боем своей части. Фотокорреспонденту нужно научиться читать топографическую карту, знать, как наносится боевая обстановка на нее и уметь наносить эту обстановку на карту самому. Тогда ему достаточно будет посмотреть на карту командира и, не отвлекая его от прямой работы, пере
нести обстановку боя на свою карту, после чего отправляться для съемки на наиболее интересный пункт боя. Для этого нужно знать такую воен
ную науку, как топография, изучить Наставление по полевой службе штабов, в котором даются указания, как наносится обстановка на карту, и на ряде задач под руководством военного специалиста потренироваться в этом деле.
Но вот фотокорреспондент прибью в «гущувоенных событий. Что же происходит: кто обороняется и кто наступает, удачная ли атака пехо
ты или танков, хорошо ли замаскированы бойцы и технические средства? Что снимать?
Тут дело опять не обойдется без совета или указания военного специалиста, который как раз в эти ответственные моменты больше всего и бу
дет занят. Фотокорреспонденту нужно самому разбираться в этих вопросах, иначе ему ничего не останется делать как снимать разноцветные облака, образуемые взрывами, имитирующими огонь артиллерии, или зеленые кустики над рекой.
Чтобы знать все это, нужно изучить полевой устав РККА и боевые уставы и наставления по родам войск: пехоты, артиллерии, конницы, танков, авиации и т. д. Самостоятельно изучить уставы и наставления трудно и времени потребуется много. Лучше всего организовть кружок военных фотокорреспондентов, в котором под руководством специалиста познакомиться с основами современного боя.
Фотокорреспонденту мало иметь только общее понятие о родах войск, о тактике их действий в отдельности и во взаимодействии. Он должен знать военное дело более глубоко, чем, окажем, военный корреспондент. Последний, если что-либо не понимает, просто умолчит об этом или «обойдет опасное место» несколькими ничего не значащими фразами. Фотокорреспондент же обязан
под снимками дать подпись или краткую текстовку. Здесь уже общими фразами не отдела
ешься. Фотоснимок—это факт, документ. Если
на снимке пушка, ее не назовешь гаубицей, и наоборот, а военный корреспондент может наз
вать ее просто орудием. Танк и броневик, ручной и станковый пулемет, патронная и пулемет
ная двуколка, снайпер и гранатометчик, радио
станция и гелиограф—все это нужно различать и точно делать подпись под снимком.
Помимо того, что нужно знать и уметь выбирать интересные эпизоды и факты, фотокоррес
пондент обязан беречь военную тайну, знать и понимать, что можно фотографировать и чего фотографировать нельзя. Не все то, что показы
вается на учениях и маневрах, можно делать достоянием всех. Поэтому, прежде чем приступить к работе, фотокорреспонденту нужно полу
чить у соответствующих лиц указания, где, когда и какие съемки можно производить.
Нередко фотокорреспондент в погоне за красивым снимком совершенно искажает действительность. Бывает так: орудие хорошо замаскировано и правильно наведено в определенном на
правлении. Фотокорреспонденту нужно показать орудие более выигрышно, он снимает его «крупным планом» снизу вверх. Получается, действи
тельно, внушительно, но совершенно безграмотно с точки зрения маскировки и наводки. Командир орудия и не подозревает, что фотокорреспондент допустил искажение, а на деле получается именно так.
Во всей работе военного фотокорреспондента нужны военные знания. Без твердого усвоения этих знаний он не будет отвечать своему назна
чению. И на эту сторону дела нужно обратить самое серьезное внимание. Нам кажется, что создание краткосрочных курсов военных фотокор
респондентов было бы наиболее целесообразным мероприятием. Такие курсы следовало бы орга
низовать при крупнейших редакциях газет, при «Фотохронике ТАСС», при домах журналиста. Наши фотокорреспонденты должны быть в любой момент готовы для работы в боевой обстановке, если это окажется необходимым.
ВЫСТАВКА „ФОТОХРОНИКИ ТАСС“
В августе—сентябре 1939 г. организуется выставка лучших снимков фоторепортеров, собко
ров, фотокоров и фотолюбителей, работающих в «Фотохронике ТАСС». Выставка должна помочь «Фотохронике ТАСС» улучшить качество выпускаемых снимков. На выставку будут приняты политически актуальные снимки высокого художественного и технического качества, отображаю
щие победы социализма, величие нашей эпохи. На выставку принимаются только снимки 1938—1939 гг.
Экспонаты для отбора на выставку присылаются «Фотохронику ТАСС» ввиде негативов. Каждый негатив должен иметь точный текст, да
ту и место съемки, фамилию, имя и отчество автора, его почтовый адрес. На конверте должно быть указано «для выставки».
Отбор негативов для выставки будет производиться каждую декаду. Последний срок при
сылки негативов (число почтового штемпеля) — 1 августа 1939 г.
(Все снимки, отобранные для экспонирования на выставке, выпускаются «Фотохроникой ТАССв тираж на общих основаниях, но с повышенной расценкой (не ниже 40 руб. за негатив).
Для фоторепортеров и собкоров, работающих в системе «Фотохроники ТАСС», участников выставки, установлены 10 премий: 1-я премия —
1500 руб., 2-я — 1000 руб., 3-я — 800 руб., 4-я — 600 руб., 5-я — 500 руб., 6—10-я — 300 руб.
Для фотокоров и фотолюбителей, участников выставки, установлены три премии в 500, 350 и 200 рублей.
Премии присуждаются жюри выставки и выдаются одновременно с дипломами.
Негативы для выставки, тщательно упакованные, посылать в адрес: Москва, ул. 25 Октября, 4 «Фотохроника ТАСС», для выставки.
«Фотохроника ТАСС» Обращается ко всем творческим работникам ТАСС с призывом принять самое активное участие в организуемой выставке: