Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	Om Советского. Информбюро
УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 20 АВГУСТА
	В течение ночи-на 20 августа наши
войска вели бои е противником на’ всем
фронте, особенно ‘упорные на новгород-
ском и томельском направлениях.

. a

Носты воздушного наблюдения донесли
командованию энского соединения, что
группа немецких транспортных ‘самолетов
в сопровождении «Мессериимиттов» `напра-
вилась к ‘району торода“ О. на юго-запад-
ном направлении фронта. В воздух немед-
ленно поднялось подразделение старшего
лейтенанта Егорушкина. Заметив наших
истребителей, вражеские самолеты разби-
лись на две группы и ‘пошли в разных
направлениях. Одно звено советских истре-
бителей пошло наперерез группе, ‚напра-
вившейся на северо-восток. Пилот млад-
игий.. лейтенант Лыков сбил один «Мес-
сершмитт» и атаковал немецкий трехмо-
торный самолет «Ю-52». Подлетев к про-
тивнику сзади, тов. Лыков вывел из строя
фашистского стрелка-радиста. Набрав’ ва-
тем высоту, тов. Лыков сверху обстрелял
пилота и штурмана самолета противника.
Вражеская машина, потеряв управление,
повалилась вниз. Летчики-истребители Ан-
тоненко и Яковлев сбили два «Мессер-
шмитта» и один «Юнкерс». Остальные
самолеты „первой. группы обратились в
бегство. Вторую группу фашистских само-
летов атаковали летчики Шульженко,
	Машков и Правдин. Потеряв два «Юн-
керса», ‘немцы ушли на запад. Все’ сби-
	что авантюристская политика Гитлера под-
вергает опасности наше германское отече-
ство. Близилась война & у Германии не
было друзей. Наци ненавидел весь мир,
и эта ненависть переносилась на Герма-
нию. Союз с фашистской Италией — вот
все, чем добился Гитлер, но Италию мы
достаточно хоропю знали. Чего Германия
цолжна была безусловно избехать — это
войны на два фронта. Государственный
деятель вроде Бисмарка достиг бы этого,
но Гитлер не’ Бисмарк, а выскочка. Вся
ого политика основывалась на блефе. Бле-
фом он действовал по отношению к нам
и также хотел он действовать по отноше-
нию ко всему миру. Последствия были
катастрофичны. Сейчас мы воюем и про-
тив Англии, и против России. Это под-
линное безумие. В войне против Россни
германская армия ‘истечет кровью. Эта
война  бесперспективна. Она может закон-
читься лишь такой катастрофой, по срав-
нению  с которой катастрофа 1918 года —
это лишь детская игра. Возможно, что
Германия еще некоторое время сможет
продолжать войну, но чем дальше война
будет продолжаться, тем ужаснее будет ее
конец. Со всей ответственностью за свои
слова мы заявляем вам: лишь тогда, ког-
да Гитлер будет свергнут, будет  покон-
чено с войной и Германия будет спасена.
За. это, убеждение наше мы отвечаем сво-
им именем и своей честью немецких офи-
перов». Воззвание подписали: подполков-
ник Гаушильд, капитан Лоевский, капитан
	ЧЕТВЕРГ
		Год. издания АП
		Цена! 30 коп.
	АВГУСТА
1941 года
	.   № 33 (768)
			  Чувство  пламенного патриотизма во-
‚ушевляет советских живописцев, графи-
yi, CKYABIITOPOH ‘в дни великой  отече-
erento войны. Сознание исторической
тетственности перед народом, стремление
mth Rech cho ‘талант, все свой ‘способ-
кти родине отличают наших  художни-
м1. Художники чувствуют себя бойцами
уномиллионного народа. Они воплощают
; художественных образах его героизм,
и священную ненависть к коварному и
элюному врагу.

Изобразительное искусство обладает ис-
злючительными возможностями наглядной
агитации, общения. с самой широкой ауди-
тей. Живой, конкретный язык худо-
хетвенного образа понятен всем и каж-
ди. Живопись, скульитура, графика на-
ру с кино и театром могут и должны
мохновлять народ на борьбу, поднимать
0 патриотические чувства, прославлять
бисмертные подвиги героев отечественной
зоны,
  C первых же дней войны по всей на-
шей необ`ятной стране художники об’яви-
2ж с6бя мобилизованными и взялись за
работу.

Воскрешая славные традиции периода
гражданской войны, они работают над
«0кнами ТАСС», посвященными борьбе. с
термано-фалиистскими полчищами. Совмест-
ВЫми усилиями большого коллектива’ мос-
ховских художников и поэтов  создают-
	ставлены все лучшие произведения совет-
ских художников: от рисунка и плаката
до больших картин и скульптур.

Ряд художников уже приступил к co-
зданию произведений для выставки.
И. Грабарь и В. Ефанов работают над
портретами героев отечественной войны.
А. Кутателадзе и Д. Налбандян пишут
большую композицию, в которой они хо-
тят изобразить товарища Сталина в кругу
советских полководцев. А. Бубнов темой
своей картины для выставки избрал борь-
бу славных советских партизан.  Утвер-
жден эскиз Ф. Шурпина: «Главнокоманду-
ющий войск Юго-Западного направления
Маршал С. Буденный и донские казаки».

льшую роль в агитационно-пропаган-
дистекой художественной работе могут’ и
должны сыграть художественные музеи.
Там, где руководители и сотрудники му-
зеев поняли свои новые обязанности, ра-
бота кипит по-боевому. Некоторые пери-
ферийные музеи (например, Рязанский ху-
дожественный музей) ведут большую 0бо-
ронную работу, создают антифашистские

выставки, организуют многочисленные пе-
`редвижки ит. х.
	На военный лад перестроили свою ра-
Gory и центральные музеи. Государствен-
ная Третьяковская галлерея развернула
выставки на атитпунктах м вокзалах.
Лекции научных сотрудников галлереи
пользуются. неизменным успехом у 00й-
	ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. ВОЙНЫ
	Герой Советского Союза старший сержант Василий  Павлович Кисляков
Рисунок художника В. Одинпова
				WRAA AY AVIA

И ПОЭТОВ

создают-

я яркие, впечатляющие плакаты и’ пол-
ные остроумия карикатуры.
Яркие агитационные листы‘ «Боевого ка-

рандаша»

издают

‚ ленинградцы;

новые

цов и командиров РККА; Музей изобрази-
тельных искусств. им. Пушкина ‚-органи-
Зует выставку «Военное прошлое русско-
го народа» на богатейшем материале сво-

THE

жами.

Командир энского батальона майор ГРне-

se
№

«Юнкерсы» несли 1 [© Е Purrep, Kanu meee eee VA eee ees eee
}

р, капитан \фон-Веншовский, crap-
ший лейтенант Рикс.

Огромные ‘тютери,

#*
= .
которые

ежедневно
	плакаты появились на улицах Киева, бое-
вую деятельность развернули живописцы
и графики Армении, Грузии. Азербайджана
п других братских республик. В Домах
Врасной Армии, на агитиунктах, на вок-
залах организуются военные и антифа-
щистские художественные выставки.
Помимо плакатов и карикатур наши
туожественные издательства приступили
х выпуску патриотических  лубков, вос-
кешающих лучшие традиции народного
	творчества, художественных открыток, на-
стенных картинок и т. д. Этв малые фор-
Уы искусства чрезвычайно важны сейчас,
ябо оперативны, злободневны и отвечают
потребностям широчайших масс.

Была бы ошибочно, однако, свести за-
дачи советских художников только К соз-
нию плаката и карикатуры. Возможно-
сти советского ‘изобразительного искусства
значительно шире и богаче. Картины,
панно, скульптура разных жанров — все
богатство и многообразие изобразительного
искусства надо использовать сейчас для
борьбы со смертельным врагом ‘нашей po-
дины и для прославления беззаветного
тероизма бойцов Красной Армии, наших
	его гравюрного ‘кабинета. ` Музей нового
западного искусства готовится: к открытию
выставки советского и зарубежного анти-
фашистского искусства. В’ помещении
Музея восточных культур открыта выстав-
ка произведений самодеятельных худож-
ников на тему «Оборона СССР». Эту вы-
ставку посещают бойцы и командиры
Красной Армии. Здесь часто прямо перед
картинами проводятся политзанятия,
	Опыт наших передовых музеев должны
широко использовать все музеи страны.

(0с0обое внимание следует уделить вы-
ставкам-передвижкам, используя для них
как текущий художественный материал,
так и музейные экспонаты. Диапазон та-
ких выставок весьма широк — от боль-.
шой выставки-передвижки областного зна-
чения JO выставок для згитпункта, крас-
ного уголка и т. д.

К сожалению, еще не все художествен-

ные организации, не все управления 10
делам’ искусств поняли в полной мере свои
новые задачи. Художники же совершенно
справедливо требуют _ от своих руковохи-
телей большей оперативности. «Мы хотим,
— нишут они, обращаясь в Комитет” по
делам искусств; — активно работать Ha
пользу нашей советской родины, участво-
вать в борьбе против озверелого  фашиз-
ма». }
‚ Управления по делам искусств и
творческие союзы должны организовать
тромадную творческую‘ активность худож-
ников-патриотов и всемерно помочь им
создать яркие произведения искусства, по-
священные великой отечественной войне.
Лучшие из этих произведений надо сделать
широко известными народу: выставлять на
улицах, площадях, в агитпунктах, в вит-
ринах магазинов, в окнах учреждений, на
вокзалах и пристанях, наладить их по-
лиграфическое и гравюрное воспроизведе-
ние.

Почетны задачи советском искусства.
Дело чести советских художников создать
патриотические произведения, достойные
нашей великой родины. Они должны вре-
заться в память советских людей, будить
любовь к родине и ненависть к ее вра-
ray.
	дин личным примером воспитывает в ка-
ждом красноармейце смелость, инициати-
ву и сметку. в борьбе против вражеских
танков. «Смелому бойцу танк ‘не ‚стра-
шенз, — этот лозунг -тов. Гнедина понят
всеми бойцами батальона. Ежедневно, на
практике изучают они. слабые стороны

несут немецко-фашистские войска в оже-
сточенных боях © Красной Армией, за-
ставляют ‘титлеровцев призывать в армию
все новые и новые сотни тысяч людей.
Почти поголовные мобилизации мужского
населения от 17 до 50 лет удручающе
действуют на германское население. Мо-

немецких мантин и наносят врагу чувет+
вительные потери. Патроны `с` бронебойны-
ми. пулями, связки’ транат» бутылки‘ с го-
рючим — вумелых руках красноармейцев
стали грозным оружием. За месяц боевых
действий бойцы батальона майора Гнеди-
на уничтожили 104 немецких танка. 0©0-
бенно выдаются хладнокровием, реши-
тельностью и смелостью в борьбе с тан-
ками бойцы Рузавин, Кучеренко, Болотов
и Веденеев.

Красноармейцы Рузавин и Кучеренко
мастерски применяют бутылки © торючей
жидкостью. 10 августа они подожгли два
танка, 12 августа -— один танк, ‘13 авгу-
ста — три танка, 15 августа — два тан-
ка. Замаскировавшись в окопе травой и
ветками, они подпускают танк на 15—20
метров и бросают две-три`бутылки на, мо+:
торное отделение танка. Успешно действу-
ют тт. Рузавин и Кучеренко `‘протяв не:
мецких машин в лесной местности’ ‘Два’
танка, подбитые ими 15 августа, `вагорез
лись от бутылок, сброшенных ‘6 деревьев,
Бойцы Болотов и Веденеев за месяц унич:

тожили 9 танков.
a

Группа немецких opunepor, перешедших
на сторону Красной Армии; обратилась с
открытым письмом ко всем ‘офицерам rep:
манской армии. се

В своем письме немецкие офицеры nin
шут: «Мы считаем делом долга чести, бу=

дучи серьезно озабочены будущим иашей

немецкой родины, обратиться ко всем нах

лодые немцы Лотарингии массами дезер-

тируют на неоккупированную территорию
Франции. Фашистский’ заправила в
тарингии Бюркель приказал заключать в
концентрационные лагери родителей всех
лотарингцев призывного возраста, `выехав-

Ло-

ших в неоккупированную Францию. В

Германии создаются два новых лагеря
для. отцов и матерей. лотарингских юно-

шей, уклонившихся от призыва в герман-
скую армию.
- я >

Советские связисты самоотверженно‘ по-

могают Красной Армии громить полчища
титлеровских людоедов. Сорок два раза
выезжал со своей колонной
одного из линейно-технических узлов Ук-
фанны т, Мек-в район боев, обеспечивая

начальник

надлежащую связь командования с воин-
скими частями. Пробравшись через вра-
жеские цепи, тов. Мех вывез из окружен-
ного- немнами пункта В. все ценное теле-
фонное.-и. телеграфное оборудование. Ра-
бочий-связист тов. Чередниченко органи-
зовал в тылу у фашистов разведыватель-
ный отряд, доставлявший нашим частям
важные. сведения о. врате. Начальник
районной ‘конторы связи т. Мазур разве-
дал, где находится штаб немецкой части,

‚и сообщил об этом нашему — командова-
нию. Штаб был разгромлен. Начальник

линейного участка тов. Родионов под ар-
тиллерийским отнем врага обеспечил на-
иим войскам регулярную свядь. Не толь-
	ко в. прифронтовой полосе, но и в глу-
	боком. тылу патриоты-связисты работают
по-военному. Хабаровский связист — ин-
женер радиоапнаратурной тов. Орлов вме-
сте! с. техниками тт. Мальцевым и Поля-
ковым выполнили важное задание в пять
дней вместо двух недель по норме. Глав-
ный инженер ремонтной конторы Москов-
ской‘ тородской телефонной сети тов: Но-
стников за несколько дней выполнил ра-
боту, на которую до войны потребовались
	5о не ограничивается. Не допускается, в
частности, исполнение всех песен мололо-
го композитора Ежека на слова Восковца
и Вериха. Под запретом — уже незави-
симо от содержания — все произведения
музыкантов, чистота арийского происхож-
дения которых взята под сомнение.

Запрет, однако, еще не самое худшее.
Неисчерпаемы богатства чешской музыки.
И урезанный репертуар оставался бы до-
статочно внушительным. Главная беда в
том, что немцы заставляют наших музы-
кантов- исполнять бездарную фашистскую
музыку. Неслыханный позор для чехов}

К счастью, у моих соотечественников
есть хорошее оружие против этой напасти
— чешский смех, чешский юмор. Они
просто издеваются над этим «искусством»,
над неуклюжестью, аляповатостью и ан-
тимузыкальностью фашистских эрзац-мо-
цартов и эрзац-гайднов, и позор, угото-
ванный для чехов, падает не на них, &
на дубовые головы наглых пришельцев.

Что сказать о других славянских стра-
нах, растоптанных немцами? Там все
уничтожено. Разрушена многострадальная
Варшава. Повержены в прах столицы сер-
бов, хорватов и словенцев — Белград,
Загреб и Любляна. То, что не уничтоже-
но, порабощено германскими и итальян-
скими интервентами. Там нет жизни, а,
следовательно, нет и музыки. Славянские
композиторы рассеяны теперь по всему
миру.

Но музыка славян все же не оборва-
лась, не умолкла. Она звучит в подполье,
эна звучит в сердцах всего  славянства.
И ныне она звучит мощно из великого
центра и колыбели славянской культуры
— из Москвы, перекликаясь с музыкой
русского народа.

Так пусть же звучит победно славян-
ская музыка! Пусть наполняет она серд-
ца мощной верой в конечную победу над
фашистским мракобесием!
	ЗДЕНЕК НЕЕДЛЫ
	2. :

Группа немецких офицеров, перешедитих
открытым письмом ко всем офицерам тер
манской армии. с

В своем письме немецкие офицеры пич
шут: «Мы считаем делом долга чести, ^буя
дучи серьезно озабочены ‘будущим нашей
немецкой родины, обратиться ко всем нач
шим товарищам и ко всем немецким офи>.
церам всей немецкой армии. Единодушно
мы пришли к убеждению, что мы, немец-
кие офицеры, должны сделать ‘все ` для то=
го, чтобы отклонить от Германии  крун-
нейшую катастрофу ее истории. Мы зна-
ли наци, как бессовестных авантюристов ©”
темным происхождением. Для них Герма-
ния была просто трамплином” для их лич
ной карьеры. Нам было стыдно стоять
вытянувишиеь перед каким-то Гитлером
или Герингом. Нам становилось все яснее,
	фашизма. На этой выставке будут пред-   там.   нли Герингом. Нам становилось все яснее,   бы месяцы,
	Расистская теория человеконенавистни-
м, правящих ныне в Германии, отво-
дит славянству одно из последних’ мест
в`иерархии рас. По `мнению фюрера и
тодфюреров, славяне обречены быть ра-
бами германской «расы господ».
	Если безумцы из Коричневого дома
разгромили немецкую музыку, то. можно
бе представить участь, которую они
предуготовили музыкальному искусству
славянских стран, занятых фашистскими
рдами. Тяжелый сапог гитлеровских мо-
®дчиков давит и попирает теперь музы-
Кальную культуру в Чехии, Польше, Сер-
би, Хорватии. Болгарии и Словакии.
	Во всех славянских странах до герман-
кой агрессии существовали многочислен-
	вые оперные труппы, оркестры, хоры,
Фамерные ансамбли.
Взять хотя бы Чехо-Словакию. До нем-
	в чешская опера была одной из луч
шит в Европе по исполнению и репер-
tyapy. Наше радио пользовалось всемир-
НОй известностью благодаря своим музы-
КаЛЬНЫМ передачам. Еженедельно из Пра-
Mm, Брно, Братиславы, Кошицы транели-
Рзалось множество филармонических
®ицертов, несколько опер. Кроме того,
тередавались камерные концерты, выступ-
ния виртуозов, а также знаменитых
\шских хоровых ансамблей.

В славной иплеяле чешских композито-
№ такие выдающиеся музыканты, как
Cerana, Дворжак, Фибих, Ферстер, Яна-
\, Новак, Сук и Острчил. А наши мо-
Улые? Разве не радостно назвать имена
наша. Иряка. Хабы, Ежека, Шульго-

я
	» п других
	шская музыка глубоко проникнута
Циональным чувством. Это об’ясняется
ирией моего народа. Долгие столетия
Упское слово было в оковах. Австрий-
ая ценаура душила малейшие попытки
0блно высказаться. И музыка стала
	Зыком онемевшего народа.
	Пусть звучит славянская музыка!
	не осталось ничего сколько-нибудь qHoro-
	жего на былые ее передачи.
	Прекрасный мастер Сметана — <озда-
тель чешского музыкального языка —
сумел выразить самые. высокие чаяния и
идеалы угнетенной страны.
	«Моя родина» великого композитора,
этот цикл чешских симфонических поэм,
исполненных патриотизма,  проникнутых
пафосом борьбы за свободу, заключал B
себе как бы целую политическую прог-
рамму. Такое же значение имеет и зна-
менитая опера Сметаны «Либуша» —
музыкальная драма, рассказывающая 0
судьбе чешского народа и его грядущей
победе. Глубоко национальны и произве-
дения других наших композиторов, вплоть
до последнего крупного сочинения —
оперы Острчила «Иваново — королевет-
во», музыка и либретто которой — пря“
мой призыв к борьбе за правду и спра-
ведливость, против войны и фашистской
агрессии.

И весь этот высокий мир музыки от-
дан теперь на поток и разграбление фа-
шистским вандалам. Для начала . корич-
неворубашечники заняли Филиал нацио-
нального театра, старые стены которого
ple помнят премьеру «Дон-Жуана» Мо-
царта! Там впервые ставились все чеш-
ские оперы и пьесы. Там звучала до фа-
шистского нашествия музыка лучших со-
временных композиторов Чехни.  Гитле-
ровцы об’явили немецким этот историче-
ский театр — эту национальную релик-
вию. В нем ставится теперь репертуар,
рассчитанный исключительно на терман-
ское офицерство. Не трудно себе предста-
вить убожество этого «репертуара»!

На радио немцы взяли в свои руки не
только всю информацию, под видом кото-
рой они наводняют эфир измышлениямн
геббельсовского министерства, но и BCE
художественное вещание, На одной из
шести чехословацких станций берлинские
хозяева для вида оставили чешских му-
	зыкантов. Однако программу этой. станции
так обкарнали и перекроили, что В ней
	„Кивио Сталин!“
	Гитлер в своей библии людоеда «Моя
борьба» давно разработал план порабоще-
ния славянских народов. В наши дни из-
верг, одержимый чудовищной манией фи-
зического истребления и порабощения
славян, перешел от слов к делу.
	Наряду с другими подверглись нападе-
нию фапгистов народы Югославии, в част-
нссти сербский народ. Гитлеровские бан-
ды ныне разрушают сербскую культуру,
изгоняют сербский язык, громят сербские
школы. Но ‘народ, имеющий вековые тра-
диции борьбы за свою свободу и незави-
симость, невозможно ‘обратить в ‘работво::
Никто и ничто не заставит  югославов
склонить голову перед. фашистскими по-
тромщиками.
	Воздушные налетчики со свастикой раз-
бомбили Белград, Сараево, Скопле, Кра-
гуевац, они ‘разрушили наши ‘мирные
села. Под развалинами Белграда погибло
22 тысячи мирных жителей. Фашистские
воздушные пираты уничтожили прекрас-
ные статуи и памятники работы тениаль-
ного сербского скульптора Ивана Местро-
вича, имя которого хорошо известно. да-
леко за пределами моей родины. у

Вторгнувшись в страну, титлеровская
армия предалась. повальному грабежу и
мародерству в городах и селах. Немци
превратили Югославию в тюрьму для 1го-
лодных и ограбленных женщин и детей,
мужья, отцы и сыновья которых ушли в
горы. Но ни террор, ни голод не сломят
юнакский богатырский дух сербских пар-
тизан. В горах Югославии — Златыборе,
	  Романии, Дурмиторе — сосредоточено не-
	сколько COT тысяч партизан. Сама при-
рода помогает им бороться с фашистами.
Черногорские партизаны сбрасывают ог-
ромные каменные глыбы на толовы нем-
цев, ползущих по горным дорогам.

Велика ненависть моего народа к врагу.
Ежедневно в городах и селах Югославии
на стенах домов и заборах появляэтся
надписи; «Живио Савез Совецких Респуб-
лик!» «Живио Сталин»,
	Из пещер и глубоких ущелий
Вылетают орлы-партизаны.

Бьют фашистских грабителей смаху,
Смрад стоит на пастушьих тропах,
Вражьи трупы на них истлевают.
	НЬЮ-ИОРК, 20 августа. (ТАСС). В пись-
ме, переданном корреспонденту ТАСС, из-
вестный немецкий писатель Эгон Эрвин
Киш пишет, что миллионы людей с за-
таенным дыханьем следят за борьбой
Красной Армии.

— Не только народы, задавленные фа-
шизмом, — говорится в письме, — благо-
словляют тебя, красноармеец, но и все
трудящиеся пяти континентов желают, что-
бы твой удар был победоносным. Даже
среди вооруженных и одетых в форму
людей, выступающих против тебя, много
желающих твоей победы и тотовых ради
	Вчера, 20 августа, в Доме актера сос-
тоялась встреча творческих работников с
героями противовоздушной обороны Моск-
вы. Большой зал Дома актера переполнен.
В президиуме — А. А. Яблочкина, В. В.
Барсова, Е. Д. Турчанинова, С. М. Ми-
хоэле, В. Л. Вускин, А. Мессерер, Н. Ф.
Кемарская и защитники Москвы — бой-
цы и командиры.

Работники искусств, вктеры московских
театров, музыканты, художники несмолка-
емыми аплодисментами — приветствуют
героев, защитников красной столицы.

олковой комиссар Н. А. Петров пред-
ставил собравшимся тероев — летчиков,
прожектористов, зенитчиков, связистов.

Просто, как о самых обычных, буднич-
ных делах, говорят герои о своих подви-
гах. ‘Летчик лейтенант т. Киселев, бес-
страшно встретивший подлых налетчиков,
рассказывает, как протаранил он в ‘возду-
хе самолет врага.

Снаряды орудий красноармейцев-ордено-
носцев И. Шпалюкина и С. Иванова сби-
	Пусть злобные помнят убийцы:

Победить невозможно сербов

До тех пор, пока львиной грудью

Хоть один славянин дышит.

Сербы, словенцы, хорваты, черногорцы
и другие народы Югославии всем своим
сердцем на стороне Советского Союза, те-
роически борющегося за правое дело.
Партизаны уверены в победе Советского
Союза. Это HX окрыляет на новые му-
жественные подвиги, они беспощадны в
борьбе с врагом. Партизаны взрывают мо-
CTH и енладьы: ‘разрушают железные до-
роги. и изматывают фашистов. Черногор-
цы поют: д О

Мы — стража веков,

Мы — часовые.

Пещеры наши — пушечные жерла.

Ущелья — погреба пороховые.

Недаром месть вскормила нас..

Недаром звезда сошла к дурмиторским

твердыням.

Наступит час, и мы одним ударом

В ночной Ядран фашистов опрокинем.

Борцы за освобождение, Югославии пи»
тают глубокую любовь к русскому народу.
Их роднит с русским народом общность
культуры, искусства и языка. На нашу:
Цоэзию оказали огромное влияние Лев
Толстой, Пушкин, Достоевский, Тургенев.
У великого русского театра учились ‘сце-
ническому мастерству лучшие наши ак-
теры и режиссеры.
	Историческая борьба сербов за самосто-
ятельность и независимость увековечена,
народом в песнях. Тот, кто знаком с
историей сербского народа, с сербским
эпосом, собранным известным поэтом Ву-
ком Стефаном Караджичем, знает, что сер-
бы, черногорцы, македонцы всегда, когда
Россия вела войны, выступали как ее со-
O3HHRH.

В нынешней священной отечественной
войне, которую ведет Советский Союз про-
тив полчищ  озверелых фашистов, все
братские славянские народы сердцем и
душой — на стороне великого русского’
народа. Нет такой силы в мире, которая
могла бы сломить Советскую страну.
Красная Армия победит, она освободит
славянские народы от ига немецких на»
СИЛЬНИКОВ.
	_ РАДУЛЕ СТИИЕНСКИЙ
	этого принести в жертву свою жизнь.
Война, которую ты, советский воин, вез
дешь, является прежде всего войной про-
тив лжи. Происходит борьба между миром
и. войной, борьба ненависти, распада, ре-
гресса против мира созидания, развития,
война между законностью и насилием,
между культурой и варварством, между
прогрессом и реакцией. Г
Побеждай, советский воин! Миллионы,
сотни миллионов во всем мире думают о
тебе. В твоих руках, красноармеец, нахо-
	дится их судьба, судьба твоего отечества,
судьба всех отечеств.
	дли ие один вражеский самолет. «Ония
	взрывались в воздухе вместе со своими
бомбёми», — вспоминают герои.

Красноармеец-связист Ф. Мазнюк рас-
сказывает, как его подразделение сбило
три самолета. «Но ‘это мало, — говорит
т. Мазнюк, — ведь’ их было больше».

Награжденный орденом боевого Красно-
го знамени младший сержант 9. Левин
рассказывает о боевой работе‘ прожекто-
ристов.

Народный артист Михоэле приветствует
героев от имени творческих работников
Москвы. «Подвиги, совершенные вами, ‘—
говорит OH, — для нас, работников ис-
кусств, являются великим примером. (о-
ветская страна, сыны которой совершают
такие великие дела, сметет захватчиков.
Вместе с вами мы клянемся в неприми-
римой ненависти к врагу, в победе над
которым мы всё уверены». °

С проникновенными словами блатолар-
ности героям выступила в заключение на-
родная артистка А. А. Яблочкина.
	ПИСЬМО `ЭГОН ЭРВИН КИША
	Встреча с защитниками Москвы
	Нацисты, конечно, не ограничились за-
хватом музыкальных учреждений и пред-
приятий страны. Они об‘’явили поход про-
тив ‘чешской музыки Из произведений
Сметаны в первую голову пострадала его
первая опера «Пруссаки в Чехии», посвя-
щенная теме, весьма неприятной для `фа-
шистов: разграблению Праги ‘бранденбург-!
скими насильниками в ХШ веке, упорной
борьбе и окончательной победе чешского
народа. Эта опера, созданная Сметаной 80
лет тому назад, в наши дни звучит ‘как
настоящее пророчество! Замечателен в
ней гимн за свободу Чехии. Понятно, что
интёрвенты запретили оперу в первый же
день прихода к власти в Чехо-Словакии.
	Знаменитая «Либуша» была, запрещена
не сразу. Тому причиной, разумеется, не
либерализм гитлеровцев, а, мягко BbIpa-
TAACH, их недостаточная эрудиция. Они
просто не знали подлинного смысла и
значения этого произведения. В конце
последнего акта героиня княгиня Либу-
ша, вспоминая былую славу чешского на-
рода в гуситские времена, предрекает его
судьбу:

«Пусть на долю чехов снова выпадут
тяжкие беды, чешский народ никогда
не погибнет. Он со славой преодолеет
все грозные испытания».
	Потрясающие слова и могучая музыка
Сметаны! Необычайная актуальность опе-
ры в первые дни оккупации! При немцах
«Либуша» один раз шла на ‘сцене нацио-
нального ‘театра. И когда прозвучали
вдохновенные слова Либуши, весь зал
встал, как один человек, и `оперный спек-
такль превратился в мощную националь-
ную демонстрацию. Гестапо; конечно, спо-
хватилось, опера была немедленно запре-
щена. т
	‚ „Неречень запрещенных музыкальных
произведений чешских авторов этим дале-