ЧЕТВЕРГ, 2 ОКТЯБРЯ 1944 г, № 39 (4
	Слова Я. Шведова

toe oe

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	„Юный. па ртизан

> re
		Студенты Гитиса
	уже месяц идут занятия в Государст-
	венном институте театрального искусства
им. Луначарского. Прием в. институт ‹ на
	первый курс происходил в военное вре-
мя. Но, как и обычно, число заявлений от
желающих получить высшее театральное
образование значительно превысило число

вакансий.
	Занятия ведутся интенсивными темпа-
ми. Рабочая неделя увеличена для сту-
дентов до 42. часов. Сокращены сроки вы-
пуска. Так, студенты 1 курса режиссер-
ского факультета после 2% месяцев заня-
тий сдадут государственные экзамены и
закончат институт в` марте.
	-.С большим увлечением учатся студенты
национальных студий Гитиса. Студенты
„студии Коми. (ГУ курс) летом работали на
трудовом фронте, намного перевыполняя
  порученные им. специальные задания; к
началу учебного года все они явились на
занятия. Теперь студия Коми под руко-
водством А. Окунчикова ставит антифа-
	итистскую пьесу Бруштейн «Продолжение
	следует» и заканчивает работу -над «Бес-
приданницей» Островского и комедией
Лабиша «Соломенная шляпка».
	Интересен и разнообразен учебный ре-
пертуар студентов-актеров ТУ, выпускного,
‘курса (руководитель Е. Телешева).. Особое
‘внимание обращено на современный ан’
тифашистский и патриотический реперту-
ар. В концертную программу войдут: «Ры-
бачка с побережья» Левина, «Пять долла-
ров» 0. Генри, «Связист» Горева, «Кусок
мяса» Венкстерн. На ТУ курсе будут по-
‘ставлены: новая пьеса бр. Тур и Шей-
‘нина ’«Дым отечества» и «Ночь ошибок»
Гольдемита. s

Студейты Гитиса проявили себя как го-
рячие патриоты. В действующую армию
пошли добровольцами семь  студентов-
комсомольцев с режиссерского факультета.
Недавно окончила курсы медсестер пер-
вая труппа студенток Гитиса. В ближайшие
дни начинает занятия вторая группа
студенток-медсестер. .
	Б театрах и драмколлективах
Московской области
	В этом сезоне в Московской области ‚ бу-

‘дут работать пять театров — четыре’ пв-
редвижных, в том числе детский и Ку-
кольный, и один стационар — Ногинский

Topo-ickott драматический театр.

Четыре уже действующих театра’ дали
в июле и августе свыше 350 спектаклей.

Сейчас открывается HATH театр —
Театр политического. обозрения. Его худо-
жественным руководителем “будет заслу-
женный артист РСФСР .П. Поль.

Театры Московской ‘области’ усиленно
работают над новыми постановками. Но-
	МУЗЫКАЛЬНЫЕ
НОВИНКИ.
	Композитор К. Я. Листов сделал удач-
ную попытку перевести образы «Окон
ТАСС» ‘на язык музыкальной“ эстрады.
Его «Музыкальные окна» — это сатири-
ческие `джаз-песенки, написанные ”на сю-
жеты и тексты карикатуристов и поэтов.
	Остроумна! песенка на стихи Маршака
— «Чистота арийской крови». Побле ка-
ждого. куплета сатирическога стихотворе-
ния композитор вводит припев: «вдох-
новенное» мычание коровы на фоне ту-
пого марша — выразительный коммента-
рий к «мечтам» бравого гитлеровца.
	Фашистский сумрачный калифиу
Кальян душистый закурив,
Велел ‘притти с доклалдом..:
	— так начинается другая  джаз- песенка
Листова — «Арапские сказки’ немецкого
верховного командования». Листов напи-
сал эти юмористические куплеты, ‚забав-
но имитируя восточный стиль. uo

Окно-фельетон «А вот, & вот! крестовый
поход» (авторы текста Н. Адуев, А: ‚Ро-
хович, М. Слободской) выдержано в духе
карикатурного солдатского: тмарша, а
шуточная песенка «Московские  калачи»
(текст И. Доронина). — о «подарках»! ка-
кими угощает красная Москва - фашиет-
ских головорезов-налетчиков, — в характе-
ре бойкой русской частушки. .
	-_
У. Листова есть и-темперамент. и остро-
	`‘умие; ANITA каждого из своих «Окон» ‘он
	умеет найти убедительный. и` доходчивый
сатирический прием. Нужно ли говорить
о том, насколько ценным и ‘жизненным
является избранный им жанр. музыкаль-
ной политической сатиры. 4 mar

{ 1
В. Я. Кручинин закончил ‘в клавире:

«Третью красноармейскую сюиту» дляду-
хового оркестра и хора. ry
` Большой мастер в области’ легкой ‘воз
кально-эстрадной музыки, Кручинин` уже
несколько лет пишет также и’ для духо-
вого оркестра. Его «Крабсноармейские. сю-
	‚иты»: (первая из них ‘ноявилась в 1937 г)
	обогатили репертуар ‹нангих военных муз
зыкальных ‘коллективов. Будучи: доступ
ными для исполнения не ` только боль
шим, но и малым оркестром, они вместе
с тем достаточно ‘интересны как концерт-
ные произведения, .а главное, — блиаки
	Музыка В. Белого
	В ту ночь среди
густых ветвей
Кружил в лесу туман.
С отцом двенадцать
сыновей
Пришли до партизан.

За ними следом в наш
отряд,
В наш потаенный дол
Их самый юный, младший
брат,
Тринадцатый пришел.
	Сказал:
«Расстреляна сестра,
А мать избу сожгла,
Кругом у нашего двора
” Лишь пепел да зола.
Родную Сталинскую речь
Я знаю наизусть,
Хочу‘ я с братьями сберечь
Отчизну-Беларусь».
Ушел в разведку
мальчуган,
Недолго ждать пришлось.
Мы утром поезд у врага
Пустили под откос,
С отцом в сраженьи
впереди
Тринадцать сыновей.
Врагам вовек не победить
Семью богатырей.
	СЛУШАЙ, ФРОНТ!
	Крупнейшие мастера. советского искус-
ства принимают участие В радиопереда-
чах для бойцов и командиров ‘Красной
Армии.

Эти передачи пользуются заслуженным
успехом в частях действующей. армии. В
многочисленных письмах, получаемых. с
фронта Всесоюзным радиокомитетом, бой-
цы, командиры и политработники тепло
отзываются о передачах «Слушай, фронт!»
и новых произведениях, исполняемых по
радио. \

«Вчера мы с великим удовольствием
слушали передаваемый вами концерт. Ба-
шей передачей были очень и очень Ao
вольны. Ваши песни поднимают в нас
боевой дух и зовут на новые подвиги. Мам
часто приходилось слышать боевые песни
0б артиллеристах, танкистах, летчиках. А
вот о себе, о пулеметчиках, не слышали
ни разу. Мы хотели бы услышать боевые
песни о нас — советских пулеметчиках»,
— пишут сержант А. С. Колесников, еф-
рейтор Х. Х. Бареев, красноармеец Ii. JI.
Синицин.

Николай Косенко прислал из Черномор-
ского флота следующее письмо: «Испол-
няемые ‘по радио песни  воодушевляют
нас в горячие боевые дни. борьбы с вра-
гом за нашу горячо любимую родину».

Вот отзыв о концерте бойца С. П. Го-
лолобова: «Бойцы и командиры приносят
искреннюю благодарность всем  участни-
кам джаз-оркестра Всесоюзного радиоко-.
митета, мастерски исполнившего ряд MY-
	зыкальных произведений. Исключительно
	приятное впечатление произвело на нас
выступление артиста Г. Абрамова. За-
мечательные частушки, исполненные им,
заинтересовали многих из нас. Просим
	Радиокомитет прислать нам ноты, чтобы
разучить их в коллёктивах красноармей-
	ской художественной самодеятельности».”
	Красноармейцы и командиры. очень теп-]
	420 отзываются о новых песнях, написан-
ных советскими композиторами. Вот. неко-
торые отзывы: «Песня «Идет война на-
родная, священная война» (текст В. Ле-
бедева-Кумача, музыка А. Александрова)
вдохновляет нас на подвиги, на борьбу с
фашизмом до победы», «Спасибо за песню
«Вперед, вперед в атаку!» (текст М. Свет-
лова, музыка Г. Брука). Всем сердцем
переживаем слова и музыку, зовущие в
бой. Просим передавать песню ‘чаще».
	Новые работы
московских живописцев
	Шестьдесят три московских живописца
работают по заданию Московского това-
рищества художников над картинами на
темы великой отечественной ›войны.

П. Соколов-Скаля пишет картину «Ha-
родная война», Г. Савицкий — «Красная
конница на фронте отечественной войны»,
Ф. Шурпин — «В разведку», Ф. Модо-
ров — «Пехота и танковое соединение».

Художники работают и над сюжетами
из боевой деятельности Военно-Морского
Флота. Тема К. Вялова — «Советская под-
водная лодка во вражеском порту»,
Ф. Богородского — «В Севастополе».
	„ЗА РОДИНУ“
	«а родину» — так называется откры-
вающаяся в Баку выставка живописи,
трафики и скульптуры, посвященная
борьбе советского народа с фашистскими
захватчиками. Здесь будет представлено
более 50 последних работ бакинских ху-
дожников.

Центральное место на выставке займет
большое полотно художников М. Абдул-
лаева, Б. Алиева и Б. Мирза-Заде — «За-
седание Государственного Комитета 0Обо-
роны под  председательством товарища
Сталина». Кямиль Ханларов пишет кар-
тину «Главнокомандующий войск Северо-
западного направления К; Ворошилов на
фронте», А. Саханов — «Разгром немецкой
танковой дивизии», А. Кравец воспроиз-
водит эпизоды борьбы Балтийского фло-
та. Он же заканчивает картину «Красно-
армейцы подрывают‘ вражеский танк». Ми-
каэль Абдуллаев посвящает свою картину
летчику-азербайджанцу Мазаир Абасову и
его экипажу. С. Каракашев пишет карти-
ну «Боевая подготовка народного опол-
чения», Гасан Гасанов — «Партизаны в
засаде», Гюлли Мустафаева — «Захват
колхозниками парашютного десанта». Мо-
лодая художница Марал Рахман-Заде
сдала серию графических работ.

Скульптура будет представлена, статуей
героя отечественной войны Кемала Касу-
мова работы П, Сабсая, его же компози-
цией «Мать и сын» и др.
	Ряд картин посвящается историческому
прошлому азербайджанского народа и его
борьбе с чужеземными захватчиками. Во-
енный антифашистский плакат представ.
лен работами К. Халыкова, Исм. Ахундо-
ва, 3. Авагимова, А. Арта, К. Кязимова,
М. Наджафова и других.

Д. ГЛИКШТЕЙН
Баку ``
	#85 tame йе

-„- г fae
	Скульптор С. Д. Лебедева работает над бюстом Героя Conercxorg
О п п

КУДОЖНИКИ СТОЛИЦЫ
В ДНИ ВОЙНЫ
	Почетная задача нашего творческого
союза — создание искусства агитационно-
пропагандистского, развитие массовых ето
форм и видов. Такие произведения: долж-
ны разжигать в сердцах советских людей
отонь священной ненависти к фашист-
ским изуверам, воодушевлять народ на
тероическую борьбу с фашизмом.
` Наиболее оперативным, наиболее дейст
венным, откликающимся на все важней-
шие события дня, несущим ежедневно,
ежечасно лозунги отечественной войны в
широчайшие народные массы стало искус-
ство политического плаката.

Характерной чертой лучших из новых
плакатов является действенность,  сме-
лость художественного решения, выра-
зительность образа.

Плакат воплощает нормы поведения со-
ветского человека, выполняющего священ-
ный долг гражданина социалистического
отечества в дни войны. Перед худож-
никами во весь рост встал советский
человек в минуту наивысшего напряже-
ния своих духовных и физических сил.
Много. нового, прекрасного раскрылось в
духовном облике и поступках тероя на-
шего времени. Это позволяет художникам
отрешиться от былой робости, отойти от
	созерцательности.,
Создан ряд выразительных плакатов,
проникнутых глубоким психологическим
	‘содержанием. Эта зрелость нашего пла-
ката выражается, между прочим, в боль-
шей их «портретности» — портретности
обобщенной, типизированной, а не ус-
ловно идеализированной, что раньше так
часто обедняло язык плаката.
	Не случайно сейчас активно в плака-
те работают и наши живописцы. Прек-
расные плакаты дали Шмаринов, Один-
цов, Бубнов, Лукомский, Лаптев, Прагер,
Шор, Дейнека, Гапоненко. Ванециан и
другие. Хорошо . проявила себя и моло-
дежь — В. Иванов, 0. Бурова, В. Прав-
дин, 3. Правдина, И. `Громицкий,..Н...Ва-
толина, Н. Денисов. Ри

В области плаката работает только
` чабть наших художников. В каждой ма-
`стерской сейчас кипит работа. Художники
пишут новые патриотические произведе-
ния. Потребность народа во всех видах
искусства огромна, нужно лишь, чтобы
произведения, создаваемые художниками,
были отмечены высоким чувством патрио-
тизма, отвечали устремлениями народа.
	‚ \ивописи и скульптуре должна при-
надлежать ведущая роль в создании мо-
нументальных, героических композиций
на темы величайших битв в истории че-
ловечества. Искусство призвано отразить
тероизм наших бойцов и командиров. На-
до создать портретную галлерею героев
великой отечественной войны.
	Главное внимание Московский союз co-
ветских художников сейчас уделяет под-
тотовке выставки «Великая отечественная
война», которая в ближайшее время от-
‘крывается в Третьяковской галлерее.
	‚ Наряду с этим МОССХ ведет повседне-
вную работу по обслуживанию военных
учреждений, организуя много выставок
на агитпунктах. Силами МОССХ были
оформлены московский городской агит-
пункт и ряд районных. Сейчас оформи-
тельская секция закончила работу над
типовым проектом оформления агитпунк-
та. Готовится ряд передвижных выставок
для частей Красной Армии. Большинство
экспонатов выставки «Великая отечест-
венная война» поступает также в выста-
вочный фонд творческого союза и будет
демонстрироваться на периферии.
	Художники столицы, полные непоколе-
бимой уверенности в победе прогрессивных
сил. человечества над кровавым фашизмом,
работают с сознанием величайшей истори-
ческой ответственности, которую. налагают
на них грозные дни войны.
	Сергей ГЕРАСИМОВ,
заслуженный деятель искусства
	Успех выставки
«Оборона СССР»
	Открытая 22 июля в помещении Toc.
музея восточных культур выставка само-
деятельных художников «Оборона СССР»
пользуется большой популярностью у
московских зрителей. За два месяца вы-
ставку посетило свыше 20 тыс. человек.
Частыми посетителями выставки являют-
ся бойцы, командиры и политработники
Красной Армии.
	В воскресные дни выставку посещает
до тысячи зрителей. Они тепло отзыва-
ются 0б экспонатах выставки, видя в
них выражение своей любви к родине,
ненависти к врагу. :

«Выставка «Оборона СССР», —. пишут

по’ поручению бойцов Н-ской части. млад-
шие командиры, — своими красочными.
Экспонатами вселяет в нас боевой дух в
борьбе за нашу родину». .
_ «Приятно проникнуться воспоминания-
ми, — пишет по поручению рабочих ма-
стер ремонтного участка, — о прошлых
далеких и недалеких боевых схватках с
врагами русского народа. Отвага,  храб-
рость и беззаветность. проявленные в
прошлом русским народом, служат вер-
ным залогом в победе над ненавистным
всему человечеству фашизмом, над Гит-
лером, над его бандой. Советский много-
национальный народ имеет мощное воору-
жение, и он победит, как бы ни был си-
лен враг».
	_ Гастелло
Доренского
	о Союза
Фото Л.
	B H30HHCTHTYTE
	С первых дней отечественной войны
московские студенты Государственного ху
дожественного института стали в ряды
активных борцов защитников родины. К
началу учебного года студенты вернулись
в Москву с оборонно-трудовых работ, ва-
служив благодарность командования. 22
студентки окончили курсы медсестер, ор-
	ганизованные при институте.
Центром оборонной работы
	AAV APU Фооропной раооты института
‚является плакатная мастерская. Профес-
сора ‘института — Д. С. Моор, Г. Т. Го-
рощенко, А. А. Дейнека, аспиранты Ко-
ган, Лазарев, Алексич, Ермолов, студен-
ты Посяда, Сарафанова. и другие присту-
	пили к выпуску литографированных и
трафаретных плакатов. К этой работе
привлечены, ‘помимо графиков, живопис-
	цы и екульпторы. Родились своеобразные:
	плакаты, в которых скульптура сочетает-
	ся с живописью. По эскизам Д, С. Моора
	сделаны маски Гитлера, Геббельса, Гим-
млера, Геринга. :
Плакаты, размноженные в количестве
50 и более экземпляров, передаются ин-
ститутом в атитпункты Москвы.
К новому учебному roxy институт при-
ступил как боевая ‘организация, нашел-

В ФОНД ОБОРОНЫ
CCCP
	Коллективы  тбилисских театров пу
К. Марджанишвили, им. А. С. Грибов
ва, Армянского театра юного зрителя,
также коллектив Государственного в
самбля песни ‘и пляски, Грузии посталь
вили ежемесячно отчислять в фонд of
роны СССР свой двухдневный заработи
Единовременно облигациями внесено: №
ботниками театра им. А. С. Грибоедова -
31.105 руб., коллективом Армянского тез.
	ра юного зрителя — 15.000 руб., кодлеь
тивом Государственного ансамбля песни:
пляски Грузии — 11.835 руб., . коллект
	вом Театра им. В. Марджанишвили‘ нь
личными и облигациями -— 22.000 ри
Коллектив Тбилисского Армянского те
ра юного зрителя обязался  ежемесяча*
вносить в фонд. обороны сбор от тра
спектаклей, устраиваемых в выходни
дни. Педагоги Музыкальной школы №
Ипполитова-Иванова внесли 10.390 al

облитациями.
Народный артист СССР A. Xopasa mm
	редал в’ фонд обороны 20.000 руб. в
личными деньгами и 15.000 руб, облиь
		ЦИЯМИ.
	то 339% вм «УСМ орт оплоация, Malic

‚по содержанию к асноа: мейской. a дито-
шая удачные формы сочетания учебы © дер р р у

пы
	оборонной работой.

от.
	Лекции по искусству
для бойцов
	Каждый день чистое, светлое помеще-
ние читальни  ягитпункта Москро-Запол-
	ние читальни атгитпункта Москва-Запад-
ная превращается в лекционный зал. На
маленьком экране проходят перед зрите-
лями произведения живописи, отражаю-
щие героическое прошлое русского народа.

Присутствующие на лекции бойцы. ко-
	мандиры и политработники Красной Ар-
	мии с напряженным вниманием слуша-
	ют лектора.
	рии. а a toads
Новая сюита Кручинина посвящена co-}
временной теме. Первая: ‘часть  — торжеч -
ственная «Народная клятва»; вторая ‘
«Письмо ’ на фронт» с задушевной мело-
дией в духе лирической. украинской пее-
	ни;. третья часть -— «За счастье родины»  гинский городской драматический театр

(оркестр и хор) — увлекательно paaBuTad
conpemennas боевая . песня. ›-   у

`Нювая сюита Кручинина xopomn®
подарок Красной Армии.  .
д ms

Hospe
радиопередачи
по радио. впервые  переда-

На-днях

1 Теперь

готовит премьеры: «Война  об’явлена»
‚Л. Иткина и «Весна. в Москве» В. Гусева.

Московский областной передвижной театр
им. А: Островского заново поставил недав-
но ‘пьесу К. Тренера «Любовь . Яровая».
коллектив. работает над пьесой  ,
А. Корнейчука «В степях Украины». Свои

спектакли театр им. Островского- показы-

вал в городах Зарайске и Луховицах, в

совхозе’ > Маслово, в колхозах Карино,

им. Сталина, им. Мичурина и других.
Московский. областной театр юного зри-
	BbICTABHA В ТАШ
	Рисунок Б. Хамдами «Стрелковый кружок в колхозе»
	Ташкенте исключительной популяр-
ностью пользуются боевые «Агитвитрины»,
выпускаемые художниками совместно ъс
союзом советских писателей УзССР. В
этих витринах демонстрируются. карика-
туры, плакаты и рисунки В. Кэйдалова,
В, Рождественского, С. Мальта, М. Рейха,
К. Чепракова, Зилле, Залесской, Ю. Кар-
лова, Л. Абдуллаева, Т. Емельяновой и др.
	Одновременно ташкентские. художники   Тов.
продолжают. работать в области сотанко-!  -
вой живописи и скульптуры. Сейчас в! `Тапгкент
	валасм новая литературно-музыкальная
‘композиция «Народное ополчение 1512 г.>.
Передача ‘составлена на основе‘ подлийных
	документов и ‘материалов ’“‘отечественной
	зойны с Наполеоном. В их чисае: «Марш
всеобщего: ополчения россиян», «Юбилей-
ный гимн 1812 г», «Песня‘к русским. вои=
нам, написанная отставным: солдатом
Фанагорийского гренадерсквого, полка Ни:
канором Остафьевым». 1

В передачу вошел также отрывок. из. н0:
вой оперы ленинградского композитора

wpe А. 1 6 on Л.
	Тихомирова «1812 год»,
  eh
*

За последние дни Всесоюзный радио-
комитет провел ряд новых авторских, кон-
цертов советских композиторов. В про-.
грамме, посвященной творчеству Р. М. Гли-
эра, исполнялись его новые симфоничер-, у
кие произведения: «Увертюра на славян-
ские темы» и увертюра «Ферганский праз- .
дник»; в концерте из произведений В. И.
Мурадели исполнялись баллада. «Отец !и
сын», песня «Рассказ о’юности вождя» !\  ,
финал из симфонии памяти СГМ. Кирова;
в авторском концерте Г: Г. Крейтнера Hes
полнялись его «Норвежская баллада», ‘пер.
ня о Ленинграде «К оружию, `брабья» (и
«Морская песня» о балтийцах.

Подготовлены программы из новых про-
	изведений Д. Б. Кабалевского и T. H.
Хренникова.
	CoOoBenil
	теля тотовит сейчас две ‘новые. постановки
—^ «Продолжение следует» А.`Бруштейн! и
«Малахов курган» Сг’Кржижановского.  “
	‚С злободневными. петрушечными пред-
	ставлениями. на. военные и антифалгист-
ские. темы успешно выступает Московский
областной театр кукол.

**

*

Новые драматические сценки, скетчи,
лубки‘на оборонные и антифашистские
темы ставят самодёятельные драмколлек-
тивы и агитбригады Московской области.

В Коломне ‘показаны скетчи: «Обида»
Кубанского, «Чортово болото» В. Квасниц-
кого и «Девушка с характером» В. Ардо-
ва.

Сценка «Он приказал» С. Данилина —
о героической борьбе партизан во вра-
жеском тылу — идет в клубе Ногинского
района. 7
	«Сон в руку» Л. Ленча поставлен под
	руководством К. Мамаджанова на Любе-
рецком госзаводе и в рабочем клубе в
Щелкове. Там же идет сценка Я. Рудина
«Наоборот».

С большим успехом прошла в Боров-
ском’ доме‘ культуры сценка Р. Романа
«Болтушка».

Угодско-заводский дом культуры поста-
вил ‘отрывки из  «Профессора Мамлока».
«Падь Серебряную» готовит Ермолинский
клуб Боровского района (режиссер В.
Асафьев).
	кой стране
		искусств — К 1-88-61;
	В. Ереване состоялись два больших ков
церта, сбор с которых. полностью посту.
пил в фонд обороны’ страны, В концери
приняли участие симфонические оркест
ры Гос. оперы, филармонии Армянской 00
и Радиокомитета под руководством пре
фессора К. Сараджева, ансамбли филарус
нии ихор Гос. оперы, мастер художестве»
ного слова Сурен Кочарян, поэт Наири 3
рян, ‘народные ‘артисты Арус Восканяя 1.
Шара Тальян, виолончелист Гурген Аль.
	MAH И. Др., +...
	Московская .:*
хроника
	A POnkine

% Большой театр ОССР возобновляет в №
тябре на сцене своего филиала оперу Роб»
ни «Севильский цирюльник», не шедшую 1

1936 года. Возобновление ‘спектакля осущест.

вляет в качестве его’ постановщика и д
рижера. народный артист ОССР 0. А. Сам
суд. я +
	<. Повая постановка балета Делиба «hor

пелия»ь будет выпущена в филиале Больше
го театра ОССР. в октябре. Ставит бал
Касьян _Голейзовский, художник — В. Ры
дин. Партию Копиелии будет  танцоват
О. Лепептинская.
	Премьера пьесы ВБ. Войтехова «Здр
ствуй, оружие!» намечена в Театре им. Bar
тангова на 10—12 октября. Постановшик с9еь
	такля — Н. Охлопков; режнсееры — Н. Плот

ников и А. Ремизова, режиссер-ассистент -

А. Габович, ‘Художественное оформление

Кноблока.
	Пользуясь ‚ иллюстративным. материалом
(диапозитивами, репродукциями. с круп-
нейших произведений Третьяковской, тал-
лереи), лектор рассказывает о славной
истории русского народа. Политработники
подробно конспектируют лекции по искус-
ству с ‘Тем, чтобы на фронте использо-
	ству с ‘тем, чтобы на фронте использо-
вать ‘их в своей пропагандистской работе.
На привокзальных агитпунктах Москвы
сотрудниками Третьяковской — галлерен
прочитано около 150 лекций.
	Ноты для Красной Армии
Государственным музыкальным
	+9сударотвенным музыкальным изда-
тельством подготовлен к печати сборник
новых строевых маршей для духового ор-
кестра (вып. Ш). В числе их: «Героиче-
ский марш» Н. Мясковского, «Героям оте-
чественной _ войны» А. — Хачатуряна,
«Победный марш» Н. Иванова-Радкевича,
«Марш ополченцев» В. Мурадели, поход-
ные марши М. Блантера, 3. Компанейца,
	. Фельдмана, «За правое дело» М. Ста-
совы
	Закончена подготовка оборника песен в
переложении для духового оркестра. Ар-
	ранжировка рассчитана на исполнение пе-
сен во фронтовых условиях при участии
солиста-певца или хора. В сборник вошло
36 песен, большая часть которых посвя-
щена темам отечественной войны. Авторы
песен: М. Блантер, В. Белый, С. Чернец-
кий, братья Дм. и Дан. Покрасс, П. PARY-
ленко, А. Новиков, 3. Компанеен.
	„КАРЛУРАС“
	20 сентября Башкирский  государствен-
ный театр оперы и. балета г.. Уфы пока-
зал свою новую постановку — оперу
«Карлугас» («Ласточка»).

На основе башкирского эпоса авторы
(композитор Чемберджи и башкирский
	поэт Баязит Бикбай) создали волнующую
	народно-героическую оперу.

Сюжет оперы переносит зрителя на два
века назад, ко временам Пугачева и баш-
кирского народного героя Салавата Юлае-
ва. На фоне борьбы башкирского народа
за свое освобождение от ига баев и поме-
щиков развертывается лирическая история
любви героя Шатмората к девушке Кар:
лугас, дочери простого рыбака. Действие
оперы слагается из ряда ` напряженных
драматических ситуаций. Основные образы
тлубоко запечатлеваются в памяти зрите-
ля. В основе музыки оперы лежат фольк-
лорные мелодии. Композитору удалось со-
четать национальный интонационный ха-
рактер. башкирской музыки с гармониче-
скими достижениями современного музы-
кального искусства.

Прекрасно исполняли свои партии ар-
тисты Валеева (Карлугас), Галимов (Шат-
морат), Хабибуллин (старшина) и  дру-
гие.. Постановщик спектакля режиссер
Имашев. создал сценически выразительное
зрелище. Красочны декорации башкир-
ской художницы Ареляновой, навеянные
	чудесными пейзажами горной Башкирии.
	Уверенно звучали оркестр и хоры под -ру-
ководством дирижера Славинского.
	Спектакль, ‘открывшийся исполнением
«Интернационала» на башкирском‘ языке,
прошел с большим под’емом.
	Б. ТУРГАНОВ
И, ФЕФЕР
	Театр   им. Ленинского комсомола при
ступил к работе над пьесой Юлиуса Га
«Встреча», которую ставит И. Н. Берсенев. 0%
же будет играть центральную роль — Петер
Мозера. В спектакле ‚заняты 0. Гиацинтовь
С. Бирман,’ Р. Плятт. В. Соловьев В. Веево
	лодов и др. Одновременно театр продолжыто
работать РА постановкой — пьезы  Ростала
«Сирано де-Вержерак»,
	* Три новые постановки выпустит до ко
	ца года Театр Ленсовета. В конце октабтя
пойдет пьеса Н. Шаповаленко «Денис Дж
выдов». В этом спектакле участвую? х
А. Плотников (Денис Давыдов), впервые
выступающая на профессиональной, спе
молодая артистка 3. Орлова — (Палалика),
В. Titernon (Багратион), А. Ракитин (Ian
леон) ‚и др. ` Следующей премьерой буди
	пьеса Вл, Соловьева «Фронт», которая пойде
в постановке Е. Страдомокой, В двадцатых
числах декабря состоится премьера пьесы
Н. Боброва и. Ю. Лукина «Отьлинский вокол»
	W 2 сентября в Доме актера ВТО состоял.
ся доклад профессора Зденека Неедлы «Чешь
ская опера». После доклада были продемог
стрированы отрывки из классических оп?
чешских композиторов; артистка Отефа Петро
ва исполнила песню Теринки из оперы Двор
жака «Якобинец», ‘фрагмент из оперы Сметь
ны  «Оекрет» и заключительный героический
монолог из его же знаменитой «Либуши»
Аккомпанировал композитор Вит. Неедлы,
	Всесоюзная студия’ эстрадного искусстзь
приступила к работе над вторым выпуском
«Кивой газеты» — большого эстрадного пред

ставления, которое будет показано в. начале
ноября.
	® 29 сентября открылся сезон конпертных
«понедельников», организуемых Всесоюзным
гастрольно-концертным об’единением, Первый
концерт состоялся в` Театре Ленсовета,
	Государственная Третьяковская галлерея
готовится к открытию художественной вы»
ставки «Великая отечественная война», В вы.
ставке, организуемой Комитетом по делам ис
кусств, принимает участие ряд крупиейотих
мастеров, На состоявшихся заседаниях жюри

принято 26 живописных работ, 40 графиче
ских и 70 плакатов.
	В офортной студии им, Нивинского нм
днях открывается выставка рисунков и 0ф07-

тов на тему «Война и тыл», Представлены
рисунки. В. Одинокова, карикатуры Е. Перни-
кова и М. Райской, офорты В. Цельмеры
П. Митурича, Е. Tefica, А. Строгановой и др.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

[  ИНСТИТУТ ]
ИСКУССТВА 1
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕАТРАЛЬНОГО 1
	Музее искусств УзССР от-
крылась большая оборон-
ная выставка живописцев
Узбекистана.

У входа на выставку
большое панно «Сталин ве-
дет нас к победе». В цент-
	ре первого зала портрет
Владимира Маяковского
(хул. Л. и В. Уфимцевы).
По бокам расположены

агитвитрины ‘’ташкентских
ХУДОЖНИКОВ. )
	Молодой художник Лют-
фулла Абдуллаев изобра-
зил проводы колхозников-
узбеков в Красную Армию.
Художник В. Рождествен-
ский избрал темой своей
картины эпизод «Сдача в
плен фашистских  банди-
тов». Художник К. Чепра-
ков показал момент атаки
советскими войсками пози-
ций врага. Художник
М. Аринин—картину «На
призывном пункте».
Больнюе внимание прив-
в -колхозе» лекают хорошая работа

Бахрама. Хамдами «Стрел-
ковый кружок в колхозе», два произве-
дения молодого таикентского художника
Д. Нефедова — «Орудийный расчет» и
 «Портрет военинжейера» и острые ан-
тифаптистские рисунки Ю. Карлова: «В го-
‘роде мертвая тишина» и «Хозяйничают».

Всего на оборонной выставке приняли
участие ‘до пятидесяти художников, ‘по-
кававших 320 рисунков, картин и плака-

TOR.
Юр. АРБАТ
	имени ЛУНАЧАРСКОГО
(Собиновский пер., 4).
	В понедельник, 6 октября, в 16 ч. ® м.
СОСТОИТСЯ ЛУБЛИЧНАЯ
	защита диссертации
	тов. ЛЮБИНСКИМ Г. Л. на соиска.
ние ученой степени кандидата ‘искус-
ствоведческих наук. Тема диссертации:
«Ранняи лраматургия Чехова»,
	Фгициальные оппоненты: доктор фи-
лологичеоких наук проф ВРОДОСКИЙ
Н. Л., проф. ГРИГОРЬЕВ’ М. С.
	—. дисеертацией можно ознажомиться
В библиотеке ГИТИСа.
	мА ры. Oe - Г _ твой живописи и скульптуры. Сейчас
период жива о Е о
	1152754

Редакция: Петровка, 10 (Петровский пассаж, помещение 53). Телефоны: общий — К 1-90-85; театральный отдел —K 2-43-64; отдел изобразительных
		ны У

Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО» 28
a en
Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8.