Пролетарии всех ‘стран, соединяйтесь!
	ЧЕТВЕРГ
		Гол издания ХИ
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Где б ты ни был, товарищ, —
на дальневосточной границе,
Или в Арктике снежной,
или’в южном Крыму,
В эти дни к Ленинграду
твоя мысль устремится,
‚Твое сердце, товарищ,
обратится к ‘нему.
Как мы любим его,
как он близок и дорог.
‚ Всем. республикам,
Волге, Уралу, Москве,
Этот город великий,
замечательный город,
Что лежит на широкой,
могучей Неве.
Мы к нему обращались >
в дни торжеств всенародных,
Каждый дом, каждый город
был счастлив и рад,
Когда голос вдали
раздавался свободный:
«Говорит Ленинград!
Говорит Ленинград!»
И казалось всем нам:
по широким проспектам
‚ Мы идем
и могучие песни звучат.
Как он дорог и близок,
прекрасный и светлый
Город, названный
именем Ильича.
Сыну я говорил:
— подрастешь, дорогой мой,
немного,
	Я тебя повезу в Ленинград,

в город юности дальней Моей,
Побродить по садам,

по мостам, по дорогам,
Подышать его воздухом,

воздухом бурных морей.
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза. работников искусств
	ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО
	В ночь на 3 сентября напги войска про-
должали вести бои с противником на всем

фронте.
Наша авиация ‹ продолжала наносить

удары по мотомехчастям, пехоте и артил-
лерии противника и атаковывала авиацию
на его аэродромах.
	*
Обороняющая важный рубеж
	‘Фороняющая важный рубеж
командира орденоносцаи Жмаченко ‹ отби-
	ла за последние дни несколько ожесто-
	ченных атак 135 немецкого пехотного пол-
	ка. Ночью часть перешла в контратаку.
Красноармейцы, пользуясь темнотой,
вплотную подошли к вражеским окопам.
Подразделение тов. Меркулова, смяв пе-
редовые немецкие цепи, прорвалось в рас-
	положение аротивника и стало теснить]
	врага. Отступающих немцев встретило иё-
ходившееся в засаде подразделение стар-
шего ‘лейтенанта Ожогина. Фашисты’ бы-
ли зажаты в кольцо.  Пулеметно-ружей-
ным огнем и штыковой атакой бойцы
части тов. Жмаченко разгромили врага.
	Захвачены 2 миномета, противотанковая
	пушка, десятки немецких пулеметов и
автоматов, большие запасы мин и патро:
нов. Остатки 135 немецкого пехотного пол-

ка были рассеяны.
	Мужественно действуют красноармейцы-
mopep Ht, доставляя под огнем противника

боеприпасы и другие военные грузы He
передовые позиции. фронта. От минометно-
го огня немцев загорелась  автомалиииа
пофера Дмитриченко. Смелый водитель
под разрывами мин быстро потушил,
огонь; увел машину в. укрытие и начал!
подносить снаряды к орудиям. Тов., Дмит-
риченко неоднократно попадал под огонь
фашистской артиллерии и авиации, но
всегда в срок доставлял грузы по’ назна-
чению. За время военных действий ero
машина не имеет ни одной аварии и по-
ломки.

Умело работают пюферы подразделения
политрука Юдина. За все время военных
действий подразделение не имеет ‘потерь.
При налете на нашу автоколонну ‘с тру-
зом боеприпасов фашистский ‚ самолет под-
жег одну из автомашин. `Пофер’ Левкин,
рискуя жизнью, вывел горящую‘ машину
из колонны, затушил загорание ни предо-
твратил взрыв. На-днях колонну автома-
шин с боеприпасами обстреляла фаптист-
ская артиллерия. Шоферы Подурушин и
Андриевский быстро разгрузили машины
и, пробираясь ползком к окопам, во-вре-

мя доставили бойцам ящики с боеприпа-
сами. .
	ковая атака резервной труппы партизан
решила исход боя. Партизаны захватили
большое количество ‘винтовок и автома-
тического оружия. Утром немцы на пяти
трузовиках увезли трупы убитых фаши-
стов.

Во многих партизанских отрядах выде-
лены снайперские группы. На дорогах, в
лесах и в лощинах снайперы устраивают
засады и расстреливают фашистов. Снай-
перы партизанского отряда под командо-
занием председателя сельского совета
тов. Б. в августе ‘истребили в районе Ли-
озно 16 мотоциклистов, 9 офицеров, вы-
вели из строя 12 грузовых и 5 легко-
вых машин. В районе Лепеля партизаны-
снайперы обстреляли и подожгли призем-
лившийся фашистский истребитель.
		УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 3 СЕНТЯБРЯ
	Цена 30 коп.

СЕНТ
1941 гола
	№ 35 (770)
	Искусство — фронту
	(Иражая нападение вероломного врата,
HOC ему сокрушительные удары, Крас-
па Армия охраняет права и жизнь мил-
полов людей, свободу и независимость
нрююв. Она защищает цивилизащию и
sanrypy. Силы нашей армии растут и
пепнут изо дня в день, Все передовое че-
кочество восхищается ее победами, оно
сочувственно и с любовью следит за теро-
веских сопротивлением, которое оказы-
мот озверелым фэлцистеким ордам наши
1ичики, танкисты, пехотинцы -— бойцы
Кох видов грози советекого оружия.
	Наглые фапгистсхие выфодкм вознамери-
пкь повернуть историю вопять. Они 34-
JOUR опутать все народы и страны  от-
уатительной, липкой коричневой паути-
ой, перекрасить карту мира в один ко-
учневый ивет. Грязным фалцистеким са-
ром прошлись титлеровокие мололчики
	п тородам и селам Европы, неся © собой
урть и разрушение,
	Сейчас фалпистекие кровотийцы, поза-
вшись на советское добро, изо всех сил
ют К нам в дом, Но фашистские пол-
чица разобьются © стальную стену на-
пех сопротивления и вместо хлеба и неф-
	ти найдут себе на. советской земле могилу.
расная Армия месет народам избавление
и фашнотского ада, —  это ее историче-
дал задача, ео священная цель, ее бламо-
PHOS призвание. :
	Бог почему закабаленные фашизиом на-
pit обрмцают к Красной Армии свои
чшие належды. Они верят, что nama
армия поможет им освободиться ог тнета,
ок знают — фашистская гадина будет
мавлена и навсегда будут стертьь с ли-
13 земли следы фалиистеких сапог.

Врасная Армия — это плоть от плоти
лашего  советокого народа. Hapoy и
змия составляют Y HAC олно целое, одну
имью. Сплоченно и дружно живет эта
cuba. И когда Красная Армия вступила
в решительный -609й © коварным врагом,
года весь великий советокий народ под-
HAIGH ‘на защиту родины, свободы и че-
сти, мастера искусства также заняли свои
wera B рялах Goilucs.
	Сила нашего искусства — в ем не-
мэрызной связи с народом, и в дни, когда
весь надюд от мала до велика охвачен сд-
ним желанием, одной целью — во что бы
T HH стало разгромить и. уничтожить вра-
га, — искусство мобилизует все средства
художественной агитации и отдает весь
пламень своего вдохновения на решение
этой великой исторической задачи. Мно-
тие художники нашей страны стали 33
пулемет, сели в танк и на деле, в 60ю,
доказывают свою преданность родине. Для
хаждого из наших’ ‘людей служба в
Храсной Армии представляет почетную
обязанность, и работники советокого ис-
кусства горячо и беззаветно вылюлняют
свой гражданекий долг.
	В то же время каждый из оставшихся
в тылу обязан спросить себя: что я сде-
дал для того, чтобы помочь моей стране
в великой отечественной войне, которую
мы сейчас ведем? И не только спросить,
но и ответить на этот вопросе живым,
конкретным делом.  ИПрославляя героев,
воодушевляя бойцов, заполняя их краткий
досуг веселой песней, метким словом
фельетона, лихой и зажигательной пляс-
кой, мы оправлываем благородное назнз-
чение своего искусства. Оно полно любви
к народу и ненависти к его врагам. Пре-
возносить крепнущую мощь своего налрю-
да, воспламенять гневом против тиранов
я палачей, воодушевлять на подвиг —
эта возвышенная миссия всякого передо-
вого искусства приобретает в наши дни
%обое значение.
	Искусство наше -—— искусство справед-
ливости и правды. Голос правды зовет нас
очистить мир от фашистокого насилия и
мерзости. И этот могучий призыв 000б-
Maer нашему творчеству ясную боевую
целеустремленность. Великий поэт-патриот
Владимир Маяковский  приравнивал свое
перо к штыку и беспощадно разил им
вралов/ «Песня и стих — 9% бомба и
знамя»... Пусть же творчество каждого
нашего художника служит Красной Армии,
служит фронту!

Bo все концы света несутся в эфир
слова диктора: «Слушай, фронт!» Писа-
	тели и артисты несут свое искусство бой-
цам, читают стихи и рассказы, ислюлняют
огрывки из пьес. Но одних бесед на рас-
стоянии мало. Художники стремятся к 60-
лее непосредственному, тесному общению
©  героическими залцитниками нашей ро-
дины. Они выступают в подразделениях и
частях. Красной Армии, выезжают на
Фронт. Только за первый месяц войны
ленинградские артисты дали для Красной
Армии и Военно-Морскох Флота cane
1500 концертов. В них участвовали:
Почковский, Журавленко, Митай, Горин-
Горяинов, Черкасов, Беньяминов, Балаби-
на,  Ростовцев,  Шульженкю и о дФу-
гие мастера.  Ленинградцал пригодился
их богатый опыт выездов на фронт во
время войны в ‘белофиннами. Москва от-
правила в действующую армию целый ряд
бригад. В‘ их состав вошли В. Хенкин, Ру-
‘сланова, Гаркави, Боголюбокая, Гемюйц,
Лакшин; В. Козин, Эфрос, Ярославцев и
многие другие артисты разных жанров —
певцы,  чтецы, танпоры, ‘циркачи. С ка-
ким волнением они раюсказывают © своих
встречах с бойцами о и команлирами, ©
своих фронтовых впечатлениях, о том прие-
ме, который им оказывали в частях лдей-
	ствующей армии. Вке они говорят © не-
обыкновенном . под’еме ‘и. воодутевлении,
которое ‘рождалось у них от встреч с. на-
игими героями — летчиками, тачкистами,
моряками. Хочется работать лучи и боль-
ше, хочется всего себя отлать родине! Все
возвращающиеся с фронта высказывают
желание снова вернуться в действующую
	армию.
	ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
	Герой Советского Союза старшина Н. Я. ТОТМИН
			‚Письма от родных, найденные у захва-
ченных в плен белофинских солдат, сви-
детельствуют о росте антивоенных наст-
роений в, Финляндии. Резервист Сиволай-
нен получил от жены письмо, полное от-
чаяния. Она пишет; «Kak только тебя
взяли ‘в армию, меня выселили из квар-
тиры. Я осталась с ребятами без крова и
хлеба. А тебя заставляют воевать из-за
каких-то земель. Кому это нужно?   Напи-
нги, что мне делать». Такие же безра-
	  достные известия из дому получил резер-
	вист Лахтинен., Жена. сообщает ему: «Се-
годня ко мне зашел домовладелец, Питкя-
нен и сказал, что хотя контракт кончает-
ся не скоро, но в связи с изменившейся
обстановкой все же придется освободить
квартиру.. Куда. же я пойду с детьми? Я
понимаю, что ему хочется прибавки, но
тде мне взять денег?». Жена артиллери-
ста’ Бергстрем рассказывает в своем пись-
ме о неимоверных лишениях и заключа-
ет: «Тяжелое время настало, везде стоит
стон и плач. Матери и дети, братья и
сестры оплакивают убитых и искалечен-
ных, оплакивают также живых и невре-
димых, но, обреченных: Я не знаю, что,
мне делать. Нам теперь ничего не дают
и ребятам нечего кушать. Хожу в лес,
собираю ягоды и киселем кормлю ребят».
Брат резервиста, слесарь одного из заво-
дов, пишет: «Я работаю ежедневно по 15
часов, а кушать нечего... не сдобровать
тем, кто затеял эту ненавистную войну.
‘Они ответят за погубленные жизни и
пролитую кровь. Доживем ли только мы
с тобой до этих счастливых дней?»
	’Огромные потери, которые несут немец-
ко-фашистские войска, близость суровой
русской зимы — вносят смятение в ряды
многих солдат и офицеров германской
армии., На Юго-Западном направлении
фрокта сдались в плен 73 солдата’ 280
пехотного полка 95 немецкой дивизии.
Перед сдачей в плен солдаты убили сво-
ето‹ ротног командира обер-лейтенанта
	-Вильгельма 1Нмидта, который, угрожая,
 расстредом, гнал роту’ з атаку. Сдавшийся.
в плен немецкий солдат Вилли Вернер
заявил: «Мы устали от проклятой войны,
затеянной Гитлером. Жажда власти и ми-
рового господства опьянили этого мерзав-
ца и ‘его кровавую клику, поработивших
не только ‘ряд народов Европы, но и свой
собственный народ».

‚ Ефрейтор Иозеф Кершенштайнер, взя-
тый в плен на Украине, рассказывает:
«На прошлой неделе в нашем полку бы-
ли расстреляны два солдата за то, что
они высказали недовольство войной с
Россией. Эта война — самая непопуляр-
ная, которую когда-либо вела Германия».
В своем письме товарищам по полку
Иозеф Кершенштайнер пишет: «Дорогие
товарищи! Я сегодня попал в плен к
‘русским, Товарищи, вы так же, как и я,
хотите мира. Кончайте с войной. Перехо-
дите’ на ‘сторону Красной Армин. После
войны мы снова вернемся на родину к

нашим родителям, женам, братьям, сест-
рам». .
	Бригады артистов выступают на Фрон-
№ в необычных условиях — с грузовика,
на лесной просеке, замаскированной от
вражеских налетов, в открытом поле, на
палубе. Бывает так, что в середине номе-
ра об’является антракт. Зритёли-летчики
отправляюлея выполнять боевое задалие.
Разбомбив вражеские колонны и сбив не-
сколько фашистских стервятников, бойцы
возвращаются — и следует продолжение
концерта. Цооле выступлений приехавигих
артистов бойцы, увлеченные их примером,
часто сами показывают ‹в0е искусство
декламации. пения и пляски.
	Бойцы и командиры нашей армии по-
настоящему любят и ценят искусство.
Они благодарны артистам и взыскательно
относятся K TOMY, что им показывают.
	Рисунок художника К. Финогенова
	И вот к этому городу,

городу счастья и славы,

смерть и насилье,

злобу и мрак,
Приближается хищный,

жестокий, коварный,
Нас и наших детей

ненавидящий враг.
Так вздымайся же выше,

волна всенародного гнева,
Встань -заслоном стальным

у врага на пути.
Поднимись, наша ненависть,

’ вплоть до самого неба,

Неприступной стенбй

Ленинград защити!
Город Ленина знал

дни боев и. тревоги.
Ленинградцы — бесстрашные люди,

и им воевать не впервой.
От родимых застав

по военной дороге
	В бой уходят отряды,
за родину, в бой!
- Это кировцы,
это особые люди.
` Это сталинцы,
это советский народ.
„Враг стремится вперед,
но разбит и раздавлен он будет,
И конец свой бесславный
в могиле найдет.
После нашей победы,
по улицам светлым,
Среди шумной толпы
и веселых огней,
По мостам Ленинграда,
по широким проспектам
`Мы, волнуясь, своих поведем сыновей!
	Виктор ГУСЕВ
	ЛЕШИШГРАД
	Репертуар бригад, направляемых на Фронт, as
должен быть’ тщательно полобрат. Невер-
но мнение. что во фронтовой обстановке Белорусские партизаны беспощадно
	имеют успех прежле всего  частущеи,
легкая юмореска или залихватекая плясо-
вая. Опыт концертов” в частях  действую-
шей армии показывает,“ что”  срецергуар
бригах должен быть очень разнообразным.
Бойцы © удовольствием слушают патрио-
	тические героические произведения, сефь-
	езную музыку, монолог из классической
пьесы, лирические песни. Все виды эот-
радных выступлений горячо принимаются
фронтовой аудиторией, — важно только,
чтобы все номера по-настоящему хоропю
исполнялись. На фронт надо посылать
лучших артистов. Каждый театр должен
помнить, что выезд артистов на фронт —
это зкт высокого доверия. Й это доверие
надо оправдать, направляя в составе
бригад лучшие силы.
	Театры должны сейчас уметь строить
	свою работу с учетом вылюлнения тлаз-
	ной своей задачи — максимальной, нзи-
Goxee эффективной помощи фронту. Такое

в требование должно быть прех’явлено
a а организациям и Управле-
нию цирков, которое до настоящего , вре-
мени еще не использовало всех своих  в03-
	можностей для обслуживания армии.
	«Вы не представляете даже, как вы
сейчас здесь нужны», —— такие высказы-
вания Участники бритад много раз слы-
шали на разных участках фронта от сво-
их слушателей и зрителей. 06 этом же го-
ворится‘ в специальных приказах полит-
органов армейских частей, положительно
опенивающих работу  бритад. Сознание
нужности и полезности того, что делаешь,
всегда вдохновляет художника, С каждым
днем потребность‘ в искусстве для фронта
возрастает. Задача всех советских худож-
ников — дать армии искусство, достойное
ее мужества, ©6 подвигов, ее героизма.
	мстят гитлеровским полчищам. . Партизан-
ские отряды крепнут и закаляются‘ в
борьбе против фашистских захватчиков,
приобретают опыт и выучку. Партизанский
отряд под командованием  лесничего
тов. М. напал на немецкий гарнизон. в
Сураже. В местечке находилось до 300
солдат из полков разгромленной 137 не-
мецкой пехотной дивизии. Партизаны про-
никли в местечко ночью, оцепили дома, в
которых разместились фашисты, и зябро-
сали их гранатами. Оставшиеся в живых.
немцы бросились врассыпную, через ок-
на и двери, но везде их настигали пули.
Перед уходом из местечка партизаны раз-
громили. канцелярию гарнизона, захватили
всю переписку и увезли свыше 10 авто-
машин, 20 мотоциклов, 12 пулеметов, одо-
ло 50 автоматов и много боеприпасов.
Недавно партизанский. отряд под коман-
дованием работника Осоавиахима” тов. Д.
совершил нападение на немецкую мар-
шевую роту, двитавшуюся из Речицы в.
Гомель. По дороге партизаны. организова-
ли засаду. Первыми же пулеметными оче-

редями было убито и ранено свыше 20
цемецких солдат. Противник пытался ока-
	зать сопротивление, но партизаны не вы-
пускали инициативу из своих рук. Шты-
	Нерон, император, жаждал быть актером.
Не стяжав успеха, он поджег Рим.

Гитлер, фигляр, вознамерился стать по-
велителем земного. шара. И для этого он

поджег мир...
Два года пылает война. Преступное

безумие Гитлера уже стоило человечеству
громадных жертв!
	«Победа противников Германии в 1918 г.
являлась результатом нагромождения оши-
бок и исключительной неспособности тог-
дашнего руководства Германии. Такое на-
громождение ошибок никогда не повторит-
ся в будущем».

Так пролаял Гитлер 8 января нынешне-
го года на собрании в Спортпаласе, после
	„тлеровеная германия ма пороге третьего года войны
	пектива длительной и безнадежной войны
на несколько фронтов, — таков печальный
для Гитлера итог первых двух лет зате-
янной им авантюры!..

Конечно, у него еще немало сил. Гер-

манская военная машина очень сильна
своей слаженностью, своей методич-
ностью, свсим. опытом. Одурманенная де-
магогией, развращенная грабежами,  вос-
питанная в духе свирепого варварст-
ва, немецкая армия может еще долго
драться, истекая кровью, совершая новые
опустошения и зверства. Борьба предсто-
ит упорная, тяжелая, она потребует ог-
ромных жертв, прежде чем надломленная
гитлеровская Германия потерпит полный
крах. .
Напав на Советский Союз, Гитлер под-
писал себе смертный приговор. Силы
протинников Гитлера ‚возрастают и бу-
дут ежедневно возрастать; силы Гитлера
уменьшаются и будут с каждым ударом
Красной Армии и вооруженных сил Анг-
HH ТАЯТЬ.
	В сердцах миллионов людей преступле-
ния Гитлера разожгли пламя. гнева, жаж-

ду отмщения смертельным вратам челове-
чества. Сотни миллионов славян, которым
он грозит истреблением и превращением
в рабов, не пощадят ни крови, ни жизни
своей в борьбе против фашистов. Народы
Норвегии, Голландии. Бельгии, Франции,
народы Балкан готовы кинуться на своих
поработителей. Народы Америки полны
решимости защищать себя от угрозы фа-
шизма и всемерно помогать народам Ев-
	ропы в борьбе за уничтожение „нацист-
ской тирании...
	Гитлер не перестает твердить:

— Не повторится ‘то, что было в 1918
году!

Однако ошибки Вильгельма, ошибки
1914—1918 годов он не только повторил,
но стократно усугубил. аи

Крах гитлеровской Германии будет та-
ким страшным, что перед ним катастрофа
1918 года покажется детской игрой. Это
правильно заявили недавно в своем 3BO3-
звании перешедшие на сторону Красной
	Армии немецкие офицеры! ===
М. ГУС
	музеи, ограбленные картинные галлереи,
разгромленные университеты, поруганная
наука, оплеванное искусство, убийства и
преследования ученых, артистов, писате-
лей, профессоров — все эти акты ванда-
лизма неопровержимо показали миру, что
фашизм несет смерть культуре.
	Как и Вильгельм, Гитлер совершает
ошибки военно-стратегические. Он недо-
оценил силу сопротивления Англии. Нас-
ладившись идиотским фарсом в Компьен-
ском лесу, Гитлер провозгласил 21 июля
1940 года, что в ближайшее время поко-
рит Англию. Он напал на нее с воздуха,
он’ пытался вторгнуться Ha английские
острова с моря, он повел борьбу против
английского судоходства.
	«Воздушная молниеносная война» по-
зорно провалилась. Битва за Атлантику
проигрывается Гитлером. Он может еще
попробовать вторгнуться в Англию, но ан-
гличане приготовились его встретить.
	Еще более позорно провалились планы
«молниеносной войны» на Востоке. Борьба
гитлеровской Германии с поднявшимся
для беспощадного отпора врагу великим
народом Советского Союза безнадежна.
 Немецкими могилами усеяна временно за-
хваченная Гитлером советская террито-
рия. Немецкая армия истекает кровью, не-
ся потери, во много раз превосходящие
наивысшие потери первой мировой войны.
По миллиону в месяц! Почти по корпусу
в день!..
	Не имея за душой ни одной идеи, ко-
торая смогла бы воодушевить его армию,
	Гитлер прельщает своих солдат богатой
добычей. Чтобы повести их в бой «за ве-
ликую Германию», за «господство север-
ной расы», он разрешил им снимать с
мертвых сапоги и трабить колхозников...
«Новый порядок в Европе» начался ©
того, что ‹«непобедимая германская армия»
превратилась в орду грабителей, перед
которыми ландскнехты Валленштейна ка-
	жутся наивными воспитанницами монас-
тырского пансиона...
	Разоблачение фашизма как невиданного
в истории варварства, полный провал
планов «блицкрига», неотвратимая перс-
	зад в «Коррьеро делла Серра» была поме-
щена корреспонденция с Восточного фрон-
та, в которой итальянский ‘фашист вы-
болтал правду о делах фашистов. немец-
ких. Германия не имеет сил, чтобы нано-
сить удары на всем фронте, командование
вынуждено переходить от одного направ-
ления к другому — так выдал секреты
стратегии Гитлера посланец Муссолини...
Как и Вильгельм, Гитлер проиграл игру
дипломатически. Он хотел раз’единить те
страны, на которых напал. 9 ноября
прошлого года он хвастливо заявил:
	— Не существует ни одной коалиции
держав, равносильной, нашей...
	Что скажет он теперь, когда против
него — ОСОР, Британская империя, Сое-
‘диненные Штаты? На силы каких с0юз-
ников может сейчае раюсчитывать исте-
кающая кровью, экономически  исто-
щающаяся Германия? Еле держащаяся
на ногах муссолиниевская Италия, Румы-
ния Антонеску, Финляндия Рюти, Венгрия
Хорти, — вот и весь печальный список
горе-союзников Гитлера.
	‚Как и Вильгельм, Гитлер ошибся и в
оценке перспектив войны экономической.
Ограбление Европы было одной из глав-
ных частей военных планов фашизма. Не-
мецкие мародеры грабят Европу с упое-
нием, с невиданным в истории бесстый-
ством. Но попрежнему мало у них нефти,
нет каучука, нет важнейших видов воен-
ного сырья. Попрежнему нехватает хлеба,
ин даже солдаты получают не более двух-
сот граммов в сутки.
	Как и Вильгельм, но во сто крат боль-
ше, Гитлер проиграл войну и морально-
полнтически.. Перед всем миром фашист-
ская Германия и ее армия предстали как
оголтелая и бесстыдная банда трабителей,
убийц, двуногих бешеных волков., Уничто-
жение культуры — вот что Гитлер вы-
полняет с настойчивостью маниака.
	«С новой идеей смерти пробуждается
новая культура»,— утверждал один из ду-
ховных отцов гитлеризма — 0. Шпенглер.
Но фашизм. ие выдумал, конечно, никакой
«новой идеи смерти», он  — ‘сам смерть
для . всего, что дорого человечеству! Сож-
женные книгохранилище, разрушенные
	Полнокровной культурной жизнью
живет город Ленина
	нинского комсомола. Коллектив театра  го-
товится сейчас к постановке пъесы Мди-
вани — «Батальон идет на запад», Со-
ловьева — «Фронтз, Первенцева — «Кры-
латое племя». Школьная молодежь ззпол-
	ЛЕНИНГРАД, 3 сентября. (ТАСС). По
ночам лучи прожекторов бороздят темный
купол неба, глухо ухают зенитки. Ша-
тают патрули, с потушенными фарами
проносятся грузовики, еле мерцают крас-
но-зеленые фонарики уличных регулиров-

MHROB.

Но и теперь Ленинград — тород науки,
род искусства — живет полнокровной
культурной жизнью.

Напряженно работают виднейигие уче-
пые страны над проблемами, укрепляю-
щими оборонную мощь родины. Не пре-
кращается и текущая повседневная  рабо-
та. В Ботаническом институте Академии
наук СООР готовят, к отправке в США
образцы семян различных растений. Уче-
ный секретарь Всесоюзного теографическо-
ю общества профессор С. Калесник подпи-
сывает к печати корректуру очередного
номера’ ученых ваписок, посвященного
новым географическим  изысканиям В
Каспийском море и Арктике, климатоло-
ти, этнографии и Т. д.

Начались занятия в вузах. Впервые пе-
реступив порог высших учебных заведе-
ний тысячи юношей и девушек разош-
лись по аудиториям, лабораториям уни-
верситета, многочисленных институтов. В
первый день занятий академик И. Меща-
нинов читал лекцию «Новое в учении о
языке»,  член-корреспондент Академии
наук Н. Пиксанов — лекцию по истории
русской литературы. Уроженцы Якутии,
Хакассии, Карело-Финской ССР — ety:
денты. театрального института — ‚репети-
ровали сцены из шекспировского «Отел-
20», wa горьковских «Мещан».
	ставка» OT-
имени Ле:
	На-днях спектаклем «Очная
рылся зимний сезон в Театре
	Eee ОЛА Ты

няет зал старейшего в стране’ Театра   того как ‘повторил многие ошибки Виль-
юных зрителей. тельма, многократно усугубив их. ^^ Через

В большом зале атитпункта  торкома несколько месяцев после этого выступле-
es) en nt wee eel DOCU EE TT oe 2 ттт OTT Tbe
	ния он дошел до конца на пути повторе-
ния ошибок Вильгельма и начало войну

на Востоке.
	Нападение на СССР ввергло Германию в
борьбу на нескольких фронтах одновре-
менно и вызвало к жизни могущественную
антигитлеровскую коалицию трех величай-
нгих государств мира.
	«Динст аус Дейчланд» 22 февраля 1941
тода заявила, что Гитлер не впадет в
ошибку Людендорфа и не раснылит сил
между несколькими фронтами. Это утвер-
ждение было пустым хвастовством.

Германия в 1914—1918 тг. проиграла
войну потому, что ее правители задались
неосуществимой целью.

Гитлер предпринял авантюру еще более
фантастическую: превратить весь мир в
вотчину кучки фашистских «господ»,

Он оглушает немцев своим «красноречи-
ем» истерического громкоговорителя, вос-
‘певая победы немецкого оружия. Но ‘трез-
вый анализ двухлетних результатов вой-
ны убийственен для затеянной Гитлером
авантюры.

Как и генералы Вильгельма, Гитлер ме-
чется от одной нерешеняой задачи к дру-
той. Не покончив. ни. с Западным, HH CO
Средиземноморским фронтами, он создает
фронт Восточный. И здесь он также вы-
нужден уже метаться с одного направле-
ния на другое. Несколько дней тому из-
	партии COTHH люден слушают доклад ака-
демика Н. Державина — «Фашизм —
плейший враг славянства». Здесь же со-
стоялся творческий вечер театрального
агитвзвода народного ополчения Ленингра-
да. Театр, созданный бойцами ленинград-
ското народного ополчения, отчитывается
перед трудящимися своего города. В Вы-
бортском доме культуры бойцы противо-
химических звеньев групи самозащиты
слушали лекцию 0б индивидуальной и
коллективной защите от боевых отравляю-
щих веществ. Людно в кинотеатрах. Ле-
нинградцы © волнением смотрят в новом
трехзальном театре «Москва» очередные
выпуски кинорепортажа с фронтов отече-
ственной войны. Сотни людей посетили
выставку «Великая отечественная война
советского народа против германского фя-
тизма», открытую Домом Красной Армии.
	Спустилась ночь. О0безлюдели улицы.
Приглушенно звоня; направляются в пар-
ки запоздалые трамван. У сборных пунк-
тов с мешками и рюкзаками за плечами
	строятся в. ряды трудящиеся города, Ha-
правляющиеся на оборонительные работы.
	У под’езда Дома Красной Армии в кры-
тый грузовик садятся люди с небольшими
чемоданниками в руках — это тшефская
концертная бригада артистов ленинград-
ских театров отправляется на фронт.