СОВЕТСКОЕ  ИСКУССТВО ЧЕТИЕРГ, 28 СЕНТАВРЯ 1944 ru Mi 23 (773)
	наше
	Читая ежедневно сводки Информбюро;
я спрашивал себя; когда настанет день
моего непосредственного участия в борь-
бе против фашистов? В своих песнях и
куплетах я призывал других к всемерной
помощи нашей Красной Apmaw. Hy, a a
сам, по профессии артист, — разве я дол
жен только других воодушевлять и при-
	  зывать?
	_ КУЛЬТУРА
SPAR
	Иранский народ вписал замечательные
страницы в историю человеческой куль.
туры. Его высокая художественная ода,
ренность проявляется в самых разнооб,
разных областях литературы и искусства,
Эпос Фирдоуси и. лирика Хафиаа, архи.
тектурные памятники городов Тавриза и
Кума, миниатюры Бехзада ‘и Касемя-Али
принадлежат к числу выдающихся творе.
ний. человеческого. гения,

И это замечательное искусство, и его
творцы —- плоть от плоти и кость от ко-
	‘ти народных масо Ирана. Национальная
	классическая поэзия проникла глубоко в
толщу народа, органически слита с erp
жизнью. Стихи классических поэтов жи.
вут не только в доступных небольшому
слою образованных людей манускриптах и
литографированных изданиях, но изв
сердцах ремесленников и крестьян, пом.
щиков мулов и аробщиков, шоферов и
кочегаров. Нет такого случая, такой ситу.
ации жизни, в которой не применялся бы
стих из «Дивана» Хафиза или из «Бу.
стана» или «Гюлистана» Саади,

Народ с полным правом рассматривает
творения своих любимых поэтов и худох.
ников как свое достояние. Ведь именно
народ сумел пронести память о создан.
ных ими культурных ценностях через всё
превратности исторических судеб Ирана,

Из ‘народных сказаний черпал Фирдоуси
сюжеты для своей великой эпической по.
эмы. Верный народной традиции, он изо.
бразил в своей поэме реформатора Маз.
дака, как человека «речистого и разумно.
	Го, сильного советом», который говорил:
Кто богат и силен,

Не выше бедняги, что нишим рожден,
На роскопть, богатство положен варок,
Основа бедняк, а богатый уток.

И равенство в мире возникнуть должно.
	Фирдоуси увековечил образ кузнеца Ка-
ва, освобождающего ‘человечество от аве-
ря—царя `Захака. Знамя Каве — кожаный
передник — приобретает значение глубо-
кого символа. Фирдоуси восбпевает труд
«ибо на свете другого бога, кроме труда,
не существует».

Хафиз, весьма скупой на панегирики
власть имущим, обращается к шаху со
следующими словами;

«Если ты требуешь шахской короны, то
яви собственное достоинство».

Можно ‘ли удивляться тому, что поз
зия, выражающая эти демократические
мысли и чувства, сумела глубоко проних,
нуть в сознание народных мас? р

Иранские зодчие воплотили в архитех-
туре мечетей присущую иранскому наро
ду жизнерадостность. Гений народа ae
стяще проявился и в развитии художест-
венного ремесла (ковры, шелковые ткани,
парча, керамика, лаки и т, д.).

Особое место в народном творчестве Ира
на занимает народный театр. Виды его
ражнообразны: релитиозная мистерия «тв.
shes, изображавшая мученичество халифа
Али и его сына Хусейна, в настоящее
время уже отошла в прошлое. Зато жи-
ayn кукольный театр; театр марионеток
(Хейме теб бази) и «пехлеван кечель» —
нечто вроде нашего «Петрушки». ‘Наряду
© этим существует любительский тватр
импровизации. Актеры — ремесленники и
мелкие торговцы — днем заняты ва бал
	заре, & по вечерам выступают в врендуе.
MOM помещении или в частном доме. бо.
	став такой труппы крайне текуч. Постоян»
ным является режиссер, который пишет
только сценарий, не связывая актеров
текстом. Небольшие труппы бродят по
тородам и селам, ставя пъески пренму-
щественно сатирического содержания,

В Иране появился уже и театр европе
изированного типа. Большую роль в ем
создании сыграл известный зриянский
артист Ваграм Папазян и режиссеры, по“
лучившие образование в СССР,

С середины ХХ в. в Иран проникают
европейские прогрессивные иден, вазла»
девающие думами передовой части иран
ского общества. С иранской революцией
1905—1911 гг, эти новые идеи пробивают
ся наружу.

Режим личной диктатуры Риза-паха, ус
тановившийся в 1921—1925 гг, пытался
наложить руку на этот неудержимо раави-
вающийся процесс европеизации и модер»
низации, подчинить его своему руковод.
ству, вытравить из него демократическое
содержание. Инициатива демократических
элементов подавлялась. Свободная печать,
профсоюзы, политические партии == вод
это подвергалось разгрому установившим-
ся в стране полицейско-бюрократическим
режимом. Сохранялась лишь рептильная
печать, полностью подконтрольная пра
вительству шаха. Закон 1937 г. запрещает
в читальнях и клубах «заниматься поли-
тикой», В 1939 г. органиауется «ведомство
ориентирования общественного мнения»,
копирующее геббельсовское министерство
пропаганды. Демократизация языка заме
няется его искусственным «очищением» 01
всех, в тсм числе и прочно вошедших в
массовый обиход, не-иранских, в частно:
сти, арабских слов. Иранские прогрессив“
ные деятели должны были утешаться
тем, что их ‘сажают уже не в арабский
«махбас», а в истинно пранский «зиндан»,

Отставка Риза-шаха, связавшегося с Tape
манским фашизмом, готовившим порабо-

щение Ирана, политическая амнистия,
усиление влияния прогрессивных слоев —
все это дает основание рассчитывать Ha

МОЕ РТ
	новый расцвет иранской культуры, осво-
божденной от пут  абсолютистско-поли-
цейского произвола,

И. ЛЕВИН
	За рубежом
	pe ee замечательного австрийского дириже-
ое тОра Густава Малера недавно
ны в США книгу о его жизни.
Ан TORHH Альма-Мария Малер заявляет,
а ла свою книгу не для современников
ма не опубликовала бы её, если бы не

Br taen aie
	ee Oe lee РТ
видел.

себя вынужденной выступить в ва
щиту памяти своего мужа.
	Густав Малер — еврей Этого оказалось 20

статочно, чтобы нацисты, завладев Веной,
сделали все,

т чтобы уничтожить память о му*
зыкантё в стране, гордостью которой он был.
Симфонии ‘Малера ne исполняются ви в Ав“
стрии, ни в других европейских странах, н8^
ходящихся под фашистским гнетом. Одна из

главных улиц Вены, носившая имя компо“
зитора

‚ была орочно переименована Qa wif
стамы Г
		Станция была пуста. Гитлеровские танки
быстро ушли в лес. Когда на станции со-
бралась большая группа мирных жителей,
фашистские танки вновь появились и
начали методически расстреливать безо-
ружных людей. Они прекратили огонь
только после того, как был убит послед-
ний из укрывшихся на станции мирных
жителей; это был 12-летний колхозный
Мальчик.
	‚Кровью залил Гитлер города и колхозы
нашей родной чудесной Беларуси.

Сердце взывает к мести за убитых и
искалеченных, замученных и изнасилован-
ных. Отечественная война, участниками
которой являемся все ‘мы, дочери coner-
ского народа, — война святая, война, осво-
бождающая весь мир от кошмара гитле-
ризма.
	Мой муж-—пулеметчик на фронте. К нему
ля обращаюсь. Помни о мести, о долге тво-
ем перел советским народом, о том, что
твой маленький сын в раннем детстве
увидел уже все ужасы войны. Бей фаши-
стских гадов без устали. И я с0 своей
стороны, где бы я ни была, какая бы
мне работа ни поручалась, буду делать
все, что в моих силах, для ускорения
окончательной победы над фашистскими
	извергами,.
	3. КУРДЕНОК,
	артистка Белорусского ТЮЗа
	Белорусские дети первыми прозвали
фашистских летчиков — «отервятниками»,
На всю жизнь они запомнят подлецов, с
бреющего полета расстреливавиих бежен-
mes.

Я никогда не забуду пути из Мин-
ска в Могилев. Мы шли, и сердца наши
были преисполнены скорбью и гневом. То
тут, то там падали скошенные пулемет-
ными очередями фашистских летчиков
старики и женщины, дети с глазенками,
толубыми, ‘как васильки.

Около одной деревни мы увидели мин-
скую работницу, ушедшую из города не-
сколько раньше нас. На окраине под де-
ревом сидел маленький мальчик, ее сын:
она несла ему кружку воды. За несколь-
ко шагов до заветного дерева, к которо-
му торопилась мать, фашистская пуля
настигла ее. Женщина упала к ногам
своего осиротевшего ребенка.

Там же мы встретились с труппой бе-
женцев из Барановичей. Одна из женщин
рассказала нам, что жители Садовой ули-
цы бежали во время. воздушного налета
фашиетов в лес; осталось только два
мальчика — 9 и 7 лет. Оба они спрята-
лись в яме во дворе. Их заметил гитле-
ровский пилот. Покружив над ямой, он
взял детей на прицел и расстрелял их из
пулемета, oo

На станцию Смолевичи около Минска
рорвалось несколько фашистских танков.
	Плакат худ. Д. Шмаринова. Издательство «Искусство»
		Актер в походе
оружие-_-иснкусство
	Вак только мы появились, бойцы сооб-
щили нам;

— А вчерашние бомбы мы сбросили —
передали от вас «привет» Гитлеру!

Другой участок фронта. Здесь Н-ская
часть слушала в нашем исполнении пер-
вый концерт за все время с начала вой-
ны. После концерта состоялась товарище-
ская встреча с бойцами. Мы обменялись
ролями: о слушали актеры — говорили
бойцы, Как зачарованные, впитывали мы
в сознание рассказы о боях, о смелости и
находчивости наших летчиков,

‚.Даем концерт перед смешанной ауди-
торией — летчиками ин пехотинцами, тан-
кистами и мальчуганами из ближайшей
деревни. Вдруг начинает накрапывать
дождь. Ho концерт He прерывается. Над
И. Соловьевым,. исполнявшим свой номер
	на аккордеоне, слушатели держат зон-
о бь

- Ведущий об’являет:

— Следующий номер нашей  програм-
	Гонгообразный звук прерывает его. Это
знак воздушной тревоги. Летчики выхо-
дят к машинам, нас провожают в укры-
тие. Минут двадцать продолжается вы-
нужденный `антракт. Затем звук отбоз,
все до одного снова на своих местах, и
концерт продолжается, как будто бы ни-
чего и не случилось.

При вылете на новые участки нашему
самолету ‘обычно придавали в качфстве
охраны несколько ястребков. С. этим
эскортом мы вылетели на один из по-
следних наших концертов. В Н-ской ча-
сти нам пришлось видеть отеческую за-
боту. командира о своих бойцах. Во время
концерта наступил обычный неожидан-
ный «перерыв»: летчики направились к
своим машинам и поднялись в воздух.

Полтора часа сидели мы в укрытии и
дружески разговаривали © оставшимися
бойцами. атем большая часть нашей
зудитории вернулась, и концерт возобно-
вился. Но прилетели не все. И командир
	-

— вернутся ли на аэродром все его
цы. Только’ Когда к командиру подошел
вестовой и сообщил ему Что-то на ухо,
ero глаза радостно заблистали, И через
несколько минут новая тру
запяла свон места в «зрительном зале».
Олин из летчиков, смущенно ваглядывая
на часы, приглушенным голосом спросил:
— Что, товарищи, не опоздали, не 6B

держали вас?

„.Много пришлось передумать за время
наших раз’ездов, вернее сказать, полетов
yaa обслуживания частей действующей
армии. Много возникало. перед нами проб:
лем репертуарного характера, Что перед
какой аудиторией исполнять? Мои из-

вестные номера с барабаном, скажем, в
	SVs  Рр ,

рот СЕ. ‚ в
госпиталях оказались непригодными. Но
ло чего велико было внимание бойцов,
	когда я на своей старой «сопилке» Ис
полнял рапсодию Листа и «Песню пасту-
ха» Я. Чернявского. ,

Свое возвращение в Москву я, как 8
	другие мои товарищи по бригаде — wren
С Балашов, исполнители скетчей Н. Тод:
	дее и Л. Домотацкая, балетная napa
М. Дамаева и Б. Холфин, певица В. Ни-
колАева, иллюзионисты В. и С.. Ван-Тен-
Тау, артист Большого театра А. Королев,

артисты оперетты С. Кулаков и А. Сте-
панова, аккордеонист И. Соловьев, брига-
	дир М. Шапиро, политрук Б. Руммер —
рассматриваем только как кратковремен-
ный отдых.

Мы с нетерпением ждем дня. когда сно-
ва отправимся на фронт. в части действую-
	щей армии.
Вернемся мы уже Be как актеры-
	гастролеры, &.кКакл бойцы другого рода
оружия. Оружие это — искусство. Наша
поездка, научившая нас очень многому,
доказала нам, что искусство нужно и НА
фронте, где грохочет артиллерия и творят
свое славное лело советские бомбардиров-
	щики и истребители.
	Д. КАРА-ДМИТРИЕВ,
	заслуженный артист республики
	Недалеко от места нашего концерта
стоят отбитые в боях с гитлеровцами тан-
ки, автомашины и мотоциклы. Восторжен-
но встречают бойцы заключительный моно-
лог профессора Мамлока из одноименного
фильма — в исполнении С. Межинско-
го. Выступления «живого Мамлока»  во0-
обще пользуются большим успехом.

„.Мы приехали в роту, только что дав-
шую сокрушительный отпор фашистам,
пытавшимся окружить одну из частей
нашей армии. Помощник политрука Ф.
отличился в этом бою. Он первым бро-
сился в атаку на врага, увлек з& собой
бойцов. А. Редель и М. Хрусталев посвя-
щают исполняемый ими номер отважному
пом. политрука-

За первые восемь дней своей работы
бригада провела двадцать пять концер-
тов. Скетчи в исполнении А. Бонди и
Н, Нурм, С. Межинского и А, Коротко-
ва, рассказы Н. Плинера, виртуозная ра-
бота жонглера В, Спевака, цыганские и
грузинские ‘песни Н. Назаровой, выступ-
ления ‘певца Б: Лисициана, аккордеонист-
ки. Р. Симановской, танцы 3. Арсеньева
и Т. Орлик встречают теплый прием у
красноармейской аудитории.

с. пищик,
Мирон РАСКАТОВ
Действующая армия
	полет. На следующий день мы снова вы-   части, не показывая и виду, все время
	В ПОХОДНОЙ
„КОЛОМБИНЕ*“
	волновался и думал только о TOM

ступили перед бойцами той же части.
			И вот, наконец, сбылась моя мечта: В
прекрасное осеннее утро мы взмываем с
подмосковного аэродрома. В составе боль-
шой артистической бригады я еду обслу-
живать части нашей действующей армии:
В кабине «Дугласа» нас, артистов, ‘14 4e-
	1 ловек.
	. Делаем семь кругов над широкой по-
	ляной, где нас ждут бойцы Н-ского лет-
	ного подразделения. Прямо с самолета на
концерт. Эстрада устроена на трехтон-
ном грузовике под крылом нашего тяже-
лого бомбардировщика. (‘Лунный тихий
вечер, электролампочки замаскированы,
слушатели разместились полукругом ‘пе-
ред эстрадой. Борты самолета откинуты;
его бомбовый груз размещен тут ‘же - ря-
дом на траве. ,

С.. Балашов читает, рассказ Хорькова
«Вымпел», иллюзионисты Ван-Тен-Тау по-
казывают образцы своего мастерства, вы-
ступают и другие. артисты нашей брига-
ды. Я заключаю концерт «Комсомольской
прощальной», «Прогулкой на ослике»
С. Маршака, «Песней старого портного»
и «Сыновьями» И, Финка и Б. Фомина.

Слова из песни Суркова «Смелото пуля
боится, смелого штык не берет» вызы-
вают восторженный отклик.

Концерт окончен; Командир части гово-
pat:

— Вы нам помогаете шить саван для
Гитлера,

Этот неожиданный намек на текст
«Песни старото портного» глубоко волну-
ет меня.

В ту же ночь бомбардировщик погру-
зил весь свой груз и вылетел в боевой
	Помни о мести!
	Фургон-автомобиль с артистами ленин-
традского «Старого ТЮЗа» бойцы любовно
назвали почему-то «Коломбиной». В бое’
вых соединениях  «Коломбину» Всегда
встречали с неподдельной радостью. Мол-
ва о бригаде ленинградских актеров 6e-
жала впереди фургона. Любовь к арти:
стам красноармейцев и командиров, за-
щищающих родину на передовых линиях
обороны, проявлялась во всем — в сер-
дечных встречах, в трогательной заботли-
вости, которой окружали артистов, в эн:
тузиазме, с которым принимались спек:
такли и концерты зрителями.
	В течение. двадцати дней бригада
ТЮЗа из’ездила на «Коломбине» свыше
тысячи километров, дала сорок  выступ-
лений, обслужила десятки тысяч бойцов.

Тюзовцам приходилось выступать в
частях, принявших на себя первые ярост-
ные удары врага. Надо было видеть р
достные, благодарные улыбки на обвеёт-
ренных лицах танкистов, метчиков, крао-
ноармейцев, чтобы понять, как велика
потребность в искусстве на фронте.

Немедленно по приезле на пункт’ бри:
	  тада устраивала импровизированную сце-
	ну. Выступать приходилось на макарон-
	„ Участники артистической бригады Г. П.
	ных ящиках, на грузовиках, а то и про-
CTO на земле, протянув между двумя со-
снами веревку с занавесью. В репертуаре
бригады, кроме концертной программы,
был спектакль «Продолжение следует»
Бруштейн. Играли его в гриме и костю-
мах, почти без декораций, Предельно со-
кращали антракты или вообщё  обходи-
лись без них, укладываясь в час двад-
цать минут. И тем не менее, это были
представления, в которых светилось под-
линное искусство, ‘
	Зачастую непосредственно после спек-
такля, а то и прерывая его, части ухо-
THIH & Gon.
	Герой Советского Союза полковник
М. Т. Трусов в письме к артистам брига-
лы пишет:
	«Спасибо вам за ваше искусство. Вы с
нами, вы такие же боевые ребята, как
любой из наших бойцов и командиров,
непосредственно участвующих в боевых
операциях на фронте. Ваша работа необ-
ходима, вы. вноеите дух героизма и от:
Bark B наших людей».
	Ленинград
	Золотова и O.
	А. СЕГЕДИ
		Близится день нового Грюнвальда
	бель и уничтожение его культуры.

„Самое непримиримое, самое’ непоколеби-
мое и мужественное, что передавалось из
поколения в поколение, от отцов к CH-
новьям и от дедов к внукам, оживает
сейчас в литовском народе. Великая, свя-
щенная ненависть наполняет сердца ли-
товцев и литвинок, видевших разорение
мирных селений, смерть близких, `бебчин-
ства палачей и насильников.

В одном из сообщений Советского Ин-
формбюро я с чувством гордости нашла
упоминание о героической борьбе, кото-
рую ведут против гитлеровских бандитов
партизаны Литвы. Это только начало:
кровью за кровь, смертью за смерть от-
ветят сыны и дочери Литвы на преступ-
ления фашистов.

Я уверена, что день возмездия, день
победы советских народов ‘над немцами,
день второго сокрушительного Грюнваль-
ца не 8a горами. Мы его дождемся. Мы
отдадим все силы свои, все свое достоя-
ние, свою жизнь для того, чтобы прибли-
зить этот день.
	A, СТАШКЕВИЧУТЕ,

артистка Литовского‘ театра. оперы и
балета, депутат Верховного Совета Ли-
тоской ССР
	Национальные герои литовского народа   бель
’ ттарлта ГаАалимии DW Витллтл зан! МИРА Са
	— князья Гедимин. и Витольд — про-
славлены` летописями нашей страны как
непримиримые борцы против прусских
поработителей. С торой Гедимина в Виль-
нюсе связано старое народное предание:
здесь князю явилась во сне стальная
волчица и, указав ему место, где должен
быть заложен будущий город, предупре-
дила, что самый лютый и заклятый враг
литовского народа всегда будет приходить
с запада — из Пруссии. р
	В литовских Яеснях, сказаниях и посло-
вицах выражена ненависть народа к ко-
варным врагам, веками пытавшимся 110°
работить Литву.
	И сейчас вооруженные до зубов дикари
с запада, так же, как и их предки псы-
рыцари и тевтонские палачи, несут ли-
товскому народу смерть и пожарища, ги-
	В рядах народа
	Дома, в театре. на репетициях, на
спектаклях думаешь 0б одном, испыты-
ваешь одно всепоглощающее чувство —
чувство преклонения перед героизмом на-
рода, перед той простотой, с которой бой-
цы Красной Армии идут на ратные под-
ВИГИ.
	Я готовлю сейчас роль Шуры Азаровой
в пьесе «Давным давно». Азарова — это
известная русская партизанка отечествен-
ной войны 1812 года Надежда Дурова.
«Давным давно» — героическая комедия,
написанная молодым драматургом А. Глад-
KOBHM.
	В образе Шуры Азаровой меня увле-
кают не биографические детали. весьма
красочные, яркие, интересные сами по
себе, но общий смысл ее жизни.
	Редко на долю актрисы выпадает сча-
стливая возможность найти в историче-
ской роли материал, отвечающий чувствам
и мыслям, ксторые волнуют её совре-
менников В «Давным давно» такой мате-
риал для меня есть.  Но одна мысль вол-
нует меня больше всего. 130 лет назад
была только одна девушка-воин Надежда
Дурова; недаром на нее обратили внима-
ние мемуаристы и историки. Сейчас ты-
сячи советских женщин и девушек сра-
жаются в партизанских отрядах вместе со
своими братьями, перевязывают раненых
советских бойцов, на фабриках и заво-
дах заменяют ушедших на фронт мужей.
Активное участие советских женщин в
отечественной войне — широкое и вели-
чественное народное движение. Какой
удивительный путь прошла русская жен-
щина за время, отделяющее нас от эпохи
наполеоновских войн!
	Я завидую русским женщинам — непо-
средственным участницам боевых дейст-
вий. Я также стремлюсь всей душюй ту-
да, Гда решаются судьбы моей родины,
моего народа, моя собственная судьба.

Сейчясе хочется создавать не обычные
роли в спектаклях, не просто выступать
в концертах. Ненасытна тоска по пьесе,
каждая реплика, каждое слово которой
воодушевляли бы на прямое действие.
Хочется, чтобы каждый наш спектакль,
каждый концерт воспитывали неприми:-
	римую ненависть к кровавому фашизму.
звали в бой воодушевляли ня подвиги,
	1 М. БАБАНОВА,
заслуженная артистка республики
	ь, Смирнов исполняют перед бойцами Н-ской авиачасти сцену из коме-
	полях Гвадалахары, в горах Албании. На
жизнерадостный итальянский народ напя-
лили смирительную чёрную рубашку. В
этой рубашке щеголяет и фашистское
искусство. Это цвет смерти и траура.
Ни одной песни не оставит по себе этот
режим, кроме гнусного воя: «Наш учитель
— пулемет». и одной картины, кроме
жалкой маани. Ни одного памятника ар-
хитектуры, кроме могил. Ни одной книги,
кроме сборников истерических речей Мус-
солини,
А народ Италии, единственный подлин-
ный наследник своего великого прошлого,
народ, который так любили Гоголь, Гер-
цен и Горький, народ Леонардо и Верди,
Данте и Гаррибальди, когда минет кра-
вавое гнусное господство Муссолини, сно-
ва создаст прекрасные книги и картины,
	снова рассмеется и скажет:
	дии, А, Н. Островского «Не было ви гроша, да пдруг алтын»
		ВОЕННЫЙ СОВЕТ
Карикатура из лондонской
	Носледний представитель поколения
знаменитых трагиков, подлинный наслед-
ник Сальвини и Росси, старик Цаккони
несколько десятков лет играл Освальда в
	`Черные дни
	итальянского иск усства ouemad ba syane Mw apedaoateen aay

i не закидывать головы, — этим жестом
	не закидывать головы, — этим жестом
Цаккони передавал симптомы прогрессив-
ного паралича. «Так делает дуче», — скз-
зали ему. И теперь драматического театра
в Италии больше нет, Несколько плохень-
ких трупп, бедствуя, ездят по провинции
со старым репертуаром,
	Топча культуру дома, фашисты не щя-
дят ве и в чужих странах. В Испании
фашистские летчики уничтожили древней-
ший памятник — исторический город
Гернику. Они снесли с лица земли знаме-
нитые своей архитектурой и собраниями
художественных ценностей дворцы графа
Лара в Мадриде, «Инфантадо» в Гвадала-
харе «Бомбить старые дворцы интереснее,
— откровенно признался один из векорм-
ленных сосцами дуче
наследников Юлия Це-
заря, — они рущатся ©
‘большим треском»,

По настойчивому тре-
бованию Гитлера Муссо-
лини ввел в Италии
«арийский параграф».
Еще сотни интеллиген-
тов, художников и уче-
ных отправились в из-
гнание или оказались
на улице. «Мозг нам не
нужен, — сказал секре-
тарь фашистской партии
Фариначчи, — нам нуж-
на только кровь, кото-
рая льется во славу
фашизма».

Кровь итальянского на-
рода действительно про-
ливается. © небывалой
щедростью. Она лилась
на островах  МЛипари,
куда отправляли ан-
тифашистов. Она лилась
на улицах Рима, в’ пу+
стынях  Абиссинии, на Карикат

Итальянские фашисты очень любят на-
зывать себя спасителями культуры. Но,
спрашивается, от кого и от чего надо
было спасать итальянское искусство?
	Детей Италии заставляют хором распе-
вать невинно-кровожадную песенку; «Наш
брат — кинжал, наш учитель — пуле-
мет» Студенты учат историю по учебни-
ку, в Котором говорится: «Наиболее муд-
рым учреждением всех веков была инк-
визиция». Профессора медицины изо всех
сил стараются доказать, что «южно-роман-
ский, так называемый римский, череп по
своей стройности и выпуклости почти не
уступает северо-германскому». Музыкаль-
ные критики уверяют: «Верди для нас
слишком сладок, это музыка для женщин
Фашист предпочитает симфонию орудий-
ной канонады», Скорбя о падении теат-
рального искусства. театроведы утешают-
ся: «Наша эпоха знает только один театр
— театр военных действий, одну только
пьесу — войну, один пафос — пафос раз-
рушения, одного режиссера — смерть».
Художныхов учат: «На вашей палитре
должны остаться две краски; красная для
крови и черная для смерти».
	Было провозглашено на! весь мир; «Фа-
шизм создал новую архитектуру». «Вели-
чие Рима, гармония средневековья, дина-
мизм современности», — так определя-
лись свойства этого нового архитектурно-
то стиля. На поверку оказалось, что ‘фа-
шизм создал сразу два стиля, Один —
подражательный. Это не копия, а скорее
пародия на барокко, Bee  претенциозно-
	пышное, все ничтожное, что характеризо-
вало этот стиль в эпоху его вырождения,
пленило фашистских архитекторов. Другой
стиль — действительно оригинальный: ло
сих пор строители тюрем не претендовали
	на высокое искусство. Это здания чрез-
вычайно грандиозные, лишенные пропор-
ций; Это здания, мрачные и снаружи и
внутри. Они -больше всего похожи на
склепы. Таков был павильон Италии’ на
всемирной выставке в Брюсселе: бессмыс-
ленно вытянутое вверх здание черного
цвета без окон. Увидев его, ‘американский
журналист сказал: «Если к этому крема-
торию привезти покойника, он выскочит
из гроба и убежит».
	Муссолини об’явил. что он— друг худож
ников. «Мы-— дети Леонардо, Рафаэля! и
дуче»,—завопили живописцы, жаждавщие
казенной поддержки. Пренебрегая при-
стойностью, они писали; «Мы—Ромулы и
Ремы. нового искусства. дуче — волчица,
которая вскармливает нас», и припадали к
сосцам шакала. И вот творения шакальих
выкормышей отправились на выставку в
Париж, Профашистская газета «Жур».ди-
пломатически писала: «К сожалению, наши
друзья выбрали не лучшее для этой вы-
ставки». Независимые критики выража+
лись яснее; «На выставке поражают два
обстоятельства: первое — беспомощность
этой мазни; можно подумать, что итальян-
ские художники никогда не видали Ни
классических, ни современных полотен и
как дети накладывают краску за краской,
чтобы посмотреть, что получится; и второе
— унылая скука этой «бодрой и динами-
ческой» живописи; повидимому, даже не-
бо Италии, даже ев горы, поля и моря
выцвели, потому что новые живописцы
признают только серые и черные тона».
	Лучшие певцы мира — Джили и Воль-
пи, Руффо и Скиппи — поют в нью-
йоркской «Метрополитэн-опера». «Фаши-
стские песни» — не для человеческого го»
10Са», — сказал. Джили. И в «Скала»,
	знаменитейшем оперном театре мира, неё:
		— Муссолини? Но он никогда не был
итальянцем! Разве шакалы в горах Калаб-
	рии — итальянцы?

О. САВИЧ
	ремя в ряды английского
военно-воздушного флота вступило много му.
зыкантов. Из их числа сформирован симфо’
цический оркестр военно-воздушного — флота.
Среди Участников оркестра -—` известный ан
wr a. aoe 2% 9
	ene le eee ОО И тов
глийский квартет «СтШегв» и ряд артист
филармонии,

ра
	о да... ee PRA *«[)485опапоев» сообщает,
7 ° :
TET HU eeTCH Re оккупационные власти 84“

&рижской опере ставить произведе

HHA германских композиторов. Запрещено fe
ен о о Эмецкую музыку также. француз
	  д ла ВВ А д биол де

ES ES да
ским симфоническим оркестрам, всякого ро

ансамблям и солистам.
	оны» = ИКОГО распоряжения  оккупа’

ционных властей — предохранение германской
музыки от

«искажения ве обнегритянившимися
французами».