УСЛОВИЯ ОЛИНАКОВЫЕ,
	Рогачев, главный инженер тов. Ки-
коти) не сумели сделать «его. достоя-
нием всех своих строительных уп-
равлений. В равных условиях с 1+м
управлением находится, например,
6-е управление (начальник тов. Ко-
рунов). Но здесь вместо прибыли за
девять месяцев понесли убытков на
2.141 тысячу рублей. Вместо сниже-
ния стоимости строительства ее за-
	высили на 20,4 процента.
	Характерно, что 6-е строиуправле-
ние выполняет всего 12 процентов
общетрестовского объема работ, а до-
ля убытков, понесенных улравлени-
ем, достигает 50 процентов К обще-
трестовским. При этом оно допусти-
ло перерасход только по зарплате в
полмиллиона рублей.
	Почему руководители треста. ми-
рятся с вопиющей бесхозяйствен-
ностью, царящей в подведомственном
управлении? Ведь в тресте знают, что
перерасход по зарплате идет глав-
ным образом за счет неправильного
использования  квалифицированных
рабочих, которым нередко приходит-
ся простаивать или выполнять вто-
ростепенные операции.
	Позиция невмешательства,  кото-
рую занимает трест, привела к тому,
что, например, выработка одного ра-
бочего’ основного пройзводства по
2-му управлению за девять месяцев
составила 88 процентов к плачу, т.е.
значительно ниже, чем в прошлом
году. Естественно, что такие управ-
ления; как 2 и 6-е, снижают сред-
ние показатели по тресту, которые
также значительно ниже плановых.
План по производительности выпол-
нен трестом в первом квартале ны-
нешнего года на 81 процент, во вто-
ром квартале — на 97 процентов и
в третьем — на 95 процентов.
	Так из года в год трест «Строи-
тель» по производительности труда
топчется на месте. В то же время
примеру коллектива передового 1-го
управления последовала всего 21
бригада, или 22—23 процента к об-
щему числу рабочих треста.
	Трест может выправить положение,
если его руководители и все сотруд-
ники будут настойчиво вести. борьбу
за повышение — производительности
груда и конкретной организаторской
работой помогут в этом деле своим
строительным управлениям.
	Рожков.
	А’ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗНЫЕ
		РЕСТ «Строитель» — один из

старейших и крупнейших в Мо-
скве. За годы своего существования
он построил в столице большое ко-
личество зданий. Сотни рабочих,
мастеров, прорабов накопили бога-
тый опыг. Трест оснащен механиз-
мами, И, несмотря на все это, в его
работе имеются серьезные недостат-
ки. Главный из них заключается в
низкой  производительности труда
рабочих и высокой” стоимости строи-
тельства.

Исполняющий обязанности началь-
ника производственного отдела тов.
Богатырев, перелистывая документы
объемистой папки с надписью «Ме-
роприятия по улучшению  технико-
экономических показателей  строи-
тельства на 1952 год», *не без удо-
вольствия назвал нам нифру: за де-
вять месяцев убытки по стресту
уменьшились на 4.756 тысяч рублей.

— А в прошлом году, — пояснил
тов. Богатырев, — убытки превыси-
ли 10 миллионов рублей. Удорожа-.
ние строительства за девять месяцев
нынешнего года составило всего...
4.924 тысячи рублей.

— Это, — подчеркнул инженер, —
результат выполнения намеченных
мероприятий...

За десять с лишним месяцев, т. е.
к 7 ноября, коллектив треста не вы-
полнил своих социалистических обя-
зательств по вводу новой жилой
площади. Объясняя причины отета-
вания, работники треста ссылаются
на недостаток железобетонных дета-
лей, на нехватку квалифицирован-
ных рабочих, на отсутствие благо-
	устроенных общежитий. Не добрым
словом вспоминают при этом и ра-
боту субподрядчиков —  трестов.
«Центроэлектромонтаж»  (упразляю-
щий тов. Павлюченко) и «Сантех-
монтаж» (управляюший тов. Горо-
хов).

Все эти претензии работников
	треста «Строитель» имеют основания,
и Министерство строительства пред-
приятий тяжелой индустрии должно
оказать серьезную помощь своему
тресту.

Пора обеспечить строителей. бла-
гоустроенным жильем. Нельзя даль-
ше терпеть массовые простои рабо-
чих Из-за отсутствия железобетон-
ных деталей. Надо призвать к по-
рядку тресты «Центроэлектромон-
таж» и «Сантехмонтаж», по вине ко-
торых допускаются многочисленные
	КОЛЛЕКТИВНЫЕ
	К ЛАЛЬНЕЙШЕМУ ПОДЪЕМУ
	ПАРТИЙНО
	й РАБОТЫ
	Собрание партийного актива Сталинского района
	Вчера состоялось собрание актива
партийной организации Сталинского
района столины. Собрание обсудило
доклад секретаря райкома тов. Яков-
лева об итогах ХГХ съезда Комму-
нистической партии Советского Сою-
за.

Рассказав об огромном историче-
ском значении ХГХ съезда для на-
шей страны и всего прогрессивного
человечества, докладчик отметил, что
съезд явился яркой демонстрацией
нерушимого единства рядов партии,
ее глубочайшего доверия к своему
сталинскому руководству. горячей
любви и безграничной преданности
вождю и учителю товаришу Сталину.

Решения съезда, речь товарища
И. В. Сталина на заключительном за-
седаний являются великой програм-
мой дальнейшей борьбы за светлое
будущее народов и вдохновляют со-
ветских людей’ на самоотверженный
труд во имя коммунизма.
	B свете новых задач, поставлен-
ных Х[Х съездом, неизмеримо воз-.
растает роль местных партийных ор-
ганизаций. Они должны мобилизовать
труляшихся на борьбу за выполнение
и перевыполнение государственных
планов. повышение качественных
показателей.

Докладчик указал, что ‘промыш-
ленность Сталинского района в пе-
лом. успешно выполняет- государст-
венные задания, но за обшими XO-
рошими показателями порой скры-
вается отставание отдельных пред-
приятий. Не справились с заданием
лесяти месяцев нынешнего года по
выпуску товарной продукции завод
«Красный Октябрь», фабрика «Пласт-
Mace>, кожмехзавод № 1, артели
«Калорифер» и имени ХХ-летия Ок-

тября.
	Докладчик подверг резкой критн-
ке руководителей предприятий, кото-
рые не. стремятся к лучшему исполь-
зованию механизмов и оборудования
и повышению за этот счет произво-
дительности труда, не борются за
внелрение передовой технологии.
	Именно так обстоит дело на заво-
де АТГЭ-1 (директор тов. Печорин).
Год назад это предприятие завоева-
ло почетное звание  стахановского.
Успех, видимо, вскружил голову хо-
зяйственным и партийным руководи-
телям, они успокоились и стали мень-
ше заниматься вопросами техниче-
ского прогресса.

В итоге в нынешнем году пред-
приятие работает хуже, а в сентяб-
ре оно даже не выполнило. госу-
дарственного плана. Руководители
завода пытаются объяснить отстава-
ние «объективными причинами». В
действительности, предприятие распо-
лагает болышими внутренними ре-
зервами, умелое использование ко-
торых обеспечило бы выполнение за-
даний. .

Одной из причин. невыполнения го-
сударственных планов является не-
равномерный выпуск продукции на
ряде предприятий.

В Сталинском районе ведется боль-
нюе жилищное и культурно-бытовое
строительство. Критически оценивая
деятельность строительных Юрганн-
заций, докладчик вынужден был при-
знать крупные упущения в их ра-
боте. За десять месяцев текущего го-
да сдано в эксплуатацию 54.000
квадратных метров жилой плошади—
	немногим более половины годового
задания. :

В неудовлетворительной — работе
	ряда предприятий и строек немалая
вина райкома партии, его отделов,
которые за последнее время осла-
	били контроль хозяйственной дея-
тельности, меныше стали уделять
внимания руководству  социалисти-
	ческим соревнованием, обмену пере-
довым стахановским опытом.

И докладчик и выступавшие в
прениях, указывая на недостатки В
работе, говорили о том, как их из-
жить, подчеркивали ответственные
задачи, которые выдвинули перед
партийными организациями решения
ХГХ съезда. :

— Резервы наши велики. Вскрыть
их и превратить в источник допол-
нительного увеличения выпуска про-
	дукции — важнейшая задача, — го-
ворил секретарь парткома завода
тов. Пидилин. — Улучшение хозяй-
	ственной деятельности предприятий,

`_ 15 ноября -=
	В ЦИМЛЯНСКИИ порт из Одессы

буксировшики — Волго-Донского
пароходства привели пловучий кран
грузоподъемностью в сто тонн. Он
предназначен для работы на мор-
ских нефтепромыслах Азербайджа-
на. На Цимлянском море бушевал
шторм. После того как он утихнет,
мощный  перегрузочный механизм
продолжит свой путь через Волго-
Лонской судоходный канал имени
В. И. Ленина на Волгу, а затем по
Каспийскому морю в Баку. На рей-
де стоят еше три крупных пловучих
крана. Два из них цимлянские пор-
товики готовят к отправке «Куйбы-
шевгидрострою» и один — «Сталин-
градгидрострою». Используя каждую
минуту навигационного времени, пи-
шет «Правда», речники Волго-Дона
стремятся перевезти как можно
больше различных грузов.
		усиление партииного контроля завч-
сят от дальнейшего подъема всей
партийно-организационной и партий-
но-политической работы. Тут первич-
ным  парторганизациям нужна’ по-
вседневная помошь райкома, его
инструкторского аппарата. Роль ин-
структоров должна быть неизмери-
мо поднята, — замечает тов. Ци-
дилиНн. ,

Выступавшие на собрании комму-
нисты сосредоточили внимание пар-
тийного актива на ‘необходимости
улучшения идеологической работы.
Заведующий кафедрой марксизма-
ленинизма Высшей торговой школы
тов. Ореханов посвятил свое выступ-
ление выдающемуся труду товарища
Сталина «Экономические проблемы
социализма в СССР».

Гениальная работа вождя являет-
ся новым  неоценимым вкладом в
сокровишницу марксизма-ленинизма.
Глубокое изучение ее раскрывает
дальнейшие перспективы KOMMYHH-
стического строительства, вооружает
кадры знанием законов обществен-
ного развития, учением о строитель-
стве коммунизма. }

Руководитель Научно-исследова-
тельского института тов. Стоянов
считает, что отдел пропаганлы и
агитации райкома должен усилить
свою роль в организации изучения
научными работниками маркснетско-
ленинскай теории
	На собрании указывалось, что в
идеологической работе недопусгимы
самотек и бесконтрольность. В Ста:
линской районной партийной орга-
низации насчитывается 1.700 npona-
гандистов. Между тем, лишь поло-
вина из них занимается в семинарах.
В ряде кружков занятия ведутся на
невысоком идейном уровне.
	О самоотверженном труде моло-
дежи, ее готовности выполнить исто-
	‘рические решения: ХПА съезда пар-
	тии рассказала тов. Малышева --
секретарь райкома комсомола. Озна-
комление молодежи с материалами
съезда вызвало оживление всей
комсомольской жизни, привело к ро-
сту рядов ВЛКСМ. В октябре в
районную комсомольскую организа-
цию пришло почти 900 человек. Это
обязывает партийные организации
усилить коммунистическое воспита-
ние комсомольцев и молодежи. К
сожалению, тут еще много упуще-
ний. На ряде предприятий, напри-
мер, созданы политические кружки
для молодежи, но до сих пор не по-
добраны руководители.

Тов. Малышева подняла вопрос о@
усилении руководства комсомоль
ской организацией.

— До сих пор нашими нуждами
интересуются главным образом се-
кретари райкома партии. Почему-то
стоят в стороне руководители отде-
лов райкома. Они не бывают на
комсомольских собраниях, на зове-
щаниях, которые проводит райком
комсомола. — отметила тов. Малы-
шева.

Коммунисты тт. Успенский, Осипо-
ва и другие подчеркнули, что в рай-
онной партийной организации имеют-
ся случаи, когда самокритика и кри-
тика снизу воспринимаются  болез-
HeHHO, а не как стремление” устра-
нить недостатки в работе истем по-
править: дело. Об - этом тгеворил и
	докладчик.

Приводились примеры, когда OT-
дельные партийные руководители
	вместо развертывания критики глу-
шат ее, а тех, кто выступает с кри-
тикой, преследуют. Так повели
себя секретарь парторганизации Бла-
гушинской больницы тов. Вирин и
и. о. главного ‘врача тов. Юркевич,
Бюро райкома призвало к порядку
зажимщиков критики.

На собрании высказывались крити-
ческие замечания в адрес городских
организаций — горкома партии, ис-
полкома Московского Совета. В ча-
стности указывалось на медлитель-
HCCTb с решением вопросов благо-
устройства района.

На собрании выступил секретарь
горкома КПСС. тов. Капитонов.

По-деловому обсудил партийный
актив Сталинского района решения
ХГХ съезда Коммунистической пар-
тии Советского Союза, единодушно
одобрил их‘и принял к руководству.
Коммунисты высказали свое стрем-
ление с новой энергией бороться за
осуществление величайших планов,
начертанных историческим съездом.

С огромным подъемом участники
собрания приняли приветствие вели-
кому зодчему коммунизма, учителю
и другу всех трудящихся Иосифу
Виссарионовичу Сталину.
	В ТРЕСТЕ «СТРОИТЕЛЬ»
НИЗКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

ТРУДА
d
	переделки, поглощающие сотни ты
сяч рублей.

Все эти причины, безусловно,
влияют на темпы ‹и качество строи-
тельства, на  производизельность
труда рабочих.

Но все ли сделано самим трестом
и его строительными управлениями,
чтобы использовать внутренние ре-
зервы и неуклонно поднимать про
изводительность труда, снижать
стоимость строительства?
	Нет, сделано ‘очень мало. Обра-
тимся к фактам.
В 1-м строительном управлении
	(начальник тов. Бирюков, секретарь
парторганизации тов. Борисов, пред-
седатель цехкома тов. Крюченков)
разработан специальный план меро-
приятий no борьбе за снижение
стоимости строительства. К ‘плану
приложена простая и понятная фор-
ма наряда-графика на каждый день.
ней учтены потребности в рабо-
чей силе и необходимых материалах
по нормам. План предусматрэвает,
что итоги работы за каждый день
обсуждаются в бригадах и вывеши-
ваются на досках учета соревнова-
ния. В итогах обязателько указы-
вается не только выполнение норм,
но и количество сэкономленных илн
перерасходованных материалов.

В документе, разработанном в 1-м
стройуправлении, четко определены
задачи производственно-технического
отдела и бухгалтерии, призванных
направлять и контролировать работу
строительных участков.

В результате коллектив 1-го управ-
ления, терпевший ранее убытки, за
девять месяцев нынешнего года сэко-
номил 162 тысячи рублей. Иными
словами, снизил стоимость  строи-
тельства на 1,8 процента.

Значительно возросла в 1-м строй-
управлении производительность тру-
да рабочих. За девять месяцев сред-
нее выполнение норм выработки со-
ставило 128 процентов, план сдачи
жилой площади в эксплуатацию вы-
полнен на 111 процентов.

Имея столь поучительный опыт, ру-
ководители треста (управляюцщкий тов.
	САДЫ РАБОЧИХ
	ранее посаженные коллективные са-
ды трудящиеся заводов имени Яку-
бовского, имени Артема, мясокомби-
ната и других предприятий. Общая
площадь садов достигнет 1.300 гек-
таров. Коллективные сады созданы
в Лисичанском, Рубежанском, Воро-
шиловском и других районах обла-
		crx партийного съезда и исторической
ли Нового жилого квартала на Зеленом
	нили предоктябрьские о0яза-
’ руководит прораб Калерия
праздник — День Сталинской
Непрерывно нарашивая темпы
‘толняют запания. НА СНИМ-
	Воодушевленные решениями
	речью товарища Сталина, строите
проспекте (Перово поле) с честь
тельстра. Стахановиы участка,
	Болеева. достойно встречая всенародный
	Конституции, готовят вк сдазе >
работ, строители участка ежедн
КЕ: прораб участка КАЛЕРИЯ
ЦЕВА нивелируют площадку.
	ХОРОШЕЕ НАЧИНАНИЕ
РАЗВИВАЕТСЯ МЕДЛЕННО
	В МАСТЕРСКИХ
«МЕТАЛЛОРЕМОНТА»
	В мастерской артёли «Металлоре-
мопт» на улице Фр. Энгельса, 22,
всегда большое оживление. Уже сут-
ра здесь. много посетителей.

— Машина капризничает, рвет
нитку, — обращается к приемщику
пожилой мужчина и ставит на стол
швейную машину. Девушка показы-
вает патефон с оборванной пружи-
ной, пожилая женщина просит при-
паять ручку к кофейнику и испра-
вить резьбу на винте мясорубки.

За дверью раздается сигнал, и в
помещение вкатывают еще горячий
мотоцикл. Его владелен просит сроч-
но окрасить машину. Носильщик
вносит в приемный пункт кровать,
	вносит в приемныи пункт кровать,
нуждающуюся в ремонте...   :
	— В течение дня к нам обращают-
ся болыше сотни заказчиков, — рас-
сказывает заведующий мастерской
тов. Иванов. — Мы стараемся вы-
полнять почти все виды ремонта.

В системе Московской промысловой
кооперации эта самая крупная ма-
стерская по ремонту металлических
изделий. Здесь трудятся квалифици-
рованные мастера, занимающиеся
уже много лет восстановлением все-
возможных бытовых предметов. Сре-
ди них слесари А. Котов, С. Сыоов,
К. Рылин, эмалировщица В. Василь-
	сова, никелировщица И. Шагина и
многие другие.

Сейчас мастерская раесширяегся.
	Механизируется процесс приготовле-
ния эмали для покрытия велосипе-
дов, мотоциклов, кроватей. .Устанав-
ливаются гальванические ванны для
лужения самоваров, кофейннков.
Просматриваем книгу  предложе-
ний и жалоб. В ней кроме благодар-
ности. посетители высказывают и
свои законные претензии. Им неред-
	Ke отказывают в ремонте некоторых

‚ хозяйственных предметов, наруша-
	хозяиственных предметов, наруша-
ют сроки выполнения заказов.

Почему это происходит? Прежде
всего потому, что мастерской не вы-
деляют в нужном количестве отходы
алюминия, белой жести, опинкован-
ного железа. Из-за этого приемщики
часто отказываются принимать вре-
монт прохудившуюся кастрюлю, вед-
ро, таз.

Мастерская перегружена заказами.
Она расположена в Бауманском рай-
оне, но посещают ее жители Перво-
майского, Ждановского, Фрунзенско-
го и других районов столицы. Они
зынуждены поступать так потому,
что в этих районах нет подобных ма-
стерских.

Недавно Мосгорметремсоюз орга-
низовал межрайонную артель, в ко-
торую входит 31 мастерская. Прием-
	ные пункты и мастерские артели
обслуживают жителей „Бауманско-
го, Сокольнического, Молотовского,
	Свердловского и Москворецкого рай-
основ. Но результатов этой перестрой-
ки еще не чувствуется. Мастерские
попрежнему ‘технически слабы. За-
казчики перечисленных районов по-
прежнему вынуждены обращаться в
мастерскую на улице Фр. Энгельса.

Мосгорметремсоюзу следует серьез-
нее отнестись к ‘начатой перестройке
и улучшить обслуживание населения
в каждом районе столицы.
	А. Григорьев.
	готовят к сдаче корпус № 5. FENCE DEB те
яж частка езелневно перевыполняют задания.

Я БОЛЕЕВА и строймастер АННА ДРАГОИ-
	<хото А. КОЛЕГАНОВА.
	ИЗ РЕДАНЦИОННОЙ
Почты
			С рационализаторами
не работают
	При входе в главный корпус стан-
козавода имени Орджоникидзе видна
красочно оформленная витрина. На
ней фотографии лучших рационализа-
торов. и изобретателей. Под  кажлой
фотографией снимки, рисунки приспо-
соблений и изобретений, внедренных
в производство, с указанием экономи-
ческого эффекта.

Смотришь и думаешь: как много
делают заводские „ рационализаторы.
Но оказывается, витрина эта была
организована в 1950 году и в ней от-
ражены лучшие предложения, внел-
ренные еще в... 1949 году. А сё:
час в цехах и отделах завода рацио-
нализаторской работы не видно.

Может быть на станкозаводе неко-
му проводить эту важную работу?
Нет, дело не в этом. На заводе есть
руководитель бюро рабочего изобре-
тательства. (БРИЗ) тов. Орещенков,
Бюро находится в отделе главного
технолога и подчинено в администра:
тивном отношении главному инжене-
ру завода тов. Берман. В цехах име:
ются уполномоченные — заместители
начальников цехов по технической ча.
стя. На участках работают все те же
стахановцы, которые состояли когда-
то в рационализаторском активе.

Дело в том, что работу _ цеховых
уполномоченных и всего рационализа-
торского актива никто не организует,

В заводском БРИЗ‘`е с болыним
опозданием приступили к составде-
нию на текущий год тематического
плана для рационализации и изобре-
тений. Первый план-темник был опуб-
ликован в заводской газете 31 янва-
ря. Он состоит всего из четырех тем,
связанных с работой отдельных меха-
низмов выпускаемых автоматов. Вто-
рой план-темник появился на страни-
‘цах газеты 7 ’августа и состоял из
шести тем. Третий, `` состоящий из
восьми пунктов, был опубликован
25 сентября.

Опубликованная Тематика охваты-
вает общие вопросы рационализаций
без указания, над какими автоматами
надо работать, где, в каком цехе не-
обходимо улучшить тот илй иной
‘технологический ‘процесс.

Бездействие цеховых уполномочен.
ных и актива рационализаторов прн-
вело к тому, что ни в одном цехе
нет местных темников по рационаля-
зации и изобретениям.

Большая доля вины за плохо орга-
низованную работу рационализаторов
и изобретателей ложится на завкоч
профсоюза и его руководителей тт.
Николаева и Пчелова. Они не помог-
ли БРИЗ*у организовать и направить
работу цеховых уполномоченных и
всего рационализаторского актива, не
позаботились о том, чтобы главный
инженер действенно ‚руководил важ-
ным участком работы. За год завком
ни разу не заслушал сообщения ру-

ководителя бюро рабочего изобрета-
тельства.
		Г. СИДОРОВ.
	КЛУБЫ ГОТОВЯТСЯ
К ЗИМЕ
	ОГИНСК (Московская область),
15. (ТАСС). В колхозах Ногинского
района закончена подготовка куль-
турно-просветительных учреждений к
зиме. Хорошо отремонтированы клу-
бы в селениях Есино, Исаково, Са-
фоново, Вишняково, Стромынь и
других.

Многие клубы переоборудованы н
	расигирены, ¢
	ВОРОШИЛОВГРАД, 15. (ТАСС).
С каждым годом в Ворошиловграде
увеличивается количество садов. За-
кончились осенние посадки плодо-
	вых деревьев. Рабочие  паровозо-
строительного завода имени ОКк-
тябрьской революции заложили вто-
рой коллективный сад. Расширили

забытое
общежитие
	‚Свыше двух тысяч рабочих и служащих состоят читателями библиотеки завода имени Владимира Ильича.
	НА СНИМКЕ: мастер механического цеха _ A.
	ШУВАЛОВ, бригадир изоляционно-обмоточного цеха Д. СЕНИ-
	НА и слесарь автотранспортного цеха В. ФЕДОСЕЕВ получают книги у библиотекаря В. ДУБРОВИНОЙ.

$PoTo Г. ЮРЬЕВА.
	В доме № 21 по улице Фридриха
Энгельса находится общежитие ра-
	бочих коммунального треста Бауман;
CKOrTO сана. о enaiue
	ского района. Общежитие крайне
неблагоустроено, требует ремонта.

Все три печи неисправны, пользо-
ваться ими нельзя.
	В общежитии нет самой необходи-
мой мебели — нехватает стульев,
тумбочек для хранения продуктов.

Руководители трёста (управляю-
щий тов. Абрамов) и его бытовой
сектор (заведующий тов. Выговский)
совершенно не заботятся. об улучше-
нии жилищно-бытовых условий ра:
бочих.

Нег заботы ‘и об удовлетворении
культурных запросов проживающих
в общежитии. Здесь не проводятся
беседы, нет ни газет, нн журналов

Ф. ШИМАНОВСКИЙ,
	Поротний
сигнал
	В ателье № 2 комбината бытового
обслуживання Красногварлейского
района я отдал. в августе‘ бостоно-
вые брюки, требовавшие ремонта.
Когда истек срок выполнения заказа,
брюк мне не вернули и заявили, что
они утеряны. С тех пор и по нынеш-
ний день я не могу получить Ня
брюк, ни. компенсации за них. Не по-
могло и письменное заявление, с ко-
торым я обратился больше месяца
назад к директору комбината тов.
	ov Be

А. ЕРЕМЕЕВ.

Настушенку.
	70 НЕОПУБЛИНОВАННЫМ
ПИСБМАМ
	Сообщенные в письме тов. Е. Гольд-
берг факты недостойного поведения
водителя такси И. Патуткова при
проверке подтверлились.  Заместл-
тель начальника Управления пасса-
	жирского автотранспорта тов. М3:
тельский сообщил редакции, что за
отказ везти пассажира водителю
		гоБор.
		щеткой и ножом очистить от земли,
зарисовать, обмерить. Запыленная,
забыв про еду, Татьяна Сергеевна
прерывала работу лишь с наступле-
нием вечера.
	Все яснее вырисовывалась перед
ней жизнь исчезнувших племен. Гли-
няная груда оказалась сводом рух-
нувшей печи, возвышение над полом
— основанием жертвенника.
	В следующем голу исследования
продолжались. Экспедиция работала
в этом районе около шести лет. Рас-
конки захватили площадь в 13 ты-
сяч квадратных метров. Древнейший
поселок первых земледельцев, жив-
ших когда-то на территории нашей
Родины, открылся взорам ученых. В
нем насчитывалось 39 болыних до-
мбв. Можно было уже ответить на
многие вопросы. Эти племена жили
4—5 тысяч лет назад. Они возделы-
вали пшеницу и ячмень, занимались
скотоводством, охотой, рыбной лов-
лей, умели ткать. Экспедиция нашла
первобытные земледельческие ору-
дия — мотыги из рога оленя, серп
из кремневых пластинок, зернотерки,
посуду, кости животных и вылеп-
ленные из глины фигурки зверей.
Раскрашенные статуэтки помогли оп-
ределить, как тогда одевались, при-
чесывались, какие украшения носи-
ЛИ.
	Все это подтверждало вывод: у
трипольцев была своеобразная и вы-
	сская культура. Это особенно инте-
ресно, если учесть, что в тех же
	самых районах несколькими тысяче-
	летиями позднее начали свою жизнь
славяне. :
	Работа Пассек важна и тем, что
совершенно опровергла теорию за-
падных ученых, утверждавших, что
культура обитавших здесь племен
была иноземного происхождения. За-
	ванные войной, закончились только в
1948 году. Экспедиция обследовала
районы от Днепра до Южного Буга,
протяженностью около 500 километ-
ров, занеся на археологическую кар-
ту свыше трехсот древнейших посе-
лений. Только под Уманью, возле
Владимировки, отрыли двести три-
польских жилищ третьего — второ-
го тысячелетия до нашей эры. Те-
перь следовало подытожить весь со-
бранный за много лет материал.
Татьяна Сергеевна начала писать
книгу. За капитальный труд «Перио-
дизация трипольских поселений» док-
тор_ исторических наук профессор
Т. С. Пассек была удостоена в 1950
году Сталинской премии.
	По в то время еще не был решен
один важный вопрос: не было изве-
CTHO, к какому племени принадлежа-
ли людн, создавшие трипольскую
культуру. В найденном могильнике,
относящемся к этой отдаленной эпо-
хе (так называемом Усатовском), ко-
стные остатки сохранились так. пло-
	хо, что исследовать их было невоз-
можно.
	Как быть? Путь только один: най-
ти еще не исследованные районы,
где могли быть погребевия ‚триполь-
ской эпохи, там провести археологи-
ческие раскопки. Не в одном, так в
	другом месте будут, наконец. обна-
	ружены лучше сохранившиеся `скеле-
ты, которые можно подвергнуть
	“игроноистачсовим исследованиям и
тогда установить, кто же ‘такие три-
ПОлЛЬНЫ.
	И вот такое место найдено — это
деревня Выхватинцы Молдавской
ССР. Находки, сделанные  злееь
	Татьяной Сергеевной Пассек летом
этого года, бережно доставлены в
Москву. Теперь их изучает антропо-
	В ГЛУБЬ ВЕКОЕ
	K OFA археолог Татьяна Cep-
геевна Пассек впервые увидела
находки, доставленные из Молдавии,
она сразу заинтересовалась ими.
Формы и орнамент глиняных соху-
дов напоминали вещи, которые она
раньше находила при раскопках по-
селений трипольской культуры.
	Было известно, что эти глиняные
сосуды обнаружены в деревне Вых-
ватинцы на высоком берегу Днест-
ра. И вот летом этого года сюда
выехала: болышая экспедиция, Opra-
низованная Институтом истории ма-
териальной культуры Академии наук
СССР и Молдавским филиалом ака-
чемии. Возглавляла ее Т. С Пассек.
	3 первые же дни раскопок архео-
логи наткнулись на большие извест-
ковые плиты, обычно закрывающие
древние могилы. Осторожно пласт за
пластом поднимали землю. Наконец
глазам ученых открылось  погребе-
ние. Здесь стояли глиняные розова-
тые с черной и красной росписью со-
суды, глиняные статуэтки, изобража-
ющие женщин, различные предметы

быта.
	Раскопки, проведенные экспедицией
в деревне Выхватинцы Молдавской
ССР, оказались весьма успешными.
Тут были найдены кремневые ножи,
серпы, медное шило, — костяней
кинжал, фигуры из кости и даже
детская погремушка, служившая аму-
летом. Все это представляло огром-
ный интерес. Но главное было не в
этом. В деревне Выхватинцы Татья-
на Сергеевна Пассек обнаружила то,
что долго, но безуспешно искали уче-
ные — хорошо сохранившиеся скеле-
	ты трипольцев. Это открытие дает
возможность решить ‘вопрос, давно
занимавший исследователей, — о. ти-
пе и племенной принадлежности три-
польцев, о происхождении всей три-
польской культуры. Так археолог
			Работы археолога Г. С. Пассек
e
	нице — древней истории Украины.
Над этой темой она работала и пос-
ле окончания университета. В тече-
ние долгого времени знакомилась с
материалами в музеях Киева, Харь-
кова, Днепропетровска, Одессы.
Именно тогда ее заинтересовали
«трипольские находки». Все здесь
было загадочно.
	В конце ХПХ века археолог Хвой-
ко нашел возле местечка Триполье
глинобитные остатки, первобытные
мотыги, зернотерки. Раскопки велись
на незначительной площади. Продол-
жать их не позволили скудные сред-
ства. Поэтому правильных выводов
не было сделано. Осталось даже не-
ясным, что же именно обнаружили:
могильник или жилише.
	Татьяна Сергеевна решила разга-
дать эту загадку, И вот в 1934 году
она начала раскопки недалеко от
Киева на берегу Днепра. Молодому
советскому ученому была предостав-
лена возможность широких исследо-
ваний. Она ввела новую методику
раскопок, которые велись теперь сра-
зу на болыной площади и позволяли
судить обо всем памятнике в целом.
	День за днем под палящими лу-
чами солнца рыли твердую, как ка-
мень, землю, исследовали ее милли-
метр за миллиметром. Это была
трудная и, казалось бы, скучная ра-
бота. Но как она увлекала всех! В
деревню сотрудники экспедиции воз-
вращались уже после захода солнца.
Шли полем, потом балочкой вдоль
леса. Шелестели потревоженные вет-
ром листья. На дне оврага серебря-
ным голосом пел. ручей. Запрокинув
голову, смотрела Татьяна Сергеевна,
как на розовое небо ложились пер-
вые тени сумерек. Руки и ноги ны-
ли от усталости, но на серлие бы-
ло радостно.
	_ В первый год археологи отрыли
два жилища. Это были, конечно,
только развалины и глинобитные ос-
	  татки. Каждый черепок нужно было
	рее издатель-
ство политической литературы
выпустило в свет отдельной брошю-
рой доклад М. Г. Первухина на тор-
‹ественном заседании Московского
Совета 6 ноября 1952 года — «35-я
годовщина Великой Октябрьской со-
циалистической революции». Брошю-
ра издается массовым тиражом.

*«
ЕКРЕТАРИАТ ВЦСПС отмеча-
ет, что на основании материа-
лов проверки и проведенной дискус-
CHH Ha страницах газеты «Труд» по
	вопросу вручения рабочим в каче-
стве поошрения «личных клейм»
установлено, чтс за последнее вре-
	мя наряду с сушествующими техно-
логическимн клеймами, усиливающи-
ми ответственность за качество про-
дукции, на некоторых предприятиях
автомобильной и тракторной про-
мышленвости и электропромышлен-
HOCTH допускается неправильная
практика освобождения от проверкя
отделом технического контроля про-
дукции рабочих, которым вручены
«личные клейма». Секретарият
ВИСПС рекомендовал профсоюзным
и хозяйственным организациям по-
кончить с неправильной” практикой
выдачи «личных клейм» рабочим с
целью перехода на самоконтроль и
отмены технического контроля за ка-
чеством продукции («Труд»).
	Пассек присоединила последнее. зве-
но к стройной цепи исследований, на-
чатых ею еще в 1934 году.

Рано увлеклась Татьяна Пассек
изучением истории своей страны.
Свою. дипломную работу студентка
археологического стделения Ленин-
градского университета Т. С. Пассек
	посвятила малоисследованной стра-
	была иноземного происхождения. За-   ЛОГ лауреат Сталинской премии Ге-
веса над загадочными «трипольскими   рРасимов. Еше одну страницу доев-
	находками» была поднятч.
Татьяна Сергеевва продолжала
изыскания. Новые раскопки, прер-
	расимов. Еще одну страницу древ-
нейшей истории человечества прочтут
советские ученые.
	М. Багреева.