ЧЕТВЕРГ, 23 СЕНТЯБРЯ 1941 г, № 33 (773)
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Три месяца великой отечественной вой-
gu явились серъезным испытанием для
ижлого гражданииа советской страны,

Чо ты сделал для Фронта? — вот воп-
pe, который жизнь задает каждому из
110, вопрос, нь который и мы, композито-
	ры, ДОЛИН х ОТВЗтИТЬ 60 всей честностью
y ПрЯмотой,
	da эти три месяца композиторы в со-
дружестве с поэтами создали множество
озых музыкальных произведений. Напи-
лы сотни песен. Миогие из них изданы
и исполняются. Песни великой отечествен.
	ой войны уже вощли  неот’ емлемой
тью В боевую жизнь народа,
	Однако, скажем об этом прямо, наше
леенное творчество развивается слишком
односторонне, Композиторы увлекаются
чянением эстрадных песен, чалще соль»
лы, реже хоровых. Хороших новых мас.
вых песен у нас почти ‘нет,

Больше всего удач — в жанре эстрад-
ой песни; неудачи же чаще всего в
жанре — массовой, то-есть именно в том,
вторый предналначен для самой армии.
Хорошие эстрадные песни написаны Бе-
лым, Мурадели, Милютиным, Мясковским.
	Новиковым, Аачатуряном. Из хороших же
массовых можно назвать (в который раз!)
лишь общеизвестные песни Акуленко
(Шире шаг»), Блантера («До свиданья,

юрода и хаты»), Дм, и Дан. Tloxpace
	«роввая-пехотная»), Васильева-Буглая
(«Комсомольские частушки») да еще лва-
	три произведения. Остальные же, заду-
манные как песни массовые, уже более
сложны, и красноармейская масса вряд ли

‹ достаточной легкостью и охотой запоет
3.

А что это означает? Да то, что мы не-
достаточно выполняем одну из своих ос-

новных задач. Хорошо, что мы даем на-
шей армии возможность спушать новые
	Недавно в Пентральном доме Красной
	Армии я был на выступлении бригады
эстрадников во главе с Гаркави, Хен-
киным и Руслановой. Несколько сот че.
ловек командиров, политработников и бой-
пов, бывших в зале, принимали их очень
тепло. С тем же неиссякаемым успехом
бригада эта выступала, как известно, и
перед бойцами на фронте, сделав для это-
го на грузовике пробег чуть не в 2000
километров.
	Нужно видеть и слышать подобные вы-
ступления, чтобы оценить их нёобходи-
мость и значительность теперь, когда вс®
силы нашей страны напряжены в борьбе
врагом, В старину талантливые комал-
лиры часто находили живые и образные
слова, беседуя с солдатами. Всё внают,
яапример, как Кутузов читал перед
строем басню Крылова «Волк на псарне»,
Неистощим на шутки и остроты был и
великий Суворов.

Боевые командиры всегда прибегали К
солдатской самодеятельности, командуя:
«Песенники, вперед!».
	Теперь между фронтом и тылом стерта
грань. Теперь все население нашей стра-
ны ‘воюет — сидит ли оно в окопах, роет
	ди оно окопы, стоит ли оно за станками,
°в ‘два и три раза перевыполняя нормы,
	трудится ли оно на колхозных полях. И
всем, как короткий отдых и зарядка бод-
рости, как утренняя гимнастика для здо-
рового тела, нужно это искусство малой
формы: песня, доходчивая музыка, искро-
метный танец, небольшой, но вырази-
тельный рассказ.

Поскольку я лично не певец и не му-
зыкант, а писатель, мне хотелось бы скл-
зать несколько слов о рассказах для эст-
радного исполнения.

Вольшей частью в этой области бывает
то же самое, что и в драматургии: настоя-

щим и подлинным драматургом может
быть только тот, кто живет интересами

театра; он приобретает так нязываемое
знание сцены, то-есть возможностей теат-
ра вообще и того коллектива артистов, <
которым он   работает, — в частности.

Выдающиеся и незаменимые оэстрадни-
ки-рассказчики писали для себя рассказы
сами, как Иван Федорович Горбунов, ав-
тор «Воздухоплавателя», ^ «Затмения. соли-
ца», серии вещей о «Генерале. Дитятине»
и прочих талантливых произведений для
эстрады.

Сам пишет для своих выступлений
сценки и современный  маститый‘’ уже
эстрадник В. В. Сладкопевцев.

звестно, что Готоль был’ прекрасным
тецом своих произведений, но он читал
их в тесных кружках своих знакомых;
Диккенс же выступал как чтец своих ве-
щей перед большой публикой в’Англии и
в Америке и сделал из этого в конце
своей жизни род’ подеобной профессии.

И тот и другой имели для подобных
выступлений все данные в смысле дик.
пии; особенности же их письма — плас-
тичность и ‘сверкающий юмор — прико-
вывали внимание‘ слушателей. Мне ка»
ETCH, WTO именно’ эти особенности и яв-
ляются чрезвычайно ценными для эстрад-
ных рассказов. Исполнители их, чтецы
эстрадники, полюбят. их за это и свою лю
бовь сумеют передать слушателям.

Однажды я слышал отрывок из «Мерт-
вых душ» — приготовление Чичикова к
			Плакат художника И, Громицкого.
Издательство «Искусство»
	TeCHE, но еще важнее дать 6й возмож-
ность самой петь новые песни.

Передовая статья тазеты «Красная зв6з-
Да» — «Песня — други товарищ бойца»
говорит об этом со всей ясностью: «При-
томились красноармейцы на марше, дале-
Ka дорога, но подал запевала голос, зв-  .
гремела песня и, тлядишь, веселее стал
шаг, приободрились бойцы, и уже не та-

ким тяжелым стал путь. Патриотическая

песня должна проникнуть в самую гущу
красноармейской массы»,

Много ли написано песен, которые про-

никают в самую гущу  красноармейской
масвы?

Нет, еще не много! Ведь не случаен
тот фажт, что сейчас большой популяр-
ностью в армии пользуются старые, хоро-
шо знакомые песни: «Если завтра война»,
«Распрягайте, хлопцы, кони» и др. Петь
надо, петь хочется, «не я пою, а ‘душа
поет», а новых песен почти нет!

Вся история русской армии, бобвых от-
рядов в дни гражданской войны и 00-
временной доблестной Красной Армии на-
шла свое отражение в песнях. Надо, чтоб
и сегодня песня помогала нашим бойцам
в походе и на отдыхе. Хорошая песня—
великая сила. С хорошей песней и жить
лучше и побеждать легче,

Получилось, однако, так, что, много
работая в области песенного жанра, сочи-
нив немало хороших эстрадных песен, на-
ши композиторы недостаточно помнили о
необходимости создания массовой красно-
армейской песни.

Нам надо подумать об изменении обыч-
ных норм своей работы, о том, чтобы
стать поближе к жизни нашей армии,
Именно здесь лежит прямой путь к соз-
данию таких песен, которые дошли бы до
сердца каждого бойца.

Дм. КАБАЛЕВСКИИ
	ГРассназы
для эстрады
		«ВИНОВНЫЕ»
	Франция, моя чудесная страна, стонет
	под игом германского фашизма. В окду-
пированной немцами зоне хозяйничают
	фашистские солдаты, в неоккупированной
«властвует» правительство Виши, дей-
	ствующее по указке Гитлера,
		НОВЫЕ СПЕК

„оатальон идет. на запад“

«Батальон идет на запад» в Бамерном
и Г. А. Яниковский) Ba фронте
	и

вы отдать кровь своего сердца, самую
жизнь, чтобы защитить ‚отчизну. Именно
эти, черты советских бойцов, их пламен-
ный патриотизм, их глубочайшая вера в
правоту своего дела , рождают героев
отечественной войны. ‘

Природу советского тероизма и пытает-
ся раскрыть в своей пьесе Мдивани. В
этом для нас ее актуальность и ценность;
искупающие многие ев недостатки: неко-
торую схематичность,. отсутствие сквозного
действия, ° художественную  неравноцен-
ность отдельных сцен и эпизодов, недо-
статочно полную разработку образов. и
персонажей,

Именно потому, что в центре внимания
автора пьесы советский человек, ето пере-
живания, мысли и чувства, — героическая
тема, героический сюжет овеяны у Мди-
вани нежной и трогательной  лирично-
стью. В этом, кстати сказать, нельзя не
видеть блатотворнейшего влияния тради-
ций грузинского искусства, всегда лири-
чески полноценного, проникнутого искрен-
ней задушевностью.

ms = =>
	„повый порядок“
	чеву, & это не в природе Христиана Бет-
ца. ,
Постановщик И. Берсенев искусно свел
пьесу Вольфа к четырем картинам, устра-
нил из, нее многие устаревшие сейчас мо-
тивы, придал ей новую злободневность.
«Тесс, тише!› — одна из чудесных дра-
матических миниатюр Бертольда Брехта,
известная под названием «Шпик». Это яр-
кая картинка из быта современной Герма-
вни. Муж и жена—обыватели, терроризи-
	Б. Оленин — Христиан Бетц.
Зарисовка худ. М. Родионова
	рованные фашистским режимом, даже у
себя дома, за ‘обеденным столом, боятся
произнести лишнее слово о политике. Они
боятся собственного сына-подростка. Нема-
ло их друзей жестоко пострадало от того,
что при ‘детях они нелестно отзывались 0
гитлеровцах: в фашистских школах ив
клубах гитлеровской молодежи детей учат
подслушивать, следить, доносить на «не-
лойяльных» родителей.

С. Бирман и В. Всеволодов. играют. эту
пьеску с большим сарказмом. Но права
ли С. Бирман как постановщик? Чем боль-
ше ‘сатиры, острого гротеска в игре Бир-
	От беды, от лютого плача
Потемнели напги воды.

Ой, Морача, ой, Морача!
Соберешь ты искрой слезы
Матерей и братьев,

Соберешь в одно угрозы —
Соберешь в олно проклятья...
	Подобно человеческому стону стелется
вначале здалобная. о песня, взывая к от-
мщению. «Ой, Морача, ой, Морача!» — в
этот” возглас композитор ‘вложил ‘и боль
народа и его упования и ‘надежды.

В своем напряженном развитии песня-
жалоба вырастает в гневный боевой при-

SBIR.
	..Эхо в горах крикнет «мести»:
Звезды в небе крикнут «в битву»
На фашистов, на проклятых!
	Это первая кульминация песни.

И опять звучат слова обращения . «ОЙ,
Морача, ой, Морача!» Но уже нет в них
той боли, какой они были наполнены в
самом начале. Гнев, великий священный
	народный тнев переплавил эту боль в
единый волевой порыв.
	Так летите ж,, искры, к морю,
Разгорайтесь над полями,
Забнрайтесь выше в горы,
Разноситесь над волнами.
Искры порождают пламя.
	Много хоровых произведений было на+
писано о народном горе, о бедствиях на-
родных. Вспомним хотя бы гениальный
хор поселян из оперы «Князь Игорь»
Бородина; знаменитые народные хоровые
плачи и причитания в «Борисе Годуно-
ве» и «Хованщине» Мусоргского. В «Песне
гнева» Белого воплощены гнев народа, его
страстные устремления к свободе и
счастью.

«Песня»—одно из тех произведений, по
которым в дальнейшем будут судить о
нравственной силе советских художников,
творивших в суровые ‹дни отечественной
войны большое, человечное искусство.

we
*

Теме ненависти посвящена и «Песня
мщения» Блантера на слова Э. Вайнерта.
От Эйслера, от его, мужественных и про-
стых антифашистских песен борьбы заим-
ствовал Ралантер средства выразительно-
сти своей песни — ее концентрирован-.
ный,  декламационно-отточенный стиль, т

a
	идет на запад» обладает неоспоримыми
достоинствами. Прежде всего это пьеса,
прямо и непосредственно отвечающая на
военную тему. Мдивани не боится пока-
	зать на сцене и героические будни фрон-
товой жизни, и картины боя. Гремят
	и картины боя. Гремят
Tes мины Но в этом
		пушки, взрываются мины. Но
гуле войны звучит основ!
	пьесы Мдивани — тема о человеке, о ге-
рое. Советский человек на войне — вот
	главное содержание спектакля «Батальон
Идет на запаль,
	В воскресный летний день в счастли-
	By ‘солначную Грузию приходит весть о
внезапном вероломном нападении фаши-
стской Германии на Советский Союз. За:
щищать родную землю отправляются два
сына старого Георгия Гигагури — инже-
нер Александр Гигагури и сержант Ни-
колай, Сам Георгий Гигагури, в молодо-
CTH  воевавший с немцами, сейчас знат-
ный стахановец-машинист, будет водить
тяжелые составы поездов o боеприпасами
для фронта. И вот в следующих карти
нах спектакля мы встречаем героев пьесы
уже на фронте. Александру Гигагури и
его батальону поручают восстановить же-
лезнодорожный Мост, недавно _взорванный
врагом. Разрушенный мост должен быть
восстановлен как можно скорее — от это-
го. зависит успех предстоящего  наступле-
ния, возможность подвезти к передовым
позициям боеприпасы для артиллерии и
бойцов Ежесекундно рискуя жизнью, не
стразчась никаких опасностей, не останав-
ливаясь ни перед какими ‘трудностями,
самоотверженно, быстро и ‘умело выпол
няет Гигагури со своим отрядом приказ
командования, Мост восстановлен, Orpa-
жены все попытки злобного врага вновт
	азбомбить
Путь открыт,
	SHOE PUR HOS полотно,
получив снаряжение и
	тить Францию только потому, что среди
людей, которым было доверено руковод-
ство государством, оказались предатели.
В своем стремлении подавить «внутрен-
него врага» — французский народб—они
гостеприимно ‘распахнули двери стра’
ны перед немецкими оккупантами.
	0б этих предателях я и хочу ем
ть в пьесе которую пишу лля Москов-
	зать в Пьесе, которую пишу для москов-
ского Художественного театра. На рус-
ский язык ее переводит писатель Виктор
Финк. Пьеса в трех актах с прологом
будет называться «Виновные». Впрочем
это название пока условное.
	Франции в предвоенный период и во
время войны. По жанру мне мыслится
психологическая пьеса, действие которой

развертывается на фоне политических со-
бытий.
	Действие пролога происходит в 1936
	году, после победы народного фронта на
выборах. Этот успех народного фронта
‘вызвал такой страх у французской круп:
ной буржуазии, что она предпочла пре-
дать свою страну и броситься в об’ятия
Гитлера и германского фашизма.

В пьесе будет отображено
	во Францию германских фашистов, разру-
шение прекрасных городов Франции ap-
тиллерийским отнем и воздушными бом-
барлировками; свирепый террор оккупан-
тов и события 1941 года, когда француз-

ский нярод начал борьбу за свое осво
бождение.
	Центральный персонаж пьесы — один
	из предателей Франции — Гондрекур.
Его называют «королем рубия». Этот ред-
кий металл добывается лишь в Марокко;
Гондрекур монопольно держит в своих
руках всю его добычу. Немцы весьма за-
интересованы B TOM, чтобы заполучить
рубий, необходимый им для расширения
военной промышленности. Они стремятся
завлечь Гондрекура в свои сети. Пред-
ставители терманского посольства в Пари-
же завязывают прочные дружеские связи
< «королем рубия», Дочь его, Жанина,
становится невестой одного из советни-
ков германского посольства — тайного
атента Геббельса.
	С детских лет Гондрекур был связан
	узами дружбы с двумя своими земляка-
ми, жителями небольшого провинциально“
то городка в Нормандии — директором
лицея и крестьянином. Крестьянин погиб
во время мировой войны в результате
отравления газами. Его сыну ертра-
ну Гондрекур дает средства на образо-
вание. Но политические убеждения Берт:
рана складываются под влиянием окру-
жающей ето среды — крестьянской моло-
дежи и студенчества. Он становится ком:
мунистом. Между ним и его «покровите.
лем» Гондрекуром происходит острое
столкяовение. -
	Гондрекуру и его дочери Жанине про:
	тивопоставлены ‘в пъесе и другие близкие
народу люди — директор лицея Жанбуа
и ero дочь комсомолка Мария.
	Таковы основные персонажи моей но-
	вой пьесы. В ней пройдут перед зрите-
лями представители самых различных
социальных кругов Франции — крупные
и мелкие провинциальные буржуа, про-
мъииленники и интеллигенты, студенче.
	мышленники И интеллигенты, студенче-
ская молодежь,‘ рабочие и крестьяне,
воины французской армни. В пьесе будут
выведены также тайные атенты наци и
немецкие ‘оккупационные власти. ,
	„Свыше десяти месяцев провел я в ок-

купированной немцами зоне, где нахо-
дился почти на нелегальном положении,
и я хорошо внаю, что происходит сей-
час во Франции, -
	Мне хочется, чтобы конец моей пъесы
звучал оптимистически, В последнем дей-
ствии, в эпизодах 1941 г. я хочу пока-
зать подлинных патриотов Франции, чья
активная борьба вселяет в нас уверен-
ность, что недалек Moment, Korda Beth
великий французский народ поднимется
для беспощадной борьбы с фашистскими
палачами. - - р ‘ eo
	Жан-Ришар БЛОК

театре. Братья Гигагури (Н. Н. Чаплыгин
ото Л. Лозенекого
		Лирическую — взволнованность — пьесы
	Мднивани сумел сохранить и передать в
своей постановке Камерный театр. Пре“
красны ‚в спектакле образы старого гру-
зина Георгия Гигагури (С. Ценин) и ето
сыновей Саши и Коли (Н. Чаплыгин и
Г. Яниковский).
	ва, замечательно исполняющего Clo Am”
ческую роль красноармейца  Шмадченко,
попавшего в фашистский застенок. Ника-
кие мучения и истязания не могут сло-
мить воли советского человека. Ничто не
может заставить его изменить своему
долгу, своей отчизне. Один против стан
врагов, он борется до последней капли
крови, до последнего вздоха.
	Стлектакль «Батальон идет на запад»,
	поставленный А, Я. Таировым, производит
волнующее впечатление; в нем видишь
наших ‘людей, наших друзей и товари-
щей, героически защищающих родину, ее
честь и независимость.
	М. ГРИНБЕРГ
	Эсеприпяеы. батальэпы — Красной Армии
идут на запал.
	Таков сюжет пьесы Мдивани. В герои-
	ческой борьбе с` ненавистными полчищя“
ми врагов, в суровых ратных испытаниях
раскрываются лучшие стороны характера
простых советских людей. МЛютая HeHa-
	простых советских людей. Лютая нена-
висть к фашизму, беззаветная любовь к
родине, великое чувство товарищества и
сердечной дружбы об’единяют и ‹вязы-
вают бойцов красного батальона: грузина
	Гигагури и русского Сергеева, еврея Ройз-
	мана и литовца Барута.’ Для всех них
родина, ее счастье, ее честь и свобода —
превыше всего. Рядовые бойцы, они гото-
		балу у губернатора и появление его на
этсм балу — в исполнении прекрасного
чтеца Антона Шварца, Пластичность сло-

ва и юмор Готоля чудесно передавались
чтепом.
	Благодарнейший материал для выступ-
лений с эстрады дает Чехов, и я помню
время, когда его маленькие рассказы толь-
ко еще начинали читаться перед публи-
кой. Одним из первых, кто занялся этим,
был А Я Закушняк.
	Отличным писателем для эстрады яв-
ляется из современников мастер короткого
юмористического рассказа М. М. Зощенко,
и чтецы недаром любят его вещи.
	Можно бы указать и еще кое-кого из
современных ‘писателей, пишущих специ-
ально для эстрады. Но высказывалось пе-
чатно пожелание, что сейчас вообще все
писатели должны перестроиться на’ малые
формы.

Пожелание вполне современное, конеч-
во, и я думаю, что попытки в этом на-
правлении были бы небезынтересны дая
самих же писателей.
	Известно старинное изречение, очень лю-
бимое еще Сократом, часто его повторяв-
ШИМ, ЭТО’ —. «познай самого себя».
	Изречение тлубокое, основанное на боль-
шом жизненном опыте,
Человек часто не знает всей меры сво-

их способностей и раскрывается от слу-
чая к случаю, толчками извне,
	А что может быть сильнее такого толч-
ка, каким является война за свое отече-
ство, за свою независимость против люто-
TO врага, насквозь проспиртованного лю-
доелской нацистской идеей? Я
	Если юмор не есть дело наживное, 4
должен быть природным даром, то, во-
первых, он в гой или иной степени при-
сущ каждому талантливому писателю; во-
вторых, настоятельной необходимости в
нем для всех эстрадных выступлений, ко-
нечно, нет, Вполне серьезные рассказы,
читаемые с эстрады, способны произвести
большое впечатление на массового слуша-
теля, если только они, не длинны. Так,
неизменным успехом пользуются иные
рассказы Мопассана.

Что необходимо в данный момент, то
должно Непременно появиться — это
краеугольный камень прогресса. И как
появилось у нас оружие Костикова, так
в достаточном количестве будут созданы
талантливые рассказы для эстрады.
	С. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИИ
	Ах, песня, песня, что можешь ты

сделать © сердцем человека,
Фурманов.
	В программе нового концертного. пред:
ставлёния Всесоюзной ‘студии эстрадного
искусства есть номер под названием
«После отбоя». Это небольшая сценка,
основанная на одноименном рассказе
И. Прута о мальчике Гоги, страстном лю-

бителе кино.
	Дело происходит в наши дни. Группа
отважных бойцов-зенитчиков, одна Из
тех, что изо дня в день, стоя на страже
наших сел и городов, метко бьет по фа-
шистским стервятникам, после отбоя рас-
положилась на отдых. Сержант Джибели
укладывается спать. Он забыл о том, что
сегодня его очередь рассказывать. Вернее,
ему не хочется рассказывать. Но уговор,
как говорится, дороже денег. И вот неё-
хотя начинает Джибели свой медлитель-
ный рассказ о мальчике Гоги.

Гоги очень любил кино. В солнечную
Абхазию, где жил Гоги, часто приезжали
  киноартисты. Всех их Гоги знал чуть ли
  не в лицо, а 60 многими был даже лич-
но внаком. «Однажды, когда Гоги сидел
на краю тропинки, почти у самой поля-
ны, & овцы паслись по широкому луту,
собаки вдруг залились лаем; Гоги вско-
чил и увидел, что прямо к нему подхо-
дит.. Геловани». (Как раа в это время в
Абхазии шли с’емки картины, в которой
Геловани играл роль товарища Сталина).

«Гоги, конечно, назвал. себя. Они сели
рядом, разговорились, Мальчик сказал, что
его мечта — стать киноартистом, потому
пастухом — немножечко скучно!

А товарищ Геловапи об’яснил, что нет
плохих профессий, а есть только плохие
  люди! Самов тлавное — любить свое де“
ло, выполнять его на пять с плюсом! То-
тдв скромный труд пастуха будет оценен
всей страной и даже не меньше, чем та-
лант самого большого артиста... Он встал,
лал мальчику большое яблоко, пожелал

счаствя и пошел дальше».

от и весь рассказ.
На линах бойцов явное недоумёние и

неудовлетворенность. Kuno...  Геловани..
уальчик. К `чему было рассказывать 060
	ман-актрисы, тем дальше уводит нас Бир-
ман-режиссер от авторского замысла. Бир-
ман сделала родителей, живущих в веч-
ном страхе, боящихся собственного бы-
нишки, мишенью едкой театральной сати-
ры. У Брехта — это лишь жертвы урод-
ливого гитлеровского режима, острие сво-
ей сатиры он направляет против той
преступной коричневой банды, которая
разлагает тысячи немецких семейств.

Интересна пьеска Н. Венкстерн «Кусок
мяса».

Во Франции, в домике старой Жервезы
(Л. Рюмина) квартирует гитлеровский офи-
цер Гут, Офицер порядочно изголодался в
своей «третьей империи» и теперь хочет
подкормиться за счет тружеников Фран-
ции, обреченных на  толод. Старая
Жервеза, потерявшая сыновей на фронте,
принуждена готовить ему сытный мясной
обед, в та время как маленький сыниш-
ка ве соседки Клэр умирает от истоще-
ния. Клэр (С. Гиацинтова) умоляет Гута
(Р. Плятт) уделить гибнущему ребенку
из своего обеда хотя бы один кусочек мя-
са. Гитлеровец. притворно соглашается, но
взамен всячески унижает Клар и на ее
тлазах сам с’едает во время разговора все
мясо. ты

Клар понимает, наконец, что негодяй
	гнусно издевается над ее материнской
болью.
Она хватает тупой кухонный нож
	и мстит за сына, за себя, за всех мате-
рей.

Гиацинтова мастерски ведет свою роль
— в ее игре и острая ненависть К немец-
кому оккупанту, и скорбь, преждевремен-
но стареющей женщины, которая еще
недавно была «самой счастливой и самой
веселой».

” Новый спектакль Театра им. Ленинского
комсомола смотрится с неослабевающим
	интересом.

И. СИДОРОВ
	ритмическую остроту мелодического pHs
сунка, характер сопровождения. Эти но-
	вые, необычные для его прежнего твор-
	чества, черты мужественности ком-
позитор сочетал co свойственной его
дарованию лирической окраской музыки.

В результате получилась очень хорошая
песня — действенная, подлинно боевая.
	К числу композиторских удач Блантера
следует отнести и его две новые лирико-
бытовые песни: «До свиданья, города и
хаты» (на текст М. Исаковского) и «Бал-
тийская краснофлотская» (на текст В. Ле-
бедева-Кумача). Оба эти произведения
уже получили известность. «Секрет» их
успеха — в лирической теплоте и мело-
дической непринужденности музыки. Ма-
стерски используя бытовые ` интонации,
Блантер умеет на основе их создавать яр-
кую и броскую мелодическую линию, Его
песни — He «фотографии», они продикто-
ваны чувством. Оттого-то песни Блантера
запоминаются и легко поются.
	Излюбленная сфера творчества компози-
тора — жанр лирико-бытовой песни. Воз-
можна ли она сейчас?
	И вновь вспоминается мне глу бокая
взволнованность, охватившая слушателей
и самих исполнителей, когда неожи-
	данно зазвучала простая, теплая мелодия
песни Блантера в том самом эпизоде с
зенитчиками, о котором я рассказал в Ha-
чале статьи. Да, такая лирическая песня
сегодня нужна не меньше, чем песня ге-
роическая, зовущая в бой.
		Разоблачению фашистского «нового пПо-
рядка» посвятил Театр им. Ленинского
комсомола  спектакль-триптих, в который
входят монтаж из пьесы Фр. Вольфа
«Христиан Бетц» и одноактные пьесы
	«Тесс, тише!» Б. Брехта и «Кусок мяса»
	Венкстерн.
В спектакле проходят перед нами люди,
	‘превращенные в бесправных рабов фаши-
‘стского ‘режима, и люди, клейменные сва-
	стикой, потерявшие человеческий облик,
возомнившие себя победителями мира,
	Вот разыгрывается перед нами трагедия
	‘обнищавшего крестьянина Бетца, задав-
	ленного налогами,. затравленного . поме:
	‚щичьими сатрапами и судейскими чинов-
‚никами.
	Закон гласит, TO ‘из имущества
‚задолжавшего крестьянина не подлежит
описи ‹ сельскохозяйственный инвентарь,
‘необходимый ему для работы, а судеб-
ный исполнитель отбирает у Бетца по-
следнюю лопату. И тогда восстает кресть-
янин Христиан Бетц: он прозревает, он
	Видит. что на место законности и порядка
	пришли произвол и насилие,
	Артист Б. Оленин прекрасно передает
‘бурный протест мирного, ранее послуш-
‘ного начальству крестьянина.

Оленин дает почувствовать глухую боль
‚этого могучего и беспомощного человека.
Когда следователь допытывается у Бетца,
кто толкнул его на убийство судебного
‘исполнителя, Бетц — Оленин сначала уди-
вляется, потом напряженно думает и по-
‘детски наивно, как бы сам поражаясь
своему невольному открытию, медленно,
HO убежденно говорит:

— Толквули меня на убийство... вла-
‘сти... ]

‘Пожалуй, этот забитый крестьянин у
Оленина излишне многозначителен и по-
русски размашист в некоторых сценах. Он
‘иногда сродни Антипе Зыкову или Булы:
	степени поддается творческой переплавке.
Иные из них оказываются чрезвычайно
стойкими и с трудом могут быть измене-
ны. Приложенные к новому содержанию,
‘OHH не. только не утрачивают первона-
зальной выразительной природы, но на-
кладывают на это новое содержание свою
специфическую печать. И вот, как бы
искренно ни звучала такая песня, в ней
ощущается внутренний из’ян — несоответ-
ствие характера песни интонационному
строю музыки,

Яркий пример — «Партизанская» Блан-
тера (на текст В. Винникова). Мелодия
песни выразительна, напевна. В ней есть
теплота, задушевность, Но характер музы-
ки, выдержанной в стиле старого город-
ского романса, мало вяжется с нашим
восприятием суровых событий войны. =

Сегодня мы любим и ненавидим ens
сильнее, чем до войны. Об этом правиль-
но говорит в своем послании из Ленин-
трада Дмитрий Шостакович. Делясь чув-
ством бесконечной любви к родному горо-
ду, он пишет: «Это чувство сейчас обно-
вилось и обострилось». Каждый из нас
мог бы повторить приведенные слова
Шостаковича, распространить их не толь-
ко на свое отношение к городу, где мы
живем и работаем, но и на всю нашу
родину, на все, что выпестовано с таким
трудом под ее свободным небом.

Вот этой остроты реального выражения
чувств нехватает еще некоторым произ-
ведениям, создаваемым сегодня советски-
		ми композиторами,
		Ромоение песни
	всем этом? Но рассказчик делает одно
маленькое. добавление: «Это был не ар-
тист Геловани. Это был сам товарищ
Сталин».

И тут происходит нечто, словами непе-
редаваемое. При имени Сталина всем ста-
новится как-то особенно хорошо. Минут-
ная пауза, и раздается песня, теплая, ли-
рическая, согревающая душу:
	Восходит луна,

И заходит луна.
Джигитом скачи
На лихом скакуне.
Тебя не обскачешь,
Родная страна,

За сотню ночей
На коне.
	Со всей необходимостью она возникает
из глубокого, охватившего всех чувства
любви. Отдаваясь какой-то внутренней
безотчетной потребности, бойцы поют. А
вместе с поющими погружаются в атмос-
феру песни и все слущатели. И хотя
гесня эта написана С. Алымовым и
М. Блантером давно, кажется, будто при:
сутствуешь при изначальном ее рожде-
нии. Знакомая мелодия на знакомые сло-
ва приобрела вдруг неожиданно какие-то
новые черты, вобрала в себя лирику На-
ших сегодняшних чувств и ощущений.

В той же сценке «Послё отбоя» есть
другая песня: «Прицел-—огонь». Ее поют
храбрые зенитчики в честь своего коман-
дира. младшего лейтенанта  Параконова.
Это подлинная старая солдатская песня,
своим интонационным своеобразием близ-
кая к крестьянской. Но поется она 0
новым боевым антифаптистским текстом,

Подлинно хорошая ‘песня всегда идет
от сердца, рождается в силу внутренней
потребности художника. Это может быть
совершенно новый образ. Но возможно и
другое. Как это видно на примере с пес-
ней зенитчиков, жизненная необходимость
может заставить по-новому зазвучать и
	старую, привычную интонацию.
	В отборе интонаций, в их применений
нужны чуткость и художественный такт.
Не всякая песенная интонация в равной
	Многообразие художественных вапросов
рождает самые разнообразные формы и
жанры музыки. Но едва ли не самая жи-
вая потребность ощущается сегодня в та-
кой музыке, которая яспостью и простотою
содержания, мелодической красотой мысли
привлекла бы к себе сердца миллионов
советских людей. Нужны песни простые,
задорные, радостные, лирические, которые
были бы подхвачены широкими массами
и пелись бы от края до края во всех
концах земли нашей — на фронте, в де-
ревнях, на фабриках и заводах.
	Таких песен еще мало, потребность. же
в них неизмеримо великая. Создание. их—

жизненно необходимо.
	С ШЛИФШТЕИН
	_С огромной силой экспрессии и красо-
той настоящего, большого искусства. это
новое ощущение жизни дано у компози-
тора Белого в его хоре & сареЙа—«Песня
нева» (на текст черногорского поэта Pa-
дуле Отийенского). Это песня о великой
священной ненависти ко фашистским
убийцам, песня, взывающая к мести, пес-
ня народного гнева.

Ой, Морача *), ой, Морача!
Смой слезу с лица народа.
	*) Морача — название одной из рек в
Черногории. я: