ЧЕТВЕРГ, 28 АВГУСТА 1941 г., № 34(76)

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		НА СТАРОМ СПЕКТАКЛЕ
		Митинг: нредставителей
‘еврейского народа
	24 августа в Москве состоялся митинг представителей еврейского народа. С речами
	выступили народный артист СОСР, профессор С. М. Михоэлс, еврейский поэт Пе
кип!, участник боев с германскими фашистами, боец Красной Армии Ероним
еврейский писатель Давид Бергельсов русский ученый, действительный член
наук СССР, член английского королевского общества, лауреат Сталинской пре’
фессор П. Л. Капица, заслуженный деятель искусств известный кинорежиссер
Эйзенштейн, лауреат Оталинской премии академик архитектуры Б. М. Hogan,

писатель Пливье, писатель С. Я. Маршак, писатель Илья ревбург, известный
	лист, сотрудяик американской еврейской прессы Шахно Эпштейн,
	Взволнованно и страстно звучали речи ‘ораторов. Они призывали евреев всего мира
 вященной борьбе против фашистских убийц и насильников, заливающих города
	орьое против
кровью народов.
	к священной борьбе
и села Европы кров
	во всем лире!
	Московская
хроника
	Московским Художественным TeaTpoM
им, Горького возобновлены репетиции пъесы
Н. Погодина «Кремлевские куранты». Премье-
ра состоится ‘в ближайшее время. Несколько
изменея первоначальный состав исполнителей
этого спектажля — роль инженера Забелина
будет ‘играть Н. Хмелев, его жену — B. Co-
колова, матроса Рыбакова -- Б. Ливанов.

В спектакль «Три сестры» вводится на роль
Маши Прозоровой О. Андровская,.
	\ж Театр им. Вахтангова работает. над пье-
сой «Грач — ‘птица весенняя» ©. Мотислав-
	ского, Постановка А, UH. на. Роли
исполняют Б. Бабочкин, И. Доронин (Бау-
	мен), О. Глазунов, Л. Шихматов (Медников),
И. Толчанов (прокурор), А. узко (Анна
Егоровна), Ц. Мансурова (Ирина).
	* В Театре им. Моссовета перенесены на
enemy репетиции пьесы «Надежда Дурова»
К. Липокерова и А. Кочеткова в постановке
Ю А. Завадского.
	x Театр Ленсовета Т сентября показывает
в первый раз пьесу Д, Шеглова «Сокровище
Оампо» в постановке И. Ю. Шлепянова, ху-
дожник М. М. Черемных, музыка А. В.
Школьника. В главных ролях: Л. Кузьмичева.
О. Левыкина, А. Белоусова, 0. Кудашев,
В. Шеглов, Д. Реутов, А. Плотников..

Tearp привял к постановке пьесу «Оталин-
ский сокол» Ю. Лукина и Н. Боброва, пос-
вященную великому летчику и. време-
ни В. П.  Чкалову. Постановка ручена

А. К. Плотникову.
	~~ 94 августа на фронт выехала концертная
	бригада ВГКО в составе: ‘чтецов  Н. ЭФроса
и М. Ярославцева, исполнительницы фусских
песен В. Ивановой, танцора Шарикова, пев-
па Давыдова, скрипача М. Гольдштейна,
жонглера Ван-Золи и баяниста Абрамова.
	\х Главным режиссером московского Театра
сатиры назначен А. М, Лобанов.
	% 25 августа в помещении Центрального до-
ма работников искусств открылась организо-
ванная МОСОХ выставка оборонного плаката и
лубка.

% Вечер памяти народного артиста COOP
Л. М. Леонидова состоится в  Доме axrepa 2
сентября в 17 часов. О воспоминаниями о за-
мечательном артисте выступят П. А. Марков,
П. И. Новицкий, А. Д. Попов и И. Н. Раев-
ский, В программе вечера примет участие
квартет Большого театра ОООР.

№ 56 августа открылись конкурсные испы-
тания на актерский Факультет Государствен»
ного института ттатрального искусства. им.
	Луначарского. За столом приемной KOMHC-
сии — Е, С. Телешева, Б. В, Захава, И. М.

Tech =. М Пола wa ПМ К Она
	Раевский, В. В. Белокуров и другие. Ww Rite
курсным испытаниям, после двух отборочных
	туров, дошущеню 148 человек.
	Сезон в Госете
	Государственный Еврейский театр от-
крывает сезон в первых числах о сентября
премьерой «Блуждающие — звездых по
Шолом-Алейхему, в инсценировке И. Доб-
рушина. Этот спектакль был показан
Госетом в начале лета во время ленин-
традских гастролей. Поставлен ‘он народ-
ным артистом СССР С. Михоэлсом. Му-
зыка Льва Пульвера. Художник А. Тыш-
лер.

Госет работает сейчас над несколькими
новыми постановками;
	В конце сентября будет выпущена ин-
сценировка известного романа Лиона
Фейхтвангера «Семья Оппенгейм», в сце-
нической редакции еврейского писателя
Н. Левина и в постановке И. Кролля.
Главные роли будут исполнять: Эдгара—
И. Шидло, Густава — Я. Гертнер, Мар-
	тина — И. Рогалер, Бертольда —. М. Ша-
пиро, директора Франсуа — М. Штей-.
ман, Фогельзанга — Б. Крейчман, Лизе-
	лотты — С. Ротбаум, Рут — Н. Сироти-
по ’ Пибиллы — И Ипхокя Елены —
	Ha, Сибиллы — Е. Ицхоки, влены —
9. Карчмер. `

С. Михоэле ставит  антифашистскую
пьесу Переца Маркиша «Око за OKO>.
	Спектакль оформляет. А. Тышлер. Музы-
ку пишет композитор Л. Пульвер.
Госет будет работать в этом сезоне и
над комедией М. Гершензона «Холмские
мудрецы», которую. ставит Эфр. Лойтер.
	АГИТ-ОННА и ПЛАКАТЫ
	Эстампы; посвященные, оборонной тема-
тике, литографии, лино-и ксилогравюры
создают сейчас свыше 50 московских ху-
дожников — графиков и живописцев.
	В процессе работы над агитационными
окнами сложилось несколько ‘постоянных
бригад творчески близких художников.
Бригада в составе А. Лаптева, Ф. Бочко-
ва, Н. Сигорского, В. Пратера и В. Смо-
ляка выпускает агит-окна «Будь бдите-
лен», «Бей врага», «Москва на-чеку».
	Но преимуществу сатирический харак-
тер носят агит-окна бригады в составе
А. Кузнецова, И. Соколова и А. Парамо-
нова. Сейчас бригада закончила новое
окно «Слово дедушки Крылова».
	Эпиграфом к «окну» взяты строчки из
басни «Волк на псарнеё», которую великий
русский полководец Кутузов читал перед
русскими войсками в дни  отечествен-
ной войны 1812 года: «Ты сер, а я,
приятель, сед и волчью вашу я давно
породу знаю, а потому обычай мой — с
волками иначе не делать мировой, как
снявши шкуру с них долой».
	— Чудесный, бесподобный народ! —
говорит Яковлев, уже He об ополченцах
1812 тода, а о колхозниках Криворучке,
Коляде, Дубовике, Sy6pune и тысячах
других, изо дня в день  истребляющих
живую силу врага.

А молодой, начинающий актер, которо-
му поручена роль Пети, запоминает имя
героя-школьника.. «Вася Чурило», — по-
вторяет ‘он, возвращаясь Ha репетицию,
где мысли o Bace Чурило из украинско-
го села Ц. помогут ему воссоздать тро-
гтательный образ юного патриота Пети Ро-
стова.

Репетиция продолжается. Семья Росто-
вых покидает Москву. Наташа помогает
унаковывать вещи. Вдруг выясняется, что
мать поссорилась ‘с отцом из-за того, что
«папенька. хотел отдать все подводы под
раненых»., Зеркалова играет в этой сце-
не со всей горячностью своего драматиче-
	ского темперамента. Неред. нами — не
только очаровательная девушка, но и
умная, вдохновенная, неукротимая па-
	триотка. Мягкое, безмятежное, прелестное
выражение ее лица становится негодую-
щим, когда она узнает, что мать. не хо-
чет предоставить подводы раненым,
	«По-моему, это такая тадость, такая
мерзость, такая... я не знаю, ‘Разве мы
немцы какие-нибудь?»
	ЭЗеркалова верно прочитала Толстого.
Это именно та Наташа, которая «боялась
ослабеть и выпустить даром заряд своей
злобы». И здесь артистке помогли тыся-
чи и’тысячи советских патриоток, кото-
рые уже не ослабеют, не выпустят даром
заряд своей злобы, не простят омерзи-
тельному врагу, совершившему неслыхан-
ные преступления,

Скоро зрители увидят новую постанов-
ку Малого театра. Они увидят своих
предков в час грозного испытания, они
увидят изгнание наполеоновских полчищ
Ka Haute страны. И увидев вс6 это, еще
больше проникнутся гордостью патрио-
тов, сознанием силы своего народа, нена-
	вистью к его врагам.

_ Cc. TEXT
	‚ВЗАИМНАЯ ЛОБОВЬ
	/ Этот молодой, непосредственный, иск-
ренний спектакль московского Театра
оперетты сейчас прозвучал особенно
СИЛЬНО.
	Наша родина — огромное многонацио-
нальное государство. невозвратное про-
шлое ушла национальная рознь. Вот по-
чему распря стариков — еврея-колхозника
Абрама Егудкина и казака Опанаса Гри-
цюка — становится прелюдией к их не-

разрывной дружбе.
	Артист Карпов, играющий теперь роль
Грицюка, угадал в душе овоего ‘героя,
старого своенравног казака с «амбици-
ей», новые чувства советского гражданина.

Вручая Вене, своему будущему зятю,
боевую, переходящую из рода в род, ка-
зачью шашку, Опанас Грицюк говорит:
	— Дочку мою научись любить, а врага
	рубать так, чтобы духу его не осталось
	на советской земле.
	‚Братья евреи
	Многие европейские народы и государ-   В великой семье народов СССР еврейский
	народ нашел свое место. В подлинном
братском содружестве вот уже четверть
века народы Советского Союза строят свое
благополучие, свое будущее, свою нацио-
нальную свободу.

Теперь мирные поля многонационально-
го советского народа обагрены кровью.
Разрузнаются деревни и гбр’ да, временв
попавшие в кровавые лапы гитлеровских
чудовищ. Дороги и проселки усеяны мо-
гилами зверски замученных и ловешенньх
мирных граждан.
	Ho великий, свободолюбивый советский
народ и его легендарная Красная Армия
проявляют чудеса отвати и геройства. На
советских бранных полях героическая
Красная Армия дерется не только за на-
роды, населяющие СССР, но и за честь
зсего человечества.
	На обагренных кровью. полях Советско-
го Союза коричневая чума, принесшая
всему миру слезы и горе, муки и отчая-
ние, должна найти себе могилу навсегда!
Красная Армия в битвах с палачом наро-
дов — титлеризмом рождает героев, по-
добных которым не знает история челове.
чества. И в перечне славных мы с гор-
достью читаем имена евреев, с величай-
шим советским достоинством  выстулив-
ших на защиту человеческой культуры от
фашистских варваров. Мы с гордостью от-
мечаем имена наших соплеменников сре-
ди тех, что дерутся с гитлеровскими бан-
дитами в воздухе, и на море, и на земле;
мы с чувством  тлубокого, восхищения
встречаем их имена и среди партизан.
Плечом к плечу с мужчинами борются и
	лучшие дочери нашего народа.
	‚Братья евреи во всем мире!

`Они сражаются и за вас! Они отдают
свою молодую жизнь и за ваше благопо-
лучие. Ибо коричневая чума, лютая тем
более, чем ближе ее конец, пробирается
и по ту сторону океана. До тех пор, пока
фашнам бушует, в опасности все челове-
чество!
	Наш призыв несется к вам вместе с
	голосом невинно пролитой крови миллио-
нов евреев. Наше слово несется к вам,
как сигнал. взывающий к сопротивлению
и к мести. Пусть каждый день прибли-
meer вас к часу расплаты с ‘врагом!
Пусть с каждым часом все ярче разго-
рается в вашем сердце священное пламя
мести! Пусть каждая минута вашна будет
исполнена готовности к действию.

Подрывайте всеми мерами экономиче-
ские. ‘ресурсы фашистов. в любой части
света! Проникайте ‘ в’ самые жизненные
отрасли смертоносной индустрии гитлерэв-
ских палачей и парализуйте их любой пе-
ной! Бойкотируйте их производство “вездё
н повсюду! Разглашайте везде и на. любом
языке неслыханные. зверства, чинимые
гитлеровскими каннибальскими полчища-
ми на своем кровавом пути! Действуйте
со священной самоотверженностью неукро-.
тимых партизан! Ни один еврей не дол-
жен умереть, не ‘воздавши фашистским па-
лачам за невинно пролитую’ кровь! Раз-
верните повсеместно широкую агитацию за
солидарность и действенную помощь Со-
ветскому Союзу, оказывающему героиче-
ское сопротивление носителям смерти и
разрушений.
	Человечество освободится от коричневой
чумы!

Ваш долг — помочь ее выжечь!
Пусть и ваша доля будет в этой свя-
	ства растоптаны и истекают кровью под
разбойничьим сапогом гитлеризма. Фашизм
поработил целые народы. Каждая страна,
злодейски захваченная фашистскими голо-
ворезами, стала жертвой разбоя и наси-
лия. Разграбленная Польша, обескровлен-
ная Чехословакия, опозоренная Франция
закованы в тяжкие цепи. Такая же тра-
тическая участь постигла Бельгию, Гол-
ландию, Норвегию, Грецию, Югославию и
другие страны. Славянские народы беспо-
щадно уничтожаются. В`одной только Сер-
бии полчища Гитлера вырезали 100 ты-
сяч сербов. Сотни тородов и тысячи сел
превращены в развалины и пепелища. И
вот этот страшный перечень насилия, гра-
бежей, убийств и пожарищ фашистские
вандалы с беспримерным цинизмом име-
нуют «новым порядком» в Европе, а кро-
вавых головорезов — носителями новой
цивилизации.
	Братья евреи во всем мире:

Если в порабощенных странах кровавый
фашизм ввел свой «новый порядок» при
помощи ножа и виселицы, при помощи
огня и насилия, то в отношении еврейско-
го народа кровавый гитлеризм наметил
бандитскую программу полного и безус-
левного уничтожения евреев. всеми дос-
тупными фангистским палачам средствами.

В одной только Польше гитлеровцы са-
мым зверским и оголтелым образом заму-
чили и вырезали больше трех миллионов
поляков и евреев, насилуя дочерей Ha
тлазах у родителей и разбивая головы
детям в присутствии матерей. Несчастные,
оставшиеся в живых, обязаны поставлять
своих дочерей в солдатские дома терпимо-
сти, а сыновей стерилизовать.

Братья евреи! Волею исторических су-
деб развеянный по всему миру еврейский
народ тесно связал свою культуру скуль-
турой народов всего мира.

В захваченных и порабощенных  фашиз-
мом странах наши несчастные братья
стали первой жертвой. Кровь замученных
в сожженных синагогах Роттердама евреев
взывает ко всему миру так же, как и
тысячи безымянных могил в городах и
местечках Польши, в которых  фашист-
ские изуверы заживо похоронили свои
жертвы.

Голос пролитой крови требует не по-
стов и молитв, а мести! Не поминаль-
ных свечей, а пламени, в котором палачи
человечества должны быть уничтожены.
Не слезы, а ненависть и сопротивление
извергам и людоедам! И не на словах, а
на деле! Сейчас или никогда.

На протяжении всей трагической исто-
рии нашего многострадального народа —
от времен римского владычества и до
средневековья — не найти периодз, кото-
рый можно было бы сравнить с тем ужа-
сом и бедствием, которые фашизм принес
всему человечеству и — с особенным
остервенением — еврейскому народу.

Раз’яренные, пьяные от крови и раз-
боя, людоеды напали на страну, где на-
роды обрели родную мать-родину, дав-
шую им прекрасную жизнь, свободу, сча-
стье и расцвет национальных культур.
Среди них также еврейский народ. впер-
вые за тысячелетия почувствовал себя
редным среди родных и равным среди
равных. На тучных полях великого Совет-
ского Союза впервые сел за руль тракто-
ра еврейский пахарь. Евреи встали у
станков на фабриках и заводах. Для ев-
реев открылись двери университетов, они
	пошли в армию, в шахты, в лаборатории.   шенной войне.
	Зрительный зал ответил на эту репли-
ку, с под’емом  произнебенную ‘артистом.
Карповым, громом рукоплесканий. .
	Комическую линию спектакля выносит
на своих плечах неутомимый Аникеев, за-
разительно весело играющий Липыча.
Кстати ‘сказать, Аникеев участвовал B
этот день во всех трех спектаклях мо-
сковбкого Театра оперетты.
	Еще значительнее, чем раньше, играет
Абрама Егудкина артист’ Володин. E10
колхозный огородник Егудкин — патриот,
трогательный муж и отец, энтузиаст и
	философ — незабываемая фигура, согре-
	тая искренностью чувств и глубиной пе-
аж Егудкин любит свою жену
озу, своего сына Веню, свой огород. Но
гордость его — старший сын, герой, боец
Красной Армии, Муля, отличивший род
Егудкиных на далекой границе.
	Финал П акта — кульминационный мо-
мент спектакля. Так было всегда. Теперь
он звучит особенно торжественно и силь-
но. В самый разгар колхозного ‘веселья
на имя Абрама Егудкина пришла теле-
грамма от командования части, в. которой
служит Муля. Старик протер очки и мед-
ленно начал читать: «Дорогие Абрам Са-
мойлович и Роза Марковна. На ваш. те-
леграфный запрос сообщаем, что сын ваш
	Самуил Абрамович Егудкин в 60M ¢ BDpa-
гами советского государства ранен, но
отказался ехать в тоспиталь, выполняя
	боевое задание».
	На снимке (первая шеренга}: варод-
р М. М. Яншин и л артисты ПП. В
			ВСТРЕЧИ ПЕВЦОВ
я КОМПОЗИТОРОВ
	В просторных залах и фойе Централь
ного. дома работников искусств (Москва)
разместился оперативный штаб Всесою»
ного гастрольно-концертного об’единения,
Десятки художественных бригад вые.
жают отсюда ежедневно для обслуживь
ния красноармейской аудитории. Здесь
же лучшие эстрадные коллективы Моск.
вы проводят свою репетиционную раб
ту, овладевая новым военно-патрнотиче
ским репертуаром.

Для обмена опытом и ознакомления
мастеров эстрады © новыми произве
дениями периодически организуются
творческие встречи композиторов и ис
полпителей. На очередной встрече (25
августа) присутствовали артисты: Козни,
Голянд, Сташковичуте, Санович, Ламших,
Мансфельд, Виноградов и др. Аудитория
с больнтим интересом прослушала новы
песни С. Чернецкого («Песня о к
миссарах>», «Боевая пехотная», «Будем
драться до победы», «Песня об Anatom
Крохалеве» — вс@ на слова В. Лебедева.
Кумача) в. исполнении певцов Виногре-
дова и Пеккерова. Композитор Г. Бру
ознакомил собравшихся со своей «Песней
‘о Сталине — наркоме обороны» на сло.
ва М. Светлова и с новой обработкой m-
вестной антифашистской ‘народной песяя
«Болотные солдаты» (исполнитель Из
Голянд).

Очень интересной была вторая часть
программы. С большой вдумчивостью 1
подлинным артистизмом исполнил Лат.
шин «Балладу о капитане Гастелло» В,
Белого и остроумную сатирическую пес
ню К. Листова «Глотай». Козин са
	новые военные песни — «Добрая знак
мая» (о подводной лодке), «Махорочказ
и «Анюточка».
	САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ
АГИТБРИГАДЬ
	В дни отечественной войны  заметю
оживиласы работа художественных само
деятельных коллективов.
	Вместо, громоздких студий на места
создаются небольшие художественные
агитгруппы, обслуживающие — агитпункты
части Красной Армии, госпитали, высту-
пающие в цехах, общежитиях и т. д. Т№
матика репертуара’ военная.
	Курске деятельно работают хоры, op
кестры, эстрадные группы. В трех клу.
бах — Облпищепромсоюза, швейной at
рики и Дома учителя, а также в Льо»
ском Доме образованы специальные ков
цертно-эстрадные бригады.
	Доме культуры Н-ского завода созда
HO 6 художественных агитбригад, в TOW
числе две драматические, две концертные,
xop домохозяек и бригада  политсатиры
„«Врокодил», подготовляющая в настоящее
время вторую программу. — Репертуар
бригад непрерывно пополняется злободнев-
	ным материалом. Особенным  успехох
пользуется монтаж «Священная война»,
составленный Р. Зязиной и Ф. Попадиу
До середины августа художественной са
модеятельностью Дома проведено свыше
90 выступлений. К вечеру встречи pe
бочих-стахановцев  зарола с бойнами я
	командирами Красной Армии одна из
бригад подготовила оперетту «Свадьба в
Малиновке».
	В клубе им. Ш Интернационала в
Люблино организована, специальная

бригада ‘для обслуживания трудящихся в
бомбоубежищах. В программе — художе
ственное чтение, пение под баян, частуш
ки и небольшие сценки -— «Чертово 60л0-
		Ввасницкого, «Болтушка» Романа и др
	Учебный год
	начался
	Артисты МХАТ проходят военную подготовку. па снимке (пер!
ный артист ОССР Н. Il. Хмелев, засл. арт. РОФСР М. М. Янши
Кудлай. И. И. Рыжов и Н. П. Ларин на строевых занатиях
	По Советской
стране
	КИЕВ. Здесь создан теалр миниатюр под
художественным руководством Г. Плакида.
Зав. музыкальной частью композитор 0. Жда-
нов. Театр дает ежедневно два представле-
ния. Первые программы театра — одноакт-
ные пьески, а такжо вокальные и танцо-
вальные номера.

АРХАНГЕЛЬСК, Артисты` Архантельского
Большого театра е первых дней войны об’-
единились в концертные бригады. Бригадами
театра дан ряд шефоких концертов
	Активно работают засл. артист  РОФОР
О Бестужев, засл. артистка “Тат. АОСР
Е. ЗКилина, артнсты А. Медведева, П. Вое-
водина, Капустин, Отепанов, Окнов, Мейме-
скул, Камская, Островокая, Казажевич, Pe-
дюрова, комлюзитор П. Кольцов и др.
	В репертуаре бригад оборонные, патриоти-
ческие и антифашистские произведения.
	Военно-шефсокую работу проводят Take
Архангельский театр юного зрителя, коллек-
тив Госцирка, театры г. Онеги и Молотовска
и Котласская хоровая капелла под руковод-
ством П. В, Аристова,

Оживилась и музыкальная жизнь города.
П. Кольцов намтисал музыку _к оборонным
частушкам поэта Миронова Песни «За par
дину, за Оталина»,. «На святой отечествен-
ный бой», «Будем драться до победы» и дру-
гие написали Ф. Монт, И, Шатров и К. Пет-
ровокий. Все эти произведения местных ком-
позиторов исполняются хорами и солистами,

Художники города выпускают еженедельно
витрину карикатур «Ударим по фашизму».

ХАБАРОВСК. Недавно здесь была показана
премьера пьесы Бруштейн «Продолжение сле-
дует». Местный театр выезжает со сиектак-
лями в районные клубы. Художниками и
писателями города» создана агитвитрина
«Удар по врагу». В городе организован. так-
же коллектив живой театрализованной газеты.

КАЗАНЬ. Композиторы Казани создали ряд
новых патриотических произведений, А. Клю-
чарев написал две песни: «Мы землю poy
вую топтать не дадим» на слова ‘A, Бен-
децкого и «Красный воин» на слова А. Ме-
лузникова. Д. Файзи написал песню «До сви-
данья, мой сын» на слова А. Кутуя. Новые
произведения пишут также композиторы
Ф;Яруллин, М. Музафаров. Н.-Латынов и др.

На улицах’ города появились «Окна са
тиры»^ “и витрины политического ‘плаката.
Они создаются художниками Н. Сокольским,
Б.  Бобровицким, В. Родиновым и поэтом
Бруно Зернит. Новые плакаты и карикатуры
выпущены Татгосиздатом. Изданы также два
сборника антифаитистских произведений писа-
телей и поэтов на русском и татарском
языках.

Театры образовали’ шефские бригады. Ат-
тисты татарской оперы выступают ¢ оборон-
ным и патриотическим репертуаром. Большой
	драматический театр ставит  одноактные
пьесы. .

o oOo O

«Вся Европа»
	Гитлера и Риббентропа
	ВКлтичет Гитлер Риббентропа»

Кличет Геббельса к себе:

— Я хочу, чтоб вся Европа

Поддержала нас в борьбе!

— Будет драться вся Европа!
чали два холопа.

И пустились вербовать

Многочисленную рать.
	ПТзед из города Берлина,

Два бельгийца -

О половиной,
подручный Дорио
ть готовы

Под ружье,

Опереточный

Испанец

С шайкой жуликов

И пьяниц —

Вот фашистский легион

Всех мастей и всех времен,

»
	Плакат изд-ва «Искусство»,
крыняксов, текст С. Маршака
	Муля в новом спектакле (а спектакль
стал поистине новым) на сцене, как и
раньше, не появляется. И тем не менее
он — подлинный герой и любимец зри-
теля, который с жадным ‘любопытством
следит за его подвигами, радуется его ус-
пехам. Г ‘
	Финальный занавес спектакля идет в
то время, когда еврей Абрам Егудкин и
казак Опанас Грицюк крепко обнимают
друг друга. Это дружба советских людей,
об’единенных общностью взглядов, идей,
целей, мыслей и чувств. Это сталинская
дружба народов.

— Наша крепкая взаимная любовь, —
говорит Грицюк, — залог победы над
	любым врагом.

ВИКТОР ЭРМАНС
ЕП р
	(Изд. МОСОХ)
	Шор. Листовка.
			С. Михоэле — профессор, народный артист OOCOP; Перец Маркиш — поэт; Давид
Бергельсов — писатель; И. Нусинов — профессор; С. ФСамосуд — народный артист
ОСОР; Яков Флиер — лауреат Международного конкурса пианистов; Эмиль Ги-
лельс — лауреат Международного конкурса пианистов; Б. Иофан — академик ap
	хитектуры; И. Рабинович — художник; А. Тышлер — художник; Ф. Эрмлер — кино-
	[
	заслуженный деятель искусств; Сергей Эйзенштейн — кинорежиссер. про-
	фессор, заслуженный деятель, искусств; С. Маршак — писатель; С. Галкин — поэт;
М. Рейзен — народный артист ССОР; Илья Эренбург — писатель; Бомаш — док-
тор; Д. Ойстрах — профессор, лауреат Международного конкурса скрипачей; Я. Зак—
	А. Каплер — писатель: ДД. Заслав-
	лаурезт Международного конкурса пианистов:
	скНЙ — журналист; В, Зускин — народный артист РСФСР; С. Годинер — писатель; _
П. Капица — профессор, действительный член Академии наук ССОР, член англий-
ского королевского общества; Шахно Эпштейн — журналист; Клара Юнт — актриса.
		НА РЕПЕТИЦИЯХ
	ловека, которому не дано понять всей си-
лы и величия русского народа. Вольцоген
докладывает: «Все пункты нашей пози-
ции в руках у неприятеля и отбить его
нечем, потому что войск нет: они бегут,
и нет возможности остановить их...» Воль-
цоген замечает стротий взгляд полковод-
ца, но он опять-таки неспособен понять,
чем вызвано негодование фельдмаршала.

— Я не считал себя вправе: скрыть от
вашей светлости, что я видел. Войска в
полном расстройстве...
	Вместе с режиссером Судаковым и дру-
гими ‘участниками репетиции я слежу в
это время за лицом прекрасного. старого.
актера Яковлева. Как он нахмурился! Как
изменился его дотоле спокойный взгляд!
	— Вы видели? Вы видели? — кричит
он. — Как вы... как вы смеете!..
	Многое прочитали мы в этот момент
на его лице, многое сказаж нам его крик.
Какое-то ничтожество, неспособное разоб:
раться в сложной военной обстановке, по-
зволяет себе’так товорить о русской ар-
мии, которая — Кутузову это известно
лучше, чем кому бы то ни было, — тво-
put чудеса. Да, Николай Капитонович
Яковлев сознает, как ему надо преобра-
	виться в этот миг, Он уже не добродуш-
	ный старый генерал, он — властный
полководец, бесконечно любящий свою
родину, убежденный в стойкости своей
	армии, верящий в ее победу.
	— Я сам видел.. — уже растерянно
бормочет Вольцоген. Но нет, теперь `Куту-
зов его не слушает, ‘он разглядел в нем
человека дрянной породы паникеров и
тупиц, безразличного свидетеля величия
и отваги русского войска. On кричит на
него:

— Вы ничего He amaere! Передайте от
меня генералу Барклаю, что его сведения
	несправедливы и что настоящий ход cpa:
жения известен мне, главнокомандующе-
му, лучше, чем ему. Неприятель отбит на
левом фланге и поражен на правом флан-

Ежели вы плохо видели, милостивый
государь, то не позволяйте себе говорить
того, чего вы не знаете. Извольтёе ехать
к генералу Барклаю и передать ему на
завтра мое непременное р атако-
вать неприятеля...
	Кутузов видит далеко и глубоко, он
понимает, что в сущности, несмотря на
большое продвижение вглубь страны, «не:
приятель побежден и завтра погоним его
из священной земли русской».
	‹..ИЙ завтра погоним из священной
земли русской», — повторяет, `волнуябь,
Яковлев, и все мы в это время думаем
об одном: о двух месяцах упорных боев
с немцами, об уничтожении отборных
вражеских дивизий, о растущем и креп-
нущем отпоре, который он встречает.

Режиссер об’являет краткий перерыв
для того, чтобы актеры могли прослунать
передаваемое по радио сообщение Совет-
ского Информбюро. Радио рассказывает о
том, как «неподалеку от украинского го-
рода К. противник высадил авиадесант в
составе двадцати танкеток. Истребитель-
ный батальон под командованием капи-
тана Барышникова окружил и уничто-
жил 16 вражеских машин. Четыре немец:
ких танкетки вырвались из окружения и
укрылись в лесу около села Щ. На рас-
свете школьник Вася Чурило обнаружил
их и сообщил об этом председателю сель-
ского совета товарищу Белоконь».
	И вот уже не Кутузов, а советский. гра-
жданин и патриот Яковлев, волнуясь и
радуясь, слушает: «Колхозники Криворуч-
ко, Коляда, Дубовик, Зубрило и другие
залегли в придорожных канавах под ку-
стами. Все они имели при себе. бутылки
с бензином... Когда через несколько ми-
нут на автомашинах прибыло подразде-
ление истребительного батальона, кояхоз-
ники уже своими силами покончили ©
	фашистскими танкетками и их экипажа-
ми».
	Две эпохи
	Присутствуя на репетициях «Войны и
мира? в Малом театре, я вспомнил о
том, как еще недавно, до войны, ре
жиссеры предлагали актерам вообразить
себе какие-либо драматические пережи-
вания из их жизни для того, чтобы луз-
ше вжиться в образ, вобрать в себя мы-
сли и чувства героев. Сейчас такое пред-
ложение показалось. бы oO меньшей
мере излишним. Репетиция пьесы об оте-
чественной войне 1812 года идет в дни
отечественной войны советского народа.
	Актеры пришли на сцену после военных.
	занятий и ночных дежурств, они — сви-
детели великих событий. Надо ли им ис-
кусственно возбуждать свое воображение?

Актеры-граждане, актеры-патриоты; ни-
чуть не отходя от великого толстовского
текста и исторической достоверности, вме-
сте с тем всем своим существом‘ ощуща-
ют, что ополченцы 1812 года, о которых
	Кутузов, закрыв глаза и покачивая толо-.
	вой, говорил: «Чудесный, бесподобный
народ!» — это славные предки ополчен:
цев 1941 года.

..Начинаем, — товорит режиссер И. Я.
	Судаков, и напоминает о предшествовав-
ших эпизоду событиях. Вражеская армия
продолжает лезть вперед, настали гроз-
ные для родины дни. Кутузов — перед
принятием великого решения. Он знает
силу храброго русского войска.

«...Направленная Наполеоном атака на
наш левый фланг была несколько раз от-
биваема. В центре французы не подви-
нулись далее Бородина. С левого фланга
кавалерия Уварова заставила бежать
французов...> :

Н. К. Яковлеву — Кутузову предстоит
провести важную сцену. Вольцоген прие-
хал от Барклая с донесением о ходе дел
на левом фланге. Кутузов внимательно
слушает высокомерного и ничтожного че-
	В августе начались занятия во всех +3
художественных училищах страны. Ха:
рактерно, что молодежь, допущенная К
экзаменам в этом году, значительно луч-
ше подготовлена, чем это наблюдалось
на испытаниях прошлых лет.
	Нолным ходом идет подготовка к Wt
чалу учебного года.в московских художе-
ственных учебных заведениях. 1 сентября
начнутся занятия в Центральном художе
ственно-промышленном училище и в Ху:
дожественно-педагогическом училище име-
ни 1905 гола.
	Но художественно-промышленному учи:
лищу допущено к экламенам 15 человек.
свыше 50 перейдут на первый курс из
	подготовительных классов училища. В
училище имени 1905 тода к испытаниям
допущено 34 человека.

В эвгусте начались также  ванятяя В
	Тбилисской академии художеств и Харь-
ковском художественном институте. В
Тбилисскую академию допущено к экаа-
менам; на живописный факультет—29 че-
	ловек, на графический — 8.
п пиши
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
		34441297.
	Редакция: ул. Станиславского, 24. Телефоны: общий — К 5-86-95, отв. релактор — К 4-64-40. Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»
	Типография издательства «Московский

большевик», Чистые пруды, 8.