КАК И ГДЕ ИЗГОТОВЛЯЮТСЯ ФОТОКАМЕРЫ

Е. Вейсенберг
Широкие круги фотолюбителей еще мало знакомы с изготовлением фотоаппаратов, а между тем для того, чтобы знать, чего требо
вать от советских фотоаппаратов в отноше
нии качества, нужно иметь хотя бы основное и общее представление о данной области промышленности.
Еще до недавнего времени фотоаппараты шли к нам целиком из-за границы; в России
Вилка для объективной доски, полученная из литья под давлением (слева). Справа — та же вилка в период сборки аппарата.
их не производили. У нас в Союзе это дело совершенно новое, а между тем изготовле
ние фотокамер с технической точки зрения, и в особенности такой модели, как «Фотокор», выпускаемой в настоящее время Государственным оптическим заводом в Ленинграде, вещь далеко не простая.
Всякое новое производство дается с трудом из-за отсутствия ранее накопленного опыта, а тем более, когда это производство вообще ставится впервые в стране, как это имеет место с фотоаппаратурой.
При изготовлении фотографических аппаратов требуется чрезвычайно большая точность как в отношении оптической, так и в механической части.
При этом необходимо иметь в виду еще и следующее положение: массовый выпуск фо
тоаппаратов требует значительно более высокой организации производства, чем кустар
ный. При массовом выпуске десятков тысяч аппаратов отдельные детали должны быть из
готовлены очень тщательно и точно для того, чтобы можно было добиться так называе
мой взаимозаменяемости. Она состоит в том, что каждый отдельный экземпляр какой-либо детали должен без специальной пригонки подходить к другой любой детали из тех, ко
торые подлежат соединению с первой. А этого возможно достичь лишь при том усло
вии, когда все отдельные экземпляры одной и той же детали не отклоняются в ту или иную сторону от правильного своего размера.
Из этого должно быть понятно, какая чрезвычайная точность требуется от изготовляемых деталей. Но мало того, что нужна большая точность в работе, — необходимо устано
вить размеры отклонения от норм, не нарушающие безупречную работу аппарата или его оптической системы.
В этой области как раз и встретились огромные трудности при первых работах по изготовлению фотокамер, так как до всего заводу приходилось доходить самостоятельно из-за полного отсутствия опыта в данной об
ласти. Не могла оказать в этом помощь и иностранная техническая литература, в которой совершенно отсутствуют какие-либо данные по этим вопросам. Это и понятно. В условиях капиталистического производства вся
кая фабрика из боязни конкуренции хранит в секрете свои методы производства.
Для проверки продукции и, в частности для браковки оптики у завода не было никаких измерительных приборов, приходилось их конструировать самим, изобретая специальные приспособления.
Но не только в вопросах специфического производства фотоаппаратов нужно было искать новых путей.
Наравне с этим, при изготовлении камер были применены и новые способы литья посредством так называемого шприцгуса—литьем под давлением. Литье под давлением — еще относительно новый способ изготовления металлических предметов как у нас, так и за границей. Состоит он в том. что расплавленный в вагранке металл, в данном случае алюминиевый сплав, наливается в жидком состоя
нии в тигель шпрингус машины. Пущенный из компрессора (насоса) под большим давлением воздух выгоняет из тигеля расплавленный металл в стальную форму, из которой через самый короткий срок выходит готовая деталь. Литьем под давлением изготовляется корпус «Фотокора», при этом в процессе литья в
Две фазы обработки литою корпуса аппарата.
корпусе уже делается ряд отверстий различной формы. Стенки этой детали без всякой об
работки получаются совершенно ровными. Едиственное, что приходится сделать, — это
вырезать крестовину со штангой, по которой протекал металл в форму (см. фото).