f Г.
: . COBETCKOE HCKYCCTBO , ЧЕТВЕРГ, 9 СКТЯБРЯ 1941 г., 1% 49 (77)

Г J.PENKAS ©

-
Рисунки А. Каневского
	Посеял парод репку.
крался тайком Гитлер
не может! Что, думает,
	Всевобуч в Московском театре оперетты.
некия © винтовкой артистам Московского
еву, Качалову и Стравинскому
	Сержант Гуторин показывает приемы обра-
	театра оперетты Зарубееву, Урбан, Анике-
. Фото М. Ярмуш
	Музыкальная жизнь Свердловска
	Старый Екатеринбург имел оперный
театр — этим по сути исчерпывалась вся
музыкальная жизнь города. Сейчас ‘Сверд-
ловск с полным основанием может быть
назван одним из культурных центров Co-
ветского. Союза, и музыке в этом; боль-
шом, живущем напряженной жизнью го-
	роде принадлежит почетное место. B во-
	енных условиях музыканты и музыкаль-
ные организации. Свердловска нисколвко
не ограничили своей деятельности, ? 2
Широко развертывает концертную pa-
боту областная филармония. За’ первые
месяцы войны силами лучших. испол-
  нителей Свердловска были проведены сот-
ни концертов в частях Красной Армии;
это нужное дело с начала осеннего сезо-
на получает еще большее развитие. Уют-
ный и вместительный концертный вал
неизменно переполнен ‹ публикой. В: сере-
дине сентября обширной и интересной
	программой под управлением дирижера
  Когана открылся. симфонический сезон.
	В ближайшее время филармония. пред-
полагает возобновить работу  музыкаль;г
ного  лектория для студентов и старших
	школьников. С успехом проходит, работа
	филармонии’ на’ периферии. Об этом, сви-
детельствуют результаты летней концерт-
ной работы в районах. Свердловской 96-
ласти. : я

Судя’ по об’явленному репертуару,
сезон в Свердловском театре оперы зи. ба-
лета обещает быть интересным. „Театр
работает и над созданием нового совет-
ского репертуара и над отбором полуза-
бытых старых опер, могущих сейчас. по-
новому свежо прозвучать. Ведется работа
над «Суворовым» Василенко, — опера бу-
дет показана еще в 1941 bony.

По заказу театра либреттист Келлер и
композитор Грубин пишут оперу «Пат-
риоты», повествующую ‘о  тероической
борьбе белорусского народа против ига
гитлеровской Германии. В начале сезона
осуществляется спектакль оперы «Виль-
тельм Телль» Россини. Ведутся работы
над оперой «Мадмуазель Фифи» Кри, а

также над оперой Паладиле «Фландрия»
(по известной мелодраме Сарду). В самом
начале 1942 года должна закончиться ра-
бота над оперой «Гроза» Трамбицкого.

Из крупных музыкальных организаций
Свердловска следует упомянуть консер-
ваторию, где занятия уже идут полным
ходом, Областной радиокомитет, имеющий
определенные заслуги в созданин нового
советского репертуара, и театр музыкаль-
ной комедии, недавно тастролировавший в
Москве.

Имена крупнейших композиторов Сверд-
ловска — Фролова и  Грамбицкото—поль-
зуются заелуженным признанием средн
музыкэнтов всего Советского Союза. Автор
	музыкантов всего ‘’оветовото чоюза. АВТО
героической оперы «Эихе-булат батор»
	Фролов обладает большой профессиональ-
	ной культурой, хорошим вкусом. Закон-
ченная им недавно трехчастная фортепи-
анная соната — одно из значительных
произведений советской музыки в этом
жанре. Изложенная превосходно и © пол-
ным знанием инструмента (Фролов — хо-
роший пианист), музыка сонаты лаконич-
на, ясна, напевна.

‚ Ценные качества сонаты, повидимому,
будут развиты в фортепианном концерте,
над которым Фролов работает в настоя-
щее время.

‚ Хор «Отчизна» Фролова, благородный
по. своей патриотической идее, проникнут
динамикой и пафосом. Это проивведение
написано в сложной полифонической ма-
нере. .
ного и успешно работает  Трамбиц-
кий. Заканчивается оркестровка «Грозы»;
в первоначальных эскизах уже сочине-
на симфония, посвященная Николаю Ост-
ровскому. Ряд оборонных песен Трамбиц-
кого, представляющих большую художе-
ственную цепность, поют хоры оперного
театра и радиокомитета. Значительный
интерес должна представить и. радиоком-
позиция «Фронт и тыл», которую Трам-
бицкий заканчивает в содружестве с поэ-
	том. Мурзиди.
А. ЯКОВЛЕВ
	играть народный артист УССР А. Бучма.

Гастроли лучшего украинского театра —
большое, культурное событие в жизни
Тамбова. Зрители горячо принимают заме-
чательных артистов — А. Бучму, Н. Уж-
вий, Гната Юру, Юр. Шумского и других:
спектакли с их участием проходят каж-
дый раз при переполненном врительном

зале.
	Театр им. Франко возник и сформиро-
вался в годы гражданской войны. Сильны
в этом театре традиции горячего служения
своей советской стране. своему народу. И
теперь, в дни ожесточеннейшей войны с
гитлеровской Германией, дружный кол-
лектив театра отдает все свои силы, свое
искусство на защиту любимой родины.
Почти ежедневно театр устраивает шеф-
ские концерты и спектакли в клубных
помещениях или на импровизированных
открытых площадках. В концертных брига-
дах участвуют все без исключения актеры
труппы. Актрисы театра организовали,
кроме того, женский хоровой ансамбль.
	А, ЛЕВКО
	гор. Иваново
		дательством «Искусство»)
пя ричи
	(Плакат, въитускаемый из
	„Текст Виктора Важдеева
					ребольшая. Не чета другим. Пол.
ренку, тянет-потлнет — вытянуть
— вытащил, в Вепе тащил — вы.
Хельсинках, Бухаресте рейка сама
крикнул Гитлер клич. Прибежали
	тащиють: Крикнул тигр виа. ириое
букву «Г» — Геринг, Геббельс, Гиммлер.
	Геббельс за Геринга, _ Герюнг за Гитлера,
	Выросла репка большая-пребольшая,
	тащил, в Париже тащил — вытащил, в Риме,
в руки полезла, а тут никак не вытащишь!
нему ма. полмогу фашисты, все на букву «Г:

Ухватились: Гиммлер за Геббельса,
	Нонцерт для фортепиано с дназом
	Интересной новинкой советской музыки
является недавно налисанный А. Цфасма-
ном концерт для фортепиано с джазом,
	А. Цфасман известен как руководитель
одного из лучших наших джаз-оркестров
и автор многочисленных сочинений для
джаза. Композитор в совершенстве зна-
ет природу джаз-оркестра, все его бога-
тые возможности, и это ощу ся в ка-
ждом такте его концерта. Это не сочине-
ние «вообще», приспособленное к джазу.
Концерт возник из стихии данного жанра,
поэтому естественно и органично звучит
он в таком составе, поэтому мы не чув-
ствуем никакой ‘’нарочитости в огромном
количестве смелых и необычных  звуча-
ний, которыми наполнена ето партитура.

Концерт одночастен, состоит из ряда
эпизодов и, подобно листовским одноча-
стным произведениям, пронизан одной ос-
новной темой, придающей — единство и
	Пятигорске с большим успехом про-
шел авторский концерт композитора Сер-
гея Прокофьева.
	беседе с нашим корреспондентом
С. Прокофьев рассказал о своих творче-
ских планах:

— В ближайшие дни я заканчиваю
симфоническую сюиту «1941 год», посвя-
щенную событиям великой отечественной
войны советского народа с германским
фашизмом. Сюита будет состоять из трех
частей: первая часть — «В бою», вторая—
«Ночью» и третья — «За братство наро-
Дов». ы

Одновременно я работаю над оперой
	цельность всему сочинению. Эпизоды кон-
церта очень разнообразны, контрастность
их кажется порой парадоксальной,

Так, лирический, певучий эпизод  сме-
няется эксцентрическим, причудливым
фокстротом. Непосредственно за голово-
ломной румбой идет фугато, в котором
автор, используя современные джазовые
звучания, как будто иронизирует над
строгими приемами классической полифо-
HHH.

И тем не менее, концерт производит
очень цельное впечатление, Помимо тема-
тического единства этому способствует. и
фортепианный стиль сочинения. блестя-
щий, разнообразный, всегда окрашенный
в специфически джазовые тона. В кои-
церте много хорошей выдумки, превос-
ходных ритмических комбинаций, интере-
	сных тембровых сочетаний.
Д. КАБАЛЕВСКИЙ
	«1812 ГОД». Моя новая опера воскрешает
одну из славных страниц русской исто-
рии — борьбу с полчищами Наполеона.
Не в первый раз обращаюсь я к героиче-
скому прошлому родной страны: несколь-
ко лет назад меня увлекла тема борьбы
нашей родины ‚против немецких псов-ры-
царей. Я написал тогда кантату «Алек--
сандр Невский» и музыку к олноименно-
му фильму.

Либретто оперы «1812 год» написано
мною совместно с М. Мендельсон. Опера
будет состоять из 4 актов и 12 картин.
Сейчас я заканчиваю первый акт оперы.
		Сюита ,1941 ron”
	МУЗЫКАЛЬНЫЙ БЛОННОТ
	Московские афиши все чаще извещают
	” о концертах крупных артистов. 3a один
	лишь истекший месяц москвичи имели
возможность прослушать в сольных про-
граммах: Я. Флиера, Д. Ойстраха, 9. Ги-
лельса, Л. Оборина, С. Лемешева, Д. Пан-
тофель-Нечецкую, а также симфонические
концерты из произведений Скрябина с
участием Г. Нейгауза (дирижер Н. Голо-
ванов) и Чайковского — с участием Д.
Ойстраха (дирижер Н. Рахлин). Концерты
неизменно проходили при переполненном
зале, исполнение вызывало живейшую ре-
	акцию аудитории.
	С обычным блеском и вместе с тем с
подкупающей простотой и лиричностью
играл Д. Ойстрах; серьезно и по-настояще-
му артистично исполнил шопеновскую про-
грамму Л. Оборин, и, как всегда, с шум-
ным успехом прошли концерты любимцев
московской публики С. Лемешева и Д.
Пантофель-Неченкой.
	Одним из наиболее интересных был кон-
церт 9. Гилельса. Гилельс становится ху-
дожником большого поэтического чувства
и большой мысли, художником в высшей
степени ° сдержанным,  сосредоточенным.
скупым на внешние эффекты. Его игра—
полная противоположность тому изыскан-
но-романтическому, нервно-импульсивному
стилю, законченным воплощением которо-
го является пианизм Скрябина. Иногда
стиль игры Гилельса быть может слишком
последователен в своей «материальности»
И «прочности», но зато он удивительно
полновровен и в подлинном, глубоком
смысле реалистичен. Замечательно испол-
нил Гилельс «32 вариации» Бетховена, пе-
редав и богатство эмоциональных оттен-
ков — от герсики до нежной лирики-—и
общий, бетховенски суровый колорит
всего произведения. С необыкновенной
свежестью прозвучали пьесы Скарлатти,
2-я баллада Шопена. Свой виртуозный
_ блеск Гилельс показал в исполнении «Хо-
		тянут-потянут — хайль! кричат — а вытянуть не могут. Кликнул Муссолини,
Ухватнлись: Муссолини за Гиммлера, Гиммлер за Геббельса, Геббельс за Геринга,
Геринг за Гитлера, Гитлер за репку, тянут-потянут — вытащить ме могут. При.
	плелсея. Петэн из Парижа. Да много ли от’ старика толку: тянуть не тлиет, а только
песок из него сыплется. Дробь одна получается.

Что тут делать? Пришлоеь кликнуть сучку. Звали одну, а прибежало три: вен-
герская, финская и румынская. Ухватились: Маннергейм за Хорти, Хорти за Ан:
тонеску, Антонеску за Петенеску, Петенеску за Муссолини, Муссолини за Гиммлера,
Гиммлер за Геббельса, Геббельс за Геринга, Геринг за Гитлера, Гитлер за реп-
ку, тянут-потянут... шевельпулась репка. — «Хайль, Гитлер, — крикыул Гитлер,
а «репка» сама из земля выходит, краспоармейским шлемом поднялась,

В Театре им. Франко
	В ‘течение трех месяцев Государст-
венный украинский драматический театр
им. Ивана Франко гастролирует в Тамбо-
ве, где его спектакли неизменно ру
ются большим успехом.

Обширен и разнообразен репертуар ук-
раинцев. Они привезли такие свои спек-
такли, как «Украденное счастье» Ив.
Франко и «В степях Украины» А. Кор-
нейчука, как «Маруся Богуславка» и «ОЙ,
не ходы, Грицю, та на вечорныци»” Ста-
рицкого, как «Суета» Тобилевича и «Мно-
ro шуму из ничего» Шекспира.
	Из старого репертуара уже здесь, в
Гамбове, возобновлены драма `Карпенко-
Карого «Бесталанна» и пьеса Корнейчука
«Платон Кречет». Ближайшие  возобновле-
ния: «Шел солдат с фронта» В. Катаева в
переводе на украинский Талалаевского’‘и
«Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука:
	Театр готовит премьеру — «Профессор
Мамлок» Фр. Вольфа в. переводе
А. - Юрского. Эта новая постановка ocy-
ществляется режиссером Б. Вильнером и
художником М. Драк. Роль: Мамлока будет
		Искусство
	Театры Ивановской области живут ин-
тенсивной творческой жизнью.
	Составлены новые репертуарные пла-
ны, уплотнено ‘время подготовки спёк-
таклей, ведется большая работа по 06-
служиванию агитпунктов. Сжатые сроки
выпуска спектаклей не снизили их каче-
ства,

Новой жизнью зажили старые  пье-
сы. Иначе воспринимаются слова профес-
сора Полежаева о войне, по-новому зву-
чит диалог Яровой и Кошкина о долге
перед революцией.
	Очень сильна тяга к театру в районах
области. Спектакли . колхозно-совхозного
театра и концерты филармонии проходят
при переполненных сборах.
	В репертуаре Областного драматическо-
го. театра — «Парень из нашего города»,
«Платон Кречет», «Любовь Яровая», «Ба:
тальон идет на запад», «Адмирал Нахи-
	мов» и другие.
Кинешемско-Шуйский театр ставит спек-
	‚ Гланули фашисты и обомлели. Тянули одну репку, а за ней — батюшки мон,
целый огород, весь советский парод! Штыками ощетинился, пушками насупился,
на грозный бой вышел. Поползли танки — земля затряслась. Полетели само-
леть-_-полнеба закрыли, загудела земля от поступи русской, задрожала от силищи
народной, Красной Армии на подмогу советский люд идет. А Гитлеру звать ух
некого и у самого сила на убыль пошла, а у нас силы множатся, кто смел да
мел врага бьет, а кто. смел да не умел — обучается, и стар ий млад оружие

ет, клич боевой размосится: винтовкой бей, штыком коли, гранатой  громи,
шашкой руби, пулеметом коси, минометом круши! Драться, так драться. Что
	русскому здорово, TO немцу смерть.
		ПОСЕЛКИ
НА ФРОНТ
	Небольшая почтовая посылка. Заботли-
во уложены в ней табак, папиросы, кон-
феты, печенье, копченая колбаса, брит.
вы, мыло, перочинный нож, две пары
носков, портянки, одеколон, ‘зубной поро-
MOR, щетка-и т. д. ‘На посылке адрес
Действующая ‘армия.

посылку вложено письмо народной
артистки СССР В. В. Барсовой.
‹ В друтой посылке письмо ‘бойцам от
заслуженной артистки РСФСР ВЕ. К. Ка
тульской.
` Свыше 150 таких носылок послали уже
на фронт бойцам, командирам и политра-
ботникам действующей армии солисты и
коллективы Большого театра Союза ССР,

Многие из этих посылок уже получе-
ны на фронте.
	Одна из посылок, посланных Большим
театром СССР, попала экипажу танка:
И. Г. Литвиненко Дкомандир машины),
П. Ф. Стригину (механик-водитель), А. М.
Сластину (бащенный стрелок). Вот что
они пишут в письме, присланном в Боль
шой театр: «Вчера мы вернулись из ата-
ки. В этом бою наш экипаж уничтожил
шесть огневых точек и до ‘роты пехоты
противника, Вышли мы из боя послед
ними, когда разгромили врага. Вернув»
шись на сборный пункт, мы ‘получили
вашу посылку. Если бы вы знали, с ка-
ким волнением мы взяли ее, когда узна-
ли, от кого она. Нас глубоко взволнова-
ло, что известные всему миру певцы Aa
шего лучшего оперного театра заботятся
о нас, помогают нам. Экипаж  машикы
шлет вам свою благодарность», \
	Вот письмо, ‘полученное в тедтре от
командира С. В. Кривобокова: «Два ме-
Cala назад в первый раз в жизни я был
в Москве, в Большом театре. Сейчас я
нахожусь далеко от вас, защищая родину
на передовых позициях: Здесь, на фрон
те, в короткие минуты отдыха мы наст
раиваем радио, слушаем ваши передачи.
Из Москвы до нас доносятся любимые о
детства звуки музыки. Здесь нас одружа“
ют звуки не такие мелодичные, мы, од
нако, к ним привыкли и они нам не He
нгают слушать ваши передачи, хотя ча
сто враг старается засорить эфир. Но
мы вас слышим, друзья. Давайте, това
рищи, больше концертов, больше спектак-
лей! Каждое” известие от вас’ для наб
большая радость. Вас слушают не толь-
ко в тылу, но и на фронте, вас слуша
ют далеко и по ту сторону фронта. Мы
на фронте смертоносным оружием тромим
врага, и недалек тот час, когда мы ео
не только разобъем, но и хничтожим. Я
ни с кем в театре лично не внаком, но
зато хорошо знаю по сцене, люблю и це-
ню вас. Нас®в экипаже боевой машины
четверо; мы раньше тоже не знали друг
друга, а сейчас один без другого нё мо-
mem обойтись. Сейчас_ ‘утро. — Моросит
дождь. Небольшое затишье, и каждый в2-
нимается, кто чем. Я пишу, товарищ ий’
странвает приемник, другие отдыхают. Но
время отдыха приходит к концу, и яз4-
канчиваю письмо обещанием драться до
полной победы над врагом».
	НОВЫЕ КУКОЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ
	Первый московский кукольный театр
заканчивает работу над антифапгистской
концертной программой для бойцов истре-
бительных батальонов и зенитчиков, ох-
раняющих подступы к Москве.

В новую программу, которую ставит Н.
Савин и оформляет художник Г. Цынь,
вошли скетч Г. Рыклина «Иван Трофимо-
вич и Трофим Иванович»,  балаганное
представление Гр. Градова & Н. Надежди:
на «Петрушка-лекарь» и ‘маленькие сцен-
	кн,  разыгрываемые на тексты песен
Беранже.
	a SAS gr
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
	K 0-51-42

_ Московская
хроника
	До конца текущего года МХАТ ОССР
им. Горького выпустит четыре новых поста-
новки. 18 октября состоится премьера пьесы
Н. Погодина «Кремлевские куранты» (гене
ральные репетиции — 14 и. 16 ‘октября). В
конце октября будет показана пьеса М. Бул-
гакова «Пушкин». В ноябре театр_ выпустит
премьеру ‘пьесы А. Крона «Глубок&я ‘развед-
ка», в декабре будет выпущен спектакль.
sTloaKosozeu Суворов» И. Разумовского и
А. хтерева. После выпуска, «Глубокой раз-
ведки» А. Крона МХАТ возобновит репети-
ции спектакля «Последняя жертва» А. Ост-
ровекого.

*\ Жюри выставки «Великая отечественная
война» отобрало уже неоколько десятков про-
изведений живописи и графики. Ореди них
портреты Героя Советского Союза Хрюкина
(художник 0. Зверев) и Маршала Советекого
Союза О.К. Тимошенко (художники Белениц-
кий и Китайко). Жюри утвержден эскиз
Г. Горелова «Подвиг Клавы Павловой» на
сюжет о героической медицинской сестре.
Художники Вялов и Оадков избрали темой
своей картины бои под Одессой. Ооветские
графики также выполнили ряд портретов
Героев Советского Союза: Ф. Омирнов испол-
иил портрет Героя Гастелло (линогравюра),
Р. Гершаник — портреты Героев Лалтутина и
Зайюльева (уголь) и групповой портрет участ-
ников боев под Омоленском,

\® Театр им. Моссовета приступил к репе-
тициям новой пьесы А. Афиногенова «Нака-
нуне», которую ставит Ю. Зазбдокий. Худож-
ник — М. Виноградов. P

*% Московский театр оперетты 12 октября
в первый раз по возобновлении показыв
спектакль «Роз-Мари». Вступивший в Трупп
театра артист B. Бобков исполняет nap
тию Джима, Стефа Петрова — Роз-Мари.

*\ж Центральный детский театр приступил к
работе. над историко-революционной пьесой
Д. Дэля «Яков ФСвердлов». Заглавная роль
‘поручена артисту М. Петрову. Ставит спек-
такль А. Окунчиков. Оформление Е. Фрад-
киной. ~
	широкая панорама  русскон равнины.
«Игра началась...»

..АЩивописные панно на сцене принципи
не новый. Они не впервые применяются
и мною, но в моих прежних работах пан-
но были как бы дополнительным коммен-
тарием к действию. В декорациях к «Вой-
не и миру» панно определяют место дей-
ствия, создают ту реальную среду, где со-
вершаются события, живут ‘и действуют
люди. Панно — ero конкретный фон и
эпитраф к сцене, к определенной драма-
тургической ситуации,

менно в таком монументально-герон-
ческом сцектакле, как эпопея «Война и
мир», где значительное место отводится
событиям на необозримых просторах рус-
ской земли, где дается широкая историче-
ская перспектива, где в драматургическое
действие вовлекаются народы, художнику
нужно овладеть широким, бесконечным
пространством, хотя. сцена сама по себе
и очень мала.

Избранный прийции оформления состо-
ит в сочетании ор’емных предметов, рам,
кулис и задников; покрытых тюлем. Это
делает декорации портативными. Многие
предметы остаются на сцене все время,
меняется только их профиль, освещение.
Поэтому для перемены картин не требуется
большой затраты времени. Об’емные ком-
поненты в этой постановке сведены к
минимуму — двум-трем первопланным
предметам в каждой сцене. Это палатка
Наполеона, главы Василия Блаженного,
верхушки кремлевской башни в сцене
пожара Москвы, два-три дерева и землян-
ка у партизан, несколько орудий и меш-
ки на батарее Раевского, две колонны в
первом акте. Это почти все, Остальное —
Живопись. °

Спектакль кончается алофеозом русско-
то оружия. Опять Вильно. Терраса замка,
балюстрада. Сквозь арки виден город. На
террасах тенералитет, народ. В этой сце-
не часть фигур тоже будет мною написа-
на. Финальная сцена должна быть очень
торжественна. Стоит народ. Знамена скло-
няются перед великим русским полковод-
	о т EN irl Я

цем Кутузовым...
* П. ВИЛЬЯМС
	ра дервишей» Бетховена — Сен-Санса и
токатты Шумана.
ae

ыы’ *
	5 октября симфоническим концертом в
зале им. Чайковского Московская филар-
мония ознаменовала открытие зимнего се-
зона 1941/42 г. Программу, составленную
из произведений Чайковского, исполнил
Натан Рахлин.

Остро чувствующий музыку и прекрас-
но владеющий дирижерским жестом, Рах-
лин ни на момент не оставляет слушате-
ля равнодушным. Пусть не все в рецен-
зируемой программе было исполнено оди-
наково убедительно и технически безу-
коризненно (технические погрешности A
интерпретаторски спорные моменты были
во второй и третьей частях 4-й симфонии),
но это было с начала и до конца одухо-
творенное исполнение.

В 4-й симфонии Рахлину более всего
удалась первая часть, во’ «Франческе да-
Римини» — рассказ Франчески, где и
тонкость вариационных деталей и общая
линия мелодического развития были пере-
даны с большим вкусом и темпераментом.
Скрипичный концерт Чайковского превос-
ходно сыграл один из лучших исполните-
лей этого произведения — Д. Ойстрах,
	Qf. ЖИТОМИРСКИЙ
							такли: Парень из нашего города», «Про-
фессор Мамлок», «Мой сын», «Доблесть»;
Владимирский театр —^«Со всяким MO-
жет случиться», «Профессор Полежаев»,
«Семья Мерлье», «Батальон идет на за-
пад».

Колхозно-совхозный театр кроме боль-
ших спектаклей создает оборойную прог-
	рамму малых форм.

Очень интересную работу проводит 0Об-
ластной кукольный театр, который наря-
ду со спектаклями для детей — «Конек
Гсрбунок», «Рыжая курочка», «Рыцари
зеленого леса»—дает оборонные . представ-
ления, предназначенные для взрослого
зрителя.
	В городе созданы. атитвитрины, в ко-
торых систематически выставляются пла-
каты, карикатуры, стихотворные памфле-
ты местных поэтов и художников.
	Готовится областная художественная
выставка «Отечественная война». у

—— ДЕКОРАЦИИ К „ВОЙНЕ И МИРУ“
	третьего тома, Спектакль открывается
вторжением французских войск в пределы
	России, заканчивается разгромом армии
Наполеона и его бегством. Центр спек-
такля — Бородинское сражение, рейгив-
шее исход всей наполёоновской кампании.
В спектакле будет 15 картин. По ходу
спектакля батальные сцены (на батарее
Раевского, на Шевардинском редуте ‘и др.)
	перемежаются ‘сценами в доме Ростовых,
	на постоялом дворе в Хотькове и т. д.
	Первая картина — бал в Вильно,’ дан-
ный генерал-адъютантами в честь русско-
го, императора. На этом балу получается
известие о том, что Наполеон перешел
‚русскую границу. «Бал был веселый, бле-
	3 стящий праздник» — пишет о нем Тол-
		С радостью и волнением приступил я
к эскизам декораций спектакля «Война
и мир» Есть произведения искусства, ко-
торые вошли в сознание человека раз и
навсегда, они становятся  неотделимыми
от его личной биографии, с ними связы:
ваются самые дорогие, ‘самые чистые ду-
шевные движения. Именно’ таков роман
Толстого «Война и мир». Воссоздавая об-
разы «Войны и мира» с актерами старей-
шего русского театра, в дни, когда народ
напг-снова поднялся на защиту’ отчизны,
мы глубже, душевнее, с гордостью патри-
отов заново переживаем страницы родной
славы.

Величие Толстого в том, что он по-
нял и показал замечательную ‘эпопею
борьбы России с Наполеоном, как войну
	народную. И вот, работая над декорация-
ми, я стараюсь придать им народный,
национальный колорит. Этот колорит ра-
скрывается у великого писателя в заме-
чательных, задушевных описаниях рус-
ской природы, в необычайной простоте и
значительности созданных им народных
характеров.
	За последнее время мне пришлось ра-
ботать над целым рядом исторических
спектаклей. «Иван Сусанин», «Борис Го-
дунов» (еще неосуществленная постанов-
ка Большого театра), «Пушкин» `Булгако-
ва в МХАТ — вот произведения, кото-
рые нельзя воспроизвести на сцене, если

не выявить русского ‚стиля в глубоком
народном понимании слова.
	«Война и мир» — национальная патри-
отическая эпопея. Здесь дух русской
истории должен определить весь. спек-
такль и. конечно, работу художника.
	Художник должен передать масштабы
монументального полотна-романа, найти
такой язык оформления, при котором с
наибольшей силой звучала бы идейная
основа спектакля — где бытовая сторона
отступала бы на задний план перед ана-
лизом внутренних переживаний героев,
	такля — памятника народной славы. Так
он мной задумам.

Дом Ростовых тоже ампирный, но
характер его совсем иной. Для этой сце-
ны я сужаю пространство, комната стано-
вится маленькой и уютной. Надо, чтобы
зритель почувствовал” интимную  ростов-
скую атмосферу, которую с такой заду-
шевностью описывал Толстой.

Бородинское сражение происходило в
погожий осенний день. Это дает мне ув-
	  лекательную возможность написать пей-
	зажи золотой подмосковной осени. В двух-
трех строчках Толстой дает и живопис-
ный образ природы и настроение; «Начи-
нало светать, небо расчистило, только од-
на туча лежала на востоке. Покинутые
костры догорали в слабом свете утра».
Как живописен такой пейзаж, какой это
блестящий материал для художника!
Огромное внутреннее богатство и высота
морального облика русского человека, его
‘бесстрашие и героизм — вот основа тол-
стовской эпопеи. Один из центральных
боевых эпизодов происходит на батарее
Раевского. Когда открывается занавес —
дым сражения, рвущихся снарядов поды-
мается над землей. Гибель Пети Ростова,
сцена допроса пленного француза‘ будут
	  показаны у партизанской землянки. это
	уже зима. Вдали березовая роща, снеж-
ные поля русской равнины. Так вводится
пейзаж в канву сценического действия.
	Русские партизаны и среди них их ли-
хой командир Васька Денисов, воплотив-
ий в себе черты знаменитого Дениса
Давыдова, — как все эти образы дороги
нам сейчас, в дни великой  отечествен-
ной войны, когда, помогая Красной Ар-
мии, наши партизаны храбро проникают
в тыл врага, уничтожают мосты, обозы,
живую силу неприятеля...
	..Голстой приводит слова, сказанные
Наполеоном накануне Бородинского боя:
	— Шахматы поставлены — игра нач-
нется завтра.
	Эти слова служат эпиграфом к сцене,
открывающей собой Бородинское сраже-
ние. В шахматном порядке расставлены
французские войска. Опять раскрывается
	В этой сцене я стремился показать. эф-
фектную обстановку ABOpIa, раскрыть ири-
дворную атмосферу. строю оформление
этой сцены по р гонзаговского
театра. Великий  Гонзаго с несравненным
мастерством умел развернуть бесконечные
перспективы средствами одной живописи.
В сцене бал& торжественность интерьеру“
придают массивные колонны первого ‘ила-

на, глубокая перспектива, сияющие» свегом

люстры.

Я ненавижу паддуги и Кулисы, это
неизбежное зло в оформлении сцены, Они
жестки и условны. В этой постановке, я,
как могу, избегаю их. Я обращаюсь к жи-
вописи. Я пишу задники. Но это не, про*.
сто задний план, фон спектакля. Нет. Я
стремлюсь добиться иного. Задники будут
написаны Kak картины. ‘Они приобретут
в спектакле образно-декоративное зназе-
ние живописных панорам.
	Мне хотелось, чтобы весь спектакль был
обрамлен порталом, который бы нодчер-
кивал героический стиль представления.
Портал оформлен эмблемами в характере
таких классических зданий, как ›арка
Главного штаба зодчего Росси; знамена,
оружие, лавровая и дубовая ветви =
символы славы и силы. Меняются сцены,
	На-днях состоялся общественный про-
смотр второй программы агиттеатра мо-
сковской милиции «Нет мирных» (художе- -
	ственный руководитель Д. Г. Гутман,
композитор Б. И. Фомин). На фото — ap-
тистка А. Первиль и артист ИП. Михайлов
в сцене «До свидания» из лирического
обозрения «Москва в окнах»
		смысла совершающихся исторических С0-   оружие, лавровая

wee
	быти.
	Инсценировка охватывает только часть   а портал остается как торжественная ‚ 606-
романа Толстого, начиная с первых глав! вая-Нота, подчеркивающая характер спек-

Редакция: Петровка, 10 (Петровский пассаж, помещение 53). Телефоны: общий = К 0-51-75; театральный отдел — К.0-52-53; отдел изобразительных искусств — К 0-51-42:

же, meen lee eee ee ОН
	Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»
		$61350. Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8 ———————дЦщ