_ ЗЛЕбь ЛЕКНИСНЫАЯ ПРОПАГАНЛА   50

НЕ В ПОЧЕГ:
	Мироновская улица, 33. Здесь нз-
ходятся завод «Комега» Министерст-
ва тяжелого машиностроения СССР
и Московское отделение Централь-
ного научно-исследовательского кот-
дотурбинного института того же ми-
нистерства. .

Завод и Институт — соседи не
только территориально. Они делают
олно общее дело — оснашают отече-
ственную промышленность новыми
машинами. Завод и институт имеют
логовор о ‘содружестве Но стоит
присмотреться к содержанию этого
содружества, как выясняются серьез-
ные из’яны. Речь идет о пропаганде
политических и научных знаний.

В болыном коллективе завода’! «Ко-
иега» лекционная пропаганда по-
ставлена плохо. Лекции на полити-
ческие и естественно-научные  те-
мы — релки. Большое  помешение
красного уголка неделями пустует.
	На заводе много молодежи. Комсо-
мольцы на своих собраниях не раз
высказывали желание послушать
квалифицированную лекцию на есте-
ственно-научную тему. Но на эти
просьбы комитет ВЛКСМ, завком и
партийная организация не обрашают
внимания.

В сети заводского партийного про-
свешения есть два семинара само-
стоятельно изучающих марксистско-
ленннскую теорию. Известно, что
лекцин по отдельным произведениям
классиков марксизма-ленинизма серь-
езно помогают самостоятельной рз-
gore над книгой. Но таких, лекций
товарищи лишены.

— В прошлом учебном году уст-
раивались лекции, — говорит секре-
тарь партбюро тов. Донцов. — А в
этом году парткабинет Сталинского
райкома ВКП(б) отказал нам в лек-

торах...
Отсутствие лекций снижает уро-

вень семинарских занятий, отрица-
тельно сказывается на качестве по-
литической учебы. Об этом коммуни-
сы не раз говорили на партийных
собраниях, но партбюро мало что
сделало, чтобы исправить положе-
ние Оно не проявляет инициативы
п настойчивости к тому, чтобы нала-
дить лекционную пропаганду. Не все
имеющиеся возможности используют-
ся. Достаточно сказать, что руково-
ляшие работники предприятия редко
зыступают с докладами.

А как помогает научный институт,
расположенный на территории заво-
ла и имеющий договор о творческом
содружестве? Участвует ли он в ор-
санизации лекционной пропаганды
на заводе? ,

— Сказать об этом нечего, — за-
являют в партбюро завода и приво-
пят такой факт: — В прошлом году
институт выделил заводу одного про-
пагандиста, но занятия часто срыва-
лись по его вине. Партбюро вынуж-
дено было отказаться от такой по-
	\ощи и пригласило пропагандиста
из... другого района.

Между тем, институт имеет квалн-
фицированных пропагандистов, кото-
рые могли бы оказать большую по-
мошь заводской — парторганизации.
Научные работники являются лекто.
рами культотдела исполкома Сталин-
ского райсовета. Ими давно подго-
тсвлены интересные лекции, в част-
ности на такие темы — «Энергетика
будущего», «Приоритет русских уче-
ных в области теплотехники», «Тво-
рец паровой машины И. И. Ползу-
HOR,

Стахановцы завода «Комега» де-
лают машины, родоначальником ко-
	торых является выдающийся русский
изобретатель. Они хотят — полнее
	знать жизненный и творческий путь
первого русского теплотехника. Поче-
	My Obl институту, носящему имя
И. И. Ползунова, не прочесть‘ такие
лекции для рабочих?
	— Охотно бы сделали это, — от-
	всзает заместитель секретаря парт-
бюро института тов. Осипов, — но
пускай завод подаст соответствую-
	щую заявку в... культотдел исполко-
ма райсовета!

Партбюро института (секретарь
тов. Стюшин) не замечает того, что
в творческое содружество института
и завода вкрадываются элементы
формализма, что кое-кто по-казенно-
	му относится к пропаганде научно-
технических знаний.
Об этом свидетельствует и такой
	факт. Из подготовленного институтом
цикла лекций за год прочитано на
предприятиях и в учреждениях Ста-
линского района всего десять, к то-
	му же по одной теме — «Энергети-
	ка будущего»..

— Не было других заявок, — 06’-
ясняют в партбюро института.

А почему же работники института
сами не выступают застрельщиками
и организаторами научной пропаган-
ды?

Лекционная пропаганда неудовлет-
ворительно поставлена и в коллекти-
ве института. За год здесь было
прочитано всего десять докладов и
лекций. Тематика их узка, это преи-
	мущественно — международное NO-
ложение и юбилейные даты.
Парторганизация института имеет
	все возможности вести широкую про-
пагандистскую работу и в своем кол-
лективе, и на заводе «Комега», и на
других предприятиях.
Парторганизации института и за-
вода обязаны позаботиться о том,
чтобы имеющиеся силы были мак-
симально использованы для лекцион-
ной пропаганды политических и на-
учных знаний. Это в свою очерель
благотворно скажется на творческом
содружестве института и завода, на
результатах работы лвух коллекти-

BOB.
Л. Чистяков.
		лейбористской программы
	нэншл таймс» указывает, что англий-
ское правительство решило. ввестн
многие виды контроля, существовав-
шие во время прошлой войны, и что,
помимо нынешнего рационирования
цинка и меди, в список товаров, под-
лежащих нормированному распреде-
лению, будут включены новые ‘вилы
	‚сырья для того, чтобы обеспечить по-
	требности вооружения. Правительст-
во ограничит снабжение некоторыми
материалами с целью сократить или
полностью прекратить выпуск неко-
торых видов товаров: широкого по-
требления на внутренний рынок. За-
водская и складская площаль будет
реквизирована в тех случаях, когда
это окажется необходимым, будет пе-
ресмотрена программа жилишного
строительства с целью сокращения,
программа капиталовложений будет
также пересмотрена.

Финансовый обозреватель «Манче-
стер гардиан», комментируя поздней-
шие этапы увеличения лейбористской
программы расходов на вооружение.
заявляет, что это означает «более
коренные изменения в личной и про-
мышленной жизни, чем считали до
сих пор. Необходимо учитывать эту
суровую перспективу. Однако даже
план 1951/52 года, несомненно, ля-
жет тяжелым бременем на экспорт,
жилищное строительство и граждан-
ское потребление. Весьма скоро мо-
жет быть введено некоторое расши-
рение списка рационированных това-
ров широкого потребления. Перед
Англией стоит перспектива серьезно-
го нарушения нормальной работы
промышленности».
	гонки вооружения
	Комментарии английской печати
	ЛЬШЕ ВНИМАНИЯ   Плолыь
	БЫТОВОМУ
ОБСЛУЖИВАНИЮ
	НА СЕССИИ КИЕВСКОТО
РАЙСННОГО СОВЕТА
	Коммунально-бытовым обслужива-
нием населения Киевского района за-
нимаются 85 предприятий. Сеть их
значительно возросла по сравнению с
довоенным временем. В прошлом го-
ду прибавилось шесть таких пред-
приятий: открыты ателье по пошиву
кожаных пальто и прорезиненных
плащей, ‘мастерские по ремонту обу-
ви, кожгалантерейных и металличе-
ских изделий.

Тем не менее возросшие  требова-
ния трудящихся удовлетворяются
еще далеко не полностью.

Резкой критике подверглась работа
местного комбината бытового обслу-
живания, треста коммунального об-
служивания и артелей на состояв-
шейся недавно сессии Киевского рай-
онного Совета депутатов трудящихся.
	В своих выступлениях депутаты
Гонобоблев, Макеев, Губенко и дру-
гие отмечали, что в районе недоста-
точно занимаются улучшением лея-
тельности коммунально-бытовых прел-
приятий и расширением их сети.
	Здесь только два ателье произво-
лят мелкий ремонт одежды, а ма-
стерских, которые занимались бы ре-
монтом. кроватей, зонтов, лужением
посуды, штопкой и надвязкой чулок
и носков, вообще нет.
	На 16-й сессии районного Совета
(второго созыва) депутаты обращали
внимание исполкома на то, что в по-
селке Фили мало ателье и мастер-
ских. Прошёл год, а этот недостаток
еше не устранен.

Трест коммунального  обслужива-
ния (управляющий тов. Васильев) и
3-я межрайонная артель парикмахе-
ров (председатель правления TCB.
Зайцева) не выполнили решения
районного Совета второго созыва об
открытии парикмахерских на Можай-
ском шоссе и на Потылихе.

Артель «Металлоремонт» (предсе-
датель правления тов. Смеляков) пла-
на 1950 года по бытовому обслужи-
ванию населения не выполнила, за-
нявшись другими делами.

Пропускная способность ателье и
мастерских крайне недостаточна. Ка-
чество производимых ими работ и
культура обслуживания продолжают
желать много лучшего. Только no
мастерским артели по ремонту
обуви (председатель правления тов.
Мухин) за год поступило 47 жалоб
на низкое качество ремонта и нагру-
бость работников. Е

Руководители предприятий бытово-
го обслуживания не уделяют доста-
точного внимания вопросам подбора,
расстановки и воспитания кадров.
Социалистическое соревнование в
этих предприятиях или отсутствует
	или носит формальный характер.
	Сессия Совета приняла решение о
мерах улучшения коммунально-быто-
вого обслуживания населения района.
	Чез»чилль поддерживает коне
	выполняя поручение американцев,
	такт CG немецкими гитлеровскими генералами, сообщая им «рекомен-
дации». касающиеся создания западногерманской армии.
	ЕСТЪ
		(Из газет).
	ЛОНДОН, 31. (ТАСС). Коммента-
рии английской печати по поводу из-
ложенной 29 января английским
премьер-министром Эттли программы
усиления гонки вооружения в Анг-
лии свидетельствуют о том, что эта
программа будет означать снижение
жизненного уровня для английского
народа, установление строгого’ конт-
роля над сырьем с целью помешать
его использованию для выпуска то-
варов широкого потребления. Отме-
чается, что военные мероприятия лей-
бористского правительства поведут к
дальнейшему сокращению ассигнова-
ний на социальные мероприятия.
	Финансовый обозреватель газеты
«Манчестер гардиан», указывая, что
программа лейбористского правитель-
ства будет выполнена целиком за
счет рабочего класса’ и в интересах
финансовых кругов, пишет: «Сама
программа, а также общая политика
и позиция правительства придутся по
душе дельцам». =
	и 7   т

<Файнэншл таймс» пишет в редак-
ционной ‘статье: «Эттли сказал, что,
помимо некоторых. . непосредственных
экономических мероприятий, министр
финансов обсуждает кое-какие меры
с пелью сократить спрос со стороны
гражданского населения. Поскольку
значительная часть покупательной
способности приходится на группы
населения с малым доходом, эта по-
литика свидетельствует о том, что
правительство вынуждено прибегнуть
	к непопулярным и неприятным шШа-
гам».
Политический обозреватель «Фай:-
			Снижение жизненного уровня трудящихся США
	слоев трудящегося населения. Новые
ставки налогов, введённые в октябре
прошлого года, увеличивают подоход-
ный налог среднего рабочего пример-
но на 20 проц. В настоящее время
правительство Трумэна подготавли:-
вает новый законопроект о налогах,
который увеличит налоги еще при-
мерно на 30 или более процентов.
	НЬЮ-ЙОРК, 1. (ТАСС). Послед-
ние данные свидетельствуют о том,
что в результате проводимой амери-
канским правительством военной
программы жизненный уровень тру-
дящихся США снизился и, как сле-
дует из ряда сделанных за последнее
время официальных заявлений, он
должен будет снизиться в дальней-
шем еше больше.

Повышение стоймости жизни свело
на-нет ничтожное увеличение зара-
ботной платы, которого добились ра-
бочие в последние месяцы. Даже по
официальным, несомненно занижен-
ным, данным министерства труда, за
пернол с начала войны в Корее до
середины декабря стоимость жизни
повысилась на 4,8 проц. превысив
стоимость жизни до мировой войны
на 78,4 проц. При этом цены на про-
дукты питания повысились на 5,3
проц., на одежду -- на 6,2 прон.. на
квартплату — на 1,5 проц., Ha Me-
бель — на 10,6 проц. С середины де-
кабря розничные пены, в особенно-
сти на продукты питания, повыси-
лись еще больше.

Увеличение налогов также снижает
жизненный уровень рабочих и других
		Рие. Еф. РЕЗНИКОВА.
	ООБЫТИЯ `В КОРЕЕ
	СООБШЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИИ
	ПХЕНЬЯН, ‘31. (ТАСС). Главное
	командование Народной армии Ko- le китайскими
	Части Народной армии совместно
с китайскими добровольцами вели
бои на отдельных участках фронта.
			Правительство намеревается также   рейской Народно-Демократичес
увеличить рабочую неделю без до-  Республики сообщило 31 января:
	полнительной оплаты. Некоторые ми-
нистерства уже осуществили это ме-
роприятие, и, как сообщала газета
«Нью-Йорк геральд трибюн», прави-
тельство намеревается увеличить ра-
бочую неделю примерно для 2 мил-
лионов служащих.
	Решение
Совета министров
	Польши
	ЛИВАНСКИЙ НАРОД БОРЕТСЯ ЗА МИР
И НЕЗАВИСИМОСТЬ
	граф» письмо с требованием поддер*
жать движение сторонников мира.
Авторы письма протестуют против
стремления правительства предоста-
вить американцам военные базы и
аэродромы и превратить страну в
театр военных действий.
	Газета «Телеграф» сообщает о том,
что в городах Захла (район Бекаа)
и в Триполи состоялись большие де-
монстрации протеста против дорого-
ВИЗНЫ.
	Население города Бхамдун (округ
Горный Ливан) направило в редак-
цию газеты «Аль-Хадаф» протест
против репрессивных мер, проводи-
мых властями против тех, кто требу-
ет предоставления народу хлеба и
протестует против вооруженной рас-
правы с женшинами, настаивающими
на снижении цен. В протесте выра-
жается возмущение в связи с заклю-
чением в тюрьмы женшин, требую-
ших хлеба.
	ДАМАСК, 1. (ТАСС). В Ливане
растет волна протеста против повы-
шения в стране цен, против пропа-
ганды войны, ведущейся, по указке
американских и английских агентов.

В многочисленных письмах, пос-
ланных на имя представителей ли-
ванских властей и в редакции газет,
содержатся требования’ запрещения
пропаганды новой войны и оказания
	поддержки движению сторонников
	мира.

Как сообщает ливанская газета
«Телеграф», жители деревни Биш-
миззин направили в редакцию газе-
ты письмо, в котором они выражают
протест против повышения цен и
требуют от правительства проводить
политику зашиты мира с тем, что-
бы не допустить втягивания Ливана
в войну.

Жители города Амиун также на-
	правили в редакцию газеты «Теле-
	При.
		sith

ate
baa
НА,
	ВАРШАВА, 31. (ТАСС). Совет ми-
нистров Польской республики принял
решение о реорганизации сельскохо-
зяйственных научных учреждений и
дальнейшем развитии сельскохозяйст-
венной науки в Польше.
	Для содействия дальнейшему раз-
витию  сельскохозяйственной науки
будут созданы специальные научно-
исслеловательские. институты. Цент-
	ром научно-исследовательской  дея-
тельности будет Центральный  сель-
скохозяйственный институт.

Уже в 1950 году наряду. с сущест-
вующими сельскохозяйственными ин-
ститутами булут созданы новые ‘ин-
ституты животноводства и акклима-
тизации растений, садоводства, охра-
ны растений и институт речного ры-
боловства.

Одна ‘из главных задач специаль-
ных научно-исследовательских инсти-
тутов — укрепление связи с совет:
ской наукой и использование опыта
передовой советской агробиологии.
	Подготовка кадров
	в Румынии
	‚СОВЕТСКАЯ ЭСТОНИЯ”.
	«Нет у эстонского народа более
близкого и дорогого имени, как имя
товарища Сталина, нет у эстонско-
о народа лучшего друга и учите-
я, как наш родной товарищ
Сталин».

С этими словами обратились тру-
лящиеся Эстонской ССР в июле
прошлого года к великому Сталину.
В своем письме они рассказали 0
достижениях и успехах, с которыми
пришли к большому национальному
празднику — десятилетию  Совет-
ской Эстонии. Наглядное и яркое
представление о строительстве новой,
социалистической жизни, о бурном
росте народного хозяйства и культу-
ры молодой республики дает цвет-
ной документальный фильм «Совет-
	ская Эстония».
Неузнаваемо изменилась жизнь,
	хругим стал быт: трудящиеся Эсто-
нии живут в благоустроенных горо“
дах и поселках; для них организо-
ваны курорты, санагории,   дома от-
дыха. Неизмеримо выросло благосо-
стояние народа. По-иному относятся
люди к труду на своей земле, на
своих заводах и фабриках. Передо-
вики-новаторы предприятий выраба-
тызают по двадцать норм в год.
Всего год назад в Эстонии побе-
дил колхозный строй, а в деревнях
уже идут собрания (одно из них
снято кинооператорами), посвящен-
ные переходу на новую, еше более
высокую ступень коллективизации.
На экране — широкие просторы об-
единенных полей четырех укрупнив-
шихся колхозов. Легко и плавно дви-
жутся гиганты-комбайны.

Создано 56 машинно-тракторных
станций. Эстонская земля никогда
еще не видела такого количества
техники.

Крупным планом выделены В
фильме лучшие люди эстонской кКол-
Хозной деревни — первый Герой
(оциалистического. Труда бригадир
Карл Исак; первая девушка-тракто-
ристка Эльмина Отсман, ставшая те-
1рь и первой девушкой-комбайне-
ом; бывшая батрачка — 55-летняя
ария Вахеоя — ныне депутат Вер-
ховного Совета СССР, организатор
8 председатель передового колхоза
«1 Мая». Мария Вахеоя к тому же
# мать-героиня. Мы видим ее за
Празднично накрытым столом в Кру-
ТУ многочисленной семьи. Она вВЫ-
растила одинналцать сыновей.
	‘С помошью братских республик и
в первую очередь великого русского
народа эстонская промышленность
залечила тяжкие раны войны. Тех-
Ническая оснашенность ее достигла
Высокого уровня.
	„Движутся армады «болотных кКО-
раблей» — торфяных комбайнов, до-
бывающих торф без помоши чело-
веческих рук. Столь же совершен-
НЫМи способами добывается и пере-
рабатывается желтый уголь Эсто-
и — горючие сланцы. Эстонский
сланцеперерабатывающий комбинат,
лающий газ Ленинграду, — CAHH-
свенное предприятие в мире. Мы
видим его замечательное обору-
Дование и из слов диктора узнаем,
10 все здесь впервые применяется
8 технике. :
Новое оборудование получила под-
вятая из руин, возрожденная Крен-
Гольмская мануфактура. Творческая
Мысль инженеров работает над даль-
нейшей механизацией производства.
инооператоры еняли волнующий
		Сценарий И. Бачелиса. Режиссеры
И. Гиндин, В Томберг. Операторы
В. Парвель С школьников. Компо-
	Зитор В. Рейман. Производство Тал-
линской киностудии, 1950 г.
	злесь автомата, заменяющего ручной
труд шпульщиц;

Механизация проникла и в рыбо-
ловецкие артели — на смену парус-
никам пришли моторные боты.

Трогательными заботами, внима“
нием окружено в республике, как и
во всей стране, подрастающее поко-
ление Мы видим счастливых малы-
шей в летских садах, видим питом-
	цев средней школы, студентов ВЫ
ших учебных заведений.
Фильм показывает трудовую 4B
	культурную жизнь народа, эстонские
театры и библиотеки, многотысячные
демонстрации под знаменами труда
и мира, физкультурный парад и пев:
ческий праздник...

Из городов и сельских районов, со
всех концов республики собираются
самодеятельные хоровые и танце“
вальные группы. Свое искусство де“
монстрируют 35.000 певцов и танцо-
ров. Вся республика, весь мир слы-
шат их вольные песни. И с особен-
ным под’емом, с особенной проник-
новенностью звучит песня © знаме-
носпе мира — великом Сталине.

Советская кинематография делает
большое и нужное дело, создавая
документальные фильмы © респуб-
ликах. Трудно переоценить познава-
	тельную и культурную ценность te
ких кинокартин, и в их числе ново-
	го фильма о Советской Эстонии.
Олег Леонидов.
	Цветной документальный фильм
	Требования отмены смертного приговора -
жертвам политики расовой дискриминации в США
	говорится в письме, — усилит в Анг-
лии ненависть и презрение ко всему,
что является делом рук американ-
цев».

Участники митинга приняли резо-
пюцию, требующую вынести оправда-

тельный приговор семи неграм и
призываюшую правительство Соедн-

ненных Штатов покончить с расовой
дискриминацией.
	БУХАРЕСТ, 31. (ТАСС). Румын-
ские трудящиеся выражают резкий
протест против смертного приговора
	семи неграм, вынесенного американ-_
	ским судом в городе Мартинсвилле
	(штат Виргиния).

Трудяшиеся Румынии, пишет газе-
та «Скынтейя», вместе со всеми че-
стными людьми всего мира выра-
жают свой гневный протест против
этих расистских действий американ-
ских фашистов и решительно требу-
ют отмены приговора и освобожде-
ния невинных людей.
	Победа
советских боксеров
в Швеции
	СТОКГОЛЬМ, 1. (ТАСС). Вчера в
Стокгольме состоялась встреча пер-
вых сборных команд боксеров Со-
ветского Союза и Швеции Встречу
выиграли советские боксеры со сче-
	том Г: 1.

Аристакисян, Меднов и Шоцикас
выиграли встречи нокаутом. Встреча
Булакова со шведом Бургстрем была
прервана ввиду явного преимущества
Булакова.

Ханукашвили, Сурков и Егоров вы-
играли по очкам с большим преиму-
цеством.

Сильчев проиграл по очкам чем-
пиону Швеции Шелину.

На матче присутствовало около 5
тысяч человек.
	МАТЧИ
В БАССЕЙНЕ
	Вчера в бассейне Сталинского рай-
она продолжались матчи восьми
сильнейших команд страны по вод-
ному поло.

Чемпион СССР — команда Военно-
Морских Сил (Ленинград) встрети-
лась с обладательницей «Кубка
СССР» — московской командой
«Торпедо». Ленинградцы выиграли со
счетом 10:4.

Московское «Динамо» играло с ки-
евской «Искрой». Победили москви-
чи — 8:5.

Команда ВВС (Москва) одержала
победу с крупным счетом (16:1) над
ленинградской командой «Труд»,
ЦДКА выиграл у ленинградской
«Искры» со счетом 9: 3.

После двух дней соревнований 623
поражений идут ленинградская
команда ВМС и московские команды
«Линамо» и ВВС.
	Сегодня третий тур.
	ПРАГА, 31. (ТАСС). Как передает
агентство Телепресс из Лондона, вче-
ра в Холборн-холле (Лондон) состо-
ялся митинг протеста против смерт-
ного приговора семи неграм Map-
тинсвилла (штат Виргиния), невинно
осужденным американским судом за
преступление, которого они не совер-
шили. (Смертный приговор должен
быть приведен в исполнение 2 фев-
раля).

Секретарь исполкома лондонского
совета профсоюзов Джулиус Дже-
кобс, выступая на митинге, заявил:
«Кто поверит болтовне Трумэна о
свободе и счастье в Соединенных
Штатах, когда там людей могут каз-
нить только за то, что они черноко-
жие. Мы не можем стоять в стороне
и смотреть спокойно на то, как со-
вершается подобное злодеяние».
	На митинге было. зачитано письмо
члена парламента лейбориста С. О.
Дэвиса. «Мартинсвиллское дело, —
	HOT
		(ai
	ой
	rit

i
		БУХАРЕСТ, 1. (ТАСС). В связи с
реализацией задач пятилетнего плана
в Румынии с каждым месяцем рас-
тет сеть профессиональных школ И
курсов повышения квалификации.
	Согласно пятилетнему плану в про
фессиональных школах получат ква-
лификацию около 200 тыс. молодых
рабочих. В школах подготовки срел-
него технического персонала будет
обучено около 120 тыс. человек. Кро-
ме того, больше миллиона рабочих
приобретет специальность или повы-
сит свою квалификацию на специ-

альных курсах.
	самодеятельности работни-
три дня проходил смотр художественной самодеятельности радотни-
	ков предприятий коммунального
	зяйства етолицы. В нем при-
художественной самодеятельности,

няли участие около ста коллективов т TONRRVIOTCH хорес
Л Йо” „оповек Большой популярностью пользуются хорео

об’елинякмцих 2.500 человек.
графический коллектив и с
	ar ie ie

СНИМКЕ: сводный хор работников
Ba столицы на репетиции в клуб

а  ТТ

хор в составе 175 человек. НА
предприятий коммунального хозяйст-
им. Зуева.

Фото КН вЛОвВИНОЙ.
	fewest Vereen > >

——ы——————————

фо; Пл о ао оо РА

ных демократов и современных про
грессивных писателей Запада.

Однако все это только первые ша-
ги в перестройке научно-исследова-
тельской и педагогической работы
факультета.

Особенно много нужно еще сде-
лать кафедре языкознания. Заведу-
ющий кафедрой профессор Н. С.
Чемоданов до сих пор не подгото-
вил ни одной научной работы, не
сделал ни одного научного доклада,
свидетельствующих © серьезном пе-
ресмотре своих методологических по-
зиций.

Руководство факультета не обес-
печило стенографирования и Широ
кого обсуждения курсов по лингви-
стическим вопросам. Между тем в

лекциях по курсу сталинского уче-
ния о языке у разных лекторов име-

лись существенные расхождения в
формулировках одних и тех же во-
просов. Отсутствие стенограмм не
способствовало борьбе за качество
курсов, замедляло ликвидацию оши-
	бок.
	ской работе факультета. В резуль-
тате были коренным образом изме-
нены учебные планы и программы,
планы научно-исследовательской ра-
боты.

В течение августа и сентября про-
шлого года созданы новые програм-
мы по всем лингвистическим JHC
циплинам. Прежняя программа по
введению в языкознание отражала
основные пороки марровской шко-
лы. Новая программа рассматривает
науку о языке в свете развития, она
требует изучения исторических зако-
номерностей образования языка.

Для студентов и аспирантов вве-
ден новый курс -«Сталинское учение
о языке». ,
	Существенным образом перестрое-
ны программы и курсы по русско-
му языку. Здесь центральным пред-
метом поставлен современный рус-
ский язык. Этот курс является осно-
вой лингвистического образования.
Прежде под влиянием «нового уче-
ния» он был несколько отодвинут,

нелоопенивался.
	Значительно изменились -програм-
мы и курсы по славяноведению. В
этом году на славянском отделении
читается курс сравнительной грам-
матики славянских языков.
	В студенческом научном обществе
прочитан ряд докладов по языко-
знанию. Значительное число докла-
лов и дипломных работ посвящено
сталинскому учению о языке.
	Обновленный план  научно-иссле“
довательской работы нацеливает на
разработку проблем, вытекающих из
трудов И. В. Сталина по языкозна-
нию. Эти труды поставили перед
учеными факультета задачу не толь-
ко пересмотреть программы и кКУр-
сы, но и создать полноценные учеб-
НИКИ.
	В течение лета 1950 года кафед-
ра русского языка в основном под-
готовила два выпуска учебника 119
	современному русскому а, Ско-
ро в продаже: появится сборник
	«Вопросы языкознания в свете тру:
	печатаны лекции В. В. Виноградо-
ва, А. С. Чикобава, Б. А. Серебрен-
никова, Р. И. Аванесова ий др.

Кафедрой русского языка подго-
товлен еще один сборник, по-
священный разработке основных про-
блем, поставленных в трудах
И. В. Сталина по вопросам `языко-
знания.

Кафедра славянской филологии
	совместно с кафедрой русского языка
приступила к решению важнейшей
	  проблемы — созданию сравнитель”
	ной грамматики славянских языков.
	Советская общественность . остро
ощущала отсутствие учебников по
истории русской литературы ХХ ве-
ка и истории советской литературы.
В этом году кафедра русской лите-
ратуры филологического’ факультета
готовит курс лекций по литературе
ХХ века. В феврале 1951 года вый-
дут два первых выпуска этих лек-
ций; готовятся к изданию два сле-
дующих. К весенней экзаменацион-
ной сессии выйдет курс лекций по
советской литературе. На основе
этих лекций в 1951 году будет соз-
дан учебник по русской литературе
	ХХ века и по советской литера-

туре.
Вышло новое, переработанное из-
	дание учебника Н. К. Гудзия по
древней русской литературе, в бли-
жайшее время выйдет второе изда-
ние книги Д. Д. Благого по исто-
рии русской литературы ХУПШ века.
	Перестройка научной и педагоги-
ческой работы серьезно отразилась и
на подготовке аспирантских кадров.
Была пересмотрена тематика специ-
альных вопросов и диссертационных

тем аспирантов второго и третьего
годов обучения, особенно по лингви-
стичьским дисциплинам. Диссерта-
ционные темы по языкознанию для
вновь принятых аспирантов даны в
	духе гениальных трудов И. В.
Сталина.

Резко повысилась актуальность
	лиссертационных тем и. по литерату-
роведению. Намечен ряд значитель-
ных тем по советской - литературе,
по творчеству русских революцион-
	ид ПУТЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ
	Марра высокомерно и кичливо тре-
	тировали достижения дореволюцион-
ных русских ученых в области линг-
вистики, особенно в славяноведении,
где приоритет русских ученых HH-
когла и ни у кого не вызывал ©0-
мнения. Такая нигилистическая прак-
тика вела к принижению  отечест-
венной науки, к фактическому  OT-
рицанию огромных заслуг русских
ученых в изучении славянских язы“

дл Ш д
	ВЕТРЕ

ков, их грамматического строя. Осо-
бенную активность в этом направ:
лении развил профессор Г. П. Cep-
дюченко.
	Bopp6y © ЭТИМИ: Пре о.

взглядами вела кафедра русского
языка пол руководством академика
	В. В. Виноградова. Однако и эта
лучшая кафедра не смогла до KOH-
ца правильно решить научные про
блемы языкознания. Прежде всего
неправильно решался вопрос о над-
строечности языка.
	_ Только появление статей товарища
Сталина со всей глубиной и ясно-
стью” раскрыло всю вредоносность
марровской школы в явилось нача-
лом нового этапа в научной разра-
ботке вопросов лин!вистики.
	Труды И. В. Сталина по языко-
знанию положили конец вульгариза-
ции марксизма в языкознании и со3з-
дали для советской лингвистической
науки все условия к быстрому раз-

вИТИЮ.

Профессора и студенты встретили
статьи И. В. Сталина с исключи-
тельным энтузиазмом. Все чувство-
вали, что кончился период застоя,
теоретической неразберихи и идеоло-
гических ошибок в нашей лингвн-
стической науке, что советское язы-
кознание выходит на широкие науч-
ные просторы.

На филологическом факультете
	МГУ с появлением статей товарищз
Сталина базвернулась острая крити-
	ка недостатков как в научно-иссле-
	довательской, так
	Силологичские факультет
авляется одним из самых круп-
	Е ERAS Pe $ от Те о

ных в Московскам университете. Он
призван готовить кадры высокооб-

ee wtzT77R Ue
	ae ``
разованных филологов — лингви-
crop, литературоведов и журнали-
CTOB.
	На факультете работают выдаю-
шиеся ученые; в числе преподавате-
лей — шесть академиков и один
член-корреспондент Академии наук
	СССР.
Вопросы языкознания занимают

огромное место в учебных планах

всех отделений. К сожалению, до
Ви ле ЗБ о ae
	Ку, ЕК у
искуссии и до По

лингвистической д
явления статей товарища Сталина
	oe ee 4.4 <

на факультете усиленно внедрялись
неправильные взгляды На природу
языка — Как явления классового,
надстроечного.

Глубоко ошибочной и порочной
была вся теоретическая и практиче-
ская работа кафедры общего языко-
знания (заведующий — профессор
Н. С. Чемоданов). Кафедра явля-
лась рассадником пресловутого «HO-
вого учения о языке». Вслед за Ин-
ститутом языка и мышления Ака-
демии наук СССР руководство Ka-
федры пропагандировало антинауч-
ные взгляды, ITO нанесло немало
вреда подготовке молодых научных
работников в области языкознания.

о аа
	т

Обанкротившиеся теоретики Tah
называемой марровской школы заве-
ли лингвистическую науку в тупик
и He желая честно признаться 8

и аа этапа.
	fe 1

своем полном банкротстве, crapa-

лись аракчеевскими методами подз-
Е eager B s3bie
	вить справедливую ‘Крити“у. ee.
кознании «создалась замкнутая груп-
	БОЕ ВЕ о
па непогрешимых руководителей, ко-

торая, обезопасив себя ‘от всякой
возможной критики, стала самоволь-
ничать B бесчинствовать» (Сталин).

Под влиянием‘ «нового учения» з2-
бывались славные традиции Москов-
ского университета. «Ученики» Н.Я.
	Работа над учебниками не укла-
дывается в запланированные сроки,
Особенно. отстает кафедра советской

литературы.

В секциях Ученого совета факул»-
тета и на заседаниях кафедр досих
пор мало проводится научных дискус-
сий, ощущается боязнь  принципи-
альных споров. Это особенно харак-
терно для кафедры фольклора (за-
ведующий кафедрой проф. П. Г. Бо-
гатырев). Очевидно, еше не все
ученые осознали положение, что ни-
какая наука не может развиваться
и преуспевать без борьбы мнений,
	без свободы критики.
Эта боязнь критики и самокрити-
	ки — пережиток прошлого. Ko-
нечно, он будет преодолен, и нет
сомнения, что ученые Московского
	университета внесут свой вклад В
решение задачи, поставленной  пе-
ред советским языкознанием вели-
	ким Сталиным: «занять первое ме`
сто в мировом языкознании».
	Е. Ухалов,
кандидат филологических наук.
	в Педагогиче-  дов И, В. Сталина», в котором на-