и красуется вечно..;
		СТЬ же после нас живут еще лучше, чем мы,
		Русская земля!»
	‚ МЫСЛИ мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России...
	Славный сын в
		силах продолжать подавленный Oec-
конечной ее повторяемостью в жизни
тысяч подобных «существователей».
В сборнике повестей «Миргород»
сатирическая и героическая темы
поднимаются еще выше, звучат еще
мощнее. «Повесть о том, как поссо-
рился Иван Иванович с Иваном Ни-
кифоровичем» рассказывает ‘© суще-
ствовании двух пустейших людей,
все различие которых друг от: друга
заключалось лишь в том, что «голо-
ва у Ивана Ивансвича похожа на
редьку хвостом вниз; голова Ивана
	Н. В Гоголь.
	еликого народа
	битости доходят до трагического па-
фоса у чиновника Башмачкина, един-
ственным событием жизни которого
является новая шинель. И только в
минуту крайней обиды, перед смер-
тью, в этом человеке проснулся прэ-
тест против «значительных людей»,
против ‘их нечеловеческого отноше-
ния К незначительным и обездолен-
HbIM.

Реализм Гоголя в «Шинели» про-
никнут тем высоким социальным гу-
манизмом, который стал лучшим до-
стоянием русской литературы у пэ-

все поколение к прекрасному, поке
не покажешь всю глубину ero, Ha-
стояшей мерзости», — писал Го-
голь, работая над «Мертвыми душа-
ми». Эту «настоящую мерзость»
дворянского крепостничества и чичи-
ковского приобретательства он пока-
зал в своей книге с неопровержимой
правдой и силой. И если «Мертвые
души» вызывали ненависть реакцио-
неров, то’ великий критик Белинский
от лица молодой демократической
России благодарно писал Гоголю:

«Вы У нас теперь один... Не будь
вас — и прошай для меня настоя*
щее и будущее в художественной
жизни нашего отечества».

Чем нравдивей изображал Гоголь
русскую — действительность своего
времени, чем беспощадней вскрывал
он ее многочисленные язвы, тем
сильней было его убеждение в том,
что для русского народа, по богат-
ству его нравственных, умственных
и жизненных сил, возможна и исто-
рически неизбежна другая жизнь,
исполненная света и славы. Как ос-
лепительные лучи солнца пронзают
дымные низкие тучи, так в поэме
«Мертвые души» сквозь зловонную
пыль  окутывающую крепостные
усадьбы, прорезываются светлые лу-
чи патриотических воззваний Гоголя,
обращенных к России, к народу рус-
скому, к его великому будущему.

В думе обудущем русского народа
писатель обращается к образу вели-
кого Ломонссова — поэта, ученого,
мыслителя, патриота, вышедшего из
крестьянства: «Всякое прикосновение
к любезной. сердцу его России, на
которую глядит он под углом ее сия-
юсщей будущности, исполняет его си-
лой чудотворной».
	Вникая в творческую мошь перво-
го русского ученого-крестьянина, Го-
голь с патриотической уверенностью
утверждает: «Он сам как бы перво-
начальный пророческий набросок тс-
го, что впереди».
	Другим гением, другим великим
героем ‘русской истории и культуры,
в котором Гоголь видел залог пре-
красной будущности русского наро-
да, был Пушкин: «Это русский челЭ-
век в конечном его развитии»: в нем
с величайшей чистотой отразилась
«русская природа, русская душа,
русский язык, русский характер».

Веря в героическое будущее рус-
ского народа, — народа Ломоносо-
ва и Пушкина, — Гоголь до кониа
жизни не принимал той крепостной
действительности, в которой ему при-
ходилось жить и творить. Настоя-
щее казалось ему безотрадным, ион
с горечью писал: «Веки проходят за
веками,— полмиллиона сидней, уваль-
ней и байбаков дремлет непробудно>.

Таково суждение Гоголя о дворяв-
ско-чиновничьей верхушке,  господ-
ствовавшей над русским народом.
Оглядываясь на окружавшую его
крепостную действительность, Гоголь
с тоской вопрошал:
	«Где же тот, кто бы на родном
	языке русской души нашей умел бы
нам сказать это всемогущее слово
	  вперед? Кто. зная все силы и свой-
	ства и всю глубину нашей природы.
олним чародейным мановеньем мог
бы устремить нас на высокую
жизнь?» .

Сам Гоголь не знал ‘этого слова.
Великий писатель-патриот не ви-
дел правильных путей к решитель-
ному переустройству жизни. В по-
следние годы своей деятельности Го-
голь, как известно. подвергся влия-
	нию чуждых, антинародных идей.
знаменитом письме Белинского К
Гоголю co всей беспошалностью
	вскрыты и осуждены ошибки писа-
теля. Но великий талант Гоголя, его
замечательные произведения служи-
ли наролу, поднимали его обще-
ственное самосознание, способствова-
ли борьбе за революционное преоб-
разование России. Великие револю-
ционные демократы Белинский, Гер-
цен, Чернышевский и другие широко
пользовались бессмертными творе-
ниями Гоголя в борьбе против на-
ризма, помещиков-крепостников.
	Великую важность произведений
Гоголя для борьбы с парством про-
извола и социального гнета и для
победы тех, кто боролся за жизнь и
свободу русского народа, Н. Г. Чер-
нышевский выразил в замечатель-
ных словах’
	«Гоголю многим обязаны те, кото-
рые нуждаются в защите; он стал во
главе тех, которые отрицают злое и
пошлое. Потому он имел славу воз-
будить во многих вражду к себе. И
голько тогда будут все единогласны
в похвалах ему, когда исчезнет все
ношлое и низкое. против чего он’ бо-
ролся!».
	Это время наступило. «Пошлое и
низкое» царского самодержавия,
«злое и пошлое» классового’ господ-
ства дворянства и буржуазии нал
русским народом уничтожено Вели-
кой Октябрьской социалистической
революцией.
	Беликие вожди советского народа
В. И. Ленин и И. В. Сталин высоко
оценили творчество Гоголя. Ленин и
Сталин неоднократно обращались к
произведениям великого русского
писателя, используя гоголевские 06-
разы для разоблачения враждебных
народу сил.
	Отмечая столетие со дня смерти
Гоголя — великого борца со «злым
и пошлым» старой России, — все со-
ветские люди выражают горячую
любовь великому сыну великого на-
рода.
	Профессор, доктор
филологических наук
	нибудь из-за моря, но исходят

своего народа. Это — огни, из
него же излетевшие, передовые ве-
стники сил его».

Так писал Гоголь. Таким он‘и яв-
ляется сам. Он глубоко был связан
с народом и рассматривал свою дея-
тельность писателя как творческий
труд ради нарола. Своим гениальным

творчеством он содействовал разви-
тию общественного самосозкания на-

рода.

Гоголь высоко ненил то неисчислимо
богатое наследие языка и художест-
венного творчества, которое писатель
получает от народа. Он с восторгом
говорил. о TOM, что «самородный
ключ» поэзии «бил в груди народа...
Струи его пробиваются в наших
песнях». Из горячей любви, из от-
личного знания народной песни, из
тесного родства с ней рождались та-
кие произведения, как «Вечера на
хуторе близ ‘ Диканьки», «Tapac
Бульба». В народном творчестве
Гоголь находил огромное богат-
ство здорового смеха, тонкой ‘сати-

Пе берутся не откуда же
”
из
	ры: «ВБ пословицах наших... видна
необыкновенная полнота народного
ума, умевшего сделать все своим
	орудием: иронию, насмешку, нагляд-
ность. меткость живописного ‘сообра-
жения». Гоголь в русском народе на-
ходил живые истоки «поэзии сатири-
ческой»: «Трудно найти’ русского чз-
ловека, в котором бы не соединя-
лось, вместе с уменьем пред чем-
нибудь истинно возблагоговеть, свой-
ство — над чем-нибудь истинно по-
смеяться».
	Гоголь беспошадно разоблачал все
уродства, порожденные  эксплуата-
торским строем, зло высмеивал кре-
постникоз-помещиков, чиновников-на-
сильников. В течение всей своей жиз-
ни Гоголь признавал своей задачей
писателя правдивое раскрытие жизни
своего народа с беспощадной крити-
кой темных сторон действительности,
— и вместе < тем писатель обязан,
как говорил Гоголь, рештить и другую
важную задачу — указать на те «пе-
редовые вестники сил» родного на-
рода, которые уже проявились`в его
истории и еше ярче и сильнее долж-
ны проявиться в будушем” великого
народа.
	Через все тверчество [Гоголя про-.
	ходит глубокое патриотическое убеж-
дение, что за «российской империей»
«Мертвых душ» — крепостников-по-
мешиков и чиновников-насильников
— есть Русь живых душ — Россия
русского трудового народа. И мысль
о том, что полнота исторической
жизни русского народа принадлежит
не прошлому и не настоящему, а бу-
лушему, ради которого должен ра-
ботать и русский писатель, — эта
мысль с глубокой убежденностью от-
разилась во всем творчестве Гоголя.
`По его собственному признанию, в
его главном труде, в поэме «Мерт-
вые луши», наряду с сатирической
темой должна была звучать тема ли-
рическая и герояческая. —
	В лирических местах первого тома
«Мертвых душ» звучит та ‘героиче»
ская тема Гоголя, которая связана у
него С‹мыслью о могучих силах рус*
ского ‘народа, угнетенного, но не по-
коренного царскими и дворянскими
насильниками. — поэма-сатира о тем-
ном царстве чичиковых и собакеви-
чей оканчивается бодрым призывом
к беспредельной вере в великое исто-
рическое будушее русского народа.

Обе темы — сатирическая и геро-
ическая — являются у Гоголя. велн-
кого хуложника-реалиста, по суше:
ству единой патриотической темой
любви к`Родине, могучей темой борь-
бы за-ее светлое будущее. Свой трул
писатель всегла рассматривал как
службу Родине, как вражданский
долг перед народом.

‚ Вожди русской революционной де:
мократии Белинский и Чернышев-
ский выделяли Гоголя из других его
современников-писателей, исхоля из
Того же сознания, что его писатель-
CTBO — это служба родному народу.
		«что пророчит сей необ’ятный простор? Здесь ли, в
тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама
без кониа? Здесь ли: не быть богатырю, когда есть место,
	где развернуться и пройтись емуг».
	«Это было то место Днепра, где
он, дотоле спертый порогами, брал,
наконец, свое и шумел, как море,
разлившись по воле; где брошенные
в середину его острова вытесняли
его еще далее из берегов и волны
его стлались по самой земле, He
встречая ни утесов, ни возвыше-
ний...».

Эти строки пришли мне на па-
мять, когда части Советской Армии,
с боями вырвавшись к берегам Днеп-
ра, увидели его желанные “синие
волны. В дни Великой Отечествен-
ной войны бессмертные творения
Н. В. Гоголя не раз приходили на
память бойпам, вселяя в них новые
	силы.
	Рисунок Н. КАРПОВСКОГО.
	Патриот
Родины

Драгоценное наследие русской
классической литературы — творче
	ство великого Гоголя горячо люби-
мо советскими людьми. Возможность
убедиться в этом я получил на про-
тяжении своей  тридцатисемилетней
педагогической леятельности.

Мне приходилось преподавать Aa
тературу в школах для взрослых, в
рабочем университете, на рабфаках,
в’ техникумах, в средних школах, на
многочисленных курсах. И везде
ощущал я огромную любовь своих
учащихся к замечательному мастеру
художественного слова, к великому
сатирику, писателю-патриоту. Любо
было глядеть на оживленные лица
младших школьников, с восхищенй-
ем слушавших чарующие описания
природы в «Вечерах. на хуторе близ
Диканьки» и «Тарасе Бульбе».

Учашихся старших классов неиз-
менно захватывает пламенный пат-
риотизм писателя, его глубокая вера
в духовные. силы русского народа,
кровная связь © ним, вдохновенное
воспевание богатырской мощи, тру
долюбия, талантливости и Широты
русской натуры. Достаточно послу“
шать, с каким искренним чувством,
как увлеченно читают наши дети на
занятиях в классе восторженный го-
голевский гимн Россив «Русь —
тройка», чтобы ощутить в этом ле
рико-романтическом  под’еме общ
ность чувства горячей любви к Ро

дине.
	Творчество Н. В. Гоголя занимает
большое место и в художественной
самолеятельности учащихся. На пре
тяжении многих лет мне не раз до
водилось слушать на вечерах и УГ
ренниках в различных ‘учебных заве
дениях в _ исполнении школьников
сцены из «Ревизора» и «Женитьбы»,
инсценировки отдельных глав «Мерт.
вых душ» и другие произведения
писателя.
	С чувством глубокого удовлетворе
ния ‘и законной гордости за наших
замечательных советских детей 41
Talo A AX сочинения, посвященные

творчеству Гоголя.
	Советские школьники любят
чтут Гоголя, их мысли ‘и чувства В
эти дни являются лучшим ROTC
ждением пророчески высказаниой
мысли великого писателя: «Знаю, что
мое имя после меня будет счастли’
вее меня».
	В. Чулков,
	ВСЕГЛА С НАМИ
	В дни боев
	Hama гордость
	Художник слова
	Многие разведчики нашей части
с восхищением вспоминали казака
Шило, который сумел воинской хит-
ростью обмануть турок, многие мо-
лодые командиры мечтали быть та-
кими, как Остап, который, оценив
положенне дела и измерив его опас-
ность, «тут же мог найти средство,
как уклониться от нее, но уклонить-
ся с тем, чтобы потом вернее пре
одолеть ее». А все вместе мы учи-
лись у Гоголя любить свою Родину
и любить «как русская душа, —
	любить не то, чтобы умом или чем
другим, а всем... что ни есть в те:
бе...».

Ю. Папушев,

бригадир сортопрокатного цеха
завода «Серп и Молот».
	как поссорился Иван Иванович с
	Иваном Никифоровичем».

Мы с художником Каневским ез-
лили в Полтавскую область, в Гого-
левские места, делали зарисовки.
Сделанные мною иллюстрации счи-
таю только началом работы над го-
голевскими произведениями.
	Особенно меня привлекает образ
Тараса Бульбы. Над ним я работаю
уже второй год. Этот чулесный эпи-
ческий образ патриота настолько со-
звучен нам, что не может не вы-

звать настоящего творческого под’е-
ма.
	Гоголь — это наша русская на-
циональная гордость. Это великий
мастер слова, и’ долго, очень долго
у него будут учиться не только пи-
сатели, во и хуложники.
	А. Бубнов,
	художник, лауреат
Сталинской премии.
	ERR

Рис. Н. ПАВЛОВА,

Никифоровича на редьку хвостом   следователей и продолжателей писа-
	вверх», безмыслие же этих голов бы-
ло совершенно одинаково. Рассказав
всю историю ссоры этих двух «коп-
тителей неба», передав ее со всем
реализмом изображенной в ней жиз-
ни без мыслей, бытования без со-
	держания, Гоголь заканчивает эту
повесть знаменитым восклицанием:
«Скучно на этом свете, господа».
	Это восклицание повторил Пушкин,
прослушав первые главы «Мертвых
душ» «Боже, как грустна наша
Россия!». Оба восклицания вызваны
тем страшным образом безмыслия,
властвующей пошлости и беспросвет-
ной нищеты, который был создан
Гоголем-сатириком . как реальный
образ феодгльно-дворянской России.
	И каким резким контрастом .этой
конновке, исполненной гнетущей, ску-
ки и горечи, звучал героический фи-
нал «Тараса Бульбы», напечатанно-
го в том же «Миргороде»: «Да разве
найдутся на свете такие огни, муки
и такая сила, которая бы пересиля-
ла русскую силу!». Героическая те-
ма достигает в «Тарасе Бульбе» ue-
бызалой высоты. В этой‘ эпической
поэме в прозе Гоголь дал самое яр-
кое воплощение героической Teme
своего творчества, как теме дея-
тельной любви к МРодине. Тарас
Бульба наделен чертами вождя, вы-
ражающего в своих словах и дейст-
виях подлинную волю народа. Оз-
новная идея повести — любовь К
Родине есть единение в подвиге. бое-
вого братства — товарищества для
борьбы за независимость Родины и
свободу народа.

«Тарас Бульба», — утверждал
В. Г. Белинский — есть отрывок,
эпизод из великой эпопеи жизни це-
лого народа. Если в наше время
возможна гомерическая эпопея, то
вот вам ee высочайший образец,

идеал и прототип!».
	Своими «Петербургскими повестя-
ми» во главе с гениальной повестью
«Шинель» Гоголь совершил могучий
поворот русской литературы к беспо-
шадному реализму, к критическому
изображевию действительности, к от-
вержению всех апофеозов, всех апо-
логий существующему строю, котэ-
рыми занимались лжеромантические
повествователи, защитники реакцион-
ного последекабрьского режима. В
повести «Портрет» дано жуткое изо-
бражение гибели художника в бур-
жуазном обществе, — художник
Чертков губит свой талант, угождая
вкусам и требовавиям денежных за-
казчиков. Участь Черткова была ан-
титезой того творческого пути, по ко-
торому шел сам Гоголь и хотел, что-
бы шла русская литература. В пе-
тербургских повестях, как’ и в. пе-
тербургских своих комедиях («Влали-
мир 3-й степени», «Женитьба»), Го-
голь-художник был открыто вражде-
бен бюрократическому Петербургу и
всей империи Николая 1. Даже в
фантастической повести «Нос» есть
что-то глубоко реальное: жуткий тре-
пет маленького человека, цырюльника
Ивана Яковлевича, перел самым ма-
	лейшим из властей парской столицы.
	Страх перед властями, ужас от соз-
	нания собственной ничтожности и за-
	теля — Тургенева, Некрасова, Ост-
ровского, Достоевского, Салтыкова и
	других.
	Сатирическая тема раскрыта 1ого-
лем во всю силу ее грозного звуча-
ния в комедии «Ревизор» и в позме
«Мертвые души», созданию которых
писатель посвятил большую часть
своей творческой жизни.

«Что комедия без правды и злэ-
сти!», — утверждал Гоголь в пред-
дверии «Ревизора» и написал эту
комедию с бесстрашной правдой в
изображении действительности и са-
тирической злостью в критическом.
освещении этой действительности.

В «Ревизоре» Гоголь ставил себе
прямую задачу борьбы с насильни-
ческим  полицейским строем парской
России «В «Ревизорех я решился
собрать в одну кучу все дурное в
России, какое я тогда знал.. И за
сдин раз посмеяться над всем».

Гоголь изобразил в своей комедий
небольшой, захолустный горолок, жи-
тели которого стонут под игом 4H-
новничьего грабительства. кривосу-
дия и насильничества.

Сила ‘гоголевской сатиры, mpe-
дельная точность ее в изображе-
нии действительности были так Be-
лики, что этот небольшой городок
стал верным образом огромной импе-
рии, задыхающейся под тем же ад-
министративно-полицейским ‚ произвэ-
лом, под которым томятся обитатели
небольшого городка, где властвует
Сквозник-Дмухановский.

Сходство между уездным городком
и огромной империей было так вели-
ко, что’ комедия Гоголя вызвала рез-
кий протест со стороны российских
насильников всех чинов и классов.

«Все против меня, — писал Го-
голь М. С. Шепкину,  создавшему
замечательный образ Городничего.—
Чиновники, пожилые и почтенные
кричат, что для’ меня нет ничего
святого, когда я дерзнул так гово-
рить о служаших людях; полицей-
ские поотив меня; куппы против ме-
ня; литераторы опротиве меня... Ма-
лейший призрак истины и против те-
бя восстают. — и не один человек,
а целые сословия»

В этом «восстании ‘целых сосло-
вий» — чиновников, помещиков, куп-
нов, полицейских — против комедии
Гоголя заключался лучший успех ве-
ликого сатирика-лраматурга.

Обвинения реакнионеров в клевете
па Родину. в оскорблении отечества,
посыпавитиеся на Гоголя после «Р=-
визора», утроились после выхола
«Мертвых душ». Крепостная усадьба,
в которой пустословные  маниловы,
скряги ‘плюшкины, кулаки собакеви-
чи держат в рабстве русский народ,
предстала во ‘всем. своем  отврати-
тельном безобразии, во всей преступ-
ности своего существования. Загла-
вие поэмы — «Мертвые души» стало
характеристикой таких живых меот-
венов из класса помещиков, как
Плюшкин, Ноздрев, Собакевич, стало
характеристикой целого класса, осуж-
денного историей на гниение ‘и
	смерть и заражающего своей мерт-
венностью здоровую жизнь великого
народа. «Бывает время, когда нелъзя
иначе устремить общество или даже
	С самого раннего детства в серл-
це каждого русского человека имя
Гоголя живет рядом с дорогим име-
нем великого Пушкина. Мы с дет-
ства помним и кузнеца Вакулу 4
Левко из «Майской ночи». И разве
не вызывают в нас оптимизм и лю-
бовь к Родине такой богатырь-па-
триот, как Тарас Бульба, и его со-
ватники.
	Все эти гоголевские герои особен-
но остро воспринимаются художни-
ками. Они настолько живо и ярко
изображены, настолько выпукло опи-
саны великим писателем, что каж-
дый из них как бы просится на по-
лотно. Этим и об’ясняется такое оби-
лие иллюстраций к произведениям
Н. В. Гоголя. Каждый художник
считает за честь поработать над вос-
	произведением образов великого
классика.
Мне выпало большое счастье ил-

люстрировать «Вечера на - хуторе
	близ ДЛяканьки» и «Повесть о TOM,
	Посмертная жизнь великих ху-
дожников слова, воплошенная в их
гениальных ‘произведениях,  проно-
сит во времени с полной непри-
косновенностью всю силу и яркость
созданных ими образов, всю глубину
сокровенных их дум, напряжение
чувств, музыку речи. С раннего дет-
ства впитываем мы в себя высокие
создания родной русской классики.
Они сопутствуют нам во внутреннем
нашем газвитии — наши учителя и
воспитатели. собеседники и друзья.
Одновременно и мы наших гениаль-
ных спутников жизни начинаем по-
нимать во все болышей и большей
их глубине. $
	Более того. не только отдельные
люди, как внимательные и благодар-
ные читатели, но и сменяющие друг
друга целые поколения открывают в
классиках наших все новые и новые
черты, дающие возможность все бо-
лее полно воспринимать основные бо-
гатства их духа. Творческий гений
великого писателя сказывается также
непременно и на развитии последую-
шей за ним литературы. Сам Гоголь
получил непосредственное благодат-
вое воздействие от гения Пушкина,
и сам же он явился родоначальня-
ком целого нового периода русской
литературы, так и носящего имя —
гоголевского
	История русской литературы, ко-
торая давала бы ее развитие в це-
лом, в живом взаимолействии писа-
телей между собою, а также в со-
отношении их с тою эпохой в ко-
торую протекало их творчество. —
это и трудная и весьма благодарная
задача, осуществление которой еще
вперели. И история эта никогла не
прекращается: классики наши есть
живая часть современности. А по
отношению к Гоголю надо сказать,
что и в современных произведениях
последних лет. и притом как раз
наиболее удачных, живо чувствуется
благодатное дыхание гоголевской
шири и мощи.
	В нашу советскую эпоху великое
значение классики лля культуры на-
рода не только осознано, но и де-
лается все, чтобы насытить законную
народную жажду самими художест-
венными творениями: нигде в мире
	не издают произведения своих класси-
ков такими огромными тиражами.
	Великий русский писатель давно
известен и популярен не только у
себя на родине, но и за границей.
И не только у наших европейских
соседей, но и л в такой великой
стране, как Китай. Однако насту-
пившее ныне чествование Гоголя но-
сит характер уже поллинно мирово-
го празднества. Глубоко прав в сво-
ем обращении к народам мира
председатель Всемирного Совета
Мира Фредерик Жолио-Кюри, когда
он утверждает, что «у народов есть
общее достояние каким являются
	великие произведения вауки, лите-
ратуры и искусства».
	Все мы знаем и чувствуем, как
неразрывно связан с обликом Гого-
ля и образ великой нашей Родины,
которой гениальный художник лы-
шал, которую ошушал всем - своим
существом. ИМ сегодня мы мыслим
его. именно так — неотрывно от
великой страны, его породившей, с
благородными ее призывами о мире
всего мира.
	Пишущий эти строки присутство-
вал при открытии памятника Гого-
лю в 1909 году. Я живо помню, как
неожиданно предстал он тогла: си:
дяшим в глубокой. печальной задум-
чивости. Годы текли. Судьбы России
менялись. Образ «необгонимой трой-
ки>. гениально почувствованный Го-
голем, воплотился в  действитель-
ность. Да, именно так: на пути ее —
«все отстает и остается позади» Мы
знаем теперь, куда с неудержимою
силой стремится наша могучая Ро-

дина. И. как бы чувствуя это. Го:

голь поднялся a сам — с того

самого места, где был он застигнут
долгою’ своех задумчивостью. Тако-
во именно было это непосредствев-
ное впечатление при открытии но-
вого памятника. поставленного Гы
	голю правытельством Советского
Союза.
	Гоголь поднялся, он встал, гото-
вый принять самое активное участие
в той великой борьбе за мир, кото-
рая вдохновляет народы всего мира.
	Нисатель Иван Новиков.
	Первая книга Гоголя — «Вечера
на хуторе близ Диканьки» была по-
свяшена Украине. Пушкин первый
приветствовал эту книгу  русскогэ
писателя о братском народе: «Все
обрадовались этому живому описа-
нию племени поюшего и пляшущего,
этим сзежим картинам малороссий-
ской природы. этой веселости, про-
столушной и вместе лукавой»

Гоголь создал в «Вечерах» поэти-
ческий образ украинской. земли во
всем обаянии ее шедрой природы, во
всей мужественной красоте ее наро-
да, во всем жизнерадостном звуча-
нии ее прекрасных песен. Сама KHH-
га егс звучит, как весенняя песня O
любимой Родине. Песня эта доныне
поражает своей молодой лирической
силой и ликуюшей свежестью. В по-
вести «Страшная месть» ярко звучит
героическая тема вековой борьбы на-
рода за свою «вольность, честь и
мир». Повесть выросла из украин-
ских народных «дум» о защитниках
	Ролины; герой этой повести — казак
Данило, самоотверженный защитник

родных рубежей. Рядом с этой ге-
	роической повестью о подвигах во
имя Родины“ Гоголь поместил нарочи-
то прозаическую историю об «Иване
Федоровиче Шпоньке и его. тетушке»
— с тончайшей сатирической  иро-
нией писатель погружается злесь в
серые будни обывательского сушест-
вования и. показав все его унылоз
ничтожество и смехотворную пусто-
ту. обрывает повесть, как бы не в
		преподаватель литературы.
	друг
народов
	Грузинский народ хорошо знаете
высоко ценит гения мировой лите
ратуры — русского писателя Н№
колая Васильевича Гоголя.
	На грузинский язык  переведевы
все произведения Н. В. Гоголя, 05
бенно болышой популярностью ®
любовью грузинского варода поль
зуются. величайшие творения Гого
ля — «Тарас Бульба». «Ревизор»
«Мертвые души». Творчество Гоголя
оказало большое влияние на вашу
литературу.

Гоголь многому научил нас 68°
им искусством, своим патриотизмом,
своим. отношением к народу. ‘

Велико наше восхишение Гоголе.
Велика наша любовь к НМ.
Весь грузинский народ  отмечае
100-летие со ana ero смерти. К
мелия «Ревизор» не сходит co Cie
ны грузинского театра. «Ревизор» ®
«Женитьба» идут ныне во всех те
атрах ресяублики.
	оружибм является
	Каким боевым
смех Гоголя!
	С. Дурылин.
	«О смех. великое дело! Maren
более не боится человек ‘так, ка

смеха». — говорил писатель Изо
ражая хлестаковых, маниловых, К°
робочек.  ноздревых. соблкевнчей,

плюшкиных. он сумел увидеть их Та
кимн какими вилел их народ, сумел
с огромной силой раскрыть их ©у
тестро
	Творчество ‘Гоголя сохраняет °_
свою жизненную силу. актуальное»
и слазу и ло наших лней
	Наролный

a

anrret CCE
	А. Хоразз.