aon ЧЕТВЕРГ, 9 ОКТЯБРЯ 1941 г., № 40 (775)
	Первые впечатления
	статья написана известным BHPIBACKAM журналистом Филип-
‘сотрудников газеты «Ме Спгог!се», ‚ долгое
пании; В настоящее

Печатаемая ниже
пом Джордан, одним из виднейших
время бывшим корреспондентом этой газеты во Фраиции и’ Ис

a В] ТО Е 5 ЧЕТВ

время Филипп Джордан ~ корресповдент «News Chronicles B Москве.
		Может быть это нескромность: иностра-
нец, не пробывший и трех месяцев в но-
вом для него и столь своеобразном горо-
де, как Москва, берется рассуждать о
культурной жизни вашей столицы. У ме-
ня, однако, есть на то по крайней мере
два’оправдания: во-первых, время прохо:
дит быстро в дни войны, ‘опыт,  впечатле-
ния резче отмечаются в сознании, во-вто-
рых, война против Германии сблизила на-
роды Англии и СССР, подготовила почву
для взаимного понимания. Вот. почему я
1 и решаюсь на сравнения, ‘какими бы по-
верхностными они ни показались читате-
	лям,
Первое, что скажу: есть множество раз.
	личий между нашими и советскими куль:
турнымн организациями. Ваши моложе.
Они родились из самого сердца народа и
составляют неот’емлемую часть его ‘суще-
ствования. Наши культурные учреждения
в свое время также были созданы наро-
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Актер в‘ похоле
		_У сталинских сонолов..
	По этому шоссе мы ехали двадцать вто-
ром июня. Был пасмурный день. Кругом
зеленели березки, дубы, сосны... За нами
и впереди нас мчались к Москве  дегко-
вые и грузовые: машины, мотоциклы. `На-
встречу нам из Москвы шли красноармей-
цы, двигались орудия в брезентовых чех-
max. По дороге у колодцев, у ларь-
ков, на железнодорожных — станциях
группы людей обсуждали события, чита-
ли листовки с только что произнесенной
речью товарища Молотова... Был первый
день войны. т

Сегодня я снова проезжаю по этому
10ссе; Желтые березки, красноватая ли-
ства дубов, и листья, опавшие осенние
листья. Спокойная русская природа...
Красноармейцы-сигнальщики с винтовка-
ми, с зелеными и красными флажками.
Посты проверки, Плакаты о правилах
езды. Белые камни по краям дороги. Го-
лубой автобус штаба Московского военно-
го округа везет нас на загородный ‘спек-
	такль Центрального театра ‘Красной Ар-
мии. Впереди — две полуторатонки с де-
	корациями и костюмами.
	рагоценные` донументы
	аплодируют артисту МХАТ Я. Лакшину,
исполняющему отрывок ‘из поэмы К. Си:
монова «Ледовое побоище».

«JIMBOHCKHM псам и их потомкам они
пяди мы не отдадим!» —- эти слова по-
	эта находят живой отклик в нашей ауди-
тории: сталинские соколы не дают ни од-
ного дня покоя потомкам псов-рыцарей,
	жизнеутверждающий юмор, ‚ за занима-  Их много — этих писем и отзывов, по-
тельную интригу, за ‘яркие и сочные об-  лученных артистами от бойцов и коман-
	разы.
	диров. Участники концертных бригад, об-
служивающих передовые линии фронта,
	по праву гордятся каждым таким пись-
MOM —- драгоценным документом великой
отечественной войны, красноречивым до-
казательством кровной связи работников
советского искусства с` герои- .

ческой Красной Армией. =
	Вот несколько строк из

письма бойцов Н-ского пол-
ка.
	«Каждое слово артиста зажи-

гает бойца, вливает в него но-
вую струю энергии и, как ве-
сенним ливнем, смывает с
него усталость. Поэтому Bama
работа — замечательное де-
no!» .
’ Мы читаем эти теплые
‘строки и вспоминаем высоко-
го худощавого командира пол-
ка — боевого майора т. Фин-
герова, вспоминаем неизменно
‘бодрого, жизнерадостного во-
енкома т. Мирошниченко и
весь замечательный личный
состав Н-ской части.

По болотистой лесной мест- Бригада а

фронтовой
ности пробирались мы в рас- ниелавско
положение полка, в наиболее Ви

отдаленный . участок, занима-

емый Н-ской дивизией, Наша грузовая
машина, оборудованная «под автобус», ка-
ждые десять метров садилась в очеред-
ную яму, и мужская часть актерской
бригады, проваливаясь в грязь и ночную
тьму, с ожесточенным упрямством. снова
и снова впрягалась в ‘свой незадачливый
«автобус».

Но Все трудности ночного путешествия
быстро забывались нами во время ут-
ренних и дневных концертов. у

Импровизированная сценическая _ пло-
щадка в лесу, окруженная тесным кольцом
старых сосен. „Концерт, стихийно выли-
	вающийся в летучий митинг. Горячие ре-
	зи красноармейцев и командиров, трону-
тых приездом гостей ‘из красной Москвы:
«К нам сюда и птаха не залетала, и
вдруг — артисты приехали!»
		г a

Центральный театр Крабной Армии сле-
доват в постановке указанию автора 0
том, что: «..ето тлавной задачей было
очертить характеры. Те, кто смыслит что-
нибудь в сочинительстве, понимают, что
погоня за юмором может иногда завести
вас в дебри вультарности» (предисловие
к комедии «Добронравный»). Театр нигде
—. если не считать игры А. Кузнецовой,
грубовато и излишне резко изображающей
миссис Хардкэстль, — не потерял чувст-
ва меры и не «залпел в дебри вульгар-
ности» в погоне за смешным. Тем не ме-
нее, спектакль весь пронизан смехом. Си-
девшие рядом со мной летчики буквально
покатывались от хохота и вытирали гра-
дом катившиеся слезы во время сцены,
где миссис Хардкэстль принимает сад
своего собственного дома за дремучий лес,
	& своего мужа — за разбойника.
	`_ Классический образ недоросля Тони
 Лампкина прекрасно сыгран С. Кулаги-
ным. В характере этого английского Мит-
рофанушки уживаются доброта и жесто-
кость, хитрость и’ дурачество, наивность
и пройдошливость. Маленькие, заплывшие
жиром глазки, нелепая походка, ломаю-
щийся голос.. Удачно сыгран Л. Вейцле-
ром мистер Марлоу-младший; Наглый со
служанками, застенчивый CO знатными
дамами, попадающий в смешные положе-
ния, мистер Марлоу оказывается трога-
тельным любовником и готов пренебречь
богатством суженой ему невесты Кат
Хардкэстль и просить руки ее бедной
родственницы. Но бедная родственница и
Кэт оказываются... одним лицом. Обая-
тельно и.умно играет эту роль А. Троиц-
кая. Бледнее другая любовная пара: Кон-
станция (А. Фомичева) и Гастингс (А. Ону-
ров). Сыгранный в полном оформлении,
в ярких эффектных декорациях и костю-
мах (художники А. Федоров и В. Сах-
новский), спектакль шел без музыки, 3
жаль... Лирические сцены, сцена веселья
в трактире, ночная сцена в парке нуж-
даются в музыкальном сопровождении.
	Актеры любят играть перед красноар-
мейской аудиторией, это очень благодар-
ная аудитория. Но. сегодняшним приемом
спектакля были удивлены и сами ак-
теры. Успеху спектакля содействовали и
погожий день, и солнышко, и веселое
настроение зрителей-летчиков.

1 ‘ ee

* у

Грузятся на полуторатонку декорации.
Прощаются с актерами обступившие их
зрители... К ночной, затемненной Москве,
по шоссе, усыпанному желтыми листья-
ми, приближается голубой автобус.
	 Льется песня. Недавние лэди,  сэры,
эсквайры поют народную русскую песню
— Про камыш, который шумел; ‘про де-
ревья, которые тнулись, про ‚ночку, кото-
рая «темная была». -
	Исидор ШТОК
	Я. еще-слабо знаком с советским тезл-
ром, но все же с уверенностью могу ска-
зать, что никогда и нигде (а я немало по-
ездил. по разным странам на своем веку)
не видел таких изумительных постановох
и такой, великоленной игры, . как в ваших
театрах. В частности, я хотел бы отме-
тить, что из всего виденного мною за мою
театральную жизнь предельным прибли-
жением K совершенству было исполнение
	Хмелевым роли Каренина.
Скажу еще, что в числе самых восхи.
	тительных Часов, когда-либо проведенных
мною, были и те, когда я. смотрел в Ев-
рейском театре «Блуждающие звезды».
Своеобразная манера игры отличных. ак-
теров этого театра “произвела на меня
сильное ` впечатление.

Если война мало способствовала разви-
тню английского театра, то зато она со-
действовала под’ему нашей живописи,
Большую роль сыграло здесь правильное
решение правительства поручить руковод-
					дом и для народа, HO теперь CHH Haze   Pree ee О Ми МТО EAM OU LH
дятся в руках частных собственников. В] СсТво организаций живоциси военного Bpe-
  результате интересы искусства в нашей   мени не людям с традиционными узкими
стране подчас приносятся в жертву алч-  взглядами, HO человеку, обладайщему

Бригада артистов московских театров и эстрады в при-   Ности предпринимателей. большим. вкусом, ананием дела ‘и незау-
Фроитовой полосе. Артистка Музтеатра им. К. ©. Ста-   Коммерческий подход в театральном де- рядной энергией, — сэру Кеннету ГКлар-

ниславского и ВБ. И. ИПемировича-Данченко тов.
Виноградск ая выступает перед бойцами
	  Kanan пядь советской земли становится
‘могилой для фашистских громил!

Но сейчас наши гордые соколы пользу-
ются заслуженным часом отдыха: они за-
разительно хохочут над шуточной пляс-
кой артистов эстрады Елены Першаковой
и Михаила Корсакова, они с веселым
оживлением слушают прекрасно исполняе-
мые артисткой Театра им. К. (С. Станис-
лавского и В. И. Немировича-Данченко
Л. Виноградской куплеты из оперетты
Оффенбаха «Перикола». Шумное. одобре-
‘ние зрительного зала вызывает исполне-
ние Н. Алексеевой-Месхиевой народных
песенок-шуток, непрерывным хохотом \со-
провождает наша благодарная аудитория
сцену из пьесы А. Н. Островского «Же-
нитьба Бальзаминова», Исполнителей ‘ —
артистов Малого театра Е. Баторскую и
С. Чернышова — зрители упорно не от-
пускают со сцены.

Летчики пишут нам в своем письме:
«Выступления ‘вашего коллектива мы дол-
го не забудем. Вы у нас были первыми
посланцами нашей любимой Москвы —
столицы социалистической родины. Ваш
коллектив предоставил нам наилучший
отдых, показав прекрасные образцы co-
ветского искусства. .

Крепко, крепко жмем ваши руки и же-
лаем успеха в работе! Передайте привет
	работникам искусств. Москвы.
	не-
ых
‘CO-
DAA

ме*
ол-
IMA

HK

к е-
вет

ле привёл к тому, что мы почти забыли...

Шекспира! Шекспир ушел на восток, к
]вам. Я точно не внаю, во, сколько раз
число” шекспировских спектаклей, ис-

полняемых за’ год в СССР, больше, чем в

Англии. Во ‘всяком случае `меня не уди-
вит, если окажется, что на одно наше
представление пьесы великого английског
классика приходится по крайней мере
десять в вашей стране. ?

Почти вся театральная жизнь ‘Англии
сосредоточена в Лондоне. Только в не-
многих крупных провинциальных городах
страны существуют так’ называемые «ре-
пертуарные театры» (т. е. театры с серьез-
ным репертуаром).

Однако и столица наша мало чем может
порадовать подлинного любителя театра.
Хорошо, 6сли за весь театральный сезон
увидишь в Лондоне две-три интересные
постановки. Самым большим успехом на
лондонской сцене за последние годы поль-
зовалась чудеснейшая из всех ‘когда-ли-
бо написанных пьес — «Три сестры» Че-
xona,

Как бы я ни напрягал свою памать,
стараясь припомнить другие значительные
постановки, я смогу назвать только две.
`И то одна из них, так же, как и «Три
сестры», — импортная. Это французская
пьеса «М 05», имя автора я, к сожалению,
не помню. Вторая — «Джонсон на Иорда-
не» известного и в СССР Пристли.

TT... . sss я

ку, директофу Национальной галлереи,

Он сумел об’единить вокруг себя талант-
ливую молодежь и обеспечил ей необхо-
димые условия для развития. В резуль-
тате мы переживаем теперь подлинное
возрождение антлийской живописи. Я на-
деюсь, что в недалеком будущем москов-
ская публика сможет познакомиться с
некоторыми произведениями новейших ан-
глийских художников. Созданные ими
полотна запечатлели все фазы войны с
Германией. В настоящее время эти карти-
ны выставлены в Нью-Йорке,

Вышло из Фостояния “долгой летаргии
и английское кино. Правительство органи:
зовало специальное учреждение — eCrown
Film Unit», выпускающее превосходные
документальные фильмы (если я не оши-
баюсь, советская публика уже успела оце-
нить по достоинству некоторые из них).
‚ Сейчас слишком рано говорить о влия-
нии войны на литературу, так как лите-
ратурные произведения созревают медлен-
HO. ечу лишь, что с тех пор, как Ан-
глия и Советский Союз стали союзника-
мн, в нашей стране наблюдается огром-
ный спрос на русскую литературу. Миха-
ил Шолохов сейчас самый популярный
советский писатель в Англии, У нас всег-
да любили и знали «Войну и мир» Тол-
стого. В настоящее время интерес к этой
эпопее возрос еще более, Антлийская
публика читает ‘и перечитывает теперь
	такие книги, как «Преступление и наклая-
ние? Достоевского и «Отцы и дети» Тур-
тенева. На мой взгляд, деревенские, пен-
важи в этом романе не имеют себе рав-
ных, за исключением, может быть, оци-
сания зимней охоты Наташи Росторой.
	Настоящее искусство в Англии редко
находит приют в фешенебельных театрах.
Оно живет в маленьких театриках, `рас-
считанных на 200—300 зрителей.
Здесь ставятся пьесы Шоу, Эллиота, 0’
Нейля и Шекспира. Коллективы этих
	—~B лесу, искусно замаскировавитись зе-
ленью, расположилась Н-ская часть. AB-
	тобус подезжает к клубу. Безлюдно.
	— Перед кем же мы будем играть? —
	спрашивают актеры.
	Не беспокойтесь, — улыбается на-
	чальник клуба, — аншлаг обеспечен.
	И действительно, через несколько минут
полянка перед клубом оживляется. Co
всех сторон к театру, в боевом порядке,
четко выбивая шат, движутся люди. Кон-
тролер в дверях необычен — он не спра-
шивает билеты: он проверяет, есть ли
У каждого зрителя винтовка и противогаз.

— Знатные летчики нашей части това-
рищи Титенков, Лапочкин «и Васильев
просили передать вам привет, — говорит
администратору театра комиссар части
товарищ Вакуленко. — Они очень сожа-
	леют, что не смогут быть на спектакле.
	Они сейчас в небе, караулят Москву, обу-
	чают молодых пилотов...
	Начальник клуба был прав — в зри-
тельном зале аншлаг. Командиры, полит-
руки, летчики, механики, мотористы, ма-
скировщики... Пришли трое пареньков,
старшему из них не больше двенадцати
лет. Все трое в военной форме. Это си-
	роты-—воспитанники и любимцы части. У
	них контролер винтовок не спрашивает,
Но младшего—Сашу—комиссар вернул и
велел пойти за противогазом.

Мальчик козырнул:

— Есть взять противогаз!

Публика с нетерпением ждет спектакля.

— Почему неё начинают? — спрантивают
зрители. я

— Артисты не успели замаскироваться!
— поясняет высунувшийся из оркестра
Саша. Свет в зале гаснет, вернее, рефлек-
торы поворачиваются и направляют свои
лучи на сцену. Спектакль начинается...

В старинном доме благородного мистера
Хардкэстля (арт. Ф. Савостьянов) сегодня
происходит нечто необычайное. Приехан-
ший свататься к дочери хозяина дома
скромный и застенчивый молодой человек
Марлоу, сын друга мистера Хардкастля,
ведет себя здесь до крайности развязно.
Дело в том, что он считает дом почтен-
Horo Хардкастля трактиром. Очарователь-
ную дочь хозяина гости принимают 38
служанку. Происходит масса веселых не-
доразумений, забавная путаница... словом,
— ночь ошибок! Но к общему удовольст-
вию все разрешается благополучно, влюб-
ленные соединяются, корыстная миссис
Хардкэстль наказана, и громом аплоди-
сментов отвечает зрительный зал на слова
Хардкостля, желающего, чтобы ночь оши-
бок перешла в веселое утро...

Давно не приходилось видеть мне та-
кого радостного, заразительно-веселого
спектакля, где на каждую реплику’ со
сцены зал откликается взрывом смеха.

— Мы боялись, что своеобразный юмор
англичанина Гольдемита не всегда будет
доходить до зрителя, — говорил мне по-
становщик спектакля И. П. Ворошилов.—
Но первые же представления рассеяли на-
ши опасения. Доходит буквально все:
текст, положения, характеры...

Драматург и поэт, историк и биолог,
педагог и журналист Оливер Гольдемит—
крупнейший писатель Англии ХУШ века
— создал вечно юное, вечно живое произ-
ведение. Комедия «Она унижается, чтобы
победить, или ошибки одной ночи» ста-
ла частым тостем советской сцены. За
последний год она поставлена в Ленин-
градском театре драмы и комедии, в Мо-
сковском драматическом театре и в Цен-
тральном театре Красной Армии. Комедия
эта полюбилась советскому зрителю за
	Два месяца провел я в Н-ском запасном
зенитно-артиллерийском полку. Мы напря-
женно учились военному делу. Откровен-
но говоря, на искусство, на культурный
досуг у нас оставалось не так уж много
времени. И все же походной песне уде-
лялось 0с0б0е внимание командования.
	Котда комбат или военком выступали пе-
ред’ строем, знакомя бойцов с первооче-
редными задачами подразделения, они ни-
когда не забывали напомнить о песне.
Хорошая, дружная, крепко спетая строе:
	вая песня, указывали они, так же укра-
	шает воинскую часть, как ладная вып-
равка, как четкий строевой шаг и образ-
цовая дисциплина.
	Без песни не обходится ни один день
жизни подразделения. Поют в походе,
поют на пути из казармы в столовую,
поют на колхозных работах во время вос-
кресника, поют вечером в курилке и да-
же перед сном — на нарах.
	Наш ротный старшина, побывавший в
боях под Минском и уже залечивший
свою первую рану, рассказывал, что и на
фронте красноармейская песня никогда
не умолкает: в свободный час в щелях и
землянках слышатся излюбленные мело-
дии, заливаются баяны, в знакомых мо-
тивах оживают образы родных городов,
близких людей.
	После творческих споров, которые ве-
лись когда-то в московских кругах, было
крайне поучительно и полезно окунуться
в живой музыкальный быт, узнать вкусы
	и наклонности красноармейской среды.
Народ у нае в части крайне пест-
“pri — от деревенских парней Калинин-
	ской области до московских студентов и
специалистов. В этой разноликой массе
можно уловить самые различные —му-
зыкальные запросы. И тем не менее
очень скоро стихийно сложился основной
песенный репертуар нащей части — то,
что пришлось по вкусу всем без исклю-
чения.
	В этом списке господствовали старые,
испытанные, давно знакомые песни. Новые
мелодии, сочиненные в поеледние месяцы,
Ноа еще не дошли до своего адресата.
		Сплошная низкая облачность, сеет осен-
ний дождь. Погода сегодня нелетная, и
впервые за три месяца войны личный со-
став Н-ского района авиационного бази:
рования имеет возможность послушать
концерт московских артистов.

Большое помещение сельской школы на-
бито доотказа, зрители вплотную придви-
нулись к небольшому возвышению, кото-
рое служит сценическими  подмостками.
Окна тщательно завешены плащ-палатка-
ми, «сцену» уютно освещают две электри-
ческие лампочки, соединенные проводом’ с
аккумулятором-«движком».

Летчики. с большим интересом слушают
русские народные песни и арии из совет-
ских опер’ в исполнении заслуженного
артиста РСФСР Н. Пермякова, они горячо
	„Смелого пуля боится...
	ли трофеи: автоматические ружья, гра-
наты, железные офицерские кресты ‘и
многое другое. } у

17 сентября. Направляемся в часть, ко-
торая находится в 800 метрах от против-
ника. Нас сопровождает танкетка. Дорога
просматривается и простреливается вра-
том. Мчимся, на предельной скорости; во-
круг много воронок.

Проскочили опасный участок. Площадка
оборудована возле блиндажей. Командир
предупреждает: «В случае огневого на-
лета немедленно уйти в блиндажи».
	19 сентября, Только два километра от-
деляют нас от вражзских окопов. Коман-
дование части принимает все меры пред-
осторожности, чтобы оградить нас от воз-
можных неприятностей. Вокруг. амбара,
тде проходит концерт, выставлены часо-
вые. Скэтчи артистов Бонди и Нурм, Ме-
жинского и Короткова, выступления ак-
кордеонистки Симановской и баянистов
Васильева и Орлова проходят с большим
успехом. По окончании концерта комиссар
части т. Л. произносит  взволнованную
речь.

20 сентября. Безлюдная, покрытая мел-
ким кустарником возвышенность. Машины
остановились, и мы удивленно оглядыва-
емся по сторонам.

‚ — Что случилось? — спрашивают арти-
ern, =~ Почему мы остановились на этом
пустыре?

_ Оказывается, мы находимся в центре.
	острой» рас бойцы, быстро разучив
ее, заявили, что песня эта больше ‘подхо-
дит «для артистов», & в строю неудобна.

Многие песни, подобно «Москве», под-
вергаются различным — ббльпим или
меньшим — видоизменениям. Интуитивно
стремясь приблизить песню к требовани-
ям строевого движения, ‘красноармейцы To
и дело нарушают ее. музыкальный строй,
вносят в Нее те или иные коррективы.
Так, в «Катюшё» исчезает столь привле-
кательная в сольном пении синкона;
квартовый оборот во втором предложении
иногда сменяется более облегченным се-
кундовым (при этом рождается звучное
двухголосье, приближающее песню к рус-
скому хоровому стилю). 1
	Но вообще, как это ни странно, — пе-
сен нам нехватало. Даже любимые вещи,
часто повторяемые, иной раз надоедали.
Тогда опытные певуны обращались ‚к
богатейшим  песенным архивам. Чего
только ни извлекли они из этого ненс-
черпаемого исторического фонда! В один
прекрасный день вдруг кто-то вспомнил
давно забытого «Моряка» ‘(«По морям, по
волнам»), и старая романтическая комсо-
мольская песня вновь воскресла.

Часто распевали и доморощенную «Даль-
невосточную песню» с невероятным по
смыслу, но крепко звучащим припевом
(«Гей, комроты, даешь пулеметы, даешь
батареи, чтоб было = веселее»). И уж сов-
сем странно выглядел в наши дни древ-
ний текст буденновской песни «Гей, по
дороге», родившейся в 1918—19 г
	Хорошую фольклорную песню завез k
нам в часть младший командир Соловьев,
участник финских боев, физкультурник Н
страстный любитель пения. Ни мелодии,
ни текста песни никто’ из нас раньше нб
знал. Но подхватили ее’ молниеносно и
сразу включили в репертуар. В ней пре:
жде всего понравилась сюжетная основа
— необычайно ясно и лаконично изло-
женная история доблестного разведчика,
отдавшего жизнь за родину. В сочетании
с упругой, легко укладывающейся на хор,
русской мажорной мелодией этот текст,
родившийся по всей вероятности в самой
красноармейской среде, представил собой
	Советский народ сейчас, как никогда,
един и крепко сплочен, а такой’ народ
не победит никакая сила. Мы твердо уве-
	разгром-
	рены в победе. Фашизм будет
лен!»
	Ю. ЮРАТОВ
	A. Hak будто из-нод земли ‘появляются
наши гостеприимные хозяева — бойцы и
командиры танковой группы. Знакомимся
с танкистами;

Несколько штрихов, характеризующих
людей этого батальона: недавно капитан
	М. попал в тяжелое положение. Его танк
	был нробит в двух местах, скоро вышла
из строя и пушка. Во время боя капи-
тан пел любимую песню танкистов —
«Смелого пуля боится, храброго штык не
берет».

— Что же вы поете! — заметил води-
тель машины Г. — У нас пушка под-
бита.

— Ничего, -— ответил т. М. — Запевай
«Катюшу>: у нас еще пулемет работает.

Израсходовав все патроны, о капитан
привел танк в свою часть.

16 раз ходил в атаку на своем могу-
чем танке младший лейтенант П. Унич-
тожив конную батарею и 4 тяжелых ору-
дия врага, он ворвался в лощину, в ко-
торой ‘был сосредоточен вражеский ре-
зерв, и полностью его уничтожил.

В танковой группе мы’ дали несколько
концертов. А. Редель и М. Хрусталев,
3. Арсеньева и Г. Орлик, жонглер Спевак
работали под дождем.

За 21 день наша бригада дала 55 кон-
	цертов.

Мирон РАСКАТОВ
Действующая армия
	классический в своем роде образец на-
стоящей массово-походной песни.
Песенный «голод» сказывается и в том.
	что у нас еще мало песен, отражающих-
	военную специфику различных видов ору-
жия. Бойцы жалеют, что нет песен про
зенитчиков, про связистов. Однажды
младшие командиры-радисты принесли от-
рывок сочиненного кем-то текста. В нем
прославлялись подвиги красных  связи-
стов, способных разнести на весь MED
крылатые ‚слова правды. Сержанты очень
просили вспомнить или подобрать подхо-
дящую мелодию к этой неведомой. нам,
полузабытой песне.
	Пробовали мы разучивать в батальоне
новые песни, созданные уже в дни ‘вели-
кой отечественной войны. Для первого
опыта. был выбран «Шире шаг» Акулен-
ко — Алымова (нам казалось, что эта
удачная строевая песня привьется легчен
быстрее других). Однако, к`нашему удив-
лению, она не пришлась по вкусу. Одни
сочли е6 слишком простой, другим она
показалась «плясовой», третьи не нашли
для себя привлекательных элементов в. ее
получастушечном тексте. Так или ‘иначе,
мы с этой песней потерпели фиаско: Жи-
	вая. практика оказалась много сложнее,
	нежели наши представления о музыкаль-
ных потребностях красноармейской массы.

Из новых песен быстрее других приви-
лась «Подымайся, народ» на анакомую. ме-
лодию: «Если завтра война». Понравились
	нашим запевалам «Мы фашистов разобь-
	чем  рф

ем» Мурадели, «До › свиданья, Торола и
хаты» Блантера. Вообще зив новые песни,
даже наиболее удавшиеся, довольно туго
проникают в быт. Чтобы с ‘успехом, при:
вить ‘новую ‘песню, — предпочтительны
такие средства воздействия; как кино-
фильм (наиболее мощный, почти законо-
дательный фактор для популяризации но-
вой песни), радио или  траммиластинка,
напетая хорошим эстрадным. певцом.
Наш лучший запевала Соловьев знал
на память все песни из просмотренных
им фильмов. Авторнтег звучащего экра-
на был для него совершенно непререка-
ем. А уж когда новая мелодия услыша-
на в кино ‘и улеглась в памяти, тогда
приобретается листовка и старательно ра-
зучиваются слова. Так, друтой наш aane-
вала — Малюков бережно хранит в бу:
мажнике и распевает в своболное времл
«Любимый тород» Никиты Богословского.
	ONBIPAROB могут рассчитывать лишь на  Цроме «Войны и мира» очень популяр-
одну награду —. признательность куль-  ны в Англии и «Казаки» Толстого. Нале-
турной публики. `Пусть театральные дель-  юсь, что война послужит новым стиму-
цы презирают HX, OHH — драгоценная   лом к ознакомлению английской публихи

а Иа ей ГИГ
	часть нашей национальной культуры.
Политические деятели левого направле-
ния за последние годы создали свой те-
	с произведениями советской литературы.
Нельзя обсуждать вопросы культуры,
не упоминая о том, кто лелает её воз-
	атр, рассчитанный, главным образом, на   можной, т. е. о народе — ее потребитель,

интеллигенцию. Но как это HH грустно,   вдохновителе ‚и попечителе. За недолгое
сатирические, политические,  идеологиче-  пребывание мое в Москве мнё все же ла
	могло не броситься в глаза то огромное
уважение и любовь, которые питает ваш
народ к искусству.

Никогда не’ забуду сценки, свидетелем
которой мне пришлось быть. В один из
первых же дней после моего Приезда я
натолкнулся на нескольких рабочих, чи-
нивших дорогу. Во время отдыха они
расположились вокруг одного из своих
товарищей, который.. читал книту. Я по-
смотрел на первую’ страницу — ‘это
был Лермонтов. .
	Конечно, вы в этом не видите ничего -
	особенного, но если бы что-либо подобное
случилось в моей стране, то об этом че-
рез несколько минут узнал бы весь миг.

В этом, думаю я, олно из главных раз-
личий между нами. И скажу, выражаясь
	бухгалтерски: активный балано — в вашу
пользу.
	Филипп ДЖОРДАН
	ские произведения, не имеют успеха на
английской сцене, если только они не
принадлежат перу какого-либо прослав-
ленного мастера, ну, скажем, Бернарда
Шоу.

Война наложила свой отпечаток и на
английское театральное искусство. По-
‘стоянные воздушные налеты на столицу,
‘все «прелести» затемнения и прочие
трудности военного времени вызвали у
населения, особенно у молодежи, сильное
желание забыться. В результате лондон-
ская сцена наводнёна обозрениями и му-
зыкальными комедиями, носящими чисто
развлекательный характер и почти лишен-
ными каких-либо художественных  до-
стоинств.

С моей стороны было бы, однако, не-
справедливо не упомянуть 06 одном от-
радном явлении. Два лондонских театра,
всегда стремившихся сохранить великие
традиции подлинной культуры и свобод-
ного искусства, — «014 у1с» и «За]етз
Уе!з> — разослали в дни войны по всей
стране свои гастрольные труппы. Таким
образом провинциалы впервые получили
возможность увидеть у себя лучшие по-
становки лондонцев. Гастролеры повезли в
провинцию балет и Шекспира.’ Отромный
успех этих тастролей лишний раз пока-
	— pec) ne FMIROAKORY (TAK (PANIHCTLI назы-
зал, что публика охотно посещает ПОДЛИН-   вают Эйнимейна ин Льва Толстого), либо
но художественные постановки. приписывается «гению высших рас», Так,

знаменитая «Лорелея» написана оказырается
NEE TES a fed
ler erred re
	не   Генрихом Гейне, а некиим  безвестным
немцем.

птоднесли фашистские искусствоведы» — Вер»
нер Фюссман и д-р Бела Матека — авторы
книжки «Франц Лист», вышедшей в гермая-
ском издательстве Бельца. Репролуцировав в
свсем «труде» ‘ известный репинский портрет
Листа, они’ не постеснялись умолчать об ав-
торстве Репина и приписали портрет... вен.
	Множество разнообразнейптих пёсен зву-
чало в нашей казарме в часы досуга, в
короткие летние вечера. Здесь можно бы-
ло услышать и старые народные песни,
и революционные, и студенчёские, и даже
популярные оперные арии. Сколько, непе-
редаваемого очарования заключали в себе
минуты, когда два-три десятка молодых
	и?   SPONAHBO и BANVINeREN тол,   @РоКому оберрегирунгорату Имре фон Ore-
голосов неторопливо и задушевно распе- Ффаньян, Ро избежание поимки с поличным

вали раскатистую мелодию «Ермака» («Ре- Фапгистокие — искусствокрады  замазали на
вела буря, дождь шумел»). Необходимо

репродукции подпись Репина — не на.
отметить, что в этом «неофициальном» пе- столько, однако, удачно, чтобы нельая было
сенном. репертуаре, звучавшем в часы су-. разглядеть начальную букву фамилии
мерек, почти отсутствовали сочинения со- ‘художника.

ветских композиторов. Действительно, У х .
нас, мало еще новых хоровых песен мас- +
	Как сообщает американская пресса, в гер-
манском концентрационном лагере покончил
с собой Беда — автор либретто знаменитой
оперетты «Веселая вдова», Он был арестован
за то, что после захвата Австрии национал-со-
циалистами написал патриотическую авотрий-
скую песню.

_ — —— <= J 0 Oo
	*. Кршов ин.
ровская гвардия».
	издательством «Искусство»
	сового. распространения, которые могли бы
заменить «Ермака», «Стеньку Разина» или
«Эй, Баргузин, пошевеливай вал». Мндгие
из песен, сочиняемых нашими композито-
рами, все еще не имеют адреса. Это —
снаряды, брошенные наугад и падающие
где-то посредине между квалифицирован-
	дут Ре. СО ТРИ ЧЬ

ной setpanont и   походным армейским бы-
TOM.
	Армия все еще остро нуждается в Ho-
вой, простой и ясной, богатой по внутрен-
нему содержанию строевой песне. Такая
песня может заключать в себе и лирико-
поэтический и повествовательный  элё-
мент. Совсем не столь необходимо трубо
подчеркивать элементарное «раз-два» и
беспрерывно «охать», как делал никола-
евский солдат’ 40-х голов прошлого сто-
летия, но обязательно придать песне put:
мическую остроту и упругость, не допус-
кать длительных пустот и ритмических
провалов. Не надо нерегружать запевалу
длинными и трудными запевами.

Особые задачи стоят в области бытовой
красноармейской песни. Здесь ‚ может
быть больше разнообразия —- песни про-
тяжные, хоровые, пёсни веселые, часту-

д с: 5
	печные, — песни про Русскую природу,
про героев нашей родины,

и красоту родной земли.

А сочинения без адреса сейчас кажут-
пя особенно излишними. Ртоша “о
			песенное творчество.
	И. НЕСТЬЕВ
	10 сентября. Мы на передовых позици-
ях у зенитчиков. Сценической площадкой’
служит. небольшой клочок земли, устлан-
ный фанерными листами. Площадка тща-
тельно замаскирована.. Выступает эстрад-
ный артист, ополченец Н. Плинер.

13 сентября. Мы в зоне артиллерийско-
го обстрела. На пути встречаем сожжен-
ные деревни — следы временного хозяй-
ничания гитлеровских варваров. Дорого
заплатили бандиты за свои злодеяния.
Дорога усеяна могилами немецких солдат
и офицеров.

14 сентября. Под грохот артиллерийской
канонады идет концерт. Проливной дождь
не мешает успеху. Бойцы дружно подхва-
тывают песню о Сталине, проникновенно

полняемую П. Лисицианом. Бурю апло-

исментов вызывают монолог в особен-
ности, пророческие слова профессора Maw:
лока, обращенные к фашистам: «Отреляй-
те из ваших пулеметов, пока их у вас не
отняли, но их у вас скоро отнимут».

15 сентября. Приехали в деревню В.
Позади осталась переправа, простреливае-
‘Mas немцами. Дали три концерта. Затем
завязалась оживленная беседа с бойцами,
вернувшимися из вражеского тыла. 19
дней небольшой отряд бесстрашных вои-
нов громил вражеские тылы, взрывал мо-
сты, переправы, укрепленныё участки и
уничтожал живую силу врага. Отряд от-
лично выполнил боевую задачу и почти
без потерь вернулся в часть. Нам показа-
	Песни нашего батальона
	советских массовых песен пелись в
первую очередь «По долинам и по вагорь-
ЯМ», «Три танкиста», «Марш артиллери-
стов», «Москва», «Конноармейская», «Ка-
Toma», из старых песен. — «Ой, при луж-
ку», «Гей,” по дороге», «Герой, терой Ча-
паев», «По морям, по волнам». Это то,
что годами оседало в быту людей и на-
крепко запомнилось.

Одна часть песен привлекала своими чи-
сто музыкальными качествами, в другой
импонировали удачные тексты, отвечающие
чувствам и стремлениям рядового воина
Красной Армии. Так, в музыкальном от-
ношении больше всех привлекала старая
украинская песня «Ой, при лужку, при
луне› — превосходный образец народной
героической песни.
	Как бы ни уставали мы в походе, —
«При лужку» и «По долинам» всегла
заставляли забыть 906 усталости. Непо-
нятно, откуда брались у певцов все новые
Узоры подголосков, все более звонкие
верхние ноты, лихие и напористые выкри-
ки на стыках двух музыкальных фраз.
Привлекала во второй песне и ее лирич-
ность, тесно сплетающаяся, с военно-геро-
ическими мотивами.
	Несколько иначе обстояло дело с со-
ветскими массовыми песнями. Здесь в
большинстве ‘случаев главным  притяга-
тельным элементом служит текстовая ос-
нова, удачно сливающаяся с музыкой.
Возможности же хоровой интерпретации
таких песен и строевые их качества зна-
чительно уступают фольклорным образ:
цам. Наши бойцы с удовольствием поют
«Три танкиста». С неменьшим энтузиазмом
поют они «Москву» и, особенно, «Марш
артиллеристов». Но, как правило, в «Мо-
скве» и в «Танкистах» бойцы не соблю-
дают ритмических остановок между. стро-
(ama, a порой даже сбивают ноту или
вступают недружно, нарушая строй пес-
ни, В «Москве» тяжелой оказалась на-
Tpyska для взапевалы. Он вышел из по-
ложений тем, что сократил мелодию
запева ровно наполовину, ловко  огра-
пичив. его рамками первого ‹ четверо-
стишия. Когда политрук принес нам ли-

стовку песни «Не скосить нас саблей
	Sa рубежом
	Как известно, ное, что внесли в историю
культуры неугодные фашистам народы, либо
об является гитлеровсками борзописцами
«творчеством ублюдков» (так фаптисты назы-
	ППитшловский, — «Гитле-
Открытка, выпускаемая