ВОСКРЕСЕНЬЕ,  20 ИЮЛЯ 4944 г. № 29 (70%)
		.  СОВЕТСКОЕ, ИСКУССТВО
		ГИТЛЕРЫЬ
° СМЕРТЕЛЬНЫЙ
ВРАГ КУЛЬТУРЫ
	Погромных  дел”мастер, Гитлер на заре
своей жизни, в Мюнхене, в этом Париже
немецкого искусства, пытался сделаться
художником-архитектором. Но-ни aaMeya-
тельные художественные сокровища ста-
рой и ‘новой, ; Пинакотеки, ни. все” усилия
преподавателей, -— ничто не могло пробу-.
дить художественный вкус в. человеке, чей
духовный Kpyrosop He выходил, аа пре.
делы пивной..” И никакими средствами не
мог быть! обнаружен талант в Том, к
способен. был. только ‚ завидовать ‘чужим
талантам и, подобно Нерону, ненавидеть
всякого подлинного художника.

Человек искусства не вышел из Гитле:
ра, но. «искусством» разрушения’ он: ов-
ладел в совершенстве... ‹

Вся «карьера», этого. Аттилы ‘ХХ века,
ватмившего варварством самых’ жестоких
разрушителей цивилизации, является
злобным, ни перед чем не останавливаю-
щимся стремлением уничтожить ‘искусст-
во, литературу, науку Ибо Гитлер всем
своим изуверским существом понимает,
что культура и фашизм — влейшие
враги... 4 . `

Отвергнутый за бездарность художест-
венной школой, Гитлер нашел свою
«академию» в казарме штурмовиков, сво-
им «университетом» избрал. публичный
дом, свой курс эстетики прошел на случ-
ном пункте.

Только. в этих злачных местах можно
безнаказанно сотрясать воздух. истериче-
скими выкриками: .

«Мы живем в конце эпохи разума... Су-
веренитет мысли является патологической
деградацией нормальной жизни...

в, для «нормальной» жизни алкоголи-
ков, наркоманов, педерастов мысль всегда
— «патологическая деградация»! {

Тот, кто имеет наглость заявить, . что
«самый термин «преступление» является
пережитком прошлого», не может не ис-
пытывать смертельного ужаса перед, куль-
турой и знанием. .

И Гитлер призывает свои бандитские
шайки: eM лолжны остерегаться мысли,
сознания и должны подчиняться только
инстинкту».
	А каковы инстинкты ‚грязной орды
убийц, грабителей, насильников, испыты-
вает на себе уже много’ лет несчастная
Германия, а теперь и многие; истерзанные,
залитые кровью страны..Европы.  ! .
	Неправильно = представлять ‘отношение
фашизма к культуре так, ` что OTH BapBa-
ры отрицают только культуру‘ негерман-
ских ‘народов, что они хотят создать,
пусть ограниченную, но какую-то свою
культуру: :

Так лживо ‘твердит. циничный, `омерзи-
тельный карлик Геббельс. Но вот как вы-
глядит в откровенных, не’для ‘печати,  бе-
седах «фюрера» эта «истинная культура
чистой северной расы», о’ которой визжат
грязные фаигистские листки, нахально
именующие себя «органами прессы»,
	«Надо иметь мужество возвратиться к
последовательному  невежеству. Культура
и знания ‘представляют ‘определенную
опасность для класса“ тоспод. Но 6вобод-
ный доступ к культурё ёще боле ‘опасен
для сохранения класса ‘рабов. Знания и
науки должны ‘получить’ характер культу-’
ры тайной, доступной’ только’ привилеги-
рованным». ue uo ‘

Может ли быть что-либо отвратительнее
по циничной откровенности и беспредель-.
ной ненависти к великим духовным цен-
ностям, созданным человечеством?!

Современные дикари-фашисты  уничто-
жают бомбами музеи в Лондоне, сжигают
книги в Париже, расстреливают людей
науки и культуры в  Польше и в Чехосло-
вакии не только потому, что это — музеи
вражеские, книги — неё фашистские, лю-
qa — борющиеся против фашизма. Нет,
фашистам ненавистны всякие музеи, лю-
быв книги; они не могут примириться с
существованием интеллигенции, ибо’ их
власть может продолжаться только в пол-
HOM мраке невежества‘ и одичания. Не-
мецкую культуру, давшую миру столько
замечательных  тениев, фашизм ° топчет
так же, кав и культуру захваченных им
Франции, Чехословакии, Польши. ,
	Гитлер недвусмысленно товорит: культу-
ра не нужна ни «господам», т.е, кучке
фаитистов, ни «рабам», т: 6. всему чело-
вечеёству. :
	Бот. почему, захватывая какую-либо
страну, ‘фашистские громилы закрывают
школы и университеты, сжигают книги,
разрушают музеи, воровски! вывозят все
ценности и’ физически ‘истребляют yue-
ных, художников, учителей, врачей!

Народу они навязывают бездарную, нё:
вежественную стряпню’ своих «истинно-
германских» бумагомарак, ‘маляров, . Ka-
пельмейстеров. Народ они пичкают «про-
изведениями», — восхваляющими вождя
древних Германцев Гепида, который убил
короля соседнего племени. ‘насильственно
женился на его дочери и заставил ‘ее ‘на
свадьбе пить вино из черепа отца...
	Но сами фашистские бандиты в своих
роскошных замках развешивают назворо-
ванные драгоценные картины, расставля-
ют на полках уникальные книги, Они их
не читают, они неспособны наслаждаться
ничем, кроме порнографических открыток,
Но на черный день они припасают #a-
грабленные сокровища!.. ‘

Звериная проповедь мракобесия дохо-
дит воистину до дьявольских _ размеров,
когда фашисты вспоминают о. великой
русской культуре. :

Тогда Гитлеру нехватает бранных сло
в его богатейшем лексиконе атамана бан-
ды, тогда он исходит бешеной слюной,
выкрикивая проклятия и’угрозы. по адрёз
су Пушкина, Толстого, тениальных  рус-
ских комполиторов; художников, ученых.

Не только, наше. новое, советское . ис-
кусство, но. из все искусство русского на-
рода жаждет ‘Гитлер предать  уничтоже-
нию Он смертельно’ боится мощи русско-
го ‘народа, он питает ужас перед славя-
нами: Он хочет He только уничтожить
нас физически, но и лишить нае нашей
духовной силы, нашей великой ‘культуры

Защищая нашу’ родину против полчити
фацтистских варваров. мы. отстаиваем дело
всего мира также и потому, что мы защи-
щаем и свою культуру, и культуру всего
мира. рт mo м

Немецкий хуложник Штук в картине
«Борьба. ва женщину» изобразил то, что
Ин охотно признают свонм идеалом,
ва свирепых самца, полулюди, ‘полужи-
вотные. сошлись в смертельной схватке за
самку; которая ‘тут же бесстылно-равно-
душно выжидает исхода борьбы, готовая
стать добычей победителя...

Таковы, — как ати первобытные суще-
ства, — самя фашисты. .

Таким они хотят сделать все человече:

ство. + п ,
Ham священвый долг — смести в. лица
земли фашистскую нечисть, спасти куль-
туру. отстоять искусство. уберечь науку
OT грозящей ‚смертельной опасности.

Красная Армия и советский народ, в
союзе, со, всеми народами мира, выполнят
это великое дело!

М. ГУС
		ИО
				г ЛЬ ОНЛ
	СОЮЗ СССР И АНГЛИИ—БОЕВОЕ ЕДИНСТВО ДВУХ ВЕЛИКИХ НАРОДОВ
	Фашизм
	Героичесная борьба
	цивилизации
	вилы, жаждущие, разбоя и грабежа, пы.
тались прикрыть. свое стремление к ми.
	ровому господству,
	за спасение
	В. 1935` году -в Риме происходили’, эа-
седания” международного конгресса зод-
чих. Вместе с другими делегатами  кон-
гресса. нам, архитекторам СОСР, пришлось
быть на приеме у Муссолини и слушать
его речь, обращенную к участникам кон-
гресса.”В те днн итальянские фашисты нал
чинали откровенно-грабительскую ° войну
против Абиссинии. С театральной напы-
щенностью` «дуче» говорил архитекторам
о том, ‘что Италии нехватает «места под
солнцем», и произнес целый патетический
монолог в защиту силы, как единственно-
го аргумента правоты Италии и неправо-
ты . Абиссинии,
	Такую же речь, полную’ апологии  тру-
бого наснлия, мы слушали в 1935 году и
из уст Гитлера. Мы ‘зашли © сотрудни-
ками советского полпредства в берлинское
кино и смотрели звуковой’ фильм, попу-
ляризировавший одно из многочисленных
тотла выступлений германского рейхскан-
цлера. Со свойственными ему кривлянием
и гримасами, с выкриками, Гитлер гово-
рил, вернее, не говорил, а вопил, — о
необходимости захвата новых вемель, 0
расширении германской территории...

Можно было подумать, что Германия и
Италия были тогда Действительно на
краю нищеты. и голода, в. которые. их
повертли злые и коварные враги. На са-
MOM деле не было ни. того, ни другого:
Ссылка на ‘недостаток. земли была при-
вычным агитационным приемом, каким ту-
пые и самодовольные германские запра-
		Сплочение сил нультуры
и прогресса.
	красный собор в Манчестере. Множество
других выдающихся памятников зодчества
превращено в руины;

Эта ‘ разрушительная «деятельность»
китлеризма как нельзя более соответствует
всей той темной и злобной политике мра-
вобесия, которую Гитлер и его подруч-
ные проводят у себя в `Германии. Сож-
жение лучших сочинений великих поэтов,
ученых и философов, раснстский бред, ко-
торым Гитлер хочет отравить. сознание
народа, заглушить этим ядом всякое
стремление к свободной мыслио и куль-
туре, — вот что дали эти отвратитель-
ные мракобесы немецкому ‘народу. _

Неудивительно, что в гитлеровской Гер-
манни не создано ни одного сколько-ни-
будь значительного произведения искус-
ства Не написано ни одной сколько-ни-
	будь выдающейся книги, В этой - oTpar-
	ленной атмосфере задыхается все живое,
гибнет всякое творчество.

На черном знамени гитлеровских орд
написаны. слова человеконенавистничества,
мракобесия, звериной злобы. Наша вели-
кая страна, в пределы которой `оемели-
лись вторгнуться эти полчища варваров,
подняла на недосягаемую высоту творче-
ство и культуру, но наша страна в то же
время создала грозную армию, армию-0с-
вободительницу, славную Красную Армию,
которая в жестоких боях дает сокруши-
тельный отпор черным гитлеровским ор-
дам.

Союз двух великих государств — СССР
и Великобритании — это сплочение сил
культуры и прогресса для борьбы 3a
окончательный разгром гитлеризма, для
освобождения угнетенных им народов, для
уничтожения этой страшной язвы, вы-
росшей на теле человечества.
	В. ВЕСНИН,

академик архитектуры, президент
	‘Академии архитектуры СССР
	На бой
с фашизмом! ©
	Зарвавигиеся фаптистские бандиты ‘по-
смели напасть на евященную советскую
вемлю. Гнев и возмущение закипают в
сердцах всех передовых людей, насёля-
ющих земной шар, людей, которым нена-
вистен кровавый фашизм. Выражением
этих чувств является соглашение, ‘зак-
люченное меэжду правительствами’ СССР
и Великобритании. Но ме только великий
английский народ — все передовое чело-
вечество становится ‘сейчас на сторону
Советского Союза, героически сражаюлце-
гося с кровавой фашистской , сворой,
	Я обращаюсь в дни великой  отечествен-
ной войны советского народа с гитлеров-
ской Германией к мастерам искусств все-
го мира:
	— Дорогие друзья! Об’единяйтесь в
	борьбе с темными силами фашизма! Пом-
	ните, что к вашему голосу прислуншивают-
ся миллионы людей. Призывайте же их
к обединеёнию, зовите’ на бой ©  фалциз-
мом! )

Художник
	Генрих ФОГЕЛЕР
	 _В своей звериной ненависти к культуре
гитлеризм не только физически  истреб-
ляет и обращает в рабство миллионы лю-
дей, но и варварски уничтожает лучшие
произведения человеческого творчества.

Жертвой этих новых вандалов, неерав-
ненно более жестоких и кровожадных,
чем их дальние прелки, уже сделались
прекрасные мирные города, замечатель-
ные творения зодчества, сознательно и
планомерно, стираемые с лица земли, це-
лые кварталы жилых зданий незащищен»
ных городов, уничтожаемые бомбардиров-
ками.

В северной Франции гитлеровские пол-
чища уничтожили прославленный  Амьен-
ский собор—один из великолепнейших об-
разцов французской тотики, чудо архи-
тектурного искусства., Многие поколения
веками строили этот храм, вкладывая. в
его архитектурные формы свои лучшие
мечты и идеалы, свое мастерство, свой
вдохновенный труд. Камень за камнем в
течение долгих лет воздвитался ‘этот’ со-
бор, живая летопись прошлого. Он пре-
вращен теперь в развалины в. течение
одного дня. Такая же участь постигла и
другой шедевр французской готической
архитектуры — собор в. Лаоне.
	Особенное неистовство проявили фаши-
стские орды в бомбардировках англий-
ских городов.
	Гитлеровские воздушные бандиты на-
несли серьезные повреждения внамени-
тейшему памятнику английской архитек-
туры — собору св. Павла.в Лондоне,
творению великого зодчего XVII века
Кристофора Рэна. ‘

Поврежден Британский музей — пер-
вое в мире по своему богатству и нзуч-
ному значению хранилище произведений
искусства и исторических материалов.
Сильно пострадал Вестминстер — здание
английского парламента. Разрушен пре-
		‘будет уничтожен!
	‚Все передовое‘ человечество, всё порабо-
щенные кровавым Гитлером народы
ненавидят нацистский режим, , несущий
смерть, голод, опустошение, .

Соглашение между правительствами
СССР и Великобритании 0. совместных
пцействиях в войне против фашистской
Германии означает могучую коалицию
двух великих держав против озверевшего
Гитлера и его банды, ввергнувшей мил-
лноны людей в страшную бойню ради
бредовой идеи порабощения, нарбдов ка-
стой германских «господ»,

Сотлашение между СССР и Великобри-
танией встречено во всем мире с огром-
ным удовлетворением, Миллионы рабочих,
крестьян, интеллигентов, выдающиеся де-
ятели науки и искусства обоих полуша-
рий выражают свои глубокие , симпатии
Советскому Союзу и Великобритании, co-
ставившим могучую коалицию, обеспечи-
вающую окончательную победу над фа-
UWIH3MOM.   ;

Эта коалиция великих прогрессивных
держав Европы сильна He только своим
моральным авторитетом, но и неисчерпае-
мыми людскими, экономическими,  техни-
ческими и военными ресурсами. ‚

Соглашение 0 совместных ° действиях
CCCP и Великобритании вселяет в наро-
ды, порабощенные гитлеровской. шайкой,
уверенность в том, что близок чаю их ос-
вобождения от невыносимого гнета.

Каждый День тазеты о сообщают, что в
	  странах, захваченных фашистскими бан-
	дитами, растет народный гнев против по-
работителей. Все активнее действуют пар-
тизанские ‘отряды, нанося существенный
вред военной машине германских окку-
пантов. oo

С каждым днем все смехотворнее oTa-
новятся наглые претензии гитлеризма на
«мировое господство». Чем дальше, тем
все отчетливее Гитлер и его клика на-
чинают чувствовать провал их кровавой
авантюры и приближение гибели.

Чёловечество будет освобождено от гне-
та и варварства фашизма!
	И. МОСКВИН,
	О каком недостатке вемли могут горо.
рить гитлеровцы. сейчас, выступая против
СССР‚`когда они завладели всей средней
и северной Европой? Но и этого мало
для германских хищимков, мечтающих о
мировой гегемонии. Гитлеру нужен Во-
сток, Украина, Баку, Константинополь,
Моссул., Багдад. B этой жажде es
хватить всю Европу и Азию, & вслед за
ними и Америку, в этом стремлении к
мировому `владычеству Гитлер и начал
	‘чудовищную и коварную войну. против
Hammett великой родины,
	Советский Союз. заключил военный до-
говор е  Англией для. разгрома  ‘фащиет.
ской Германии. Я много раз бывал в Ан.
тглии,й наблюдал эту страну, любовался ве
высокой культурой, восхищался спокой-
ной настойчивостью англичан, их уверен.
ным взглядом   на будущее. Содружество
этой демократической страны с могучим
(юветским Союзом обеспечивает все мяа-
териальные и’‘идейные предпосылки для
разгрома и уничтожения гитлеровской

Германии.
	Наролы Советского Союза  тероически
	‘борются с немецкими ползищами, не ща-
дя ни_сил, ни жизни, покрывая себя в
	боях неувядаемой славой, Мировая куль-
тура должна быть спасена от фашистских
изуверов, и она будет спасена. Советский
Союз и Великобритания не позволят
восторжбёствовать насилию и гнету.

А; ЩУСЕВ,
	зкадемик архитектуры
	МЫ Не простим бандитского втоужения
танией свидетельствует © том, что
народы ‚прогрессивных государств об’еди-
няются сейчас для того, чтобы стереть ©
	лица земли гнусную гитлеровскую свору.
	В планы политического банлита Гитле-
	ра входило разбивать своих противников
	по-одиночке, Но великие державы мира
протягивают друг другу руки, чтобы в
этот исторический час совместными уси-
	лиями. нанести фашизму сокрушительный
	удар.
Белорусский народ никогда не простит
фашистам их разбойничьего ‘нападения.
	Плакат работы художников Кукрыниксы,
	В программе театров  мюзик-холльно-
эстрадного типа — патриотические леени
и танцы, одноактные пьески, скетчи, . сцен-
ки, юморески, высмеивающие гитлеровскую
свору убийц и мародеров, призывающие
к спокойствию, стойкости, к борьбе ло
победы, бичующие  дезорганизацию. и уны-
ние, взывающие к. бдительности, ‘к разо-
блачению фашистских пшионов и дивер-
Сантов.
	одесь и скетч, передающий патрниоти-
ческий диалог двух зенитчиков во. время
налета гитлеровских воздушных ‹ разбой-
ников; и веселая песенка, высмеивающая
Гитлера и Геринга; и сатирическая сцен-
ка, разоблачающая фальшивки. геббельсов-
ской печати; и всевозможные интермедин,
рисующие мужественное поведение анг-
	‚лиНского  васеления. / во время германских
	воздушиых бомбардировок; и ‚различные
патриотические песни и танцы. В! про-
грамме таких театров есть, понятно, и но-
мера обычного, «мирного» типа, но, по
признанию английской критики, патриоти-
ческий антифашистский репертуар с каж-
дым дней все, больше и. больше завоевы-
вает английскую сцену и эстраду,
	Изменился за годы войны и рейертуар
драматических Чеатронв Англии. Из’ клас-
сиков ставится, пожалуй, только Шекс-
пир, но’ шекспировские пьесы сейчас, осо-
бенио ‘в провинции, идут гораздо‘ чаще,
чем раньше, Известный английский актер
Джон Гилгуд раз”езжает по cTpaue co ‘ene-
	цнальным › репертуаром: › подборками‹ ‘из
шекспировских текстов, говорящих о пах
	риотизме, о преданности родине, о ‘муже.
стве. и стойкости в борьбе с врагом.
	Из. современных английских драматур-
ов попрежнему очень популярен Бернард
Шоу. Его ненависть к фашистским врагам
цивилизации и прогресса, erg, неизменно
дружественное отношение к Советскому
Союзу завоевали престарелому драматургу
огромную популярность в народё,
	Боевой патриотический антифашистский
репертуар вытесняет на’ драматических
сценах Англии пьесы «мирного», - довоен-
ного типа. 3% последнюю зиму и ныне
нее лето на сцене английских театров про-
шло немало пьес, рисующих, например,
борьбу английской развелки се фашистски-
ми шиионами и’ диверсантими. Тема ЭТА.

thm полая пас
	о

сло стовам театрального критика журнала

‚ Союз. народов” СССР. и Великобритании
a дружеская помошь Соединенных. Шта-
тов Америки — верный залог грядущей
окончательной победы правды и справед-
ливости над грубым ‘насилием и отвра-
тительным варварством фашистов.
	А. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР,
* народный артист РСФСР, профессор
	‚ В ЗАЩИТУ ПРОГРЕССА
	Военное’ соглашение ‘СССР с Англией
отрадно потому, что оно символизирует
солидарность крупнейших стран мира
Европы в деле зашиты человеческих прав
	народный артист БССР, лауреа
Сталинской премии у
	выпускаемый издательством «Искусство»
	ском плане, Пьесы «Коттедж сдается в
наем», «Секретное оружие», «Труп в до:
ме» и др. рассказывают о германских фа:
шистских* хищниках, проникающих под
различными ‘масками на территорию Ан»
пни и пытающихся вести подрывную ди“
версионную работу: `
	Анонсировавы ‘и пъесы из репертуара
нынешнего сезона американских театров:
«Полет на запад». Эльмерая Райса и «Отра.
	жа на Рейне» Лилиан Хельман,
	Пьеса Райса рисует отношение к гит
леровской «тоталитарной войне» и фашист.
скому «новому порядку» со стороны луч:
ших элементов американской интелти:
генции и показывает высокие моральные
качества бельгийского народа, угнетенно-
	го, HO не сломленного германским фа’
шизмом. -
	Ярко антифашистский характер носит я
пьссь Лилиан Хельман. Американская кри.
тика считает «Стражу на Рейне» одним из
лучииих произведений ‚ современной ан:
тифашистской драматургии.
	Действие этой пъебы происходит п Ам
рике, в окрестностях Вашинттова. Герой
пьесы — активный деятель подпольного
антифашистского движения в Германии,
Курт Мюллер, приезжает’ вместе с женой
и детьми к свовм ‘родственникам в Аме-
рику. Но Мюллер не может долго наслаж.
даться спокойствием мирной’ жизни и от:
дыха — долг призывает. его вернуться WS
одину, страдающую под игом филшизма.
‘динственное препятствие стоит на пути
Мюллера — ‘некий пройлбха, румынский
авантюрист, одии из тех, которые охотяо
MAY? в лакено в гитиеровской своре раз
бойников. Этот фацтистский агент угро-
ACT выхать Mate & агентам ‘тестапо, и
мул:ественный антифатист не осталавли-
	ваотся перед тем, чтобы. смести мерзаяца
со своего пути.
	_ Театральное искусство “Англии пережи:
вает сейчас тяжелые дни, Но оно питает.
ся жизнетворными’ соками любви к роди:
не. всенародной‘ готовности бороться ¢ Ko
варным ‘врагом до полной победы, веры в
то, что фашистская  гадина будет, раздаз»
лена Эти чувства наполняют cepa pe
ботников английского театра, Английские
актеры, режиссеры и драматурги вместе
со всем английским наролом приветствуют
сотлатиение между правительствами СССР
и Великобритании о совместных дейст.
виях в. войне против гитлеровской Герм:
ции. Они шлют письма и телеграммы 8
адрес советского посольетва в Лондоне,
выражая горячую `солиларность с Совет-
ским Союзом и ‘увереняость во том, 910
героическая Красная’ ‘Армия сотрет с ли
ne Я

а а ,
	Ча земли ‘черную фашистскую гидру.
	Ал. АБРАМОВ
	Так сама жизнь рушит нелепый миф о
«мировом господстве» фашистской Герма-
нии. Группе международных шулеров и
убийц противостоит весь прогрессивный
мир.

Смерть. фашистской. банде! Под этим
лозунгом. ведут войну © гитлеровской Гер-
	манией  народы СОСР- и. Великобритании.
	Фапгизм будет уничтожен навсегда и 63
	остатка. ‹:- у
Н. ЧЕРКАСОВ,

народный артист РСФСР,  . депутат

Верховного Совета РСФСР, паургат

Сталинской премии
	12 июля в Москве был подписан до-
кумент громадного исторического  значе-
ния. Два великих государства — Coner-
ский Союз a Великобритания, два вели-
ких народа, об’единенные одним стремле-
нием, одной волей к победе над темными
силами кровавого фашизма, выступают от-
ныне рука об руку в войне против гитле-
ровской Германии. Иначели быть нес мог-
ло! Все передовое, прогрессивное челове-

чество, все, кому дороги идеалы свободы
и культуры, . неизбежно должны  0б’еди-
						Коалиция прогрессивного человечества
	ниться в борьбе со средневековым варвар-
ством, возрожденным в Европе гитлеров-
ской ‘кликой. \
Неравную борьбу затеяли бандит Гит-
лер и его свора. Я горячо, от всей души
приветствую людей искусства Пеликобри-
	тании, сердца которых горят ненавистью   Я завоевании человеческого тения. NTO
BK озверевшим фашистским убийцам. Фа- Ценит достоинство Человека, имя которо-
	к озверевшим PaulnetoRum убийцам. Фа-
итизм` будет уничтожен!
	Ольга ЛЕПЕШИНСКАЯ,
	лауреат Стапинской премии
	‘то звучит гордо, тот будет с нами. и_за
	нас.

——_— теч ФФ 5 оо < ЛА

лауреат Сталинской премии
	Английский театр в дни войны
		О О О нони нано one 604 662 ee 804s ened beer ence
		Американский кинозктер Джемс Уипли
получил недавно письмо от своего брата,
	работника английской эстрады и мюзик-
	холла.

«Ты едва ли можешь представить себе,
как изменилась наша жизнь,—писал тот,—
И театр наш, и сами мы уже не те, что
прежде. Из нашей жизни исчезли благоду-
шие и самодовольство, мелкие театраль-
ные склоки и ваискивание перед публи-
кой. Сейчас мы думаем и живем по-дру-
тому. Во врёмя воздушных бомбардировок
в Лондоне мы отсиживались в убежищах
или стояли на крышах домов,  превра-
щаясь то в пожарных, то в санитаров.
Потом мы перебрались в провинцию. Мы’
кочевали от города к городу, от местечка
к местечку, ночевали где придется: то в
	частных домах. то в. вестибюлях битком
	набитых тостиниц, то в каком-нибудь де-
ревенском сарае. Труппа ‘нала стала тес-
ной семьей, заработки сравнялись, не бы-
ло среди нас ни первых, ни последних,
все ‘были равны, все‘ делились други с
другом. Мы отощали, изнервничались, но
не пали духом. Есть какой-то огромный
замечательный смысл в нашей жизни, в
нашей борьбе за право жить и, работать,
Основное наше чувство — ненависть к на-
цистским стервятникам, основное наше
желание —  дождаться окончательного раз-
грома врага, ложить до той минуты, ког-
да гитлеровское чудовище закорчится в
предсмертной агонии».
	Так живут и мыслят сейчас все работ-
ники английской, сцены. Английский ак-
тер, как и английский художник, как и
английский писатель, како и любой сын
английского народа, переживает трудные
НИ, НО Не теряет ни спокойствия, ни ве-
	ры в окончательную победу над фапгист-
СКИМИ ХИШнНикамя.
	С сентября 1940 года, когда начались
мабсовые налеты германской авиации на
Лондов и другие города Англии, жизнь
лондонских театров резко изменилась Ве-
черние спектакли прекратились. ВБольшин-
ство театров английской столицы эвакуи-
ровалось в провинцию Возникли cpoe-
образные «театры на колесах» — кочую-
щие труппы, составленные порой из очень
сильных ‘драматических актеров, занимав-
ших вилное положение на лондонской
сцене. В антлийских театральных журна
лах вместо ‘обзора лондонских ‘ премьер
появился новый раздел «Плэйз он тур»
(передвижные спектакли). Часть `тватров
Лонлона совсем закрылась: большинство
их работников ‘ушло в армию или в от-
ряды противовоздушной обороны: Ва по-
	‚  снова выступали перед публикой на спе-
	не или на эстраде, «Переживаемые намя
времена тяжелой смертельной борьбы с 03-
верелым нацистским хищником показали,
что театр не разделяется больше на пуб-
лику и актеров, свидетельствует «Сэн-

дей таймс», — и у зрителей и у. актеров
— одни цели и одна борьба».
	Германские фашистские, стервятники пря
бомбежках мирных английских городов, ра-
зумеется, не щадили театров: для них это
был удобный случай уничтожить скопле-
ния мирных, невооруженных людей, ис-
треблением которых привыкли хвастать-
ся идеологи фашистской — «тоталитарной
войны». Немало театральных зданий и в
Лондоне и в провинции сильно пострада-
ло или было совсем разрушено терман-
скими бомбардировками с воздуха. Не раз
спектакли прерывались и зрители вместе
‘0 актерами вынуждены были укрываться
в бомбоубежищях. Но бывали случаи,
когда и актеры и публика спокойно оста-
вались на своих местах, готовые оказать
помощь пострадавиим или принять со-
вместное участие в тушении пожара. 06
одном таком случае рассказывает газета
«Манчестер гардиан»:
	«Б одном северо-западном городе Анг-
лини во время спектакля в местном театре
в воздухе появились германские бомбар-
дировщики. На город обрушились зажига-
тельные бомбы. Две бомбы пробили кры-
лиу театра. Одна упала на сцене, другая
— в зрительном зале. Начался пожар.
Группа артисток, не успев даже переме-
нить платья, быстро образовала цепочку и
ud рукам передавала пожарным ведра с
водой. Театр был переполнен, но нсе вели
себя диспиилинированно, © большой вы-
держкой  и спокойствием. Как только опас-
ность ‘была ликвидирована, на сцену вы-
шел управляющий театром. Кто-то из пуб-
лики крикнул ему: «Беретитесь!» Тяже-
лый занавес сорвался и грозил раздавить
его Управляющий спрыгнул в оркёстр и
обратился к публике: «Будем ли мы про-
должать спектакль?» Множество’ голосов
ответило утверлительно. Тогда в оркёст-
ре появилась молодая женщина из публи-
кн, села за рояль, и в театре Fete
звуки хоровой патриотической Яесни. Пе-
ли все — и актеры и зрители...ъ
	Таковы будни нынешнем  англий-кого
	‚театра, таков его дух — бодрый, спокой-
	ный, дух мужественного. народа, готового
	до конца продолжать борьбу. с озверелыми
фапистскими бандитами.
	Каков же репертуар современного анг-
лийского театра в эти суровые дни борьбы?

сцена из антифашистской пьесы
Л. Хельман «Стража на Рейне» в пос-
тановке Г. ПШумлин, с большим успе-
хом идущей в одном из въю-йоркских
	театров на Бродвее, На смимке; фи-
нальный эпизод — убийсгво провока-

тора Тека аптифашистом Куртом‘ Мюл-
лером

Tere» ame
	следние месяцы лондонские спектакли ог-
аничивались  утренниками в театре
айндмилл, ‚ дневными эстрадными снек-
таклями в «Арс-тиэтр-клуб» и нерегуляр-
ными (тоже дневными) спектаклями в
театре «Водевиль». Этим’ летом давались
также спектакли в летнем театре Рид-
жент-парка; в большинстве случаев это
были. представления мюзик-холльного ти-
па. Небольшие самодеятельные коллекти-
вы устранвали представления в жанре
театра миниатюр в наспех оборудованных
подвалах, одновременно служащих иубе-
жищем в случае воздушной бомбардировки.
	Эти резкие изменения привычной рабо-
ты театров. однако, отнюль не вызвали
уныния в среде лондонских театральных
работников. И актеры и режиссеры `рабо-
тали, по словам английской» критики, с
большим под’емом, с небывалой энергией
и воодушевлением. «В эти тревожные
дни, — писала газета «Сэндей таймс», —
искусство еще теснее сблизилось с наро-
дом. Из кварталов — аристократического
Вест-энда оно пришло в густонаселенные
районы окраин». И актеры, участвовавиие
вместе со зрителями в борьбе с пожарями
от зажигательных бомб, на другой день