ГАЗИФИВАЦИЯ . СТОЛИЦЫ
		кращает сроки, удешевляет строи
тельство.

Метод стахановна тоз. Самченко,
одобренный бюро городского коми-
тета ВКП(б), нашел применение
почти во всех трестах «Мосгаз-
строя». В нозом году передовая тех”
нология должна стать там  обяза-
тельной.

«Мосгазстрой» вооружен богатой
техникой. У его работников есть Все
услозия, чтобы трудиться еще более
	произзодительно, успешно строить
подземные трубопроводы в любое
время ‘года. Зима не должна быть

я — ПИТ Вы ТАк
	И Бы ча

больше помехой для строителей га-
зозых сетей. Им нужно работать
ритмично, строго по графику, круг-
лый Год.

Газификация столицы уже достиг
ла такого уровня, когда этот наи-
более удобный вид топлива стал та-
кой же обыденной потребностью,
как, скажем, электрический свет. Се-
годня мы уже не можем  предета-
вить себе многоэтажный столичный
дом без газозых плит, без газовых
колонок. Перед инженерами-проек-
тировшиками газозой аппаратуры
псставлена задача создать новое
оборудование, более совершенные и
абсолютно безопасные приборы.

_ В минувшем году в домах столи-
цы была установлена первая тысяча
водонагрезателей новой  конструк-
ции, выпускаемых Трестом производ-
ственных предприятий Московского
жилишного управления. Эти прибо-
ры подают горячую воду не только
в ванну, но и в умывальник и На
кухню. Водонагреватель может слу-
жить и установкой для отопления.
В нем действуют — автоматические
устройства, и он безопасен. Если во-
да дсстигла заданной температуры,
терморегулятор закроет доступ га-
за, и горелка погаснет (при этом
останется гореть только запальник).
Как только температура воды сни-
зится, газ автоматически снова нач-
нет поступать в горелку, а запальч
ник зажжет ее.

Газовая автоматика появилась и
в котельных жилых домов и комму-
нально-бытовых предприятий.
	Инженеры-проектировщики в ©”
дружестве с производственниками

работают над новыми приборами;
газовыми стиральными машинами,
газовыми холодильниками, камина-
ми ит. д.

Газозое хозяйство столицы имеет
болыние перспективы развития. Ис-
псльзование ресурсов дешево-
го топлива еще более повысит бла-

T PYAAR AEA Москвы повседнев-
но ощущают заботу советского
правительства, большевистской пар-
тии и родного Сталина о непрерыв-
ном улучшении бытовых условий.
Сейчас решается задача полной га-
зификации нашего города.

Как известно, сразу после Вели-
кой ‘Отечественной войны начала
эйствозать построенная по указа-
нию товарища Сталина газовая ма-
гистраль Саратов — Москва. Теперь
источники газоснабжения столицы
значительно расширились.

Чтобы нагляднее представить се-
бе, какие большие перемены уже
произошли после сооружения газо-
провода Саратов — Москва, назо-
вем лишь несколько цифр. Один-
надцать лет назад городские сети
редко где выходили за пределы Са-
дового кольца, и абонентами «Мос-
газа» являлись всего 12 процентов
жителей города. Ныне 85 процентов
всего населения столицы пользуются
газом. ‚

Непрерывно расширяется  город-
ская сеть. трубопроводов. Они протя-
нулись теперь до самых дальних ок-
раин, а в некоторых местах пересек-
ли границы города.

Службу газа несет большой кол-
лектив рабогников Управления Га-
зового хозяйства горисполкома.
Старательно наблюдают они за со-
стоянием регуляторных станций,
трубопроводоз и аппаратуры. Дела
много! Ведь одних только газовых
плит, колонок, счетчиков и других
приборов в городе насчитывается
сегодня семьсот пятьдесят тысяч!
Немало стахановцев «Мосгаза» бла-
годаря умелому профилактическому
уходу добилось образцового состоя-
ния аппаратуры, удлинения срока
ее службы. Число таких передовиков
растет.

Газом пользуются в столице пи
многие дома, расположенные вдали
от трубопроводов. Почти 12 тысяч
квартир получают жидкий газ, до-
ставляемый в баллонах.

славную страницу вписали в ре-
конструкцию города газифихаторы в
минувшем году. На 125 километров
зыросли магистральные газовые с“
ти. К ним присоединена еще 51 ты-
сяча квартир. Такие районы, как
Бауманский, Ленинградский, Комин-
терновский, Советский, Красногвар-
дейский, Кировский, уже завершили
газификацию домов, принадлежащих
исполкомам райсоветов. Большая за-
слуга в этом принадлежит коллекти-
ву орденоносного Управления «Мос-

BY OOO ee nn eee eee ne onan: АВ  ГЕзА т
щего траншею. Слаженная работа гоустройство города, улучшит быт

газстрой».
Усиливается перэвод на высоко-   исключает простои механизмов, со- москвичей.
„НКалендарь- НА ВЫСОКОГОРНОМ КРУПНЫЕ
КАТКЕ ВЫИГРЫШИ

t
справочнин
< А ЛПАА АТА 9 (ТАСС Qnern на B Главном управлении сберега:
	на 1952 год
	Государственное издательство по-

литической литературы выпустило в
свет массозым тиражом «Кален-

дарь-справочник» на 1952 год.
Первый раздел справочника посвя-

щен памятным годовщинам и всена-

родным праздникам. В начале это-
	го раздела помещена речь товарища  .
	И. В. Сталина ка И Всесоюзном
сезде Созетоз 26 января 1924 го-
да — великая клятва, которую дал
от имени большевистской партии в
траурные. ленинские дни гениальный
продолжатель дела Ленина, его со-
	ратник и друг, любимый вождь и

учитель трудящихся.
Второй раздел книги содержит
	краткие исторические справки к Не-
которым юбилейным и памятным да-
там.

В 1952 году советский народ от-
метит 35-летие Великой Сктябрь-
ской социалистической революции и
30-летие со дня образования Сою-
за Советских Социалистических Рес-
публик.

В наступившем году исполняется
40-летие со дня открытия Шестой
(Пражской) Всероссийской  конфе-
ренции РСДРП, оформившей само-
стоятельнсе существование  больше-
вистской партии, З5-летие со дня
открытия Седьмой (Апрель-
ской) Всероссийской конференции
РСДРП(б) и У! сезда большевист-
ской партии, 25-летие со дня от-
крытия ХУ с’езда ВКП(б) — с’езда
коллективизации, . 50-летие  гранди-
озной политической демонстрации
батумских рабочих, ксторую  орга-
низовал и возглавил товарищ
И. В. Сталин, и знаменитой ростов-
ской стачки.

В «Календаре-справочнике» даны
также краткие справки к 75-летию
со дня рождения Ф. Э. Дзержин-
ского, к 15-летию со дня смерти
Г. К. Орджоникидзе, к 150-летию со
дня смерти великого русского мыс-
лителя А. Н. Радищева, к 150-летию
со дня рождения выдающегося рус-
ского флотоводца П. С. Нахимова и
другие.

Большое место в книге занимает
раздел «Краткая политическая кар-

та мира».
(ТАСС).
	станция «НОВОСЛОБОДСКАЯ»
	АЛМА-АТА, 2. (ТАСС). Здесь на
высокогорном катке состоялись пер-
вые соревнования конькобежцев. В
	них участвовало около шестидесяти
спортсменов. Победителями вышли
Матвеев (Эстония) и Рылова (Во-
логда).

Сейчас на высокогорном катке
идет подготовка к соревнованиям
на приз Совета Министров Казахской
ССР, в которых примут участие
сильнейшие конькобежцы страны.

Для участников соревнований по-
строен павильон. Заканчивается со.
	оружение трибун для зрителей.
				В Главном управлении cOepera-
тельных касс получена таблица вы-
игрышей по Государственному двух-
процештному займу 1948 года, вы-
пампих в восьмом тираже, который
состоялся 30 декабря 1951 года в
гор. Грозном.

Выигрыши в 50.000 рублей выпа-
ли на облигации № 40 серии
011366 и № 13 серии 029362.

Выигрыши в 25.000 рублей полу-
чат держагели облигаций: № 05 се-
рии 007942, № 40 серии 011103, № 41.
серии 015316, № 14 серии 016793,
№ 32 серии 023742, № 33 серии
031331, № 14 серии 031961, № 50
серии 034419, № 36 серии 038308 и
	№ 44 серии 040502.
	ВЕСЕДА С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ИСПОЛКОМА
МОСКОВСКОГО СОВЕТА
см BYTYCOBbIM
	<

калорийное топливо коммунально-
бытовых предприятий и культурных
учреждений. Opie двух тысяч
	столовых, рестораноз, детских садоз
и яслей, больниц, бань, прачечных
уже избавилось от необходимости
завозить уголь. Ведется  газифика-
ция котельных в жилых домах. С
увеличением ресурсов газа этот
процесс усилится и будет захваты
вать все новые виды хозяйств и
предприятий.

Перевод коммунальных предприя-
тий на более совершенное топливо
не только дает большую экономию,
освобождает транспорт от перевозки
угля, дров, но и улучшает условия
труда. Разве можно сравнивать уход
за газифицированными котлами с
трудной работой кочегара, загру-
жавшего печи тоннами каменного
угля?

Газификация чесет с собой и улуч-
шение санитарного состояния города.
Много котельных перестало 3aco-
рять воздух несгоревшими  части-
цами топлива — сернистыми остат-
ками, сажей.

Наступивший 1952 год, несомненно,
будет годом новых успехов в благо-
устройстве столицы. Предстоит за-
вершить газификацию жилого фон-
да райисполкомов. Продолжится пе-
ревод на газ коммунально-бытовых и
`культурных предприятий

Насущная задача дня — дальней-
шая индустриализация и механиза-
ция строительства газовых сетей,
Тресты «Мосгазстроя» имеют Te-
	перь хорошую производственную ба-
	зу, которая позволяет резко сокра-
гить сроки газификации квартир.

Строители разработали передовую
технологию монтажа оборудования.
Первым в дом приходит замерщик.
Он составляет схему, отмечает дли-
ну труб, определяет, где должны
быть изкибы.. Заказ поступает на
	завод, и в квартире остается только
	собрать заготовленные узлы в уста-
нозить аппаратуру.

Наиболее совершенный метод
строительства трубопроводов  пред-
ложил бригадир 2-го треста «Мос-
газстроя» депутат Московского Со-
вета. Василий Самченко. Пользуясь
его способом, монтажники работают,
«не отрываясь» от экскаватора, рою-
			строительства № 24 Я. БЫЧ-
эскалаторов А. НЕДЕЛЬКИН
	игадир проходчиков строительств
ригадир монтажников эскалаторов
	«комсомольская-кольцевая» А. ЗАБОЛОТНАЯ, 6
	№ 29 Г. ЛУВКЬЯНОВ и
	начальник участка шахты
	Архитектор, соавтор проекта станции м‹
Ков, бригадир штукатуров Е. ФИЛЬЧЕНКОВ,
	метро
	ото А. СТОЛЯРЕНКО и Г. ТЕТЕРЕВЯТНИКОВА.
		в центральном зале новой станции метро «Комсомольская-кольцеван».
	рех эскалаторов. И эта цель была
успешно достигнута.

` Строительство станций нового Ти-
па потребовало и повых методов ве-
дения работ, индустриализации их,
широкого применения машин и меха-
HH3MOB. Тоннели сооружали щитами.
Для монтажа чугунного крепления
применяли специальные тюбингоук-
ладчики. Полностью механизировали
сборку многотонных Металлических
конструкций. Для погрузки- породы
в центральном зале применялся экс-
каватор на гусеничном ходу.

’ Сложный комплекс работ по со-
оружению — «Комсомольской-кольце-
вой» выполнил коллектив строитель-
ства № 24 в содружестве с другими
предприятиями Метростроя. Началь-
ник строительства тов. Плющ, глав-
ный инженер тов. Мацюк, конструк-
тор тов. Семенов, начальники участ-
ков тт. Халтурин, Мурашов, Алек-
сюк и другие умело руководили ра-
ботами по созданию крупнейшего
подземного дворца.

Не только конструктивными = OCO-
бенностями, но и архитектурным об-
ликом эта станция выделяется среди
других подземных сооружений.
Оформленная по проекту академика

eo

a Bo og. а “8 т.
А. В. Шусева, архитектора А. Ю. За-
болотной и действительного члена
Академии архитектуры В. Д. Коко-
рина, «Комсомольская-кольцевая»
свидетельствует о высоком мастер-
стве наших зодчих и художников, о
больших’ достижениях советского мо-
нументального изобразительного ис-
кусства.

На строительстве второго участка
Большого кольца было уделено 0с0-
бое внимание уменьшению трудоем-
кости работ, облегчению, а где воз-
можно и полному устранению руч-
ного труда. Вот характерный  при-
мер. Для скрепления тюбингов на’
новой трассе потребовалось около че-
тырех миллионов болтов. Раньше
они затягивались вручную. Инжене-
ры Метростроя сконструировали ме-
ханические сбалчиватели. В январе
1950 года изготовили первые 1! ме-
ханизмов для строителей перегонных
тоннелей. Тогда сбалчиватель в шах-
те был большой редкостью. А теперь
это приспособление уже получили.
все бригады. Сейчас налажено се-
рийное производство таких механиз-
MCB для строителей не только пере-
гонных, но станционных и эскалатор-
ных тоннелей.

Широкое распространение на вто-
ром ‚участке получила мощная поро-
допогрузочная машина «ОМ-510», ко-
торая заменила старые погрузчики.
Она позволила в три раза ускорить
процесс уборки породы из забоя.

Внедряя новую технику, ломая

ПОБЕЛА С
	Ко дважды орденонос-
ного МОСКОВСКОГО, Метростроя пе-
еживает сейчас волнующие дни.
Подготовлена к сдаче в эксплуата-
цию еще одна линия лучшего в ми-
ре метрополитена. Скоро раскроются
дверн четырех новых станций, соору-
женных на втором участке Большо-
To кольца.

Строительство Кольцевой магистра-
ли началось в грозные дни Великой
Отечественной войны по инициативе
товариша Сталина. Первый участок
этой линии — от Крымской площа-
дн до Курского вокзала — был сдан
в эксплуатацию 1 ячваря 1950 гола.
Сейчас, с завершением второго учяз-
стка, поезла пойдут от Крымской
плошади до Белорусского вокзала,
совершая этот 14-километровый путь

всего за 20 минут.
	Второй участок кольцевой магист-
рали — новый замечательный вклал
	строителей метро в осуществление
сталинского плана реконструкции

Маскры.
	Годы строительства новой линии
были периодом дальнейшего расцве-
та техники метростроения. Наши ин-
женеры решили много сложных тех-
вических проблем. Созданы новые
хонструкции` станций. Спроектирова-
но и внедрено немало ценных меха-
низмов. Вооруженные мощной отече-
свенной техникой, строители метро
добились значительных успехов в по-
эшении темпов и качества работ.
	‚ Новый подземный дворец, постро-.
зный в недрах Комсомольской пло-
 цади, не имеет себе равных на мет-
рополитене. Его. просторные залы,
вестибюли, пять наклонных  тонне-
лей пересадочные коридоры могут
обелужить в течение часа до ста ты-
яч пасажиров. Эта станция пред-
ставляет собой величественный залс
колоннадой вдоль пассажирских
платформ. Ни на одном из дейст-
вующих подземных вокзалов не бы-
дн отвоеваны под землей такие боль-
шие пространства!

На строительстве «Комсомольская-
хольцевая» внедрено много техниче-
ских новшеств. Впервые в практике
отечественного тоннелестроения ре-
шен вопрос об устройстве на стан-
Цни колонного типа эскалаторной пе-
ресадки, которая ведет вниз, Под
платформу. Оригинальную новинку
представляег также проход в пере-
садочный коридор под станционным

зоннелем.
	Впервые в метростроении при с0-
ружении понизительной подстанции и
1римыкающих к ней конструкций
хуществлено сложное пересечение
в прямым углом тоннелей глубо-
Ко заложения.

‚ о сих пор на станциях сооружа-
лись наклонные ходы на три эскала-
ра. Строители «Комсомольской-
кольцевой» приняли смелое решение
—пройти н’плывунах наклонный тон-
ель большого диаметра для четы-
			ТРОИТЕЛЕЙЯ
	Н. ГУБАНКОВ,
	устаревшую организацию труда, ти
роко распространяя передовые прие-
мы работы, строители метро доби-
лись на втором участке резкого уве-
личения темпов сооружения TOHHE-
лей.

Движение за скоростную проходку
зародилось в 1950 году на строи-
тельстве № 11. Но особенно большое
распространение оно получило в
1951 году, когда борьбу за темпы
развернул коллектив строительства
№ 20.

На сооружении перегонных тонне-
лей между станциями «Новослобод-
ская» и «Белорусская» бригады уча-
стка тов. Лукьянова под руковод-
ством тт. Козлова, Михайлова И
Кузнецова построили за месяц 150
метров тоннеля, втрое превысив про-
ектные нормы. Их достижение вско-
лыхнуло весь коллектив Метростроя.
Повсюду развернулась ’ борьба за
фкорости, давшая замечательные ре-
зультаты.

Это видно хотя бы на примере со-
оружения большого наклонного хода
станции «Белорусская-кольцевая».
Работы здесь сильно отставали. До-
рогу преграждали плывуны. Пока их
удалось заморозить, прошло много
времени. Своевременное окончание
работ могла обеспечить только про-
ходка тоннеля в рекордный срок. Ра-
боты  поручили участку тов. Мущен-
косо строительства № 22. И брига-
ды тт. Кананова, Сивкова, Золовки-
на развили такие скорости, что пе
рекрыли все метростроевские рекор-
ды.
	Не только проходчики, но и мон-
тажники и отделочники вписали
много славных страниц в историю
строительства новой линии. Бригады
эскалаторщиков тт. Михайлова и
Юмашева, Скляра и Грачева, Ильи-
на и Неделькина, Егорова, Мирон-
пева и другие в короткий срок уста-
новили 27 эскалаторов новой KOH-
	струкции. Бригады тт. Соседова и
Носача, Кудрявцева, Цыганова и
другие умело завершили огромный
	об`ем монтажных работ энергетиче-
ских устройств. Высокое мастерство
показали мраморщики тт. Макси-
мсв, Шмидт, Юдичев, Яковенко,
лепщики бригад тт. Жильцова, Па-
нюхина, Гладкова, Ускова, штукату-
ры бригад тт. Фильченкова, Жулько-
pa, Юшина и другие, претворяя в
жизнь проекты — архитектурного
оформления станций и вестибюлей.

Внесено много нового в архитекту-
ру подземных сооружений. Почти
все зодчие, участвовавшие в строи-
тельстве новых станций, пошли по
пути наиболее полного  использова-
ния конструктивных об’емов, отвое-
ванных строителями в недрах земли.
	Такой прием позволил сделать стан-
ции еше более просторными и вели-
чественными.

Архитектура новых станций харак-
терна монументальностью и высокой
пдейностью. Великая борьба народов
за мир на землё, созидательный мир-
ный труд советских’ людей, сталин-
ский план преобразования природы,

замечательная история русского на-
рода — все эти темы нашли свое

воплощение в оформлении новых
станций. Строители метро и на этой
линии выступили смелыми новатора-
ми, прокладывающими новые пути В
развитин советского искусства. До-
статочно указать на замечательные
мозаичные панно  «Комсомольской-
кольцевой», выполненные по эскизам
и под руководством заслуженного
деятеля искусств П. Д. Корина, на
витражи « овослободской», изготов-
ленные рижскими мастерами по эс-
кизам того же художника, на пан-
нс <Белорусской-кольцевой», набран-
ное по эскизам ‘художника Г. И.
Опрышко. Нет сомнения, что и мо-
заика и витражи будут использова-
ны и на других стройках, как заме-
чательные средства украшения мону-
ментальных сооружений.

Новая линия метро свидетельствует
о больших достижениях московских
метростроевцев. Но ‘наш коллектив
не собирается успокаиваться на до-
стигнутом. Необходимо еще смелее
	лвигать вперед технику и культуру
советского метростровния. Наша бли-
	жайшая задача — В корне изменить
существующие методы проходки, до-
биться механизированной разработки
грунта. Сейчас эта проблема успеш-
но решается. В одном из  забоев
Метростроя смонтирован первый ме-
ханический щит. Скоро начнутся его
испытания: Изготовлен  тюбингоук-
ладчик, который следом за механиче-
	CKHM INHTOM будет собирать  чугун-
ную оболочку тоннеля.
Наши инженеры работают над
		проблемой создания конструкции тю-
бинга с плоским лотком, что совер-
шенно устранит трудоемкий процесс
очистки лотка тоннеля.

Необходимо еще упорнее трудить-
ся над архитектурным оформлением
будущих станций метро. Они дол-
жны быть еще красивее и величест-
веннее, чем станции второго участка
Большого кольца.

Перед Метростроем стоят большие
задачи. Предстоит закончить строн-
тельство и сдать в эксплуатацию
всю четвертую очередь Московского
	метрополитена. Построив станции
«Краснопресненская» и «Киевская:
кольневая». мы замкнем Большое
	подземное кольцо Москвы.
Испытанный коллектив строителей
лучшего в мире метрополитена не
пожалеет сил для успешного реше-
ция новых задач. Метростроевцы вы-
полнят любое задание, которое пору-
чат им большевистская партия, совет-
ское правительство, великий Сталин.
	путешествие. Замечательному совет-
скому зодчему академику А. В. Шу:
севу и его соавторам — ‘действи-
тельному члену Академии архитек-
туры В. Д. Кокорину и архитектору
А. Ю. Заболотной с удивительной
силой удалось создать архитектур-
ное созвучие Комсомольской площа-
ли и новой станции метро.
	Здесь все радует: и богатство
красок и обилие света! От установ-
ленных в коридорах и залах станции
многочисленных люстр расходятся
теплые, чуть розоватые лучи. Mpa-
морные колонны удивительно легку
держат воздушные своды централь-
ного зала. А потолок его сверкает
золотом смальты — золотом COJIH-
ца.

Мозаичные панно, выполненные по
эскизам заслуженного деятеля ис-
кусств РСФСР П. Д. Корина, рас-
крывают перед нами ^ героические
страницы многовековой  освободи-
тельной борьбы нашего народа ©
чужеземными ‚ захватчиками. Сде-
ланные с величайшим искусством из
сотен тысяч мельчайших камешков,
эти панно представляют как бы еди-
ное целое. :

Только что в тоннеле у самого
входа в станцию зажегся красный
сигнальный огонек.. Тоннель уже
живет. Бесчисленные провода тянут“
ся вдоль. него. По ним бежит элек-
трический ток. А у самой балюстра-
ды эскалатора, к Которому мы под-
ходим, зажегся еще один огонек —
зеленый: эскалатор работает. Огром-
ные секундные ‘часы, установленные
над входом в Тоннель, скоро станут
отмеривать время. Машинисты поез-
дов метро будут по ним сверять свои
часы.
	Самая болышая станция MOCKOB:
ского метро — «Комсомольская-коль-

невая» готова к приему пассажиров.
		Вл. Остров.
	начальник Метростроя, лауреат Сталинской премии
<>

варя —_

горняки шахты № 32-бис треста
«Снежнянантрацит» комбината «Ста-
линуголь». Здесь большинство шах-
теров, работающих в первой смене,
перевыполнило свои задания в пол-
тора—два раза.

*
B КАНУН 1952 года во многих
районах Полтавской области от-
крыты новые кинотеатры и клубы,
библиотеки и электростанции. В тор-
жественной обстановке открыт рай-
онный Дом культуры в поселке Ре-
шетиловке. Новыми сооружениями
украсился город Миргород. В пред-
новогодние дни здесь гостеприимно
распахнулись двери только что по-
строенного Дома культуры, за-
жглись огни электростанции, всту-
пил в эксплуатацию новый мирго-
родский вокзал. Большие работы,
пишет «Правда», проведены в Пол-
тавской области по радиофикации
колхогов и  машинно-тракторных
	станций.

*
В ВИЛЬНЮСЕ вышел первый ноз
мер новой газеты «Красная звез-
да» — органа Вильнюсского обкома
КП(б) Литвы и областного Совета
депутатов трудящихся. Помещенные
в номере статьи и корреспонденции
посвящены победам советского наро-
да, одержанным в минувшем году.
Газета издается на литовском, рус-
ском и польском языках.
	АКУЛЕНКО и Г. ЯБЛОНОВСКОГО.
	2 января
		В ОБСТАНОВКЕ огромного трудо-
вого пол’ема встретили новый
год трудящиеся Ленинграда. В на-
ступившем 1952 году ленинградские
заводы впервые в мире изготовят
паровую турбину мощностью в 150
тысяч киловатт и такой же мошно-
сти турбогенератор. Это будет но-
вой яркой страницей в летописи со-
циалистической техники. Создание
сверхмощных машин идет полным
ходом. На Металлическом заводе
имени Сталина, где строится yHH-
кальная турбина, в канун нового го-
да одержаны новые производствен-
ные ‘победы. Токари коммунисты
И. Соловьев и Н. Афанасьев сокра-
тили время обработки валов ротс-
ров на пять дней, расточники П.
Камков и П. Васильев завершили
обработку направляющего аппарата
турбины. Механическая обработка
всех деталей турбины, пишет
«Правда». близится к концу. Десят-
ки тысяч трудящихся Ленинграда
справили новогодний праздник В до-
мах, котозые лишь недавно сданы в
эксплуатацию. Особенно MHOTO HO
вых домов выстроено в истекшем го-
ду на проспекте имени И. В.
Сталина.
	*
МногиЕ коллективы шахт Донец-
кого бассейна  по-стахановски
	начали новый, 1952 год. Особенно
хорошо трудились в первый день

Ща СКМ
	` Новото Года,
	сообщает «Правда»,
	«КОМСОМОЛЬСКАЯ-КОЛЬЦЕВАЯ»
			леса, бункеры для перевозки раст-
вора.

В глубине московских недр, на
выемке грунта для станции «Комсо-
мольская-кольцевая», отлично рабо-
Tai, например, самый обычный экс-
каватор.

Широко применялся здесь и прин-
цип сборности. Все детали отделки
будущей станции заготовлялись на
завсдах и собирались на месте.

Уже двинулись на новые участки
рабсты прославленные бригады про-
ходчиков Мамченкова, Черных и Ни-
кольского, сооружавшие тоннели и
станционные залы «Комсомольской-

кольцевой».
	Таков удел  проходчиков:  итти
вперед и вперед, не дожидаясь, по-
ка закончат свой труд отделочники.
	Но вот уже и отделочники, наве-
ля блеск и красоту в многочислен-
ных залах и коридорах подземнотс
дворца, перебрались на новые ме
ста. Ушла, выполнив задание, брига-
да штукатура Фильченкова. Собрал
свои инструменты и работавший
здесь замечательный мастер камен-
ных дел мраморщик  Штомполь.
Электромонтеры прораба Барышни-
кова светом тысяч ламп’ осветили
многодневный труд Ттозарищей своих
— проходчиксв ин бетонщиков, мон-
тазкников эскалаторов и штукатуров.
	И вот уже можно войти в но-
вый вестибюль станции «Ком-
сомольская-кольцевая», спуститься
по бесшумному эскалатору, пройти
через отделанный алым мрамором
коридор, полюбоваться лепными ук-
рашениями аванзала, потолок кото-
рого вздымается, словно надутый
ветром парус.

Здесь видишь много нового и В
то же время узнаешь нечто знако-
мое, родное.

Человек, спустившийся на стан-
цию с плошади трех вокзалов, как
бы продолжает здесь свое наземное
	колоннах. Впервые’ в истории метро-
строения построили тоннель диа-
метром в одиннадцать с Полови-
ной метров. Это - ширина Улицы.
«Комсомольская-кольцевая» является
одной из самых больших подземных
станций мира. Она более чем в два
раза превосходит любую из суше-
ствующих станций столичного метро.

Для того, чтобы представить себе
масштабы этого поистине уникаль-

ного сооружения, достаточно сказать,
что в его центральном станционном

зале мог бы свободно поместиться
пятиэтажный дом.

ое ар зе бы.
	Метростроевцам
жить во время с

dap eae es

троительства этой

ew = 6CltUrrett eit wU
	ИРА а гы

станции тысячи тюбинговых колец в
тысячи кубических метров бетона,
смонтировать сотни ТОНН стальных
конструкций. Они прошли пять на-
клонных ходов, собрали и пустили в

ход 15 эскалаторов.
На территории ныненней Комсс-

мольской плошади было когда-то

слои плывунов. Строители станции
четвертой очереди встретились с те-
ми же геологическими условиями,
что и строители первой очереди.
Но на этот раз страна вооружила
их мощной, совершенной техникой.
Коллектив, сооружавший «Комсо-
мольскую-кольцевую?, имел в своем
распоряжении смонтированные здесь
же на площади станции искусствен-
	заморози-
	ного холода.
—. С их помощью мы и
	ли всю эту «Геологию”, 2,
начальник строительства Федор Фе-
дорович Плющ, хорошо знакомый со
здешними плывунами ‚еше по рабо-
там на строительстве первой очере-
	ди метро.
Строители

HOBO
	зой станции широко
себя все Новинки
	MPH MCD OF ЗЕ ТА .
наземной строительной техники. Б
	Ва

тоннелях можно было встретить ыы
ArwtA знаклчмьте нам 0 наземны
	инвентарные
	ПлощЩАДЬ трех вокзалов. Отсюда
начали свой путь в мае 1933 го-
да горняки Москвы,

А в 1935 году от перрона стан-
ции «Комсомольская» отошел mpo-
вожаемый аплодисментами и крика-
ми «ура» первый в нашей стране
поезд метро. e

На строительстве «Комсомольской-
кольцевой» можно отыскИь немало.
людей, которые когда-то строили’
здесь станцию первой очереди. Сре-
ди них найдутся маркшейдеры, по
указанию которых были вбиты пер-
вые на метро разметочные колын!-
ки, проходчики, вспоровшие затем
залитую асфальтом мостовую Ha
площади трех вокзалов, мраморши-
ки, уложившие первые плиты камня
в 10м вестибюле метро, который те-
перь уже называют старым.

Они могут рассказать о многом:
яапример, о том, как трудно было
Тогда проходить плывуны, как взбун-
тозалась однажды заключенная в
трубу речка Ольховка, грозя зато-
пить котлован и тех, кто работал в
нем.

Отважно вышли тогда метро-
строевпы на борьбу со стихией и
победили в этой борьбе.
«Комсомольская площадь пред-
стазляла собой настоящий табор.
Всюду горели костры. У костров Ко-
пошились тысячи людей. С огром-
ным трудом они разбивали мерзлый
	грунт», — читаем мы в сборнике
«Рассказы строителей метро» об.
этих далеких нынче днях.

Пора, когла многие работы на
строительстве метро выполнялись
без помощи механизмов,  давным-
давно миновала. Далеко шагнули за
STH годы метростроевцы!

Задачи, стоявшие перед строите-
лями новой станции На площади
	трех вокзалов, были очень сложны-
ми Эль  грименена совершенно
	на площади   применяли у
		Большого кольца метро.
Фото И.
	новая конструкция. тюбингов — они   роышо знакомые нам
покоятся на мошных ‘металлических   московским стройкам