1. Проявляющего вещества (метол, гидрохинон, пирогаллол, глицин и т. д. ).
2. Щелочи (сода, поташ, едкий калий или натрия;.
3 Консервирующего вещества (сульфита, бисульфита, метабисульфита калия или натрия). 4. Замедляющего вещества (бромистый ка
лий, натрий или аммоний, иодистый калий или аммоний).
При приготовленном проявителе в первую очередь надо растворить консервирующее вещество. Затем растворяется проявляющее вещество, так как оно без сохраняющего (консервирующего) вещества быстро окисляется.
Исключение составляет метол и глицин. Метол не растворяется в присутствии сульфита натрия, поэтому его всегда надо растворять раньше. Рекомендуется сульфит растворять отдельно, а затем приливать его в раствор метола. Но так как раствор метола окисляет
ся в отсутствии консервирующего вещества, а слабые растворы сульфита оказывают только замедленное действие на скорость раство
рения, то рекомендуется растворять метол в
1—1, 5%-ом растворения сульфита. Надо также помнить, что, когда метол растворится, прибав
ление концентрированного раствора сульфита вызывает выпадение осадка, поэтому его лучше добавлять небольшими порциями при помешивании.
Глицин не растворяется в чистой воде; для его растворения требуется наличие в растворе сульфита и щелочи. Поэтому при приготовлении глициновых проявителей сначала растворяют сульфит и щелочь, а потом только гли
цин. Ввести в раствор замедляющие вещества можно в любой последовательности. При со
ставлении растворов надо добавлять новое
вещество только после того, как предыдущее растворится полностью. Несоблюдение этого правила ведет часто к образованию на негативах различных дефектов.
В случае неправильного составления проявляющий раствор может вызывать образование вуали или окрасится немедленно после приготовления.
Образование вуали вызывается следующими ошибками при составлении:
1. Пропущен бромистый калий.
2. Взято слишком большое количество щелочи или недостаточное количество сульфита. 3. Растворы смешивались слишком горячими. 4. Вещества химически не чисты.
5. Вещества смешаны не в том порядке, как это указывалось в рецепте.
Приготовление фиксирующих растворов
На практике применяются фиксирующие растворы:
а) из одного гипосульфита (обыкновенный фиксаж);
б) из гипосульфита, подкисленного бисульфитом натрия, метабисульфитом калия, бор
ной, уксусной, лимонной и виннокаменными кислотами (кислые фиксажи).
в) из гипосульфита, подкисленного метабисульфитом калия или бисульфитом натрия плюс хромово или алюминиево-калийные квасцы (дубящие фиксажи) и
г) из гипосульфита с хлористым аммонием (быстрые фиксажи).
Приготовление обыкновенного фиксажа не встречает никаких затруднений. Надо только учитывать, что при долгом стоянии на нем может образоваться плесень, которая является причиной образования мути молочного цвета. В этом случае фиксаж необходимо вылить, вон, а сосуд самым тщательным образом вымыть.
При составлении кислых фиксажей гипосульфит может разложиться с выпадением серы, которая ведет к образованию пятен.
Разложение гипосульфита может произойти по следующим причинам:
1. Ошибочно влита в фиксаж какая-нибудь сильная минеральная кислота (серная, соляная или азотная).
2. К горячему раствору гипосульфита добавлен бисульфит натрия, метабисульфит калия или слабые кислоты. Эти вещества мож
но добавлять только к остывшему раствору гипосульфита.
3. При составлении бисульфита натрия при помощи реакции сульфита с серной кислотой взято слишком много последней. Оставшаяся свободная кислота разрушает гипосульфит.
При приготовлении дубящих фиксажей необходимо придерживаться следующего порядка:
сначала растворяют полностью квасцы в теплой воде, затем добавляют кислоты, а по
том уже сульфит. Если прибавить сульфит до подкисления, то выпадает белый осадок сульфита алюминия, который растворяется лишь с трудом.
Разложение дубящего фиксажа (раствор становится молочным) может произойти ст:
1. добавления большого количества кислоты; 2. недостаточного количества сульфита или от употребления сильно выветрившегося;
3. смешивания веществ при слишком высокой температуре и
4. слишком продолжительного использования в работе дубящего фиксажа.
Приготовление быстрых фиксажей не встречает затруднений. Надо только пользоваться химически чистым хлористым аммонием, так как различные примеси, имеющиеся в техниче
ском хлористом аммонии, могут вызвать образование осадка.
Заканчивая статью, считаем долгом заметить, что нами за недостатком места рассмот
рены только наиболее часто встречающиеся ошибки при приготовлении фотографических растворов.
К СВЕДЕНИЮ ПОДПИСЧИКОВ
Согласно постановлению СНК т 16/VIII—1930 г. прием подписки и доставка издании полностью сосредоточены НА ПОЧТЕ.
С 1-го января 1931 г учет отдельных подписчиков ведется на почте, где и сосредоточены все карточки. по которым производится доставка.
Подписку следует поэтому сдавать исключительно на почту (или письмоносцам), а по всем вопросам, связанным с доставкой, также следует обращаться на почту, которая несет всю ответственность за своевременную и аккуратную доставку издания подписчикам.