Пролетарии всех стран, соединяйтесь.
С. Морозов

На путях к реализму, к народности

К итогам дискуссии о формализме и натурализме в фотоискусстве
Шесть вечеров оживленного обсуждения вопросов фотоискусства — небывалое явление в истории нашей фотографии.
Многолюдная и устойчивая аудитория очень ревниво оберегала принципиальность споров и суждений. Отклонения в сторону личных обид,
попытки бесцеремонного охаивания отдельных работников и сведение вопросов, вставших в связи со статьями об искусстве в «Правде», к. узкотехническим проблемам фотографии, вызывали резкую реакцию у собравшихся.
И, подытоживая первые результаты дискуссии, правильно заметил т. Бляхин, что, не
смотря на некоторую слабость теоретических обобщений, принципиальность большинства высказываний участников дискуссии была на достаточной высоте.
Центральным вопросом, подвергнутым на дискуссии фотоработников развернутому обсуждению, был, как и в дискуссиях работников других отраслей искусств, вопрос о преодоле
нии элементов формализма и натурализма в фотографии, о борьбе за социалистический ре
ализм. Два наиболее резких и опасных вида отклонений от правильного пути развития фо
тоискусства нашли довольно полное освещение в ходе дискуссии. Несколько слабее были даны определения положительных признаков реализ
ма и слабо освещен вопрос, поставленный в статьях «Правды», — о народности в искусстве.
но» («остранено»), не с той стороны, с какой обычно принято его видеть и показывать, — значит цель достигнута. Отсюда и основное определение искусства формалистами как со
вокупности приемов. Понятие содержания (а иногда даже темы) не входило в круг заботы художника.
Сейчас в советском искусстве, в том числе и в фотографии, нет до конца выраженных теории и практики формализма и нет его не
примиримых последователей. Отдельные же
элементы проявления формализма остались. Корни их чаще всего таятся в профессиональных навыках художника, заимствованных когда-то у формалистов. Пережиткам формализ
ма, нашему искусству органически чуждым, и были посвящены статьи «Правды» («Сумбур вместо музыки» № 27, «Балетная фальшь№ 35 и др.).
В фотографии все суждения о формализме велись преимущественно в связи с именем А. М. Родченко. От него шел формализм в практике фото. Сам А. М. Родченко шел от форма
лизма в живописи, возглавляя в свое время
крайне «левую» труппу художников-беспредметников. В своем открытом, остром и очень
интересном выступлении А. Родченко прямо говорит, что его в такой живописи занимали главным образом задачи композиционные. И позже, в 1925 — 1926 гг., когда Родченко ото
шел от живописи и стал организатором «ле
вого» крыла в фотографии, композиционные задачи служили основной целью работы. Со
ветская тема становилась лишь материалом или, вернее, поводом к тому, чтобы экспериментировать. Основным было: «показывать
предмет со всех сторон и, главным образом, с такой точки, с которой его еще не привыкли видеть. Ракурсы. Трансформации». (Из речи т. Родченко на дискуссии).
Двумя-тремя годами позже Родченко уже имел учеников. Его приемами стала широко пользоваться группа фоторепортеров, которую возглавил Б. Игнатович.
Родченко, однако, даже раньше своих учеников стал отходить от узкоформалистских принципов работы. Ему стало тесно. И теперь, к дискуссии, Родченко полным голосом заявил о прежних ошибках и последними своими ра
ботами («Белморканал», «Скачки») проголосовал за реализм. Но неправильно было бы заклю
чить, что отход уже завершен окончательно. Сквозившая в его речи защита фактографии, своеобразное противопоставление «художест
О проявлении формализма в фотографии
Определение формализма в фотоискусстве и репортаже не вызвало разногласий. Формализм имел своих апологетов во всех отраслях искусства. Наиболее выпукло теория формализма была развита в литературоведении (Эйхен
баум, Шкловский, Жирмунский). Являясь раз
новидностью «левой» теории и практики исскусства, формализм видел в искусстве не средство познания мира в образах, а средство особо изысканного и, в конечном счете, до
ступного лишь немногим «избранным» показа мира; в изобразительном искусстве формали
стические опыты сводились к поиску необычайных и невероятных головоломных ракурсов, субъективному произволу в выборе красок и т. д. Если жизненное явление показано «стран
I