Всесоюзная сельскохозяйственная выставка

ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ

С. МОРОЗОВ и Ю. ПРИГОЖИН
сесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 г. «может и должна сыграть крупную роль в организации дальнейшего подъема сельского хозяйства и в выполнении заданий
третьей пятилетки» (В. Молотов, доклад на XVIII съезде ВКП(б).
Никогда еще советская фотография не выступала столь ответственно перед миллионами зри
телей, как на Всесоюзной сельскохозяйственной
выставке. Около ста пятидесяти фотографов страны принимали участие в съемках. Фотогра
фическое оформление займет на Выставке около 19 000 кв. м. Негативный фонд Выставки уже
сейчас превышает 100 000 негативов, и новые съемки продолжаются.
Должна ли фотография в оформлении такой выставки, как сельскохозяйственная, играть самостоятельную роль как искусство, не быть подчиненной другим средствам оформления? Разу
меется, нет. Все виды искусства на ВСХВ должны помочь своими художественными изобразительными средствами показать великие достижения социалистического сельского хозяйства.
Павильоны ВСХВ—не выставки живописи или фотографии, и оценивать достоинство фотографических работ, представленных на Выставке, следует только в общем плане экспозиции: на
сколько правильно, убедительно, художественно полноценно передает фотография языком документов и образов достижения колхозов и совхозов.
На Выставке имеется немало подлинных фотокартин, по своим качествам не уступающих ра
ботам живописцев.
Дать сейчас общую оценку фотографического оформления всех павильонов невозможно: огром
ный фотографический материал выставки должен подвергнуться глубокому изучению. Следовало бы
даже провести специальную конференцию на эту тему с участием фотографов и художников, ра
ботающих для ВСХВ. Однако просмотр пяти павильонов («Узбекская ССР», «Таджикская ССР», «Туркменская ССР», «Северо-Восток» и «Татарская АССР») дает нам возможность сделать некоторые выводы о принципах фотографи
ческого оформления, использованных художниками.
Культурно, продуманно, в достаточной мере строго отнеслись к отбору фотографического ма
териала организаторы павильона «Северо-Восток(Ленинградская область). Здесь фотографии даны как документы, информирующие об определенных достижениях сельского хозяйства. Они
знакомят со знатными людьми, с индустрией новой деревни. Однако, подчеркивая документаль
ность, оформители довольно требовательно отнеслись к художественным и композиционным достоинствам снимков. От монтажей, от декоративных фрагментов здесь отказались. Каждая фото
графия заключена в свойственные ей строгие рамки прямоугольника. Фотография не засло
няется на стендах другими элементами оформления. Они удачно дополняются графическими рисунками, сделанными с фотографии же.
Совершенно обратный этому принцип положен в основу оформления павильона Туркменской СОР. Блещущий красками, национальными орна
ментами, декоративными панно, павильон этот ярко отражает цветущую жизнь молодой совет
ской республики. Нет уголка, где бы ни были использованы снимки, но с принципом их использования согласиться нельзя. Бросается в глаза не совсем продуманное сочетание скульптуры, графики, фотографии и подлинных экспонатов—про
дуктов сельского хозяйства. В отдельных уголках павильона этакий оформительский конгломерат совершенно не доводит до зрителя замысел художников-оформителей.
Так например, фотография дана фрагментами, — по контурам вырезались фигуры колхозников — животноводов, трактористов и т. д., затем на
клеивались на стекло, тут же на стекле приведен цифровой материал, относящийся к данной отра
сли хозяйства или к данному колхозу. На щитах в виде врезов в фотографии даны подлинные экспонаты — мерлушка, злаки и т. п.
Пестрота, механичность соединения различных элементов оформления отнюдь не помогают восприятию материала. Вырезы по контурам с на
клейкой изображения на стекло следует признать неудачным принципом использования фотогра
фии. Ее документальность пропадает. Особенно неудачно применено такое сочетание фотографии с лепкой на одном из центральных стендов: здесь барельефно изображена фигура трактори
ста, рядом наклеен вырезанный по контуру сни
мок тракториста, так же изображенного за рулем трактора.
Напрасно оформители в целом очень интересного павильона Туркменской ССР так примитивно оценили силу воздействия на зрителя хо
роших фотографий в их обычном виде. Вырезка по контурам убивает силу фотографического образа, и от нее уже давно отказались многие художники-оформители. Такая вырезка части сним
ков с наклейкой на стекло себя не оправдала.
Строгое использование фотографии придало бы больше выразительности стендам Туркменского павильона. Тем более, что основной фотографи
ческий материал для этого павильона делался опытными фоторепортерами. А. Шайхетом, Б. Кудояровым, Ю. Амурским и др.
Способ же использования фотографии в туркменском павильоне надо признать совершенно неудачным. Это — просто скучно сделанная изостатистика.
Совсем иной принцип использования фотографии применен в оформлении павильона Таджикской ССР. Здесь, как и в туркменском павильо
не, мало снимков, увеличенных с целого кадра. Отдельные фотографии служили лишь материалом для фотомонтажей. Однако, все сделано с

В