Американский нагод в борьбе за мир
	НРАГА, 13. (ТАСС). Агентство
Телепресс передает:

Газета «Пиплс уорлд», выходящая
в Сан-Франциско, сообщает, что
члены 16 профсоюзов города ‘Сан-
Франциско (штат Калифорния), вхо-
дящих в Американскую федерацию
труда и Конгрессе производственных
профсоюзов, а также независимые
профсоюзы, создали организацию
«Члены профсоюзов — за мир», ко-
торая должна послужить «выраже-
нием  непреодолимого стремления
американских трудящихся к миру».
Организация намерена создать
отделения во всех районах се-
верной части штата Калифорния с
штаб-квартирой в Сан-Франциско.
Организация собирается распростра-
нить среди членов профсоюзов и
лиц,  симпатизирующих рабочему
		движению, петицию, требующую,
чтобы -президент и конгресс призва-
ли к немедленному прекращению
войны в Корее и к проведению пе-
реговоров между США, Советским
Союзом, Англией, Китаем и Фран-
цией по вопросу о всеобщем разо-
ружении с целью сбеспечения проч-
ного мира.

Новая организация считает, что
необходимо покончить с нынентней
военной экономикой США, чтобы
прекратить политику замораживания
заработной платы, политику высо-
ких цен и высоких налогов и со-
здать мирную экономику ‚полной за-
нятости, расширения мероприятий в
области социального обеспечения и
справедливого отношения к предста-
зителям национальных меньшанств
при приеме на работу.
		Трулящиеся Финляндии протестуют против
	ремнлитаризации Западной Tepma-
HHH,

Конференния направила приветст-
вие трудящимся Западной Германии,
ведущим мужественную борьбу про-
тив преступной политики бочнского
правительства.

Состоявшийся на днях с’езд Все-
общего союза журналистов Финлян-
дии принял резолюцию, в которой
заявил решительный протест против
ремилитаризации Западной Германни
и против проводимого правительст-
	вом Аденауэра преследования  про-
грессивных организаций.
Даже некоторые правые. газеты
	высказывают опасения в CBA3H CHO-
литикой ремилитаризации Западной
Германин. Так, издающаяся в Мик-
кели газета «Вапаус» пишет, что в
ремилитаризованной Западной Гер-
мании, несомненно, найдутся  «но-
вые гитлеры», которые «принесут че-
ловечеству неисчислимые бедствия».
	ремилитаризации Западной Германии
	ХЕЛЬСИНКИ, 13. (ТАСС). Тру-
дящиеся Финляндии выражают серь-
езное беспокойство и возмущение
политикой ремилитаризации Запал-
ной Германии.
	городе Гампере состоялазь кон-
ференция представителей различных
предприятий и демократических об-
щественных организаций Финляндии,
на которой рассматривался вопрос о
ремилитаризации Западной Tepma-
НИИ.
	Выступивший на конференции с
докладом депутат сейма  Ренфорс
(ДСНФ) подчеркнул, что в капи-
талистических странах усиленными
темпами ведется подготовка к но-
вой войне и что в плане подготовки
этой войны значительное внимание
уделено Западной Германии.
	Участники конференции — решили
создать общефинляндский наци-
	ональный комитет по борьбе против
	В Индии проходят выборы в цезтральный парламент и законодатель-
	ные соорания штатов. партиям, поддерживающим верхушки страны —
князей, помещиков, крупных капиталистов, высшее чиновничество и
буржуазную интеллигенцию, противостоит Об’единенный левый фронт,
возглавляемый коммунистической партией. Коммунисты выдвинули ле-
	зунги, призывающие бороться с ХоЗзЯяЙйничаНИием иностранных капитали-
стов, провести земельную реформу, обеспечить гражданские свободы. В
Бомбее баллотируется в парламент один из руководителей коммунисти-
ческой партии Индии — Данге. НА СНИМКЕ: ДАНГЕ (справа) беседует
	эАителями города.
	СОБЫТИЯ
	<рото А. ВАСИЛЬЕВА (ТАСС).
		Вечер албанской музыки.
	Прекрасными песнями славится
Албания. Один из древнейших бал-
канских народов — албанны сберег-
	ли св0е самобытное искусство OT
разрушительных влияний иноземных
завоевателей. Но никогда еще так
пьнно и вольно не расиветало на-
пиональное творчество Албании, как
в настоящее время, когда к власти
в стране пришло народное прави-
тельство.

Советские слушатели оценили и
полюбили албанские песни и танцы,
принесенные к нам молодыми ис-
полнительскими коллективами народ-
ной республики. В современной Ал-
бании заложены сейчас основы для
широкого развития профессиональ-
ного музыкального искусства. И в
этом албанскому народу дружески
помогают представители советской
музыкальной культуры.

На днях в Центральном доме ком-
позиторов состоялся интересный ве-
чер. В гости к москвичам пришли
молодые албанские композиторы и
исполнители, обучающиеся в Мо-
сковской консерватории и хореогра-
фическом училище Большого театра.
На вечере присутствовал и прелста-
витель старшего поколения албан-
ских музыкантов — Кристо Коно.

Олно из популярнейших произве-
дений Кристо Коно — песня «Пода-
рок Сталина». Эта песня  чроник-
нута горячей благодарностью албан-
цев великому вождю за все, что он
сделал для их маленькой горной стра-
ны. Перу Коно принадлежат и мно-
гие другие песни и поэмы, воспеваю-
щие свободную Албанию, красоту ее
природы, самоотверженный труд ал-
банского народа, его борьбу за мир.
Композитором написана также му-
suka к документальному фильму)
«Новая Албания». Сейчае К. Коно.

вторично посетивший Советский Со-
юз, работает над музыкальным

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
УТРЕННИКИ
	Недавно в большом зале Дворца
культуры Метростроя состоялся пер-
	вый литературный ‘утренник для
школьников старших классов. OH
был посвяшен лучшему,  талантли-
	вейшему поэту нашей советской эпо-
‹и — Владимиру Маяковскому.

С большим вниманием выслушали
собравшиеся сестру поэта Л. В. Ма-
яковокую, поделившуюся BOCIIOMH-
наниями о Маяковском. Она расска-
зала о юных годах поэта, с его ре-
волюционной деятельности в Моск-
ве. Затем лауреат всесоюзного кон-
курса чтецов произведений Маяков-
ского Г. Сорокин исполнял стихи и
очерки поэта.

В этот же день в соседнем лек-
ционном зале дворца проходил дру-
	гой утренник — для семиклассни-
ков. Артисты Н. Ефрос и П. Яро-
славцев прочли им литературную
	композицию «Гражданин Гайдар»,
посвященную замечательному детско-
му писателю, гражданину-бойцу.

Такие литературные чтения будут
проводиться во Дворце культуры
Метростроя по воскресеньям в тече-
ние трех месяцев. Цикл включает
произведения Пушкина, Лермантоза,
Гончарова, Горького, Фадеева и дру-
гих писателей. Специальные чтения
посвящаются столетию со дня смер-
ти великого русского писателя Н. В.
Гоголя.

Одновременно будет проводиться
конкурс на лучшее чтение произведе-
ний Гоголя школьниками района.
Первый тур состоится 24 февраля.

К участию в литературных утрен-
никах привлечены лучшие мастера
художественного слова — Д. Жу-
равлев, В. Аксенов, 9. Каминка,
А. Шварц, Н. Першин, В. Лекарев,
Я. Смоленский, -Л. ‘Кайранская в
артистка Ленинградской государст-
венной филармонии Н. Чернявская.

Это хорошее начинание Москов-
ской государственной филармонии,
отдела народного образования Мо-
лотовского района и Дворца куль-
туры Метростроя распространяется
пока лишь на немногие районы. На-
до надеяться, что в недалеком бу-
душем циклы литературных утрен-
ников для школьников станут обыч-

ным явлением во всех районах сто-
ЛЕБЫ. -
	Всесоюзный смотр
детских театров
	Большую, плодотворную работу по
идейному и художественному воспи-
танию подрастающего поколения
проводят детские театры. Ежегодно
их посещают более пяти миллионов
пионеров, школьников, учащихся ре-
месленных училиш. Около 200 пьес
Идет в театрах для детей. В числе
их — произведения классиков лите-
ратуры, пьесы современных драма-
тургов. В этом году получили шн-
рокое признание юных зрителей
спектакли «Семья», «Два капитана»,
«Аттестат зрелости», «Суворэвцы»,
«Вперед, отважные!» и многие дру-
гие.

В целях дальнейшего повышения
Уровня творческой, педагогической
деятельности теагров Комитет по
делам искусств при Совете Минист-
роз СССР’ совместно с ПК ВЛКСМ.
министерствами просвещения `союз-
ных республик проводит всесоюзный
смотр.
	Подготовка к смотру началась 35
всех детских театрах страны. -
	оформлением нового документально-
го фильма, посвященного Албанской
народной республике.

На разных курсах Московской
консерватории учатся молодые ком-
позиторы — Дора Лека, Ческ За-
дея, Тыш Дайя. Дора Лека, сту-
дентка четвертого курса — автор
широко. известных на родине парти-
занских песен. С 18 лет’ она сама
была участницей партизанского на-
ционально-освободительного — лвиже-
	ния в Албании. Ее последнее про-
изведение — увертюра на албан-

ские темы’
	Замечательными обработками род-
ных песен известны молодые компо-
зиторы Ческ Задея и Тыш Дайя. В
исполнении хорового ансамбля На-
родной албанской армии москвичи
запомнили прекрасную  мужествен-
ную песню Задея «Мать мстит за
своего сына».

На вечере в Союзе композиторов
воспитанники Московской консерва-
тории певцы Хамиде Стринга и Ма-
лить Херри исполнили песни в об-
работке этих двух композиторов. В
механической — записи прозвучали
многие другие песни гостей. Пиа-
нистка Лидия МЛещинская сыграла
албанские танцы Доры Лека.

В теплой, дружественной обстанов-
ке прошла встреча албанских и со-
ветских музыкантов. С приветствен-
ными речами выступили М. Чулаки
и Д. Васильев-Буглай О музыкаль-
ной жизни своей страны рассказали
москвичам Кристо Коно и Дора Ле-
ка. На вечере выступили албанские
танцоры — воспитанники училища
Большюго театра. В заключение ве-
	чера был показан фильм «Новая
Албания».

НА СНИМКЕ: у рояля ДОРА
	ЛЕКА, рядом с ней Т. ХРЕННИ-
КОВ и Юл ШАПОРИН.
	сото Р. МЕШЕРСКОГО,
	НОВЫЕ СПЕКТАКЛИ
МТЮЗ’а
	Московский театр юного зрителя
работает над двумя вовыми  спек-
таклями.

Режиссер А. Баркан ставит пьесу-
сказку В. Губарева и А. Успенского
«Королевство кривых зеркал». В
этой сказке рассказывается о том,
как советская девочка Оля путеше-
ствовала по старинному сказочному
королевству.

‚ Главный режиссер театра. заслу-
женный артист РСФСР П. Цетнеро-
вич репетирует бессмертную гоголев-
	скую комедию «Ревизор». Роль

Хлестакова репетируют молодые
артисты К. Назаров и В. Tope-
лов, городничего — П. Гаврилов.
Художник — В. Талалай.
Дневник
UCKYCCME

sx СКОРО МИНЕТ два месяца,
	как в Гретьяковской галлерее и дру-
гих залах столицы открылась Всесо-
юзная художественная выставка
1951 года. Многие тысячи посетите-
лей побывали на ней.

Завтра в помещении Дома куль-
туры транспортных втузов Москов-
ский союз советских художников ор-
ганизует широкое обсуждение пред-
ставленных на выставке произведе-
ний. Локлад сделает народный xy-
	дожник РСФСР Н. В. Томский.
		Шекспир на сцене
передвижного театра
	У Под’ездов столичных клубов
нередко можно видеть афиши Мо-
сковского областного театра драмы.
В репертуаре этого передвижного
	театра — инсценировка повестн
С. Бабаевского «Кавалер Золотой
Звезды», комедия А. Островского
	«Горячее сердце» и другие произве-
дения современной и классической
драматургии. Недавно коллектив
поставил бессмертную трагедию
Шекспира «Ромео и Джульетта».
Спектакль этот успели уже посмо-
треть зрители многих клубов. Каж-
дый раз он идет при переполненном
зале.

Советские люди любят Шекспира.
Им близок жизнеутверждающий дух
его творений, высокий гуманизм его
идей. Трагедия «Ромео и Джульет-
таз — одно из наиболее близких
нам произведений Шекспира.
	В основу спектакля, поставленного
Б. Голубовским, положена идея
любви и верности. Этой идеей про-
	низано решение образов главных
героев.

_А. Чеботарев в роли Ромео и
	№. Пранис в роли Джульетты—это
люди, смело восстающие против же-
стоких, подавляющих человеческое
достоинство нравоз своей среды. Ро-
мео полон молодого огня, он храбр,
самоотвержен, во имя болышной любви
он. готов на борьбу и на подвиг.
Джульетта на наших глазах превра-
щается из заурядной девушки в MY-
жественного и сильного человека.
Борьба закаляет ее характер, откры-
вает в нем черты героизма. В то же
время образ Джульетты окрашен
мотивами взволнованной лирической
нежности и отличается искренней
глубиной чувств.

Удачей образов Ромео и Джульет-
ты и обусловлен успех спектакля.
Правильно, по-шекспировски изобра-
жен и Лоренцо (Г. Волгин). Хо-
рошо поставлены комедийные народ-
ные сцены. Но слишком яркая раз-
рисовка бытового фона приводит по-
становщика к существенной ошибке,
к заметному отступлению от за:
мысла великого драматурга. Быто-
вые детали заглушают порой мош-
ное социальное звучание трагедии.
Особенно сказывается это на изэ-
бражении враждующих семейств
Монтекки и Капулетти. Ведь в обра-
зах этих семейств должен быть по-
казан тот мрачный и жестокий мир
феодального гнета, против которого
и восстают молодые, горячие серл-
па. Но режиссер в данном случае
направил исполнителей по неверно-
му пути. Фигуры жестоких феода-
лов, изображенные Г. Юнгом и
О. Ефимовой (Монтекки), Д. Васю-
ковым и Е. Черевко’ (Капулетти),
Б. Семеновым (Тибальт), слишком
мелки. Нет в них той мрачной силы,
которая способна довести восстав-
ших против них Ромео и Джульетты
до гибели. Это ослабляет тему борь-
бы, заглушает трагическое звучание
финала, снижает общественное зна-.
зение спектакля.

Недостатки постановки значитель-о
ны. Но, несмотря на это, спектакль.
завоевал все же право на существо-
вание. Тема огромной, всепобеждаю-
шей любви, воплощенная в талант-
ливо воссозданных образах Ромео\и
Джульетты, делает его близким и
понятным нашему зрителю.

Греков.
	СООБШЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИИ
	там и лисынмановским войскам.

Сегодня в районе восточного по-
бережья части зенитной артиллерии
и стрелки—охотники за вражескими
самолетами сбили 6 самолетов про-
тивника из числа самолетов, участ-
вовавших в налетах на восточное по-
бережье и подвергавших  зверской
	бомбардировке и пулеметному 00-
стрелу мирное население.

› в Трансиордании
цесса Фуада Нассара  развернуля
	разнузданную кампанию преследова-.
ния борцов за мир. 10 февраля был
арестован секретарь Комитета защи-
ты мира Трансиордании Хасан аль-
Наблуси и запрещен орган этого ко-
	митета — журнал «Аль-фаджр аль-
Джадид». Кроме Хасан аль-Наблу-
си, арестовано еще 6 активистов —

борцов за мир.
		ИПХЕНЬЯН, 12. (ТАСС). Главное
командование Народной армин Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня,
что соединения корейской Народной
армии в тесном взаимодействии с
частями китайских народных  доб-
ровольцев продолжают вести оборо-
нительные бои и наносить  поте-
ри американос-антлийским интервен-
	ТЕЛЬ-АВИВ, 13. (ТАСС), Газеты
«Кол гаам», «Ал гамишмар» и
«Гаарец» опубликовали сообщение
трансиорданской газеты «Фаластин»
о том, что процесс генерального сек-
ретаря коммунистической партии
Трансиордании Фуада Нассара и 17
других коммунистов назначен на 18
февраля.

Как отмечают газеты, трансиор-
данские власти перед началом про-
		Успех советских кинофильмов в Мадрасе
	Отовсюду
	МАДРАС, 13. (ТАСС). Общест-
венность Мадраса проявляет огром-
ный интерес к советским кинофиль-
мам. Местные газеты «Хинду», «Джа-
насакти», «Праджасакти» и другие
нироко освещают участие Советско-
го Союза в Международном  кино-
фестивале. Представители  прогрес-
сивных организаций, ассоциаций ки-
ноактеров, сценаристов, режиссеров
в своих публичных выступлениях и
частных беседах требуют, чтобы в
Индии был организован постоянный
показ советских кинокартин, воспе-
вающих благородные устремления
человека, действующего во имя сча-
стья и обеспечения всеобщего проч-
ного и длительного мира.
	Особенным успехом пользуются
фильмы «Падение Берлина», «На аре-
не цирка», «Мусоргский». У кино-
театров, где демонстрируются эти
фильмы, собираются десятки тысяч
людей, желающих посмотреть их.

Советские киноартисты завоевали
	в городе огромную популярность.
	*% ПО СООБЩЕНИЮ —тегеранского
корреспондента агентства Франс
Пресс, 11 февраля рабочие предприя-
тий нефтяной промьипленности Ку-
вейта об’явили забастовку. Они тре-
буют повышения заработной платы и
улучшения условий! жизни. :
	К 100-летию со дня смерти Н. $
	зобновляет постановку комедии «ЖЕНИТЬБА». НА
	токарь В. ТУРКИН, Подколесин —
	торые проводились по планам и под
руководством такого одаренного во-
еначальника, как Арсо Иованович,
человека чести и благородного му-
жества, впоследствии злодейски
убитого янычарами Тито.

Сила народного гнева, непревзой-
денное мужество бойцов народной
армии, их отвага, решимость, уме-
ние переносить самые тяжелые лише-
ния, голод и холод, братская под-
держка’ всего населения творили
подчас чудеса и опрокидывали мно-
гие грязные махинации THTOBCKHX
«стратегов». Партизанскую войну
вел весь народ, опираясь на предан-
ных народному делу рядовых ком-
мунистов, честных командиров и
таких военачальников, как Арсо Ио-
ванович. И титовской банде прихо-
дилось конспирироваться, лавиро-
вать, санкционировать задним чис-
лом то, что было сделано по народ-
ной инициативе, к чему стремились
и чего хотели массы бойцов.

И в то же время борьба эта была
трагической, тяжелой; каждая побе-
да вырывалась ценой большой кро-
BH

Писатель Орест Maapue3  senet
повествование как бы в двух на-
правлениях: с одной стороны, он по-
казывает жизнь шумадийского ба-
тальона, дела и дни его мужествен-
ных бойцов и командиров, с дру-
гой — раскрывает подлые дела и
грязные замыслы титовского  руко-
волства, а также тех представителей
англо-американски? «союзчиков»,
которые меньше всего  интересова-
лись войной против немцев и боль-
ше всего заботились о том, чтобы
прибрать к рукам Тито и его окру-
жение.

Этот прием развития действия не-
сомненно усложнил задачу писате-
ля и заставил его кое-где пожерт-
вовать красками психологического
анализа образов. Подчас его письмо
становится чрезмерно схематичным,
	Зрители узнают на улицах Бориса
Чиркова, Веру Марецкую, Александ-
ра Борисова, Павла _ Кадочникова,
Нину Архипову, несмотря на корот-
кий срок пребывания их в Мадрасе,
преподносят им цветы, пожимают ру-
ки, берут на память автографы.
	Заместитель министра  кинемато-
графии Советского Союза Семенов
заявил вчера на пресс-конференции,
что «кинофестиваль будет способст-
вовать дальнейшему укреплению
дружественных культурных и дело-
вых связей между Индией и Совет-
ским Союзом». От имени всех чле-
нов советской делегации он побла-
годарил жителей Мадраса, общест-
венные организации и членов коми-
тета по проведению фестиваля за
«теплый, незабываемый прием, ока-
занный представителям советского
кино».

13 фезраля делегация выезжает в
Дели, гле будет проводиться третья
часть Международного  кинофести-
валя.
	К ГАЗЕТЬТ сообщают о росте пре-
ступности в Израиле. Согласно отчету
полицейского управления за 1951 г.,
число престунлений увеличилось на
43 проц, число преступлений среди
молодежи за этот период возросло на

2 проц.
	Гоголя клуб завода «Прожектор» во-
	НИТЬБА». НА СНИМКЕ: Степан —
инженер-конструктор Б. ФИЛИППОВ.

Полицейский террор в Трансиордании
	  На международные темы
	газета
> Tit
	ЕДАВНО американская г
«Нью-Йорк Дейли Компас»
	местила ПИСЬМО ОДНОГО HS CBOHA Чи-
	тателей. Автор письма пишет: «У
меня налицо все симптомы язвы же-
лудка. Врач, у которого я лечусь,
говорит, что главное для меня сей-
час—это спокойствие. Но как мне не
беспокоиться, когда визиты к врачу
стали недосягаемой роскошью, а
моего жалования едва хватает на
самое необходимое». Автор письма
просит у редакции совета, как ему
перестать беспокоиться,

Газета сопровождает это письмо
ответом д-ра Блейзера, известного
американского психиатра. Что, же
советует д-р Блейзер? Ссылаясь на
такой авторитет американской меди-
цины, как Вильям Ослер, Блейзер
пишет: «Живите сегодняшним днем.
Поменыне думайте об ошибках, со-
вершенных в прошлом. Не беспокой-
тесь о завтрашнем дне. Если бы лю-
ди научились поменыше беспокоить-
ся, то количество больных язвой
желудка и гипертонией резко сокра-
тилось». Ошеломив больного, cTpa-
дающего язвой желудка, подобным
перлом медицинской эрудиции, сей
ученый муж переходит к «исследова-
нию» причин его беспокойства.

Оказывается, причиной всех зол и
болезней автора письма являются
его собственные родители. Это они с
детства привили ему привычку обо
всем беспокоиться, что и явилось
источником всех его болезней. Чтобы
перестать беспокоиться, чтобы за-
жить правильной с «медицинской»
точки зрения жизнью, у больного,
по мнению Блейзера, есть один путь.

«Поскольку глубокая любовь и
уважение к родителям, у которых вы
унаследовали привычку беспокоиться,
мешают вам освободиться от этой
привычкн, то, — пишет Блейзер, —
чтобы преодолеть ее, вам необходи-
		ЛУ“

We
		of

To
		Av

мо зрело пересмотреть ваше отношс-
ние. к родителям...».

Итак, во всем виноваты родители.
Они виноваты в том, что научили
его беспокоиться, в том, что он
впоследствии заболел, в том, что он
получает маленькое жалование, и,
может быть, даже в том, что вра-
чебная помошь недоступна среднему
американцу.
	Д-р Блейзер является представи-
телем пресловутого «психосоматиче-
ского» течения в современной амери-
канской медицине. «Психосоматиче-
ская»  мелицина,  господствующая
сейчас в США, вытаскивает на свет
обветшалые — догмы реакционного
идеалистического фрейдизма. После-
дователи этого учения оперируют
антинаучными  догмами, стремясь
затушевать социальные противоречия
современной капиталистической Аме-
рики и приспособить выводы своего
учения к нуждам монополистическо-
го капитала. Д-р Блейзер предлагает
американцам ниочем не бебспокоить-
ся. Однако война в Корее, ace
усиливающаяся военная истерия и
атомный психоз, милитаризация эко-
номики. страны, ухудшение жизнен-
ного уровня и наступление реакции
	все больше и больше беспокоят
среднего американца.

Д-р Блейзер советует американ-
	цам не думать о завтрашнем дн®,
предоставляя, видимо, эту привиле-
гию американским монополистам,
которые, беспокоясь единственно о
своих прибылях, жаждут развязать
новую мировую войну.

Но советы бялейзеров не пользуют-
ся популярностью у американского
народа, который начинает задумы-
ваться о будущем своей страны.
	Воронин,
А. Резников.
			так, что «испытующего — взгляда»
Ранковича боялись не только рядо-
вые ксмандиры = и политработники
армли, но известное беспокойство и
страх испытывал даже сам Арсо Ис-
ванович. Здесь явно отдана дань
литературщине. При переиздании
романа автор должен избавить его
от таких характеристических «дета-
лей».
	Удались Оресту Мальцеву обра-
зы таких персонажей, как глава
американской военной миссии пол-
ковник Хантингтон, ° его помошник
Маккарвер, английский раззедчик
капитан Баджи Пинч. Некоторые из
них обрисованы скупыми штрихами
(Хантингтон), другие весьма под-
робно `(Маккарвер), но ‘все они по-
лучились ‘достоверными’ 8B своей
подлой и гнусной деятельности. Су-
мел в этих образах автор выразить
и свою иронию и презрение к этим
международным шпионам.
	Но основная сила романа не в
этих портретах.
	Лучшие его страницы отведены
изображению простых людей из на-
рода — бойцов и командиров шу-
мадийского батальона. С теплым ли-
ризмом написан образ Мована Ми-
летича, этота горячего,  искрен-
него, честного и отважного юноши.
Многие страницы романа ‘говорят
как бы от его имени. В них-то и
раскрываются характер героя, его
мысли и чувства, его думы о буду-
щем, его безграничная вера в TOs
что и его многострадальная родина
пойдет по пути, указанному и про-
ложенному великим русским брат-
	ским народом. Автор показывает
этот характер, как характер типи-
ческий, обобщенный. правдиво о0т-
	ражающий лучшие стороны ЮГО-
	славоскил пагриотов.

Хорошо обрисованы и такие обра-
зы, как командир батальона Томаш
Вучетин. командир бригады Перучн-
ца, командир роты Кича  Янков,
	рядовой боец Джуро Филиппович,
Васко, партизанские медсестры —
Айша и Ружица. Все эти люди, ¢
детства ненавидевшие ‘всякое наси-
лие, с первых же дней гитлеровского
нашествия встали в ряды народных
мстителей. Судьба некоторых из них
сложилась трагически. Погиб от
руки  кулака-предателя командир
шумадийского батальона Томаш ВУу-
четин. Погиб и храбрый юнак Вас-
ко, предательски убитый вместе с
русским офицером Загорянозым, с
честью защищавшим на югославской
земле свою великую Родину.
	_ Читая роман «Югославская траге-
дия», все сильнее ощущаешь гнев и
презрение к тем «иудиным собрать-
ям», которые, как клещи, впились
в живое тело народа и на его кро-
ви и костях, попирая его светлые
менты и надежды, построили свое
мерзкое благополучие. Нет слов для
выражения святого ‘чувства нена-
висти к этим палачам народа, к
этим подлым участникам кровавой
оргий, уже не один год продолжаю-
щейся в этой многострадальной
стране.

С этим чувством ненависти и до-
читываешь книгу молодого  совет-
ского писателя, так просто и искрен-
не рассказавшего в своем романе о
народной трагедии.
	В заключение хочется зысказать
одно пожелание. При подготовке ро-
мана к отдельному изданию автор
должен внимательно отнестись К
исправлению того, что ему не уда-
лось доработать, развить. И тема, и
самый материал, и то, что уже на-
писано, этого, несомненно, заслужи-
вают.

Книга, рассказывающая о героях
народной борьбы в Югославии, раз»
облачающая предателей народа, его
злейших врагов — титовцев, с ин-
тересом будет принята советским чи-
тателем.
	В. Залесский.
	С Арсо Иовановичем в романе чи-
татель встречается, собственно гово-
ря, только один раз, когла Apco
приезжает на партийное собрание
шумадийского батальона. Этому со-
бытию автор отводит две небольшие
главы, в которых с большой гепло-
той раскрывается образ югославско-
го патриота как последовательного,
искреннего друга Советского Союза,
принципиального и непримиримого
коммуниста. Но вряд ли можно бы-
ло ограничиться в раскрытии обра-
за Арсо Иовановича только этими
главами. Хотелось бы видеть его и
в другой обстановке, когда он, на-
пример, руководит сражением.
	Однако Орест Мальцев уклонил-
ся от раскрытия образа Арсо как
полководца и руководителя НОВЮ*.
Что же касается его взаимоотноше-
ний с Тито, то автор ограчичился
лишь таким беглым замечанием: «С
облегчением покинул на этот раз
Арсо Иовановиз ставку маршала. С
некоторых пор он чувствовал себя
там очень стесненно. Ему  грудно
стало разговаривать с Тито в преж-
нем. деловито спокойном тоне. От-
чужденность все росла. Особенно
отчетливо она стала проявляться с
той поры, как в ставку вернулись
из. поездки в Хомолье члены англо-
американской миссии...»х. И это поч-
ти все, что характеризует отношения
Арсо с Тито. А между тем, раскрыв
с наибольшей полнотой эти взаимо-
отношения, можно было бы показать
во весь рост образ Арсо — замеча-
тельного народного героя.
	Автор нашел достаточно много
точных и выразительных красок для
характеристики одного из самых
подлых «оруженосцев» Тито — Ран-
ковича. Но, раскрывая злодейские
черты характера Ранковича, эвтор
придал этому обер-провокатору ка-
кую-то «демоничность». Получается
	* Народлно-освободительное BOHCAO
	вОгославии.
	„КОгославская трагедия“
	ли брошены лучшие сыны народа,
наиболее стойкие н честные деяте-
ли югославской компартии. Многих
из них, в том числе и секретаря ЦК
КПЮ Джуро Джановича, умертвили,
замучили в застенках югославского
диктатора генерала Перо Живкови
ча. Партия была обезглавлена. И,
когда восставший народ поставил
вопрос ос централизованном руковод-
стве всем движением, в этот момент
на политическом горизонте появился
проходимец Тито вместе с0 своими
ближайшими помощниками.

Так началась трагедия смелого,
вольнолюбивого. гордого  югослав-
ского народа. веками отстаивавшего
свою национальную независимость
как в борьбе с турецкими янычара-
ми, так и в постоянных столкнове-
ниях с наседавшей на него с севера
	и запада Австро-венгерской импери-1
	ей Габсбургов. Так началась тра-
гедия тех простых, открытых и че-
стных людей, которые слепо дове-
рились титовскому руководстзу, этой
отпетой банде международных убийц
и предателей, имена которых фигу-
рировали во многих «досье» иност-
ранных разведок.

Эта банда головорезов и провока-
торов, ценою подлых преда-
тельств прокравшаяся к ручоводству
КПЮ, в трагические дни немецкого
нашествия стала понукать и верхо-
водить югославским народом, так
героически поднявшимся ча борьбу
с оккупантами.

Югославские партизаны не раз
терпели жестокие поражения. Январ-
ские бои в Боснии в 1942 году,
сражения под Гуцко, на Сутеске и
многие другие стоили немало крози
и жизней югославскому народу. Ви-
на в этом целиком падает’ ня голо-
ву Тито и его подручных. Нобыли и
	Г а ` г
‘удачные кампании, особенно те, ко- однообразным.
	ЕСХИТРОСТНО и просто напи-

саны многие страницы этого
волнующего и искреннего произведе
ния, Особенно те, где ‘раскрывается
судьба простых людей из народа,
полнявшегося на борьбу за честь и
свободу родной страны.

Когда черная завеса фугаеных
взрывов заволокла небо над Бел-
градом и стало ясно, что королев-
ская армия не в состоянии  сдер-
жать натиска гитлеровских полчищ,
простые люди взялись за оружие. В

различных местах Югославия — в
Старой Сербии, в Черногории, в
Боснии и Герцеговине стихийно

вспыхнули народные. воссталнчя.
	Крестьяне и рабочие, бросая род-
ные места, жалкие полоски земли,
стекались в партизанские отряды.
Волна народного восстания охваты-
	вала целые районы.
	Вот тогда-то Иован Милетич, сын
сплитского рыбака, еще недавно
мечтавший об учебе в белградском
университете, ушел в партизаны, в
шумадийский отряд, слава о кото-
ром скоро распространилась по всей
стране. Такие отрялы  дейсгзовали
повсеместно, и в сравнительно KO-
роткое время они изгнали эккупан-
тов почти из всей Юго-Западной Сер-
бии. Были освобождены многие го-
рода, в том числе Лозница, Чачак,
Ужица. Борьба становилась все бо-
лее напряженной. Нехватало только
об’елиненного руководства.
	Террористический режим кровавой
династии Карагеоргиевичей, в тече-
ние долгого времёни правившей
страной, нанес сильные удары пс
относительно слабому рабочему лви-
жению в Югославии. В тюрьмы бы-
	Орест Мальцев. «когославская траге-
«я» Роман. «Знамя». №№ 19 и. 12,
	дия». Роман. «Знамя».
1951 г