ВОСКРЕСЕНЬЕ, 20 ИЮЛЯ 1944 г, № 29 (764)
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Творческие заиысльт.
	} дни великой отечественной войны с
пранским фашиамом, Художественный
тир приступил к работе над ‘пьесой
i. торе и, А. Разумовского «Полко-
юри Суворов» — произведением, воспе-
миции неувядаемую славу русского ору-
gif, славу народа, который неизменно
пал сокрушительный отпор всяким по-
там иновемного, нашествия, ‘на нашу
нулю, громил захватчиков и всегда же-
«око разбнвал врага, .
	} самом образе замечательного русского
пирнота, выдающегося военного стратега
(уюрова воплощены ‘лучшие героические
рты народа, из недр которого он вышел,
ирда, который сейчас решительно от-
(аивает свою свободу и независимость в
(рыбе с наглыми фашистскими захватчи-
мхи, Нар. артисту СССР Н. П. Хмелеву,
popomy поручена роль Суворова, пред-
cour создать образ умного, прозорливого,
проничного человека, человека несокруши-
ий воли, твердости. и удивительной’ ду-

ч швной простоты. Близкий народу, пре:
  цино понимающий его нужды и запро-
вы, беспредельно любящий свою армию,
зимательный и чуткий, простой и по-
сушый в’ отношениях с солдатами, Суво-
в был для них ив бою и на привале
сиршим товарищем, и эти черты роднят
ис Маршалами Советского Союза, нарол-
SHR полководцами, боевыми руководите-
ин нашей доблестной Красной Армии.
Титру предстоит решить трудную и от-
юттвенную задачу — показать любимом
иродом полководца, создать образ героя,

кий и своеобразный по характеру и
муоко национальный,
	В пустом и враждебном придворном OK-
жении Суворов был по-своему одинок.
Crm для борьбы и моральную поддерж-
у м черпал лишь в народе, в горячо
moh им и беззаветно преданной ему
ива солдат.

Еть в пьесе прекрасный эпизод, в ко-
тром изумительно сильно и четко pac-
рызается обраа Суворова“ и любовь рус-
чит людей к своему отечеству. Перед
зитием Иамаила Суворов обращается к
OEM солдатам: i
—А ну-ка, ребята, напомните’ старому
‘атьке, кто прошлый Тод воевал со мной
m (ерегах Рымника?

Наступает пауза, & затем могучий и не-
ройный хор голосов отвечает:

— Мы с тобой!

— Мы на берегах Рымника!
	— Молодцы! — товорит Суворов. —
Герои! Храбрые люди! А кто, братцы, хо-
ил со мною в прошлую кампанию? Отве-
  Кто отличился под Гирсовым? Кто
мял неприступный Туртукай?!
	  на каждый вопрос Суворова солдаты
мвечают: «Мы при Гиреве», «Мы взяли
Туртукай». Но чем дальше углубляется
	» pad-
фапги-
	„Два генерала“
	Mom новая пьеса «Два генерала»
азывает ‘о нападении. германских ¢
	пов ка нашу страну, о-ведликой. отечест».
	уиннон вонне, крторую ведет весь наш
<> ваюд против гитлеровской Германии, _
Герои пьесы — командиры, бойцы Kpa-
шой Армии, колхозники-партизаны,.  Дей-
(take происходит в первые дни войны,
з долине, тде построено большое водохра-
зилище, На 22 июня было назначено тор-
RECTBO по поводу окончания  строитель-
ва. Колхозники, приехавшие на торже-
(во, попадают в район военных дейст-
мг и плечом к плечу, с’ бойцами Кра-
(ой Армии отражают ‚ нападение врага.
Колхозники ловят ‚диверсантов, помогают
Красной, Армии и создают партизанский
ирял. Во главе отряда становится ста-
рый солдат русской армии, сражавшийся
против немцев в годы первой империали-
ической войны,

М я задача — показать сплоченность,
инство всего советского народа, востав-
[ero Ha защиту чести родины. .
Пьесу «Два генерала» я пишу по госу-
ирственному- заказу и закончу к 1 авгу-
(та. Она предназначена для постановки В
	Малом театре.

Вс. ИВАНОВ
	  Великая задача
/ _ Искусства
	-

Великая отечественная война, которую
Ироически и самостверженно ‹ ведет наш
харод, естественно, заставляет деятелей
‘ветского искусства. пересмотреть «мир-
Aves творческие планы. Гнев и смертель-
ия ненависть к фашистским насильни-
Mau, убийцам и людоедам стучится в на:
Ш творческое сознание. к

Настал исторический час, когда всю
зашу творческую энергию, всю впитан-
9 в кровь и сознание любовь к
чизне, весь накопленный опыт и ма-
‘ерство, всю нашу гордость и достоив-
(тво советских художников мы должны
вить в произведения, направленные на
‘Чужбу народу, на помощь ему в его
вронческой борьбе с фашистскими орда-
wn Гитлера!

Такова почетнейшая и благороднейшая
Hua, стоящая перед’ нами, творчески-
\и работниками.

Нечего и товорнть, что и я целиком OT-
ММ ей все мои СИЛЫ.

Помимо сочинения песен, этой легкой
4 подвижной артиллерии советского ис*
Пуства, я буду писать и более крупные
Хузыкальные и  музыкально-театральные

7 произведения, Так, например, я получил

Чравычайно интересное предложение со-
‘ииить оперетту-памфлет «Диктатор» (либ-
Мо Н. Адуева). Эту вещь я предпола’
п закончить в «боевые» сроки.

Я участвую также в работе над’ корот-
И\етрожным фильмом. который будет
авить режиёсер Г. Александров ¢ JI. Op-
Имй в главной роли; Буду я активно
о и в музыкальном  радиовеща-
RR. ‘ у
Кроме того, я предполагаю вернуться

® давно задуманной миной опере «Ра-
1 по либретто М. А. Булгакова и
ТИложу всё свои силы, чтобы  прекрас-.
, №1 литературно-сценический — материал.
‘oto либретто нашел достойное  музы-
ibnon воплощение:
\\ 9 мронаме наших летчиков,  сталин-
: \ соколов, будет создано много произ-
\ Eva искусства. Бессмертный подвиг
*  tana Tacteno побуждает меня нани-
ne снифоническую поэму или фанта-

}, у
Я ив сомневаюсь   что советское искус-

ПМ будет достойно нашей грозной эпохи.
1 цашего тёроического народа. /

‘
	MANGE р

и. Д НАЕВСКИЙ,
	заслуженный деятепь иснусства
		с   Суворов в историю. тем Boe
	ene риа ОЗ ЧОАР У ВА
меньше голосов отвечает ему.

меньше
	—А кто брал прусскую отолицу? —
спрашивает далее Суворов.
	— Вто был. 60 мною в Берлине?
	На этот вопрос отвёчает только один
человек — лдат Иван Егоркин (роль

Re orem mew с
	‘го поручена нар. арт. СССР И, М. Мо
CKAMHY).
	— Я был с тобой в Берлине, Александр
Васильевич.
	Встреча со старым солдатом, участво-
вавшим во всех суворовских походах,
беспредельно любящим свою отчиану и
	‘сю жизнь сражающимся во славу  рус-
ского оружия, глубоко волнуют полковод-
	ца. Обращаясь к солдату, он тфрячо тово-
рит:
	— Слава тебе и честь, ‘Иван Иторкин!
Тридцать лет оберегаешь ты наше отече.
ство! Велика ‘честь, велика слава! Все вы
богатырн, вее храбрые воины! Прежде вы

а С УИ
	петь \Уд0Са, & нынче и себя превзой-
	Этн слова Суворова звучат, как произ-
несенные сегодня. Да, свободолюбивые на-
роды нашей страны героически дрались
на фронтах гражданской войны, били
подлых захватчиков, пытавшихся порабо-
THTb нашу родину. завоевать наши земли!
Еще совсем недавно бойцы доблестной
Красной Армии проявляли чудеса храбро-
сти на фронте борьбы’с финской белогвар-
‚дейщиной. Но сейчас, говоря словами Су-

воровз, они превзойдут самих себя в ре-
	иительной:
фапгизма.
	схватке с темными силами
	‚ОТКРЫТИЕ
ВЫСТАВКИ —
“ОБОРОНА СССР
	Вчера вечером в помещении Музея во-
сточных ‘культур открылась большая вы-
ставка народного изобразительного  ис-
кусства «Оборона СССР», организованная
Комитетом по ‘делам искусств при Сов-
наркоме СССР и Всесоюзным домом на-
родного творчества имени . Н: К. Круп-
ской.

В пяти залах муёея собрано свыше. 300
произведений художников самодеятельного
искусства. Два первые зала посвящены
произведениям на темы гражданской вой-
ны; в специальном разделе собраны кар-
тины, иллюстрирующие разгром немецких
оккупантов на Украине в 1918 году.

Экспонаты третьего зала характеризуют

годы укрепления обороны страны nov
руководством товарища Сталина. В чет-
вертом зале — картины, рисующие бое-
вые эпизоды из борьбы с финской бело-
твардейщиной на Карельском перешейке.
Здесь же — первые „картины  самодея-
тельных художников на темы второй оте-
чественной войны.
’ Кроме произведений живописи, о кото-
рых в прошлом номере нашей  тазеты
была’ напечатана статья И. Ростовцева
«Живопись, зовущая к боям», на выстав-
ке экспоннровано также большое количе-
ство ‘скульптурных произведений. Здесь
показаны статуи и бюсты руководителей
партии и правительства, маршалов Совет-
ского Союза, выдающихся полководцев
гражданской войны и Героев Советского
Союза.

Небольшой раздел выставки посвящен
показу героического прошлого русского
народа.

В витринах — гравюры на меди, резь-
ба по кости, финифть, выжигание по’ де-
реву. На стенах — красочные ковры на
оборонные темы. ep ay

На. открытии выставки ‚ присутствовали
художники, представители Красной Ар-
мии, писатели и зкурналисты.
	Г. Петин. «За нашу победу». К выстав-
ке «Оборона СССР»
		АГИТФУРГОН
	Отдел агитации и пропаганды Сверд-
ловского РК ВКП(б), т. Москвы снарядил
специальный агитфургон, который будет
вести массовую работу среди населения
района. Первая программа  агитфургона
подготовлена коллективом актеров Театра
им. Ленинского комсомола’ под руковод-
	‚ством засл. деятеля искусства И. Н. Бер-
	сенева. Она включает ряд вокальных но-
меров («Песня»о Сталине», «Кавалерий-
ская», арии из оперы «Князь Игорь» и
др.), ‘стихи  Маяковского, водевили Ленча
и Блажевича, отрывки из романов «Оди:
ночество» и «Как закалялась сталь», тан-
цы и т. д. Площадкой для выступлений
артистов будет ‘служить художественно
украшенная грузовая машина. Первый
выезд агитфургона состоится 22 июля.

Советская военная
А есия
	ную роль итрает Фортепианное сопрорво-
ждение;  мелодическое и гармоническое
развитие бывает весьма сложным и! порой
недостаточно запоминающимся.
	Сейчас необходимо создавать подлинно
строевые песни, которые сразу смогут за-
	звучать в рядах действующей армии,
То, что пока написано в этом жанре,
нельзя признать вполне удовлетворитель-
ным. Относительно удачна, благодаря
рельефиости и ‘вапоминаемости своей
мелодии, песня Акуленко «Шире шат»
(стихи Алымова) Такие же песни,
	как «Драться храбро» Шульгина, ‘«За де-
ло правое» и «В поход за родину» Сали-
ман-Владимирова, хотя и обладают всеми
внешними признаками походных песен,
но, к сожалению, недостаточно ярки по
мелоднческому материалу и поэтому едва
ли получат массовое признавие и ряас-
пространение.
	& отбору песен этого жанра Союз ком-
позиторов должен подходить строже. На-
до безжалостно отсеивать ‘ нежизнесно-
собные произведения; надо вдумчивее,
требовательнее оценивать отдельные сто-
роны песни. Нельзя, например, пропу-
скать «мимо ушей» внутреннее несоот-
ветствие образов, заключенных в тексте
и в музыке. Так, например, в песне Блан-
тера «Священная война» музыка сама
по себе очень неплоха, но ее идилличе-
ский характер весьма мало отвечает су-
ровому, призывно-героическому тексту
Лебедева-Кумача.
	- У нас уже есть хорошие новые военно-
бытовые песни, веселые краснбармейские
частушки. В этой области одним из пер-.
вых выступил наш  старейнгий мастер
массовой песни Васильев-Буглай. В числе
новых изданий Союза советских компози-
торов мы находим ‚его очень удачные
«Краснофлотские частушки» и «Флот-
скую комсомольскую» на стихи Флерова.
Несомненно войдет в красноармейский
быт удачная песня Бдантера «До свида-
нья, города и хаты». .
	Массовая песня нужна, но не менее
необходимы и произведения крупной фор-
мы. Композиторам предоставляется полная
свобода в выборё жанра. Одни будут
создавать массовый песенный репертуар,
который способен, в. простой и доходчивой
форме. вонлощать идея и лозунги вели-
кой отечественной войны, другие авторы
обратятся к более сложным вокальным
жанрам, к большим произведениям, кото-
рые смогут явиться сегодня основой кон-
цертного репертуара. Ряд сольных и хо-
ровых. вещей такого типа издан комио-
зиторами Ленинграда. Среди них можно
отметить динамичную  хоровую ° песню
Фризе на слова Лозина:
	Мчится эскадрон за эскадроном,
Скачут кони масти вороной,

Не шуметь чужим знаменам
Над великой нашей стороной.
	Очень удачно эстрадно-вокальное произ-
ведение молодого московского композитэ-
ра Лидии Аустер — «Вставай, боещ.
Песня, Н. Я. Мясковского о «Боец ^мо-
лодой» Ha стихи Светлова написана в
сурово-повествовательных балладных то-
нах” образы‘ ее очень выразительны; геро-
	песнях советского иарода, как в
зеркале, отразились его тероическое прош-
	ое, его высокий патриотический дух, его
непоколебимая воля к победе, физическая

и духовная мощь народа, о которую, как
	о скалу, разбивались все козни врагов.
«И песня, и стих — это бомба и знамя>—
так определил Владимир Маяковский
славную традицию нашей песни, запечат-
левшей историю побед Красной Армии,
бргатырские подвиги Чапаева ‘и Шорса,
Ворошилова и Тимошенко, Буденного и
Пархоменко. . у
	Советская песня призвана стать сейчас
«бомбой и знаменем» великой  отечест»
венной войны. Все силы советских ком-
позиторов направлены на то, чтобы с03-
дать новые песни, зовущие к борьбе с
кровавыми гитлеровскими захватчиками.
Несколько десятков песен уже выпущено
в свет, многие из них вошли в повсе-
дневный концертный репертуар, в быт
Красной Армии.
	Овеянные торязим. дыханием первых
военных дней, новые песни показывают
облик народа, грудью вставшего на’ за-
щиту своей любимой отчизны. Суровая
действенность, сосредоточенность, волевая
устремленность — таков характер боль-
шинетва вовых песени.
	Среди них прежде всего хочется отме-
тить одну, давно уже ставшую любимой
военно-геронческую советекую песню.  Те-
перь с новым современным ‘текстом она
звучит с особенной силой. Это. песня
«Подымайся, народ» братьев Покрасе и
Лебедева-Кумача (на мотив «Если завтра
война»): . oo
	«Если завтра война» —
так мы пели вчера,
А сегодня война наступила,
И когда подошла“ боевая пора,
Запеваем мы с новою силой:
На земле, в небесах и на море
Наш напев я могуч и суров.
Подымайся, народ!
_ Собирайся в. поход!
Разгромим обнаглевших врагов!
	Во многих“песнях уже ясно определил-
ся круг музыкально-стилистических
средств, приобретающих сегодня наиболь-
шую жизненность. Это — выразительные
приемы, ‘идущие от русской и западной
революционно-патриотической песни прош-
лого, от боевых песен гражданской вой-
ны, от сурово-энергичных ‘ песен Эйслера.
С наибольшей чистотой и убедительностью
традиции эти воплощены в песнях Сабо
«Трубите атаку» (стихи Александра Ром-
ма), А. В. Александрова «Священная
война» (стихи Лебедева-Кумача), Белого
«Песня смелых» (стихи Суркова), Коваля
«Первый долг наш» (стихи Коваля и Мод-
залевского); Шехтера «Победа будет’ за
нами» (стихи Асеева), Мосолова «Комсо-
мол, за родину, вперед!» (стнхи  Лебедева-
Бумача), Кочетова «Песня борьбы» (стихи
Высоцкой), Вано Мурадели «На врага»
(стихи Лебедева-Кумача). :
	 В массовых песнях, принадлежащих к
одному, кругу тем, к одному жанру, неиз-
бежно должно быть много общего. Отсюда
опасность стандарта, › обезличенности.
Многим авторам удалось избежать этой
опасности и создать песни, индивидуаль-
  Но очерченные, несущие свой, запомина-
ющийся образ. Более всего это относится,
пожалуй, к песне Сабо «Трубите атаку»
с ее удивительной собранностью и какой-
то 0с0бой простотой и пафосом. В очень
близкой ей по стилю «Песне смелых» Бе-
лого достигнуто единство музыки и
образного, полного ray6oxofo u - cnep-
жанного чувства стихотворения Суркова:
	Стелются черные тучи.
Молнии в небе снуют.

В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют: !
С бандой фашистов сразиться
Сталин отважных зовет.
Смелого — ‘пуля боится,
Смелого — mTHR не ‘берет.
	Индивидуальная яркость отличает «Пес-
ню борьбы» Кочетова,, написанную. в духе
декламационно-драматических песен 9й-
слера—Буша, ‘а’ также. «Священнуювойну»
А.’ В. Александрова и «Первый долг
наш» Коваля: .
	Все названные выше песни написаны
в массовом жанре. Однако вряд ли мно-
гие из них войдут в быт Красной Армии
в качестве строевого походного репертуа-
	ра: в них часто большую и самостоятель-!
		*«Фюрер» Алексея Толстого в Московском
театре сатиры. Слева направо: заслужен-
ный артист РОФСР Р. Корф в роли ми-
нистра, артистка Н. Слонова ив роли ко-
ролевы и артист Р, Холодов в роли фю-
рера Фото ©. ПТангарева
	„ОЧЕНЬ ТОЧНО—
ОЧЕНЬ СРОЧНО“
	Премьера
в Московском театре сатары
	В витринах ‘московских матазинов ви
сят сатирические. «Окна ТАСС».  Перед
ними толпится’ народ:

Леонид Утесов в «Эрмитаже» рассказы-
вает анекдоты из быта германского фю-
рера. Его прерывают тромким хохотом и
бурными аплодисментами.

Журнал «Крокодил» из двухнедельного
стал еженедельным. В армейской и флот-
ской печати отделы юмора занимают по-
четное место:

В наши дни злой карандаш карикату-
риста, сатирическое перо писателя и ост-
poe дарование комика приобретают oco-
бое атитационное значение.

Поэтому попытка Московского театра
сатиры быстро откликнуться на грозовые
события наших дней уже сама ло себе
заслуживает всяческого поощрения. И ес-
ли в программе «Очень точно — очень
срочно», именно потому, что все очень
срочно, °еще ‘не все очень удачно, —
это легко прощаешь и авторам, и испол-
нителям.

Настоящими удачами в новой оборон-
ной концертной программе Театра сатиры
безусловно являются две сценки, разыг-
рываемые Р. Корфом ‘и Я. Рудиным (ав-
тор текста Я. Рудин), и сольное выступ-
ление Д, Кара-Дмитриева, поющего «Пе-
сенку старого’ портного», — сочиненную
В. Дыховичным.

A. Кара-Дмитриев пленяет зрителя
искренностью и . темпераментом’  сво-
его ‘исполнения. Старый портной вспо-
минает, как они шил своему сыну первые
штанишки, ‘затем модный костюм и, на-
конец, боевую тимнастерку. Нежно-ирони-
ческие нотки сменяются чуть грустными
словами прощання. Когда же портной за-
говаривает о TOM саване, который он со-
шьет фашистам, голос артиста гремит
неподдельным‘. гневом, и  взволнованная
публика награждает его горячими ацло-
	Коллектив Художественного театра во-
одушевлен желанием создать, яркий, вол-
нующий, подлинно патриотический спек-
такль. Недаром даже в самых маленьких.
	эпизодических ролях пьесы заняты веду-
	цие актеры, мастера, имена которых ивз-
вестны всему миру. По-новому предетав-
ляются и режиссерские задачи в работе
над этим спектаклем. Не поиски сложных
психологических деталей я нюансов’ в по-
ведении и переживаниях людей, а ‘стрем-
ление показать большие чувства и’ стра-
	сти, высокий патриотизм армии и заме>
	чательного полководца -— такова ‘наша

задача; Мы хотим создать боЛьшюб эпн-

?ческое полотно, и поэтому театр, присту-

пив к репетициям, продолжает работать с

авторами над улучшением текста пьесы.
. 4
	Репетиции ведутся в быстром темпе. В
то время как одна группа актеров еще
работает за столом, друтая ищет мизан-
сцены и планировку. Рождается  спек-
такль о воинской доблести великого рус-
ского народа, о его бессмертной ратной
славе.
	В. САХНОВСКИИ,
народный артист РСФСР
	„Накануне“

К 1 августа я закончу пьесу «Haxany-
	НВ», ‘которую. пишу во FOCYAADCTRCHHON
заказу: Y Map n te Vo he «Анаит . RYT ee .
	„’ Действие пъесы начинается 22 июня
1941 тода. Мирная жизнь, планы людей,
спокойный труд и радость—все это обор-
вано вероломным вторжением врага на
напгу родную землю...
	Я стремлюсь показать в этой пьесе, как
в каждом из советских людей загорелось
сердце патриота“и бойца и как всех 60-
ветских граждан об’единило в одну боль-
шую семью могучее стремление к победе
над врагом. :
	В центре моей пьесы — семья старого
мастера Завьялова — его дети, жена, про-
вожающая ‘их на фронт, он сам, старый
мастер, советский патриот, и их друзья.
Это люди разных, профессий, характеров,
возрастов и склонностей. Задача моя со-
стоит B TOM, чтобы выразить основное
качество советских людей при всем
различии их индивидуальностей, Это ка-
	чество -— беспредельная преданность .ро-
	дине, готовность к самопожертвованию, вос-
хищающее сейчас весь мир. Эти’ черты
советские Aba ‘проявляют ”и в боях
	на фронте, и на трудовом посту, и в том,
как они мужественно переносят тяготы и
	тревогн войны. Это героическое качество
великого свободолюбивого народа являет-
ся `палогом нашей ‚победы ‚над. врагом.

Моя иовая пьеса предназначается для
постановки в Тедтре  им. Моссовета.
	А. АФИНОГЕНОВ
	ee EY Edt AMCMCHTaM iH.

ичны, строги. К’ сожалению, текст песни Б
  лестяще изображ а ТСК -
значительно уступает музыке. Лишь‘ в нерала .. мл р алто P. Kopd

алая РАО pte , мора we бл а
	Чуть приподнятые плечи, несколько во-
ротких реплик; «прусский шаг» — и
портрет гитлеровского горе-вояки, напоми-
нающий рисунок Гросса, готов.

Генерал самодовольно шагает по свое-
му кабинету. Ад`ютант докладывает по-
следние сводки с фронта:

— Наша авиация сбила 18 самолетов
неприятеля, 60’ наших самолетов не вер-
нулись на свои базы...

Генерал останавливается,

— Тм... Может быть они еще вернутся?

Ад’ютант почтительно наклоняет толову:

— Не было еще такого случая, господин
генерал, чтобы сбитые самолеты возвра-
щались на’свои базы.

Недовольный фашистский вояка mpo-
должает свой  путь по кабинету и слы-
шит, как ему докладывают о печальных
итогах. Уничтожено 10 танков, ‚ потеряно
50, убито 70 солдат противника, потеряно
500. немцев... .

‚ Наконец, не выдержав, взбешенный ге-
нерал орет:

— Все наоборот! Пишите ‘все’ наоборот!
Слышгите! - у А
	Сценка кончается кратким эпизодом ¢
двумя немецкими рабочими, читающими
в фашистской сводке очередную брехню
© победах. Они переглядываются;, и один
шонотом говорит другому:

— Не было еще такого случая, чтобы
они писали правду. Читай все наоборот...

Как бандиты и взломщики превращают-
CH в фашистских вождей, рассказано в
одноактном памфлете Алексея Толстого
«Фюрер». Переделанная из второго акта
комедии «Чортов мост», эта пьеска приоб-
рела сейчас  злободневно-политическое
звучание,
	Хорошо принимается. драматический
этюд Я. Рудина «Одна из многих» (в ис-
полнении К. Фроловей и В. Анисимова),
рассказывающий о поимке немецкого
диверсанта колхозницей, В сцене В. Ар-
дова «Наша. сторона» Е. Милютина и
В. Лепко создают трогательные о образы
престарелых ‘пенсионеров, стремящихся
принять участие в общественной охране
лома. в
	Неудачен   театрализованный  конферанс
первого отделения. Текст его, написанный
драматургом Отоврацким, сер, вял и ску-
yen. Жаль, что такие мастера острых эс-
традных вещей, как Поль, Хенкин, Ку-
рихин и Димант, фактически в програм-
ме не использованы. Поль отсутствует со-
всем, Хенкин исполняет свой обычный
концертный репертуар, Курихину дали
ужасающе плохие куплеты, a Димант
всерьез поет теноровую партию...

есмотря ‘на отдельные недостатки про-
траммы, стремление Театра сатиры дать
своему зрителю спектакль на боевые темы
наших дней ‘увенчалось несомненным ус-
пехом. «Концерт-журнал № 1» смотрится
с интересом, с волнением и вызывает
живую реакцию зрителя.
	Ерг. БЕРМОНТ
	ЭСТРАДНЫЕ
СБОРНИКИ
	В издательстве «Искусство» выходит на
печати сборник для эстрады «Юмор и са-
тира» с фельетонами, эпиграммами, бас-
нями, частушками, сценками Г. Рыклина,
А. Арго, Л. Ленча, В. Ардова, Н. Адуева,
М. Косовского и др. Готовится сборник,
посвященный красноармейскому творчест-
ву. В нею войдут рассказы, очерки, сти-
хи, фельетоны, собранные в частях Крас-
ной Армии, напечатанные во фронтовых

газетах, и др.
	первом куплете есть намек па сюжет
(«Попрощался с родными боец молодой,
он пустился в дорогу под’ красной звез-
hoft> ит. д.), однако второй и третий ку-
плеты никак не развивают начала песни
—loaT как бы забывает о своем герое и
ограничивается общими фразами. Это,
впрочем, недостаток многих песенных тек-
стов. В нашей странё’ — и HA фрон-
те’ и в тылу — ежедневно HR emetac-
но совершаются тысячи тероических: по-
ступков, советский народ выдвигает лю
дей могучих характеров, непреклонной во-
ли, светлого ума. Именно 0 них —о кон-
кретных людях, 06 их „.богатырских под-
вигах — ‘надо складывать песни, Поэты
и композиторы должны воспевать бессмерт-
ные дела советских танкистов, летчиков,
моряков, артиллеристов. Поэты ‘и компо-
зиторы должны воспевать героев и геро-
инь ‘трудового - фронта-отцов; матерей,
жен, сестер, заменивших ушедших на вой-
ну бойцов, должны прославлять совет-
ских патриотов, которые самоотверженной
работой на. оборону- помогают — Красной
Армии <тромить злобного ‘врата.
	Силой, мужеством, удалью, волей долж-
на звучать боевая, патриотическая пес-
Hi, NeCHR народа-свободолюбца,   народа-
героя, знающего; за что он борется, и
умеющего побеждать.

У $
	Д. ЖИТОМИРСКИЙ
	БОЕВОЕ ОРУЖИ
	народа, борющегося аа свободу и счастье
всех угнетенных фашизмом народов, в
том числе и германского. ‘ }

Первые недели отечественной войны
сделали нас свидетелями бурного роста
числа одноактных пьес на боевые темы
дня: Нельзя еще сказать, что количество
этих пьес отвечает потребностям страны и
армии или что все авторы этих пьес уже
достигли в них должного мастерства. Не-
сомненно, однако, что число пьес увели-
чивается с каждым днем и что художест-
венное их качество неизменно возрастает.
Уже вырисовываются и основные темы,
вдохновляющие наших авторов. В первую
очередь это многообразные проявления
патриотизма советского человека. Одии
пьесы раскрывают перед зрителем кар-
тины  теройзма, отваги, смелости и
находчивости бойцов фронта и TH-
ла. Другие, воскрешая незабываемые
картины из истории гражданской войны,
на примерах прошлого говорят oO настоя-
щем — о величии духа советских людей,
их непобедимости и бесконечной предан-
ности народному делу («Старуха и офи-
	цер» Ар. Гайдара, «Петька и матрос»
А. — Шманкевича,  «Митькина мечта»
Н. Хорькова, «Рыбачка с©\! побережья»
	7. Левина и др.). Третьи — в злых и ост-
рых сатирических тонах воссоздают облик
тупого, чванливого, коварного фаптиста
(«Голубой цветок» К. Кузьмина). Наконец
четвертая группа пьес имеет темой осво-
бодительную борьбу угнетенных фашизмом
	народов («Он вернется» А. Бородина,
«На рассвете» В. Папировского и т. д.).
Можно сказать. что полавляющее   боль-
	шииство этих пьес правильно ставит и
решает. свою тему. Все они пронизаны
пафосом освободительной борьбы.
Драматический этюд А. Бородина рису-
ет борьбу сербских крестьян с оккупан-
тамн. Автор сразу же вводит нас в атмос-
феру народной тревоги и ‘народного тне-
ва. Мы верим в тотовность старого Йова-
	ва, мы верим в готовность старого Иова-
  на Милича отдать свою жизнь за общее
	ный пасечник Ежиков, оставляющий В
дураках опасного  диверсанта («Чортово
болото» В. Квасницкого). Вот семья со-
	ветских патриотов -— 60-летний мастер
	Груздев, его племянница Тоня и ее жених
младший командир Тирюшкин, с равной
страстью и воодушевлением готовые за-
щищать родину трудом на заводе, рабо-
той в санитарном отряде и с оружием в
р — в боевом строю  («Патриоты»
. Ромашова),
	С каждым днем ширится круг тем, мно-
жится число созданных образов, растет
мастерство и уточняется круг задач акту-
альной одноактной пьесы. Она встала ны-
не на вооружение советского театра; Ее
идейное и художественное качество обя-
зано поэтому быть столь эже безупречным,
точным и действенным, как безупречны,
точны и действенны все виды ‘оружия
Красной Армии.
	Современная одноактная пьеса наследу-
ет две замечательные традиции -—-  реали-
стическую основу русского водевиля и ре-
волюпионный пафос самодеятельных крас-
	ноармейских ‘пьес эпохи гражданской вой-.
	ны. Эти традиции обязывают одноактную
пьесу быть, правдивой, ясной, ударной и
предельно целеустремленной. Злесь. неког-
да задерживаться на «экспозиции» и не-
когда развивать всяческие украптательские
	драматургические фиоритуры.
	дело. Мы верным в неустратшямость моло-
дого ИЙована, борющегося за свободу сво-
ей родины. Этюд написан очень просто,
сжато, энергично, й в этом — его худо-
жественная сила.

Досадно, что некоторые из перёчислен-
ных пьес недоработаны автором ‘или ре-
дактором.  Так, например, рыхлость. ком-
нозицин  и чрезмерная обнаженность идей-
ного (замысла снижают художествен-
ные  ’достоинства’ ‘великолепной . по те-
ме пьесы В. Папировского  «На’’ рассве-
те», — пьесы о том, как чешские рабочие
путем порчи моторов продолжают борьбу
с немецкими насильниками. Досадно вдруг
расслышать сентиментальную интонацию в
суровой‘ пьесе С. Данилина «На заставе»
или почувствовать, ‘что чрезмерйая «сти-
лизация» вот-вот нарушит значительность
большой темы одноактной: пьесы Л. Ле-
вина, воспевающей героизм рыбачкя, ко-
торая борется с немецкими оккупантами.
	„Хотелось бы видеть побольше  одно-
актных пьес, в которых юмор, смех, из-
девка над врагом звучали бы раскатисто-
громко. во весь голос,
	Больше ударности! Больше смеха, шу-
ток, разящих острот! Смех — всегда ору-
дие сильного, а мы сильны я непобедимы.
	Одноактная пьеса — легкая кавалерия
нашего театра. Как от кавалерии, от нее
требуются высокая маневренность, ‘мет:
кость и сила удара. Одноактную пьесу иг-
рают ныне на фронте и в тылу, на сцене
и в поле, в театре ив казарме. Она
служит миллионам. В’ их борьбе и труде
черпает они свои темы, свои идеи, с
искусство. Успехи одноактной пъесы не-
сомненны. Однако эти успехи будут вско-
ре еще большими, ибо воля к победе, не-
нависть к фашизму, любовь к отчизне,
кровная верность великого советского
народа делу свободы живут в сердцах
наших художников и влохяовляют AX
	боевое творчество.

И. КРУТИ
	” „.Шмадченко подходит к микрофону, бе-
рет написанный немецким полковником
лист бумаги и начинает читать;
	— Дорогие мои советские граждане и
бралья мои, красноармейцы, с вами го-
ворит красноармеец Иван Шмадченко,
житель Города Полтавы. Слушайте меня,
мать моя Пелагея’ и отец мой Александр
(быстро меняет тон, кричит). Фашисты
врут, товарищи! Силой захватили они ме-
ня в плен! Они несут смерть, TOMO, —
убивайте, уничтожайте фашистов! .
	Так, прикинувшись наивным  простач-
ком и согласившись от своего имени про-
честь перед вражеским микрофоном ‘со-
ставленное немецким штабом «письмо»,
пренебрегая смертью, смело и решительно
поступает советский человек, попавший   В
	когти зверей фашистов.
		„Комсомолка Люба Кузнецова из погра-
ничного района’ сразу разгадала, что пе.
ред ней чужеземные «гости». Фашистский
пилот, его подручный — бортмеханик и
агент тестапо — белогвардеец ’Потоцкий
уверены, что встретили русскую ‚ «бабу»,
которую очень просто и легко одурачить.
Не тут-то было! Люба’ Кузнецова сбивает
врага с его позиций то хорошо. рааыгран-
ным простодушием, то искренностью. сво-
ей девичьей лирики, то несгибаемой своей
волей. А такокак она еще и смела, наход-
чива, физически сильна и владеет собой в
самые решительные минуты, то ей удает-
ся завладеть вражеским, аэропланом, &
экипаж последнего доставить «в распо-
ряжение советских летчиков». Вот. она
какая --— современная советская «баба»!
	Красноармеец Шмадченко —— герой эпи-
аода из новой пьесы Г. Мдивани «Штурм».

драматического этюда Hi. Назарова (по мо-
тивам рассказа В. Герасимовой «Баба»). А
вот перед нами и. бесстратиная `пионерка
Лилочка из однояктной пьесы С. Дани-
тина «На заставе». Вот умный и спокой-
	Политическая четкость мысли автора,
высокий накал чувств персонажей, внут-
	ренняя патетика, отчетливость и упру-
`ость сюжета -- вот основа боевой одно-
	актной иьесы. Театр одноактной пьесы
должен потрясать, воодушевлять, звать B
бой, вселять бодрость, ‘быть жизнерадост-
ным и неутомимым в своей изобретатель-
ности. ‘Он должен быть агитационным те-
атром .в высшем смысле слова. Это зна-
чит. что современная одноактная пЪеса
	должна касаться всех сторон политиче-
	ской и военной жизни, что ее темой яв-
ляется отечественная война советского