ЧЕТВЕРГ, 21 АВГУСТА 1941 г., № (33 (768)
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ПШЛАМЕННУЮ СИЛУИСКУССТВА- ДОБЛЕСТНЫХ ВОИНА КРАСНОЙ АРМИИ
	АНКТЕРЫ-
БОЙЦЫ
	Работники искусств вместе со всем со-
ветским народом с первых дней великой
отечественной войны ‘вотали на защиту
нашей социалистической родины.
	В трозные дни опасности, нависшей над
нашей страной, многие деятели искусств
ушли в рады Красной Армии, в отряды
народного ополчения, истребительные Ga-
тальоны, чтобы с оружием в руках за-

щищать нашу честь, свободу и незавя-
CHMOCTh.
	Десятки тысяч артистов различных
жанров об’единили свои силы, чтобы яр-
кой, политически актуальной пьесой, ос-
трой комедией, песней, художественным
словом способствовать победе над ковар-
ным врагом, вдохновлять народ на новые
героические подвиги.
	В сотнях телеграмм, полученных Нар-
коматом обороны от многочисленных те-
атральных и эстрадных коллективов и
отдельных исполнителей из различных го-
родов СССР, красной нитью проходит од-
на просьба — как можно скорее напра-
вить на фронт для обслуживания частей
действующей Красной Армии.
	Коллектив Молотовского тезтра оперы
и балета просит командировать его на
фронт. Артисты тотовы по первому тре-
бованию командования взять в руки ору-
жие и вместе с бойцами Красной Армии,
не щадя своей жизни, защищать родину
от фашистских псов. Просят зачислить их
в ряды РККА артисты оркестра города
Салехарда (Заполярье).

Лауреат Сталинской премии Тамара
Ханум телеграфирует из Узбекистана:
«Искренне желаю быть полезной  отече-
ству. Пропгу направить меня с моим ан-
самблем в ряды действующей армии».
	Группа артистов ташкентской оперетты
добивается выезда на передовые позиции
для художественного обслуживания ча-
стей действующей армии. В своей теле-
TpaMMe  ташкентские актеры сообщают,
что каждый из них владеет военной спе-
циальностью и в любую минуту готов
применить ее на деле.
	‚ Конкретными делами, работой в частях
Красной Армии, на агитационных и мо-

билизационных пунктах, в отрядах народ-
ного ополчения работники искусств дока-

взывают свою преданность родине.
	Используя богатый опыт, накопленный
во время боев с финской. белогвардейщи-
ной, актеры города Ленина с еще боль-
шим размахом развернули работу по ху-
пожественному обслуживанию частей дей-
ствующей армии и Ленинградского гарни-
зона. Созданы постоянные фронтовые
бригады и группы, обслуживающие воин-
ские части и агитпункты. Десятки посто-
янных концертных бригад раз’езжают на
агитмашинах, передвигаясь от части к чв-
сти и выступая подчас в труднейших ус-
ловиях фронтовой обстановки. Бывает и
так, что концерты прерываются воздутн-
ными тревогами, зрители улетают, арти-
сты уходят в укрытия. Но как только
кончается бой, вновь возвралцаются зрите-
ли, и концерт продолжается. Фронтовые
бригады снабжаются новым репертуаром,
‚состоящим из частушек, песен, юмористи-
ческих рассказов, фельетонов, боевых эпи-
„водов, печатающихся во фронтовых raze-
‘тах. :

Кроме фронтовых бригад множество
концертных бригад направляется в рас-
поряжение командования отдельных 6с0-
единений и частей Красной Армии. В
Н-ском соединении джаз-оркестр под ру-
ководетвом Шульженко за 18 дней дал.
31 концерт. Мастера советского искусства
Черкасов, Журавленко, Горин-Горяинов,
Казико, Тенин, Ростовцев, Прицкер, Шиф-
ман, Макарьев и многие другие пользу-
ются заслуженной любовью бойцов и
командиров частей РККА. Только за один
месяц —с 22 июня по 22 июля — силами
ленинградского отряда работников ис-
кусств в воинских частях, госпиталях,
	агитпунктах было проведено 1.637 концер-
TOR.
	Мужество и образцовую организован-
ность в суровых условиях войны прояви-
ли артисты Краснознаменного ансамбля
красноармейской песни и пляски Союза
ССР и Центрального театра Красной
Армии, выступившие на различных участ-
ках фронта в первые же дни войны. Труд-
ности передвижения и налеты фашистской
авиации не сломили духа артистов-фрон-
товиков, не помешали им выполнить воз-
ложенное на них задание, Выступления
	бригад неизменно заканчивались волную-
	щими митингами в честь нашей родины,
	Красной Армии и нашего вождя товарища
Сталина.
	Работники искусств Москвы также про-
вели за истекшее время огромную работу
по обслуживанию частей Московского гар-
низона,  агитпунктов,  мобилизационных
пунктов, отрядов народного ополчення, дав
только за период с 25 июня по 28 июля
более 1.750 концертов. Крупнейшие масте-
ра искусств столицы выступали в этих
концертах. Лучшие спектакли московских
	театров показываются частям Московского
гарнизона,
	Многие бригады московоких артистов,
составленные из ведущих мастеров эстра-
ды, выехали для обслуживания частей
действующей Красной Армии и различ-
ных военных округов. В числе уехавших
— Гаркави, Русланова, Хенкин, Кипиани,
Ткаченко, Эфрос, Ярославцев, Тоддес, До-
могацкая, (0. Хромченко,. Н. Хромченко,
Махлин, Гольдштейн, квартет Ционского,
Дарский, Миров, Дыховичный, Духов-
ская, Сысоев, Цаплин и многие другие,
	Дело чести уехавших бригад — оправ-
дать доверие, оказанное им Главным по-
литическим управлением Красной Армни.
Каждый участник бригад должен проявить
организованность и дисциплинированность,
умение строго хранить военную и государ-
ственную тайну. Все эти требования яв-
ляются непреложным законом и для

уехавших бригад, и для вновь формируе-
мых.
	Работа по обслуживанию частей дейст-
вующей Красной Армии развертывается
все шире и шире. Впереди — огромное
поле деятельности. Задача заключается в
TOM, чтобы но-деловому провести ком-
плектование бригад. обеспечить высокую
дисциплину их участников, просмотреть
репертуар и во-время отправить эти
бригады в части Красной Армии. Нет ни-
какого сомнения в том, что работники
искусств © честью выполнят свой почет-
ный долг по художественному обслужи-
званию частей Красной Армии.
	Старший политрук
		солдат е фронта», «Разлом», «Адмирал
Нахимов», «Профессор Мамлок», «Матросы
из Каттаро».

Тватрам приходится обслуживать крас-
нофлотцев непосредственно на боевых
точках, батареях, аэродромах. Вот ха-
рактерная картина такого выступления:
	под тенью зеленых курчавых лип,
траве сидят летчики. Одни  только-что
сменились с дежурства, другие вернулись
из боевых полетов. Перед летчиками вы-
ступает одна из бригад  краснофлотского
театра.
	Тов. Фогельсон читает свое стихотворе-
ние, посвященное ‘разгрому фашистов. За-
тем исполняется поэма И. Френкеля
«Дело было в Ревеле». Зрители хорошо
встречают фронтовые шуточные частушки
на злобу дня, исполняемые артистками
Телегиной и Богдановой.
	Артисты выезжают подчас в отдале
ные пункты, расположенные за десят
километров от баз и населенн ых   мест.
	На острове Н. краснофлотцев посетила
одна из бригад, Концерты проходили в
товарищеской обстановке. Большим успе:
	хом пользовался антифапистский конфе-
	ранс в исполнении Деронкова и Па\кова.
С увлечением слушали бойцы отрывки
	увлечением слушали бойцы отр
из пьесы  ренева «Любовь Яровая».
	Большую культурно-шефскую работу по
обслуживанию частей Военно-Морского
Флота ведут артисты Ленинграда. Исклю-
чительным успехом пользуются советские
боевые, народные и шуточные песни, ис-
полняемые артистами Даниэль и Пакето-
вым. Подводники дали высокую оценку
выступлениям певицы Марины Хвалько,
	артистов Борисова и Клесова.
	С под’емом проходят нз одном из дей-
ствующих флотов выступления московской
бригады артистов в составе В. Козина,
Г. Афонина П. Селиванова,  Лакшина,
Гагариной, Боголюбской и др.
		ПУТЕВЫЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
	Едем, промокли’ изрядно, остановились
в деревне у портного Рузика.

Наконец. «летная, погода».  Дзвинулись
дальше. 18 часов 35 минут, «Стервятник»
буквально иад нами. Странно ‚ ведут себя
жители города Н. По. сигналу тревоги вса
выходят на улицу и никакие увещевания
	не действуют.
— Гражданка, ты куда?
— Куда? Домой!
— Так ведь тревога!
— А дома керосинку ты будешь rp
	1 тить?
	Спокойные люди...
с0 часов. Выехали в штаб. Концерт пух
	свечах, окна замаскированы. Сон на за-
стекленной террасе. В одной из рам fe
хватает стёкла. Тщательно закрываю бу-
магой, Утром просыпаюсь от холода. Ду-
мал заклеить дырку -- закленл стекло,
После нескольких выступлений — выез
жаем в г. Г. В общежитии встретил ста
рого друга — артистку фронтового’ театра
Калачевскую. Отправились на концерт я
летний сад. Хитрое это дело светомаскич
ровка: несмотря на полнолуние — bot
цы с трудом отличают Хенкина от Ган
кави.

В Н-ской части встречаем критика Ис
ганна Альтмана и режиссера Малого тезтра
Лейна, который подготовил сцену из двух
полуторатонных трузовиков. Шофер гру-
зовика обращается ко мне:

— Ая вас возил, Владимир Яковлевич,
в Москве в клуб Кухмистерова.

В зенитном дивизионе калитана Русал
ченко лежу на траве в ожидании своете
выютупления. Смотрю в ясное, голубое Re
бо; Тишина, нарушаемая редкими орудий“
ными выстрелами и дружным смехом
бойцов, вызванным конферансом Гаркави.
Пошли на сцену ‘Гедройц. и Калашникова,
Значит — моя «‹пулеметная очередь».

Н-ская авиационная часть. После row
церта ужин в избе, напоминающей корча
му из «Бориса Годунова». Впечатления
дополняет Русланова, сидящая под обра“
зами в своем красочном сарафане.
	За сутки сделали 123 километра. Kamen
ся, устал, но это только кажется, ибо впе-
реди «сон в летную ночь» на свежем се
не в окружении Гаркави и Гедройца.

Засыпая, слышим шум моторов, Hane
мннающих сверлящий звук  бормащины,
Это «стервятники» пытаются прорваться
к Москве. Но, помня налиих славных зе-
нитчиков и ночных истребителей, вась»
	паем` опокойно!

В. ХЕНКИН
Действующая армия
oaa
	ТЕАТР МИНИАТЮР
	Фронтовой театр миниатюр возник тот“
Час же после того, как началась великая
отечественная война. Его возглавил Заслу-
женный артист Бениаминов, уже высту
павший перед бойцами героической
Красной Армии зимой 1939—1940 года в
дни победоносной войны с белофиннами.

Коллектив театра’ составила в основном
молодежь. Но рядом с нею трудности ра
боты делят и представители старшего ак-
терского поколения. Всего в коллективе
17 человек, кроме артистов драмы здесь
музыканты, певцы, танцоры. Театр дает
ежедневно несколько представлений-кон-
цертов. Иногда приходится выступать
ночью,

Аудитория театра — летчики, зенитчин
ки, подводники. Они всегда с неослабева«
	CMBIM вниманием и интересом смотрят
представления. Очень большим успехом
пользуются миниатюры «Полководец» к
«Дамочка». Интересно построение про“
грамм, заканчивающихся  театрализован-

ным митингом,
И. РИВКИН

Кроиигтадт nog
	СЛУШАЙ, ФРОНТ
	Всесоюзный радиокомитет ежедневно mo
лучает сотни писем с фронта. Летчики,
танкисты, стрелки рассказывают в них а
боевых эпизодах, просят передать приве-
ты родным и друзьям, делятся свонми о1-
зывами о радиопередачах, идущих из Мо-
сквы.

Герои великой отечественной войны п
короткие моменты отдыха просят переда“
вать. народные песни, новые произведения
советских композиторов, классические проч
изведения. ‘

Вот телеграмма от лейтенантов Козулк
и Никитенко в адрес Радиокомитета: «Про
	сим передать «Песню о Сталине» Л. Ре
вуцкого».
	Труппа бойцов Н-ской части пишет:
«Дорогие товарищи! В момент, когда нащ
народ ведет освободительную отечествен-
ную войну, мы, бойцы, просим вас пере
давать почаще русские народные песни,
песни других национальностей необ’ятно-
го Советского Союза. Пусть радно доне-
сет до нас наши любимые народные пес
НИ»,

Поднолковник Кузнецов, майор Егоров,
капитан Коравяковский просят нар, арт.
СССР М. Д. Михайлова исидлнить no ра“
дио арию Сусанина из оперы Глинки
«Иван Сусанин», Воентехник  Товстоган
хочет услышать в исполнении нар. арт
СССР А. С. Пирогова, «Блоху» и «Kar Ko
роль шел на войну» Мусоргского, в ис
полнении нар. арт. СОСР И. С. Козлов
ского — «Средь шумного бала» Чайковы
ского и в исполнении артистки Д. Я. Пан

wm 2... UME №
	Ча, _У РРР: РСЯ

тофель-Нечецкой — Арию Виолетты ид
*«ТГравиаты».
	Свою заявку прислали и бойцы, Haro
чящиеся на излечении в одном из госпим
талей. Здесь перечисляются: 1-я часть фор“
тепианного концерта и финал концерта
для скрипки, ария Ленского из «Евтения
	с О ИЕ IAEA READ Nt BE EAE

Онегина», вступление к балету «Лебединое
озеро» “Чайковского, 9-я симфония, 1-я

Е.
	С Гы АТ Ты, © ВЕ.

часть «Крейцеровой сонаты», шотландеки
и ирландские песни Бетховена, 2-я вены
герская рапсодия Листа, 1-я часть скрин
пичного концерта Мендельсона, новые
произведения. советских композиторов.
Недавно передавался первый концерту
составленный по заявкам бойцов кома
	виров и иолитрабстников действующей ap
МИИ.
	Зпепиалено
	педготовленные радиопере=
	дачи пе заявкам бойцов и командиров
проводят солисты Большого театра

Были исполнены сцены из «Ивана Суса“
Зо
	IEEE СЕВ

нина» Глияки. В передаче приняли уча
стие оркестр и хор Большого тевтра Co
юза ССР цод управлением нар. арт.
CCCP’ 0. А. Самосуда, нар. артисты CCCB
В. В. Барсова, М. Д. Михайлов, нар. арт.

Рег че
	-_ mp OMEN ENCE NT ATE ATT pe
PCOCP H. C, Xanacs, conicrna H. H. Co
Kowoha.
	рупнейшие мастера Большом театра
приняли участие и во втором концерте,
транслировавшемся из Москвы на фронт,
	А. АРНОЛЬДОВ
	В ПЕРВЫХ РЯДАХ
	па флотах
	:. Н-ской зенитной части действующе- солдате
	го флота подезжает машина. С нее со-
скакивают вооруженные винтовками крас-
нофлотцы. Это одна из бригад театра
действующего флота.

‚В аллее, собрались зенитчики. Сверху
аллея покрыта специальной маскировоч-
ной. сеткой; получился удобный зритель-
ный. зал и даже сцена.
	Антракт пришлось об’явить в середине
первого отделения концерта: вражеские
разведчики кружат над «театром». Heno-
далеку, в лесу, ‹приготовив орудия к
бою, уже стоят зенитчики, и вот белые
облачка разрывов начинают набухать в
небе. Сигнал отбоя — бойцы возвращают-
ся в театр, концерт продолжается.
	Это обычная картина выступлений ар-
тистов краснофлотских театров. Война,
боевая оботановка потребовали от них
гибкости, оперативности, мужества. Те-
	Hepb, репетируя ‘‹ очередную программу,
	они одиовременно тренируются в стрельбе,
	в метании гранат, роют траншеи, чинят
дороги:

Напряженную работу краснофлотским
	театрам и ансамблям пришлось провести
для обновления своего репертуара. Наря-
ду с новыми однозктными антифаигист-
скими пьесами театры готовят большие
спектакли — «Любовь Яровую>, «Шел
	Н-ской части т. Песняк после одного из
концертов писал; «Бойцы, командиры и
политработники части с огромным вни-
манием слушали концерт. Программа со-
ставлена удачно, выступления артистов
встречались восторженно. Бригада делает

нужное, большое дело». Таких отзывов
МНОРО. .
	Кроме концертной работы артисты
бригады‘ читают в. госпиталях для ране-
ных газеты, а также проводят с ними
эгитбеседы. Нзе бойцы знают и ждут,
	Одновременно с нами здесь работает
бригада Центрального тезтра. Красной Ар-
мии. Она завоевала заслуженную попу-
лярность у бойцов и командиров.
	Р. ЛЕВИЦКИЙ
художественный руководитель бригады
	Фронтовые. заметки,
	Фронтовая бригада московоких артистов
под’езжала к городу Н. Настроение было
бодрое,; приподнятое.. Впереди, предстояла
большая, нужная работа, которая каждому
артисту сулила огромное творческое удов-
летворение. Все участники бригады по-
нимали, что они несут знамя столичного
искусства, что им доверена высокая честь
быть с армией в дни крупных ее боев
с врагами
	В, Я. Хенкин и М. Н. Гаркави, несмотря
н& основательную тряску грузовика, сорев-
нуютс в шутках. Августовский дождь
хлещет в лицо, но шутники не унима-
ются. Интендант П ранга т. Г., сопровож-
дающий группу до штаба округа, сооб-
щает, что первый этап переезда подходит
к концу. 7 часов вечера. Бригада распо-
лагается в чайной на центральной улице
города, ожидая распоряжений политотде-
ла.
	Погода вновь прояснилась. Протяжный
гудок возвещает начало воздушной трево-
ги, К налетам вражеских бомбардировщи-
ков здесь привыкли. Жители города зна-
ют, что фашисты боятся губительного ог-
ня нашей зенитной артиллерии. Поэтому
никто не тротается с места, никто не пря-
чется в траншеи. Лишь временно’ останав-
ливается движение на улицах.
	Прерывистый стук мотора говорит о
приближении вражеского бомбардировщи-
Ka, H тотчас же в дело вступает могучий
хор зениток. Снаряды разрываются так
близко от врага, что он немедленно по-
ворачивает во-свояси. Два «ястребка», как
сверкнувигие молнии, летят ему вдогон-
ку, прочесывая облака.
	— Hy, теперь, шалишь, не уйдет! —
говорит старик-сторож торговых рядов.

Вся операция по ликвидации  враже-
ского самолета не занимает и получаса.
Вскоре нас направляют в штаб.
	«Вы не представляете даже, как вы сей-
час здесь нужцы»х — эта фраза стала сте-
реотипной, ее мы слышим от всех полит-
работников, командиров частей и подраз-
делений. У некоторых работников  ис-
кусств сложилось мнение, что сейчас на
фронте не до искусства. Это — явное за-
блуждение. Части, находящиеся на отды-
хе, и раненые бойцы испытывают острую
нужду в культурном досуге, в веселых,
жизнерадостных концертах, в натриотиче-
ских фильмах, стихах, фельетонах. Не слу-
чайно генерал-майор Д. уделил’ ‘особое
внимание бригаде и сам проследил, что-
бы все его лихие бойцы были обслужены
концертами. Приезд исполнительницы
	народных песен Л. Руслановой, блестящего
	мастера смеха В. Хенкина, солистов ГАБТ`
СССР Г. Кипиани, Т. Ткаченко и И. Лен-
товского, опереточного дуэта’ Гедройц и
Калашниковой и баянистов Борисенко,
Терехова и ‘Максакова расценивается
здесь, как больнтое культурное событие.
Успеху .концертной групны немало спо-
собствует и остроумный конферанс М. Н.
Гаркави.

— Вы не представляете себе, как это
полезно освежить голову, согреть душу
здоровым радостным смехом, — говорят
командиры. — Полтора часа отдыха,
которые вы нам дали, — это великолеп-
ная зарядка для бойцов.
	Почти все выступления проводятся бри-
гадой на грузовиках, превращаемых в им-
провизированную эстраду...

Мы продвигаемся ближе к фронту.
Вторым этапом нашего похода является
город Г. Отсюда будем выезжать в раз-
личных направлениях, преодолевая в те-
чение дня до ста пятидесяти километров.
В наше распоряжение предоставляется не-
большой автобус-ветеран, испытанный в
боях, пробитый осколками от снарядов,
простроченный пулеметными очередями.
	‚ Один из. концертов даем для знаменито-
го зенитного дивизнона капитана Русачен-
ко, обившего 35 фашистских самолетов:

Зёнитчики искренне радуются приезду
москвичей. Они интересуются всем, но
особенно настойчиво расспрашивают о том,
как столица отражает нападение гитлеров-
	ских налетчиков.

— Да, — говорит капитан т. Русаченко,
комментируя наши рассказы, — стреляют
	и бросают бомбы они весьма по-любитель-
ски, неточно. В этом мы имели случай
убедиться неоднократно. С нашими зенит-
чиками им состязаться трудно.
	Н-ском артиллерийском дивизионе
Л. Русланова посвящает свое выступление
младшему лейтенанту Боровскому, унич-
тожившему три вражеских Танка.
	Язык плаката — язык народной нена-
висти к поработителям, язык ‘народного
героизма.

Предшественником плаката ‘были «лу-
бочные» народные листы. Разлетаясь по
всей стране, они будили патриотические
чувства, проникали в самые отдаленные
деревушки, в самые бедные хаты. Во
Франции такие листы родила Жакерия, в
Германии — Крестьянская война в Ни-
дерландах — национальное восстание про-
тив. имперни Габсбуртов, в России — оте-
чественная война 1812’ года.

Самым славным карикатуристом ‘того
времени был Иван Теребенев. Его лету-
чие листы «Казак вручает Наполеону ви-
зитный бнлет на взаимное посещение»,
«Угощение Наполеону в Россни», ‘«Полез-
ная операция», «Попляши под нашу дуд-
ку» и многие другие пользовались
всеобщей любовью. ‘Человек, создяв-
ший эти листы, должен был знать свой
народ, чувствовать свою с ним общность,
верить в его победу. Песельник, поэт-са-
тирик и художник — Иван Теребенев ра-
ботал так, как это было необходимо в во-
енное время, в час величайшей опасности,
угрожавией отчизне;
	В дни гражданской войны душа Тере-
бенева и многочисленных анонимов, со03-
давших летучие листы отечественной  вой-
ны, с новой силой ожила в «Окнах сати-
ры Роста», в лубках Маяковского и пла-
катах Моора.

Сейчас плакат должен служить вели-
ким целям борьбы с гитлеровскими орда-
ми. Проверим же, что есть у нас на во-
оружении!

У советского плаката славное прошлое,
великие предки, замечательные традиции.
Он самым наглядным и простым спосо-
бом выражает гнев, непримиримость, BO-
инский дух советского народа. Наши пла-
каты—это буревестники народного гнева.

Но не только голосом гнева говорят
плакаты! У нас на вооружении — и от-
точенное лезвие смеха, сатиры. Мы. зна-
ем, что загорелась суровая борьба, что
нашей стране предстоят тяжелые испыта-
ния, и все же неистребима бодрость со-
ветского человека, ясен его разум, прове-
рена в боях его сила. .
	Итак, у художников на вооружении все
	Горячий прием встречает  копцертная
бригада в Н-ской авиачасти.

Выступать приходится в своеобразной
обстановке замаскированиого в лесу“ крас-
ного уголка, Стульями для‘ баянистов слу-
жат укупорки от авиабомб. Когда наш ав-
тобус под’езжал к этому’ «красному угол-
Ку>, нас встретили звуки, патефона —
пластинка с арией из «Баядерки», в ис-
полненни участника нашей групны И. И.
Гедройца. _

Летчики, только-что возвративитиеся по-
сде выполнения боевого задания, горячо
принимали все выступления актеров и де-
лились по окончании концерта своими 60-
евыми впечатлениями, ›

С необычайным волнением бригада вы-
ступила в Н-ском госпитале. Здесь кон-
церт был организован в клубе и по па-
латам. Раненые бойцы снова рвутся на
фронт, к своим частям, они окружены
внимательным, чутким уходом мединин-
ского персонала.

За первые пять дней пребывания в
частях РККА москвичи дали 17 концер-
тов. На-днях группа. выезжает дальше, в
направлении к фронту, спаянная одним
сбщим желанием —- мести бодрость, ве-
селье и радость бойцам! р
	ЗС Ти 11

_Б. ФИЛИППОВ

Действующая армия
	Больше месяца назад при Вяземском
театре была организована агитбригада по
обслуживанию частей ‘действующей’ ар-
мии. В бригаду вошли актеры  Ризель, Ле-
вицкая, Симонова, Горбачева, Чередников
и др. Репертуар бригады: оборонные, пат-
риотические и антифашистские произве-
дения, стихи, рассказы, очерки, фельето-
ны, скетчи, сценки, материалы из газет
«Правда», «Известия», «Красная звезда»,
из журнала «Крокодил». Кроме актеров
драмы в бригаду входят‘ певцы, танцоры,
музыканты.

Выступает. бритада обычно на импрови-
зированной, наскоро сооруженной — пло-
щадке на поле, в лесу, в отдельных слу-
чаях в напряженных боевых условиях.
	Приезд бригады воспринимается бойпа-
ми как радостное событие. Комиссар
		Н. Братусь — художник краснофлот-
ского ‚клуба. До войны он писал афиши
и транспаранты, рисовал декорации к
очередным спектаклям драматического
кружка. Сейчас тов. Братусь применил
свои знания художника в новой области:
командование поручило ему замаскиро-
вать постройки части.
	В самодеятельном коллективе, руково-
димом художником Н. Братусь, закипела
		работа... Постройки подверглись
тельным превратениям. Длиннь
	тельным превращенням. Длинные стволы
длиннобойных орудий и зенитных пушек
покрылись разноцветными полосами и ва-
	терялись в листве, слились с темнозеле-
	  хыми елями и кустами колючего можже-
вельника. Крыши зданий скрылись под
грудами валежника. На месте строений
	возник девственный лес.
		ОТКРЫТКИ, ЛУБКИ,
ПЛАКАТЫ —
И ТРАНСПАРАНТЫ
	Издательство = «Искусство»
приступило к выпуску массо-
выми тиражами › настенных
картин и открыток на темы
великой отечествевной войны.
	Некоторые открытки вос-
производят нопулярные в на-
роде «Окна ТАСС», плакаты
и картины, другие исполнены
по специальным рисункам ху-
дожников Н. Кузьмина, Б. Ва:
сильева, Г.  Нисскоге, В.
Штраниха, Б. Корина и др.
	Художники сейчае  обрати-
лись и к лубку; удачны’ луб-
ки Т. Мавриной «Стой, про-
чти рассказ о том, как боро-
лась Русь с врагом» и В. Ми-
лашевского «Вражьи’ оравы».
	Другое  пужное — начина-
ние издательства — серия
плакатов-транспарантов «Сла-
ва героям отечественной  вой-
ны», размером в поллиста, от-
печатанных в две краски —
красную и. черную. На рисун-
ках изображены боевые эпи-
зоды, подвиги летчиков, ‚ тан-
кистов, пехотинцев и. красно-

флотцев. Выпущено уже пять
таких плакатов.
	Вражьн оравы в смятенье великом
Биты бывали в лесу, на реке...
		Деды

Художники-краснофлотцы, так же Kak
и художники-профессионалы, с первых
дней войны помогают  Военно-Морскому

Флоту бить фашистскую нечисть. В пла-
катах, картинах, открытках, лубках они
	ватах, картинах, открытках, лубках они
изображают боевые эпизоды.
В Военно-Морском Флоте большой по-
	пулярностью пользуется плакат художни-
	кз С. С. Бойм «Бей врага, как его били
отцы и старшие братья — матросы Ок-
тября!› На флотах активно ‘работают так-
же художники Б. И. Пророков, Ф. П..Ре-
шетинков, В. В. Сойфертис, А. А. Мерку-
лов, Н, И. Цейтлин и др. :

Не отстают и композиторы. Новые во-
енно-морские песни распеваются красно-
флотцами — они исполняются концертны-
ми бригадами краснофлотских театров, ан-
самблями песни и пляски.
	В среде краснофлотцев особенной лю-
бовью пользуется песня «Глотай» К. Ли-
стова и «Балтийцы-краснофлотцых М.
Блантера,

ze
=
	Два месяца идет великая отечественная
война советском народа с германским
фаптизмом. Корабли и авиация военно-
морских сил Советского Союза наносят
сокрушительные удары фапгистскому фло-
ту. В историю этой героической › борьбы
нашего флота славные страницы вписыва-
ют и работники искусств.

Почетна задача работников искусств.
Они должны прославлять героев  отечё-
ственной войны стихом и песней, карти-
ной и пьесой, дать бойцам — защитни-
кам родины, культурный отдых и заряд-
ку для новых героических дел.
	Батальонный комиссар
	MH. ЗАМЕДЛИН
	беззащитными,
	когда-то их брали на пику,
		Внуки сегодня берут на пике.
	Плакат, ‚ выпуп
‚ Работа; худ. В.
	выпущенный издательством «Искусство».
	Милашенского, текст М. Коссовского
	ПЛАКАТЫ-БУРЕВЕСТНИКИ
	чувства советского народа. Есть у них и
все возможности для того, чтобы распро-
странить свон «летучие листы» ло совет-
ской земле, . ,

Художники создают плакаты, «Окна
ТАСС>, картины, ‚патриотические открыт-
ки, эстамны. В Москве, Ленинграде, во
мпожестве других городов — повсюду
толпы людей стоят перед «Окнами ТАСС».
Любовно сохраняются на стенах домов
плакаты Черемных, Кукрыниксов, Долго-
рукова, они выцветают под солнцем, их
мочит дождь, но вот уже около двух ме-
сяцев улица в неприкосновенности сбе-
регает плакаты первых дней войны.

‚ Некоторые из «Окон ТАСС» получили
пиирокую известность в народе. Все за-
помнили портреты представителей «чис-
той» расы — Гитлера, Геринга и Геб-
бельса в таблице «Наглядное изображе-
ние арийского происхождения» {художник
Б. Ефимов).
	Крепко врезалось в память и другое
«Окно ТАСС» — «Че Гитлер’ хочет

и что получит» (художник Черемных):

Хочет:

«..хлеб у крестьян отнять,

Хочет землю буржуям отдать,

Хочет землю усеять гробами,

Хочет свободных сделать рабами».

\`Получит:

«..Трижды за каждый удар,

Десять пожаров за каждый пожар,

Получит штык, огонь и свинец,

Получит фашизма бесславный конец!»

Сила воздействия‘   «Окон ТАСС» в их
злободневности, в той -молниеносной бы-
строте, с которой художники, пользуясь
самыми! простыми средствами, откликают-
ся на события отечественной войны.

Только что страна узнала о военном’ со-
глашении народов СССР и Великобрита-
нии — и ‘вот на Кузнецком стоят толпы
перед изображением двух мощных рук,
зажавших Гитлера в гибельные для него
TACKH.

Из числа плакатов наибольшей попу:
лярностью пользуются героические, призы-
вающие к бою, прославляющие  доблест-
ную Красную Армию.

Кукрыниксы, так метко разящие врага
в своих карикатурах, и здесь, в жанре
героическом, были одними из первых. На-
	долго запомнится выразительный плакат   — кровавую расправу ©
	этих художников-публицистов: над ряда-
мн, советских бойцов; ндущих ‘в атаку,
витают великие тени Александра Невско-
го, Суворова, Чапаева,
	Бнутренним достоинством проникнут
плакат Ираклия Тоидзе «Роднна-мать 30-
вет». Мать, простая, героическая советская
женщина, простирает к своим сынам лист
с текстом воинской присяги.
	В последние дни появился плакат ху-
дожника В. Одинцова — «К оружию, сла-
вяне!» Tema освободительной войны сла-
вянских народов глубоко захватила ху-
дожника, его славянин, сильной рукой
подпявший винтовку, полон одушевления.

Не менее выразителен фотомонтажный
плакат В. Корецкого — «Наши силы не-
исчиелимы». Партизан, верный сын нёро-
да, потрясает над головой оружием. За
ним море голов на Красной площади
		В чем секрет воздействия всех
плакатов?
	Наши плакаты правдиво ‘и ясно пока-
зывают цели отечественной войны, в них
отражен ее освободнтельный характер.
	Вглядитесь в лица людей на плакатах.
В них всегда есть нечто общее, словно
художники, часто несхожие между собой,
рисовали членов одной тесно сплоченной
семьи. И это общее — простой, правди-
вый, неходульный героизм, отблеск войны
справедливой, заставляющей мать сурово
сжать губы, бойца — стиснуть винтовку,
партизана — поднять на врага старый
испытанный клинок.

У врага также есть плакаты. Но к че-
му они призывают? Этого не смеют от-
крыто ‘об’явить молодчики из геббельсов-
ского министерства лживой пропаганды,
так же как не смеют фашистские художни-
ки показать на плакатах просто немец-
кого солдата, гонимого на убой бандой
нацистских преступников.

Й гитлёровским агитаторам приходится
изворачиватьея, мародерствовать, юбворо-
вывать историю, извращать мифологию,
рядить бандитов в латы  нибелунгов и
рыцарей, сочинять свое вымышленного
белокурого героя в стальном шлеме. вы-
	жанре   давать за доблесть — продажную воин-
Hp
	ственность пьяного ландскнехта, за честь
	над ряда-  за славу — проклятия порабощенных.
	И здесь, в области изобразительной
агитации, так же как на фронтах отече-
ственной войны, в смертельной схватке
	столкнулись правда и ложь, человечность
и разнузданность. oe
*

Мы описали лучшие, самые правдивые
из советских плакатов. Но таких плакяа-
тов все еще недостаточно. Художники
охватили еще неё все стороны жизни, ис-
пользовали не все средства изобразитель-
ной агитации.

Так, в частности, издательства и ху-
дожники редко прибегают к фотодокумен-
тацни. ‚

Наша печать изо дня`в день публикует
новые фотодокументы, оповещающие мир
0, зверствах  германо-фашистских орд.
Каждый такой снимок пробуждает в серд-
цах священное чувство ненависти и ме-
сти. Известна сила воздействия созданной
недавно фронтовой «Иллюстрированной
тазеты для немецких солдат» — газеты,
рассчитанной на военнопленных и части
действующей вражеской армии. Сущест:
вует, наконец, традиция антифаигистского
фотомонтажною плаката, замечательные
образцы которого дали Гартфильд ин бой-
цы осажденного Мадрида.

Почему издательство «Искусство» забы-
10 06 этой традиции и не использует в
должной мере документального матернала?

Почему в первых номерах выпускаемой
Всекохудожником иллюстрированной га-
зеты «Великая отечественная война» под-
линные фотографии с поля сражения aa-
менены  бледными,  маловпечатляющими
зарисовками? .

Лучшие плакаты дают право заявить:
война сделала еще более тесной связь
художника с народом. Вместе со всеми
трудящимися советской земли художники
тотовы нещадно биться за родину, аа
Сталина, за, все, что дорого человеку. На-
до, однако, чтобы, художники, создавая
плакаты рисованные и фотомонтажные,
еще тверже запомнили: трубит труба,
звучит набат, над страной ралвевается
стяг отечественной освободительной вой-
	А. БАССЕХЕС