ЧЕТВЕРГ, 28 АВГУСТА 1341 г., № 32769)
	; Во лот день, когда над. Варшавой поя-
зились первые немецкие самолеты, в
театрах, кино и концертных залах поль-
«кой столицы шли ‘спектакли и концер-
ты. Мирные жители, пользуясь прекрас-
вой сентябрьской погодой, заполнили
eH. ‚
У ворвались Футасные бомбы, над горо-
дом поднялись столбы огня и дыма,
раздались стоны первых жертв. На аре-
истории польского народа вступил
чмый дикий и кровавый варвар, какого
ъдА’либо знало человечество.
Польша стала добычей фашистских ‘ва-
хачиков. Начался систематический раз-
том польской культуры, ‚ началось про-
данное уничтожение всех достижений
вроде, искусство и наука которого века-
мк были гордостью прогрессивной мысли.
Фашисты отметили свой приход унич-
хением польских исторических памят-
panos. Находя особое Удовольствие в сим-
волических актах террора, они хотели
доказать порабощенному народу, что его
ноторическое прошлое зачеркнуто раз
	OU o_o
н навсегда. В Кракове был сброшен на
SMI один из самых старых  памятни-
ков нации, королевский колокол. Tar
	  называемый «Эигмунд». Из королевского
1, замка-музея Вавеля ‘вывозились целые
	поезда драгоценных предметов. Кровавый
nyt Гитлер, обосновавшийся в этом
дорце во время одного из своих посе-
щений Кракова, устроил в нижних аа-
лах Вавеля.. конюшню. Уничтожен на-
ултник Адаму Мицкевичу. Под угрозой
расстрела «каждого, десятого» немцы со-
али жителей ближайших домов на. пло-
цадь, украненную памятником в честь
беды под Грюнвальдом, и’ ваставили
ит разрушить монумент своими руками.
Варшавскую — национальную библиотеку
закрыли после предварительною акта
упичтожения редчайших памятников поль-
ской литературы, ценнейших книг, перга-
ментных свитков и рукописей, бережно
хранившихся в течение многих веков.
Здание оперы на Театральной площа-
ди в Варшаве; ‘а также здание Нацио-
нального театра были уничтожены во
время бомбардировки, остальные театры
были закрыты немедленно после вступ-
1елня немецкой армии. В течение пер-
вых месяцев существовал Театр оперет-
ты, ставивший плоские скетчи и водеви:
ли. Однако скоро и этому предприятию
пришел конец: фашисты запретили иг.
рать и Театру оперетты, так как арти-
tt делали во время своих выступлений
крайне нелестные для гитлеровского ре:
жима намеки.

Многие актеры’ раз’ехались: Часть ия
них успела бежать 3a границу — вс
Францию, Англию и` Америку. Однакс
большинство осталось в Варшаве. Ли:
шенные какой-либо зможности — рабо-
тать по специальности, они соглашались
на всв, лишь бы заработать кусок  хле-
63 В варшавских кафе и ресторанах по-

——
1 .
Произведения югославского скульпторя
Ивана Мештровича уже ‘при первом их
появлении поразили современников. Твор-
чество° Мештровича отличалось особым
внутренним пафосом, идейной насыщен-
ностью, глубиной заложенных в нем ге-

роических чувств. Изумляла необычайная
плодовитость молодого скульптора, его не

_ знаюнтяя TWTOM Tauticn   поаблтллиллАаКуиллалюе +
	=
Иван Мештрович родился в 1883 тоду
в бедной семье пастуха, в горах Далма-
цни; в юности пас овец. Пластическое
дарование мальчика определилось рано:
он резал из дерева посохи, прялки, ут-
зарь. Способности мальчика были заме:

чены. Мештровичу, удалось получить xy-
	дожественное образование сперва в Спли-
_ те у престарелого Ивана Рендича (1949—
	над
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	TPAD
	Новые спектакли
	ЛАНДИРЫ ВЕДУТ КОРАБЛИ
	Новая постановка
в Театре им. Ленинского комсомола
	«вомандиры ведут корабли» В. Кнехта в Театре им. Ленинского комсомола. Поста-
новка И. Н. Берсевева. Сцена на миноносце «Гневюый». Слева направо: = вестовой
Андронкин — В. Мельников, командир мипоносца — Б. Олешин, штурман Сеня Ла-
душкин — В. Фоломеев % о we
		Фото Ник. Соловьева
	вместе с тем сохраняет внутреннее един-
ство мирной жизни и жизни военной,
начавшейся так внезапно, но не застав-
шей врасплох советских людей.
	В уверенном спокойствии, несгибаемой
выдержке, в презрении к опасности, про-
являемых в самые напряженные моменты
боя командиром «Гневного» Бондафевым,
видишь прямое развитие тех его привле-
кательных человеческих качеств, которые
раскрылись перед зрителем B нервой,
мирной сцене. И это убедительно показы-
вает своей мягкой игрой ВБ. Оленин.

В напряженной. увлеченности боем, в
горячем волнении з& его исход, в стрем-
лении нанести врагу смертельный удар,
которые. передает. исполнитель роли Боб-
ровского Р. Плятт в эпизодах морского
сражения, угадывается TOT же молодой
задор и живая энергия, которые полюби-
	чнсь зрителю уже в сцене свадебного
торжества. .4
	В начале спектакля краснофлотцы ве-
свло и шумно проходят с песней ‘через
зрительный зал на ‘сцену. Заканчивается
спектакль также прямым обращением к
зрительному залу.  Нраснофлотцы и
командиры четырех миноносцев, победо-
носная боевая операция которых только
что прошла перед нашими глазами, чи-
тают фрагмент из ставшего уже популяр-
ным поэтического отклика Н. Асеева на
	речь товарища И. В. Сталина по радио
3 июля.
	Этот прием непосредственной зрелищ-
ной агитации органичен в постановке. В
боевые эпизоды спектакля вмонтирована
демонстрация кинокадров — море, силуз-
ты военных кораблей, работа орудийного
расчета на палубе. И этот прием вполне
оправдан, прежде всего потому, что
самый ‘спектакль во второй своей ча-
сти построен ‘на кинематотрафически бы-
строй смене коротких ударных эпизодов.
В оформлении спектакля художником
М. Варпехом применен графически чет-
кий, лаконичный силуэтный рисунок.
	К сожалению, многие образы спектакля
расплывчаты и неопределенны. Попытки
индивидуальной характеристики, наме-
ченные какой-либо одной чертой или де-
талью, стушевываются, не получая своего
развития в чересчур скупом драматурги-
ческом материале, :

Кроме отмеченных уже нами актеров,
запоминаются также комиссар «Гневного»
Демидов (И. Прокофьев), командир «Гроз-

ного» Шукин (В. Соловьев) ‘и вестовой
Андронкин (В. Мельников).
	Постановка {в Театре им. Ленинского
комсомола пьесы «Командиры ведут ко-
рабли» — это во многом успешный опыт
	создания яркого спектакля о нашем re-
роическом лоте.
	Б. РОСТОЦКИЙ
	\Кизнь нашей Красной Армии и Крас-
ного Флота всегда была излюбленной те-
	ЗИСЛЕРА и БУША КО
	Антифашистская песня, как известно,
родилась именно в той ‘стране, которая
несет на себе позорное пятно гитлериз-

ма, народ которой раньше всех познал
ужас фашистского варварства.
	Творцом и классиком боевой антифа-
шистской песни сделался Ганс Эйслер,
лучшим цисполнителем ‘его произведений
	аль Е ЧЕ  777

— Эрнст Буш, певец-агитатор, трибун.
	Буш нашел свою манеру исполнения
эстрадного агитационного репертуара, в
которой предельная  безыскусственность,
интимная простота сочетаются с огромной

патетичностью, с тончайшей ораторской
подачей слова и музыки песни.
	Небольшая группа московских  музы-
кантов и поэтов взяла на себя инициа-
тиву воссоздания всего наиболее ценно-
TO из бушевского репертуара, одновре-
менно расширяя круг его тем.
составе группы: известный поэт-антифа-
шист, ‘соавтор многих популярных песен
Эйслера — Эрих Вайнерт, поэт С.  Боло-
тин, певец Гуго Тиц и пианист Г. Шне-

ерсон, долгое время работавший © Эрн:
стом Бушем.

Некоторые песни из старого бушев-
ского репертуара звучат так, как будто
написаны они сегодня. Вот «Неме
песня 1936 года» («Не плачь, Мари!»); сло-
ва Бертольта’ Брехта, русский текст С.
Болотнна, музыка Г. Эйслера. Это’ траги-
ческий монолог о задавленном и обездо-
ленном немецком народе, :
	«Опять твердят нам о славе
(ты не плачь, Мари!),
	Нет ничего у нас, чтоб на рынок
сплавить.

Твердят о доблестных планах
(ты не плачь, Мари!),

Меня теперь’ они не обманут!
Полки за “полками... полки за
полками...
(ты не плачь, Мари!)
	Исполнители с полным правом назвали
ее «Немецкой песней 1941 года».
	Вот часто исполнявшаяся Бушем суро-
	MAMAOK
GEFOMNA
	Премьера
в Театре им. Моссовета
	«Мы, — вещает фашистский «философ»
Отмар Шпан, — за мировоззрение, кото-
рое поносят, как варварство, так как счи-
таем наилучшим боевой’ клич, провозгла-
	шенный в последние годы, — назад к
варварству».

Расовая «теория» и ‘есть порождение
	варварства: ХХ, века — нацизма. Золотые
равнины  Франции, тихие фиорды Hopse-
гин, обожженные, солнцем горы Греции,
леса Югославии, старые ‘торода Польши,
области СССР, временно захваченные пол-
чищами Гитлера, — стали свидетелями
невиданных преступлений бандитов в ко-
ричневой форме...
	Но не страх, а гнев обуял свободолюби-
вые народы. Не, горестные причитания, а
слова сурового протеста звучат в Европе.
Легендарная борьба\ Красной Армии ста-
ла источником оптимизма, возвращенного
Советским Союзом ‘прогрессивному чело-
вечеству. Все угнетенные. фашизмом на-
роды куют ныне меч возмездия, и только
пьяным от крови наци могло померещить-
ся, что мир потерял чувство чести, что
мир обессилен и безволен, что человече-
ство готово признать власть гитлеровского
штурмовика,
	Немецкий писатель Фридрих Вольф не-
сколько лет назад написал пьесу о кан-
нибальской природе национального и расо-
вого шовинизма. Пьеса была направлена
в первую очередь против антисемитизма,
как демагогического оружия фашистов.
Главный герой пьесы — профессор Мам-
лок — был пассивным страдальцем, тиб-
нущим от руки злостного невежества,
принципиального тупоумия и погромной
жестокости своих фашистствующих «конку-
рентов». Мамлок выступал в этой пьесе
как жертва. Катастрофа, пережитая Мам-
локом, была только иллюстрацией к pa-
систской практике гитлеровцев.
	Сейчас перед нами новый вариант пье-
сы, переработанной Фридрихом Вольфом
уже в дни войны, и насколько новой ста-
ла тема этого произведения, насколько

новым предстал ныне -перед нами ее цен-
тральный образ!.
	Подлинный художник, — товорил Be-
линский, — представляет «нашим глазам
одно необходимое, как неизбежный pe-
зультат достаточной причины». Этот закон
действителен и обязателен и для театра.
Надо . признать, что переработка пьесы
«Профессор Мамлок» привела именно к
тому, что «несбходимое» с железной jorge
	«Профессор. Мамлок» в Театре им. Моссо-
	арт.
	вета. В роли Мамлока засл.
	М. Курский
	Ве 1,9 Калла

цнеся актеры и актрисы. -

Знаменитый режиссер Леон Шиллер,
постановки которого известны всей Евро-
пе, вынужден был петь песенки в одном
из самых отвратительных варшавских

a a.
	EE “en Ae ee a ES

кабаков. Спустя некоторое время его
расстреляли.
	Замечательный польский ‘актер Отефан
Ярач успел тайком уйти с дочерью из
торода и’ сделал попытку пробраться в
Советский Союз. По дороге заболела ero
дочь. Он возвратился в` Варшаву, где его
арестовали и после длительного и мучи-
тельного следствия ` также расстреляли.
Та же судьба постигла известную актри-
су Цвиклинскую. Ее ` заподозрили в соу-
частии, наряду с другими польскими па-
триотами, в убийстве предателя  поль-
	‘ого. народа актера Иго Сима и судьи
Василевского.
	Десятки ученых, университетских
профессоров, артистов и писателей были
брошены в концентрационные лагери.
Здесь, среди других, были убиты самым
	жестоким образом профессора Лер-Спла-
винский nu Husa.
	Многие польские писатели: Тувим, Ве-
жинский, Лехонь, Слонимский и другие
эмигрировали в Англию`и Южную Аме-
рику, другие обрели новую родину в Со-
ветском Союзе. Оставшиеся в Польше
replat толод и нужду. О литературной
работе не может быть и речи. В течение
двух лет в Польше не появилось ни од-
ной польской книги. Писатель Эмиль
Зегадлович умер в нужде в Верхнем
Гожене, около Кракова. Немецкое радио,
вынужденное сообщить 06 этом широ-
кой публике, умолчало об его. оригиналь-
	ом творчестве и назвало его лишь ‹пе-.
водчиком румынских поэтаорь
	реводчиком румынских поэтов».

Можно ли вообще говорить о культу-
ре в стране, тде запрещено исполнять
Шопена, где музыка умершего несколько
лет назад Кароля Шимановского отверг-
нута как проявление «еврейского духа»?

1 сентября истекают два года с момента,
когда польский народ стал жертвой гит-
леровского насилия. Сожжены и разру-
шены польские музеи, театры. и картин-
ные галлереи. Разграблены и уничтоже-
ны библиотеки — плод труда многих по-
колений, Но никакие гонения и _пресле-
дования со стороны фашистских варваров
не уничтожат польскую культуру. Насту-
пит время, когда, поддержанный  Совет-
ским Союзом, польский народ отомсти® за
все злодеяния. Он залечит раны, нанесен-
ные ему гитлеровскими палачами, отстро-
ит уничтоженные и сожженные памятни-
ки культуры и вернет отнятые ценности.
Придет день, когда снова васияет наша
прекрасная и гордая Варшава и будет
восстановлено прежнее великолепие на-
	птего древнего любимого Кракова. И день
этот недалек!
	Леон ПАСТЕРНАК
	вая и трагичная «Песня болотных сол-  мой советского искусства. Сейчас, в дни
	ВЕ с на т РЕ

войны против подлейшего врага всего ‘че-
	 юречества — германского фашизма —
эта тема влечет к себе с особой силой.
„Людям Красного Флота ‘посвящена но-
вая работа Театра им. Ленинского комсо-
mona — «Командиры ведут корабли»
В. Кнехта (постановка И. Н. Берсенева).
Проста и лаконична композиция пьесы
и спектакля. Первые же сцены вводят
нас в жизнь дружной семьи советских
моряков. Перед Н&ми люди дивизиона ми-
ноносцев — одного из многих, охраняю-
щих необ’ятные морские рубежи нашей
родины. Это хорошие советские люди,
скромные и стойкие, жизнерадостные и
	дат». Это и сегодня — страшный символ

гитлеровской Германии — беспросветной
тюрьмы.
	С большим под’емом исполняют Гуго
Тиц и Г. Шнеерсон эйслеровские «Песню
солидарности», и «На чеку» с новым
текстом 9. Вайнерта и 0. Болотина.

Каждый, кто может, —
В руки оружие.

Ширься народный прибой!
Выйдем без страха,
 Смело и дружно

Против фашизма на бой!
	Бригада работает и над жанром поли- ‘веселые, независимо от возраста и поло-
	истребителя
	тической сатиры, используя и здесь опыт
Буша.
	VAP из «твоздейь его сатирического
репертуара, популярная «0, Сюзанна!»
(обработка Г. Шнеерсона),.° исполняется
теперь со злободневными остроумными ку-
плетами Т. Сикорской. Немецкий вояка
познал все «прелести» восточного фронта
и шлет своей подруге. неутешительные
вести
	Мы вперед шатали блицем,
Но ‘пришлось в’ пути застрять.
Раз никто Hac не боится, ^^

‚ Как же дальше воевать?
	Бригада стремится воссоздать и свое-
образную манеру исполнения Буша. Та-
лантливый певец Гуго Тиц’ легко и ес-
тественно переходит от революционной
патетики к жанру острой иронической
«джаз-песенки». Живо и сатирически хле-
стко звучит в’ его исполнении ‘и «Пе-
cenka 06 арийцах» на мотив Бэла Рей-
ниц (текст С. Болотина).
	Творческий коллектив привлек   внима-
ние композиторов. В сотрудничестве с
	ним  паписали новые антифашистские
песни М. Блантер и Курт Зандерлинг.

“nM.
	«Крылатое племя» в ЦТКА. Оцена из З-го
	рищество, выдерживающее, подобно высо-
кокачественному сплаву, любые испыта-
ния. Против такой дружбы, дружбы но-
вых Автандилов, бессильны ревность, са-
молюбие и прочие страсти, раз  единяющие
людей холодной закалки.
	‘Любовь к Ирине’ сталкивает между `со-
бой трех героев спектакля: Дубровцева,
Привалова и Муратова. И «соперники» па-
ходят в себе достаточно моральных сил,
чтобы любить и уважать‘ друг друга. Их
роднит крепче всяких иных уз предан-
ность делу, верность родине и народу.
	Центральный образ пьесы — летчик-
испытатель Иван Привалов. Это «чистый,
правдивый человек.... настоящий товарищ
в большом значении этого слова», как
говорит о нем его «соперник» в любви
Яков Дубровцев. Внешние непривлекатель-
ный, с медвежьими ухватками и хриплым
голосом, Привалов светится. изнутри.
	Коллектив конструкторов во главе с Му-
ратовым закончил работу над самолетом
нового типа. Воздушный флот ждет эту
машину. Появились вражеские самолеты
новейшей конструкции, и «Дрозд», как
назвал свое детище Муратов, должен об-
рушиться на фашистских «Ягуаров». Ис-
пытания закончены. Машина готова, Появ-
ляется Привалов, только что вылезший из
кабины «Дроздаз, и одним словом разру-
шает торжественно-приподнятое  настрое-
ние. Истребитель хорош, но в серийное
производство пускать его нёльзя, — тако-
во заключение испытателя, твердое и не-
преклонное. Приваловское «нельзя» задер-
живает снабжение армии необходимым ей
вооружением. Но испытатель остается при.
	жения — будь то командир Бондарев,
чью голову посеребрил уже иней седины
(артист Б. Оленин), или юношески не-
уклюжий вестовой Андронкин (В. Мель-
ников).

Наше знакомство © ними происходит в
подчеркнуто мирной, домашней обста-
новке. Они собрались за гостеприимным
столом в квартире командира дивизиона,
чтобы отпраздновать свадьбу одного из
своих. товарищей — командира миноносца
«Громящий», Бобровскою (Р. Плятт). Мы
присутствуем при тёплой встрече друзей,
спаянных общим ‘любимым делом оборо-
ны родины.

Эта, мирная сцена резкой чертой  отде-
лена от цикла последующих эпизодов.
Весть о начале войны, приказ о боевом
выходе в море знаменуют переломный
момент в развитии действия. В этом
строгом и контрастном делении — отра-
жение самой жизни. Перелом убедителен
и не требует особых мотивировок. Каж-
дый’ зритель спектакля остро и чутко
воспринимает трань между его первой и
второй частью, чувствуя себя участником
событий, развертывающихся на сцене.
	Раскалывая спектакль на две серии
эпизодов, театр как бы подчеркивает
	различие их эмоционального колорита и
	акта. Летчики наблюлают за полетом нового
	своем мнении, несмотря на тяжелые обви-
нения в излишней осторожности. Его на-
зывают «летчиком мирного времени», от-
страняют от испытаний. — он остается
Приваловым, один против многих, убеж-
денный в своей правоте: надо сделать
самолет еще лучше, облегчить уПНравление
так, чтобы машина была доступна. средне-
му молодому летчику й не требовала пе-
реобучения летного состава.

Артист Г. Васильев как бы выносит на
авансцену самую сильную черту Привало-
	ва — жедезную сосредоточенность харак-
	тера. Привалов — человек большой воли.
Потом мы ‘узнаем, что вместе с тем —
это человек нежной души. Его замкну-
тость — отнюдь не признак нелюдимости.
Он скрывает любовь к Ирине, доверяя
свое чувство только толстой тетради, наз-
ванной «Бортовым журналом моей души».

Вызванный на откровенность Дубровце-
вым, Привалов говорит: «По-моему, мы
слишком опорочили любовь тем, что, зная
благородство ‚этого чувства, открыто 0 нем
говорим. Поэтому бывает трудно отличить
	истинную любовь от притворства И ЛЖИ...
	Й мечтаю о том времени, когда о любви
будут говорить один раз, правдиво, когда
любовь будет вечным и чистым  чувст-
вом...» Привалов побеждает и в борьбе за
советскую машину, нужную стране, ‘и’ в
любви. Он должен был победить.
Ошибка Муратова, Ирины и тех, кто
вместе с ними искренно заблуждался и
обвинял Привалова, обошлась очень доро-
го. На повторных испытаниях гибнет Яков
Дубровцев. Ето смерть круто поворачива-
ет события, доказывает правоту Привало-
ва и окончательно раскрывает глаза Ири-
	Иван Мештрович _
	окончании войны Мештрович живет в
Загребе. ’Здесь он’ становится профессо-
ром, а позднее ректором Академии худо-
жеств. Скульптор попрежнему работает
неутомимо, возвращаясь порою к старым
темам, но решая. их. в более простых,
близких природе формах. м +68

Послевоенное двадцатилетие -—— эпоха
осуществления многих монументальных
замыслов художника. Если центральная
тема искусства Мештровича = грандиоз-
ный храм-памятник на Косовом поле —
так и осталась неосуществленной, то мо-
тучий талант Мештровича сумел проя-
виться в ряде других работ: в мавзолее
семейства Радича в Кавтате (вблизи Дуб-
ровника);, в памятниках поэту Марко
Маруличу (Сплит) и епискому Григорию
Нинскому. y

Люди непокорного, героического духа
попрежнему владеют воображением ху-
дожника. .

Взгляните на грандиозную восьмимет-
‘ровую статую Григория Нинского — ка-
‚кая сила убеждения и гнева в его стра-
(CTHOM движении, во взмахе его руки,
	В грозном образе «Моисея» слышатся
отголоски темы «Моисея» Микель Андже-
ло, любимейшего мастера Мештровича.
	Наряду с грандиозными, гневными мо-
тивами творчество Мештровича знает i
другие темы, полные лирики, поэзии. Это
по большей части. образы женщин.

Как и мужские образы, созданные
Мештровичем, они воплощают  героиче-
скую душу сербского народа, народа сво-
бодолюбивого, тордого, смелого.

В глубокой связи с творчеством наро-
да— сила искусства Мештровича.
	Б. ТЕРНОВЕЦ
	кои возникает, как «неизбежный резуль-
тат достаточной причины». Этого потребо-
вал раньше всего образ Мамлока, каким
его увидел сегодня драматург. Пьеса ста-
ла .менее иллюстративной и менее декла-
ративной, стала психологически правдивее,
проще и глубже. А сам Мамлок приобрел
‘черты гражданина мира, ставшего на за-
щиту своих прав, своего человеческого до-
стоинства, своей национальной гордости.

Конечно, очень многим в этом’ отноше-
нии. спектакль обязан театру. (постанов-
щик С. Марголин) и в особенности М. Кур-
скому, исполняющему роль Мамлока. Нет,
этот седеющий, сухощавый, подтянутый,
с тордо посаженной головой, близорукий
человек, этот энтузиаст. науки — не «под-
судимый» и’ не «жертва», а обвинитель.
Он патриот. Он горд. Независим. Гневен.
Честен. Он. бросает в. лицо фашизму всю
правду о нем. Поэтому смерть Мамлока
— победа над темными силами; ополчив-
шимися на него, на’ еврейство, на все’ на-
роды. - at

Образ, созданный М.  Курским, — ‘ин
тернационален. Еврей Мамлок стоит ныне
рядом со славянином, рядом с греком, с
поляком, как борец за уничтожение лю-
доедов. И об этом ясно, ‘отчетливо и
очень хорошо говорят теперь пьеса Фрид-
риха Вольфа и исполнение М. Курского.
	Драматург глубоко верит, что в его на-
тоде — германском народе — зреют силы,
которые емоют с Германии позор ‘титле-
ризма. Автор. казнит презрением «согла-
шателя» и труса журналиста Зайделя, с
уничтожающим юмором сыгранного Н. Те-
мяковым. Драматург с любовью рисует об-
раз. рабочего-антигитлеровца Эрнста, кото-
рого с большим обаянием играет артист
С. Годзи. Внимание Вольфа привлекают и
переживания Инги Руофф (артистка А.
Алексеева), освобождающейся от фашист-
ского дурмана: Он исполнен симпатии и
сочувствия к чеху Громодка’ (арт. К. Си-
дорук). И отсюда, ‘из этих симпатий ав-
тора в спектакле возникают те мажорные
интонации, которые сообщают драматиче-
ской повести о гибели профессора Мамло-
	Ra столь современное `оптимистическое
звучание,
	„Около 4 часов дня 24 августа опустил-
ся в Театре им. Моссовета занавес после
финального акта нового сибктакля «Про-
фессор `Мамлок». А через три часа москов-
ское радио передало гневные слова луч-
их представителей еврейского народа,
зовущих своих братьев во всем мире на
борьбу с титлеризмом.
	Как призывной набат, как клятва про-.
звучало HA этом. митинте: «Ни anue
	Coy du па этом. митинге; «Ни один
еврей не должен умереть, не возлавити

своей. страны, о подвигах ее ге-
роев, Мештрович мечтает о возведении
трандиозного Пантеона сербской славы, о
©ооружении на Косовом поле, где много
столетий назад (1389) сербский народ по-
черлл свободу и независимость, храма-
Мавзолея,
Этот мавзолей должен был, по мысли
Мештровича, стать не только  величест-
зенным памятником погибшим героям, но
к символом грядущего освобождения и
единения разорванного на части серб-
ков народа.

В течение двух лет Мештрович рабо-
тт в Париже над архитектурным про-
етом мавзолея. Он создает до’ пятиде-
ти больших фигур, бюстов, фрагментов
будущего грандиозного скульптурного ан-
амбля. Этот цикл, об’единенный единст-
вм мысли и чувства, был продолжен
Мештровичем в Риме. Показанный на
выставке в Риме и Венеции, он поразил
вх силой и единством . пластического
видения, небывалым размахом, грандиоз-
ностью замысла.

Гневные величавые кариатиды, скорб-
ные фигуры вдов и матерей, образы му-
THHKOR, героев, пленных, рабов, фигуры
пастухов, гусляров, конная статуя народ-
вю богатыря Марко’ Кралевича — вот
Центральные темы грандиозного цикла.
Дестокие страдания, выпавшие Ha
дю сербского народа в дни империали-
ческой войны, омрачили душу худож.
виа и отразнлись на его. творчестве.
Новый под’ем намечается с 1918 г. По
		Мештрович, «Кралевич
(1008. Музей в Белграде)
		не. Так вот каков Привалов! Она поняла
его, узнала таким, каков он есть ‘на са-
MOM деле — чистый, правдивый, реши-
тельный, ясно сознающий свою ответствен-
ность. :

Вряд ли надо разбирать пьесу’ и спек-
такль «по косточкам», раскладывать по
полкам большие, средние и малые актер-
ские успехи и неудачи. Для положитель:
ной ‘оценки работы постановщиков (А. По-
пов и В. Пильдон) ‘и исполнителей
нам кажется вполне достаточным указать,
что в спектакле чувствуется атмосфера
войны, правдиво передано и то творче-
ское напряжение, каким полна жизнь на-
шей великой страны,
	«Крылатое племя» — первая новая
пьеса, ‘поставленная в одни войны и пока-
зывающая советских людей на войне. Мы
увидели фронт на сцене. Мы увидели
своего современника -—— испытателя rpos-
ного оружия Ивана Привалова, увиделн
отважного и душевного человека — лет-
чика Якова Дубровцева (В. Пестовский);
жизнерадостного «воздушного казака» ка-
питана Листопада (И. Терешин); обаятель-
ного старнка—мастера Бухтеева (А. `Хох-
лов), которому Ленин завещал думать о
советской, авиации; талантливого конструк-
тора Муратова (А Хованский) и ‘востор-
женно-непосредственного молодого испыта-
теля Антошкина (0. Шахет).
	Некоторых из них мы хотели бы уз-
нать поближе — так, например, как уз-
нали Ивана Привалова, Мы поверили авто-
ру и актеру на слово, что Муратов та-
лантлив, HO хотелось бы, чтобы этот че-
ловек полнее раскрыл себя на сцене. Было
бы неё плохо, ‘если бы автор и театр из-
бавили веселого капитана Листопада от
обязанности произносить банально-фило-
софические сентенции о бренности челове-
ческой жизни. ‘

Главное, однако, ‘не в этом. Главное в
том, что спектакль заставляет зрителей
жить одной жизнью с героями ‘пьесы,
учит их быть такими, как Привалов, как
Дубровцев, как Бухтеев.
	фылатое пленил
	НОВАЯ ПОСТАНОВКА
ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕАТРА
КРАСНОЙ АРМИИ
	Ирина Дубровцева, героиня пьесы Арк.
Первенцева «Крылатое племя», говорит
своему мужу, летчику капитану Якову
Дубровцеву: «Во время войны. люди про-
веряются, глубже, разностороннее...

Многиб из нас теперь по личному опы-
ту знают, как это верно сказано. Верно
вдвойне: и потому, что мы лучше узнаем
друг друга, и потому, что по-настоящему
познаем самих себя. Дни войны’ стали
генеральной проверкой наших чувств, на-
дежд, действенным испытанием.  нз-
шей тотовности о быть на самом деле
тем, кем мы себя считаем, кем мы назы-
‘ваемся: патриотами. Мы по-новому, до
физического ощущения осязаемо, почувст-
вовали величие этого слова. В нем совме-
стились и чувство слитности с народом, и
сознание собственного достоинства, и по-
нятне чести, и, наконец, уважение к са-

мому себе.
Миллионы советских людей, услыхав о
легендарном подви!т капитана Гастелло,
несомненно задавали себе вопрос: могу ли
я быть таким? Может быть, не все дали
прямой ответ. Но каждый час войны,
беспримерной по героизму, подтверждает;
миллионы могут себя считать достойными
согражданами капитана Гадфелло.
	Лучших представителей этой. народной
массы попытался показать в своей пьесе
Арк. Первенцев. Его герои--действитель-
но крылатые люди. И ине потому только,
	что они летчики, .
Иван Привалов, Яков Дубровцев и их
	товарищи — люди крылатых дум и желал
	ний, богатыри духа, оратья HY Uipivy
мыслей и действия. Различны их характе-
	ры, различны привязанности и внешний
облик. Ho они об’единень, в боевое това-
	NN EE Ee
РРР 9 “epee

: ‘есь’  Фашистским палачам за невинно п оли-
АИ nex тую кровь». Это значит, что м и
г » страдания Мамлоков всех национальностей

[будут отомщены.
В. ФОМЕНКО   и. КРУТИ