ЧЕТВЕРГ, 21` АВГУСТА 4341 в, 1$ 33 @5)
	ЗЕ т т

че“.
		HG CCTBO—
BHEPEA!
	Настала великая пора. Весь мир преоб-
ражен войной, и судьба каждого челове-
ка Входит в судьбу мира. В эти дни со-
зетский художник не может не задумать-
ся над путями искусства. Проблемы идей-
№й сущности, тематики, стиля — все
основные проблемы художественного твор-
чества — сейчас, в военное время, стали
особенно острыми. Сейчас нужно искусст-
	30 величавое, полное глубокого значения
п сильных чувств.
	Мне никогда не забыть картины, ви-
денной еще в первые дни войны. “Это бы:
10 на Одной из московских окраин. Я
проходил мимо казармы, Вокруг, на ве-
ных буграх, расположились женщины—
	матери, день, сестры, пришедшие взгля-
нуть на своих любимых, проститься с
ними. Из казармы, ожидая момента сви-
дания, в окна смотрели молодые призыв:
ники. И в этот момент из радиорупора по-
	лилась ария из кантаты i). Шапорина
«На поле Куликовом»:
	Отцы и братья!. Русские дружины!
Пришла пора, пришел кровавый час!
Родной земли грядущие годины

На этот бой благословляют Rac...
	Широкая и благородная мелодия арии,
ее искренний и величественный эмоцио-
нальный порыв необычайно гармонирова-
ли с виденной мной картиной. Всю доро-
у я потом думал о ‘том, какое боль-
106 искусство мы должны созидать, что-
	И в нем веяние нашей
NE .
	ройна застала советских композиторов
за большой творческой работой. Успехи
CORETCKONO музыкального творчества обще-
известны. Наши композиторы. выросли за
последние годы как граждане и как ма-
	сера искусства. Они встретили войну о
должным мужеством.
	Песенное творчество полилось широким
потоком. Особенно интересными кажутся
мне написанные за время войны песни
«Шире шаг» Акуленко и антифашистская
Блантера «Все — против Гитлера», В пес-
не «Шире шаг» композитор хорошо пе-
редал несокрушимый оптимизм красноар-
	уейцев, идущих в поход, в песне Бланте-
ра с большой силой выражены гнев и
ненависть к поработителям-фалиистам.

Но песнями дело не ограничивается: с0-
зетские композиторы продолжают свою ра-
боту н над крупными формами искусства.
Создаются симфонии, увертюры, вокаль-
вые циклы, оратории, оперы...
	Многое в своем творческом арсенале
хомпозиторам приходится пересматривать.
Многое из того, что еще недавно  почита-
ль «тонкостями» художественного твор-
чества, признаком «высокого» искусства,
на самом деле оказалось  измельчани-
ем стиля, результатом замедленного вос-
приятия действительности,

Может быть, наше искусство выиграло
бы, если бы во всех крупных  музыкаль-
ных произведениях темы ставились более
широко и прямолинейно.

Я уверен, что подобная «прямолиней-
ность» при соответствующем художествен-
ном такте композитора не будет противо-
речить требованиям искусства. Напротив,
она придаст музыке ту подлинную аги-
тационность, то ощущение окружающей
действительности, правды жизни, без ко-
торых великие творения. не. могут ни, воз-
викать, ни существовать,

Обратимся к историческим примерам.
Разве Бетховен не жил пламенной жизнью
гражданина, не ставил. в своих творени-
Ях ‹лобовых» тем, например в «Eroica>, 5
«Фиделио», в 9-й симфонии? Разве про-
траммы ‘симфоний Чайковского не свиде-
тельствуют, что и он ставил темы прямо-
линейно, ясно и точно выражая кон-
вретные мысли и чувства? Разве не гово-
рит об этом же все творчество Мусоргско-
ro?

Так было, и именно поэтому эти ком-
позиторы создали неумирающее искусство.

Эмоциональный мир современного ху-
дожника обогащен знанием истории, гран-
диозными событиями наших дней и оп-
‚ тимистическим предвидением будущего
народов, освобожденных от коричневой чу-
мы. Этот эмоциональный мир должен
найти и найдет отражение в большом му-
зыкальном творчестве,

Как никогда, сейчас нужна смелость в
искусстве,

Искусство—вперед! — говорим мы, со-
зетские композиторы. Ha весь мир долж-
На звучать наша песнь, зовущая в бой, за
	свободу.

М. КОВАЛЬ
	БЕСЕДЫ С МАСТЕРАМИ
			Страна должна знать
своих героев
	Большая ин почетная задача стоит сей-

ac перал оч а оо а
	Страна хочет
	перед  скульпторами-портретистами.
	знать своих героев, людо-
	ваться их мужественными лицами. О них
слагаются песни, им подражают юноши.
Советские скульпторы должны запечат-
	леть их черты надолго,
созлать галлерею тега
	See REE  горобв отечественной
HH.

С, Д. Лебедева поехала к матери repos
питана Гастелло. отдавитего жизнь 28а
	капитана Гастелло, отдавшего жизнь за
родину. Она пересмотрела фотографии те-
роя, отобрала те, которые, по словам ма-
тери, были особенно схожи. Для скульн:
	тора это будет волнующая и трудная ра-
OOTAR Rocroansuud nnervnacnarn afinana wh
	документам,
художника,
	м. Нет большей награды для
а, как знать, что портрет, с0з-

го руками, будет воодушевлять
советских патриотов, что своим

м он сохранит ЛлЯ ПОТОМСТВА
	Художники особенно
	искусством он сохранит для
живой облик народных. героев.
	В дни ВОЙНЫ
	Искусство славянских народов
	в О а ТЕ ПРЕ: АРТ СТ

людей, На ТУ сессии Академии архитектуры ОССР. 17 августа в Московском доме архитектора

. . состоялась IV сессия Академии архитектуры СССР, посвященная архитектуре и изобра-
“ee 1827 г. Яков Грим писал: «Со вре аителькому искусству славянских народов. На спимке: группа участников сессий.
и гомеровских поэм до настоящего Слева направо сидят: чешский поэт Ондра Лысогорский, академик-архитектор проф.

времени нет во всей Европе ни одного Л. Руднев, чешский ученый проф. 3. Неедлы, лауреат Сталинской премии худож

явления, которое м
представить Сущность
	которое могло оы так ACHO
		ник А. Герасимов и македонский общественный деятель Д. Влахов; стоят: архитектор
А. Власов, лауреат Сталинской премии В. Чечулин, академик архитектуры Е. Ала-
бян. акалемик архитектуры Н. Колли, лауреат Сталинской премии архитектор
	эпоса, как сербские народные песни». А Б. Hogan, проф. И. Маца и архитектор Я. Корифельд
Гёте в 1825 г. говорил Эккерману: «Пес-

ни — отличны, между ними есть такие, ява
которые можно поставить наряду с

Фото М. Ярмуш.
	Изучение художественного творчества
южных и восточных славян обнаруживает
глубокое родство народных вкусов и твор-
ческих устремлений, товорит о крепких
	мирования Киевского государства. Уже н
эпоху «Слова о полку Игореве» на Руси
складываются свои художественные вку“
сы, свое истолкование византийского  гу+
	«Песней песен», а это что-нибудь да зна-
	чит». Сербские песни переводили Шарль
Нодье, П. Мериме, Вальтер Скотт...
	В области театра и драматургии славян-
ские народы также могут гордиться бога-
тейшим наследством, далеко не всегда по
достоинству оцененным и порой мало из-
вестным в других странах.

Началом ‘сербско-хорватской  драматур-
гии можно считать дубровницкую драму
	беликие традиции
	Итоги ГУ сессии Академии архитектуры СССР
	CEPBCKO-NOPBATCUUN
TEATP
	Отрицание славянской культуры — од:
из множества клеветнических измыйи.
	но из множества клеветнических измыш-
лений идеологов фашизма, нужное им п

качестве основания для порабощения сво-
бодолюбивых народов.
	Исторические факты разоблачают это?
	нацистский бред.
	Начиная с0 средних веков, ни TaTap-
ие нашествия, ни попытки германцев
	ские нашествия, ни попытки германцев
подчинить себе отдельные славянские пле-
мена не могли уничтожить национальную
культуру славян, Скорее как раз напро-
THB: непрестанная героическая борьба за
свою независимость укрепила националь-
ное самосознание славянских народов и
способствовала созданию замечательных
памятников искусства.
	Народное творчество славян постоянно
	привлекало к се0е внимание передовых
	в героичесвком смысле» о чем мечтает
Мухина.
	лепить наших бойцов, я хочу, чтобы
кто-нибудь из раненых красноармейцев
приехал ко мне в дом, чтобы он пожил
и отдохнул у меня...»
		Лермонтов-патриот
Война застала скульптора Б. Д. Коро:
	лева за работой над эскизом памятника
Лермонтову. В сущности образ поэта сло-
жился в сознании художника давно, с
	BAN в сознавии художнига давно, с
юношеских лет. Это был некий силав
двух литературных героев — Печорина и
Онегина. Идея демонического индивидуа-
лизма, фатализма заслоняла в воображе-
нии скульптора истинно Лермонтова. И
такой Лермонтов показался художнику
трижды чуждым сегодня. «Я пережил’ в
первые дни войны период творческих ко-
	лебаний, — говорит Королев, — хотелось
	сильнее, чем прежде, острее, чем прежде,
выразить в искусстве советский патрно-
тизм>. Скульптор боролся с собой, ему
жаль было расставаться с «своим» Лер-
монтовым, хотя вихрь новых мыслей и
чувств, рождаемых каждой новой свод-
кой с фронта, оттеснял старые, привыч-
ные  ассоциации. .

В минуту раздумья скульптор взял по
привычке томик лермонтовских стихов, и
чем больше он вдумывался в знакомые с
детства строки, тем больше ему казалось,
что он читает их по-настоящему в. пер-
вый раз. «Родина! Вот священное ядро
лермонтовской поэзии. В лучших его сти-
хах, в самом его характере  сконцентри-
ровалось ‘для меня громадное чувство ро-
дины, нации. И я понял: вот где ключ
К его удивительной поэзии».
	‘Лермонтов предстал перед скульптором
как народный поэт — патриот, «наш ду-
ховный соратник в героической борьбе».
Вот это открывшееся ему в Лермонтове
он и мечтает выразить в новом эскизе
памятника.
	Год назад Королев сделал набросок со-
ветского танкиста. Он хотел его изобра-
вить около танка, в окружении народа, в
жестом приветствия. Но после первых
сокрушительных ударов советских танков
по гитлеровским Полчищам художник по-
терял вкус к прежней трактовке repos.
Теперь он стремится создать действенный:
образ советского танкиста, воплотить В
нем мощь нашего оружия, обаяние под-
линной человечности, которую несет на-
родам наша Красная Армия.
	*

Правда о человеке
«Я не портретист», —`товорит о себе
	академик живописи М. В. Нестеров.
утверждение звучит парадоксом в устах
замечательного мастера психологического
портрета. «Я просто взвешиваю в чело-
веке «то» и «это», — говорит художник.
И когда победит «это», т. е. положитель-
ное ‘начало, то ценное, что человек’ вно-
сит в жизнь, Нестеров создает образ, ‘ис-
полненный — глубокой значительности»
Иногда на полотно проскальзывает и- «то»
(«иной человек-то ведь со всячинкой»).
Но у большого, настоящего человека это
не существенные черты характера.
Нестеров портреты пишет так, как пи»
сал свои большие картины; раскрывая в

них свое отношение в миру. Накануне
об`явления войны М. В. Нестеров заду:
мал написать портрет архитектора A. B.
Пусева. Ночные часы в бомбоубёжинте,
	тревога за близких не смутили художни-
ка. Он работал быстро, часами простаивая

мольберта. 30 июля портрет _ был за-
ончен.
	В том, как оригинально и тонко рас-
крыт в этом портрете человеческий ха-
рактер, видна рука большого портрети-
	ста. Несколько необычна для мастера сво-
бодная, сочная, широкая манера письма.
В иных портретах Нестерова чувствуется
холодок рационалистического ума. В этом
— преобладает другое. В нем живой блеск
красок, особая их ‹материальность» и не-
обычайно простое и глубокое понимание
человека. пя

Новая жизнь нашей страны оплодотво-
рила творчество Нестерова, наполнила его
новым содержанием. Его героями стали
люди творческого. труда. Папанинская
эпопея тронула художника до слез. Сей-
час М. В. Нестеров с восхищением гово-
рит о подвигах наших бойцов, о замеча-
тельных наших летчиках. Полвиги теро-
ев великой отечественной войны насы-
щают атмосферу, которой мы дышим. В
ней черпает истинный художник новые
силы для творчества.
	Наталия СОКОЛОВ
	В.

tacos

Ем
	Народ отворачивается от зрелищ, кото-
рыми его пытается одурманить Муссоли-
ни. Еще меньшую. склонность проявляет
он к участию в выполнении заказов, да-
ваемых  чернорубашечниками народному
искусству. Знаменитый праздник «Цьеди-
гротта» ‘(конкурс на лучшую народную
песню), ежегодно проводимый в Неаполе,
с каждым годом‘ проходит все более серо
и тускло. Чтобы угодить фашистскому
жюри, участники конкурса представляют
	песни, выдержанные в сугубо  фашист-
ском духе. Нечего говорить о том, сколь
Убоги все эти казенные славословия. Но
поскольку деньги на премии ассигнуются
и славоискатели налицо, формально все в
			взволнованно ждут откликов на свои про*
изведения. Где они будут показаны, кто
	будет их смотреть, как примут их бой-
	цы?
	«Я думаю, — говорит С. Д. Лебедева,
— что сейчас особенно нужно искусст-
во ярко агитационное, как плакат и  ка-
рикатура. Мы можем оформлять агит-
пункты, мы можем делать скульштуры
для тиров, чтобы красноармейцы и про+
сто публика, стреляющая в мишень, це-
лились в фашистские морды».

И в самом деле скульптура ‘сейчас бо-
лее чем когда-либо должна выйти на

улицу, ее место в парках культуры и от-
дыха, на агитпунктах...
	Для агитпункта или парка группа ху-
дожников выполнила по эскизу С. Ле-
бедевой большой об’емный — агитплакат.
Илья Эренбург написал к нему четверо-
стишье, А. Тышлер сделал фон-пейзаж—
советские деревни в дыму пожарищ, заж-
женных фашистами. Огромный пламене-
ющий меч Красной Армии разит чудо-
вище — фашистскую гадину, рассекая
мертвенно бледный, окровавленный лоб.
Невидимый зрителем механнам вращает
диск, фашистская образина двигает щу-
пальцами, как спрут. т
	*

„Родина“
Незадолго ло великой — отечественной
	войны скульптор В.  И. Мухина закончи-
ла эскиз своей новой большой ‘работы.
Она назвала. его священным и поэтиче-
ским именем «Родина». Женщина в 06-
лом хитоне опирается на гсноп спелых
колосъев, а в протянутой руке держит
символ советского. строительства’ — ма-
ленькую модель завода. Строгий рисунок
профиля, смелый Baler тугих Koc над
толовой, хитон вызывают в воображении
античные образы. Однако есть в этой фи-
туре нечто такое, что сразу возвращает
мысль к родным русским впечатлениям.
Что-то очень близкое, «некрасовское», на-
родное чувствуется и в мощной, мускули-
стой спине, и в тонких, сильных руках, и
в том, как оторочен ворот одежды. «Мне
хотелось, — говорит Мухина, — чтобы
чувствовалось, что она рабоче-крестьян-
ская, ‚ индустриально-хлеборобная». Hpac-
ноармеец. в сильном движении стоит ря-
дом с фигурой женщины, как они
защитник Родины. .

Самое характерное свойство `Мухиной—
чувство современности. советского стиля
	чувство современности, советского стиля
жизни. В простых по видимости образах
ве искусства всегда волнует и трогает
полет свободной мысли, благородство
чувств, в них выраженных, живая му-
XHHCE патетика, В чистом облике жен-
щины © золотыми волосами вылилась
	глубокая любовь художницы к ее стране.
Мухина создала этот образ в тоды мир-
ного процветания нашей родины. И сей-
час, когда смотришь на эту женщину,
воображение невольно уносится к золо-
тым нивам, к поэзии мирного труда.

Но пробил час войны. Родина предста-
ла в своей мощи, в благородном гневе.
Лучигие ее сыны в смертельной схватке с
врагом являют чудеса бесстрашия, доб-
лести, военного мастерства. «Я твердо `ве-
рю, я знаю, — говорит Мухина, — что
наше время — время искусства героиче-
ского,‘ искусства, которое вдохновляет на
борьбу. Нам нужны сейчас ‘образы ду-
шевные, душевные в героическом .смыс-
ле». Она снова возвращается к своему
эскизу «Родина» и смотрит на него гла-
зами художника, много  пережившего,
много перечувствовавшего за время вой-
ны. «Я довольна, как получилась фигура
моей женщины, — говорит она, — но ко-
гда я теперь смотрю в ее лицо, я пони-
маю, что «не ‘дотянула». Она так и тово-
pur с обычной скромностью — «не дотя-
нула». Образ Родины наполнился в эти
дни новым глубоким содержанием. В
скульптуре, созданной еще так недавно.
			(ХУ—ХУИП вв.), усвоившую формы ренес-
санса, познакомившую сербов с «Элект-
рой» Софокла в переводе Златарича
(1597 г.), а позднее — с  комедиями
Мольера. Г

Но в Дубровнике театральные — пред-
характер.

духовных узах, об’единяющих обширную
семью славянских народов. Прямые на-
следники Византии, а через нее — антич-
ного искусства, славянские народы древ-
ней Руси и Балкан сохранили и развили
великую традицию античной классики,
оплодотворив эту традицию глубоко само-

манизма, свое понимание художественч
ной формы. Расцвет’ новгородско-псков=
ского зодчества отмечает выход древне-
русского искусства на широкую дорогу
мировой художественной культуры.
Московское государство создает в ХУ—
XVI Bs. монументальные памятники 30д-
	стоятельными чертами народного творче-
ства.

Постановке основных проблем изучения
искусства славянских народов — зодче-
ства, изобразительного искусства, фольк-
	лора ‘— была посвящена сесоия Акаде-
мии архитектуры, выдвинувшая перед
нашим искусством ряд актуальнейших
	вопросов славяноведения.

Такова, прежде всего, проблема средне-
векового изобразительного искусства юж-
ных и восточных славян. Как отмеча-
лось в докладе академика архитектуры
Л. В. Руднева и в выступлениях проф.
И, Маца, художника А. Герасимова, проф.
3. Неедлы, изучение искусства на
Балканах, в России, на Украине, в Бело-
руссии открыло в нем за последние годы
длительную художественную традицию,
множество превосходных памятников,
настоящее время’ никто He рассматривает
средневековое искусство славян. только
как ответвление византийского. Оно Co-
ставляет самостоятельную страницу исто-
рии мирового искусства.

Уже ранние памятники южно-славян-
ской живописи и архитектуры свидетель-
ствуют о мощном обновлении и перера-
ботке византийских образцов. В  много-
численных сербских росписях ХИ—ХТУ вв.
(Студенцы, Сопочаны, ey Милешево
и др.) со всей силой сказываются моти-
вы народной песни, с её радостным, жиз-
неутверждающим восприятием мира.

Замечательно, что и те ‘славянские на-
роды, которые еще на заре своей исто-
рии были ‘лишены национальной незави-
симости, сумели создать глубоко caMo-
бытное народное искусство. этом крас-
норечиво свидетельствуют памятники на-
родного творчества словаков, хорватов,
прикарпатских украинцев.

Всемирно-историческое значение при-
обретает искусство восточных славян,
создавших великое русское государство.
На путь большого искусства культура
восточных славян вступает в пору фор-
	чества — Кремль, храм Василия Блажен-
ного, церковь в Коломенском, мощные
монастырские комплексы. В эту эпоху
формируется замечательная черта русско-
го зодчества — его тяготение к мощным
ансамблям.

Эта способность архитектуры  славян-
ских народов создавать целостные ансам-
бли в иных формах сказывается и в 30д-
честве западных славян. Чешский народ
создает Прагу с ее Градчиной — один
из самых выдающихся образцов городско-
го ансамбля средневековой Европы. Чер-
тами высокой ансамблевой зрелости отли-
чается и польский Краков.

Картину блестящего расцвета искусства
славянских народов дает Новое время.
Искусство великого русского народа при-
	обретает в ХПХ веке подлинно мировое
значение и составляет одно из самых
высоких достижений художественной
	культуры всего человечества. Одновремен-
но к большим высотам мирового искус-
ства приходят и другие славянские наро-
ды, р

Великие ценности, созданные искусст-
вом славянских народов, разоблачают
преступную теорию фашистов о мнимом
«превосходстве»  терманской расы над
славянами. В основе этого утверждения,
так же как и в основе всей расовой тео-
рии гитлеризма, лежит чудовищная кле-
вета, не имеющая под собой ни тени ис-
торического правдоподобия, ни тени на-
учной истины. Славянские народы — это
народы великой культуры. В героиче-
ской борьбе против фашистского вар-
варства&а славянские народы вновь тесно
смыкают CBOK ряды, об’единяют свои
усилия. Одной из глубоких предпосылок
этого содружества является та общность
великих культурных традиций, которая
0б’единяет большие и малые славянские
народы и которая находит столь блестя-
щее выражение в их художественном
творчестве,

Ji. A.
	Только в первой половине ХХ в. возни-
кает театр в Загребе, а затем в Белграде.
Эти театры не могли развиваться свобод-
но — они неизменно вызывали подозри-

тельное и враждебное отношение к себе
со стороны иноземных властителей.

В 1859 г. генерал Кронбергер, губерна-
тор’ Сербской Войводины, ‘на вопрос о
причинах запрещения представлений от-
ветил, что сербский театр возбуждает ры-
парский дух в народе, пробуждает co3-
нание и гордость, воодушевляет народ на
	 ] героические поступки, а этого, по мнению
		Кронбергера, конечно, нельзя допустить,

Борьба за свободу, за политическую
и национальную независимость — это
ссновная идея лучших драм южных сла-
вян. Из этой идеи вытекает естественно и
другая характерная черта этой драматур-
гии — ее глубокая народность.

Уже первые драмы нового времени об-
ращаются за сюжетами к циклу песен о
битве на Косовом поле в. 1389 г.

На огромную высоту народно-историче-
ская драма ‘поднимается в произведении
уроженца Дубровника, одного из круп-
нейших югославских писателей Иво Вой-
новича — «Мать Юговичей». В своей дра-
ме Войнович, отталкиваясь от народной
песни, создает образ исключительной тра-
гической силы, образ ‹матери-патриотки,
посылающей на смерть ради освобожде-
пия народа последнего из девяти своих
сыновей. .

Можно назвать еще драму Бранислава
Нушича «Князь Семберни» (1900 т.), в ко-
торой, тоже на основе народной песни,
рассказывается о выкупе князем в 1806г.
у врагов 300 сербских женщин и детей.
Это ‘произведение интересно не только
по своему сюжету,—в нем ярко определи-
лась чисто народная форма драмы.

Идея борьбы за политическую незави-
симость, за национальную свободу являет-
ся основным творческим стимулом не
‘только южных славян. И эту идею, и
‘глубокую народную основу искусства мы
‚находим в драматургических  произведе-
‘ниях других славянских народов, и в
первую очередь русского народа. Они же
составляют основу творчества Мицкевича
‘и особенно Словацкого, талантливейшего
польского драматурга, драмы которого по-
пали на сцену по большей части лишь в
конце ХХ в. .
	Славянские народы, обединенные сей-
час общей борьбой за свободу и незави-
симость, за право свободного развития
национальной культуры, должны хорошо
знать друг. друга.

Мы должны включить в репертуар .на-
ших театров все наиболее ценные, наибо-
лее яркие произведения братских славян-
ских драматургов. Мы должны и в на-
шей научной работе уделить самое серь-
езное внимание славянским театрам.
	Сергей ИГНАТОВ
		_ Творчество народа. бессмертно
		украинской школы не существовало.
	Несмотря на страшный гнет, словаки
и украинцы Карпат сумели сохранить
свою национальную культуру, = создали
	свое искусство, свой изумительный фоль-
ROD.

В Словакии сохранились романские па-
мятники ХШ века в Нитре, Диаковце, в
Опишской Капитуле, прекрасные архитек-
турные произведения и скульптурные па-
мятники готики ХУ, ХУ вв.
	В последующие эпохи словацкий
народ выдвинул не мало талантливых ху-
дожников и скульпторов, которые при-
обрели известность за пределами своей
родины. Таковы портретист Ян Купецкий
(1667—1740), написавший портрет Петра 1
во время пребывания русского царя в
Карлебаде, пейзажист Kaper Марко
(1791—1860), портретист-жанрист Петр Бо-
хун (1822—1879) и др.
	Исключительно богато народное  твор-
чество Словакии. Словаки славятся свои-
	ми замечательными вышивками, гончар-
ными изделиями, поливными  изразцами

Искусство словацкого народа и искус-
ство на территории Словакии еще Ware
ко не изучено. К изучению его присту“
пили лишь после 1920 года. Тогда нача“
лись собирание и учет его памятников в
Кошице, в Бардиеве, в Ружемброне, был
организован ряд музеев.

Насильственный захват Чехо-Словакии
немецкими фашистами в 1939 г., отторже-
ние от Словакии ряда городов и превра-
щение ее в германскую колонию оборва-
ли начатую работу.

Поражает богатством художественной
фантазии, тонким вкусом народное ис-
‘Кусство Прикарпатской Украины и в 0с0-
бенности хорошо внакомое нам искусство
туцулов. Гуцульская резьба по дереву
блистает чудесными образцами, которые
могут украсить любой мировой музей;

Памятники Ужгорода и Бардиева с шатч
рами над центральной частью переклиз
каются с архитектурными традициями
Украины и русской деревянной архитек-
туры. Славянские народы Запада, отде“
ленные от своих братьев высокими хреб-
тами Карпат, сумели пронести сквозь тяч
желые испытания национальные особенз
ности своей архитектуры, своего искусства.

Когда общими усилиями всех передо-
вых народов будет уничтожен кровавый
фашизм, тогда будут созданы подлинные
условия и для расцвета культуры всех
порабощенных славянских народов.
	И. МАЦА
	Тяжела и трагична историческая судь-
ба словаков и украинцев — гуцулов, лем-
ков и бойков, проживающих на террито-
рии Прикарпатской Украины. Словацкий
народ и прикарпатские украинцы, зажа-
тые в узкую полосу горных районов Кар-
пат—Татр и их отрогов, до 1918 тода ни-
когда не имели государственной самостоя-
тельности. Покоренные в Х веке венгра-
ми, славянские племена были превраще-
ны в рабов венгерских магнатов, немец-
ких баронов и осевших на территории
Словакии немецких патрициев. Словаки и
украинцы были лишены права даже на
свой родной язык. До 1919 года ни одной
— хотя бы начальной — словацкой или
				ae t+ Lt wee Te!

Давно прошли времена, когда Муссоли-
ни на приветствие Гитлера «Ауе ипрега-
юг!› (Да здравствует император!) мог с
полным основанием ответить: «Ave imi-
“{0г!» (Да здравствует имитатор!). Шакал
Муссолини скромно плетется теперь B
хвосте у своего ученика, залившего Евро-
пу кровью побежденных, но не покорив-
шихся народов. Ньяные орды гитлеровцев
хозяйничают в Италии. Только в одной
области Муссолини, этот маршал «Меня-
Бьъют-Все», может быть, еще смеет оспари-
вать пальму первенства у своего нацист-
ского тосподина:  ’трудно сказать, кто из
них больше преуспел на поприще разгро-
№8 МУЗ,
	Блестящие страницы вписаны Италней
2 историю европейского искусства. Весь
YUP знает и любит великих композиторов
я певцов Италии. Можно ли представить
бе итальянский парод бел музыки? И
вт этот народ, народ Россини, Беллини,
Верди, перестал петь. Великие итальян-
ские артисты скитаются по чужим стра-
лам. Их изгнала, заставила бежать фа-
шистская реакция. Гениальный дирижер
Артуро Тосканини не мог примириться с
тетом фашистов. За мужественный отказ
иполнить фашистский тиМН черноруба-
шечники избили великого артиста. Он
кинул родную страну и живет теперь в
США, В эмиграции прославленный тенор
кипиа и многие другие виднейшие дея-
ли итальянского искусства,
	Горше, однако, участь тех, кто, остав-
	fy торе-цезарю Муссолини. Автор «Сель-
ой чести» Масканьи, сделавшись фа-
уистом, написал по заказу Муссолини
‘перу «Нерон». В; этой опере Нерон HA06-
ORACTCH провоавестииком фашизма, пред-
 ей Муссолини — «основателя» новой

ись в стране, пошли на позорную слу“:

имской имперни, Опера Масканьи с Tpe-
OM провалилась. Ее сняли с репертузри
10646 первого же представления. Гово-
			Любопытное признание, блестяще ха-
рактеризующее состояние фашистской бел-
летристики, сделано «Современником», вы.
ходящим в Риме. Фашистский орган со-
крушенно указывает: «Когда о романе го-
ворят, что он фашистский, это значит,
что его никто не купит»,
	Фашисты не были бы фашистами, если
бы они не пытались прикрыть и оправ-
дать свои позорные неудачи в области
искусства обычной шумихой о «красной
опасности», «руке Москвы» и т. п.
	Так, литературно-критический журнал
«Вита Итальяна» недавно писал:

«Среди интеллигенции и представителей
мира искусств многие больны интерна-
ционализмом. Они считают, ‚что только
за границей пишут хорошие книги, хоро-
шую музыку, хорошие стихи. Если вник-
нуть в суть дела, легко понять. что этот
интернационализм — хотя бы теоретиче-
CKH — московекий».
	Другой журнал — «Омнибус» возму-
щается тем, что в Италии многие с энгу-
зиазмом приветствуют расцвет советского
театра.

Жизнь всегда торжествовала и всегда
будет торжествовать над смертью. Искус-
ство переживает мощный расцвет в СССР,
этом братстве свободных народов. Хи-
реет и сохнет мертворожденное искусство
фашизма. Никакие меры не в состоянии
помочь вырастить этот искусственный,
поддельный цветок — мрачное порожде-
ние хилой фантазии чернорубашечных ла-
кеев Гитлера.
	Когда свободные народы СССР оконча-
тельно разгромят фашистских бандитов,
втсргшихея в советские пределы, когда
вольнолюбивые народы Европы — фран-
цузы, бельгийцы, чехи, сербы, итальян-
цы и другие-—свергнут иго Гитлера и его
подручных, тогда придет и день спасе-
ния итальянского искусства, задыхающе-
гося сейчас под черным фашистским са-
	ваном

Дж. JOKEPMAHETTO
	NEP HOBYE
	pat, что музыка Масканьи привела в
ужас даже самого опереточного «цезаря».

Не пошли впрок фашистские  «щедро-
тых и другим композиторам. — Ничего
сколько-нибудь значительного не создали
за многие годы ни Малипьеро, ни Респи-
ги, жалкие упражнения которых в шови-
нистически-цезаристском духе не. были
отмечены ничем... даже скандалом прова-
	И разве могло бы быть иначе? Подлин-
	ное искусство всегда близко народу, все-
гда органично связано с ним. Нельзя
создать настоящее произведение HCKYC-
ства, которое бы утверждало принципы,
чуждые и враждебные народу. Вот поче-
му так мертвы и бездарны,

так удручающе скучны все

творения и опусы, созданные

по заказу фашизма.
	Итальянский ‚народ не Ha-
менил своей природе. Музы-
кальный вкус его не снизил-
ся в угоду фашистским пра-
вителям и их низкопробным
прислужникам из мира ис-
кусства. Он отвергает бездар-
ную стряпню, которую ему.
пытаются преподнести moa
маркой искусства «Новой Ита-

Лии».
Внаменитейнгие театры Ита-
лии хиреют и дышат на ла-
дан. «Ла Окала» пустует, сбо-
ры в этом  прославленном
оперном театре неуклонно па“
дают. Другие некогда вамеча-
тельные театры: иеаполитан-
ский театр св: Марка,  рим-
ский театр Констанции, вене-
цианский «Ла Финича», коро-
левский театр В’ Турине ›нахо-
дятся еще в худшем  поло-
жении. Так, Туринский театр
годами остается закрытым.
	порядке. Жюри избирает победителей кон-
курса и присуждает им премии. Доволь-
	ны лауреаты, довольно жюри. Остановка
	только за одним: за публикой. Она не хо-
чет петь фашистских песен, будь они
трижды премированы. Ее, разумеется, не
спрашивают. Но не утасить чувства юмо-
ра в итальянском народе. Все чаще и
чаще мотивы, премированные в «Пьедиг-
ротта», народ использует по-своему. Он
распевает на эти мотивы злые антифа-
шистские пародии.

Кстати, о народном юморе, неугасимом
в массах угнетенной фашистами Италии.
Популярный драматург Луиджи Пирандел-
ло завещал, чтобы его похоронили голым.
Мгновенно по всей стране распространи-
лась весть: Пиранделло пожелал, чтобы
его похоронили голым, опасаясь, что фаши-
сты наденут на его труп черную рубашку!

Да, итальянское ис? усство не наденет
на себя черный саван Ффа-
шизма. Лучше умереть голым,
чем важиво гнить в фашист-
ском стане, как Масканьи и
прочие!
	Слово «кризис» слабо опре-
деляет нынешнее состояние
музыки и театра в фашист-
ской Италии. Это агония. В
поисках выхода Муссолини
обратился к традиционным в
древнем Риме театральным
зрелищам под открытым не-
бом. Подобные спектакли го-
ре-цезарь велел устроить на
аренах в Вероне, во Фьело-
ле и в римском Колизее.
Ничтожный паяц, он всерьез
вообразил себя потомком рим-
ских императоров! Полное
фиаско этих бутафорских по-
пыток вынужден был при-
знать собственный сын дуче
— Витторио Муссолини. В
	журнале «ХПЕЙ год» он пи-
сал, что «артистов, участвовав-
их в представлении, было
больше, чем врителей»,
		Маршал „Меня -Бьют-Все“

МУСООЛИНИ: «Я буду просить фюрера дать пам землю п Валгалле»,
Лондон. «News Chronicie»