Наполеона в
Россию театр и музыка с чуткостью от-
ражали патриотические чувства, волновав-
шие общество, Художники искали сюже-
тов` в героическом прошлом русского на-
poms.

Композитором Дехтяревым была сочине-
на оратория «Освобождение Москвы», где
главными героями были Минин и Пожар-
ский. Оратория’ имела’ большой успех.
Критика’ того времени выражала желание,
чтобы Пожарский и другие действующие
лица «явились перед зрителем»—все хо-
тели не только спушать патриотическую
эпопею, но и видеть ее в театре.

Минин действительно появился на ©це-
не в 19312 тоду. Н. А. Полевой вопоми-
нает: «Когда’ давали пьесу «Митии» С. Н,
Глинки, арители ‘хлопали с восторгом каж-
дому стиху, имевшему отношение к тому,
чтд происходит на великом театре OTE
чественной ‘брани. Когда Минин воскли-
TAN:

Бог сил! Предшествуй нам, празь
нашими рядами,
	Дай нам всем умереть отечества
сынами! —
	стены потряслись от «ура» и рукопле-
	сканий».
Какая “бы пьеса ни’ появлялась в DE:
	Патриотические традиции
	Любовь к родине — одно из. тех, 5е*
ликих чувств, которым был проникнут
русский театр на протяжении всей своей
истории.

В тратедли «Тамира и Селим», одной
из первых русских трагедий, великий Ло-
моносов с гневом и презрением изобра-
зил завоевателя Мамая,  ‘разгромленного
русскими. войсками -н&-Куликовом- поле.

С той поры Идо наших \дней патрио
тические традиции были всегда живы и
действенны в русском театре. С особен-
ной силой проявились они в эпоху Bonz
с Наполеоном.

B 1806 г, Россия вынуждена была всту-
пять в войну с Наполвоном, успевшим
А 566 ‘половину Западной Ев-

OTH.

Русский театр живо и пламенно ото
ввался на начавшуюся борьбу. .

П. А. Вяземский вспоминает:

«В 1307 тоду, когда взоры России уст»
№млены были на борьбу храбрых сынов
#8 с силою грозного врата, готовившего
цепи рабства Европе, Озеров в тратедии
«Димитрий Донской» напомнил согражда-
	пам своям о звликой эпохе древней села
	вы России. Трагедия, кроме ее драмати-
ческого достоинства, сотрета какою-то По-
втическою любовью к отечеству, которая
отражается с живостью и силою в рус“
ских сердцах.. Она имела разительное
отношение к современным обстоятельст-
вам, Озеров возвратил трагедии истинное
вв достоинство: питать гордость народную
священными воспоминаниями И вызывать
из древности подвиги великих героев бла-
тотворителей современпикам, служащих
образцом для потомства», . .
Впервые трагедия В. А, Озерова «ЛДи-
митрий Донской» была исполнена в яива-
ре 1507 Г. в Петербурге; в роли Димитрия
а знамелитый трагик А. С. Яков-
ев. НЯ
Трагедия. произвела потрясяющее.-Впе”
чатление, «Я не могу. отдать отчета в, том,
чо со мною ^ происходило,   ==’ восклицает
	один из зрителей первого представления,
	— Я чувствовал стеснение 18 груди, №°
пя лушили спазмы, била лихорадка, бро-
сало то в озноб, то в жар; то я плакал
навзрыд, то аплодировал изо всей мочи,
	то барабанил ногами п0 полу, — словом,
безумствовал, как безумствовала, впрочем,

вся публика».
Переполнявшая театр публика слилась

с актерами в ОДНОМ патриотическом по-

рыве:
«Никто не смел пошевелиться, чтобы

не’ пропустить слова; но при стихе:
	‚Беды‘ платить врагам настало ныне
время!
	вдруг раздались такие рукоплескания, то
пот, крики: браво и пр.; что’ Яковлев
принужден был остановиться, Этот шум
продолжался минут пять и утих ненадол-
то. Едва Димитрий в ответ князю Бело-
зерскому, склонявшему его на мир с Ма-
маем, произнес: «Ах, лучше смерть в бою,
чем мир принять бесчестный!», — шум
возобновилея с большею силою».

Своими рукоплесканиями зрители под-
черкивали свое сотласие с патриотически-
ми мыслями. Так, зрители прийти в «во-
сторР неописанный» от ответа, данного Ди-
митрием Донским надменному послу Ма-
	мая:
Скажи, что я горжусь Мамаевой
враждой:
	Кто чести, правде враг, тот враг,
конечно, мой!

Успех тратедни Озерова был так велик,
что, казалось, «театр обрушится от ужас-
ной суматохи», .

Этот небывалый успех «Димитрия Дон-
ского». как героической трагедии, оставал-
ся неизменным во все время войн Рос-
сля с Наполеоном (1806—1815), выражая
надежду многочисленных зрителей Ha TO,
что п в начале ХТХ столетия русский на-
род одержит такую же блестящую победу

нал врагом, какую он одержал пять веков
	назад,
Належда эта полностью отравдалась:

Наполеон был побежден и изгнан из Рос-
CHT.
	В 1807 г. молодой драматург-дебютант
M. В. Крюковский выступил © трагедией
«Пожарский», воскресившей перед арите-

ое славное событие русской ис-

лями друг
тори — освобождение Москвы от поляков

в 1612, году, 4
«Bot что называется торжество — и та-

кое, от которого, если не умереть, так сой.
TH OC ума можно», — Записал в свой
	русского театра

плескании. Ух. сои ооо ото
30 июля. 1812 тола в Москве вместо ко-  к отечеству» с музыкой К. Кавоса.
	«Балет, — рассказывает современник, —
имел подобное действие: одно’ пошевеле-
ние знамени с надписью: «за отечество»,
доволило зрителей до’ исступления. От
сильного сердечного чувствования все то
плакали, TO кричали или рукоплескали.
Сии представления даны были несколько
раз  сряду. Некоторые из зрителей, вышед
из театра, на другой день бежали прямо
в Комитет записываться в ряды  ополче-
ния» (см. «Военные письма, писанные ге-

Нерал-майором Писаревым», М. 1817 F.).
*

Театр в эпоху отечественной войны
1812. юда был ‘театром ^ патриотических
чувств и героического призыва к борьбе.
‚Этими же чувствами воодушевлен с еще
большей силой и театр наших дней, ког-
да весь’ советский народ. поднялся. на
борьбус кровавым германским фашизмом,
	Как в войнё с Наполеоном театр вооду-
шерлял ‘зрителя, вызывая в памяти исто-
	рические образы Димитрия Донского, Ми-
нина. Пожарского, так советский театр’ во-
	30 июля’ 1812 тода в Москве вместо ко-
медии «Модная лавка» была представлена
опера «Старинные святки». «Сия неожи-
данная перемена, — рассказывает совре-
менник, — сделана по случаю получен-
ных известий об ‘одержанных нал злей-
шим ‘супостатом важнейших победах при
Кобрине, при Клястицах».!

Знаменитая артистка Е, Сандунова за-
пела, как следовало По пьесе, «Слава 60-
гу на небе», но вдруг прервала эту «Сла-
ву» и, подойдя к рампе, спела совсем
другую «Славу» — полководцам, выиграв-
шим сражение при Кобрине и Клястицах.

Театр отвечал криками «ура»‘и салю-
том рукоплесканий, Сандунова, выждав
время, возглясила’ тихим ‘толосом:

_” Слава храброму тенералу Кульневу;
Положившему живот свой з&
отечество, слава!

«Bee, что. было  в театре, — рассказы“
вает современник, — залилось’ слезами,
певица сама заплакала’ и Ae могла тповто-
рить стихов, котда’ зрители‘ заревели и
застучали, при криках «фота», :

Беспримерный успех выпал в 1812 fr.
на долю спектакля, который‘ был не чем
иным, как призывом ко вступлению’ в ha-
родное ополчение, Этот исторический
спектакль состоялся в Петербурге “через
четыре дня после Боролинской битвы,

Шла драма С. И. Висковатова «Beeo6-
щее ополчение». В роли инвалида Усер-
дова выступил «первый актер‘ русского
театра» ‚И.  А; Дмитревский, сподвижник
Федора Волкова, основателя ‘русского’ те-
атра.

«Невозможно описать, —  рассказутвает
современник, — до какого исступления
доведена была публика, когла 80-летний
старец, сединами украшенный, бывиай в
свое время честию. и красотой Российской
трагедии и 20 лет обттвивший уже свое
поприще, почтенный Иван’ Афанасьевич
Дмитревский представилел” взорям `публи-.
ки В ERIc престарелого инвалила, иду-
Mero пожертвовать отечеству драгоценней-
шим вознаграждением = долговременной
службы, трудов, пота и пролитой крови—
тремя медалями, некогда геройскую, а те-
перь уже бессильную, но все еще лю-
	скрешает героические ‘ образы Богдана
Хмельницкого, Суворова; ‚ Кутузова, обра-
зы замечательных полководцев, прославив-

шихся в тоды гражданской ‘войны-—Чапа-

О:

3. ВОЙТИНСКАЯ
—>—-

ЭСТРАДНЫЕ
	СБОРНИКИ
	Издательство «Искусство» выпускает для
эстрады сборник ‘одноактных пьес «Будь
на-чеку!», посвященный бдительности,
борьбе с дезертирами, паникерами, pacupe-
странителями слухов, шиионамя. сбор
ник вошли одноактные пьесы В. Шквар“
кина и В. Зака «Старик», «Ровно в ЧАС»
А. Бородина; «То, ‘что может быть» Я.
Галицкого, «Девушка с противогазом» 1.
Бернацкого и др. В острадном сборнике
«На, врата, за родину — вперед» печатают“
ся стихи В, Лебедева-Кумача, А. Суркова,
Я. Купалы, сценки и одноактные пъесы
В. Типота, И. Чекина, И. Штока, Л. Лен-
ча и др. Составлен сборник из антифа»
шистских одноактных пьес «Кафе «Адоль“
фия» Л. Саяиского, «Батрак» ВБ. Ласк,
«Ценное изобретение» С. Данилика,
	жизнь, их воинские подвиги во. имя роди*
Hit вызывают жизейший отклик в. зрите-
ле... ЕК   }

Нет’ сомнения; скоро появятся новые
пьесы; которые установят самую’ прямую,
тесную ‘связь ‘мемлу театром и живою
действитёльностью наших‘ боевых ‘дней.
Рассказами о подвигах бойцов” Красной
Армии   ni rota, 06 mx ` мужественной
борьбе со фаптистскими  ордами полны
столбцы тазет, ‘Театр’ может ий должен
показать эти’ подвиги в’ их героической
действенности, во’ всей их о великой про-
стотё ‘и мужествентой силе. Советский
актер и зритель ивтериеливо MAT OF ‘дра-
матургов пьес, которые. воплотили бы ве-
ликне чувства любви к родине, спаявщие
воедино фронт и тыл в нашей стране. —
	С. ДУРЫЛИН