СОВЕТСКОЕ . ИСКУССТВО
	B3ABIIHH B

owaa mon

р ДАК,

мастеров моск
составом прот

-цы.. Первое

H.: H. Озеров

‘т.о Журавлеву,
	НА РЕПЕТИЦИЯХ
	поитаили нумольных TeaTpoB ai ‘pati
	На-днях в парке Центрального дома
Красной Армии состоялся просмотр про-
граммы первого передвижного кукольного
театра ЦДКА. Театр уже показывал . ее
славным зенитчикам, защитникам Москвы,
и сейчас выехал в действующую армию.

В программе, состоящей из двух отделе-
ний, — «Сон в руку» Л. Ленча, «Штык»
и «Дуб и Дубина» М, Коссовского в по-
становке С. Образцова и концерт, об’еди-
ненный конфёрансом Петрушки  (поста-
новка В. Андреева).

Один из лучших номеров концерта —
сценка-песня о тульском самоваре, о сла-
ве тульских кузнецов, об огневом кипят-
ке, которым они готовы угостить Гитлера
(автор текста С. Алымов).

Тульский самовар пышет жаром. Гитлер
подсаживается к самовару, чтобы вы-
пить чаю с сахаром, и мгновенно’ са-
мовар превращается в снаряд — угощенъе,
которым потчуют советские люди непро-
шенных прожорливых гостей.

Хороши вокальные номера, с которыми
выступает солистка В. Певцова; виртуозно
исполняет «Полюшко, поле» баянист теат-
ра А. Куликов. Театр пользуется у Gofi-
NOB заслуженным успехом. .

«..Из-за черной ширмы внезапно появ-

ляется уродливое существо, похожее Ha
обезьяну. Узкая полоска бумаги движет-
ся вниз по ширме; кукла, изображающая
Геббельса, с лихорадочной поспешностью
состарлает очерелную нелепо Ффантастичё-

Обер-брехун Геббельс за работой, Honng

антифашистская программа Государствен.

ного центрального театра кукол
Фото
	немецкого фашиста, а затем избивает ву
дубинкой. Расовирепевший немец BRT
зает из своего мундира и  предсты
в виде... дубины с человеческой головоз,
которая раскалывается на части от мот
ных ударов Петрушки.

Номера об’единяет конферансье С. Tips
ображенский — режиссер программы, з
я участвуют также артисты Л. Пр
0 браженская и В. Вальтер.
	Группа актеров Первого московского Ry
кольного театра, находящихся в ряда
народного ополчения в качестве бойко,
выступает перед своими товарищам
ополченцами с антифашистской програх,
мой «Петрушка на фронте».

Бригада этого театра  подтотовляет з
постановке Н. Савина и оформлении т.
дожника Г. Цынка новый эстрадный в
пертуар: сценку Я. Рудина «Наоборов,
сценку «Иван Трофимович и Трофим Ива.
нович» Г. Рыклина, «Петрушка-лекаль
Г. Градова и Н. Надеждина, «Партизаль
Л. Лукацкого, «Как Вася Теркин болтун”
разоблачил» А. Бычкова, «Сон в руку
Л. Ленча, фельетон «Новый порядок», 3
кальные и музыкальные эксцентрически
номера.
	Т. ОСИПОВА
	составляет очередную нелепо фантастиче-
скую сводку—‹арапскую сказку» о «побе-
дах» фашистской Германии на восточном
фронте. Актер звонко распевает остроум-
ную песенку Маршака, Раскина и Слобод-
ского «Чепуха» — о стряпне обер-брехуна
Геббельса,

Это — один из номеров программы вто-
рой бригады Государственного централь-
ного театра кукол, которая готовится к
выступлениям перед бойцами Красной Ар-
MAM. .

В этой же программе — сценки
Л. Ленча («Сон в руку»), М. Коссовского
(«Штык»), песенки, стихи.

Мягко, тепло, в хорошем лирическом
тоне сделаны частушки «Вместе» (текст
С. Преображенского). Уходящий на фронт
парень прощается с любимой. Оба наст-
роены решительно:
	Нет, фазпистам. не позволим

Наше поле растоптать.
	 Все куклы этой программы очень выра-
	зительны. Они сделаны с большим. мас-
терством художником Р. Горфайн. Особо
т и остры карикатурные фигуры
еббельса, Гитлера. и тевтонского рыцаря—
утопленника из Чудского озера.
Традиционный Петрушка на сей раз
выступает в роли парикмахера. В сценке
«Петрушка-парикмахер» он сперва «бреет>
	«ДЕТИ СКОСЫРЕВА»
	НОВАЯ ПОСТАНОВКА
ТЕАТРА им. ЛЕНИНСКОГО
КОМСОМОЛА
	Театр им. Ленинского комсомола IIpH-
ступил к работе над пьесой Вл. Соловье-
ва «Фронт». Театр дал пьесе, повествую-
щей о семье советских патриотов Скосы-
	В. ВОРА
	Среди художников, которыми гордится
искусство славянских народов, видное
место занимает вэликий чешский компо-
зитор Антон Дворжак (родился 8 сен-
тяб, я 1841 г, умеп 1 мая 1904 г.).

Глубокий, пленительный лирик, перво-
классный мастер музыкальной формы,
Дворжак особенно силен в области ин:
струментального творчества. Чудесны его
квартеты, секстет, квинтеты. Лучшие, наи-
	более любимые широкой аудиторией
произведения композитора насквозь про-
никнуты чешскими национальными  моти:
вами и кровно связаны с общеславян-
	CKPM народным музыкальным ’ твэрлест-
вом. Таковы, прежде всего, его «Думки»,
оркестровые — «Славянские танцы». и
«Славянские рапсодии».’ Популярны в
Чехии и некоторые его оперы, ‘особенно
«Якобинец» и лирическая ‘сказка «Ру-
салка». Всемирную известность завоевала
симфония Дворжака «Из Нового Света».

Чешский народ глубоко чтит этого за-
мечательного художника, творчество кото-
рого обогатило не только культуру его
	‘родины, HO H сокровищницу мировой

музыки.
Проф. 3. HEERNbI

АК

> Московская
< хроника

-w Вчера в Доме актера Всероссийского
Театрального Общества состоялась встреча
	мастеров московских театров с командным

составом противовоздушной обороны cron

цы.. Первое слово председательствующи
08 р
	с‘ age eee предоставляет генеральмайору
т. Журавлеву, командиру соедияения, удо-
стоившемуся высокой чести -— благодарно-
сти, об’явленной Народным комиссаром обо-
роны товарищем алимым. О ответными
речами на вечере выступили народные ар-
тисты РОФОР А. Я. Танров и Н. Н. Озеров.
-\№ В репертуар Большого театра Corsa

ОСР включена героическая опера Россини
«Вильгельм Телль».
	№- Премьера, пьесы Г. Мдивани

„2. Театр Пенсовета приступил к репетициям
новой пьесы H. Шаповаленко «Денис Дазы-
ДОВ»; пьеса пойдет.ов постановке С. Морского.
ЕКежиссер 0. Литовский. >
ик. Художественным руководителем и глав-
ным дирижером Государственного симфониче-
ского оркестра, Союза OCP утвержден засл.
артист. УССР Н. -Рахлин. :

% Концертные бригады Театра им. Вахтань
гова. ежедневно. обслуживают части МВС
и  агитпункты. В репертуаре бригад —
отрывки 43 пьес «Фельдмаршал Кутузов»,
«Егор. Булычев. и:.другие», «Ревизор»,  одно-
актные пьёсы «Одна. беседа» Л. Кассиля и
«Обида» Г. „Кубанокого, Бригады готовят:
пьесу В. Потемкиной «Нап сын». в поста-
новке Б. Захавы, скетч” Г. Мерлинокого «Бан-
дит». (режиссер: М.. Оидоркин) и миниатюру
«Связист» И. Горера. (режиссер. А. Габович).

Ж Сегодня в. Доме Красной Армии Москов-
ского военного окрута открывается выставка
живописных панно и графики. На выстав
ке будут показаны «Атака Красной конницы»
	Г. Савицкого, «Заседание Комитета обороны»
	#i. Налбандяна и А. Кутателадае, «Поимка
диверсанта» Ф. Шурпина и «Проводы сына
казака» Е. Ильина и В. Финогеева.

хз Начались занятия в школе циркового
ибёкусства. На первый курс принято 20 чело-
рек. Художественным руководителем школы
назначен Ю. Дмитриев. В качестве педагогов
привлечены Е. Кузнецов, Н. Волконский н др.
\ Дирекция художественных выставок и
панорам организовала ряд передвижных вы-
ставок агитационного изобразительного искус-
ства для периферни. На выставках будут
показаны лучшие «Окна ТАОС», плакаты,
листовки, выпущенные Московеким изоинсти-
тутом, лучшие графические произведения на
военные и. антифашистские темы. Первая
пбредвижная выставка направляется +в
Свердловск и в крупнейшие промышленные
центры Урала; вторая выставка будет де-
монстрироваться в Томске и городах Запад-
ной Сибири; третья — в крупнейших  цен-
трах Средней Азии. . ;
	„ЗДРАВСТВУИ, ОРУЖИЕ!“
	Вахтантовцы готовят несколько HOBH-
нок, в том ‘числе пьесу Б. Войтехова
«Здравствуй, оружие!» Пьеса только что
закончена, — только на-днях автор про-
читал ее в окончательном виде труппе;
но уже сравнительно давно идут репети-
ции. Интерес театра к пьесе, отражающей
дни войны Советского Союза с веролом-
ной фашистской Германией, понятен. Ес-
тественным было стремление театра на-
чать репетиции, так сказать, находу, что-
бы скорей показать советскому зрителю
пьесу, рассказывающую о том, как нем-
цы собираются предательски нарушить
договор с СССР, как они вторгаются на
нашу территорию, как получают достой-
ный отпор и как героизм Красной Армии
вдохновляет на великую освободительную
войну покоренные народы. Европы.
	Выполняя замысел режиссера Н. Ох-
лопкова, его ассистенты Н. Плотников
и А. Ремизова репетируют с актерами от-
дельные сцены’ первого акта Действие
происходит в карпатском городе, близ
советской границы, накануне нападения
Германии на Советский Союз. Мы видим
подлые приготовления коварного врага.
Надеясь на легкую победу, гитлеровцы
разгуливают по карпатскому городу в
предвкушении предательства, которое они
собираются совершить. He подозревая,
какие беды ждут AX в дальнейшем, они
весело хохочут при мысли, что через не-
сколько часов нападут на мирную совет-
скую страну.

Н. Плотников ведет репетицию сцены <в
ювелирной лавке»; в ней главные роли
исполняют А. Горюнов и В. Балихин. Го-
рюнов играет обер-фельдфебеля, зашедше-
го с приятелями по трабежу в ювелир-
ную лавку. Только сегодня немецкие ма-
родеры очутились в этом городе—и вот
они уже нанесли «визит» ювелиру. Мно-
гое видел на своем веку интернациональ-
ный коммерсант (его. играет Балихин), но
с гитлеровцами сталкивается впервые. Он:
	наивно надеется получить за свой товар
деньги.
	— Ах, деньги? — говорит. обер-фельд-

ee. _
	таковы первые сценки будущего
спектакля. Дальнейший сюжет пьесы ре-
шался не только автором, задумавшим
написать героическое произведение не
	мощниками, собирающимися показать мос-
ковским зрителям большое массовое дей-
ствие, — дальнейший сюжет пьесы пре-
жде всего решался на полях сражений,
Автор еще сидел над текстом, в театре
только-только приступили. к репетициям,
когда наши войска окончательно сорвали
	гитлеровский план молниеносной войны
	Потерпела полный крах не только теория
блицкрига, испарилось и высокомерие вот
таких молодчиков, каких показал в мас-
	терской архитектора автор пьесы.
	дизнь подсказала драматургу и’ тёатру
	дальнейшее развитие пьесы,
	В. следующих актах мы видим тот же
город через два месяца: Еще недавно ‘спо-
койный, город стал безумным, его богатст-
	ва разграблены, а гитлеровцы, торжествен-
	но. шатавшие HO er улицам. и васдаж-
давшиеся своим вероломством; теперь сно-
ва попали сюда, но уже как раненые,
раздавленные мощью советского. сопротив-
ления. Город превращен‘ в сплошной ла-
зарет, вее углы и закоулки забиты ране-
	ными, жестоко наказанными за свои-под-
лые деяния. Они впервые подумали о
начале своего конца, пессимизм стал раз’-
едать тело германской армии, еще вчера
кичившейся своей непобедимостью. Жизнь
подсказала артистам, играющим гитлеров-
ских солдат и офицеров, каким должен
быть сценический облик этих людей. В
глазах их отразились тревожные мысли
о русской зиме, о безнадежности ‘и бес-
перспективности затянувшейся войны...
	Героизм. и мощь советских войск BOC
	хитили народы Европы. Глядя на Восток,
они увидели возможность близкого. осво-
бождения от нацизма.  Исчезла покор-
ность — и все берутся за оружие, даже
те, кто не верил в CBOH силы, даже те,
кто, (вслед за героем Хемингуэя, BOC-
клицал: «Прощай, оружие!» Все говорят
теперь: «Здравствуй, оружие!» Это’ вос-
	«Сокровище Сампо» Д. Шеглова в Театре
Ленсовета. Хельми — О. Левыкина, Петр —
	Евстигнеев
	BO QO 0
НОВЫЕ. ПЬЕСЫ
	„Встреча“
	Пьесы Юлиуса Гая всегда проникнуты
большой мыслью. Его основная тема —

жизнь народа и интеллигенции в Запад-
	ной Европе.
	В своих пьесах «Индюшачий король»,
	«Иметь», «Бог, император и крестьянин»,
	«Гаспродажа» писатель изображал  ста-
рую Европу. Новая его пьеса — «Встрёе-
ча» — посвящена судьбам западноевро-
пейской интеллигенции при фашизме.

Tp неразлучных друга — ‘скульптор
	Петер Мозер, ботаник Орелли и педагог
	Штюсси вспоминают в 1940 году ‘0 днях
своей юности, — о 1916 годе, когда,  0со-
знав ужас империалистической войны, они
решили узнать правду об этой войне у
Ленина, жившего тогда в Швейцарии.

Воспоминания 0б этой встрече навсегда
сохранились в памяти каждого из них, но
все они по-разному теперь, через 24 года,
думают о Владимире Ильиче.

Орелли, человек науки, сохранил страст-
ную преданность и любовь к тому, кто
вывел народы Советского Союза на но-
вый, светлый путь. Он — с Лениным,
он готов быть в рядах бойцов за свободу
. человечества: `

Штюсси ‘примирился с фашизмом, он
не может и не хочет бороться с корич-
невой чумой. х“

В центре пьесы — скульптор Мозер.
Художник не нашел сначала верного пу-
ти в жизни. Он мучительно ищет выхода.
Остаются незаконченными две его скульп-
туры — бюст Ленина и фигура Вильгель-
ма Телля. ` ,

Пламя войны, разожженное ‘фашистами,
вносит ясность в сознание Петера Мозера.
Перед`ним обнажается звериный лик фа-
шизма, уничтожающего культуру, изде-
вающегося над человеческой личностью и
моралью. Мозер прозревает, — он видит,
что правда мира — на стороне’ Советского
Союза. И руки его снова тянутся к глине.
Бюст Ленина будет закончен.
` Петер’ Мозер как бы перерождается. Те-
перь ему кажутся смешными мелкие
«трагедии», которыми он жил, «трагедии»
его маленького «я». Он вспоминает встре-
чу в Швейцарии, того скромного челове-
Ra, который стал вождем трудящихся
СССР и всего мира. Он. вспоминает
Ленина, ставшего отцом советского ‘наро-
да, народа, ныне героически ‘борющегося
за цивилизацию, за культуру, против фа-
шистского варварства. / ‘

Петер Мозер говорит ‘окружающим его
близким людям:

— Четверть века прожил я, ‘прожили
мы, мыслители Запада, ‘не замечая нашего
лучшего, нашего единственного друга.
Только страдания последнего времени...
показали мне, что он для нас, TOT, KOTO-
рый когда-то так скромно жил в нашем
городе... что для нас его сыновья, так
героически созидающие свое будущее... что
означает встреча наших народов с. наро-
дами, которым он был отцом...

Новая пьеса Гая написана горячо,
взволнованно, она очень театральна. Это.
пьеса больших чувств. и мыслей. Расска-
	зывая о судьбе скульптора Мозера, Юлиус
	Гай дает нам возможность ближе узнать
	многих людей Запада. которые ныне бок
	о бок с нами сражаются против фашист-
	С. РОЗЕНТАЛЬ

ской тирании.
		ДВЕ ПЬЕСЫ
0 ВОЙНЕ C ФАШИЗМОМ _
	Малым театром принята к постановке
новая пьеса А. Афиногенова «Накануне»,
посвященная отечественной войне совет-
ского народа против германского фашиз-
ма. Театр уже приступил -к репетиниям
и намечает выпустить премьеру через
месяц. Спектакль ставит И. Судаков, ре-
жиссер — В. Цыганков; художник —
Б. Кноблок.

В пьесе заняты два состава исполните-
лей, в том числе А. Зражевский и И.
Скуратов, Г. Ковров. М. Царев, Д. Зеркя-
лова и 0. Малышева, Е. Гоголева и 0. По-
лякова, В. Влалиславский и П. Леонтьез,
П. Оленев, Б. Телегин.

- +

А. Корнейчук закончил для Малого те-
атра пьесу о борьбе советских партизан с
немецко-фашистскими полчищами на
Украине. В ближайшие дни состоится
читка пьесы труппе театра.
	«ВТОРАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ВОЙНА»
	В конце сентября в Государственной
Третьяковской таллерее открывается боль-
шая выставка живописи, графики и скуль-
птуры «Вторая отечественная война». На
выставке будут показаны лучшие произ-
ведения советских мастеров, созданные в
дни войны. Комитет по делам искусств
назначил жюри выставки в составе
В. Шкварикова, А. Герасимова, С. Герасимо-
ва, Б. Иогансона, М. Манизера, А. Швар-
ца, Г. Ряжекого, А. Зотова, Д. Шмарино-
ва, Б. Крусман, Ф. Салова и С. Либедин-
ского.

8 сентября состоялось первое заседание
жюри. Приняты 23 картины и ряд графи-
ческих произведений. Среди принятых
картин — «Транспорт во время войны»
П. Радимова, «Балкарцы слушают речь това-
рища Сталина» Л. Плетнева, ряд. зарисо-
вок с натуры боевых эпизодов ‘отечествен-
ной войны П. Васильева, четыре гуаши
Ф. `Бочкова, работы Л. Веселовского,
С. Соловьева, С. Ижевского, С. Лупнова,
 А. Лаптева, В. Мороза, ‚ В. Келлермана,
	Шевердяева и. Н. Козлова.
	‚1149443.
	- «A a I EE EAP EID ODT ARG MAPA SEEN oN

Фебель. — У вас есть бумага? _   клицание становится в спектакле лозунгом
— Оберточная, — все еще ‘не понима-   дня. Оно пришло вслед 3a буквой «В»,
ет коммерсант. . но оно- сильнее, потому что это. —-и ло-

— Можно и оберточную, — соглашается   зунг, и пароль, и штык, и знамя. Не

о К де
		только порабощенные жители карпатского
города,—все порабощенные европейские
народы увидели, как мирные советские
интеллигенты вышли на защиту своих го-
родов, как зстал весь народ, воскликнув-
ший «Здравствуй, оружие!» и взявший в
руки винтовки и гранаты. :
	Народная война Советского Союза под.
нимает на борьбу порабощенные фапгиа-
MoM народы Европы. Гитлеровцы увидят
вскоре народную войну Европы.
	«одравствуй, оружие!»,—говорит поляк
и уходит в польскую армию генерала
	Андерса драться рядом с советскими людъ-
ми против общего врага. «Здравствуй,
оружие!», — говорят чех и норвежец,
бельгиец и француз. ;
Европа стала свидетельницей невидан-
ных сражений на Востоке, ‘она увидела
начало краха фашистского варварства‘ и
ожила для борьбы и побед.  -- Rates

Мысль 0б этом и вдохновляет- сейчас Всю
труппу вахтанговцев, почти целиком aba
тую в новой постановке, Скоро мы УВи-
дим на сцене Вахтанговского театра б6ЯБ-
шое героическое представление, ‘созданное
в дни отечественной войны, посвященное
событиям, связанным с отечественной-вой-
ной и возрождением ныне’ покоренных; но
завтра — свободных народов Европы.
		обер-фельдфебель и, обращаясь к своему
приятелю, говорит: Фриц, нарежь  купо-
НЫ...

Затем он щедро ставит на бумажках
печати, об’являет этот мусор оккупацион-
ными деньгами и забирает. у потрясенно-
го коммерсанта весь его товар.
	Может быть тот вздумает протестовать?!
— «Хейль Гитлер!» — восклицает o6ep-
фельдфебель, и коммерсант уже неё гово-
рит ничего, он’сразу убеждается, что та-
ких негодяев в своей многоопытной жиз-
ни еще не видал...
	..А. Ремизова репетирует значительную
по замыслу сцену. К архитектору ворва-
лись три гитлеровских солдата. Им нап-
левать и на его работу, и на архитёкту-
ру вообще. Они изрядно выпили, им хо-
чется, чтобы в этот день архитектор на-
рисовал их общий портрет: р
	— Нарисуй-ка ты нас на фоне Москвы.
— Почему на фоне Москвы?
	.!Архитектор. удивлен. (Он ведь знает. о
пакте, между. Германией и Советским Co-
юзом, ему хорошо известны всяческие за-
верения Гитлера“и Риббентропа.

Но титлеровец отвечает:
	— А потому, что для немецкого солда-
та нет лучше фона, чем. стены столицы
дружественной державы.
	Они хохочут. Эти подонки довольны,
что красноармейцы, находящиеся всего в
нескольких километрах отсюда, не подо-
зревают в эту’ минуту о готовящемся на-
падении на советские рубежи...
	На-днях Всесоюзное общество культур-
ной связи с заграницей (ВОКС) получило
от Американской лиги композиторов боль-
шую ‘партию новых американских музы-
кальных изданий. Подарок прислан в от-
вет на посланные недавно в Америку но-
винки советского музыкального  творче-
ства.

Среди присланных нот — новые произ-
ведения известных американских компо-
зиторов: вариации для струнного квар-
тета и струнный квинтет Рой Гарриса, две
	в ФОНД
ОБОРОНЫ СТРАНЬ
	Коллектив Большого театра Союза (Сб?
уже внес в фонд обороны страны мно
драгоценностей и на 530 тысяч рубле
облигаций. Народный артист РОФОРНА
Озеров внес золотой браслет и во
	ревых, новое название — «Дети, Скосыре-   той. медальон с бриллиантами, заслужее
ва»: Я , ная артистка РСФСР Ф. С. Петрова -

Основные роли уже распределены. Роль   золотой портсигар, заслуженный артист
Скосырева-отца будет играть недавно   РСФОР А. И. Батурин ° и солиста
вступивший в труппу театра артист М. Зе-   оркестра В. Г. Дулова — волотов коль
нин, роль жены Скосырева. — Л. Рюмина,   цю с 11 бриллиантами, золотой кулов,

wio> TF Ee Ps eek Tt wm nm - a © о co -т У
	танкиста Петра — Ф. Селезнев, летчика
Виктора. — Н. Егоров, Колю — артистка
Н. Паркалаб, Лизу — Н. Кутасина.
		золотой браслет, серебряный ларец, з1-
тист оркестра К. В. Цукерман — золотие \

часы с бриллиантом, заслуженный ;

i
тист РОФСР TI. M. Hopnos, хормейсет ий

А. В. Рыбнов, артист оркестра Ф. И. №.^
кин, работник театра Б. А. Можаров —

серебряные портсигары и т. д.
			КОНЦЕРТ «ИСКУССТВО СЛАВЯНСКИ
° НАРОДОВ»
	В воскресенье, 14 сентября, в помеще-
нии филиала Большого театра состоится
концерт — «Искусство славянских наро-
дов», весь сбор от которого пойдет в фонд
обороны страны.

В концерте принимают участие выдаю-
щиеся мастера искусств и музыкальные
коллективы столицы: В. Барсова, И. Коз-
ловский, Н. Хмелев, А. Пирогов, Г. Ула-
нова, Н. Яковлев, К. Еланская, А. Бучма,
К. Зубов, С. Лемешев, 0. Лепешинская,
Л. Оборин, Д. Цыганов, В. Яхонтов, Cre-
фа Петрова, государственный хор и ор-
кестр Союза ССР, оркестр Большого те-
atpa CCCP под управлением С. Само-
суда и др.

‚ Ведет концерт И. _Берсенев. Вступи-
	}тельное слово скажет Н. Хмелеёв.
	рост перед группой людей, готовых его
Умертвить, не знающий страха и колеёба-
ний, Пархоменко страстно и гневно заяв-
ляет:

— Вот, селяне, перед вами молодое ди-
тя Украины, это и мое дитя. Так я его
жизнью и своей клянусь, что буду бить-
ся с врагами народными до тех пор, по-
ка не рассветет. И пусть меня убивают
десять раз, все равно десять раз подни-
мусь, Украина, и буду биться, моя маты.
Не отдам казацкой Украины врагу. Наша
будет Украина... И никаким деникинцам,
никаким махновцам не убить ни меня, ни
большевистской правды. Будет жива наша
родина, светла и радостна...

Овацией встречают зрители эти слова
Пархоменко. В них выражено то, что чув-
ствует каждый патриот нашей родины, за
что каждый готов бороться до последней
	капли крови.
К. ГОРОВ
	Акубжанова и Зелеранского «Разведчи-
ки» переведена на таджикский язык и рас-
пространяется по районным театрам и са-
модеятельным кружкам. Студент Гитиса
3. Дусматов перевел на таджикский язык
пьесу Симонова «Парень из нашего горо-
даз. Пьеса будет поставлена в Хорогском
областном театре (Памир). Поэты и компо-
зиторы дали ряд патриотических песен
на слова поэтов-таджиков.

Работники искусств изучают правила

чл зла.
	“. фк ФИТ. ТЕ SS OS PE The

ПВХО и ГСО; проходят общевойсковую
подготовку.
	Активист. военного
Tact CCCP М. Касы

дела, народный ар-
мов заявил:
	Ленинградском театре им. Пушки
пгироко развернулся сбор средств в фон
обороны страны. Народные артистки СС01
Е. TU. Корчагина-Александровская и В, А.

Мичурина-Самойлова внесли наличными
5.000 рублей.
	Народный артист РСФСР Б. А. Гория
Горяинов и засл. артистка PCOCP H.C. Pa
шевская передали в фонд обороны обл
тации госзаймов на сумму свыше 5.05
руб.
	Золотые кольца, браслеты, крышки и
часов и другие ценные вещи принесли?
дар родине засл. артисты РСФСР Е. 1
Жихарева, В. Р. Стрешнева, В. И. Bop»
нов, артисты Бухарова, Г. И. Соловьев
	оврипачка Слабодская,  художник-гриме
А. А. Алексеев и др.
	Тарнитуры, предметы украшения иду
гие серебряные вещи внесли заслуженный
деятель искусства Л. С. Вивьен, засл. ар.
РОФСР Н. Н. Бромлей, Е. М. Вольф-И»
раэль и др.

*

р.
a

f
	Около 18 тысяч рублей деньгами ное
лигациями передали в фонд обороны
ботники Московского театра юного зрите
ля. В. А. Сперантова внесла облитаций ва
2.800 рублей, И. Д. Файль — va 216)
	рублей, Ю. Б. Юльская — на 1.000 руб
лей и т. д.

ПОДАРОК АМЕРИКАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
	пьесы для струнного оркестра Аарона
Копланда, сюита для флейты соло, три
канона для деревянных духовых и форте-
пианное трио Уоллингфорда’  Риггера,
струнные квартеты Дугласа Мура, Родже-
ра Сешенс, Бернарда Вагенаара, Вильяма
Шумана и др.
	`Новые произведения американских ком-
позиторов намечены к исполнению в кон-
	е монстрировал
пои программах Всесоюзного радиоко-   мон ен
		По Советской cmpane
	„Пархоменко“
	CrannHaGane
	‘На сцене Воронежского областного теал-
ра драмы—те, кто отстоял родину в боях
гражданской войны; в зрительном зале —
их сыновья, защищающие свободу и честь
народа от нового побягательства врага.
‚ Беззаветная преданность своему народу,
родине об’единяет всех героев пьесы, от
легендарного начдива Пархоменко до ста-
	  рика Гайворона:
	Пархоменко в исполнении народного
артиста РСФСР А. Полякова — образ под-
линно народного богатыря, талантливого
полководца, вдохновенного оратора, пат-
риота. Пархоменко: бесконечно любит. свой
народ, свою отчизну; он умеет ненавн-
деть врага. .

А. Поляков подчеркивает в Пархоменко
его огромную веру в человека.

Наиболее яркий, захватывающий  мо-
мент в исполнении Полякова — это. речь
Пархоменко перед взбунтовавшимся отря-
дом. Прижав к себе сына. стоя во весь
	Далеко в тылу находится Сталинабад, но
работники искусств города и республики
живут одной жианью CO всем советским
народом,

Коллектив русского театра драмы им.
Маяковского в дни войны выпустил сверх
плана два спектакля — «Слава» и «Пла-
тон Кречет». Первый приготовлен за 8
дней, второй—за 12. Репетиции спектаклей
нередко проводились по ночам.

Таджикский академический театр драмы
открыл сезон. В репертуаре театра нацио-
нальные патриотические произведения, по-
казанные на декаде в Москве.

Театр оперы и балета совместно с фя-
лармонией подготовил несколько театрали-
зованных концертов на оборонные темы.
Готовится музыкальная драма о таджике—
Герое Советского Союза Негмате Карабае-
ве.
Отечественной -войне посвящены новые
пьесы местных. авторов. Одноактная пьеса
	-61; К 1-90-85; К 2-43-64. — Издатель:
———ыы—_—_—

й большевик», Чистые пруды, 8.
	Спектакль окончен. По затихшей цен-
тральной улице залемненного города не-
спешно растекается людской поток. На
ходу делятся впечатлениями о спектакле.
Седой рабочий’ задумчиво говорит: *

— Правду написали в пьесе. Так оно
и было. Самолично дрался с немцем в
	«Оптимистическая трагедия» в Ногинском Apanreanpe.
Оцена из 2-го акта: Алексей — Г, Голубович,
сар — ХФ. Валицкая
	гражданскую, на Украине. Теперь ‘по го-
дам не берут... Все одно пойду в ополче-
ние... .

Еще раз хлопнула дверь театрального
под езда. С песенкой, только что ‘спетой
на сцене (музыка А, В. Голицына), вы-
ходят актеры—уУчастники. спектакля.
	Синим ‘морем, океаном
Я пойду в последний бой

at
	—_ поет автор текста песни, Г. Голубович,
он ‘же исполнитель роли Алексея: Tear-
ральные «болельщики», ожидающие- у
под’езда, подхватывают мотив, и песня ог-
лашает тихие улицы маленького’ город-
ка, в котором жил когда-то. легендарный
	Е. ПЯТАКОВА

матрос „Железняк...
	Премьера в Ногинске
	Партер и балкон Ногинского театра за-
полнены до-отказа. Идет премьера «Оп-
тимистическая трагедия» Вс. Вишневско-
го.

Пьеса нам давно знакома. Но спектакль
звучит по-новому и какая-то особая взвол-
нованность царит в зрительном зале.

Фронтовики, приехавшие до-
мой на побывку, бойцы и
командиры Красной Армии,
рабочие и инженеры Глухов-
ки и Электростали, ногинские
театралы, молодежь — все
напряженно следят за ‘собы-
тиями, происходящими на сце-
не.

Спектакль окончи
тральной улице за
спешно растекается
ходу делятся впеча
Седой рабочий- зад.

— Правду напис
и было. Самолично

Эти события близки сердцу
каждого советского патриота.
Тогда —в восемнадцатом —
германские захватчики проби-
вались на нашу цветущую Ук-
раину, и теперь — в сорок
первом — они вновь пытают-
ся поработить свободный ук-
раинский народ.

Не вышло в восемнадцатом,
не выйдет в сорок. первом!

Почти каждая ‹ картина спек-
такля сопровождается. горячи-
ми аплодисментами. А когда
в финале актеры-краснофлот-
цы с криками «ура» пробега- :
ют через зрительный зал на выручку. ко-
миссара, попавшего в плен EK немцам,
зрители, забывая, что они в театре, вска-
кивают с ‘мест и во всю мощь легких
подхватывают это «ура»...

Умерла, замученная немцами, женщи:
на-комиссар. Опустив голову, стоят крас-
нофлотцы. Кто-то всхлипнул. И с особой
силой звучат слова матроса Алексея:

— Ну, кто там плачет? Не надо! Не
плакать! Слезы мешают стрелять. Много
нас — живых и сильных. Держать марку
Военного Красного Флота! ?

И тогда в зрительном зале вдруг раз-
дается громко и ‚отчетливо: :

— Есть держать марку Военного Крас-
ного Флота!

— Мы в любую минуту готовы выехать Агитпункт работников искусств Москвы.

на фронт, чтобы обслуживать бой оком 0c сле : народ.
слуз tos. И  ный артись ва направо: нар
если. потребуется, возьмём оружие в руки   нова, капитан А. Terie se gh gepnon

н до последней капли крови будем бить- ба и: ЧАН

от an зазоре’ пл ли
		ных народов»
	ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»
	=. ЛОПАТИНА   РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Редакция: Петровка, 10 (Петровский пассаж, помещение 53). Телефоны: К 1-88

Типография издательства «Московский большевик»,