ИСКУССТВО
	СОВЕТСКОЕ
	ЧЕТВЕРГ, 4 СЕНТЯБРЯ 1941 г., № 35 (770)
	Музыкальный
блоннот
	1. НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД
	Знакомый москвичам просторный кор-
myc на улице Герцена, знакомый  цвет-
ник за чугунной оградой и уютные «оне-
тинские» колонны Большого зала; Обыч-
ную картину нарушают лишь резервуары
с водой, горки песка и пожарные шлан-
ги. Здесь никого не застанут врасплох.
Люди Московской консерватории днем и
ночью охраняют свое здание.
	1 сентября 1941 тода — знаменатель-
ный день для Московской консерватории.
ЕЙ исполнилось 75 лет. Пройден большой
и славный путь, на котором ‘блистают
имена Николая Рубинштейна, П. Чайков-
ского, С. Танеева, С. Рахманинова,
А. Скрябина, имена лучших мастеров со-
ветской музыки: Н. Мясковского и Р. Гли-
эра, А. Гольденвейзера и К. Игумнова,
Д. Ойстраха и Э. Гилельса.
	Юбилейный день совпадает с началом
учебного. года. В коридорах и’ учебных
канцеляриях — оживление. Это лето мно-
гих сделало взрослее, мужественнее, ‘со-
браннее. По-особому крепки рукопожатия,
по-особому приветливы загорелые, энер-
тичные лица.
	С 8 часов утра во всех классах и ауди-
ториях начался нормальный учебный
день. В 4 часа дня наполняется Малый
зал. За столом президиума — представите-
ли старшего поколения профессуры, py-
ководители ‹ общественных организаций
консерватории. Профессор Г. Столяров .от-
крывает митинг, посвященный началу но-
вого учебного года. Просто и волнующе
звучат слова проф. А. Гедике: «Героиче-
‘ская Красная Армия отстаивает ‘нашу
землю, наши прекрасные города, она дает
нам возможность продолжать наш. мир-
ный труд. Возьмемся же за учебу с уд-
военной энергией! А если надо будет,
все, как один, возьмем в руки оружие!..>.
	Принимается краткий рапорт о начале
учебного тода; чей-то звонкий голос про-
возглашает и зал дружно подхватывает
«ура» старейшим работникам консервато-
рии в день ее славного 75-летия. $
		МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	\®. Малый театр приступил. к работе naz

комйдией Шекспира «Двенадцатая ночь», ко-
торую будет ставить Л. Волков. Центральные
роли исполняют Е. Велихов (Герцог), Д. Зер-
калова. и Н. Белевпева. (Виола), Н, Арди и
Р. Ивснина (Оливия), С. Фадеева и_Е. Багор-
ская (Мария), А. Зражевский и М. Жаров
(Сэр; Тоби), Иг, Ильинский и Н. Оветловидов
наи, Владиславский и П. Березов
( ут). .
‚ Принята к постановке пьеса М. Муромпе-
вой «Семья Мерлье» (инсценировка новеллы
Э. Золя «Осада мельницы»). Режиссеры спек-
такля Е. Велихов и М. Царев. улдожник
Б. Кноблок, В спектакле будут заняты:
В. Владисларвский, К. Тарабова, Н. Анненков,
В. Подгорный, В.. Леонтьев и др. --
	В первой декаде сентября в пяти залах
Музея’ изобразительных искусств им. Пуш-
	кина о открывается выставка графики <«Ге-
роическое прошлое русского народа». Более
трехсот экспонатов (гравюра, рисунок, лубок.
	‘плакат) отражают героические войны за не-
вависимость, которые русский народ вел на
‘протяжении веков, начиная с эпохи Киевской
Руси и до гражданской войны включительно.
	ЖЖ Т сентября в Московоком театре Рево-
 люции состоится премьера пъесы М. Гуса и
К. Финна «Ключи Берлина», Постановка пье-
‚сы осуществлена режиссерами М. ШИтраухом,
‚С. Майоровым и В. Ключаревым; XY LOMHHEH
‚— Е. Фрадкина и ©. Вишневецкая глав-
ных ролях заняты: В. Бахарев а
А. Лукьянов и Б. Толмазов (Карташов),
Д. Орлов (Иванов), А. Ханов (Страхов),
‚В. Клютарев (Румянцев), А. Шагин (Носов),
`М, Штраух (Фридрих), М. Мухин (Ведель),
r. Музалевский (ТПлезвит), Г. Кириллов
(ПТульце), И. Агейченков (Гроссман), П. Плот-
ников (Тубялис).

Одновременно ‘театр работает над пьесой
молодбго драматурга А. Тладкова «Давным
давно»; Отавит слектакль 0. Майоров. Глав-
ные роли исполняют: М. Бабанова (Шура
Азарова). Д. Орлов (Кутузов), и: Бахарев
(Азаров), *Е. Самойлов (Ржевский), И. Агейчен-
ков (Иван), С. Мартинсон (Нурин),  A. Ханов
(Пелымов), А. р (Горич), В. Ключарев
(Epiros), М. Мухин (Черемисов).
	В городском театральном училище, теат-
рально-художественном техническом ‘училище
‘и музыкальном училище, им. Ипполитова-Ива-
‘нова 1 сентября начался новый учебный год.
В музыкально-театуальном училище им. Гла-
зунова занятия начнутся 15 сентября.
	ww Премьера пьесы Г. Мдивани «Батальон
идет о на запад» в постановке А. Таирова
состоится в Камерном театре 14. сентября.
	wk Зимний. сезон, в Государственном Еврей-

‚оком. театре открывается 7 сентября спектак-
‘лем «Блужлающие звезды», по Шолом-Алей-
‘хему, В ‘постановке C. Muxoanca.
	Центральный детский театр провел в ав-
густе 35 выступлений для бойцов и команди-
ров Красной ‘Армии и народного - ополчения.
	w® Государственный театр эстрады для де-
тей выехал из Москвы в/ гастрольную поезд-
ку. Он будет выступать в Горьковской, Ки-
ровской, Куйбыневской и Молотовской обла-
стях, В Чувашокой, Мордовской и Марийской
республиках. Аудитория этого театра самая
разнообразная: он играет не только для кол-
хозных и городских ребят, но и для взрос-
лых, выступает на агитпунктах и в госпита-
‚лях. Концертная программа Театра эстрады
для’детей включает спенки «Возьмем винтов-
ки новые» по Маяковскому, «Митькина меч-
та» Н. Хорькова., вокальные, балетные и дру-
		rue

Ose Ppa.
	Портрет
кисти
Тициана
	Руководитель ре-
ставрационных MA-
стерских Музея им,
A. a. Пушкина
Il. I. Корин ва-
	канчивает реставзра-
цию «Портрета кар-
динала Паллавичи-
ни». В свое время
`’портрет находился
в собрании знаме-
	в собрании зпаме-
нитого  фламандско-
го художника

Дейка и считался
произведением —KH-
сти Тициана, Bno-
следствии портрет
вместе с другими
картинами фламанд-
ского мастера пере-
шел к парижскому
собирателю живопи-
си реза. У фран-
цузского коллекцио-
нера собрание всех
его картин было
приобретено Екате-
риной П для петер-
бургского Эрмита-
ma, B Эрмитаже
«Портрет кардинала
Паллавичини» ‘Tak-
же считался  рабо-
той Тициана. Прие-
	Московский театр оперетты. «Ночь в июне». Сцена из ИП акта. Люся — Регина Лазз-..
рева, Кузьма Силыч МЛожечка — заслуженный ‚ артист РОФСР В. С. Володин

Фото Л. Доренского

хавигий незадолго Ё
до первой империа-

листической войны
в Россию известный итальянский искусствовед Вентури отверг авторство Тициана,

приписав портрет однсму из учеников школы Тициана — ФСебастьяно дель Пиомбо.
настоящее время П. Д. Корин расчистил картину от записей петербургских
	петербургских
IX данных —
	реставраторов и пришел к убеждению — на основе целого ряда научных ДаННЫх —
что «Портрет кардинала Паллавичини» написан молодым Тицианом,
	„точь в июне

ветскую землю. Все мелкое, личное, нанос-
	ное в жизни советских людей ушло, усту-
	пив место сильным чувствам и героиче-
	CRAM делам. Кисель работает рука об ру-
ку с Турбаем. Многие хотели куда-то
уехать, но раздумали. Не такое сейчас
время, чтобы бросать работу. У входа в
лабораторию так и остались чьи-то чемо-
даны. Много чемоданов и баулов: Они ни-
кому не нужны. у
	А. Алексеев %- постановщик «Ночи, в
июне», сумел увлечь весь коллектив и
в течение’ одного ‘месяца создал веселый,
жизнерадостный спектакль. Большие ак-
	теры стали играть ‘еще лучше; посредет-
	венные — хорошо. Впереди всех Воло-
дин — Ложечка и Регина Лазарева. —
Люся.

Премьера в Московском театре оперетты
	С давних пор так уже повелось, что
ученые. профессора, люди науки чаще
всего показывались в оперетте рассеян-
ными чудаками, рогоносцами или crap-
цами, одержимыми тысячами странностей
и причуд. Играли эти роли главным 06-
разом комики.
	В музыкальной комедии «Ночь в июне»
(текст А. Алексеева и Л. Юхвид, музыка
А. Рябова и М. Блантера стихи II.
Германа) едва ли не впервые на опере-
точной сцене в качестве героя выведен
советский ученый, открытием которого
заинтересована вся страна.
	Место действия. оперетты «Ночь в ию-
He> — территория научно-исследователь-
ского института. На сцене — профессора,
ассистенты, практиканты. Действие нроис-
ходит летом 1941 года.

С молодым советским ученым Захаром
Ивановичем Турбаем зрители знакомятся
в канун решительной схватки его с не-
бом. ›

Турбай бросает ему вызов.

— Я доберусь до вас, тучи! Вы пере-
станете бродить и ‚странствовать по небу!
Я сам сделаю вас. И заставлю напоить
нашу землю, наши колхозы, наши сады.
	Но Турбаю этого мало. Его пытливый
ум не знает успокоения. Чувство патриота
наталкивает Турбая на мысль о возмож-
ности оборонного использования его от-
крытия,

Смелые опыты Турбая вызывают про-
тест и тревогу у его учителя, старого
профессора Киселя, ‘который в пылу спо-
ра называет талантливого ученого рекла-
мистом и алхимиком. Но Турбай дально-
виднее своего маститого коллеги. Он об-
ладает даром предвидения. Он понимает,
что его искусственное дождевание, его
опыты, имеющие большое значение для
мирного времени, для картошки, о кото-
рой так заботится Кисель, в условиях вой-
ны ‘могут приобрести совсем иное значе-
ние.
	„Либретто оперетты «Ночь в июне» на-
писали А. Алексеев и Л. Юхвид. Первый,
как известно, является автором «Людови-
ка ..надцатого» а второй — «Свадь-
бы в Малиновке». Опытные либреттисты
достаточно удачно разрешили ответствен-
ную тему. впервые поставленную в опе-
ретте. Я уже не говорю о параллельных
комедийных темах, местами разрешенных
очень забавно. “
	Третий акт, вернее, эпилог, концовка
оперетты, происходит в первые дни вели-
кой отечественной войны. В июньскую
ночь фашисты предательски напали. на, со-
	ПО СОВЕТСКОЙ АГИТПОЕЗД
CT PAHE ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

НА В pesepryap Tocynaperpesmoro op- АНСАМБЛЯ
дена Ленина театра оперы и балета им. Опен-   ‘Война застала железнодорожный ат

пназргова. ды мот: лк. о В бы али ба* Maa
	самбль песни и пляски в гастрольной по.
ездке по южным линиям железных дор,
Немедленно по возвращении в Москву
ансамбль включился в общую для всех
работников искусств горячую работу,
Разбившись на бригады, мы дали за 9
недель свыше 150 концертов. Мы разучи:
ли много новых военно-патриотических
и антифашистских песен, поставили He
сколько новых танцев.

Сейчас, по указанию наркома путей со
общения тов. Л. М. Катановича и №
поручению Главного политическом упра-
вления РККА, ансамбль выехал  дая
культурно-политическог и художествек-
ного обслуживания’ железнодорожного
транспорта и частей Красной Армии, Эта
ответственная задача требует от всею
нашего коллектива ‘напряжения всех твор-
ческих сил.

Ансамбль- везет с собой кино-радиоузел
и большое ‚количество‘ документальных
художественных фильмов и короткометра:
жек на оборонные‘ темы. С. нами едут
агитаторы-лекторы, мы везем новую’ ати:
	днарова включены оперы: «Марджан» Зака-
ряна, «Давид ФСасунский» Степаняна, детская
опера «Волк и семеро козлят» Коваля, «Даи-
сн» Палиашвили. и «Отелло» Верди.

Районные театры направили бригады na
уборку колхозного урожая. 170 артистов Te-

атра им. Сундукяна в течение трех дней по-
могали колхозникам.
	СВЕРДНОВОК. Местные композиторы напи-
сали ряд военно-патриотических произведений:
проф. Трамбицкий — песни’ «Разведчики», «Да
здравствует работа», проф. Фролов — «Отчиз-
на». Гибалин — «Ой ли, вы, ребята», «Вели-
кий стратег», частушки «Вопросы и ответы»,
Белоглазов — «Боевая комсомольская» и др.
	ОРДЖОНИКИДЗЕ. В выпуске очередных
номеров «Окон ТАСС» принимают деятельное
участие поэты и художники республики.
Среди. них “Кайтуков, Грин Плиев, Bornes,
Цагарев, Мамсуров, Ардасенов, Кочетов, Лев-
ханян, Лермонтов, Зарницкий, Труфанов и др.
	ГОРЬКИЙ. Еженедельно, по воскресеньям
на Волжском откосе Горьковская филармония
устраивает бесплатные концерты для трудя-
щихся. Концерты собирают аудиторию до пя-
ти тысяч человек. В Театре оперы и балета
		ВОРОНЕЖ, В Областном театре драмы 6
большим успехом идет пьеса К.  Симонова
«Парень: из ‘напюго городд», Театр поставил
пьесу Вс. Иванова «Пархоменко». В роли

И
	Пархоменко — народный артист РСФОР, депу-
тат Верховного Совета РСФСР А. В. Поля-
ков. Готовится спектакль, составленный из
одноактных пьес: «Девушка с характером»,
«ТО, ‘что может быте». <Кхоок warns, САН”

а. Жо икать <

А о EEE IDE! OPES OIE EN

тационно-пронагандистскую и  песенкую

литературу.

И. ДУНАЕВСКИЙ,
	художественный руководитель желез
нодорожного ансамбля песни н пля:
ски
	«10, что может быть»; «Кусок мяса», «Рыбач-
ка с побережья» и «После боя». В антрактах
артисты. воронежских театров выступают ©
антифаптистскими репризами и интермедиями.
Театр музыкальной комелии таботаръ на
	4-атр музыкальной комедии работает над

спектаклем
Местный

«Буффонада» В. Ардова.
драматург Н. Задонский закончил
	БИБЛИОГРАФИЯ

>> ——>-

НУ ORAL: TREE
Aid И ИМПЕРИИ
	Рисунок обложки Л. Бродаты
	пьесу «Интервевты». ›. : С
Готовится выставка «Фаптизм — враг куль-
туры и искусства»,
Областная Ффилармоння направила в районы
области. несколько бригад со специальными
программами.
		Три премьеры
МТЮЗ
	До конца 1941 года Московский! театр
юного зрителя выпустит три новых спек-
	такля ‘и возобновит одну старую поста-
HOBRY.
	ближайшее время будет показана
премьера пьесы С. Михалкова «Бой под
Соколом» (режиссер В. Колесаев, худож-
ник Н. Сосунов. Музыка И. Ковнера).
	«Годы испытаний» — так называется
пьеса писательницы Е. Раймонд, напи-
санная по мотивам широко известных ан-
тифашистских произведений’ немецких
писателей Вилли Бределя и Лиона
Фейхтвангера. Спектакль ставит художест-
венный руководитель МТЮЗ А. Кличко.
	Третьей - постановкой явится  пъеса
Н. Погодина «Кремлевские куранты» в
специальном варианте для детского театра.
	В этом же году будет возобновлен по-
становкой спектакль «Наше оружие» по

новому варианту пьесы А. Крона,
&
	вела в деревне, глубоко прониклась ее
интересами и думами.

Произведения Аниюимовой отличаются
тлубокой задушевностью и ‘мягкой лири-
кой; Трогательный 0браз девушки-колхоз-
ницы рисует она в своей «Песне о сер-
пе». Через лирику подходит она.и_ к су-
ровым образам войны: ,

Небывалый урожай
На колхозном поле,
	А колхозный вольный край
Взволновалея морем,
	Володин, как настоящий художник, 38-
ставляет себя слушать даже в заурядных
ролях. Старик МЛожечка, спецкор из -y¥K-
раинокого колхоза; благородный отец;?:с
именем и отчеством, взятым точно напро-
кат из пьес Островского (Кузьма Си-
	лыч), — далеко не лучшая роль опере-
точной драматургии. Однако Володин,
силою своего таланта, создает  обаятель-
ный образ старого вояки, по первому
зову родины готового встать на защиту
советской земли.

cue
	Остро и метко изображает канцелярскуй
«хищницу>» Регина Лазарева. Это настоя-
щий комедийный образ, а не ‘традицион

ная онереточная маска. у :
СЕ ера
	Трудная задача выпала на, долю арти-
ста Зарубеева. Ему поручили роль учено>
то Турбая. До сих пор Зарубеев высту-
пал главным образом в характерных _ро-
лях. Турбай — ответственное испытание
для артиста, если так можно выразиться,
экзамен на героя. Режиссер Алексеев все
время чувствуется”в Зарубееве. Местам
это помогает артисту, местами, наоборот,
как будто стесняет его. В общем Тур
бай в исполнении Зарубеева не везде убё:
дителен. Читая либретто, несколько иным
рисуешь себе этот образ советского изоб:
ретателя. . ua

Музыка композитора Рябова мелодична
и выразительна. «Ночь в июне» куда
интересней ero ранней  «Коломбины»
и даже более поздних произведений, Вто-
рой автор музыки — М. Блантер напибал
несколько номеров; из них лучшие

краснофлотская песня «Родные моря“ Я
	трио «Не такое время», звучащее как при-
зыв к трудовым подвигам в дни войны.
	ВИКТОР ЭРМАНС ©

Большой зал консерватории переполнен:
и программа, составленная из популяр-
ных произведений Шопена и Листа, и
знакомое имя артиста привлекли сюда
	днем 31 августа широкие круги москви-
чей.
	У Якова Флиера есть подлинная — в
лучшем смысле — эстрадность, есть тон-
кая артистичность, которыми он умеет
сразу же захватить внимание большой ау-
дитории. Зал затихает и по-настоящему
сосредоточивается уже с первой минуты,
когда перед ним разворачивается испол-
ненное благородной силы и страсти. по-
вествование — f-moll’Hax фантазия Шо-
пена. Но лучше всего звучат в первой
части программы шопеновские миниатю-
ры. Исполнение а-шоП’ной мазурки, как
бы преодолевая обстановку большой кон-
цертной эстрады, рождает настроение ин-
тимнейшей лирики. Флиер исполняет ма-
зурки очень хорошо. с трепетным шопе-
новским гара4фо. И точно так же — хорошо
знакомый седьмой вальс. Странная’ вещь
— грусть, вызываемая красотой йскус-
ства, — это минута очарования, созерца-
тельности, ‘но это и бурно’ кипящая
жизнь. И зал действительно ’живет с
удесятеренной интенсивностью, награждая
артиста громкими овациями.
	Первое отделение завершается As-dur -
ным полонезом. Вот подлинно гордость
национального польского искусства! «Слу-
шая некоторые полонезы Шопена, — пи-
сал Лист, — будто видишь твердую .по-
ступь людей, выступающих против всего

самого наглого и несправедливого в судв
бе человека».
	Виртуозность Флиера по природе своей
глубоко романтична. Вот. почему ему
очень близок. Лист, у которого преодо-
ление технических трудностей неотдели-
	мо от эмоционального эффекта, эстрадной
увлекательности.
	Богато по мыслям и блестяще исполнен
был «Мефисто-Вальс», менее удачно! —
«Метель» и с замечательной олухотворен-
ностью — «Тлефезтаита».
		ОТКРЫТИЕ
‹ МОСКОВСКОГО
: ЦИРКА
	6 сентября открывается зимний сезон в
Московском цирке. Представление начнет-
ся большим театрализованным прологом с
участием Н. П. Смирнова-Сокольского, ко-
торый. прочтет свой новый фельетон
«Есть еще порох в пороховнице».

Новый иллюзионный аттракцион под-
готовил Р. Кио. Постановка А. Арнольда,
художник Е. Гольдштейн. В программе
также выступления музыкальных эксцен-
триков бр. Танти, групны молодых наезд-
ников под управлением Александра Серж,
жонглера Лидии Юненко, акробатов-экс-
центриков Лешковых, выпускников шко-
лы циркового искусства Бойцовых (танец
на: проволоке), труппы Рябининых (полет
под куполом цирка). У ковра—Каран д’ Аш.
	АНГЛИЙСКАЯ и АМЕРИКАНСКАЯ
„МУЗЫКА ПО РАДИО
	В программе Всесоюзного радиокомите-
та видное место занимает английская и
американская музыка. В специальных пе-
редачах, посвященных английской народ-
ной песне, исполняются шотландские,
ирландские, валлийские мелодии в клас-
сических обработках Бетховена и Гайдна;
исполнители: певцы Гуго Тиц, Паляев,
Левченко, Шухат. Концерт из произведе-

ний Перселя и Скотта дал пианист Гри-
горий ` Коган.
	Среди. произведений американских ком-
  позиторов; включенных в радиопередачи,
— песни Карпентера, Гершвина, Стрик-
лянда в исполнении Фаины Петровой, об-
работки народных американских песен
Форстера, фортепианное ‘трио Блоха.
	произведений в концертах для Красной
Армин. .

В одной нз районных газет Горьков-
сБой области сотрудничает колхозный
поэт А. Новиков, уже написавший ряд
	  талактливых. произведений на военные
		АГИТПУНКТ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ СТОЛИЦЫ
	фронтовой бригады в составе; заслужен-
ного артиста РСФСР В. Хенкина, apr
	стов Н. Борисенко, М. Гаркави, И. Гедрой-
	ца, Б. Жерехова, Е. Калашниковой, Г. Ки-
пиани, И. Лентовского ©. Максакова,
Л. Руслановой, T. Ткаченко и Б. Филицп-
нова (руководитель бригады). и
	— говорит `Гладкобородова в своем ‘скаае

‘ат. А ЗУ АР уе,  Ам
	«Грудью встанем за родину». И закан-
чивяет: 8
	Уж мы чуем в себе силу великую,
Крепки руки в бой сами просятся =
Со злодеем врагом поразведаться, ve
М минуты теперь для нас дороги,
Пускай сгинут фашистские гадины,
В беспорядке бежат волки лютые. we
И силен чорт, да в воде место ему,
	Такие же мысли — ритмами и образами:
	старинной народной песни. — высказы-.
	вает Суховерхова,.
	Как на наш на советский луг
Люты вороги позарились,
Хотят травушку повыкосить,
Наши цветики повытолтать...
Не польется Двина-река,

О подгоры на круту-гору —
	Не видать лютым ворогам,
	Дорогой золотой вербы.
Ничего им не достанется,
Люты вороги подавятся,
Нв сыру землю повалятся.
	Сегодня, 4 сентября, в 4 часа 30 мин.,
открывается агитпункт работников: ис-
кусств столицы при ЦДРИ.

С докладом «Два месяца великой оте-
чественной войны советского народа» вы-
ступит академик тов; Ем. Ярославский.
Затем состоится творческий показ первой
	чуем силу
великую
	Война, сплотившая весь советский на-
род в одном порыве. нашла уже отклик
в творчестве народных поэтов. Со всех
концов родной земли шлют они свои
сказы и песни.

Дальний север, Заполярье. На берегу
Белого моря слагает свои былины и но-
вины сказительница Марфа Крюкова. «Бе-
лое морюшко мое любимое шлет вам при-
вет!» — так начинает она каждое свое
ПИСЬМО.

О том, как к этому Белому морюшку
в далекий и мирный край пришло из-
вестие о войне, как всколыхнулся народ,
рассказывает она в своем «Северном ска-
заньице».

Сказительница исходит из поэтических
приемов старинной северной былины, но
она творчески их перерабатывает, чтобы
ярче передать героику современности.

Как великая наша Красная Армия
‚ Собралась она, во поход пошла,
Впереди-то её да саколы летят,
Красные соколы — наши советские
. богатыри,
А позади-то их идет вся Армия—Красная
& великая. армия советская.
огучие. плечи шевелятся,
Сердечушка богатырские
, растревожились —
Крепкие руки у них поразмахалися,
Идут бить, топтать врага да супостата,
Будут бить, топтать, как тразу
подкошенную.

К былинному складу близки в своем
творчестве и архантельские сказительни-
цы — A. Суховерхова и А. Глад-
кобородова. Обе они — участницы An-
самбля северной песни и пляски и сами
выступают в ансамблем и пишут для него
сказы, которые затем коллективно кла-
дутся на музыку и исполняются хором.

Последние сказы Суховерховой и  Глад-
кобородовой; посвященные войне, прони-
заны горячей любовью к родине, твердой
верой в мощь народа:

Мы хозяева страны своей любимой
И работники земли напюй родимой.

Нам не дорого’ злато, чисто-серебро.
Для нас надобна’ жизнь, да советская,
	В тот же воскресный день — большой
эстрадный концерт в Зале им. Чайков-
	ского. Аудитория по преимуществу воен-
ная.
	Зал слушает Давида Ойстраха,  Антони-
ну Выспреву, исполняющую чудесные ли:-
рические и комические отрывки из укра-
инских оперетт, испанского певца Фер-
нандо Кордона, своей простотой и темпе-
раментом сразу завоевывающего симпатии
аудитории. Государственный хор под ‘уп-
равлением А. Свешникова исполняет
украинские, русские, хорватские песни и
отрывок из новой оратории Мариана Ко-
валя «Великая свяшенная война».
	Но в центре программы — фрагменты
из «Эгмонта». исполняемые Владимиром
Яхонтовым, певицей Клавлией Шапова-
ловой и симфоническим оркестром CCCP
под управлением Курта’ Зандерлинга.
	При первых аккордах увертюры вспоми-
наешь слова Ромэн Роллана, которыми
начинается его «Бетховен»: «Распахнем
же окна! Вцустим вольный воздух! Пусть
нас овеет дыханием героев!.’ Сегодня —
это вольный воздух всей страны, живу-
щей единой мыслью, единым порывом.
Потому так остро, так современно: звучит
творение Бетховеня— Гете.
	Простые и величественные очертания
увертюры, песни Клерхен, монологи Эт-
монта: слов» мужественной скорби. и гор-
дого гражданского призыва. Вот затрепе-
тала барабанная дробь. Лица слушателей
напряжены, глаза устремлены к Эгмон-
	ту — Яхонтову: его голос заполняет ог-
ромный зал.
	Слушай, слушай!

Как часто призывал меня этот авук,
Как бодро ступали товарищи

На отважный и смелый путь!
	Барабанная дробь не умолкает. Артист-
оратор продолжает ‘свою речь.
	Враг тесным, кольцом окружает тебя,
Блещут мечи!
Друзья. высочайшее мужество an
	мужество за
ваией спиной.
	Отцы и матери!

Жены и дети!

Защишайте же ваше достояние,
Залцишайте вашу честь

И в битвах за любимое сокровище
Умирайте радостно.
	Чему пример вам ныне подаю!
	Звуки «Победной симфонии» завершают
монолог Эгмонта.
	Д. ЖИТОМИРСКИЙ
	Гослитиздате выходит сборник ма-
леньких драматических произведений нз-
вестного немецкого — драматурга-антифа-
шгиста Бертольта Брехта «Страх и отчая:
нье в Ш империи».

Действие всех пьесок ин сценок BO
ходит в фашистской Германии. вред
читателем проходят рабочие, интелли-
тенты, судейские чиновники, прислуга,
дети, фашисты-штурмовики. Раскрывает
ся кошмарный мир разнузданного про-

извола и подлых расправ, шпионажа, ob
мана ‘и всеобщего страха.

5+
	Штурмовики приносят цинковый яших
		Народные поэты часто слагают свои
стихи в песенном складе, и ‘их охотно
используют хоровые самодеятельные круж-
ки..Они служат материалом и для ком-
позиторов-профессионалов. Так, на сти-
хотворение А. Новикова «Трактористка»
	написал музыку композитор Н. Чаплы-
гин., <
	А, Анисимова — не только автор ря-
‘да’ отличных песен и частушек, но и 50-

биратель ‘фольклора, руководитель моло-
дых колхозных поэтов. Анисимова —
	лых колхозных поэтов. Анисимова —
дочь сельского учителя, всю жизнь ‘про-

ave

Ловк с оста : 1
Ловко женская рука нками замученного ими рабочего.

Рожь густую‘ косит, Жена и дети убитого не смеют открыть
По колхозным по полям А ween nee pee
	Ветер песню носит:

«Ты не вейся над страной,
Ворон чернокрылый,

Нашу волю не отнять
Никакою силой:

Черный ворог, не кружись,
Не кружись, не каркай,
Побежденным быть тебе

В этой схватке жаркой!
	Хороши частушки, написанные «уче-
никами» А. Анисимовой. В незатейливых
‹двустрочных молодежных  припевках»
	Бася Сюзьдин прочувствованно выражает
свое отношение к войне:
	Проводил я свово братца

На войну с фашистом драться,
Проводил свово папашу
Защищать свободу нашу.
Если Гитлер не сдается,
Воевать и мне придется...
Пошлем пулю, пулю звонку
Злому Гитлеру вдогонку.
	Задорны и ярки частушки Е. Волковой.
	г: 37

той самой сказочницы, которая сложила
сказ «Кабы были у меня крылья сокола»:
	Гитлер смелости набрался,

К Нам непрошенным пробрался,
От непрошенных гостей —

Не останется костей!
	OR, подуйте, ветры буйны,
Подымися, ураган -—
Чтобы камни полетели
Велед проклятыим врагам.
Мы на наших на фронтах
Разобьем фашистов в прах.
	«оахотят, не захотят, только брызги по-
летят» — заканчивает Е. Волкова.
В произведениях народных поэтов BLI-

ражен основной смысл всей народной

поэзии наших дней: вера в несокру-
	шимую мощь народа, в его непобеди-
мость и конечное торжество нал врагом.
	Ящик, потому что их близких, тех. кото-
рые «еще целы», может постичь та же
участь («Ящик»). Рабочий сторонится то-
варища, освобожденного из концентра-
ционного лагеря, опасаясь, что тот HO
устоял против пыток и стал предателем
(«Выпустили из лагеря»). — Штурмовики
приносят бедной старухе посылку с кар“
тошкой и яблоками «от фюрера», но из-за
одного ее неосторожного слова о дорого“
визне тут же арестуют ее дочь («Зим-
няя помо»). Таковы сюжеты некото
рых из маленьких сценок, ванимающях
одну, две и три ‘печатные странички.

В сборник вошли и более крупные
произведения Брехта — его одноактные
пьесы. Превосходна пьеса о судье, KOTO
рый не знает, как Удовлетворить штур“
мовиков, дельцов и влиятельных лиц.

В пьесе «Шпион» муж и жена боятся
собственного сына-школьника и вспоми-
нают каждое произнесенное при нем сло“
во, которое может оказаться опасным.

Но в Германии, придавленной anne
MOM, живут и мужественные люди, зреют
силы сопротивления.

Приговоренный К смерти завещает
сыну: «Нет в мире выше задачи, чем

освобождение человечества от ярма утне-
тателей» («Плебисцит»).
своих пьесах Брехт дает подлинную
картину растленного фашистского мира;
и вывод, который естественно напраши-
вается после прочтения его маленьких
драматических новелл, может быть толь“
ко один — фашизм должен быть уни»
	чтожен. . и м

А. РУСИН
р АК о
	80-летняя сказочница Е. Волкова ранъ-
ше чалце всего сочиняла частушки ‘и рай-
ки. Но сейчас нашла она глубоко драма-

тические слова для своего последнего.
‹военного сказа»*
	Уж кабы были у меня крылья сокола,
Поднялася бы я выше облака,
Полетела бы я быстрее ветра буйного
Через поля птирокие, через’ реки`

. глубокие,
Леса высокие и луга зеленые, :

Уж прилетела бы я на поля
	Оранные, — на кровавые.
Разыскала бы товарища Буденного.
Я взяла бы y него саблю острую,
Взяла еще пулю меткую. .
Я нашла бы там свово сына милого, ‹-
Вместе с ним пошла на кровавый бой—
Стали 6 бить, громить силу вражию..:
А потом бы пошла я по полюшну, =
Поднимать бы стала своих раненых —
Слезами своими бы омыла их — *
Волосами свойми отерла их,
Стала бы раны им завязывать,
Словом ласковым их обалривать.
	Так отозвались на войну наши слага-
тели былин и сказов.
	Война выдвинула и других. колхозных
	поэтов-общественников.
	Иван Чукварин, народный поэт, сторож
в колхозе Ярославской. области, теперь
руководит художественной и
обслуживающей весь район;
	Уральский народный. поэт Иван Доро-

гин, 58 лет, выступает с чтением своих! Народная сказительница Е. Волкова   : H. JIbBOB

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
—<—ь—Ж—Ж—Ж—Ф—————————ы—ы————_—_ о a,
пассаж, помещение 53). Телефоны: К 1-88-61; К 1-80-85; К 2-43-64. Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО» /

Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8.