‚ЧЕТВЕРГ, 25 СЕНТЯБРЯ 1941 т., 1“ 33 (773)
	Московская
хроника
	& МХАТ COOP uM. Горького  важанчивае?
постановочную над пьесой М, Бул,
кова «Александр Пушкин»,  осуществляемую
	В. Отаницыным и В. Топорковым. Оформление
вылюлиено художтиком ПП. Вильямсом, В
спектакле заняты: Кира Иванова (Наталия
Пушкина), Н. Лебедева (Александра loirapo.
ва), В. Ершов (Николай 1), В. Топорков’ (сы.
щик  Битков), и. Свободин_ _ (Дубельт),
В. Вербицкий (Бенкендорф), А. Комиссаров
(Богомазов), А. Кторов (князь Долгорукий),
В. Отаниицыи и В. Дамокий  (Жуковокий)
С. Калинин (Бенедиктов), Г. Конский (Куколь
ник), Е. Морес (Воронцова), М. Яншин (Сал.
тыков), ©. Гаррель (Салтыкова), Н, Cocing
(Геккерн), ИП. Масальский (Дантес), Е, Ka
	(Геккерн)» 24. МАСВЛЬСВНЕ › УАеНТОСл — № А
лужекой (Данвас), П. у (imei),
Н. Титушин (камердинер Пушкина Никита),
	‘fr Камерный театр приступил к работе над
двумя пьесами — «Крушение» Дориа Care.
пян (постановка А, Я. Таирова) и «Битва при
Грюнвальде» Иг. Луковского.
	К Госет репетирует пьесу HH. Левипа «Семья
Оппенгейм» — по роману Лиона Фейхтванге.
ра и новую пьесу Переца Моркиша «Око за
око», которую ставит О. Миховле. Премьеру
«Семьи Оппенгейм», в постановке И. Кроля,
предполагается выпустить в начале октября,
	ли Театр Ленсовета готовит пьесу И. Бобро.
ва и Ю. Лукина о Валерии Чкалове — «Ста»
лииский сокол»: Отавит спектакль А, Плотни.
	ков. a

Ww Союзкинохроника производит с’емку от.
дельных сцен спектакля «Крылатое племя» в
Центральном театре Красной Армли. Онятые
по специальному сценарию эпизоды войдут
в очередной иомер киножурнала «Советское
искусство»,

‘fw Завтра в Центральном доме Красной Ap
мии. состоится встреча московских живопис,
Neu, скульпторов и графиков © командирами
Московского гарнизона. Вудет показапа вы.
ставка «изо-окон», листовок и лубков изда»
ния МОССХ и Московокого городского arp
пункта. Выставку и ее обсуждение органи»
зует МООСХ.

\ж Московские ты работают сейчас
по заданию МООСХ над новыми  композици.
ями и портретами, на темы отечественной вой.
ны против фаитистского агрессора. Д, Шварц
делает бюст Героя социалистического трудь
Костикова, Г. Кепинов — портрет Героя Со»
ветокого Союза Талалихина, Н. Зеленский =
бюст Героя ° Советского Союза  Мишулина,
С. Мограчев — бюст Героя Советского Союза
Супруна, А... Мануйлов работает над. серией
сатирических ‘портретов: Гитлера, Геринга,
Геббельса и Гиммлера, И. Ефимов заканчивает
большую ‘трехфигурную композицию «Боевые
подруги» (медицинские сестры выносят ране.
ного .с поля битвы). А. Тенета работает над
барельефом «Маршалы, командующие нап.
равлениями» Г. Мотовилов — над композици.
ей «Вынос раненого командира из боя», А,
Кардашов — над композицией «В разведку»,
С. Лебедева — над бюстом Героя Советского
Ооюза Гастелло. Все работы должны быть
закончены в начале октября.
	\ Московский театр оперетты открываез
28 сентября зимний сезон в помещении быв»
итего Театра народиого творчества на площа»
ди Маяковского. Занимавший это помещение
Центральный детский театр переносит сво
опектакли в злание театра им. Ермоловой,
	\ В издательстве «Искусство» вышел эст.
радный сборник «Напти герои», включающий
оборонные рассказы, стихи, монологи и‘ ча.
	CTY TKK.
	МУЗЫКА В ПОВЫХ
ФИЛЬМАХ
	На экране—переполненный концертный
зал. Слышны величественные звуки орга»
на. Так начинается музыкальная  кино-
комедия «Антон. Иванович сердится».

Перед зрителями — наивная история
любви дочери старого музыканта — пе-
вицы Симы и молодого композитора. К
ужасу почтенного — профессора-органи-
ста Сима дебютирует в оперетте своего
возлюбленного. Кончается, как и обычно
в кинокомедиях, все благополучно: про-
фессор примиряется с мыслью, что его
любимая дочь становится артисткой teat
ра_ оперетты.

“Фильм” насыщен музыкой. В нем широ-
ко использованы классические творения
Баха, Бетховена, Генделя, Гуно.
	Есть в «Антон Иванович сердится» су
щественный недостаток. Помимо воли ав
торов (сценарий Евг. Петрова и Г. Мун:
блита, постановка А. Ивановского, комиози.
тор Д. Кабалевский) у зрителя, не иску.
шенного в музыкальном искусстве, может
создаться представление, что хоралы, фу-
TH и токкаты Баха относятся к ка
тегории «скучной музыки». В общем, од
нако, фильм правильно показывает борь-
бу за создание новой советской оперет“
ты, остроумно и зло высмеивает акаде-
мическое рутинерство и формализм.

Д. Кабалевский написал лля картины
превосходную музыку. Особенно удачны
лирический фокстротои вальс, с их кр»
сивыми, ‘легко запоминающимися мелодия:
ми. После сеанса, выходя из кино, многие
зрители уже напевали эти мотивы.

Вокальные номера — вальсе Джульетты
Гуно, арию Генделя и фокстрот Кабалев“
ского — ‘прекрасно исполняет  Д. Панто-
фель-Нечецкая.

oe
=

Гремнит боевая песня, а на экране, ках
бы иллюстрируя и дополняя ее, проходят
кадры кинорепортажа с фронта отечест.
венной войны: мчатся на врага танки,
грозными стаями проносятся в небе «яст.

ребки», ураганный артиллерийский шквал
сметает фашистскую нечисть.
	Запевайте песню звонкую,

Запевайте песню веселей —

Про свою родимую сторонку,

О могучей силушке своей!

Кинопрограмма «Все силы народа HS
разгром врага!» № 3 посвящена двум Dec
ням 3. Дунаевского: «Запевайте песню
звонкую» (слова Добровольского) x «lle
ходная» (слова М. Исаковского).
	В фильме «Боевые песни» исполняются
новые песни В. Мурадели «Мы в №018
уходим» и С. Чернецкого «На врага, 28
родину — вперед!». Текст обеих. песен
написан В. Лебедевым Кумачом.

**
ss
	Стихотворением Н. Асеева «Мы ст“
линские друзья» — о строжайшей бди
тельности, необходимой в дни великой
отечественной войны, открывается шестой
номер киножурнала «Советское искусство»
(режиссер С. Бубрик). Стихи читает ар-
тист М. Царев. Балладу В. Белото 6
капитане Гастелло исполняет А. Пиро
гов. Театр им. Ленинского  комсомо“
ла показывает отрывок из своей поста“
новки — пьесы К. Симонова «Парень из
нашего города».

Фильм «Советское искусство» №6 2
ближайшее время выпускается на экране
	*
	НОВЫЕ ПОСТАНОВКИ МАЛОГО ТЕАТРА   . TEATP HA IPY3O3HKE
	Никогда еще задачи, стоящие перед оо-
ветским искусством, перед многочисленной
армией его работников, не были так ве-
личественны и почетны, как св грозные
дни народной отечественной войны.

Оружием искусства помогает советский
театр громить фашистских изуверов. ‚Это
оружие должно быть хорошо отточено. В
новых. военных условиях проверяется
идейно-художественная сила сценического
реализма Малого театра, являющегося
традиционным методом этого старейшего
театра нашей родины. ,

Мы стремимся к TOMY, чтобы индиви-
дуальное мастерство артистов Малого те-
атра было об’единено в ярком художест-
венном ансамбле, чтобы каждый” спек-
такль обновлял духовные силы зрителей,
вселял бы в них бодрость, энергию, му-
жество, отвагу, учил бы их беспощадной
ненависти к врагу.

В значительной степени и к советскому
театру относится указание, сделанное ‘на-
днях в передовой «Правды»: у

«Нельзя теперь измерять свою работу
старой меркой, меркой довоенной. Война
выдвинула новые требования, многократно
повысила ответственность ‘хозяйственных
руководителей. Стало быть, надо оцени-
вать работу меркой военного времени, 60-
лее строгой, более высокой»,

Убыстрить темпы выпуска новых ‘спек-
	таклей, улучшить их качество — вот за-
дача, которую ставит себе сегодня. Малый
театр. : :
	В напряженной творческой атмосфере
мы тотовим одновременно несколько спек-
таклей, я

Два раза в день идут репетиции спек-
такля «Отечественная ‘ война», ‹ который
воплотит на сцене бессмертную эпопею
Л.Н. Толстого «Война и мир»;

С огромным волнением актеры Малого
театра воскрешают образы русских лю-
дей 1812 года. Верность родине, бесстра-
шие и героизм, мудрая уверенность в
победе правого дела — вот неизменные
черты ‘нашего народа, которые мы хотим
показать в спектакле «Отечественная вой-
на». Одновременно мы стремимся рас-
крыть во всем их индивидуальном своеоб-
разии характеры героев Толстого — Ан-
дрея Болконского (его играет М. Царев),
Пьера Безухова  (Н... Рыжов), Наташи
(Д. Зеркалова),- стариков Ростовых: (Н.
	тузова, которого играет Н. Яковлев. Роль
Наполеона исполняет К. Зубов. Спектакль,
в постановке И, Судакова и в оформле-
нии П. Вильямса, мы покажем зрителям
в октябре.

Теме народной войны против немецких
захватчиков посвящена пьеса М. Муром-
цевой «Семья Мерлье» («Осада  мельни-
цы»), написанная по новелле великого
француаского писателя Эмиля Золя. Дей-
ствие пьесы происходит на юге Франции
во время франко-прусской войны 1870 го-
да. образах старого мельника Мерлье
(В. Владиславский и И. Скуратов), его
юной дочери Франсуазы (К. Тараоова,
П. Богатыренко), крестьянского парня
Доминика (Н, Анненков, Б. Телегин), fer
няка Borana (B. Подгорный) воплощен
патриотизм народных масс, боровшихся
против пруссаков — предков нынешних
титлеровцев, поработителей МЕ По-
становка спектакля поручена Е. Велихову
и М. Цареву; художник Б. Кноблок. Ре-
петиции уже начались.

Режиссер Л. Волков приступил к по-
становке одной из лучших комедий Шек-
спира — «Двенадцатая ночь». В сиектак-
ле участвуют Д. Зеркалова, Н. Белевце-
ва, С. Фадеева, Н. Светловидов и М. Жа-
ров. Мы хотим воссоздать жизнерадостную
атмосферу эпохи Возрождения, торжество
человеческого разума и культуры после
долгой ночи средневековья. И в этом
спектакле мы выступим против фашист-
ских варваров, мечтающих вернуть + чело-
	вечество к темным временам  средневе-

КОВЬЯ.
Театр готов приступить к репетициям
	новых пьес А. Афиногенова и А. Корней-
чука. Это патриотические произведения о
великой любви к родине, о безмерной не-
нависти к врагу, о. высоком морально-по-
литическом единстве нашего народа.

В пьесе Афинотенова отражены чувства
и действия советских людей в дни веро-
ломного нападения титлеровских ‘орд на
Советский Союз.

Пьеса а является как бы  про-
должением его комедии «В степях Украи-
ны», идущей с неизменным успехом на
нашей сцене. Герои комедии — председа-
	тели колхозов Чеснок и Галушка—стали
командирами партизанских отрядов’ и
	громят немецко-фаигистских мерзавцев,
Таковы ближайшие постановки Малого
	Научным сотрудником Академии архи-
тектуры CCCP  инженером-архитектором
И. В. Мальциным разработан проект пе-
редвижной сценической площадки. Пло-
щадка монтируется на трехтонном rpy30-
вике и приспособлена к условиям выступ-
лений артистических бригад в частях
действующей Красной Армин.
	Автор а небольшую сце-
ну, размером 6,6 Х 4,3 метра, с занаве-
сом, порталами, задниками, авансценой

и тд.
	Вся установка собирается и разби-
рается в течение 20 минут. В сложен-
ном виде сценическое оборудование зани-
	мает в машине так мало места, что в
ней можно разместить и небольшую Tpyn-
пу в 16 человек.
	`В ближайшее время будет создана пер-
вая опытная машина-театр.
		АГИТТЕАТР
МОСКОВСКОЙ МИЛИЦИИ
	Агиттеатр московской милиции зародил-
ся в первые дни велнкой отечественной
войны. Его возглавили мастера малых. те-
атральных форм Д. Гутман (художествен-
ный руководитель), Е. Соколов (главный
режиссер), Б. Фомин (музыкальный руко-
водитель) и Эмиль Мей (балетмейстер).

Сейчас театр подготовил свою вторую
программу, об’единенную названием «Нет
мирных». Она начинается  литературно-
музыкальной композицией поэта Арго
«Все на посту». В нее вошили новые пес-
ни: «Боевая пехотная» (текст В. Лебедева-
Кумача, музыка (С. Чернецкого), «Песня
бойцов НКВД» (текст В. Лебедева-Кумача,
музыка Б. Фомина) и песня «Сталин —
нарком обороны» (текст Арго, музыка
Б. Фомина).
	В программу включены. драматический
этюд Л. Иткина «Подвиг», полька-диалог
«Аксюша» (текст Гр. Гридова и П. Гер-
мана), киногротеск «Чаплиниана» (текст
Р. Романа), инсценированный шарж
Н. Мерцальского «Серенада трех завоева-
телей»  и лирическое обозрение в 7 зари-
совках. «Москва в окнах» (текст Арго,
П. Германа, В. Типота; М. Триваса, A.
Стоврацкого, B. Южанина и Я. Родионо-
ва).

‚Программа сопровождается. оригиналь-
ным «равшным» конферансом, который
ведет «дед Нефед» (арт. Т. Шибаев).
	Музыка к спектаклю написана Б. Фоми-
ным, танцы поставлены Эмилем Мей, ху-
дожник Вс. Сахновский.
	Сейчас театр приступает к постановке
третьей программы — «Письма с фронта».
		Актеры-бойцы
	В оборонной команде Театра Революции
— шесть подразделений. Группа противо-
пожарной защиты состоит из 24 актеров,
в медицинском отряде актрисы — Баба-
нова, Беляева, Богданова, Глизер, Карпо-
ва и др.

Машинист сцены Горюнов, актриса Тер-
Осипян и др. — бойцы  противохимиче-
ского отряда; группой  светомаскировки
командует начальник осветительного ‘це-
ха Зайцев; в подразделении охраны по-
рядка.— актеры Бахарев, Орлов и др.

Через день по ‘утрам, передо началом
репетиций 60 человек — весь коллектив
актеров и работников театра — проходят
военное обучение. Начальник боевого под-
разделения Иванов разбил свою часть на
три взвода. Первым взводом командует
актер Щатин, правофланговым у него ак-
тер Мухин. Среди бойцов взвода—режис-
сер Власов, Мартинсон, Музалевский, Ха-
нов и др. В третьем взводе, которым ко-
мандует, машинист сцены Матвеев, — ху-
дожественный ‘руководитель театра Штра-
ух, режиссер Майоров, директор театра
Млечин.

Через несколько дней предстоит первый
выход боевого подразделения Театра Ре-
волюции на стрельбище,
	темы. Многие из нас даже тнушались так
	называемыми «малыми формами. искус-
ства». Работая над «Окнами сатиры
ТАСС», мы входим в мир больших собы-
тий, больших страстей. Новое, большое
содержание заставляет нас отыскивать но-
вые Формы. Политическая  карикатура-
плакат не терпит ничего недосказанного,
вялого. Вялый рисунок, ‘вялый цвет —
немы. Мы обязательно должны искать-но-
вую форму для выражения своих чувств,
волнующих нас мыслей, иначе появятся
штампы. Ведь форма «Окон» недостаточно
разработана. Здесь огромное поле откры-
THA для художника. Художник может в
полную меру раскрыть в этом боевом ис-
кусстве свой темперамент бойца, патриота.
Радость открытия всегда нужна художни-
ку.

Огромную роль в плакате и карикатуре
играет текст. Художественные образы по-
POD прямо вырастают из текста. Как за-
горается художник, как ярко светится ху-
дожественный образ, когда он иллюстри-
рует полновесное слово! Лучшая работа
П. Соколсва-Скаля, на мой взгляд. — это
«Окно ТАСС» — «Портрет Пушкина».

Соколов-Скаля иллюстрировал слова
Пушкина:

..Хмельна. для них славянов кровь,

Но тяжко будет их похмелье,
Но долог будет сон гостей

На тесном хладном новосельи
Под злаком северных полей!

Какое счастье иллюстрировать ‘такой
текст! Сказанные 110 лет ‘назад, эти: сло-

нашу родину. Глубокая мысль, глубокое
волнение поэта передаются художнику, он
работает с истинным наслаждением.
	ЖЕ.

В. ГОРЯЕВ
	ране
	С первых дней войны кол;
лектив молотовских художни-
ков включилея в оборонную
работу.

Художники А. ВБ. Бринда-
ров, А, Л. Вагин, И. К. Гав-.
рилов, Ф. И. — Дорошевич,
И. И. Россик и др. вместе
с поэтами создают текстовые
плакаты, транспаранты, окна
сатиры и сами развешивают
их на вокзалах, на площадях
и в клубах.

Собирая вокруг себя мест-
ные творческие силы, коллек-
тив постепенно взял на себя
всю художественную’ работу по
области.

Ведавно при творческом со-
юзе была организована спе-
циальная художественная ма-
стерская под руководством
Н. Н. Серебрянникова. Пере-
данное коллективу литограф-
ское оборудование позволило
художникам начать система-
тический выпуск литограф-
ских плакатов,

Агитплакаты и окна сати-
ры, выпущенные мастерской,
начинают широко распростра-
няться по области.

На снимке воспроизведен
плакат молотовских художни-
ков. В. Орешникова и В. 0бо-
ленского — первое издание
оборудованной’ областным сою-
зом художников — литограф-
ской мастерской.
	ющий и механически записывающий  раз-
товоры в квартирах, начинает передавать
беседу двух немецких женщин, проклина-
ющих войну и «фюрера». Оказывается,
аппарат стоял на кухне самого оберштурм-
фюрера, одобрившего «изобретение»...

В работе над эстрадной программой при-
няли участие местные композиторы, поэты
и писатели: Г. Гридов, В. Жак, А. Арта-
монов, П. Гутин,

С самого начала войны коллектив Te-
атра им. Горького резко перестроил свою
работу, Изменились темпы работы, по-
высилось чувство ответственности за ка-
чество и сроки постановки спектаклей. За
2% месяца театр выпустил пять премьер,
и все они, несмотря на предельное сниже-
ние постановочных расходов,  оказа-
лись художественно полноценными. Се-
зон открылся двумя антифашистскими
спектаклями» «Профессор Мамлок» (реж.
Г. Леондор) и «Захватчики» (реж. Е.
Брилль). Далее были поставлены лирико-
героический спектакль «Двадцать лет спу-
стя» и новая пьеса ростовского драма-
турга И. Отальского — «Доблесть». В бли-
жайшие дни театр выпустит шестую
премьеру за время войны: «Парень из на-
шего города». Все это дает нам основание
утверждать, что Ростовский театр им.
Горького с честью выполняет свой долг в
щи великой отечественной войны.
	Л. МАРКОВ
Ростов-на-Дону
	Г. Виладзе. Главные партии будут испол-
нять . народные ’ артисты ‘республики
Е. Сохадзе, С. Инашвили, Н. Кумсиашви-
ли, засл. артисты Л. Исецкий, Н; Цомая
и другие,

«Князь Игорь» пойдет в постановке ре-

жиссера М. Квалиашвили; ‘оформление
В. Сидамон-Эристави.
	Большую работу ведет театр по обслу-
живанию частей Красной Армии. С нача-
	ла войны дано больше двухсот шефских
концертов. Активистами военно-шефской
работы являются народная артистка рес-
публики Е. Сохадзе, ‘заслуженные артисты
Е. Гостенина, Т. Шаратта-Долидзе, М. Ква-
релаивили, артисты Ш. Циргидадае,
М. Цагурия, А. Церетели.
	Ш. БУАЧИДЗЕ
Тбилиси
	По Советской. ст
	ХУДОЖНИКИ гор. МОЛОТОВА

ПЯТЬ ПРЕМЬЕР
	ОПЕРНЫЙ СЕЗОН В ТБИЛИСИ
	Фронт далеко, обстановка спокойная,
но во всем чувствуются особая четкость,
строгость, приподнятость. По игироким, ве-
леным проспектам Ростова движутся, от-
чеканивая шаг, отряды народного ополче-
ния, на площадях горожане проходят во-
енное обучение.

Вечерами скверы и сады полны народа.
Переполнен и огромный зрительный зал
Театра им. Горького.

Идет премьера эстрадной ° програм-
мы «Коротко и ясно», состоящей из не-
скольких миниатюр, театрализованных пе-
сен и интермедий местных и московских
авторов. Это первый опыт драматическо-
то театра, руководимого Е. А. Бриллем, и
опыт весьма удачный. Коротко и ясно по-
казывает театр, как советский народ жи-
вет в эти грозовые дни, как борется на
фронтах («После боя»), охраняет свои го-
рода («Прежде и теперь»), проникнутый
единой мыслью, охваченный единым по-
рывом разгромить жестокого, ненавистного
врага («Несня ополченцев»),

Очень остро, в гротесковых тонах разы-
трывают артисты Гетманов, Шныров и
Егиков сатирическую сценку С. Динина
«Ценное изобретение». В ней разоблачает-
ся чудовищная система шпионажа в фа-
шистской Германии и показаны подлин-
ные настроения немецкого народа, столь
непохожие на хвастливые официальные
реляции геббельсовской пропаганды. «Цен-
ное изобретение» — аппарат, подслушива-
	Зимний сезон в  Тбилисском ордена
Ленина тосударственном театре оперы и
балета им. 3. Палиашвили открылся 30
августа оперой Палиашвили «Абесалом и
Этери>.

В первой половине сезона театр пока-
жет три новых постановки: «Измену»
Ипполитова-Иванова, «Князь Игорь» Бо-
родина и балет украинского  обветского
композитора Данькевича «Лилея» (по про-
изведению Тараса Шевченко).

«Измена» — опера о героическом прош-
лом грузинского народа, о борьбе его про-
тив иноземных завоевателей. Ставит опе-
RY народный артист Грузинской CCP
. Цуцунава, художественное оформление
засл. деятеля искусства В. Сидамон-Эри-
стави, дирижер Г. Киладзе. Перевод тек-
ста на грузинский язык сделал К. Пот-
схверашвили. Финал оперы переработан
	Светловидов, А. Яблочкина и Е. Турча-   театра. . ‘
нинова) и других. В центре спектакля = 1 И, СУДАКОВ,
образ великого русского полководца’ Ку- народный артист РСФСР

we ROO
	«Трое наших» — так назвали свою
цирковую пантомиму драматург А. ‘Афи-
ногенов и критик М. Бурекий. Трое на-
ших -— ‚это три советских о танкиста-ге-

POH, сражающихся с фашистами.
	..Ча передовые позиции в бронетанко,
вую часть приезжает бригада цирковых
артистов во главе с Каран д’Ашем. На-
чинается концерт. Танкисты с увлечени-
ем следят за работой мастеров цирка,
смеются над веселыми шутками и трюка-
MH клоунов. Утомленный Каран дДАШ
незаметно забирается на один из танков,
чтобы отдохнуть.

МЕ ~ af
Часть получает боевой приказ немед-
ленно пойти в наступление — атаковать
врага. Несколько минут потребовалось для
того, чтобы танкисты заняли свои мебта
и выступили в поход. В одном из’ тан:
ков, где находятся «трое наших», ` к
зывается и заснувший Каран д’Аш.
	Центральные фигуры пантомимы — три
танкиста — наделены авторами характер-
ными чертами советских бойцов: сметкой,
силой, ловкостью. Комические ситуации
отданы целиком весельчаку и балагуру
	НАШИХ“
	A
	Каран д-Ашу, этому случайному спутни-
ку танкистов в их боевых операциях.

Сметая фашистов, движутся советские
танки. Но на одном из участков команда
танка попадает во вражеское. окружение,

„„В фашистском штабе танкистов под-
вергают жестокому допросу. Их выруча-
ют смелость, ловкость, находчивость, хит-
рость. Освободившись из фашистского
плена, они пробираются к своей части.
Трогательно прощаются бойцы с Каран
д’Ашем. Они ‘вновь отправляются громить
фашистов, а Каран. д’Аш возвращается
в цирк.

Таково содержание этой пантомимы,
над ‘которой уже работает Московский
цирк;

Пантомиму «Трое наших» ставит засл.
арт. РСФСР Н. М.. Горчаков, режиссер-
ассистент по ‘цирку =— засл. арт. РОФСР
Л. К.`Танти.. В фантомиме ааняты Каран
д’Аш, Леон’ Танти, труппа мотоциклистов
Ващенко, акробаты-прыгуны `Осташенко,
акробаты-эксцентрики Кирсановы, труппа
под. руководством Манукяна, снайпер
Гончаренко, воздушная гимнастка Нем-
чинская и др.
	„КУРБАН УМАРОВ“ В УЗБЕКСКОМ ТЕАТРЕ
	играет заслуженный артист УзССР
М. Юнусов. В его исполнении Курбан
Умаров — прямой, открытый и муже-
ственный советский человек. Выразитель-
но играет и хорошо поет партию Бахри-
хон нар. арт. УзССР Шаходат Рахимова.
Музыка к драме написана лучшим зна-
током узбекского песенного фольклора
Тохтасыном Джалиловым. В  «Курбане
Умарове» использовано множество чудес-
ных национальных узбекских мелодий.
	ЮР. АРБАТ
Ташкент
	Героическая гибель за родину бойца-   играет
	узбека Курбана Умарова вдохновила дра-
матурга Сабира Абдулла, поэта Чусти и
композитора нар. арт. УзССР Тохтасына
Джалилова на создание новой музыкаль-
ной драмы, поставленной в Узбекском
республиканском театре им. Мукими. Это
первый спектакль на тему великой отече-
ственной войны, созданный в Узбекиста-
не.
Содержание драмы несложно. Paccra-
зав в первой картине о борьбе юноши
Курбана против басмачей, авторы затем
показывают жизнь цветущего узбекското
колхоза. Центральным эпизодом здесь яв-
ляется свадьба Курбана и Бахрихон —
колхозной активистки. Этот эпизод позво-
лил постановщикам нар. артисту УзССР
Азимову и ОДонатову развернуть’ яркое
театральное зрелище с узбекскими народ-
ными обрядовыми танцами и песнями.
	Во время свадебного торжества в семье
Умарова жители кишлака узнают о ве-
роломном нападении немецких фашистов
на СССР. Молодежь единодушно решает
итти на фронт. В числе добровольцев — и
	Курбан Умаров.
	«Кремлевские куранты» Н. Погодина в Московском Художественном академическом

театре. На фото: репетиция сцены в кабинете В. И. Ленива. Слева направо: народ-

ный артист СССР Н. П. Хмелев и ‘заслуженный артист республики A: Н. Грибов
oro Е. Явно:
	‘священное Франции, оккупированной фа-
	шистскими насильниками. Я олицетворил
Францию, оккупированную фашистами, в
образе страдающей женщины, показал Пе-
тэна — жалкую, мерзкую душонку, затя-
‘тивающего петлю на теле Франции,
Меня могут спросить — разве это тема
для сатирика? Да, тема страдания всегда
была близка настоящим  сатирикам, та-
ким, например, как великий Домье.  Фа-
шизм не просто смешон, он страшен ря-
дом с жертвами его кровавой, бандитской
политики. В образе женщины-Франции я
стремился дать картину общечеловеческо-
то страдания, ибо фашизм — это’ враг все-
го человечества. Я вижу в таком обобще-
ний силу новых прекрасных плакатов
	Шмаринова, В. Одинцова.

Необычайно повысилась в дни войны
ответственность художников за свою ра-
боту. Мы отвечаем за чистоту и доходчи-
Бесть нашего образного языка. Мы отве-
чаем за чистоту и выразительность  ри-
сунка. Я многим обязан «соседству» с
А. Радаковым, в котором меня пленяло
‘ясное выражение мысли. Мы учимся друг
У друга, работая в коллективной мастер-
ской. Мы вместе ищем новых путей, пы-
таемся сделать . искусство боевым, дейст-
венным. Вот рядом со мной работает ху-
дожник П. Соколов-Скаля. По своим ху-
дожественным взглядам мы антагонисты.
Работая сейчас бок о бок, мы создали
несколько рисунков совместно. В его
творчестве я увидел сейчас нечто такое,
что неизменно трогает зрителя: это от-
крытая искренняя романтика. . ,
’ Как часто до войны мы жили малень-
кими радостями! Оттого многие наши вы-
ставки имели преходящий, так сказать,
сезонный характер. Мы мало дерзали, 60-
ялись браться за серьезные политические
	ЗАМЕТКИ КАРИКАТУРИСТА-
	Ночью была «тревога». Отбой был данв

два часа. Не ожидая рассвета, я начал
очередное «Окно ТАСС». Хотелось рисо-
вать, пока не остыло возбуждение.
‚ Злость, чувство ненависти к врагу, —
вот что сейчас должно быть отражено 8B
карикатурах. Омерзительный враг должен
Сыть изображен с беспощадной  правди-
востью, тогда карикатура будет хороша,
тогда она будет бить в цель. Мы, гра-
ждане страны, ведущей священную войну
© фашизмом, теперь отлично знаем своего
врага. Это очень важно для карикатури-
стов, это придает значительность лучшим
их рисункам.

Художники пришли работать в ТАСС
потому, что хотели немедленно отклик-
нуться на события, волновавшие всех.
Они стали работать с такой быстротой,
как не работали никогда. Эта внутрен-
няя собранность и чувство внутреннего
напряжения известны всем работающим в
дни великой отечественной войны. Мера
времени, мера ‘вещей резко изменилась.
	Перед «Окнами ТАСС». всегда толпится
народ. Мы видим, что наше искусство
воздействует на зрителей, находит OT-
клик. В этом живом отклике мы черпаем
творческую силу. Иногда в мастерскую
ТАСС приходят люди прямо с фронта,
берут наши рисунки и увозят их с CO-
бой. Это великая награда, это великая
радость для художника.

И я и многие из моих товарищей, москов-
ских карикатуристов, считали себя в про-
шлом бытовыми рисовальщиками. Так оно
и было. Мы любили бродить по улицам
Москвы, собирать наблюдения. Мы зари-
	совывали мирную, трудовую жизнь. Иорой
это были забавные впечатления, смешной
жест, поза и т. д. Разрушение мирных го-
родов, зверства фашистов вдохнули в: нас
новое чувство злобы и мести. Уже. не: бы-
товая карикатура влечет нас к себе, &
карикатура политическая—острая, .беспо-
щадная сатира на врагов. Гитлер,  Геб-
бельс, вся эта банда убийц, авантюристов
и громил предстала перед нами во’ всей
своей скверне.
	В первых своих карикатурах мы только
издевались над фашистами. Мы высмеи-
вали их. Я рисовал Геббельса в виде ‘смеш-
ной «завитушки», в виде карикатурной фи-
турки, вызывавшей смех. Но чем больше
мы овладевали темой, новой формой бов-
вой лаконической сатиры, тем больше
содержания вкладывали мы в свои ри-
сунки. Мало издеваться над фашистами,
надо заклеймить их, показать всем мораль-
ное убожество, уродство этих обербанди-
тов. Сильно и напряженно чувствовать—
вот что нужно сейчас художнику! Многие
наши старые рисунки отдавали холодком.
Почему? Потому что мы часто выражали
наши мысли условными знаками. Сейчас
художники в лучшие свои карикатуры
вклалывают более глубокое ‚ психологиче-
ское содержание. Их образы стали. кои-
кретнее, материальнее, ощутимее. р

Если раньше некоторые карикатуры
Кукрыниксов не столько смотрелись,
сколько читались, то теперь они именно
смотрятся, они стали по-настоящему 06-
разными, эмоциональными, они апелли-
руют к чувству зрителя. 4

..Недавно. я сделал’ «Окно ТАСС», ‹ по-
	Следующие картины рисуют Умарова
на фронте — его борьбу в рядах доблест-
	ной Красной Армии и героическую
смерть.
Заглавную роль просто и убедительно
	«ПЕРЕД
		Вскоре советские зрители увидят инте“
ресную новую работу режиссеров И. Трау“
берга и А. Медведкина — снятый 8 RH
ностудии Мосфильм фильм-концерт «Мы
ждем вас с победой». Фильм показывает
проводы молодых бойцов, призванных в
ряды Красной Армии.

Композитор Т. Хренников написал для
фильма «Напутственную песню» на слов
Ф: Кравченко. В программу киноконцерта
включены также песни композиторов
В. Захарова — «До свиданья, города и
хаты» (слова М. Исаковского) и А. Алек“
сандрова — «Священная война» (слова
	В. Лебедева-Кумача),
		К. КИСЕЛЕВ
ип пиннняй
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
	отдел эстрады и цирка-К 1-88-61.
	ЗИМНЕЙ КАМПАНИЕЙ
	Рисунок ученика московской средней
художественной школы А Сайчука
	Редакция: Петровка, 10 (Петровский пассаж, помещение 53). Телефоны: общий — К 1-90-85;
	театральный отдел — К 2-43-64; отдел изобразительных иск
Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»
	Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8.

усств — К 1-85-61; музыкальный отдел — К 2-36-51;