Фотопромышленность ПРОИЗВОДСТВО ФОТООБЪЕКТИВОВ

Е. СМИРНОВ

П

роизводство фотографических объективов является важной и сложной отраслью оп
тико-механической промышленности, тесно связанной с производством фотоаппаратуры. Объектив — наиболее ответственная часть фотоаппарата; от него в основном зависит круг применения и рабочие возможности камеры.
Советская оптико-механическая промышленность в сравнительно небольшой срок — всего около 10 лет — добилась крупных успехов в деле изготовления фотооптики и аппаратуры. Достаточно сказать, что к началу 1939 года Совет
ский Союз имел без малого миллион фотоаппа
ратов «Фотокор Ⅰ», «Турист», «ФЭД», «Спорти др., причем качество оптики этих аппаратов стоит на уровне однотипных заграничных образцов.
Немало отличных работ, экспонированных советскими фотомастерами на фотовыставках, вы
полнено аппаратурой и оптикой отечественного производства. Между тем не только многие рядовые фотолюбители, но и некоторые профес
сионалы не знакомы с процессом изготовления и проверки фотообъектива.
Качество фотообъектива в основном определяется двумя факторами: данными расчета и точ
ностью изготовления объектива согласно этим данным. В результате расчета системы объектива заданной светосилы, фокусного расстояния и уг
ла зрения находят для выбранной схемы оптики следующие конструктивные элементы:
1. Радиусы сферических поверхностей линз.
2. Толщины линз и воздушных промежутков между ними.
3. Сорт оптического стекла для каждой линзы. 4. Положение и максимальный диаметр диафрагмы.
5. Световые и полные диаметры линз.
Задача производственников заключается в изготовлении объективов по этим данным с наи
меньшими отступлениями, однако излишне не удорожая процесса производства. Наиболее важными факторами, влияющими на качество фотообъектива, являются константы оптического стек
ла (показатель преломления, дисперсия), точность изготовления сферических поверхностей линз, выдерживание толщин линз и воздушных проме
жутков, а также центрировка и тщательность сборки всей системы.
Константы стекла проверяются на заводах оптического стекла с весьма высокой степенью точ
ности; там же производится браковка стекла по свилям, различным включениям, неоднородности, а также по натяжениям и пузырям. Необходимо отметить, что при варке некоторых сортов опти
ческого стекла ни заграничная, ни наша техника стекловарения не знает способов устранения пу
зырей. Например, в каталоге фирмы Шотт (Иена) для ряда сортов оптического стекла — бор-крон,
Рис. 1. проверка констант оптического стекла на
рефрактометре
Рис. 2. Для обработки выпуклых поверхностей
линзы наклеиваются на гриб
Рис. 3. Для обработки вогнутых поверхностей
линзы наклеиваются на чашки