К 80-летию В. И. СРЕЗНЕВСКОГО

В Ленинградском фотокинотохникуме им. А. В. Луначарского состоялось торжественное чествование старейшего деятеля по фотографии проф. Вячеслава Измайловича Срезневского по случаю 80-летия его жизни. Проф. начал занятия фотографией в 1866 году и продолжал непрерывно, на строго научных основах, всегда стремясь приложить свои фотознания к практическому применению светописи. Он основательно, теоретически и практически, изучил фототи
пию, фотолитографию, автотипию, все позитивные фотопроцессы, колодионно-змульсионный и бромо
серебряный способы, которые и сделались основною его специальностью. В. И. Срезневский всеми мерами старался поставить профессионально-техническое и в частности фотографическое образование на твер. дую почву. Но только при советской власти удалось поставить у нас фотообразование: в 1918 году при ближайшем участии В. И. Срезневского был основан Высший институт фотографии и фототехники, впоследствии преобразованный в Ленинградский фотокинотехникум. В. И. Срезневский непрерывно с 1918 года ведет преподавание общей фотографии и технологии светочувствительных слоев.
Громадные заслуги В. И. Срезневского и перед нашей фотопромышленностью. Он, начиная с 1882 года, широко пропагандировал необходимость освободиться от иностранного засилья в фотоаппаратуре и фотоматериалах и необходимость завести свое производство. Состоя в 1919 г. членом Центрального фотокомитета в Москве, В. И. Срезневский оказал существенную помощь при восстановлении и организации наших советских фабрик фотопластинок и фо
тобумаг. В 1924-25 годах, заведуя производственной частью Севзапкино, он разработал проект фабрики для изготовления фотопластинок, фотобумаг, фотопленки и кинофильма. Опыт изготовления им по
зитивного кинофильма на тонком целлулоиде оказался вполне удачным, и изготовленная им кино
пленка выдерживала свыше 300 оборотов без повреждения слоя. Этим была доказана полная возможность производства у нас кинопленки своими сред
ствами и из своих материалов. В. И. Срезневский много проработал и по вопросу о восстановлении у нас производства фотостекла, фотобумаги и т. д.
В. И. Срезневский не мало потрудился Для фотографии и в общественном направлении. Им был возбужден вопрос о защите прав фотографа на его произведения. В революцию 1905 г. он горячо встал па защиту бесправных в то время фоторабот
ников. служивших у фотографов-профессионалов и находившихся у них в «обучении» мальчиков, В. И. Срезневский ратовал за улучшение материального положения фотослужащих, за установление праз
дничного отдыха для них и свободных часов для мальчиков, чтобы они могли посещать школу и т. д.
В. И. Срезневский
Его участие в фотолитературе в качестве редактора журнала «Фотограф» (1880 - 84 гг.), члена редколлегии журнала «Фотографические Новости», сотруд
ника многих фотожурналов и составителя фоторуководств, весьма обширно и высоко ценится в фотографическом мире.
Широкая и многогранная деятельность В. И. Срезневского и уважение к нему, как к старейшему и энергичному работнику в области фотографии, со
брали на его 80 летие массу учащейся молодежи и представителей многих общественных и научных учреждений и организаций, которые в речах и адресах характеризовали его, высоко оценивая его научную и общественную деятельность. Проф. Н. Е. Ер. милов подробно ознакомил присутствовавших с деятельностью В. И. Срезневского во всем ее объеме, иллюстрируя свой доклад многочисленными диапозитивами из жизни и деятельности юбиляра.
ПО иностранным ЖУРНАЛАМ
Непосредственное получение позитива
Негатив проявляется в обыкновенном метоло-гидрохиноновом проявителе. При этом процессе проявление не ведется, как обычно, до конца, т. е. до появления контуров изображения на стеклянной стороне пластинки. Прекратить процесс проявления сле
дует споласкиванием негатива в растворе уксусной (или лимонной) кислоты, после чего делается полу
часовая промывка. Затем негатив отбеливается в еле. дующем растворе:
Медного купороса ................................ 10 г Бромистого калия . . . . .............. 8 г Хромовой кислоты . . . . ................... 1 г
Воды до объема........................................... 1.000 куб. см
После отбеливания негатив должен быть очень хорошо промыт (до безусловного уничтожения желтоватой окраски промывной воды), так как от тщательной промывки зависит конечный результат.
Далее, негатив обрабатывают проявителем на полном дневном свету. Проявитель следует взять быстроработающий, например, метолгидрохинон с большим количеством щелочи. Чем медленнее работает прояви
тель, тем больше опасности образования вуали. Как только образовавшееся под действием раствора про
явителя (на полном дневном свету) позитивное изоб
ражение примет необходимую градацию, пластинку быстро споласкивают, фиксируют, промывают и сушат.