С

оветская страна понесла ог
ромную утрату, — умер
Анатолий Васильевич Луначарский, революционер-большевик, отдавший всю жизнь борьбе за дело рабочего класса, величайший знаток наук и искусств, блестящий мастер слова.
Войдя в революционное движение с 15-летнего возраста
(родился он в 1875 г.), А. В.
активно участвовал в созидании железной большевистской пар
тии. Получая от партии, лично от Ленина и Сталина разнообразные ответственней
шие задания, А. В. отдавал их выполнению всю свою эрудицию и творческий темперамент.
Ошибки и уклоны от ленинской линии, имевшиеся у него в период предреволюционной эми
грации и, позже, в 1917 году, он смело признавал, исправлял и искупил своей последующей
работой, главным образом, в качестве одного из виднейших организаторов советской социалистической культуры.
Разносторонность, глубина его знаний являлись одной из его характернейших черт. Естествовед и философ по образо
ванию, он вместе с тем был превосходным литератором и публицистом, партийным орга
низатором, агитатором и пропагандистом; будучи блестящим литературным критиком, он одновременно выступал как талантливый драматург, поэт, киносценарист.
В последние годы А. В. проявил себя как даровитейший советский дипломат. Едва ли
была такая отрасль знания, область искусств, какой А. В. не знал, не понимал, в какую
не внес бы от себя новые, глубокие, оживляющие и двигающие вперед идеи. Его разносторонность иллюстрируется в печатаемой ниже статье о фотографии. Эта статья была им написана для № 1 журнала «Советское фото» в 1926 году, и редакция сочла полезным перепечатать ее, так еще живы и свежи высказанные в ней предположения.
Огромное значение А. В. придавал фотографии. Поставив своей задачей осветить необходимость
широкого применения фотографии в школе, он дал в статье ряд глубоких определений общего ее значения в строительстве социалистической культуры.
«Фотография является основой школ и всюду необходима», — утверждает он и блестяще доказывает это положение. «Фотография иллюстрирует все сто
роны жизни», «фотография нужна каждому на всю жизнь», «для нас важно внести благодеяния фо
тографии в самую гущу масс, дать ее в руки всем трудящимся» — ратует он.
«Недалеко то время, когда фотография, на которую теперь многие смотрят только как на забаву», — заканчивает он статью,— «фотография техническая, научная и художественная сделается обще
доступным умением для всех граждан нашей страны».
Это время еще не наступило. Но как далеко мы шагнули к нему за эти годы! О фотографии, как забаве, уже не приходится слышать у нас. Ученые (возьмем, к примеру, наших арктических исследователей), писатели, журналисты в огромном большинстве все чаще и чаще обращаются к фотогра
фии не кое-как, «по-любительски», а в совершенстве овладевают ею. Как далеко шагнула советская фо
тография в огромной области, о которой А. В. не говорил в 1 926 году, так как значение фотографии тут слишком очевидно, — в области иллюстрирова
нии прессы, в области фоторепортажа. Статья А. В. дала толчок фотодвижению в школе, и теперь мы уже имеем немало школ — не только по линии Наркомпроса, но и по линии других наркоматов (в частности военного и морского), — где работа эта поставлена образцово.
Перепечатывая статью А. В., редакция журнала «Советское фото» делает это не только в память одного из ярчайших людей эпохи Ленина — Стали
на, одного из талантливейших их помощников, но и с целью еще раз подтолкнуть к полному осуществлению идеи и конкретные предложения, заключающиеся в этой статье.