ЧЕТВЕРГ, 14 АВГУСТА 1941 г. № 32
	АНГЛИЙСКИЕ АРТИСТЫ
ИСПОЛНяТОТ СВОЙ
ДОЛГ
	Прошлогодние налеты гитлеровской
азнацин на Англию заставили театры
Лондона и других крупнейших культур-
ных центров страны искать новые фор-
хы связи со зрителями. Значительное чис-
40 театров ведет теперь кочевой образ
жизни. Они переезжают из города в город,
рают не только на сиециальных теат-
ральных площадках, но зачастую B “ny-
стых сараях и даже в бомбоубежищах.
Одной из первых таких бродячих трупи
была балетная труппа Ceanepe Уэллса.
Е примеру последовал ряд небольших
оперных коллективов. Когда этот опыт
оказался удачным,. в странствие по Ан:
тии отправился и знаменитый шекспи:
ровский театр «Олд Вик».
	Первое время странствующим театрам
большую помощь оказывал специально
созданный «Совет содействия музыке и
искусству в военное время». Однако ин-
терес к новым своеобразным  театраль-
ным гастролям в английской провинции
оказался настолько велик, что значитель-
ная часть странствующих театров вскоре
уже смогла отказаться от всяких  мате-
риальных субсидий. С особым успехом,
по свидетельству Джефри Уйтворта —
секретаря Британской лиги драматургов,
— прошло последнее турне театра. «Олд
Вик». Наиболее тепло зрители принима-
m «Короля Джона» и «Макбета» с из-

вестной артисткой Сибиллой Торндайк
в роли лэди Макбет.
	Сейчас, в дни войны, Шекспир стал
особенно любимым и популярным дра-
матургом. Его трагедии и комедии и,
особенно, исторические хроники, в кото-
рых поэт с необычайным волнением го-
мрит о родной стране, побтически срав-
внзая Англию с алмазом в серебряной
оправе океана, — близки, как никогда,
чувствам английских патрнотов.
rl
	воениого
	a
Несмотря на все трудности
	временн, традиционный шекспировский
сезон в специальном театре Ha родине
	ee ae 6 eo 6a 6 6POAHe
великого драматурга — в Стретфорде _
	прошел с большим успехом. Большин-
ство спектаклей собирало полный зри:-

—
	тельный зал.
	(767)
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	песни
	„..Смерть палачу!
Пусть снова солнце
светит,
Мы рады натдому
< 620 лучу.
Смерть палачу!
И дружно мир
ответит —

Отмшение и гнев!
	Смерть палачу/
а
	Московский областной театр
кукол. Концертная программа
«Петрушка и Гитлер». Поста-
новка художественного руко-
водителя театра В. Андрие-
вич, Автор текста Е. Baarn-
нина, Художник — Е. Бе-
клешова. На снимке: финаль-

ная сцена спектакля «Смерть
палачу!»
		Будущий историк советской музыки,
рассказывая о жизни искусства в первый
месяц великой отечественной войны, от-
метит имена десятков и сотен композито-
ров, певцов и инструменталистов, ушед-
ших на фронт в качестве бойцов и коман-
диров Красной Армии или вступивших в
ряды народного ополчения.
	Д. Шостакович, одним из первых за-
писавшийся в народное ополчение. вме-
	сте с нар. арт. РСФСР. Н. Черкасовым
возглавил созданный в Ленинграде «Те-
	атр народного ополчения». В первые дни
войны произошел обмен телеграфными
приветствиями между Шостаковичем и
	го неустанным пропагандистом Леополь-
дом Стоковским. В этих взаимных поже-
	аниях отразились дружеские связи му-
зыкантов двух великих стран — СССР и
США, ныне проникнутых единым чувст-
вом ненависти к фашистской агрессии.
	Лучшие советские композиторы уже соз-
дали произведения, отражающие героику
переживаемого нами времени. В течение
нюля 1941 г. возникли два новых марша
Н. Мясковского (ор. 63), новые марши
А, Хачатуряна и В. Шебалина. С. Про-
кофьев продолжал работу над либретто
своей новой оперы о 1812 годе (по «Вой-
не и миру» Толстого), М. Коваль написал
прекрасную — патриотическую — ораторию
«Народная священная война»—сочинение,
отмеченное искренностью чувства и глу-
биной содержания. Над песнями н хора-
ми работали В. Белый, М. Блантер,
Д. Кабалевский, бр. Дм. и Дан. Покрасс,
Ю, Милютин, В. Мурадели, А. Новиков,
ЦП. Акуленко и многие другие,
		да о капитане Гастелло» В. Белого от-
крыла собой целую серию таких вещей.
Музыкальный рассказ о трагической смер-
ти бесстрашного сталинского сокола пере-
дан в той суровой и напряженно-драмати-
	ческой манере, которая свойственна Бело-
му еще со времен его ‘песни «26>.
	Чертами мужественного драматического
монолога отмечены сольные произведения
Д. Кабалевского («Наказ матери»), М.
Мильмана («Песня о коршуне и звезде»),
Г. Крейтнера («Песня тревоги»). В свобод-
ной декламационной манере повествова-
тельного склада написал своего «Старого
партизана» А. Карцев.
	По - новому  раскрылось дарование
	  М. Блантера, обладающего хорошим мело-
	дическим вкусом и верной интонацией
художника, работающего в массовых жан-
рах. Укажем в первую очередь на его
превосходную «Песню мщения» (текст
Эриха. Вейнерта, русский перевод В. Вин-
никова) — сочинение, проникнутое пла-
менной ненавистью к врагу. Образцом
здесь несомненно послужили антифашист-

ские песни Ганса Эйслера — Эрнста Бу-
ша.
	Рядом с эстрадной песней сейчас полу-
чает очень широкое распространение пес-
ня шуточная, сатирическая, использующая
традиции народного песенного творчества.
«Серьезный разговор» Ю Милютина,
«Балтийская краснофлотская» М. Бланте-
ра с их бесхитростным и веселым юмо-
ром, вероятно, быстро проложат себе путь
от эстрадных площадок в самую гущу
масс. То же можно сказать о повествова-
тельных песнях, в которых героические
эпизоды войны излагаются с присущей
народу скромностью и душевной тепло-
	той. Такова, например, очень яркая,
по-настоящему массовая песня Ю. Милю-
тина «Возле города Кронштадта» (текст
	В. Винникова). близкая по стилю к стз-
рым матросским балладам. Такова же и
эстрадная песня С. Каца «Два Максима»
о двух неразлучных друзьях — пулемет-
чике Максиме и его славном  станковом
пулемете.
	Мало у нас еще новых подлинно армей-
ских песен. Появились удачные песни о
	Красном Флоте («Морская песня» Д
	балевского, «Морские соколы» Б. Шехте-
ра, песни М. Блантера, Ю. Милютина, В.
Белого), очень выразительные, лихие ка-
валерийские песни («3a донские за про-
	сторы» Н. Чемберджи, «Мы с тобой, .Бу-
	денный» П. Акуленко), ряд’ строевых  ие-
хотных песен, но хорошей, новой песни
	о летчиках все еще нет. Нет песен ио
	танкистах, артиллеристах, зенитчиках, свя-
	зистах, наконец, песен о славных парти-
	занах, в тылу у врага защищающих сво-
боду родной земли,
	Нужна. кроме того, хлесткая сатириче-.
ская песня, бичующая ничтожество и кре-
	тинизм ‘’ фашистских заправил, — злая,
острая, легко распространяемая, подоб-
ная знаменитой песенке о Мальбруке.
Нужна драматическая песня о горе и
		НА СТАРОМ СНПЕКТАКЛЕ
	ЯРОВАЯ“
	ролях совсем по-новому полюбили своих
героев и так глубоко почувствовали их
человеческую теплоту и большую душев-
ную емкость, что весь спектакль обрел
новую тему и новое звучание.

Кошкин в исполнении А. И. Чебана
потерял, кажется, в юморе. Но на смену
пришло очень хорошее, сердечное волне-
ние, которым живет сейчас актер. Чебану
теперь мало тех действий, тех слов, тех
переживаний, какие дал автор Кошкину.
Моментами чувствуешь, что актеру не хо-
чется уходить со сцены, что дай ему
волю, и он обернется к зрительному залу
и заговорит о сегодняшнем, свяжет во-
едино прошлое и настоящее.

И Швандя Б. Н. Ливанова стал как
будто иным. Актеру сейчас особенно мила
русская удаль, русская хватка, русская
сметка его веселого гёроя. Оптимизм Шван-
ди, его спокойная уверенность в своих
силах, его презрение к смерти и неизмен-
ное чувство превосходства над врагамиЫ—
вот что воспевает ныне Ливанов, и’ по-
этому популярный образ, нисколько не
теряя в театральности, приобретает чер-
ты национальные и героические.
	И, наконец, К. Н. Еланская — Любовь
Яровая. Наша сегодняшняя ненависть к
утнетателям и врагам народа пылает в
ее глазах. Эта Любовь Яровая теперь не
знает слез. Металл в ее голосе. Повелите-
	лен ee жест. Как доспехи славы и ге-
	роизма — белая повязка на ее ране. Вот
такие женщины — сестры и дочери Лю-
бови Яровой — сражаются ныне в пар-
тизанских отрядах с фашистским зверь-
ем. Вот почему призывные слова ее в
финале спектакля звучат как боевое на-
поминание о том, что враг у ворот наше-
го дома и что врага’ надо бить, бить и
бить. На }
..Так’ звучит в наши дни «старый»
спектакль Художественного   тватра.’Так
сценическая повесть о прошлых боях
стала ‘поэмой о сегодняшних сражениях
	и грядущей победе. у
И. КРУТИ
	——_
„МНОГО ШУМА
ИЗ НИЧЕГО“
	В воскресенье, 10 августа, шекспиров-
ской комедией «Много шума из ничего»
вахтанговцы открыли сезон в помещении
филиала МХАТ.

Зал был полон. В партере и ложах
мелькали командирские петлицы. В ам-
фитеатре густо засели‘ славные зенитчики.

Казалось бы, как далеки эти комедий-
ные перипетии в доме мессинского наме-
стника, весь этот «шум из ничего» от
зрителя, сидящего в зале. Почему же все-
таки громко хохочут? Почему неистово
аплодируют? Почему даже в антрактах
с лиц не сходит довольная улыбка?

Во-первых, в этом спектакле вахтангов-
цы блеснули целым букетом актерских
достижений. В воскресенье они играли с
особенным под’емом. Чуть ли не каждый
уход Симонова (чудного веселого Бене-
дикта) и Мансуровой (remnepamenTHenimed
Беатриче) сопровождался шумными апло-
дисментами. Дружный смех неизменно
прокатывался по залу, когда на авансце-
	не появлялся дряхлый страж порядка
Клюква (Шухмин) с своим неразлучным
«замом», дряхлейшим Киселем  (Кольцо-
	вым.)

Максимов в крохотном эпизоде прото-

колиста, Тутышкин, игравший Антонио,
брата мессинского наместника. Державин
— сам мессинский наместник Леонито,
два полупьяных стражника (Мерлинский
и Зилов) — все эти комедийные роли от-
точены до предельной остроты и вызыва-
ют все нарастающее веселье в зрительном
зале,
Но кроме талантливой игры актеров (к
прежде названным именам нужно присо-
вдинить еще Казанскую и Сидоркина),
кроме всех этих веселых «вахтанговских»
тротесковых деталей и режиссерских
находок, кроме обаятельных песен Анто-
кольского И Хренникова — что-то в духе
самой пьесы и спектакля привлекает
сердца зрителей.

ЭТО «что-то» — благородство и опти-
мизм, веселье и жизнерадостность, неис-
сякаемая жизнерадостность. бьющая из
самых тайников души в пику тому мрач-
ному подлецу (в пьесе Дон-Жуану). кото-
рый не может спокойно видеть человече-

ское счастье.
	Поэтому драматический эпизод, ранее
проходивший в спектакле почти незаме-
ченным сейчас приобрел некую злобо-
	ченным сейчас пр некую зл000-
дневную остроту. когда Дон-Жуан (его
отлично, совсем не по первоначальному
рисунку, с глубокой ненавистью к изобра-
жаемому образу, играет Сидоркин) начи-
нает плести свою клеветническую паути-
ну, зал замирает.

‚ Зато через несколько минут он злорал-
но смеется над бедствиями негодяев, и
дружно рукоплещет актерам, играющим
веселых благородных людей,  разрушив-
щих льявольские замыслы!
	Евг. БЕРМОНТ
	„„ЮБОВЬ
	...И вот, снова полон зрительный зал
Художественного театра. Ровно в час дня
	идет занавес, и мы видим 1919 год, шум-
	ный Ревком, куда вскоре придет Любовь
Яровая и скажет, что победа белых —
это не надолго, что «все равно, песня их
спета», что скорого возвращения  совет-
ской власти уверенно ждут «в деревне...
в лесу, в каменоломнях».

Сотни ассоциаций возникают в эту ми-
нуту у зрителя, Он вспоминает сообщения
Советского Информбюро о зверствах фа-
шистов. Перед. ним, быть может, ‘воскре-
сает лично пережитое. И он воспламе-
няется патриотическим порывом, который
здесь, сейчас, в театре разрешается ап-
	лодисментами, а там — на поле брани
выльется в героические дела.
В пьесе К. Тренева много ситуаций,
	сцен, реплик, непосредственно переклика-
ющихся с нашими переживаниями в
‘суровые! и величественные дни отечест-
венной войны. Зритель всем своим суще-
ством воспринимает ныне все, что вдох-
новляет его на борьбу с врагом советско-
ro народа Естественно, что зрительный
зал встречает смехом эпизоды, в которых
умный, Швандя оставляет врагов в дура-
ках. Зал бурно приветствует победу co-
ветской власти и полон интимного сочув-
ствия’к ее борцам. Но «Любовь Яровая»
вновь стала современным патриотическим
спектаклем не только потому, что таково
	  об’ективное содержание пьесы и таковы
	суб ективные качества зрителя И сам
спектакль теперь иной, новый, небыва-
ABE,

Актеру, очевидно, невыносимо труд-
‚но сейчас играть роли врагов советского
народа. При всем своем испытанном ма-
стерстве ему как-то неловко в таких ро-
	В первые дни войны советские комно-
виторы создавали почти исключительно
массовые песни. И это было вполне есте-
ственно. Понадобились песни-лозунги, пес-
ни-плакаты, отражающие мысли и чувства
поднимающегося на борьбу народа.
	В следующий месяц жанровые рамки
раздвинулись. Наряду с песней-плакатом
появились драматическая баллада, песня-
новелла, песня-монолог, патетическая
ария. В новых произведениях находят
свое продолжение и развитие героические
черты советского музыкального стиля.
Это естественно. В дни’ войны с особой
силой должно прозвучать все то лучшее,
что накопило наше музыкальное искусст-
во за последние годы, что намечалось в
У симфонии Д. Шостаковича, в оркестро-
во-хоровых полотнах Ю. Шапорина н
М. Коваля, в «Поэме о Сталине» А. Хача-
туряна, в последних симфониях Н. Мяс-

ковского, в «Александре Невском» С. Про-
кофъева.
	Но, важно отметить, что лирическое бла-
годушие, индивидуалистическАя  созерца-
тельность, маленький мир интимных пере-
живаний — все это исчезает из нашей
музыки, так же, как выветриваются инто-
нации чувствительного романса.
	Жизнь направляет творчество компози-
торов. Она выдвигает новые требования,
определяемые грозным величием пережи-
ваемсго времени. Вокальное творчество
первым . отразило ‘этот перелом. Уже .coa-
дано несколько произведений, в которых
тема -войны’ дана, нак властно захваты-
вающая воображение художника. «Балла-
		Произведе-
скульптора
	В то время как одна часть англий-
ких артистов своим профессиональным
изстерством поддерживает‘ моральный дух
английского народа и его твердую реши-
мость довести до конца борьбу против,
фашистских изуверов, другие артисты
выполняют свой гражданский долг, при-
нимая участие в различных доброволь-
	зо PT ATE LCRA aR Ay созданных народом
для борьбы против налетов фашистской
	звнации,
		Недавно вы американском журнале
«Лайф» было опубликовано письмо одно:
ю из известных английских комедий:
ных артистов Стенли МЛупино, который
очень живо и образно рассказывает о
своей работе добровольца лондонской
	противовоздушной обороны.
	«Немцы продвлывают все фокусы, на
которые они только способны, — пишет
Лупино. — Онн не останавливаются. ни
перед чем! Жилые кварталы они бомбят
особенно усиленно. Но дух лондонцев им
сломить не удастся Люди, оставшиеся
без крова над головой, сидят на улице
возле спасенных вещей и поют «Англия
будет жить вечно!».
	Обязанности добровольцев противовоз-
душной обороны многочисленны и раз-
нообразны. Они тушат зажигательные
бомбы, разыскивают упавшие бомбы за-
медленного действия, во время налетов
вражеской авиации вылавливают неприя-
тельских шинонов, пытающихся подавать
сигналы гитлеровским воздушным бан-
дитам, наблюдают за порядком в убежи-
Щах, оказывают первую помощь постра-
давшим и заболевшим, создают  макси-
Мальный уют и удобства для. укрываю-
щихся в убежищах. Это не легко: воз-
душные тревоги в Лондоне часто бывали
по нескольку раз в день, а в убежище,
рассчитанном на 60 человек, нередко ук-
рывались 180 человек.
	Самоотверженно работает одна из мо-
лодых артисток Лондонского Королевско-
0 театра. Только недавно она дебютиро-
вала в первых ролях, пользуясь  боль-
шим успехом у публики. Она ни за что
He хочет уезжать из Лондона. Сейчас
она — сестра первой помощи; разносит
еду, воду, прибирает убежища, моет по-
лы и ухаживает за детьми и стариками.
Без жалоб, без вздоха и без... тубной по-
хады. Спокойно, с улыбкой и горячей
ютовностью быть полезной общему делу,
	 Ha C воодушевлением выполняет свой
долг патриотки,
	«Мы трудимся от восхода до восхода,
— пишет Лупино. — За последнюю не-
делю я спал в постели всего два чада,
Наши добровольцы пользуются всеоб-
щей любовью. Дети бегают за нами, ед-
38 завидев знакомую черную  металли-
чекую каску. В маленькой траншее, в
конце сада, сейчас поселилась семья по-
торельцев в семь. человек.
	По ночам я посещаю спящих в убе-
	Жищах — посмотреть, удобно ли HM, He
нужна ли Моя помощь,
	Все описать невозможно, но не бомбы,
ке орудийная стрельба заставляют серд-

me «x
	eS

8 биться учащенней, а любовь, дружба,
спаянность людей...
	В шесть часов все приветствуют
сигнал отбоя. Усталые, бледные выходят
ТЮди из щелей и убежищ. Я приготов-
1яю чай и иду спать.. Через два часв я
BROBL на ногах — воздушная тревог.
Наверху  — ожесточенный воздушны
6, Чорт возьми! Там 4-моторный
«Дорнье», вокруг него разрываются сна-
Ряды зениток. Ура! Они зацепили его,
он охвачен пламенем, падает, Подумать
Только, 7 тонн металла падают, словно
Фенний лист! Я молю бога, чтобы само-
1ет не упал на дома, А вон падает
Лруой бомбардировщик... Гитлер, ты
пронтрываешь! Ты хотел вселить ужас
8 наши сердца, но теперь твоя очередь
эпытать его. Я исполняю свой долг, то
% самое делает вся Великобритания —

tan...
	ко оное кт саг т

‘аканчивает Луг
ает
rn Лупино свою корреспонден:-
	В часы грозных испытаний английские
\тисты вместе 0 всем английским
` ММдом подготовляют крушение гитле-
  Юаской империи разбоя и злодеяний.
	Вести из Советского Союза, радостные
‘бщения о героическом сопротивлении
Креной Армии кровавым фашистским
TOYA NM укрепляют‘ надежды англий-
ах работников искусств ‚на то, что
оидиненными силами народов ССОР и
Великобритании зловещая тень гитлериз-

% покрывшая ббльшую часть Европы,

te a
		я-а МК ВА ВА saws

Удет развеяна nas и навсегда.
	eeNee =ApaMarhicckugd §=meCHA O Tope Hi crepeTpe ему кавто неловко вотаких: ро:
страданиях людей, стонущих под фашист-   лях. Он.не в-силах скрыть своей антипа-
CKHM CanOroM, O HeHaBHCTH H тневе людей ни. О H Анлпорская николля нак ато
	тии. Q. Н. Андровская никогда так зло
не играла Панову и.никогда ее Панова
так не презирала своих белогвардейских
друзей. И. М. Кудрявцеву теперь явно не
по ‘себе в образе Ярового. Таких  «слу-
чаев» в спектакле много. И тут же, ря-
дом, на сцене другие актеры в других
	поднимающихся на смертную борьбу с уг-
	нетателями. Нужны песни партизан-анти-
	фашистов, песни, адресованные к обма-
	нутым немецким солдатам, к народам ок-
купированных стран. По всей Европе
должны разнестись эти победные песни
борьбы и мщения.

>
	Чрезвычайно важна сейчас быстрейшая
проверка музыкального творчества на
живем опыте широчайших народных
масс. Не говоря уже о том, что новые
военно-патриотические произведения долж-
	ны как можно скорее дойти до масс, сле-
дует помнить: песня, ария, марш, одно-
	актная опера — все, что пишут сеичас
	наши композиторы, одновременно являет-
ся подготовительной работой к созданию
грандиозных симфонических, ораториаль-
ных и оперных полотен, в которых отра-
зится патрнотический пафос народа, ве-
дущего великую. отечественную освободи-
тельную войну.
	В лучших из возникающих сейчас про-
	изведений уже намечаются черты мужест-
	венного, действенного, волевого стиля, ко-
торый окажет свое воздействие на все
дальнейшее развитие советского музы-
кального искусства.
	И. НЕСТЬЕВ
	„ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА“
	Играя старую «довоенную» роль, ловишь
себя на том, что на-ходу перестраиваешь-
ся, меняешь отдельные оттенки и краски
роли, пёреносишь акценты, движимый са-
мым практическим, конкретным ощущени-
ем лозунга «Все на защиту родины».

Для меня, исполнителя роли Аркадия
Бурмина в спектакле «Парень из нашего
города» в Театре им. Ленинского комсомо-
ла, — спектакле оборонном по своему со-
держанию, это тем более очевидно, что
зрители нашего театра сейчас в основном

— военные.
	Иная реплика роли раньше подавалась
лениво, по-«шитатски», и зритель ее благо-
душно воспринимал... Сейчас она летит в
	  зрительный зал, и ее подхватывают по ту
	сторону рампы жадно, всем существом —
слово работает на оборону!
В моей роли есть фраза, которую Бур-
	мин на фронте говорит своему другу: «А,

ведь, пожалуй, ты прав — меняет война
человека: заставляет его понимать, что
в жизни главное, а что — мелочь...

Такую фразу сейчас надо и писать и
произносить курсивом. И вот по тому осо-
бому самочувствию, с которым я сейчас
произношу эти слова, я ощущаю свои но-
вые обязанности советского актера.

И еще: иным стало отношение зрителей
к драматическим эпизодам в спектакле.
Например, в сцене смерти Бурмина, герой-
ски погибшего на боевом посту. Я бы наз-
вал это новое ‚отношение мужественным и
строгим вниманием—тихо в зале, а слы-
шишь, что его наполняют люди, для кото-
рых защита родины, а, если понадобит-
ся, и смерть за нее, — суровый и гордый
	ДОЛГ.

Р. ПЛЯТТ
	СТОЛИЧНАЯ АФИША
	Спектакли московских театров. во30б-
	новивших свою работу по возвращении
с летних гастролей, проходят с большим
	успехом. 8 августа днем с аншлагом про-
шел в МХАТ СССР им. Горького спек-
такль «Три сестры», показанный впервые
после летнего ‘перерыва. Москвичи с не-
терпением ожидали возобновления своей
любимой постановки и горячо встретили
исполнителей. Через час после Toro, как
была вывешена афиша, все билеты были
проданы. К началу спектакля свыше
300 человек толпились у театра, надеясь
случайно достать билет,

— За несколько дней до этого спектак-
ля, — рассказала нам народная артистка
РОФСР К. Н. Еланская, ‘исполнительница
роли Ольги, — мне звонили по телефону
многие зрители и живо интересовались
ближайшими планами нашего театра. В
разговоре с лично мне незнакомыми
людьми я еще раз, почувствовала ту креп-
кую душевную связь, которая соединяет
нас с нашими зрителями. Это же волну-
ющее, отралное чувство мы, актеры, ис-
пытали и на самом спектакле Больше
чем когда бы то ни было мы ощущали
слияние сцены и переполненного зала,
так чутко и верно воспринимавшего на-
шу игру. В дни грозных и величествен-
ных бобытий отечественной войны совет-
ского народа с фашистскими варварами
особенно радостно сознавать, что наше
искусство необходимо нашим согражда-
нам и высоко ценимо ими.

* ,

В воскресенье, 10 августа. столичные
тёатры показали свои лучшие спектакли.

В Художественном театре при полном
зритёльном зале шла пъеса . Тренева
«Любовь Яровая».

В этот же день Малый театр показал
пользующуюся неизменным успехом ко-
медию А. Корнейчука «В степях Украи*
НЫ».

‚‹ Камерный театр открыл сезон спектак-
лем, посвященным ` героям  Севастополь-
ской обороны и бесстрашному русскому
патриоту — адмиралу Нахимову. Театр
им. Вахтангова показал шекспировский
спектакль «Много шууа из ничего». В
Театре Революции шла одна из лучших
его постановок — «Собака на сене».

В Московском театре‘ им. Ленинского
комсомола состоялось два представления
пьесы К. Симонова «Парень из нашего
города».
	Зрители устроили актерам овацию, при-
ветствуя. в лице героев пьесы наших
доблёстных танкистов, бесстрашно сража-
	ющихся на фронтах отечественной войны,
	«Баснописец Марко Марулич».
ние знаменитого сербского
И. Местровича
	ГИТЛЕРИЗМ-—СМЕРТЬ ДЛЯ: ИСКУССТВА _
	ма» чего стоят «высказывания» самого
фюрера или его ‘придворного идеолога
Розенберга, или официального «теоретика»
искусств полоумного’ Пауля Шульце-Наум-
бурга, или новоиспеченного эстетика Kyp-
та Шиллинга.
	Анекдотические — заголовки всех этих
фашистских «изысканий» раскрывают не
менее анекдотическое, ублюдочное их со-
держание. Вот некоторые из них: ¢Paco-
во-психологическое значение искусства»,
«Опыт рассмотрения архитектуры с точки
зрения ее мистического смысла». Не тре-
буют комментариев и размышления о
том, что «современному немцу так же к
лицу стальной шлем, как рыцарю Бам-
бергокого собора к лицу корона», что вы-
сокий уровень античного искусства Гре-
ции об’ясняется тем, что между греками
и германцами были родовые
	Гитлеровские
	стран наря
ственные
	связи, что великий Данте, как
и все романское искусство,
является «‹эманацией герма-
	но-христнанской культуры».
В первые годы прихода
фаиистов к власти они вы-
ступали против  экспрессио-
низма. Погромщики выступи-
ли как ярые враги экспрес-
сионизма, футуризма, неопри-
митивизма и других «измов».
Это и должно было быть
важнейшим пунктом положи-
тельной программы фашист-
ского искусства. Но тут же
оказалось, что и эта «про-
грамма»—как, впрочем, и все
фашистские программы, —
ложь и обман. На деле фа-

шизм признал творения
Нольде, Шмитт-Роттлуфа, Бар-
лаха, Рудольфа Коха — то-

есть самых заядлых 9KC-
прессионистов. Более того,
один из фашистских ‹искус-
ствоведов» А.  Визенгюттер
даже ваявил, что творчество
этих маньяков от. искусства,
упражнявшихся в сочинении
«экстатических» о гримас, он
ценит гораздо выше произве-
	дений Ганса Тома, Уде Гебхардта и в0-
обще реалистов. Фашистские  заправилы
приложили все уснлия, чтобы протащить
в академики тех же Нольде, Шмитт-Рот-
тлуфа, Кирхнера. Беспринципность фаши-
стских заправил сказывается, между про-
чим, в том, что они готовы признать лю-
бого художника, к какому бы он напра-
влению ни принадлежал, если он яв-
ляется покорным подпевалой фашизма и
правдой или неправдой может «доказать»
свою принадлежность к длинноголовой
расе.

Великая отечественная война советского
народа против фашистских войск наносит
сокрушительный удар современным ван-
далам. В этой войне победит и попран-
ная, поруганная фашизмом культура.
	МАЦА
	попаданий бомб. Нет — имеются совер-
шенно ясные доказательства Tore, что
уничтожение художественных ценностей
	было заранее предусмотрено и обдумано.
В немецком журнале «Баувельт» была
	  напечатана небольитая статейка о войне и
	художественных ценностях, в которой
безымянный автор ясно выразил взгляд
своих фашистских хозяев на этот  во-
прос. Гаагская конференция 1907 года
обязала все воюющие стороны  щадить
памятникн культуры, но она не знала
	средств воздушного нападения! —. начи-
нает свою апологию вандализма автор. И
потом, — продолжает он, — все эти му-
	зеи расположены как на грех обычно в
центре городов, а по близости обязатель-
но находится какой-либо важный воен-
ный об’ект. Как же можно уберечь при
таких условиях музеи и их художествен-
ные ценности? Что касается французских
тотических соборов, то автор заранее
знает: они в войне будут использованы
для оборонных целей — следовательно,
Hetero говорить об их целости. Он вспо-
‘минает даже и 06 Афинском акрополе с
его неповторимыми памятниками мирового
искусства. Впрочем, к Акрополю у авто-
ра статьи 0с0бое отношение. Разрушение
такого памятника может вызвать полити-
чески невыгодные отклики. Он согласен
помиловать Акрополь только для того,
чтобы избавить геббельсовскую канцеля-
PHD OT неприятных раз’яснений!
ry
	Не лучше и бредовая программа «футу-
ристической эстетики войны» итальянско-
го сумасброда Маринетти. Вот некоторые
из его тезисов.
	«Война придает законченность красоте
усыпанного цветами луга, украшая его
пулеметами, этими страстными орхидея-
ми» (!).
	®
«Война создает новую архитектуру
виде тяжелых танков».
	«Война омолаживает мужчину и при-
дает привлекательность женщине».
	Цинизм этой «философии искусства»
беспримерен. Он логически вытекает из
всей фашистской практики разбоя.

В свете всей этой «эстетики вандализ-
	Фашизм и культура, фашизм и искус-
ство — враждебные друг другу понятия.
Каждый день существования гитлеровско-
го режима приносит тому все новые и
новые доказательства.
	Приход к власти фашистской шайки
ознаменовался в искусстве тем, что бук-
вально на другой же день были изгнаны
из берлинской академии художеств Ли-
берманн, Кёте Кольвиц и ряд других ee
виднейших деятелей. Сотни художников
были об’явлены вне закона. Те, кому не
удалось бежать, — были заключены в
концентрационные лагери.
	В 1937 году в Мюнхене была об явлена
«всегерманская» выставка картин. рисун-
ков и скульитуры. Голодные художники,
сохранившие еще некоторые надежды на
творческую работу в фашистской Герма-
ини, были нагло обмануты: открытие вы-
ставки превратилось в неслыханную рас-
праву с искусством. Фашистские молодчи-
ки, вооруженные ножами, по прямому
указанию своего изверга-фюрера устреми-
лись в залы и искромсали все, что им
пришлось не по вкусу, изрезали полотна.
картоны, в которых осталея хоть слабый
отблеск здравого смысла, творческих ис-
каний, художественной фантазии. Они
уничтожили произведения авторов, чьих
фамилий не оказалось в списках «иабран-
ных». Это была подлейшая ‘уловка, целью
которой было «выудить» всех, кто еще
«прятался» в несчастной Германии. Фа-
шисты остались себе верны и во время

войны.

Национальную галлерею в Лондоне, в
которой были предоставлены все лучшие
произведения английского искусства вто»
рой половины ХХ и начала ХХ веков

(где картины одного лишь Тернера зани-
мали 9 зал!), фашистские  погромщики

подвергали .бомбежке несколько раз под-
ряд. Разбомбив галлерею, фашисты хваст-
ливо сообщили о разрушении важного во-
енного об’екта! Подобных примеров фа-
шистского «отношения» к искусству 0ес-
численное множество

И не нужно думать, что все ати бес-
смысленныеё в военном отношении погро-
мы ‘явились результатом «случайных»
		е бандиты вывозят из порабощенных ими
ду с сырьем, хлебом, нефтью все художе-
и исторические ценности, опустошая му-
	зеи, библиотеки, галлереи и университеты,
	ведения Ф
«Palais de
	‚ Фургон немецкой транспортной фирмы, в
рузятся для ‚отправки _в Германию npona
райцузской живописи из парижского музея
Challlots