ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Вся Советская страна торжественно отметила
[1 Пл г ГЕ   День Воздушною Флота СССР. Вчера на Тушинском
		ПОНЕДЕЛЬНИК
№ 159 (8367)
	аэродроме под Москвой . состоялся традиционный
	праздник сталинской авивиии.
	‘a 4) [3 [2
	MIGIGK

‘Слава создателю моучей советской авизиии, вдохно-
вителю и оранизатору всех побед советскозо народа,
	великому вожою и учителю товарии Сталину!
	\. &
	Товарищи В. Д. Соколовский, И. С. Юмашев, Л. А. Говоров, И. С. Конев, С. М. Штеменко, П. Ф. Жигарев, В. М. Молотов, А. И. Микоян, Н. С. Хрущев, К. Е. Ворошилов, Н. А. Булганин, И. В. Сталин, 1. П. Берия,
	Тушино, 8 июля 1951 года.
ото Ф. КИСЛОБА («Правда»).
	небе — пять спортивных само-
летов. Они идут на километровой
высоте. От каждой машины отры-
	ваегся черный комочек и камнем
устремляется вниз. Проходит десяфь
секунл, и в воздухе почти одноврё-
менно раскрывается пять разноцвет-
ных шелковых куполов. Затяжной
прыжок совершили  спортсмены-па-
рашютисты под руководством Вла-
димира Иванова — инструктора
Пентрального аэроклуба имени В.П.
	Чкалова.
	Г. М. Маленков, Л. М. Каганович, А. А. Андреев, Н. М. Шверник, А. Н, Косыгин, М. А. Суслов, П. К. Нономаренко и М. Ф. Шкирятов на празднике, посвященном Дню Воздушного Флота СССР.

ИНСКОМ
	аэродроме
	светлого металла, с будничными опо-
знавательными знаками на крыльях
и фюзеляже. Их через равные ин-
тервалы проводят нгл полем офице-
ры Иванов, Антипов, Котлов, Ано-
хин _
	Справа нарастает могучий гул.
небе показываются очертания лив-
коров Воздушного Флота—многомо-
торных бомбардировщиков конструк-
ции Туполева. Колонну возглавляет
майор Перелет. Флггмана сопровож-
дают четыре истребителя.
	Могучие эскадрильи следуют одна
за другой. Басовая нота преобладает
в звуке их моторов. И поэтому полет
их кажется таким тяжелым, что от
него солрогается возлух, как солро-
гается земля от поступи сверхмош-
ных танков.
	Зрители ‘долго провожали взглядом
армаду. Неторопливое, но неотврати-
мое ее движение рождало мысль о
несокрушимой моши нашей социали-
стической Родины, способной произ-
водить на своих заводах, из своих
материалов. руками своих рабочих и
инженерев любые, самые совершен-
ные машины...

В небе самолеты конструкции
	С. В. Ильюшина. Они  проходяг
тремя колоннами. Первую ведет Гз-
	рой Советского Союза полковник
Долгушин, вторую — полковник Ро-
мгнов. третью — Герой Советского
	Союза полполковник Анпилов.
	Над аэродромом проносятся сереб-
ристые острокрылые машины. Их
формы настолько совершенны, что
каждый самолет кажется отлитым из
олного куска металла. В памяти еше
сохраняется неторопливое движение
многомоторных ‘бомбардировщиков. В
сравнении с ними новые машины
Ильюшина — олицетворение скоро-
сти, неулержимого порыва вперед.
	Сегодняшний пролет олицетворяет
не только быстрое совершенствование
нашей ‘авиации, но и` быстрый - рост
советских люлей, овладевающих но-
вой техникой. Велуший третьей к>-
лонны полполковник Анпилов еще
на прошлом воздушном параде воз-
главлял эскадру поршневых самоле-
тов...

Следующие одна за другой арма-
ды тяжелых самолетов замыкает ко-
лонна бомбарлировшиков  конструк-
тора Туполева. Их ‘велет Герой -Co-
ветского Союза полковник Фокин. В
контурах крыльев этих самолетов

есть какие-то знакомые очертания,
что-то от знаменитых «АНТ». Но как

далеки эти, словно точеные, машины
от своих предшественников!..
	Наступает заключительный этап
второго отделения воздушного  па-
рада. Над зрителями проносятся, как
стрелы, и по своим очертаниям дей-
ствительно` похожие на стрелы, истре-
бители Микояна. Первую  колоняу
ведет пионер освоения реактивных
самолетов гвердии полковник Acta:
хов, вторую — полковник Крупин,
третью — подполковник Килейников.
	До сих пор мы любовались вирту-
озной работой сталинских  соколоз
на таких машинах. Они показали чу-
деса быстроты и маневра. Теперь мы
видим грозную мошь их неудержи-
мой лавины, незабываемую картину
скорости, рожденной сказочной силой
советской техники. Мы видели пре-
красные воздушные машины. Нетруд-
но представить, какой грозной силой
	будут они в бою.
	УШНОГО
	В воскресенье 8 июля на .Гушин-
ском аэродроме под Москвой со-
стоялся традиционный воздушный
парад в честь Дня Воздушного Фло-

pa СССР.

Рэвно в 12 часов фанфары возве-
	стили о начале всенародного празд-
ника. Но еще задолго до этого сиг-
нала сотни тысяч москвичей, жите-
лей Подмосковья и людей, приехав-
ших со всех концов страны, собра-
лись на гостеприимное поле Тушин-
	ского аэродрома.
` День Воздушнсго Флота СССР
давно стал подлинно народным
праздником. Наша страна — родина
авиации. С нашей земли взлетел
первый в мире самолет, рожденный
гением русского человека А. Ф.
	Можайского. 5 колыбели авиации
мира стояли русские люди — М. В
Ломоносов, Д. И. Менделеев, Н. Е
Жуковский, К. Э. Циолковский. Но
они жили в тб время, когда царизм
мял и душил народные таланты‘
когда бездарные правители и техни-
ко-экономическая отсталость страны
не создавали возможностей для ши-
рокого развития великих начинаний
Не случайно в ответ на просьбу лет-
чика Уточкина о помощи в органи-
зации массовых полетов по России
‘последний русский царь ответил Из-
девательским афоризмом: «Прежде
чём пустить летать обывателей, надо
научить летать полицию...

К счастью, те времена для нашей
страны миновали безвозвратно. Ге-
нием В. И. Ленина и И. В. Сталина,
волею славной большевистской пар-
тии наша Родина поставлена в
авангард всего передового и про-
грессивного человечества.

Взоры всех собравшихся на Ту-
шинском аэродроме обрашены к
светлому здапию Центрального аэро-
клуба СССР имени В. П. Чкалова
Над зданием клуба — портрет соз-
дателя советского Воздушного Фло-
та товарища И. В. Сталина, портре-
ты руководителей большевистской
партии и советского правительства.

12 часов. На поле возникает бур
ная овация. Сотни тысяч людей во-
сторженно рукоплешут, приветствуя
любимого вожля и учителя. В пра-
	вительственной ложе появляются
товариш И. В Сталин, тт. В. М.
Молотов. Г. М. Маленков, Л. П.
	Берия, К. Е. Ворошилов, Н. А. Бул-
ганин, Л. М. Каганович, А. И. Мн-
коян, А. А. Андреев, Н. С. Хрушев.
А. Н. Косыгин, Н. М. Шверник,
М. А. Суслов, П. К. Пономаренко.
М. Ф. Шкирятов, Маршал Coser-
ского Союза В. Д. Соколовский, Мар-
шал Советского Союза И. С. Конев,
Маршал Советского Союза Л. А. Го-
воров, генерал ‘армии С. М. Ште-
менко, генерал-полковник «авиации
П. Ф. Жигарев, адмирал И. С. Юма-
шев.

Сто орудий двадцатью залпами
возвестили о начале праздника. В
залпы вплелась могучая и торжест-
венная мелолия ‘Государственного
Гимна СССР.

Воздушный парад открыли летчи-
ки-спортсмены Всесоюзного  добро-
вольного общества содействия авиа-
ции. Первым отделением ‘парада ру-
ководил прославленный в дни челю-
скинской эпопен, Герой Советского
Союза гвардии  генерал-лейтенанг
авиации Н. П. Каманив

Над аэродромом проносится ‘стая
крылатой молодежи — 25 спор!ив-
ных самолетов ЯК-12. Они идут
низко. Над головным самолетом
вздымается алый стяг с портретом
товарища И. В. Сталина. Рядом —
два самолета, несущие голубые

флаги Воздушных Сил СССР. Над
двумя другими машинами трепещет
	Одно за другим мчатся звенья
реактивных истребителей... Могучим
оружием оснастил советский народ
своих сталинских соколов. Но воен-
ные самолеты ‹ проходят в мирном
небе мирной страны. И мирные лю-
ди восхишенными взглядами следят
‚за их полетом, любуясь плодами
трулов’ своих. Эти машины созданы
не для того, чтобы угрожать. Они
нужны для того, чтобы обеспечить
спокойствие мирной страны. Очи по-
строены народом, который борется
за мир и желает одного: мира во
всем мире.
	Окончание военного отделения воз-
душного парада также необычно.
Диктор приглашает зрителей обра-
тить свои взоры к земле. Ha зеле-
ной траве поля, пол цвет ему, все
давно заметили несколько малень-
ких самолетов. Но никто не предпо-
лагал, что именно они и прикуют
внимание сотен тысяч людей.
	Следом за ведущим — летчиком
Панченко — спортивные самолеты
конструкции Яковлева один за дру-
гим поднимаются в воздух. Бросает-
ся в глаза одна деталь: они пол-
нимаются почти без разбега. Со-
здается впечатление, что эти миниа-
тюрные машины прямо прыгают с
места и круто идут вверх. Сделав
круг нал аэродромом, самолеты
идут на посадку. Та же особен-
ность снова бросается в глаза: их
	пробег после посадки измеряегся
несколькими метрами.

«Интересная машина», — много-
	значительно говорят знающие люди.
А заинтересовавшие всех самолеты.
стартовав звеньями, снова идут на
круг и покидают небо Тушина.
	В это время с зеленого поля пря-
мо вверх, как кабина лифта в вы-
сотном здании, поднимаются серьб-
ристые машины причудливой формы
Действительно, вертолеты системы
советского конструктора Миля со-
всем не похожи на то, что мы’ при-
выкли называть воздушными маши-
нами. Бескрылый короткий фюзеляж
заканчивается длинным костлявым
хвостом, похожим на рычаг. Огром-
ные лопасти винта вращаются над
фюзеляжем.
	Как необычны формы, так неэжи-
данно и поведение этих машин. Оли
отвесно набирают высоту; спокойно
висят в воздухе на одном месте; по
вертикали опускаются к земле. За-
медленные прыжки, а не полет! Но
вертолеты строятся в звенья и 0б-
наруживают способность двигаться в
горизонтальном направлении. В
безукоризненном строю, ведомые Ге-
роем Советского Союза подполков-
ником Масловым, они проходят над
аэродромом, заполняя воздух ха:
рактерным жужжанием...
	Завершил военное отделение па-
рада пролет двух морских самоле-
тов конструкции Бериева. Амфибчю,
которая приспособлена для посадки
и на земной аэродром и на водную
гладь, пилотирует полковник Сит-
нов. Летаюшую лодку ведет подпол-
ковник ЦШепилов.
		ред. к коммунизму!». Дальше —
строем проходят спортивные маши-
ны. несущие Государственные флаги
	шестнадцати союзных республик,
флаги Всесоюзного добровольного
общества содействия авиации. ~

В небе — 96 спортивных самоле-
тов ЯК-18. Искусным построением
летчики рисуют слова, живущие в
сердце каждого советского человека:
	СЛАВА
СТАЛИНУ
	Праздник на Туш
		  25 самолетов ЯК-18 подходят к
аэродрому тремя группами. Две идут
на параллельных курсах, третья —
сзади и выше. Верхняя группа плаз-
но входит в «Петлю Нестерова», a
нижние делают два переворота через
крыло и веером расходятся в раз-
ные стороны. Затем какой-то неуло-
вимый маневр, и все самолеты ока-
зываются в строю «кильватер» —
друг за другом. Во главе — краз-
ная машина Форостенко. Следующие
32 ней машины в точности повторяют
ее маневр.

Форостенко круто забирает вверх.
Его самолет уже летит вверх коле-
сами, перевернулся, идет вниз, а за-
тем входит в новую «Петлю`Несте-
рова». Ведомые четко повторяют эти
эволюции. В небе — как пунктиром
вычерченная петля, постепенно пере-
холящая. в горизонтальную спиргль.
Это похоже на гигантский отрезок
спиральной пружины, ‘вращающейся
‘под облаками. Спираль переходит в
‘круг, «колесо», как говорят летчики.
Затем, подчиняясь воле красного сз-
молета, машины по кругу ярусгми

идут гигантским штопором. вниз, K
	земле. В какой-то точке головной са-
молет прекрашает вращение и ло-
жится на курс. Машины вытянулись
в ниточку и покидают аэродром, про-
вожаемые громкими аплодисмента-
ми зрителей.

Самолет привел на буксире пла-
неры конструкции Антонова, отцепил
тросы и ушел. Смолк рокот моторов.
За штурвалами бесшумных машин —
Панасенко и Уральская. Звено ведет
Маргарита Ргценская. До 1932 года
она работала в колхозе. Увлечение
воздушным спортом привело ее в
аэроклуб. И вчерашняя колхозница
стала выдающейся планеристкой, за-
служенным мастером спорта. Именно
печатью мастерства отмечены эволю-
ции планеров Маргариты Раценской
и ее подруг. Они проделали почти
все то, что показали самолеты. Но
фигуры высшего пилотажа, исполнен-
ные на безмоторных машингх, каза-
лись особенно законченными и изяш-

НЫМИ.
В небе — новая тройка бесшум-
	ных машин. Это планеры конструк-
	ции Пьецуха. Два спортсмена —
Оберемок-Якубов и Чеботарев под
руководством инструктора аэроклуба
	Ф. И. Гусева  продемонстрировала
безукоризненно высокое искусство
пилотг2жа.
	Полетом планеров закончилось пер-
вое отделение воздушного парада.
Летчики-спортемены уступили место
пилотам-профессионалам.
		стро приближаются к аэродрому, как
бы вырастая на глазах. Они шли
прямо друг к другу, разминулись и
снова пропали. Они описывают ог-
Рромные круги в «небе, почти отвесно
поднимаясь в вызоту; камнем. пала-
ют на землю, в затяжном пикирова-
‚нии  устремляясь. навстречу друг
другу, и снова расходятся. Движения
их стремительны, маневры  молние-.
_носны. Здесь счет ‘ведется в очень
малых долях времени, здесь секунда
кажется сроком бесконечно боль-
ШИМ...

Специалисты называют это «пило-
‘тажем на встречных курсах». Мы нз-
зовем проше и понятнее: воздушный
бой. Да, воздушный бой двух регк-
‘тивных. истребителей, обладающих
скоростью, которую трудно. прелста-
ВИТЬ.

Но «воздушный бой» окончен. Бы-
строкрылые машины, дружно ‚описы-
вают «Петлю Нестерова» и ‘устрем-
ляются `нрочь от аэродромг. Они идут
рядом, два сталинских сокола—майор
Фокив.и капитан Лапшин...

..Вот в тушинском небе разрази-
лась каскадом фигур высшего пило-
тажа «пятерка» краснокрылых реак-
тивных истребителей конструкции
Микояна. Ее ведет испытанный воз-
душный боец подполковник Бабаев.
Он в совершенстве овладел новейшей
техникой: Легко, точно преодолев
силу земного притяжения, самолеты
описывают огромвую петлю. Крылс
с крылом ведомые Бабаева — воен-
ные летчики: офицеры  Мантуров,
Перовский, Байгузин, Уницкий. Каж-
дому из них 22—23 rome oT pony. Ho
как уверенно ведут‘они сбои  быстро-
холные машины! Изумительна была
одна фигура. В зените «Метли Н?е-.
стерова» пять самолетов, илуших в
строю, повернулись вокруг оси ве-
душего. Весь строй дважды перевер-.
нулся, став”на’ крыло. И-‘во время.
	этого вращательного движения строя.
	каждый самолет, неходившийся В.
строю. поворачивался также вокруг
своей оси: И ‘все это ‘на’ бешеной
скорости... e+

Последняя фигура. Самолеты. мчат-
ся к земле. У самой земли выход из
пике, снозг крутой взлет. Мгновение,
и на наших глазах пять самолетов
преврашаются в пять черных черто-
чек, в пять точек, которые растаяли
в небе...

Справа подходит новая группа ре-
активных истребителей конструкцин
Микояна. Девять глых машин ведет
гвардии полковник Шульженко. До
сих пор ни в одной стране мира лет-
чики He рисковали выполнять на
реактивных машинах пилотаж лаже
звевом. А в небе Тушина девять
реактивных истребителей, три звена
показывгют безукоризненную слетан-
ность, серию отточенных фигур выс-
шего пилотажа, демонстрируют бес-
страшное мастерство советских лю-
дей. И это рядовые советские пило-
ты, которых ведет опытный коман-
дир!
Прошально сверкнув крыльями на’
крутом вираже, девятка истребителей
уходит с аэродрома.

Пауза длится несколько минут. За-
тем низко, над самым полем проно-
сятся один за другим самолеты кон-
струкции Лавочкина, Микояна, Яков-
лева. Это не нгрядные, - поблескиваю-
шие лаком, машины, которые мы
только что видели в каскаде «пе-
тель», «переворотов», «бочек» и про-
	чих фигур. Это рядовые машины из
	И вновь возникает бурная овация
в честь великого Сталина, с именем
которого связан каждый шаг в раз-
витии советской авиации.

С гениальной прозорливостью
товарищ И. В. Сталин определил
пути развития авиации, поставил пе-
ред пилотами задачу: летать выше
всех, дальше всех, скорее всех.
Товариш И. В. Сталин  проязляет
неустанную ‘заботу о наших летчи-
ках, направляет творческую мысль
конструкторов. Наш народ с гор-
достью называет крылья Родины —
сталинской авиацией, а своих кры-
латых сынов — сталинскими соко-
лами.
	..Справа к аэродрому подходят
три ‘красных самолета ЯК-18. Их
ведет командир группы  летчик-
спортсмен Платонов. Ведомые —
спортсмены Лапин и  Курочкын.
Летное дело не является их профес-
сей. Это’ спорт, которому они от-
лают досуги. Но в небе мы видим
почерк мастеров. Звено, как бы свя-
	занное невидимой нитью, как один
самолет, четко выписывает «Петлю
Нестерова»...

Петлю сменяют другие фигуры.
	Самолеты становятся в одну линию
и вдруг перезорачиваются через
крыло, вращаясь вокруг  собствен-
ной оси. С непринужденностью ма-
стерства молодые пилоты демонстри-
руют серию фигур высшего пило-
Taka.
	Юношей на воздушной аренз сме-
вяют девушки. Пять самолетов под:
холят к аэродрому плотным ступен-
чатым строем Их ведет Герой Со-
ветского Союза Марина Чечнева.
Эта молодая женшина успела стать
опытным пилотом, посвятивиим
свою жизнь обучению молодых
спортсменок искусству полета. `Сей-
час Марина Чечнева вывела своих
воспитанниц — Бодрягину, Шмель-
кову. Блинову, Дриго. Их об’единя-
ет любовь к воздушному спорту.
	Самолеты, подчиняясь  девичьим
рукам, послушно  переворачиваются
через крыло и входят в крутое пике.
Невдалеке от земли они внезапно
грекрашают стремительное падение,
взмывают ввысь и завершают эво-
люцию красивой «Петлей Нестеро-
ва». Показав еше несколько четко
выполненных фигур высшего пило-
тажа. летчицы покидают аэродром.
	Групповой пилотаж — высшее вы-
ражение летного мастерства. Это по-
рождение. и выражение русского ду-
ха Видимо, поэтому групповой -пи-
лотаж получил широкое развитие
только в нашей стране. Нам уже
кажется обычным. ‘когда в небе
олновременно вычерчивают строгий
четкий рисунок три, пять, девять
самолетов.
	Но одновременный пилотаж 25 воз-
душных машин — явление в мире
единственное и неповторимое. Оно
было продемонстрировано вчера на
Тушинском: аэродроме. И его бле-
стяще выполнили` не профессиональ-
ные пилоты. а летчики-спортсмены,
	тренированные выдгющимся масте-
ром воздушного спорта Яковом Да-
	Самолет доставил к центру aspo-
дрома новую группу парашютистов.
Это — девушки, члены Всесоюзного
добровольного общества содействия
авиации, увлэкающиеся воздушным
спортом: Волкова, Никитина, Каняе-
ва, (Сковороднева. В свободное от
работы время они овладели мастер-
ством парашютвого прыжка и сего-
дня показывают свои успехи. Группу
возглавляет рекордеменка Елена
Владимирская. Ее имя известно да-
леко за пределами нашей страны.
Мировые рекорды Е. Н. Владимир-
ской четырежды зарегистрированы
ФАИ (Международной авиационной

федерацией).

Парашютный спорт — спорт смг-
лых и мужественных. Он сродни рус-
скому нациэнальному характеру.

Еще в 1911 году русский человек
Г. Е. Котельников изобрел первый в
мире ранцевый парашют. В Совет-
ском Союзе раньше, чем где-либо,
парашютный спорт получил ‘подлин-
но массовое развитие. По рекордам
парашютного спорта наша страна
уже много лет подряд прочно удер-
живает мировое первенство. Совет-
ской военной науке принадлежит
бесспорный приоритет в разработке
вопросов и практической организа-
ции крупных воздушных десантов.
Один из таких десантов был выбро-
шен в воскресенье на поле Тушин-
ского аэродрома. Сотни парашюти-
стов покинули транспортные самоле-
ты, проходившие звеньями. Все небо
	расцвело яркими красками прозрач-
ного паранютного шелка. В ‘числе
	ного парашютного шелка. DB числе
спортсменов, принявших участие В
сеголняшнем празднике, было мно-
	го новичков, только что овладевших
техникой прыжка.

Массовый парашютный десант, вы-
саженный на Тушинском аэродроме,
подготовил майор Дзюбенко.
	Воздушный парад окончен. Над
аэродромом победно звучит песня
о Сталине...

Советский Союз — великая авиа-
	ционная держава уверенно идет по
пути дальнейшего укрепления своего
могущественного Воздушного Флота.
Указание тэварища И. В. Сталина
о сочетании смелости и отваги ©
умением стало  путеводной звездой
для советских авиаторов в борьбе за
овладение высотами авиационного
дела. Патриотический труд на благо
Родины находит воплощение в новой
технике, которой мы любовались на
воздушном параде в Тушине. Мы
воочию убедились, что советские
ученые успешно двигают вперед
аэродинамику больших скоростей,
добились выдающихся успехов в .об-
ласти многомоторного и реактивного
самолетостроения. Советские летчи-
ки, неустанно овладевающие новой
техникой, продемонстрировали чудес-
ное летное мастерство. Все больше
у нас воздушных ‘спортсменов... Со-
ветский народ может положиться на
свою ‘сталинскую авиацию — могу-
	щественное орулие строительства
коммунизма иохраны мирного труда.

(ТАСС).
	Второе отделение парада — воен-
ное. Им руководит гвардии генерал-
лейтенант авиации В. И. Стглин.

Военное отделение началось пило-
тажем на встречных курсах. Это —
необычно, таких полетов еще не бы-
ло в программе воздушных праздни-
ков. Тем более, что встречный пило-
таж выполняется на стремительных
реактивных истребителях.
	Появившись вместе, истребители
свечой взмыли вверх и разошлись в
резные стороны. На какую-ло долю
мгновения миниатюрные машины, на-
брав ‘головокружительную высоту,
потерялись в облаках. Подчиняясь
старой привычке, ждем их по на-
правлению звука мотора. Напрасно!
Звук не опережает, а сопровождает
эти стремительные машины. Они бы-
		пачинается заключительное во3З-
душно-десантное отделение авиа-
ционного праздника. Им руководит
генерал-полковник А. В. Горбатов.
	С транспортного самолета copep-
шили  «пристрелочный» — прыжок
шесть парашютистов. По установив-
шейся традиции ‘они проверили пра-
вильность расчетов штурмана.  Раз-
ведчиков с воздуха ведет полковник
	Веселов. Всё в порядке. Парашюти-
сты приземлились в центре аэоо-
	  Арома.
	красное полотнище с лозунгом «Впе-   ниловичем Форостенко.