В. Малкин
(Управляющий Изогизом)

Кругозор художника

Я принадлежу к числу тех, которые считают (если останавливаться на тех вопросах, которые
т. Литовский предложил нашему вниманию), что На службе партии советская фотография яв
ляется самодеятельным искусством и сыграла очень значительную роль в нашем социалисти
ческом строительстве. Я должен сказать, и, по-моему, это методологически разрешает все вопро
сы, которые поставлены, — что в самой природе фото, конечно, заложено то, что она берет все
подряд, без разбора, а задача заключается в том, чтобы отобрать все ведущее, типичное, главное, и единственный путь преодолевать эту на
туру фотографии — большевистская культура фотографа которая дает ему определенное направ
ление в его работе. Наша, советская, фотография в области технологической имеет большие достижения и все ее будущее зависит, главным обра
зом, от культуры человека, от его кругозора. И если с этой точки зрения подходить, то надо сказать, что наш фоторепортаж не дан на том художественном уровне, на котором стоит советское фотоискусство передовых фотографов.
Приходилось читать в фотопрессе дискуссионные статьи о том, можно ли быть художникомфотографом и одновременно быть журналистом. Конечно, можно и должно. Я должен сделать
упрек товарищам в том, что целый ряд крайне важных специальных вопросов не попал в общую прессу и не был представлен массовой миллионной
трибуне, несмотря на то, что наше советское фото по охвату является массовым советским искусством. Если бы эта трибуна была дана, то общественное мнение нашей страны быстро сняло бы этот дискуссионный вопрос, потому что для меня ясно, что, так же каю и в газете, все, что по своей природе является очерком, фельетоном, — непременно крупное художественное произведение. Никто не будет отрицать, что фельетон, очерк являются по своим задачам большим искусством.
Фотожурналист должен быть художником, он должен итти по горячим следам нашей исключи
тельной, нашей замечательной эпохи, и то, что говорил Грюнталь и другие, будто фотограф, желающий по-настоящему знать свое дело, должен бежать из газеты, перестать быть журналистом — абсолютно неверно.
Я должен сказать, что опыт Изогиза, опыт «СССР на стройке», «МТС на стройке», опыт ряда неплохих альбомов — «10-летие Узбекистана», «Красная армия», «Героическая эпопея че
люскинцев», «Индустрия социализма» и т. д. — говорит о том, что мы уже имеем целый ряд за
мечательных документов социалистического реализма, которыми с полным правом может гор
диться наша передовая советская фотография, так что эти вопросы ошибочно считать дискуссион
ными, они просто не были достаточно широко и остро поставлены на обсуждение обществен
ного мнения. И вообще мы виноваты в том, что такой живой, передовой отряд, которому мы очень многим обязаны — мы обязаны ему пре
краснейшими документами нашей замечательной эпохи, показом мировых по своему значению фактов сталинской эпохи, несмотря на то, что он играет такую большую роль в нашей куль
туре, мы не назовем даже нескольких товарищей, серьезно интересующихся проблемами фотографии, хорошо знающих 10 — 15 крупнейших на
ших передовых фотографов. За последние 3 — 4 года я не читал ни одной рецензии в ведущей центральной прессе об отдельных работах, я не читал очерков, я не читал отдельных монографий, достаточно популярных и широко известных,— одним словом, в центральной прессе и в отдельных высказываниях нет еще равнозначащих от
кликов На громадное социальное значение работы этого передового отряда. Это, конечно, вина и самих фотографов, — нужно в порядке самокритики признаться. Повидимому не были сделаны
т. Изгоев, руководители художественно-иллюстрационного отдела «Известий» т. Солодкова и т. Со
рокин, мастер советского фотоискусства т. Пет
ров, — в разговоре, за чашкой чая, Н. И. развил свою мысль о характере иллюстрационного материала вообще и в частности в газете. Он указал на то, что редакции печатных органов должны иметь в своем портфеле запас высокоху
дожественного иллюстрационного материала и во всяком случае не ограничиваться лишь злободнев
ными сюжетами — хроникой. Но такой художественный материал не может быть сделан в порядке быстрого репортерского наскока, с запис
ной книжкой — «Лейкой». Пришла пора более углубленного подхода к нашей действительности у людей, работающих на таком живом участке, как советская фотография. И поэтому он счи
тает нужным дать приглашенным товарищам творческие командировки, в которых мастер сам бы мог ориентироваться в выборе материала и,
снимая крупные явления нашей социалистической жизни, не забывал бы и творца ее — человека, а также окружающий пейзаж, быт, природу и наряду с новым снимал бы и старое, чем-либо интересное.
Николай Иванович находит нужным и серийные снимки в газете в свете преломления: так
было — так стало, — но опять-таки при условии углубленного решения темы, при условии высокого уровня техники, мастерства.
Предложенный Ю. П. Ереминым метод комплексной съемки, благодаря которому можно со
ставить серию на любую тему, Н. И. одобрил и рекомендовал применять его, когда речь идет о районе или крае.
В результате беседы, продолжавшейся около 2 часов, был решен вопрос о творческих команди
ровках: т. Еремин отправляется в Дагестан на один месяц, по возвращении и показа Н. И. Бу
харину привезенного материала, — на 3 месяца в Сванетию и Армению; т. Скурихин — в Каре
лию и на Кольский полуостров, по возвращении и показа материала — на 3 месяца в Забайкалье и Уссурийский край.
Такие командировки, открывающие простор творческим силам фотографов-художников, дадут несомненно плодотворные результаты для нашего молодого советского фотоискусства. Будущие выставки обогатятся новыми произведениями и бу
дут являться показом подлинного фотомастерства, а не одного только сюжета, кое-как наспех скроен
ного и в большинстве случаев неумытого и непричесанного.