ЧЕТВЕРГ, 138 АВГУСТА ТЭ41 г. 3% 32 (707)
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Иосковская
хроника:
	* В Комитете по делам искусств при
Совинаркоме ОССР создана комиссия по от-
бору и приему репертуара для эстрады и
	TT.

№

Аралчен-
	„ОННА ТАСС
	Помещение выставочного зала Союза
художников СССВ — один из центров
агитации пером и‘‘кистью. Здесь `мастер-
ская, где создаются «Окна ТАСС». Всю-
ду— на столах,`на полу, во всех углах —
рисуют, режут, клеют, набивают краски
трафаретом, пишут. надписи, ‚ спорят, вно-
сят поправки, обсуждают удачную идею,
удачный образ.
	В самой дальней маленькой комнате
литбригада сочиняет ‘стихи, Отихи’! долж-
ны спаяться с рисунком, срастись с ним.
Здесь работают поэты (0. Кирсанов, Н.
Адуев, А. Раскин,  М. Слободской, А.
Рохович. Свежие бюллетени TACC, со-
общения Советского ’Информбюро дают
художникам и поэтам множество тем.
Хочется больнее’ поразить ‘врага, хочется
найти самые выразительные слова, рас-
сказывая о подвигах ‘советеких” тероев. В
иных случаях создается  лаконический
плакат, в> других — ‘живописное панно,
в третьих — «Окно-фельетон».
	Литбригада” «Окон ТАСС» — единый
творческий коллектив. Часто’‘один нахо-
дит меткое слово, а. другой . завершает
стих, подобрав рифму: Так в’ творческом
труде проходит утро. К’ двум часам ‘вся
предварительная ‚ работа, должна быть за-
кончена. Поэты встречаются с худож-
никами. Последние поправки. Через нес-

колько ‘часов «Окно» готово. Его смотрит
зритель,
	Надпись на плакате должна быть бое-
вой, яркой, должна врезываться в память
сразу и . надолго. Тексты «Окон ТАСС»
в большей своей части сделаны очень хо-
рошо. В лучших «Окнах ТАСС» худож-
ники и поэты‘ достигли цельности формы
и содержания, лаконизма  художествен-
ного образа, необходимых в искусстве
плаката. В совершенстве владел этим ис-
кусством великий поэт советской эпохи
Маяковский. У него учатея наши поэты,
его опыт используют наши художники.
Виртуозно владеют поэты системой повто-
ров, настойчиво внедряющих текст в с03-
нание и память читателя.
	Героическая тема все вдохновеннее зву-
чит в работах художников, в стихах поэ-
тов. Патриотический рефрен’ в компози-
ции «Но призыву вождя» напоминает
	боевой марш:

— Яв 18 тоду

Германца бил на Украине,
Рука крепка еще и ныне,
Я в ополчение иду...

И второй. и третий, и четвертый куп-
	леты заканчивяются все тем же патриоти-
ческим повтором: «Я в ополчение иду».
	Еще со времен «Окон РОСТА» мы при-
выкли к тому, что плакат — острое ору-
	жие боевой политической агитации’ и про-.
паганды. Плакат может и должен выпол-.
	нять и функции друга-советчика, мобни-
лизовать широкие народные массы, учить
поведению вовремя вражеских налетов
и т. д. Такие плакаты созданы нашими
поэтами и художниками. Просты; доход-
чивы и как-то по-дружески теплы стихи
о том, как надо себя вести во. время Tpe-
BOTH.

Слышишь, сирена’ вдали

Загудела —

Выключи свет,

Это первое дело.

Спокойно, но сразу же

Без запинки “ .

Гаси все примусы и керосинки.

А если в квартире газ имеется,

И его надо выключить разумеется...
	«Окна ТАСС» уже завоевали заслужен-
ную популярность. В маленькую агит-
	мастерскую художников И пПоэтов приез-
	жают с фронта, заказывают повторение
понравившихся плакатов, текст которых,
если нужно, переводят на родной язык/
	просят дать инструкции, чтобы организо-
	вать подобную мастерскую на ‚местах,
Приходят за советом работники кино, те-
атральных бригад, представители клубов,
заводов ит, д. .
	Мастерская открывает свои двери
встречному потоку тем; ежедневно там
обсуждаются работы, созданные художни-
ками по своей инициативе.
	Политический агитатор должен внать,
как резгирует зритель на его искусство.
Художники и поэты прислушиваются к
замечаниям зрителей, стоящих перед &Or-
нами ТАСС», и иногда получают драто-
ценные указания.
	Сейчас создано свыше 100 «Окон ТАСС».
Атитационное значение этого материала
очень велико. Слово и кисть — могучее
оружие. Верно направленное, оно бьет
	рем @OTOCTPANUR
- ИЛИ ЛОЗЖЬ СРЕРИ  БЕЛА дня
	Как сделать пленные войска?
Сдна фанерная доска
	Проявлен „пленный“ негатив.
— Хорош!/—пока кладем в архив,
	Глядите, пресс-коррес-
понденты,
Побед фашистсках документы:
	И два фашиста помоложе,
Чтоб не противны были рожи.
	Где фотовклейки, фотосшивки
И матерьялы для фальшивки.
	— Скандал! Сработан снимок
	; грубо;
В июне, а на пленных шубы!
			ко (председатель), п. Панин, ©. - Баоин,
0. Маршак, Г. Рыклин, В. Яхонтов, Е. Куз-
нецов, С. Шлифштейн, Г. Штайн, М. Эрлих,
Л. Христиавеен, В задачу комиссии  вхо-
дит организация литературно - музыкаль-
ных произведений на военную тематику —
миниатюр,  скетчей, фельетонов, ‚ частушек,
рассказов, ‘монологов и т. д, Комнесии уже
сданы новые произведения писателями
С. Маршаком, И. Дорониным, Л.’ Ленчем,
Г. Рыклиным, (Р. Романом, A.  Ржепшюв-

ским и др.
	© 9 июля в Комитете по делам искусств при

СНК . СССР под председательством М, Б.
Храпченко состоялось совещание, на котором
были обсуждены первые итоги ‘обелужива-
ния эстрадными концертами частей Красной
Армии, ^ бойцов народного ополчения, пожар
ных команд и отрядов милиции, членов
групи самозащиты жилых домов и других
организованных, зрителей. Выступивиий на
совещании тов. ралченко указал, что ру-
ководители тейтров несут ответственность за
работу эстрадных бригад своих театров, яв-
ляющуюся столь же важной и ответственной,
как и основная работа театра.
	*

%* B филиале Большого театра Союза ССР
17 августа будет показана опера «Евгений
Онегин», дирижирует засл. арт. РОЧФР В. В.
Небольсим, Основные партни _ исполняют:
нар. артисты -СОСР И. ©. Козловский, М. 0.
Рейзен, засл. арт. РСФОР П. М. Норцов,
Е. Д. Кругликова и др.
	МХАТ ССОР им. Горького показывает
16 августа «Анну Каренину», 17 августа —
«Женитьбу Фигаро».
	% В Московском Камерном театре перено-
	сятея на сцену репетиции новой пьесы
Г. Мдивани” «Батальон ‘идет на. запад». По-
становка А. ‘Таирова. Премьеру намечено
	выпустить к 1 сентября. Одновременно ве-
дутея работы по возобновлению спектакля

‘Очиая ставка» бр. Typ. Пьеса пойдет в
новой редакции, с прологом.
	\Ж Московокий театр Геволюции закатчи-
вает работу над пьесой М. Гуса и К, Финна
	«Ключи Берлина». Премьера назначена на
23. августа,
© Театр; им. Моссовета готовит спектакль
	«Надежда Дурова» ‘А, Кочеткова. и. В. Лип-
скерова в постановке засл. арт. РОФСР
Ю. Завадского, художник 9. Виноградов, му-
выка И. Носова. В главных ролях: засл.
арт. РСФСР В. Марецкая (Hanexna Дурова),
Ю. Завадский (Александр ПО, Н. Мордвинов
(казачий есаул Андрей Клименко), П. Герага
(полковник), М. Курский (Бениксен), А. Ар-
сенцева (Калерия Петровна).
	24 августа театр покажет в первый раз по
возобновлении пьесу «Профессор  Мамлок»
	  Фридриха Вольфа в постановке C.
	лина. В главных ролях; засл. арт. РСФОР
М. Курский (Мамлок), А. Арсенцева (фрау

Мамлок), Г. Румянцев (Рольф) А. Кистов
(‘Телтпах) А ФСашин (Гири). (А. Алекдвева
	1 (Инге Pyar).
	‘ke Малый театр дает на-днях; впервые в
этом сезоне «Уриель Акосту» с А..А,; Осту-
жевым в заглавной роли.

<® «Бал-маскарад» Верди будет дан 17 ав-
густа, в Театре им. Станиславского,

к Во Театре Ленсовета 117 азгуста состоятся
ява спектакля — ЧПут Балакирев» и «Бес-
	  покойная старость».
	«Отрана героев» —
музыкальное обозрение,
	— так называется новое
, включенное, в penep-
	туар джаз-оркестра под. руководством Бориса
Ревекого. По ‘холу обозрения исполняются
	ипеспи
	о. По ходу обозрения исполняются
“Тачанка» Листова,” «Отрана героев»,
ты» и «Парашютный, десант» Шварца,
флотская» Baantepa, «Винтовка» По-
частушки Даниигера и Долева, ку-
«Мы врага спросили». Финка и Чер-
	\ Агитбригада при:
РК. милиции, обслуж
комаядиров Московского
	ири ‹ Главном управлении
обслуживающая бойцов и
овокого тарнизона, подгото-
фатиистское обозрение «Кро-
	вила новое антифашистское обозрение

«npo-
вожадные. фашистские орды будут разгром-
мен». ‘
	% В идлдательстве «Искусство» вьйшел оче-
	редной номер театрализованной газеты «Ола-
ва’ героям», ~~

М. Горького состоялась
дов против фашизма» вы.
	На-днях в Центральном парке культуры (И, ба wad.
neemneda  пирателей г москвичами. С докладом «Фронт наро
	ступил писатель Илья’ Эренбург, На снимке (Слезе тео

тели Илья Эренбург, Жан - Ришар Блок и Эрих Вайнерт
Фото с <
		(слева направо): участники встречи — писа.
	Фото С. Отрунникова и

Чепрунова
	В ФОНД ОБОРОНЫ СССР
	тист. РОФОР В. С. Володин — на 3.79
руб. и серебряные изделия, Т. Бах — на
3.600 руб., Н. Г. Александров — Ha 2.000
руб. К. А. Ушаков-— на 1.000 py6., Cte.
фа Петрова — золотой браслет, серебра.
ные изделия и др.
	В течение нескольких дней р
Московского театра сатиры внесли в фонд
обороны страны облигаций на 25.009 руб,

*

Успешно проходит сбор средств в фояд
обороны ср@ёди работников искусств Ле

нинграда, Сталинграда и других городов.
Драматург Е. Шварц. внес 8.000 руб,
М. Зощенко — 3.000 руб., кроме того, они
обязались До конца войны ежемесячно
вносить по 200 руб: Народная артистка
СССР Е. П. Корчагина-Александровская
внесла 5.000 руб. Артист Сталинградского
театра драмы Либаков передал в фонд
два золотых кольца с бриллиантами п
золотые. серьги.
	ОТКРЫТИЕ СТОЛИЧНЫХ
ЦИРКОВ
	Крупнейшие цирки страны досрочно от
крывают свой ‘зимний сезон. 29 августа
открывается Ленинградский и 6 сентября
Московский государственные цирки.

В программе открытия Московском
цирка %$(автор и исполнитель  пролота
Н. П. Смирнов-Сокольский) — выступле-
ние крупнейшего иллюзионного  аттрак-
цнона под руководством засл. артиста
РСФСР Кио (режиссер-постановщик А. Г.
Арнольд, художник Е. М. Гольдштейн),
воздушно-гимнастический аттракцион «Pa-
кета» в исполнении артистов Лисина к
Синьковской, группа молодых наездников
под руководством засл. артиста РОФСР
Александра Серж, музыкальные сатирнки
засл. артисты РОФОВ братья Танти, жонь
лер Лидия Юненко, трупиа дрессировая:-
ных собак Тамары Маншилиной, эксцент.
рики Геллер и Белов. У ковра — Каран
Am (seca, артист ’РОФСР М. Н. Румян:
цев). .

В следующем цикле программы Москов-
ского госцирка пойдет пантомима на тему
о деятельности партизанских отрядов в
тылу фашистских войск. Автор сценария
пантомимы писатель Лев Никулин.

Ленинградский государственный цирк
открывается постановкой антифашистской
пантомимы «Воздушные пираты» по cre
нарию Вернера и Волжанина. Пантомиму
ставит засл. артист РСФСР Ю. С. Юрский.
В программе открытия — выступления
клоуна Виталия Лазаренко, ‹ сатириков
Скалова и Ражковского, группы акроба-
тов под руководством Сергея Лебедева, ко-
нюшни дрессированных лошадей под ру:
ководством Анисимова и др У ковра —
Евгений Беляков.
	ПЕСНИ ХАНУМ
	С новым репертуаром выступает сейчас
перед зрителями Тамара Ханум.
й исполнение сделало особенно попу’
лярной национальную — патриотическую
песню «Марш богатырей» (музыка Пула-
та Рахимова, слова Назрума Ахунди). Те-
перь эту песню поют в Узбекистане нар.
арт. (Союза CCP Халима Насырова, нар.
арт. Узбекской ССР Кари Якубов и др.
	В, репертуаре Тамары Ханум, кроме
того, посвященная великому Сталину
азербайджанская народная песня «Боюв
	гурбаны» (узбекский текст Рахманова) и
	р Те

«Песня о вожде» на узбекском и армян:
ском языкях.
		Композиторы, скульпторы, художник,
артисты столицы продолжают вносить в
фонд’ обороны страны наличные деньги,
облигации, ценности. Композиторы братья
Дм. и Дан. Покрасс внесли наличными
25.000 рублей. Сдали облигации: Н. Мяс-
ковский на 10.000 руб., А. Цфасман — Ha
5.000 руб., Ф. Сабо — на 2.200 руб., Ан.
Александров внес на 10.000 руб. облига-
ций и изделия из серебра. ‘
	Облигации на 50.435 руб. в фонд оборо-
ны внесли скульпторы и художники Мо-
сквы. .

*

Коллектив Московского театра оперетты
постановил отчислять ежемесячно в фонд
обороны страны ‘однодневный заработок
до конца войны. Нар. арт. РСФСР Г. М.
Ярон’ внес облигаций’ на 10.000 руб., 30-
лотое кольцо и серебряный прибор, Р. Ф.
Лазарева внесла облигаций на 6.120 руб.,
М. А. Качалов — на 4.000 руб., засл. ар-
	АМОДЕНТЕЛЬНОСТЬ
B ДНИ ВОЙНЫ
	С первых дней войны лучшие Дома
народного творчества перестроили свою
работу. Главное внимание было направ:
лено на обслуживание тех участков, ко-
торые связаны с обороной родины. Кол-
лективы художественной  самодеятельно-
сти пересмотрели репертуар, резко изме-
нили формы и характер своей‘ работы:
	Пример умелой и’ быстрой перестройки
в соответствии с требованиями военного
времени показал Воронежекий дом на-
родного творчества.
	Буквально на второй день войны кол:
лективы. художественной ’ самодеятельно-
сти Воронежа начали выступать на при:
зывных пунктах. Силами участников ху-
дожественной самодеятельности Домов
культуры, местных предприятий, колхоз-
ных и железнодорожных клубов ва нер-
вый месяц войны было проведено 447
концертов, из них 119 концертов в Воро-
неже и 328 — в районах области.
	В Воронежском доме народного творче-
ства вдумчиво и серьезно относятся к
составлению репертуара концертных бри-
гад. Не в пример некоторым другим До-
мам народного творчества, которые ждут,
чтобы кто-то прислал им новый реперту-
ар, воронежцы сами подобрали произве-
дения на оборонные и антифашистские
темы и сами издали их. Совместно с 006-
ластным книгоиздательством они подго-
товили сборник, в который вошли рас-
сказы, стихи, раешник, тексты оборон-
ных частушек. Кроме того, изданы че-
тыре антифашистские песни воронежских
композиторов Массалитинова и Горинш-
тейна. . .
	Штат Воронежского ДНТ очень неве-
лик, и все же воронежцы добились отлич-
ных результатов. Они дают пример, как
надо перестраивать работу художествен-
	«Боевой карандаш» № 8. Издание Ленинградского союза советских худомников.
сунки художников Н. Муратова и Ю. Петрова, стихи — Н. „Лилекторской
		два часа, войдут: четыре картины Из
пьесы Фридриха Вольфа «Христиан Бетс»,
одноактная пьеса Б. Брехта «Тес, тише»
(«Шпик>) и одноактная пьеса Н. Венк-

стерн «Кусок мяса».
	Избрав-.такую форму, мы исходим из
убеждения, что короткая, острая, лако-
ничная пьеса имеет сейчас преимущества
перед большой пьесой, включающей все-
гда, помимо основной темы, ряд  побоч-
ных. Зритель воспринимает сейчас то,
что происходит на. сцене, по-новому, бы-
стро, напряженно. Он ищет определенных,
четких впечатлений ясных и лаконич-
ных выводов. Нам кажется, что широкую
тему «Разоблачение фашистского режима»
можно полнее и выразительнее раскрыть
перед зрителем в нескольких острых, ко-
ротких пьесах.
	Композиция этого спектакля позволяет
заменить любую одноактную пьесу  дру-
гой, новой. Спектакль может быть пока-
зан целиком или частично на любой пло-
щадке, в том числе “и в бомбоубежище.
	И. БЕРСЕНЕВ,
	Паши премьеры
	СЛОВИЯ военного времени требуют

от театра особой мобильности, опе-
ративности в организации всей его дея-
тельности.

В московском Театре им. Ленинского
комсомола мы распределили обязанности
таким ` образом, что актеры выполняют
также и некоторые технические функции
в реквизиторском, тгримерном цехах ит. д.
Планируя сроки репетиций, мы учиты-
ваем работу наших выездных концертных
бригад. В результате нам удалось, без
срыва повседневной производственной ра-
боты, обеспечить всем членам коллектива
возможность добросовестно и четко вы-
полнять их общественные обязанности.
	В построении репертуарного плана мы
исходим из главной задачи — найти Co-
временную ‘форму снектакля: Наряду. с
пьесами «Командиры ведут. корабли» (на
малериале «Миноносца. «Гневного») В,
Кнехта ‘и «Сирано  де-Бержерак» 9. -Po-
стана мы специально готовим новую ан-
тифашистскую постановку на тему «Pa-
зоблачение ‘фашистского режима»; привле-
кая разнообразный драматургический ма-
тернал. В спектакль, который будет со-
стоять из двух отделений и длиться лишь
	«гаикисть» H
	художественный руноводитель Теат-
ра им. Ленинского комсомола
	В театрах Советсной страны
	В МОСКОВСКОМ Театре Ленсовета уси-
ленным темпом идут репетиции пре-
мированной ° на всесоюзном конкурсе
пьесы Дм. Щеглова «Сокровище Сампо»
— о войне с белофиннами.. Постановщик
спектакля — заслуженный артист РСФСР
И. Ю. Шлепянов, оформление — худ.
Д. Черемных.

Одновременно репетируется пьеса Б. Ли-
патова «Тигровая  тропа› — о наших
славных пограничниках; спектакль ставит
Е. И. Страдомская, художник — Г. П.
Захаров.

В ближайшие дни состоятся премъеры
обенх постановок.

Театр Ленсовета приступил также к рз-
боте над героической комедией Н. Шапо-
валенко, посвященной отечественной вой-
не 1812 года. В центре этой пьесы, кото-
рую ставит С. Л. Морской, — образ храб-
рого командира партизанских отрядов, из-
вестного поэта Дениса Давыдова.
		театр открывает сезон пьесой В. Дарсели
«Комдив Киквидзе». Роль легендарного
тероя гражданской войны комдива Кик-
Видзе будет исполнять народный артист
СССР А. Хорава. На 1 октября намечена
вторая премьера ‘театра — «Профессор
Мамлок» Вольфа. В ноябре театр покажет
«Фландрию» Сарду, а в январе «Фельд-
маршала Кутузова» В. Соловьева.
	Драматург С. Хидиашвили работает по
заказу театра над антифашистской пьесой-
памфлетом. Героическую пьесу «Защита
Тбилиси» (из истории отечественной вой-
ны грузинского народа) пишет для театра
драматург С.  Шаншиашвили. Новые
пьесы о героической борьбе Красной Ар-
мии с фашистскими захватчиками закан-
чивают молодые драматурги С. Мтравадае
и Г. Бердзенишвили. + .

«Куда ни кинь — везде клин». Работа ху-
дожников А Костомолоцкого, А. Орлова и
	ной самодеятельности на военный лад.

_м. ЭРЛИХ

без промаха! . } у : т М. Милославского. Открытка, издаваемая
творческим товариществом художников-гра-

0. JIABPOBA фиков «Советский график»

Вдохновен ный актер

Леонидовым нельзя было не увлекаться.   ворил и что хотелось до конца узнать. ] отвращение к Е KO всему,
	После бесед с Леонидовым неизменно ос-
тавалось желание еще и еще“ раз встре-
титься с ним, как будто прошедшая   и
законченная беседа не исчерпала темы до
	конца. Но педагог и режиссер, — руко-.
водитель актерской молодежи, постанов-
щик спектаклей — воплотитель искусст-.
	ва МААТ, Леонидов никогда до конца не
раскрывался даже в самых захватываю-
щих и самых глубоких своих беседах об
искусстве.
	Ибо он был прежде всего и больше
всего актер. Актер всем своим существом,
всеми своими нервами, всей своей стра-
стной душой. Только на сцене, при ис-
полнении новой роли, Леонидов обнару-
живалсея в своей предельной глубине.
	Актерское дело было для него менее
всего ремеслом. Он был  неуравновешен,
любая неожиданность, мелочь могла. по-
влиять на его творческое самочувствие, и
вместе с тем он отдавался актерской те-
	атральной стихии — горячо и мучитель-.
	но. Играя, Леонидов обнаруживал самого
себя. «На: сцене нужно играть большую
правду, а не маленькую правденку», —
товорил он. Он ‘играл ее — эту большую
правду мастерски.
	_ Основной темой леонидовского бурного
и прекрасного творчества было трагичес-
кое противоречие между силой и пафосом,
залозкенными в человеке, и невозможностью
до конца ‘эту ‘силу и этот пафос вопло-
тить в тех” условиях, в которых жили
герои Ибсена и Достоевского. В. И. Неми-
рович-Данченко считал Леонидова «самым
простым актером МХАТ». Он был дейст-
вительно очень прост — и его раздража-
ли театральная мишура, аляповатость
костюма и фальшь кулис. *
	Леонидов товорил про себя: «Я траги-
ческий актер в пиджаке», как будто на-
меренно указывая на свое органическое
	Все было неповторимо в ‘его противоречи-
вом, оригинальном облике. Его интересы
выходили далеко за пределы чисто ак-
терской профессии. К жизни он относился
пламенно и горячо, увлекаясь не толь-
ко отдельными занимательными фактами
и фактиками (что так свойственно акте-
рам), но прежде всего звначительнейшими
событиями в самых разносторонних обла-
стях культуры.

Он — этот вдохновенный, неуравнове-
птенный и ‘огромный  актер—ненасытно,
почти торопливо поглощал открывшиеся
перед ним богатства” живописи, ‘поэзии,
беллетристики. В ‚нем не было и тени
узкого и серенького  гурманства — он
воспринимал и жизнь, и искусство со
всей свежестью’ своего неутолимого тем-
перамента.

Блестящий знаток Пушкина, Jleoun-
дов внутренне беседовал с ним, как с
живым поэтом. Леонидова восхищало его
творчество, ему были дороги отдельные
черты быта, психологии великого поэта
— вся ето личность. Всегда острый, от-
меченный даром проницательного виде-
ния и глубокой романтической иронии, он

был порою парадоксален в своих воззре-
ниях на искусство или в своих отдель-

ных неожиданных, но блистательных фор-
мулировках.

Оттого, когда актер своей тяжелой по-
ступью входил в фойе МХАТ, к нему
стекались для беседы все его товарищи, и
тогда возникали горько юмористические
или смелые, острые и прямые разговоры
06 искусстве вообще и искусстве нашего
театра в частности., Он был значителен
во всем богатстве своего приковывавшего
общее внимание образа.

Несмотря на такое богатство высказы-
ваний (Леонидов не скупился на беседы
и любил их), в нем всегда оставалось что-
то еще нераскрытое, о чем он He го-
	что уводит от врожденной простоты, к
малейшему намеку на внешнюю легко-
весйую театральность. А сам он был те-
атрален, но театрален прекрасной прав-
  дой ‘простого театра, Театрален и прост
был весь его немного  тяжеловесный об-
‚лик; выразительны и сильны были ин-
‘тонации его богатого и обширного голо-
са; заражающе страстны были его пере-
‚ живания. —

Резко, остро и предельно иронично бы-
ло его истолкование характерных ролей.
  Леонидов — художник большой культуры
‚— презирал мещанство и смеялся над
ним. Городулин, Ляпкин-Тяикин и многие,
‚многие другие образы сохранились у нас
  памяти как бы пригвожденные велико-
‘лепной и злой усмешкой актера.
	  Человек огненного темперамента и
трагического взлета, он. показывал. врите-
` лю явления «жизни человеческого духа»,
как формулировал актерское искусство
Станиславский, сурово и несентименталь-
no.
	  „Леонидов был актером тратедии; Когда

‚в верхнем фойе. Леонидов сыграл без гри-
ма «в пиджаке» последние три акта
«Отелло»,  заплаканный и потрясенный
Станиславский сказал: «Леонидов в «Оте-
лло> не ниже Сальвини». Задолго’. до
«Отелло» Немирович-Данченко угадал в
Леонидове  неповторимого Митю Карама-
зова.     ,
Свой огромный талант артист заковал в
строгие рамки искусства. МХАТ. С МХАТ
он прожил свою жизнь, узнав радость
прекрасных. побед и горечь разочарований,
но навсегда поверив в искусство этого
театра. Когда сейчас вспоминаешь’ путь
Леонидова и возвращаенься к его творче-
	ству, вновь и вновь оцущаешь величие
его актерского дела.
		ол Узбекистана провели боль-
шую работу по созданию одноакт-
ных и двухактных пьес,’ посвященных
темам великой отечественной войны.

В настоящее время утверждено семь
коротких пьес, включенных в репертуары
театров Узбекистана.
	Ньесы «День первый» Мих. Яновского
и «Данило Гора» В. Липко ставит Ок-
ружной ‘театр Красной Армии. Пьесу
«Истребители» Ю. Арбат и Н. Звездина
репетируют Тазикентский русский драм-
театр им. М. Горького и ряд тородских
театров (Коканд, Фергана, Самарканд). В
репертуар периферийных театров  вклю-
чены новые пьесы узбекских драматургов:
С. Абдулла и Чусти—«Отважная семья»,
А. Рахматова — «Тимуровцы», Туйгуна—
«Дочь родины», А. Бабаджанова — «Мать
капитана». Пьеса А. Бендера «На посту»
идет в республиканском  кукольном те-
атре.
	«Народный. музыкант». Произведение круп-
нейшего чешского скульптора Яна Штурса
	АПЛЬЫВ посетителей в Московский

театр оперетты очень велик. Театр
играет не только ежедневно, но даже и по
нескольку раз в день. В последнее воскре-
сенье, 10 августа, театр дал три спектак-
ля, прошедших с аншлагами. ’Наиболь-
шим успехом пользуются советские пат-
риотические оперетты «Свадьба в Мали-
новке», «Взаимная любовь», «На нашем
берегу».

В ближайшие дни репертуар театра по-
полнится новым спектаклем «Ночь в ию-
не». Авторы этой оперетты А. Рябов (му-
зыка), Л. Юхвид и А. Алексеев (текст).
Постановка А. Г. Алексеева, дирижер
Н. Г. Александров, художник Е. Г. Соко-
лов, балетмейстер Эмиль Мей.
	Бригады театра ежедневно проводят по
два концерта для бойцов, командиров и
политработников Красной Армии.
		ЖИВАЯ ,
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ
‚ГАЗЕТА «СЭИ»
	‘Всесоюзная студия эстрадного искусства
под художественным руководством H. IL.
Смирнова-Сокольского готовит первый вы
пуск живой театрализованной газеты, пос-
вященной великой отечественной войне
советского народа с кровавым фашизмом,
Режиссер ‹Н.› Волконский готовит  пролот
и «Передовую» газеты. Здесь в ролях pe
дактора ‘и корректора ‘выступят артисты
студии Бобров и Гринвальд. Передовую
читает артист Андреев. `
‚Режиссер Д. Гутман ставит отдел «а
рубежом», музыкальный фельетон, испол:

няемый Игнатовой, ‘и скетч (артисты Рез-
никова и Андреев).

:

В постановке режиссера И. Ильина пой:
дет скетч Ардова «Румыны воюют» в ис-
полнении артистов ВГКО Цыбульского я
и.
	EIS SE QR EEE

Виноградова, музыкальная сценка «На
привале», по ходу которой исполняются
старые ‘солдатские песни и ‘песня. сло-
	женная бойцами Красной Армии во вре:
мя конфликта на КВЖД. Артист В. Гут
репетирует новый номер своего театра
тантоморесок. Куклы В. Гута изображают
фапгиста, германского дипломата, Маннер-
гейма, Муссолини и Антонеску.
Валетмейстер П. Кретов репетирует таке
цовальные эпизоды пролога живой газеты
и сценки «На привале», ставит красно-
	флотсвую польку и балет
военную тему.

ный номер на
	eet нений
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
	Hanes в Государственном драмати-
ческом театре им. Пушкина состоя-
лась премьера пьесы Лопе де Вега «Ночь
В Толедо».

Главные роли в спектакле исполняют:
засл. деятель искусства Л. С. Вивьен,
засл. артисты РСФСР: Е. М. Вольф-Изра-
эль, А. Н. Парамонова, А. П. Нелидов,
В. И. Янцат, засл. артист ССР Грузии
А. 0. Любош, артисты: Г. И. Соловьев,
Л. Я. Дубицкая, Л. В. Городецкий и др.
Постановка „Л. С. Вивьен, режиссер, В. В.
Эренберг, художник Натан Альтман, ком-
позитор Ю. В. Кочуров.

Следующие постановки театра — «Ста-
рая Москва» А. Пановой, «Солнце Грюн-
вальда» Игоря Луковского, «Мой сын»
Гергеля и Литовского, «Глубокая развед-
ка» А. Крона.

Параллельно с основными репетициями
коллектив театра работает над специаль-
ным репертуаром для обслуживания ча-
стей, Красной Армии и Флота.
	eo

B НОВОМ сезоне театр им. Руставели
возобновляет пьесы «Человек с ружь-
ем», «Разлом», «Георгий Саакадзе»,. «Из-
мена» Сумбатова и «Отелло». 31 августа
	И а ЦЕ
: \ Редакция: ул. Станиславского, 24. Телефоны: общий — К 5-86-95, отв. редактор — К 4-64-40. Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО» ]
	B—1948L
	Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8.