Советсная музына в СЬЧА  Искусство ловкости и силы

Московском цирке
	Открытие сезона в
	Южной Америке, 5-я. симфония Шостако-
вича занимала в его ‘программах  цент-
ральное место. По возвращении на роди-
ну оркестр совершил триумфальную по-
ездку по городам США. В Москве полу-
чены программы этих концертов: первое
отделение — Бах, второе отделение —
5-я симфония Шостаковича.
	«5-я симфония, — говорит Стоковский,
— отличается огромным диапазоном
чувств. С одной стороны, там присутст-
вуют ирония и юмор, буйный, слегка на-
смешливый, но всегда добродушный и
улыбающийся. С другой стороны, Шоста-
кович достигает в своей симфонии вер-
шин красоты. Эта музыка всегда тепла,
	зеловечна и наполнена горячим чув-
СТРОМ...»
	Начиная с ноября 1940 г. Стоковский
исполняет и 6-ю симфонию Шостаковича.
Это сочинение также быстро завоевало
симпатии широкой американской радио-
аудитории и многочисленных посетителей
концертов Стоковского в    Филадельфии,
Нью-Йорке, Вашингтоне, Балтиморе.
	Перелистывая страницы американских
музыкальных журналов за истекший ce-
	зон; на каждом шагу встречаешь имя Шо-
стаковичя.
	6-я симфония, как и 6-я, получила
прекрасную оценку американской печа-
ти. Приведем выдержку из рецензни из-
вестного американского критика’ Глен
Гунн в raazere «Timeg Herald» (Вашинг
тон, 11 декабря 1940 г.):
	«Если жизнь в Советском Союзе вдох-
новляет на высказывания такой значи-
мости, то там совсем не плохо. живется:
И если народ умеет ценить красоту, бла-
городство и радость, выраженные Шоста-
ковичем в своей симфонии, и воздает
ему (за нее исключительные почести, то
для музыки и для музыкантов, по мень-
шей мере, русский образ жизни имеет
некоторые преимущества перед нашим».
	В мае 1941 г. в Нью-Йорке впервые
прозвучал квинтет Шостаковича. Произ-

ведение было восторженно принято пуб-
ликой. Первое “исполнение квинтета в
Карнеги-Холл в присутствии трехтысяч-
ной аудитории превратилось в подлин-
ную демонстрацию симпатий к советскому
композитору. «Шостакович имел трнум-
фальный успех», —писал известный музы-
	кальный критик TayOMan на страницах
«New Jork Times>.
	Нужно знать обычную сдержанность
американской прессы в освещении явле-
пий современного музыкального творчест-
ва, для того, чтобы в полной мере оце-
нить эти высказывания.
	Симпатии американской аудитории к
творчеству Шостаковича и к советской
музыке в целом — знаменательны. Они
являются еще одним доказательством
дружеской связи, существующей между
народами двух великих стран, об’единяю-
щих ныне усилия в борьбе за культуру
и прогресс против фашистского ивувер-
	ства и мракобесия,

Г. ШНЕЕРСОН
	овладевают
На перед-
	Большого театра Союза ССР
оперы изучают штыковой бой.
С. Хромченко и др.
	°С каждым днем крепнут дружеские свя-
зи. меж, деятелями искусств Po
CIITA, AY у COC

Начавшийся московский музыкальный
сезон сулит целый ряд интереснейших
концертов и раднопередач, знакомящих нас
с творчеством выдающихся американских
композиторов прошлого — Мак Доуэлла,
Грифиса, Лофлера, с передовой труппой
современных американских композиторов
— Рой Гаррисом, Аароном Копландом,
Джорджем Гершвиным, Дугласом Мур, а
также с богатейшим музыкальным фольк-
лором США.

Судя по сведениям, поступающим из
США, советская музыка будет там также
широко представлена в предстоящем се-
зоне; американцы услышат произведения
Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Мяс-
ковского, А. Хачатуряна, Р. Глиэра, В. Му:
радели, Д. Кабалевского, Т, Хренникова
и др.

Широкая американская аудитория лю-
бит и ценит музыку советских комнози-
торов. О серьезном интересе американцев
к советской музыкальной культуре гово-
рит хотя бы факт четырнадцатикратного
исполнения в Чикаго в течение послед-
них лет монументальной симфонии
Р. Глиэра «Илья Муромец». 16 раз испол-
нялась его симфоническая поэма «Сире-
НЫ», 10 раз — 6-я симфония Н. Мясков-
ского, 5. раз его же 7-я симфония и т. д.
Большой успех выпал Ha долю сочине-
ний молодых композиторов В. Мурадели
и Т. Хренникова, симфонии которых в
одном сезоне были несколько раз ис-
полнены в Балтиморе, Чикаго, Филадель-
фии и т д Очень популярно в
CILLA творчество С. Прокофьева. Его сим-
фонии, сюиты, фортенианные и скрипич-
ные концерты, симфоническая сказка
«Петя и волк» исполняются во всех
крупных городах СТА.
	Но наибольшей любовью и популярно-
	стью пользуется в Америке Дмитрий Шо-
стакович.
	Двенадцать лет тому назад в. Фила-
дельфии Леопольд Стоковский исполнил
симфонию никому неизвестного компози-
тора. (Симфония имела огромный успех у
публики. Из сухой справки, напеча-
танной в программе, посетители концерта
могли узнать, что автором симфонии яв-
ляется молодой ° советский композитор
Дмитрий Шостакович, что симфония —
его первое значительное произведение.
	С тех пор 1-я. симфония Шостаковича
обошла все концертные эстрады мира и
не сходит с репертуара таких дирижеров,
как Артуро Тосканини, Бруно Вальтер,
Отто Клемперер, Дмитрий Митропулос, не
говоря уже о самом Стоковском.
	Стоковский — страстный поклонник та-
ланта Шостаковича, неутомимый пропа-
гандист его творчества. Он первый ис-
полнил в Америке 5-ю и 6-ю симфонии
Шостаковича, переложил для оркестра
ряд его фортепианных прелюдий.
	Когда летом 1940 г. Леопольд СОтоков-
ский во главе Всеамериканского молодеж-
ного оркестра отправился в поездку по
	Труппа молодых наездников под управле
нием Александра Серж также производит
хорошее впечатление. Смелые, сильные и
ловкие наездники виртуозно выполняют
трудные упражнения на скачущих лоша-
дях. Дрессированные собачки Тамары
Маншилиной вызывают общее одобрение
врительного зала, особенно собачка, пры-
тающая с парашютом из-под купола, цир-
ка.

Воздушный полет группы Рябининых
был бы вполне первоклассным номером,
если бы тимнасты не забывали подчас об
основных принципах классического поле-
та. Они хорошо прыгают, перелетают, пе-
рехватывают и крутят сальто, но длинная
трапеция часто останавливается, задержи-
ваемая у мостика, чем нарушается рит-
мическое впечатление плавного, легкого по-
лета. Между тем в классическом полете
трапеция от первого броска и до послед-
него прыжка в сетку не должна останав-
ливаться ни на секунду, раскачиваясь в
определенном ритме, благодаря чему зри-
тель забывает о ней и все свое внимание
обращает исключительно на работу гим-
настов. Каждая же остановка трапеции
напоминает о ней, нарушает впечатление
легкости, тяжелит номер. .

Любовно и радостно встречает зритель
своего знакомого эксцентрика Каран д’Аш,
который попрежнему находит в каждом
своем выходе новые приемы и способы
подтрунить и подшутить над своими кол-
легами. Его мягкий и дружественный
‘Юмор, наивное, но отнюдь не тлупое по-
‘ведение, его обаятельная простота укралиа-
ют программу цирка и создают чудесное
‘настроение у зрителя.

Второе отделение программы занимает
иллюзионист Р. Кио. Пышное и постано-
вочное зрелище, с эффектными от-
дельными номерами, все же оставляет
некоторое чувство  неудовлетворенности.
Мне кажется, что в выступлении Кио
не все продумано. Большинство номе-
ров с исчезновением и появлением
его помощников, в сущности говоря, про-
исходит по одному и тому же принципу,
при помощи одного и того же приема, ме-
ханизмов, с той лишь разницей, что бал-
дахины, замки и ящики, в которых исче-
зают и появляются люди, по-разному офор-
млены. У Кио в прошлом были лучшие
программы, значительно более разнообраз-
ные по аттракционам. Постановщик этого
номера А. Арнольд не сумел создать пра-
вильного чередования аттракционов, что
затягивает темп выступления и снижает
восприятие отдельных сценок.

Хорошо подобранная труппа ассистен-
тов и помощников Кио, однако, неточно
выполняет свою работу, роняя предметы,
бросаемые артистом. На арене это недо-
пустимо, нужны репетиции и больше вни-
мания руководителя номера к работе сво-
их ассистентов.

Общее впечатление от первой программы
— очень хорошее.

Зритель дружно аплодирует артистам
Московского цирка, выражая им свою
благодарность, симпатии и  признатель-
	Г. АЛЕКСАНДРОВ,
	заслуженный деятель искусств
	В цирках страны
	6 сентября большим представлением,
имевшим заслуженный успех у зрителей,
открылся зимний сезон в Киевском госу-
дарственном цирке. Так же успешно ра-
ботают цирки в Новосибирске, Чите, Ха-
баровске, Владивостоке и других городах
Советского Союза.

Широко развернулась подготовка к от-
крытию зимнего сезона в цирках За-
кавказья и Средней Азии. 13 сентября
откроется цирк в Баку; в программе
крафт-акробаты Нелипович, сатирики
Бим-Бом (артисты Радунский и Кам-
ский). Здесь состоятся также гастроли
дрессировщика Гладильщикова,  подгото-
вившего новый номер со львами, белы-
ми медведями и удавом. Аттракционом
«Гонки на мотоциклах» (артисты Маяц-
кие) откроется 17 сентября Ереванский
цирк. Молодежную программу ° покажет
цирк в Тбилиси, открывающийся 28 сен-
тября.
 Гастролями народного артиста РСФСР
	В? Дурова в ‘начале октября откроет-
ся Воронежский цирк B Туле с5
октября начнутся выступления китай-
	ской труппы Ван-Ю-Ли и группы прыгу-
нов Кадыр-Гулям. В Казани состоятся
гастроли артистов Буслаевых, (гонки co

львами на мотоциклах) в Уфе — нар.
apt. PCbCP Б. Эдера с новым аттрак-
ционом — белые медведи. В Омске на-

чались гастроли заслуженного артиста
РСФСР Ю. Дурова.
		Героическое прошлое
русского народа.
	Вчера в Москве в Музее изобразитель-
ных искусств им. Пушкина открылась вы-
ставка, посвященная героическому прош-
лому русского народа.

Великие подвиги славян Киевской Руси
открывают галлерею народных русских
тероев. Здесь мы видим и поход Олега по
Днепру (травюра Бруни), и бессмертных
«Богатырей» Васнецова, и «Ледовое побои-
ще» Горбунова. ;

Интересен раздел, посвященный эпохе
Петра Т. Здесь в травюрах показана ре-
конструкция русской армни, первое фор-
мирование флота, артиллерии и пехоты.
Одна из знаменитых побед Петра «Пол-
тавская баталия» прекрасно представлена
гравюрой Симоно.

Большой исторический интерес вызыва-
ют гравюры, показывающие семилетнюю
войну с Пруссией в 1756—1763 тг. Особен-
но интересны «Битва при Пальциге»
(1759 г.) и «Взятие русскими войсками
Берлина в 1760 г.».

Специальный раздел выставки посвя-
щен легендарным походам Суворова, те-
роическим победам русских воинов —
«Штурм Очакова», «Взятие Измаила»,
«Переход через Альпы» и т. д.

Особый интерес вызывает раздел вы-
ставки — «Отечественная война 1812 г,>.
Многочисленные гравюры воспроизводят
тероические битвы русского народа, отра-
зившего нашествие полчищ Наполеона.

Рядом — портреты тероев отечественной
войны 1812 г. — Кутузова, Багратиона,
Барклай-де-Толли, партизан — Давыдова,

крестьянина Герасима Курина, Василисы
Кожиной.

В народных лубках и рисунках отобра-
жена на выставке империалистическая
война 1914 г. Волнующие образы  безза-
ветных героев нашей родины — «Первый
таран летчика Нестерова», «Брусиловский
прорыв» и др.

‚ Героические битвы нашей славной Крао-
ной Армии показаны в`эскизах к пано
мам «Штурм Перекопа» и «Оборона is.
рицына».
	Искусство ловкости, выдержки и силы,
KVCCTBO ВИРТУОЗНОГО  ИСПОЛЬЗОВАания И
	искусство виртуозного . использования и
владения человеческими мускулами — это
и есть. цирк.

а
	Советские зрители всегда любили цирко-
	вую арену. Наши цирки всегда были пе-
реполнены зрителями; наши цирковые
артисты всегда отличались › вамечатель-
ным мастерством. И сейчас зритель с
увлечением смотрит и воспринимает все
то, что происхолит на цирковой арене.
	Выступление Лидии Юненко
	Открытие Государственного цирка в Мо-
	скве прошло с исключитрльным успехом.
Цирк не мог вместить всех желавших при-
сутствовать на представлении.
	В героические, суровые дни возникает
вое. небывалое чувство коллективной
	новое, неоывалое чувство коллевтивнон
дружбы и товарищества, рождается какая-
то 0с0бая гордость за людей, патриотов
	го 0с00ая тордость за людеий, патриотов
своей страны, своего города.
Так же было и в день открытия цирка.
	В затемненной, по военному суровой Мо-
скве в цирке собрались тысячи людей. Под
куполом горят яркие лампы, сверкают про-
жектора, как будто. нет затемнения, как буд-
	то ничего не изменила война в самом
цирке.

Но это не так. Когда Н. П. Смирнов-
Сокольский, открывая программу, читает
свой талантливый фельетон о москвичах,
о чувстве дружбы и товарищества, когда
он повторяет слова Тараса Бульбы из
	  бессмертного произведения Гоголя:
	«Нет уз святее товарищества. Бывали
	и в других землях товарищи, но таких,
	как в русской земле, — не было таких

товарищей...»

— сверкают глаза зрителей, люди перегля-

дываются между собой, и волны тромовых

аплодисментов возникают кругом.
Принимая тлубоко к сердцу и по-насто-

ящему волнуясь патриотическими сноме-
	рами программы, зрители вместе с тем
	удовольствием смеются над комическими
моментами. Советский зритель любит пос-
меяться, и когда на арене происходит что-
либо смешное, благодарный зритель раз-
ражается искренним, бодрым смехом. Так
могут смеяться только люди, уверенные в
будущем, уверенные в победе.

Руководство цирка правильно сделало,
пригласив замечательного мастера сатири-
ческого фельетона Н. П. Смирнова-Соколь-
ского для выступлений с арены. И надо
отдать должное самому Смирнову-Соколь-
скому: он нашел для своего выступления
правильные; ‘волнующие слова. Он оу-
мел поднять свой сатирический фельетон
до высот большой героической и патрио-
тической темы. В ето выступлении
звучит голос патриота. И этот голос нахо-
дит отклик в сердцах зрителей.

В программе открытия представлены са-
мые различные жанры циркового искусст-
ва. Среди артистов преобладает моло-
дежь. Обаятельная и талантливая Лидия
Юненко, ловкий жонглер, работает в хоро-
шем темпе, с правильным чувством ритма.
	ли свет, — откликалея неугомонный Ро-
мео. — Вот с книгой расставаться школь-
ник рад, а с милой расставаться — чер-
ный ад.

— (Сто раз вам товорить, чтобы вы ухо-
дили в убежище, — вмешался я, испор-
тив всю сцену. Кажется, они засмеялись
в. темноте. Потом Джульетта наша спу-
стилась в укрытие, а мы с юным Ромео
остались дежурить под черным небом, на
котором за опоздавшей луной загорелась
осветительная ракета.
	Московские афиши
	Синие шторы закрывают окна домов.
Витрины упрятаны за целые бастионы
мешков о песком. А театральные афиши
зовут на концерт. Флиер. Лист. Шо-
пен. В воскресенье будет футбольный
матч. Новая  кинохроника. — Премьера
оперетты. Стоят, смеются люди у ог-
ромных и цветастых «Окон ТАСС»,
тде  карикатуристы и поэты  веы-
пают по первое число Геббельсу. А на
Арбате, замедляя шаг, переходя на дру-
тую сторону, чтоб лучше было видно,
толпятся влюбленные в свой город моск-
вичи и восхищенно взирают, как кирпич
за кирпичом встает, высится, растет све-
жая кирпичная стена в разрушенном фа-
шистской бомбой углу Театра им. Вахтан-
това. Какие благодарные зрители у ка-
менщиков и строительных рабсчих, вос-
<станавливающих здание этого театра! Те-
атралы приходят сюда ежедневно, чтобы
посмотреть, насколько за день поднялась
стена. :

На-днях в одном из театров Москвы
шел спектакль. Зал был переполнен. Хо-
роший дружный смех зала отвечал весе-
лым репликам комедии. Действие пьесы
развертывалось в Москве. Пьеса была
написана до войны, веселая музыкальная
пьёса о московской весне. И ‘вот, когда
после антракта поднялся занавес и врни-
тели увидели на сцене пролеты Каменно-
ro моста, силуэты Кремля си звезды в
синеве, в зале трохнула овация. Аплоди-
сменты становились все более мощными
и дружными. Овация росла. Все в зале
встали с мест... Артисты на сцене мол-
чали, потрясенные. Потом’ и они заалло-
дировали. Это была овация Москве, ова-
ция тордому, мужественному и любимому
городу. Слезы блестели на глазах у лю-
дей, а они все аплодировали и аплоди-
ровали своей Москве.
			о, орал te tt работников искусств Москвы в помещении ПДРИ, Сле-
в направо: академик Ем, Ярославский, пианисты Я. Флиер и Д. Осипов, пулемет.
чик-ержаит Jl. Ивченко и скрипач ВБ. Гольдштейн
		Фото Л. Доренского
	ства Политковский, заслуженные артисты
республики Норцов, Сливинский и др.
Программа обучения в подразделении
Большого театра довольно широкая —
кроме строя и винтовки она включает
гранатометание и пулеметную стрельбу.
		Все находящиеся в Москве советские
композиторы вступили в подразделения
военной подготовки, организованные сою-
зом советских композиторов. Комнозито-
ры Хачатурян, Хренников, Белый, Мура-
дели, Шебалин, Иванов-Радкевич, Чем-
берджи, Листов, Мосолов, Сабо, Кабалев-
ский и другие не пропускают ни одного
строевого занятия. 4 сентября. первое под-
разделение композиторов‘ начало упраж-
няться в практической стрельбе из вин-
товки, 9 сентября к стрельбе приступило
второе подразделение.

+*
*

С большим опозданием организует воен-
ное обучение художников МОССХ. Три
недели назад небольшая группа худож.
ников, живущих на В. Масловке, начала
занятия по стрельбе и военному строю.
Но программа занятий оказалась перегру-
женной, и проходившие обучение не в
силах были выполнить ее целиком. Через
некоторое время ‘занятия ‘ прекратились.
Только сейчас с большим опозданием
MOCCX приступил. к планомерной воен-
ной подготовке московских художников и
скульпторов. Строевые занятия’ начнутся
в МОССХ в ближайшие дни.

, Мы

Всесоюзное ‘тастрольно-концертное об’-
единение столкнулось с особыми трудно-
стями при организации боевого обучения
своих кадров. Актеры эстрады об’едине-
‚ны в небольшие бригады, которые весь
‘день и часть вечера заняты на выездных
‘концертах в частях Красной Армии. Из
них невозможно поэтому   составить  по-
стоянные и устойчивые боевые подразде-
ления.

Решение проблемы подсказывается са-
мой жизнью. Джаз-коллектив под руко-
водством Ренского выехал в части дей-
ствующего Военно-Морского Флота. На все
время командировки к бригаде прикреп-
лен. военный, специалист, который. ‘будет
ее обучать военному строю и искусству
стрельбы иа винтовки. Примеру. этого кол-
лектива должны последовать и осталь-
ные концертные группы.
	ов искусств. Москвы
	Задолго до начала; доклада залы агит-
пункта были заполнены.
	Работники искусств окружают команди-
ров Н-ской  подшефной части, которые по-
казывают им образцы новейшего стрелко-
вого вооружения Красной Армии. Особен-
ное оживление в труппе, осматривающей
автоматическую винтовку. г
	Доклад тов. Емельяна Ярославского ау-
дитория выслушала с напряженным вни-
манием. Затем выступает горячо встречен-
ный собравшимися генерал-майор ‹танко-
вых войск, Герой Советского Союза тов.
Кошуба. Выступивший затем подполков-
ник т. Попов рассказал несколько боевых
эпизодов.
	В заключение состоялся показ работы
первой фронтовой эстрадной бригады.
	Па военных занятиях
	Farin день за час до репетиции
‘Войны и мира» весь актерский коллек-
г: Малого театра — в строю. Восемьде-
‹! актеров проходят военное обучение,
путают винтовку, гранатометание. Ko-
мядир первой роты Царев — отличник
(ей подготовки. Политрук первой ро-
iH — художественный руководитель те-
‚тр, народный артист РОФОР Судаков.
	}зучают винтовку народный артист
РФОР Светловидов, заслуженные арти-
cm Анненков, Владиславский, Волков,
Мхинский. Политрук второй роты —
мер Кисин, партизан и комиссар в го-
qu гражданской войны. Командир второй
рты — Бочаров, бывший боец Красной
Армии,
	Велик интерес артистов Малого театра
х военному делу: народный артист СССР
(тужев ии за что не хотел согласиться
с тм, что ему в эти ответственные для
судёб родины дни не давали в руки бое-
вю оружия и сейчас, несмотря на свой
возраст, активно участвует в военных за-
натиях. Зацисались на военное обучение
также заслуженные артисты Зубов, Ков-
ров, Подгорный.
				(сыше шестидесяти актеров вошли в
боевое подразделение МХАТ СССР им.
Горького. Среди бойцов — народные ар-
mer CCCP Добронравов, Хмелев, народ:
ные артисты РОФСР Прудкин, Топорков
и др. Командиры первого, второго и
третьего взводов — актеры Чистяков, Ce-
врный, заслуженный артист Новиков.
Коллектив мхатовцев принял шефство
тд Н-ским истребительным _ батальоном,
9 сентября подшефные. МХАТ курсы
устроили в фойе театра однодневную вы-
сазку всех видов пехотного вооружения
я шанцевого инструмента,

На-днях подразделение МХАТ заканчи-
вет изучение винтовки и перейдет к
практическим занятиям на стрельбище.
Одновременно часть артистов-бойцов при-
супит к изучению станкового пулемета.
		Свыше 450 работников сцены проходят
военное обучение в Государственном ака-
демическом Большом театре. Регулярно
посещают строевые занятия народные ар-
тисты СССР о Козловский и Рейзен, нар.
арт. РОФСР Ханаев, засл. деятель искус-
	Агитпункт работник
	4 сентября открылся агитпункт  работ-

ников искусств Москвы, созданный на ба-
зе Центрального дома работников ис-
кусств СССР. Вся ‘работа  агитпункта
будет подчинена задачам военного вре-
мени. Здесь будет проводиться’ военное
обучение B кружках ПВХО, стрелковом,
пулеметном, военно-санитарном и гранато-
метном.

Здание ЦДРИ, в котором разместился
зитпункт, украшено лозунгами, плаката-
MH, оригиналами «Окон ТАСС», фотогра-
фиями с Фронта, картинами советских
художников на темы великой отечествен-
HOR ВОЙНЫ.

Атитпункт работников искусств Москвы
открылся докладом тов. Емельяна Ярос-
лавского «Два месяца великой отечествен-
ой войны советского народа».
	=
	Артисты Государственного академического
военными энаниями. На снимке: солисты
нем плане нар. арт. ОССР И. Козловский,
	Фото Л. Доренского
	Было очень темно. во дворе. Я не ви-
дел говоривших, но, прислушавшись, по-
нял, что у нас сегодня дежурит Ромео, к
которому пришла его Джульетта. Вероят-
но, они просто репетировали для зачета
в училище одну из сцен.
	Джульетта говорила в темноте:
	— Прости, не думай, что ветренна
уступчивость моя, которую ночь темная
открыла.
	— Блатословенной я луной клянусь, —
отвечал Ромео, — что серебром деревья
обливает. :

Луны над вверенным нам двором я ни-
Tae не видел. Ночь была — как чернила,
Ho я был всего-навсего лишь дежурным
по дому, а они — Ромео и Джульетта.
Возможно, что они видели луну. Зато
они, ‘очевидно, не слышали сигнала воз-

шой тревоги. Или он их не касался.

вор наз заполнилея товором, шумом
‘птатов, жильцы спускались в убежище.
Я подошел поближе к Ромео и Джульет-
те, чтоб напомнить им о правилах пове-
дения во время воздушной тревоги. Все,
кроме дежурных, должны были немедлен-
но уйти в укрытие, Я подошел, когда они
прощались.
	— 9 слышу в Доме шум, — сказала
	И — прощай, любимый.
‚Я отошел, чтобы не мептать. И отойдя

услышал:
	‘— Иду, Монтекки, милый мой. Будь

верен. Постой минутку, я сейчас вернусь.
орт подери! ‘Они продолжали репети-

ровать. Они не думали прощаться.

В верхних окнах высокого нашего дома
уже поблескивали отраженные в стеклах
далекие. разрывы зенитных ‹снарядов.
Нет, я должен был разлучить их, не-
медленно. У Шекспира тут вмепгивается
кормилица. «Сударыня» -—- говорит она
	из-за двери. И я, сделав шаг вперед,
сказал в темноту: р
— Сударыня!.. Немедленно спускай-
	тесь в уБрытив,
— Иду, сейчас, — она залшептала торо-
	пясь, — но если ты не с чистым серд-
цем... молю тебя...
— Сударыня! — повторил я реплику
	кормилицы, как полагалось у Шекспира.

— Сейчас, сейчас приду!

Кажется, сцена подходила к концу. Я
старался припомнить, сколько там еще
строк осталось у Шекспира. Зенитки би-
ли все ближе и ближе.

— Cro раз тебе привет! — ‘говорила
Джульетта.

— Сто раз больным мне ждать, придет
	Московские записи
	Во весь голос
	Нас пригласили в один из госпитален.
Раненые бойцы просили устроить им ве-
\р Маяковского. Поехали чтецы и. кое-
о из писателей, близко знавших поэта.

С некоторым чувством неловкости, неиз-
@жным у здорового человека, попавшего
в среду людей больных, с огромным
Умжением поматриваясь во внимательные
зица раненых и волнуясь, мы прошли в
бльшую палату, где к этому времени со-
бралиеь наши почетные слушатели.

Люди эти только что прибыли оттуда.
(режет сражений, грохочущий огонь ©0-
зременного боя недавно еще окружал их.
Теперь вокруг пих было очень ‘тихо, все
Neen в госпитале, казалось, напоминало
Ev, что нужно дать отдых слуху, На“
уженному лязгом войны. Да и врач,
	споряжатнийся вечером, откровенно

Щедупредил нас:

— Вы, товарищи, учтете, разумеется,
10 особенно, так сказать, форсировать
 ук не следует. Тишина — это могучий
fistop: Нервная система, больного
тлается в тишине. Я, откровенно. гово-
	№, считал нообще целесообразным Дать
бльным что-нибудь более мелодичное и
Упокаивающее Но они слишком yam Wa
aan, Подавай им Маяковского — и
re

Мы на пыпочках прошли к столу и
ная, стараясь не загреметь СТУЛЬЯМИ,

мин из нас сделал короткий доклад
zon и работе Маяковского. В палате
ло очень тихо. Бойцы слушали так

чимательно, что стоило только кому-ни-

Sint заскринеть койкой, как` все _ на‘ него
	орачивалиеь с негодованием. В’ дверях
истыли белые фигуры санитарок и врача.
Врач строго посматривал на лектора и
(гал обеспокоенные вагляды Ha ране“
ых. Разошедшийся, было, докладчик” ра-

их снижал голос, {
После доклада приехавший с нами ар-
her, мастар художественного слова, KOR
р er

`Чедставил его раненым врач, стал
ь стихи Маяковского.

Республика,
с тобой. грозят
‘расправиться жестоко!
	потом вымок.
	Работай так,
чтоб каждый
	Крепите оборону,
инженер и токарь,
	весело оглядел нас, выпрямился и силь-
ным своим басом прогремел:

— Спасибо, товарищ, за понимание.
Это очень дорого ‘актеру... Вот я вами
прочту стих Маяковского, который так
и называется «Во. весь: голос!».
	Ромео на посту
	У нас во дворе очень любят этого де-
журного. Молоденький студент театрально-
го училища, он с первых дней записался в
команду охраны и теперь часто дежурит,
охраняя в нашем доме какую-то дверь,
про которую ‘все таинственно говорят
в домоуправлении: «об’ект». Всякий раз К
концу дежурства к дежурному приходит де-
вушка с двумя длинными косами. Дежур-
ный не имеет права отвращать свои
взоры oT доверенной ему двери, по-
этому’ девушка ‘читает ему вслух. H
оба они такие ‘ молоденькие, такие
милые и свежие, и дежурный и его
девушка, что все во дворе бывают очень
довольны, когда настает черед охранять
дверь студенту. Он стоит, тоненький
и  большеглазый, в аккуратной кепке,
из-под которой выбиваются мягкие, чер-
ные волосы, а рядом на пороге сидит
девушка’ и читает ему вслух. Во дворе
известно, что она учится не в театраль-
ном училище. Ничего подобного, она, на-
против; биолог. Но когда-то оба играли
в клубных спектаклях, и теперь она по-
могает своему другу готовиться к зачет-
ным этюдам.

Однажды мие пришлось дежурить 10
дому в мрачную и пепроглядную apry-
стовскую ночь. Я бродил по двору от
под’езда к под’езду. И вдруг услышал у
знакомой двери:

— Увидев лишь, они тебя убьют...
	— Увы! Глаза твои опаснее мне, чем
двадцать шнаг, — донесся знакомый,
звучный голос, — лишь ласково взгляни
— и против злобы их я защищен.
	Опять ответил девичий голосок:
— Лишь бы тебя они не. увидали...
	— От них меня укроет ночи плащ, но
	если любишь, пусть меня найдут: пусть
лучше’ смерть от’ ненависти их, чем
	‘жизнь. лишенная твоей любви.
	Крепи, шахтер,
газетчик,
врач
( и химик!

Читать ему было нелегко. Голос у него
был просторный ‘и никак He MOP поме-
ститься в рамках, предписанных врачом.
Чтец, старательно пригашая свой бас,
смотрел на нас беспомощными глазами.
Он кончил, ему вежливо аплодировали.
Вдруг встал один из раненых, правой ру-
кой придерживая повязку, на которой
лежала его другая рука. о

— Я извиняюсь, — сказал раненый, —
но желательно, чтобы товарищ своим пол-
ным голосом читал. Иначе не получается
никакого художественного впечатления.

— Простите, товарищи, — взмолился
обрадованный чтец, — я ведь не то что
толос жалею, а как бы вам это сказать...
люди вы временно не совсем здоровые,
надо вас поберечь. Да вот, и доктор ваш
говорит,

Чтец смущенно кивнул на врача. Тот

утвердительно качнул толовой,
— Я. извиняюсь, — сказал раненый, —

только ‘это уж, товарищ. доктор, не врача
лено Нам ишопоточку. не требуется. Нас
	ДОЛО: ЛУК Г а
попотком не вылечишь. В няс‚ все кри-
ком кричит, обратно туда зовет, чтобы

ео уе № О Е р.
	этому таду, че“
‚панье. наложить...
	немцу, в полное  всеуслы-
ть.. Конечно, маленечко за-
время, приходится нам тут
	THX.TH ME Hi BPeNi, Tp ве
лежать втихомолку, но ведь это только
Wa короткий срок, & потом опять пойдут

сета ве

Tea. BO Ta U4 TTT LT
	ТОТ at .
дела громкие. Верно я говорю, товарищи

бойцы? .
— Правильно, верно, — загудели в па-

лате,

ee Сы ле ТАТАР
	Это так не надо, товарищ доктор...
зми’же Маяковского выбрали, пото-
о его не ушами, как все равно ду-
и ^нузам берешь. Ввиду того, что
	мевным ‘слухом берешь. DBHAY tN, о
очень соответствует, как мы сейчас ду-

ие хе ee mane Kin
	ВЕТ И

маем. Так что, товарищ артист, просьба
прибавить толоса, припустите маленечко,
		THCT лоржествующе посмотрел. на враза,