Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”
	Гол издания ХИ
			CORETCKOR ИС?
	DPOHTOBBIE
	НОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ
	В суровые дни отечественной войны на-
ше искусство говорит полным голосом. В
тылу и на фронте оно— желанный гость.
(ю вселяет бодрость в сердца, поднимает
патриотические чувства, крепит дело победы.
	Вомитетом по делам искусств еформи-
sao 20 40 концертных бригад, высту-
пающих на различных участках фронта.
(отии актеров, музыкалиюв,  эстрадников
самюотвержению работают в действующей
армии, своим личным примером показы-
зают, как должен вести себя сегодня
совемкий хуложиик.
	ди них имеется и ряд крупных актерских
имен. Однако необходимо еще более пгиро-
кое привлечение ведущих актеров, музы-
кантов, танцоров к участию в работе фрон-
товых бригад. Каждое выступление на
фронте артиста, известного всей стране,
любимого народом, знакомого широчайшим
массам через радио, кино,  граммзались,
имеет огромное значению.
	Межлу тем руковолители ряла театров и
	Цена 390 коп.
		ОКТЯБРЯ
1941 гола
	№ 39 (774)
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	Ь Ленинграде
	БОЕВЫЕ ДНИ ТЕАТРА
	Сейчас, когда враг у ворот Ленинграда,
	котда лучшие люди защищают свой лю-
бимый город от яростных атак фашист-
ских банд и стахановским трудом куют
У станков победу над врагом, большую и
ответственную работу проводят артисты
ленинградских театров. Они отдают свое
искусство на службу родине.
	В городе работают четыре  боль-
	ших театра: Театр им. Ленсовета, Театр
им. Ленинского комсомола, Театр музы-
кальной комедии и Театр государственной
комедии. °
	Вот что говорит художественный руко-
дитель Театра им. Ленсовета  заслу-
	водитель аеалра им. «лоно сото eanwi y
женный деятель искусства Сергей Эрне-
стович Радлов:
	«С огромным под’емом работает в эти
	дни весь коллектив нашего театра, в KU-
торый вошел народный артист республики
Б. А. Горин-Горяинов. После двадцатилет-
него перерыва пришлось и мне выступить
на сцене, я исполняю роль Маринелли в
новой постановке нашего театра «Эмилия
Галотти» Лессинга. За дни войны мы по-
казали две новые наши работы: «Клю-
чи Берлина» и «Эмилия Галотти»,
	Но самую большую радость нам, работ-
	никам сцены, доставляет наш замечатель”
ный ‘советский зритель. Почти каждый
день среди зрителей мы видим бойцов и
командиров действующей армии, прибы-
вающих в наш тород. Они вниматель-
но и чутко реагируют на нашу игру,
и их аплодисменты — лучшая для нас
награда. В часы воздушных тревог спек-
такль прерывается с тем, чтобы’ после
сигнала отбоя немедленно возобновиться.
На-днях у нас в театре произошел сле-
дующий случай: в театре, как и во всем
квартале, погас свет. Никто в зрительном
зале не шелохнулся, спектакль . продол-
жался при свете фонарей.
	В городе слышны орудийные раскаты, а
	зритель внимательно следит за монологом
Отелло. Сейчас мы тотовим новую работу
драматурга Тарвида «Новые похождения
	Швейка». Tema пьесы — привклюзевия
Швейка в наши дни. когда Чехословакия
	оккупирована войсками фашистской Гер-
маний».
	В беседе ¢ нашим корреспондентом ху-
	дожественный руководитель Театра музы-
кальной комедии А. Н. Феона сообщил:

«Весь коллектив нашего театра счастлив
служить своим искусством народу в гроз-
ные дни обороны торода Ленина. Немо-
	средственные встречи с бойцами и коман-
	дирами на фронте, доблестными защитни-
	ками нашего города, доставляют нам мно-
то радости. Веселое искусство оперетты
поставлено на службу обороне. Исполие-
ние любимых арий -нелосредственно на по-
вициях, горячие аплодисменты наших доб-
лестных защитников свидетельствуют @
том, что наше искусство нужно даже в
эти грозные часы. Спектакли начинаются
в 6 часов вечера; зрительный зал почти
всегда заполнен. з

После прошедшей премьеры оперетты
«Марица» мы готовим новые постановки:
«Нищий студент»,  «Гейша», «Продавец
JITHIL>.
	СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ
	Как известно, лауреат Сталинской пре-
мии композитор Дмитрий Шостакович за-
кончил работу над двумя частями седь-
мой симфонии, посвященной теме вели-
кой отечественной войны.

Первая часть симфонии написана в рон-
до-сонатной форме и в первом разделе
рисует картины мирной счастливой жиз-
ни свободного народа. В следующем
разделе появляется новая тема — тема
ройны. Она идет Ha непрерывающемся
фоне барабанного боя. Ее интонации cy”
ровые, жестокие, неумолимыё. Ее ритм
маригевый. ‘

К обычному большому составу оркестра
присоединена дополнительная группа мед-
	ных инструментов. Лавина войны про-
носится в смене’ грандиозных по звуч-
ности эпизодов. Перед репризой проходит
«интермедийный» траурный эпизод,  во-
площающий чувство скорби о жертвах вой-
ны, о погибших героях. В репризе кар-
тины мирной жизни — тема экспозиции
—- проходят просветленными и. облагоро-
женными. Заканчивает первую часть сим-
фонии короткий эпизод, возрождающий
тему войны. ;
	Вторая часть симфонии условно назва-
на автором «Сновидение».
	Это своего рода интермеццо между мо-
пументальной первой частью — драматур-
тически основной в симфонии — и рядом

последующих частей.
	Шостакович играл симфонию 17 сентяб-
ря вечером в товарищеском кругу компо-
зиторов Попова,  Богданова-Березовского,
Кочуроват Пейсина. Он рассказал. им
план и замыслы произведения, перспек-
тивы композиции дальнейших частей,
которых будет еще две или даже, может
быть, три.

Работа над седьмой симфонией идет ин-
тенсивно. В боевой обстановке обороны
Ленинграда, под «фон» зенитной и артил-
лерийской пальбы работает композитор
изо дня в день.
	3-м сентябрем помечена дата оконча-
ния партитуры первой части, 17 сентяб-
ря написан последний такт партитуры
второй части.

Яркое, мастерское произведение Шоста-
ковича волнует острым чувством современ-
ности и является активной ‘творческой
реакцией передового художника на вели-
чественные события окружающей  дейст-
вительности. $
	ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
	Ленинградский союз советских худож
ников совместно с Публичной библиоте-
кой имени Салтыкова-ШЩедрина и Музеем
Революции подготовил выставку плаката
и лубка эпохи отечественной войны 1812
года, первой мировой войны и великой
отечественной войны 1941 года.
	Большой интерес представляет экспо-
виция травюрных лубков русского ху-
дожника Ивана Теребенева, относящаяся
к 1812 году, а также других художников
этой эпохи. Интересны лубки с изображе-
ниями героических партизан 1812 года.

Лубки первой мировой войны сделаны
художниками Моором, Нарбутом, а также
рядом безымянных художников. О  ге-
роизме русского народа свидетельствуют
плакаты . времен тражданской войны и ве-
nHKOH — отечественной войны 1941 года.
	БРИГАДЫ НА ФРОНТЕ
	За три месяца войны концертные брига-
ды актеров ленинградской эстрады да-
	ли в действующем флоте 839 и в деист-
	вующей армии 1161 концерт. Джаз-
ансамбль под руководством К. Шульжен-
ко за это время выступил. на передовых
	лозициях 108 раза.

Выступления ансамбля © интересом
встречаются бойцами.

На Н-ском аэродроме начальник эскад-
рильи, передавая коллективу большой бу-
кет полевых цветов, сказал: «Этот букет
собран здесь, на полях фронта. Мы mepe-
даем вам эти цветы, как символ едине-
ния Красной Армии с работниками ис-
кусств».

С чувством большой радости участни-
ки бригады выслушали заявление коман-
дира-орденоносца Н-ской эскадрильи т.
Качановского, который сказал: «Наши
летчики, возвращаясь после выполнения
боевых заданий, часто напевают песни,
исполняемые вашим ансамблем».

Джаз-ансамбль принял’ решение быть
на фронте вместе с частями Красной
Армии до окончательного разгрома фа-
пгистских полчищ. у
	М. ДВИНСКИЙ
	ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ‘ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	Герой Советского Союза капитан Б. Ф. САФОНОВ
Рисунок лауреата Отаэлинской премии Б. В. Иогансона
		un, ABR mm ek CR REL Oe
т, Kak должен
отский художлик.

— Мы рады тому, что советские. арти-
‹ вместе © нами находятся на фронте
кой отечественной войны, — пишут
цы Н-ского полкового соединения В
ом отзыве 0 выступлениях бригады,
оводимой т. Давыловым. — За правду
юдную, вложенную в намту музыку, в
пи песни, в наши рассказы, в наши
кки, в наше родное‘ искусство, мы
ющадно дрались © фалиизмом и будем
THA до полного его истребления.

SRP UN hd
вести 66бя сегодня

Работа бригад протекает подчас в очень   Красной Армии,

ных и сложных условиях.

концертных организации все еще пыта-
ются оправдать отсутствие крупных масте-
ров искусства в некоторых фронтовых
бриталах интересами нормальной произ-
водетвенной жизни художественного пред-
приятия. Такие руководители, видимо, до
сих пор неё поняли, что понятие пормаль-
ной производетвенной работы  Театра или
концертной  оргапизации в сегодняшних
условиях включает в себя, как неот’емле-
мую часть, непосредственное, прямое 06-
служивамне Фронта. Эти руководители все
еще находятся в ‘плену старых представ-
лений о художественной работе в частях
как работе  шефекой,

Вот как,   общественной, забывая © том, что шеф-

пример, характеризует приказ Военного   ская рабога в настоящее время является
ета Н-ской армии работу бригады, ру-  лишь дополнением к работе бригад, осу-

winvot т ПЛишиком «3a

короткий

ществляемой в государственном порядке.
	Необходимо, чтобы в персональном рас-
писании работы кажлото артиста наряду с
	ого выступлениями в стенах театра  наш-
	ла себе достаточно большое место систе-
матическая концертная работа в частях
Красной Армии.
	Руководители театра обязаны заботить-
ся но только о том, чтобы обеспечить всем
необходимым текущий репертуар и подто-
товляемые премьеры. Не в менышей сте-
пени они долюны оргатизовать и 06ес-
печить работу своих актеров в бригадах,
обслуживающих Красную _ Армию. Сюда
относится забота о подготовке и своевре-
менном разучивании репертуара, © снаб-
жении артистов нужным реквизитом и му-
зыкальными инструментами, 06 обестече-
нии участников бригад, посылаемых на
фронт, теплой одеждой и т. д.

За послелиее время наметилась опас-
ность шаблонного подхода к формированию
бригад. Вее они строятся по одному уста-
новленному ранжиру и крайне однотипны.
Между тем в отдельных случаях (напри-
мер, для работы в госпиталях) бригады
целесообразно составлять не из 13-15, ках
это делается обычно, а может быть из
2-3 выдающихся исполнителей.

Более решительно следует преодолевать
тепленции отдельных руководителей ‘еат-
ров и концертных организаций  комилек-
товать бригады искночительно” из’ своих
сил. На деле это приводит к однообразию
репертуара, однотитности жанров и, в ко-
очном счете, снижает результаты работы
бригалы.
	Особым, но чрезвычайно острым в ра-
бота бригал является вопрос ® баянистах.
Не говоря уже © том, что тармонь —
один из любимейших музыкальных инет-
рументов в народе, в условиях фронта при
огсутствии фортепиано на ней зиждется в
сущности вся концертная программа. В
кадрах квалифицированных баяниетов уже
сойчае ощущается острая нужда. Необхо-
димо организовать быструю подготовку
профессионалов-баянистов.
	Фронтовая концертная работа ‘требует
® себе неустанного внимания и каждо-
дневной напряженной подготовки. «Bee для
фронта!» — этот лозунг должен стать
руководящим для всех наших театров и
концертных “организалий, им должен ру-
ководетвоваться каждый советский актер.
	ководимой т. Пищиком: «За короткий
срок пребывания в наших частях, —
говорится в приказе, — бригада дала
	около 30 концертов, проводя свою радоту
в чрезвычайно тяжелых и суровых усло-
виях Фронта. Ни отсутствие сколько-ни-
будь удобных концертных площадок, ни
обстрел со стороны вражеских артилле-
рии и минометов, ни осенняя непогода
— ничто не мешало самоотверженной ра-
боте артистов, не снижало высоком ху-
дожественното уровня их выступлений».
	Почти трехмесячный опыт работы фрон-
товых артистических бригад дает материал
для первоначальных обобщений и выво-
лов. Можно считать оправдалипей себя
практику комплектования бригад по прин-
пишу сочетания различных жанров искус-
ства. Наиболе» эффективными оказались
программы, в которых рядом © героико-
патриотическими произведениями бюльшое
место отведено лирике, острой шутке, ‹а-
тире.

Новые песни, как правило, пробивают
собе дорогу на фронт не через печатные
излания. Их привозят © собой фронтовыю
бригады, и живое, темпераментиое испол-
нение сплошь и рядом решает успех их в
храсноёрмейской среде,

Значительное место должна занимать 3
репертуаре бригах народная песня, и ©
только русская. Нало энать, какое значе-
пие для бойцов, пришедших в армию со
всех концов наней необ’ятной многонанщио-
паЛьной родины, имеют знакомые им с
детства напевы.
	С большой любовью слушают бойцы
классические произведения. Популярные
арии из опер неизменио пользуются успе-
хом на фронтовых коицертах, так же как
и не слишком сложные классические ин-
струментальные произведения.
°И, наконец, чисто эстрадные жанры —
комическая сценка, скетч, веселые, задор-
ные куплеты, живой конферане — остро-
умный, проникиутый политической — зл0-
бой дня, опирающийся там, где это“ воз-
можно, на местный материал, —— все aps,
как показывает практика, обеспечивает не
только художественный, но и политиче-
ский эффект выступлений бригады.

Не меныпую роль, чем репертуар, В
успешной рабом бригад итрает вопрос о
квалификации артистов,

РЕ ан я
	В основном бригады укомплектованы
	 ЗВ ЧУ АА Ч ИР   ОЧ с. БТ.

в.   РТ
кпалифицированными исполнителями.

Cpe-
	СОВЕТСКОГО

Г
ИНФОРИБЮРО

07]
	В течение ночи на 1 октября наши вой-
ска вели бси с противником на всем

фронте.
	Штурмовая авиация части майора Дель-
нова, оперирующая на одном из участков
Северо-Западного направления фронта, за
один день уничтожила 80 немецких авто-
машин, свыше 20 броневиков, 4 танка, 20
зенитных орудий и сожгла два больших
склада с горючим и боеприпасами.
		время в деревню нагрянул немецкии ка-
рательный отряд. Фашисты сотнали всех
крестьян на площадь и приказали им
немедленно доставить хлеб и мясо. Кол-
козники ответили, что у них ничего нет,
так как проходившие через деревню нем-
цы все продовольствие уже забрали. Тог
да фашисты вывели из толпы колхозни-
ков В. Егорова, М. Таврид и Р. Озолина,
избили их до потери сознания, а затем
тут же при всех расстреляли. В деревне
Бородкино Новосельского района немцы
часто устраивают повальные обыски, C0-
провождающиеся грабежами и насилиями.
В одном доме фашисты нашли у 12-лет-
него мальчика старый штык, из’еденный
ржавчиной. В тот же день изверги учини-
ли зверскую расправу над мальчиком и
его родными.
	ee
*

Гитлеровские войска, оккупировавшие
Польшу, терпят значительный ‘урон от
действий партизанских отрядов’ польских
патриотов. Недавно партизанский отряд
под командованием офицера польской ар-
мии совершил налет на отряд немецких
солдат близ гор. Седлец. Фашисты. были
застигнуты врасплох. Во время перестрел-
ки были убиты 15 немецких солдат и
один унтер-офицер. Партизанский отряд
захватил на дороге около города Остролен-
ка немецкий o603 © продовольствием.
Уничтожив охрану и 9 грузовых автома-
шин, партизаны скрылись, захватив с CO-
бой все продукты. Около Люблина парти-
заны напали на немецкий кавалерийский
взвод. Немцы бросились на партизан в
атаку, но попали под сильный пулемет-
ный огонь и отступили, потеряв 14 солдат
убитыми и ранеными. Обеспокоенные не-
престанными нападениями партизан, ок-
купационные власти усиливают гарнизо-
ны в польских тородах выздоравливаю-
шими ранеными солдатами.
	ae
*

Сотни тысяч учащихся ремесленных
училищ и школ фабрично-заводского обу-
чения самоотверженно помогают нашей
промышленности быстрее выполнять зака-
зы фронта. Образцово работают на сталин“
градском тракторном заводе ученики pe
месленного училища № 1. Отличники уче-
бы Бородин, Емельянов и другие являют-
ся передовыми стахановцами на заводе.
Юный фрезеровщик Иван Правов выпол-
няет по две нормы в смену. 150—200 про-
центов нормы дают ученики Иванов, Щер-
баков, Подобед, Шур, Юшков и другие.

Большинство ‹ учащихся ремесленного
училища одного из тульских заводов до-
срочно закончило учебу и блестяще вы-
полнило пробные работы на 5 разряд. Мо-
лодые токари Фундаев, Шарафьев и дру-
гие систематически вырабатывают по две
нормы в смену. 16-летний слесарь Рома-
нов ежедневно дает 300 и более процен-
тов нормы. В сентябре он заработал 1254
рубля. Десятки учеников школы фабрич-
но-заводского обучения № 3 Челябинской
области работают проходчиками, забойщи-
ками и навалоотбойщиками  копейских
рудников и перевыполняют нормы. Пре-
красно овладев отбойным молотком, уче-
ник школы кирпичников вырабатывает по
три нормы в смену.
	Воспитанники ремесленных. училищ, вно*
сят и осуществляют ценные рационализа»
торские предложения. На Молотовском
заводе имени Сталина 16-летний Алек-
сандр Малых, применив ряд рационализа»
торских мероприятий, добился перевыпол-
нения заданий более чем в три раза.
Окончивший ремесленное ‚училище Прива-
лов придумал оригинальное приспособле-
ние, позволившее › вдвое ускорить одну
важную производственную операцию.
		Утреннее сообщение 1 октября
	Авиачасть майора Комарова, действую-
щая на Юго-Западном направлении фрон-
та, за десять последних дней уничтожила
60 немецких танков, 20 зенитных орудий,
420 автомашин, нанесла тяжелые потери
трем полкам пехоты и уничтожила эекад-
рон кавалерии. На аэродромах противника
уничтожено 20 немецких самолетов.
	На другом участке Юго-Западного на-
правления фронта летчики авиачасти, где
всенкомом тов. Алексеев, 28 сентября
уничтожили 70 автомашин с пехотой про-
тивника, 14 танков и 10 бронемашин. Са-
молеты подразделения майора Шишкина
на бреющем полете атаковали немецкую
мотоколонну. Уничтожено 20 автомашин с
немецкой пехотой.
		На одном из участков Северо-Западного
направления фронта наши части захва-
тили немецкую автоколонну с боеприпа-
сами. Взятые в плен водители автомашин
дали показания,  свидетельствующие о
серьезных трудностях, которые испытыва-
ют фашистские войска в связи с дейст-
виями партизанских отрядов в тылу не-
мецких войск.
	Шофер Гейнц Апфель показал: «Бось-
мого сентября шесть моих товарищей бы-
ли арестованы за то, что они несвоевре-
менно доставили боеприпасы из Луги на
линию фронта. Я тоже входил в состав

этой колонны. Рейс был жуткий. Парти-
	заны неотступно следовали по нашим п8-
там и наносили нам удары в спину и
в лоб. Восемь раз на нас нападали пар-
тизаны. Несколько автомашин с грузом
нам пришлось бросить на дороге. Две ав-
томашины провалились на разрушенном
партизанами мосту через какую-то речку.
Пять дней мы пробирались от’Луги до
места назначения. Из 14 машии в колонне

осталось только 7».

Друюй водитель Пауль Альтдорф зая-
вил: «Мы ежеминутно подвергаемся не
меньшей опасности, чем солдаты, участ-
вующие в боях. Пять водителей, с кото-
рыми я в разное время ездил, убиты пар-
тизанами в сотне километров от передо-
вых позиций. Каждый рейс сопряжен с
опасностью для жизни и большими труд-
ностями. Дороги, испорченные при отсту-
плении русских войск, сейчас, с насту-
плением дождливой погоды, окончательно
пришли в негодность. Ездить ‚становится
с каждым днем все труднее. Машины бук-
суют, застревают в грязи, в ухабах. Без
тягача нельзя проехать и 10 километров.
Ни одного рейса не проходит без аварии.
Этим пользуются партизаны. Наша авто-
колонна ни разу не доставила во-время
груз к месту назначения»,
			Отрицательное отношение гитлеровцев к
реализму вообще распространяется и на
литературный жанр, в котором реализм
одержал свои самые блистательные побе-
ды, — на роман. Незадолго до вероломно-
	го пападения фашистской Термании на
Повотекий Союз ‘в среде фашистских
	литературоведов шло нечто вроде дискус-
	сии о романе. Жанр романа, как известно,
	требует правдивого изображения общест-
венной жизни. Фашистские заправилы
боятся даже крупилки правды, которая в
романе может проглянуть иногда против
воли фапгистского писаки. Поэтому «расово-
	чистые» германские литературоведы TPH
цают самую форму романа, считают ее про-
тивиой «немецкому началу» в искусстве,
Вместо романа фашистские Угрюм-Бурче-
евы рекомендуют современным немецким
писателям как наиболее актуальную ли-
тературную форму... лревне-германские са-
ги. Подлинно народные фольклорные са-
ти тут, конечно, не при чем. То, что эти
«теоретики» называют  сагами, на деле
представляет собой рифмованные и про-
заические изложения трескучих геббельсов-
ских реляций и гитлеровского волчьего воя.

Фашистское «искусство» — орудие мер-
твящего казарменнсго духа, зловещее за-
вывание разбойников и мародеров. Наци-
сты растлили все проявления современной
германской жизни — в том числе лите-
ратуру и искусство.

Традиция правды и гуманизма немец-
ких классиков сохранилась только В
творчестве тех писателей, которые муже-
ственно стали в ряды непримиримых
борцов с фашизмом, — таких, как Mann,
Фейхтвангер, Вайнерт, Бехер.

Великая отечественная война, которую
ведет советский народ против кровавых
фашистских псов, это особая война. Это
война культуры против варварства, прав-
ды против лжи и мракобесия, человеч-
ности против разбоя, света против мрака.
Мы защищаем нашу землю, наш, строй,
нашу свободу. Мы защищаем все высо-
чайшие культурные блага, которые нако-
‘пило человечество за свой долгий. путь.
В этой войне правда на нашей стороне,
р этой войне мы победим.
	В. КИРПОТИН
	какой-нибудь натуралистической или XO
тя бы реалистической эпохи».

Геббельс, которому отданы в бескон-
трольное распоряжение немецкая литера“
тура ‘и искусство, противопоставляет ре
ализму свою пресловутую «стальную ро“
мантику». Лозунг фашистской «романти-
ки» направлен против реализма. Задача
фашистских драмоделов полагается в том,
чтобы оторвать» литературу от действи-
тельности, не дать ей возможности пока-
зать, как выглядит Германия под пятой
Гитлера.

Представитель унифицированного фа-
штистского литературоведения Корф © хо-
луйским цинизмом учит: «Мы име-
ем право`не на всякую, а только НА бла-
тоговейную критику». Это значит, что В
искусстве, как и в других областях ин-
теллектуальной жизни, фашисты позво-
ляют вебе лишь раболепно повторять
живую демагогическую трескотню и бес-
‘онечно однообразно славословить людое-
да-фюрера.

Гитлер оставил за лакеями от искус-
ства нишь задачу технического иллюстри-
рования скудоумных фашистских заклина-
ний. Фашистская политика ведет к созда-
нию бессодержательных и худосочных пн-
сулек. пропитанных бредом человеконена-
	О Е ORE

вистничества.
Иди —- ограбь, изнасилуй, убей, —

приказывает Геринг. Иди —- отрабь, из-
насилуй, убей, — кричит на всех пере-

наст oe 86 Oat hae
	ЗЕЕ т ТФ Е

крестках Геббельс. И фашистские писаки,
малевальщики, Лицедеи, кинокарьёристы
с утомительным однообразием на все ла-
ды повторяют эти три слова, выдавая
свое служебное полицейское рвение за
«вдохиовение».
Проникнуть в правду действительности
— вовсе не легкая задача. Для решения
ее искусству необходим союз © наукой, с
передовой идеологией, с передовыми до-
стижениями культуры. Советская литера-
тура, как и все советское искусство, ви-
дит в союзе с наукой и знанием залог
успешного развития,
«.будущее драмы в полном ‘слиянии
большой идейной глубины, сознательного
исторического содержания с шекспиров-
ским богатством действия». Фашисты же,
заинтересованные В том, чтобы сделать

искусство орудием демагогического обмана
трудящихся, отдают литературу и искус-
ство в рабский илен иррационального, ми-
стики, религии, астрологии, оккультизма,
знахарства и магии.

Один из ближайших помощников Гит-
лера, пресловутый Розенберг, заявляет в
своей книге «Миф двадцатого века»;

«Интеллектуализм, как явление, претен-
довавшее на культурную значимость,
лежит на смертном одре. Поворот от тео-
ретического материализма в науке и ис-
кусстве можно считать внутренне завер-
шенным; маятник качнулся уже обратно
(теософия, оккультизм)». 4

Средства искусства в руках фатизма —
орудие разрушения культуры, озверения
и одичания:

Маркс и Ленин учат нас в создании
нового опираться на достижения прошлэт
то, на классическое наследие. Мы внаем,
как относится фашизм к культурному
наследию прошлого: яркая иллюстрация
— средневековые костры на площадях не-
мецких городов, изгнание всех более или
менее независимых деятелей литературы
и искусства из Германии. Но этого мало.
Фашисты пересматривают всю традицион-
ную историю литературы. Продажные ли-
тераторы выступают против Гете, доказы-
вая, что он слишком правдив, реалисти-
чен, гуманен и интернационален. В не-
мецких школьных хрестомалиях отрывки
из косноязычных писаний Гитлера, Ро-
зенберга и Геббельса заменили произве-
дения Шиллера и Гейне. Зато на щит
подымаются реакционные романтики, и В
первую очередь фон-Марвиц, в произведе-
ниях которого, по словам Энгельса, «нет
ничего интересного, кроме превосходных
сведений о кавалерии и непоколебимой
веры в чудодейственную силу пяти удё-
ров кнута, если их опускает дворянин на
спину черни».

Реализм органически связан с тумани-
стическими, демократическими и социали-
стическими идеями. Правда и человеч-
ность — родные братья. Ненависть фа-
птистских ‘могильщиков культуры к рез-
лизму вполне последовательна и распро-
страняется не только на писателей-совре-
менников. но и на писателей всех минув-
	тих веков.
	В качестве одного из средств духовно-
то растления современного немецкого по-
коления фашисты используют литературу
и искусство. Но искусство по
своей не может служить орудием чехлове-
коненавистничества. Музы Не. могут
ужиться под одной крышей с людоедами,
Фашисты губят литературу и искусство,
художественное творчество не может по-
лучить питательной среды в громадной ка-

рме, которая называется  национал-с0-

циалистской Германией.
 Искусство требует правды. Правда —
это атмосфера, вне которой искусство вя-
нет и гибнет, Все великие классики это
превосходно понимали, они дорожили
правдой, в ней они видели единственное
спасение от пошлости, от эпигонства, от
манерности. Правдивость делала народны-
ми их произведения. «Это именно то, что
нужно теперь русскому обществу, — пи-
сал Некрасов Льву Толётому, тогда еще

начинающему писателю, — правда, прав-
да. которой со смертью Гоголя так мало
ee mearey ftlornacoB
	ath, РАФ о:
ОЕ русской ‘литературе. (Некрасов

Oe en ere обе
	Jud he RP м фе. . 7:
имел в ВИДУ казенных. николаевских бор-

И бы   Оба
	зописцев. — В. К.). — Вы правы, дорожа

вописцев. — :
всего больше этой стороной вашего даро

РАНИЯ»,. О оды а   М
	ции.
Основой нашего социалистического HC
eee UAT
	А РС ЧЩ Г “
кусства является ленинская теория отра-
от художника

жения, которая требует
правды в изображении действительности,
правды последовательной и глубокой, все
равно, идет ли речь о положительных
или отрицательных явлениях жизни. Мак-

ичайший социалистиче-

сим Горький, вел
ский писатель, смело смотрел в лицо

жизни и с беспощадностью хирурга обна-
жал ее язвы, Чтобы тем верней указать
ла свет ленинской правды, как на един-

ственную программу их исцеления.
боятся правды —

Фашисты смертельно
политике, в морали, в науке, в искус-
	стве,
Страх перед правдой, перед реально-
р перед прав но фактор
	Aa pee ЕР ЕД ТЕТ

стью — основной определяющий Pee ©

С-
фашистской политики В литературе и и

тург Иост
кусстве. Лейб-фашистский драмал НЫ i
	а первых me anea Пр в

еалиама В
власти обявил поход против per ercen NT.
	Blt Pa VF Pee ER Бобы
искусстве и драматургии: «Нам чужды,
— писал он, — творческие лаборатории
			Немецко-фашистские мерзавцы продол-
жают неистовствовать в захваченных ими
районах. В деревне Верест Волосовского
района, Ленинградской области, проходив-
игие немецкие части отобрали у колхозни-
ков” все ‘продовольствие. Через некоторое