стран, соединяйтесь!
	Пролетарии всех
		Год издания ХИП
			CORETCKOR ИСТ
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников: искусств
	одготовка
	OT COBETCKOFO HH®OPMBIOPO
	В ночь на 10 сентября наши войска
		продолжали бои. с противником на
		фронте.
	УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 10 СЕНТЯБРЯ
	№ *
		Цена 30 коп.
		СЕНТЯБРЯ
1341 года
			№ 36 (771)
	BOeCHHAA mm
	ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
	К. А. СЕМЕНЧЕНКО
	Герой Советского Союза
		генерал-майор танковых войск
	НА ЗАШИТУ ЛЕНИНГРАДА,
	Весь ‘культурный мир восхищается ге-
роическим сопротивлением. советского нз-
	рода. наглому вторжению фашистских аг-
	рессоров. Сила этого сопротивления 06-
ясняется не только тем, что мудрые ру-
ководители СССР вооружили- народ мош-
ной’ военной” техникой, ‘HO 4H’ TéM, YTO
в’ Советском “Союзе “BonnonieHa wien
равноправия; дружбы’ разноплеменных Ha-
родов, населяющих огромную  террито-
рию. Эти народы живут и развивают-
ca sp CCCP wa основе подлинного. брат-
ства и равенства всех национальностей,
без различия их расы, языка, историче-
ского прошлого, культурных особенностей.
	Мы, советские граждане, отвыкли у се-
бя думать об этих различиях. Все наше
движение, вся жизнь, все творчество про-
никнуты. одной мыслью, выраженной ве-
личайшим  гуманистом Сталиным. Эта
мысль заключается в том, что самым цен-
ным из всего, что имеется на земле, яв-
ляется человек. .
	Все, что мы делаем, мы. делаем в ин-
тересах и во имя. человека.
	Братское содружество народов и общий
	труд `-— ‘основа нашей `мощи. - Это
содружество родит ..беззаветную . любовь :к
‘родине, воспитывает чувство. человеческого
	редине, воспитывает РН человеческого
достоинства.
	Как противоположны ‘эти гуманистиче-
ские идеи и формы жизни идеям варвар-
ского, озверелого фашизма, который- стре-
мится к господству одной нации над все-
ми . остальными. Как чуждо. наше брат-
ское содружество зверскому, человеконе-
навистническому уничтожению фашистами
людей и их национальной культуры. Как
	чуждо наше сплоченное единство людоед-!
			Охлнако каждый работник искусства,
своим творчеством помогающий тем, кто
защищает нашу страну, в любую минуту
должен быть готов и сам выступить с
оружием. в руках на защиту своей роли-
	ны, своего FOPOXS, -CBOOTO дома, своих
близких!
	..«Правла» в статье «Военное обучение
народа» писала: «В ответ на призыв’ вож-
дя товарища Сталина мобилизовать все
силы на разгром врага страна готовит но-
вые боевые полки. В первых рядах —
‘железные полки, дивизии и корпуса
Брасной Армии. За нихи — миллионы
патриотов советской отчизны, лоброволь-

но влившихся в ряхы народного ополче-
	ния, истребительные отрялы. Они настой-
	чиво изучают BOCHTION Jel, ‹ осваивают
опособы вооруженной борьбы, ‘чтобы быть
готовыми стать в боевые ряды сражаю-
щихся © вратом. Военным делом стремятся
	  овлалеть миллионы людей. работающих в
	Е Е Bpac-
ноафмейцев. nee

Народ Haul стремится. превратить вели-
чайшие людокие резервы страны в боевые
резервы Красной Армии. Каждый, кто. мо-
жет сражаться с оружием в руках, ‘ дол-
жен научиться владеть им». .. У
	Военное обучение организовано пювсе-
местно. Рабочие и колхозники, советские
служащие, люди искусства настойчиво
упражжняются в стрельбе, гранатометании,
изучают материальную часть оружия, про-
ходят строй. Военные занятия вошли ce-
годня прочно в жизнь советских людей.
	Йз всех городов нашей страны прихо-
AQT известия © том, , что работники ис-
кусств» взялись за оружие. Они выдви-
нули лучших из своей срелы. в ряды
Красной Армии ° и народного ополчения.
Теперь за военное обучение взялась вся
многотысячная армия деятелей искусства
— композиторы, драматурги, актеры, жи-
вописцы, скульиюры, артисты эстрады и
цирка. Винтовку взяли рядовые ‘работни-
ки сцены и такие крупные мастера, как
Хмелев, Козловский, Рейзен, Остужев и
многие, многие другие.
	Одущевление, которым проникнуты бой-
цы учебных команд, должно быть под-
креплено умелой и четкой организацией
тела. Военная подготовка — боевая за-
дача всех без исключения. художественных
организаций, всех работников искусств.
Это священный долг ‘каждого советекого
патриота. Вместе со всем советским на-
родом каждый работник ‘искусства идет
зв военные занятия, движимый пламен-
ной любовью в родине и лютой. нена-
вистью к врагу.
	Война требует величайшего напряжения
хех сил страны, героизма и самоотвер-
денного труда от каждого советского чело-
века. С беззаветным мужеством бьются на
полях сражений бойцы Красной Армии. Не-
бывалым трудовым героизмом ответили ста-
хановиы фабрик, полей, железнохорожното
транспорта на наглое вторжение гитлеров-
ских банд. В советских учреждениях, в
научно-исследовательских институтах, в
предприятиях искусств» — всюду кипит
работа, налтравленная к дальнейшему ук-
реплению военной мощи нашей родины.
Вкь многомиллионный народ наш 06’вди-
ния в одном могучем усилии, в одном
непреодолимом  отремлении обеспечить
победу над смертельным вратом.

Благородны задачи, возложенные в эти
дни па советское искусство. Оно нужнее
теперь, чем когда-либо. Оно вдохновляет
на подвиг, беспощадно разоблачает 3ne-
риную сущность фашизма, воспитывает
священную ненависть к врагу.
	Советские люди Фронта и тыла, могу-
ная Красная Армия и трудящиеся горо-
лов и <ел нашей великой страны любят
и ценят искусство. Спектакли и концер-
ты в Москве, Ленинграде, Киеве, в ero-
лице и на периферии проходят при пере-
полненном зале. Выступления артистиче-
оких бригад на фронте горячо встречают-
ся эрителями-бойцами — героями отече-
ственной войны. В дни ожесточенных
сражений красные воины не забывают 06
искусстве, не забывают © песне, с нею
они идут в бой. «Песня — друг и 10-
зарищ бойца» — товорит передовая
«Красной звезды», которую мы печатаем
сегодня.

Ралостно в дни отечественной войны
чувствовать себя нужным родине! И му-
зыканты, художники, люди театра, с ве-
ликой готовностью несут свой трух, свое
искусство, ©в0е творчество, & если надо,
т и жизнь на алтарь отечества. (о всех
участков фронта приходят сведения о му-
жестве, © которым художественные брита-
IH проводят свою нужную и. ответствен-
ную работу. Советские артисты ведут се-
fa, как подобает бойцам: они проявляют
смелость, находчивость, волю к борьбе и
победе,

Каждый спектакль, каждая песня, каж-
дый плакат могут и должны сегодня быть
оружием . военно-патриотической агитации!
Огромное, непосредственно  агитационное.
значение приобрели сейчас художествен-
Hoe радиовещание, концертная работа в
воинских частях, в тоспиталях, на вокза-
лах и сборных пунктах, нь заволах и в
колхозах. Назпе искусство выражает воин-
ский дух народа, оно. возбуждает патрио-
тические чувства, OHO призывает к бою
и к беспощадной мести. врагам.

о

Нродолжают поступать многочисленные
сведения о невероятных зверствах, чини-
мых германской армией в оккупирован-.
ных районах. Все населенные пункты
вокруг Ельни, отбитые Красной. Армией,
совершенно . разорены и опустошены фа-.
нгистами. Есть деревни, в которых фаши-
стские мерзавцы уничтожили все’ кресть-
янские постройки. У населения забрано
буквально. все, вплоть до последнего ки-
лограмма хлеба, одежды и детской обуви.
	В оккупированных селах и деревнях
Смоленской области фашистские изверги
жестоко издёваются над мирными совет-
	‘CRHMH жителями. Около деревни Починок
	была повреждена телефонная линия.  Нем-
цы согнали оставшихся в деревне стари-
ков, женщин и детей в помещение прав-
ления колхоза и заживо Всех сожгли. В
деревне Ляды немцы ‘учинили дикую ра-
справу над тремя пленными красноармей-
цами, отказавшимися ‘отвечать HA вопро-
сы. Во время допроса их зверски пыта-
ли, а затем привязали к деревьям и ста-
	ли избивать. Так же поступили фашисты.
	с двумЯ местными жителями, высказав-
шими сочувствие раненым советским бой-
цам. 1
	В Ельне был расстрелян ученик седь-
	мого класса Шура Мармов за то,’ что у
него в кармане было обнаружено лезвие
	безопасной бритвы для точки карандашей.
	В двух километрах от деревни Большие
Нежоды немцы расстреляли несколько де-
сятков крестьян. Среди расстрелянных —
дети 13 и 14 лет и старик С. В. Худя-
ков, которому немцы предварительно вы-
кололи оба глаза. Учинив расправу в де-
‘ревне, пьяные фашисты открыли стрель-
	оу из винтовок и пистолетов по портрету
	великого русского поэта А. С. Пушкина.
	В селе Ханино группа немецких офице-
ров устроила мьяную вечеринку, на кото-
рую затащили местную учительницу и
поочередно ее изнасиловали. 16-летнюю
колхозницу Ч. изнасиловали пять немец-
ких солдат... Фашисты собрали из Tora-
рево и прилегающих деревень всех деву-
шек и молодых женщин и угнали их в
неизвестном направлении. Ни ‘одна из
них до ‘сих пор домой не вернулась.
		Советские танкисты героически сражают-
	ся против нёмецко-фашистских войск. Толь-
	ко за один день — 7 сентября — в упор-
ных боях с противником наши танковые
части по далеко неполным. подсчетам
уничтожили на всех участках фронта бо-
лее 100 немецких танков и бронемашин,
80 противотанковых пушек и 42 орудия
различных калибров, около 300 пулеметов
и минометов, 560 автомашин, 7 тысяч
солдат германской пехоты, 3 кавалерий-
ских аскадрона, 300 конных повозок, 225
мотоциклов, 415 велосипедов и 16 радио-
станций.

Бойцы, командиры и политработники
танковых войск в боях с противником
проявляют отвагу и смелость. На Северо-
Западном направлении фронта 40. немец-
ких танков пытались атаковать наши ча-
сти, захватить железнодорожную станцию
и прорваться в наш тыл. Когда машины
противника. приблизились на пятьсот мет-
ров к станции, из засады на германскую
колонну стремительно ринулись советские
танкисты. Завязался танковый бой. В те-
чение часа немцы потеряли 19 танков. 0с-
лальные машины повернули обратно. В
этом бою особенно отличился заместитель
политрука т. Флегентов. Несмотря на. то,
что его танк был поврежден, т. Флегентов
метким орудийным огнем подбил два лет-
ких вражеских танка. На следующий день
противник бросил. для захвата станции
новую колонну из 46 танков и батальон
пехоты. Советские танкисты. отбили и эту
атаку с большими для врага потерями. В
двухдневных боях немцы ‹ потерями 40
танков и 743 солдата.
	Героизм проявил в б0ю с врагом танкист
— лейтенант Лобасов. Приблизившись на
своем танке к группе немецких машин,
лентенант открыл сильный’ огонь. В завя-
завшемся бою тов. Лобасов подбил 8 гер-
манских танков. Инициативу и смелость
в бою неоднократно’ показывал командир
танка лейтенант Алексеёнко. Выполняя
приказ командования о прикрытии наших
частей, отходивших на новый рубеж обо-
роны, т. Алексеенко один целые сутки
сражался с фашистами. За это время он
поджег 4 немецких танка и уничтожил
	много солдат и офицеров.
		Рисунок художника М. Родионова
	 НА ЗАЩИТУ КУЛЬТУРЫ
	скому порабощению, которое проповедует
фашизм.
	Сейчас фашизм пытается протянуть свои
грязные лапы к городу Ленина. Фашист-
ские звери думают залить прекрасные
улины Ленинграда кровью его рабочих и
интеллигенции. Советский народ этого не
допустит! Люди Ленинграда по призыву
товарищей Ворошилова, Жданова и Поп-
кова. все, как” один. встали на защиту
своего родного города.
	Фяшистам ‘не видать Ленинграда — го-
рода. где родилась Великая пролетарская
революция, города, связанного с памятью
декабристов, с памятью великого Пушки-
на, Лермонтова, Белинского.
	Мы не позволим фашистам осквернить
этот замечательный город, являющийся
чудесным архитектурным ансамблем, соз-
данным великими русскими зодчими —
Воронихиным, Захаровым, Жилярди, Рос-
си, Растрелли, Кваренги. Подступы к Ле-
нинграду станут могилой фашистов.
	. Гитлериам должен быть уничтожен. Для
этого свободолюбивые народы всего мира
совдиняют свои усилия.
	Каждый человек должен осознать, что
речь идет о том, будут ли его дети граж-
данами своей “страны или рабами самых
подлых, самых тнусных, самых жесто-

ких, самых развращенных насильников.
	Человечество не может примириться ©
положением, которое ему несет Гитлер.
Фашизм должен быть уничтожен. Он
будет уничтожен!
	ЬБ. ИОФАН,
	Большой урон фашистам наносят -ла-
тьпшские партизаны. Они уничтожают
связь, взрывают мосты, поджигают ма-
	‘стерские, которые фашисты организуют на
	территории Латвии для ремонта своего
потрепанного в боях снаряжения. Парти-
ванские отряды ‘в районе Крустпилса и
Даугавпилса заметили, что немцы pery-
лярно пользуются водным транспортом
для доставки военных материалов на
фронт. 2 сентября на один из караванов
на реке Двине совершил нападение пар-
тизанский отряд т. Мициса. Глубокой
ночью ‘партизаны на лодках подплылн Е
буксирному пароходу и двум’ баржам.
Перебив охрану каравана, партизаны ов-
ладели баржами и пароходом. На баржах
оказались Ake THCHYA велосипедов и мно-
го. боеприпасов. Баржи ‘и пароход были
затоплены. . .

Отряд т. Карлсона напал Ha ` отряд
штурмовиков, который реквизировал про-
довольствие и зимнюю одежду у крестьян
на хуторах у Плявиняс. Немецкие штур-
мовики, забаррикадировавшись в доме, от-
крыли стрельбу из автоматов Партизаны
бросили в окна дома бутылки с бензином
и гранату. В доме вспыхнул пожар. Фа-
шистские. грабители. были... уничтожены.
	Успешно действует партизанский отряд
я:елезнодорожных рабочих во главе с
т. Лацис. За пятнадцать дней августа
этот отряд’ организовал несколько круше-
ний поездов с воинскими трузами. Отряд
т. Лациса со дня его организации увёли-
чился. в семь раз, отряд т. Мициса в де-
вять раз, отряд т. Карлсона в двенадцать
раз. За две недели бойцы этих отрядов
уничтожили 390 немецких солдат и 40
офицеров.
	Геройский рейд в тыл противника с0-
ршиня танковый взвод лейтенанта Ми-, {
	игустина Глубокой. ночью советские. тан-
кисты разгромили штаб полка, уничтожи-
	ли 2 радиостанции, раздавили $ пушек и
	6 минометов. Пользуясь замешательством
врага; наши танки успешно выполнили
задание командования и без потерь воз-
вратились в свою часть.
	Тяжелый › танк лейтенанта Слесаренко
охранял мост через реку В. Выбрав удоб-
ноа ‘место, экипаж замаскировал мапгину.
Вскоре на противоположном. берегу ‘реки
показались немецкие танки и около полу-
роты солдат. Подпустив врага на близкое
расстояние, советские танкисты открыли
стрельбу. Шесть немецких танков были
	полдбиты. Остатки немецкой колонны по-
	вернули обратно.
! ++
+. *

Образцы мужества и тероизма показыва-
ют артиллеристы части майора Соболева,
действующей на Северо-Западном ` направ-
лении ‘фронта. За семь дней артиллеристы
части майора Соболева’ уничтожили свы-
ше 3000 немецких солдат. Нанесен серь-
езный урон 2-му и’3-му батальонам 43 не-
мецкого пехотного полка,’ 1-му батальону
271 пехотного полка и 9 роте 506. пехотно-
го полка. Наши бойцы уничтожили за эти
дни-15 орудий, 31 миномет, 56 пулеметов
и 6 автомашин с боеприпасами.
					Певия— друг и товариш бойца
	Красная Армия — в боях. Идет суро-
вая, жестокая борьба. Отечественная война
против германского фашизма требует ог-
ромного напряжения ‚физических и нрав-
ственных сил наших воинов. На полях
сражений ‘днем. и‘ ночью кипят кровавые
схватки с ненавистным врагом. Но твер-
ды -советские люди. `Неиссякаема их бод-
рость, нерушима их вера в правоту наше-
то дела. Уныние неведомо тем, кто всем
сердцем стремится к победе. Смело идет
в битву красный боец, и сильная, боевая
	песня рвется из его’ груди.
	Песня — неразлучный спутник русских
воинов. Наши прадеды — суворовские
чудо-богатыри — сами воспели свои побе-
ды под Кинбурном и при Рымнике. Как
громовое «ура» атакующих рот, звучала
из тысяч уст песня молодцов фанагорий-
цев и приводила в смятение врага. «Не
я пою — душа поет. Кому хорошо ‘поет-
ся, тот крепко дерется», — товорит ста-
ринная пословица. В русской армии из-
павна любили солдатскую песню. С ней
	‘было легче и в походе и в бою. Она рас-
ппорляла усталые плечи, вливала новые
	правляла усталые плечи, влавало норе
силы и вела вперед. У многих полков
были свои песни, прославлявшие победы
части и подвиги ее. героев.

Хорошо’ пели и хорошо дрались сыны
советского народа’ в годы гражданской
войны, Знаменитый чапаевский комиссар
Дмитрий Фурманов вспоминал; что в «ди:
зизии. не знал никто другого полка, как
Иваново-вознесенский, где так бы храни-
ли песни борьбы и так бы их. пели, —
в такой простотой. с беспредельной лю-
бовью, с жарким чувством. Те песни гор-
Достью и восторгом воспламеняли батальо-
ны. Ах, песня, песня, что можешь ты
сделать с сердцем человека!»

Песня западает ‘в сердце бойца, пере-
дает ему лучшие боевые традиции. Стоит
лишь запеть песни гражданской войны,
хак из этих обожженных пламенем бит-
зы слов встает образ тероя прошлых лет
— русского бойца, беззаветно преданного
родине, всегда. готового пожертвовать
инанью-во имя народного счастья.

Песня сопутствовала всем битвам и
походам Красной Армии. Ona была не

последним ее оружием в боях за отчизну
а м эл т
	  получила всеобщее признание наших
минов. Ее любили бойцы, ее ценили
командиры и комиссары. В 1919 году,
	ра РТ оз

еле боя под Усть-Кутом в военно-ре-
юлюционный штаб фронта поступило до-
несение: «при сем препровождаю опера-
imine сводки Главного штаба советских
rofcr Северо-Восточного фронта от 14 и
11 сего ноября, а также песню о бое под
Усть-Кутом и песню героям, погибшим
под Усть-Кутом, сложенные на месте бой-
цим Ребровым»,

В дни нашей отечественной войны про
ив терманского фашизма боевые песни
прасной Армии, должны зазвучать © oco-
Cn силой. Песня — друг и товарищ
бойца. Она поднимает боевой дух войск,
могет легче переносить тяготы. Ффрон-
вой жизни, сплачивает людей. Выпала
‘вободная минута есть ВОЗМОЖНОСТЬ
	отдохнуть — растяни любимую ‚ гармонь,
заводи песню! о

В тылу и на фронте, на привалах и
перерывах между артиллерийской пере-
стрелкой, всюду, тде позволяют ‘условия
фронтовой обстановки, пусть птицей язле-
тает наша боевая песня. Притомились
красноармейцы на марше, далека дорога,
но подал запевала голос, загремела песня,
H, глядишь, веселее стал шаг, приободри-
лись бойцы, и уже не таким тяжелым
кажется путь.

Патриотическая песня должеа пуоник-
вуть в самую гущу красноармейской мас-
сн. Многое тут могут сделать политорга-
ны, комиссары частей, политруки, ротные
партийные и комсомольские организации.
Нужно пропатандировать песни по радио
и в армейской печати, помещать в. газе-
тах тексты и ноты. Окружные аисамбли
песни и пляски должны помочь бейцам
разучивать новые песни.

Пусть в каждом’ взводе будут запева-
лы. Бойцы любят весельчаков, у ‘которых
на языке всегда найдется крепкая шутка,
острая частушка,  звонкая. песня. Дома
Красной Армии, клубы частей обязаны
притти ‘на помощь запевалам — снабдить
их песенниками, специальными. сборни-
ками, нотами. Гармонь — подлинно  на-
родный инструмент. Каждой роте — гар-
мошку. Ее нужно шире использовать при
организации веселого и культурного от-
дыха бойцов. =

К сожалению, не-все еще комиссары и
политруки понимают значение умело ор-
танизованного  красноармейского досуга.
Многие забывают и о мобилизующей силе
хорошей песни и 0 художественной са-
модеятельности. Прямая -обязанность по-
литработника — проводить вместе с бой-
цами их свободные минуты, сделать так,
чтобы они протёкали ярко, весело, зани-
мательно. С

В наших песнях выражены славные
традиции воинов советского, народа, их
уверенность в своих силах. Лихая песня
закаляет волю бойцов; придает им энер-
гию и смелость. Красноармеец Тимофеев
писал во фронтовой газете: «Я не поэт,
но обстановка и все течение жизни в бою,
всв мое настроение . становится . таким,
что сами мысли складываются в рифму.
Охота петь и бить врага, охота петь про
победу, про смельчаков, крушащих нёпри-
ятеля, охота петь о погибших ‘товарищах-
героях». Потребность петь живет в наших

мужественных и отважных бойцах.
«Песня и стих — 9710 бомба и зна-

С А Pa.
	„Уря чт

мя». Как знамя, поднимем мы наши пес-

ни!
Инициативу красноармейских масс, ко-

торые тянутся к песне, тармошке, ‚ пляске,
необходимо всемерно поддержать. В ча-
стях имеется достаточное количество. гар-
мошек. Надо их вытащить из складов  и
сбозов — в роты, батареи и эскадроны,
чтобы заиграла’ на страх врагу бодрая, ве-
селая русская песня,
(Передовая ‚«Красной звезды»,

5 сентября с: ‘Г.
	академик архитектуры, лауреат
Сталинской премии
	вочки, как в старину около пыточных
мест — «На крови» — строили часовни.

Бесславно гибнут на русских, украин-
ских и белорусских полях полчища не-
мецких солдат. Истощается живая сила
врага. Фюреры и подфюреры, не видя
иного выхода, хотят теперь согнать не-
мецких Лоттхен и Минхен на государст-
венные случные пункты и скомандовать:
	— Делайте новых солдат — ати уже
на исходе!

Пусть так. — Ho проклянут дети, за-
	чатые в Позорную для Германии годину,
своих отцов и ‘благословят меч, давший
им право на. свободную жизнь.

..Меч этот будет. разить без устали
врага, доколе не очистится советская
земля и ‚вместе с ней весь мир от ко-
	ричневой тьмы.

%*
	ЛНОЙ МЕСТ
	территории! Вокруг них бушует. пламя
народной войны, каждый куст грозит им
смертью, ночь и тьма не дают им покоя,
сама русская природа ополчается против
чужаков.
	Проверка оружием нанесла сокруши-
тельный удар каннибальской доктрине о
«тосподах» — тевтонах и их «рабах» —
славянах. Ни подкупом, ни пытками, ни
угрозой смерти He удается гестаповцам
сломить дух советских людей. . Предста-
вители самых мирных профессий — сель-
ские учителя, врачи, актеры, колхозники, —
женщины и дети становятся мстителями
за своих близких, за свою сотчизну.
Убийцы уже чувствуют моральное пре-
восходство ‘советских людей, хотя и не
могут своим темным умом измерить все
величие их подвига. Они начинают ло-
тадываться, что в этой войне им проти-
востоит народ невиданной сплоченности,
невиданного морально-политического един-
ства. И вот на слабых и беззащитных,
на мирном населении, временно подпав-
шем под их власть вымешают псы свое
	разочарование. В вине и крови топят
они тревожную мысль 0 возмездии ва
преступления.
	Солдаты Гитлера, как промотавшиеся иг-
роки, уже не смотрят на счет. Неудачни-
ки и ублюдки истории, они в предвиде-
нии расплаты могут предаваться только
бандитскому .разгулу.
	Ho тверда ‹рука. советских. людей, встав-
ших на защиту родины. Не простят они
врагам ни слез матерей, ни дыма пожа-
рищ, ни смертной муки своих братьев.
Со зверьем разговор короткий — его на-
до уничтожить. Смерть за смерть, кровь
за кровь! .

Напрасно алчные. на чужое добро не-
мецкие Лоттхен и Минхен будут ждать
своих мужей. Они He вернутся. Не сбу-
дется скудная мечта ландскнехтов и не
построят они после войны на крови на-
	ших людей бакалейные и табачные ла-
	ПЛАМЯ НАРО
	В бельгийском доме враг’ вершит суд
и расправу. Коричневые псы рыщут по
стране, расхищают ее добро, рвут на ча-
сти её сынов.

И бельгиец, видя это, твердит:
— Пепел Клааса стучит в мое сердце!
	Под откос летят воинские поезда, пуля
мстителя из народа снимает немецкого
часового, и повсюду люди повторяют:

— Пепел стучит в мое сердце.

Ибо повсюду есть свои Клаасы — re-
pol, жертвы и мученики.

далекое прошлое уводит легенда о
Клаасе. Не впервые приходится народам
Бельгии и Голландии отстаивать свою не-
зависимость в борьбе против крупного,
вооруженного до зубов хищника. Герма-
но-испанский император Карл У и его
сын Филипп П около четырех веков назад
хотели пытками и кострами смирить пред-
ков нынешних бельгийцев. Сотни тысяч Кла-
асов, сильных своей верой в право и
справедливость, отдали тогда жизнь 32а
родину. Кровь их пролилась не даром.
По всей стране поднялись воители наро-
да «гёзых ин смели с лица земли габс-
ЗЕ нечисть. .

той справедливой, освободительной
войной бельгийцы закрепили за собой
место в семье свободолюбивых народов.
	Традиции «гёзов» — мстителей за по-
	руганную честь родины, сейчас живы,
кяк никогда. Новой славой овеяно сей-
	час и имя Шарля де Востера — нацио-
	нального ‚бельгийского поэта, создавшего
образы мученика Клааса и сына его —
народного героя Тиля Уленшиигеля.

Костер ‘знал, что его отчизну, так до-
рого некогда заплатившую за. свою сво-
боду и независимость, ждут новые . исто-
рические испытания. Своих современни-
ков и потомков. вопрошал он:

«Нет ли и среди ваших ночей таких,
когда рекой лилась кровь под ударами
убийства, подкравшегося на войлочных
подошвах... И не знает ли ваша Всеоб-
	щая история бледных‘ рассветов, тусклым
лучом озарявших мостовые, заваленные
трупами мужчин, женщин, детей... Убеж-
дены ли вы, что в этом мире уже нет
Карлов У и Филиппов И?»

То, что предвидел поэт, — свершилось.

‚Да, подлинно, — убийство подкралось
на войлочных подошвах к беззащитным;
оно обрушило на. мирные города тонны
металла, и человечество  содрогнулось,
увидев груды трупов на мостовых.

тех пор уже более двух лет. косит
смерть. Фашистский сапог придавил
Бельгию и Голландию, коричневые псы
терзают Францию и Норвегию, вгрызают-
ся в горло славянских наролов — чехов,
поляков, сербов. хорватов; гнусной, оди-
чавшей стаей бродят они по Греции, и,
слыша их толодный вой, матери крепче
прижимают детей к груди.

Чудовищна война, навязанная народам
Европы убийцами, засевшими в Берлине.
Рядом .с безымянными могилами солдат
1914-1918 гг. возникают свежие могилы,
тайна которых еще страшнее. В них по-
коятся женщины, дети и старики, ист-
ребленные с холодным, методическим
расчетом, в них свалены тела, ставшие
неузнаваемыми еще до того, как их тро-
нул тлен.

Но все содеянное меркнет сейчас пе-
ред новыми преступлениями фашистов.
Каждый день множит вести о невидан-
ных зверствах коричневых псов. Подняв-
шая грозную палицу народного гнева,
единая в своей ненависти к врагам, со-
ветская земля встретилась неё с людьми,
а с бандой озверелых, беснующихся
убийц — насилующих, пытающих, преда-
ющихся невиданной вакханалии убийств
и мародерства. Е

Грабители надеялись на легкую поживу,
— они встретили ожесточенное, стойкое
и отважное сопротивление. Насильники
тешили себя мифом о своей непобедимо-
сти, — им приходится дорого платить за
каждый клочок ‘временно захваченной
		ют м & £88 BRAKE FR
		>
	*

Шарль де Костер так описал прощание
осиротевшей семьи с прахом погибшего
на костре честного труженика Клааса:

Ночью ето вдова и его сын пришли к
месту казни и взяли горсточку пепла
там, где у Клааса раньше было сердце.
Влова. сшила из черного и красного
шелка мешочек и всыпала в него пепел.

Передавая ладонку сыну, она сказала:

— Пусть этот пепел, который был
сердцем моего мужа, в красном, подоб-
ном его крови, и в черном, подобном
нашей скорби, будет вечно на твоей
труди, как пламя мести его палачам.

— Да будет так, — ответил сын, —
пелел Клааса стучит в моё сердце!
	Эти слова повторяют сейчас миллионы
людей оккупированных фашистами
стран, с надеждой обращая взоры свои
к народам Соволевого Союза, ведущим
самую благородную из всех войн — Ве:
ликую отечественную и освободительную
войну. Все ярче разгорается пламя народ-
	ной мести.

А. БАССЕХЕС