Перед Конгрессом народов.
	в защиту мира
	Агентство
	Далее в обрашении указывается:
«Сотни миллионов людей все яснее
и яснее сознают, что борьба за на-
циональную независимость неотдели-
ма от борьбы за мир, против реми-
литаризации Западной Германии и
Японии, против массового убийства
корейских и китайских военноплен-
ных на о-ве Кочжедо, за мирное
урегулирование корейского вопроса,
за сокращение вооружений, за за-
прещение атомного, химического,
бактериологического и другого ору-
жия массового уничтожения, за пакт
	мнра между пятью великими держа-
вами».
	профсоюзный деятель Андерс Сков,
председатель местной организации
«Против войны» Педер Нюгорд, свя-
щенник Бьернбак и другие. Среди
подписавшихся— рабочие, крестьяне,
представители интеллигенции, члены
радикальной партии и других орга-
низаций.

В январе 1953 года конференция
сторонников мира состоится также в
городе Орхусе. Инициаторами созыва
этой конференции являются писатель
	Советская книга
	в Чехословакви
	ПРАГА, 17. (ТАСС). Трудящиеся
Чехословакии проявляют все боль-
ший интерес к. произведениям совет-
ских писателей, ученых,  новаторов
производства.

В апреле 1947 года в Праге был
открыт первый магазин «Советская
книга». Вскоре же магазин сталод-
ним из центров притяжения читаю-
щей публики. Сюда стали приходить
рабочие, рационализаторы, учащая-
ся молодежь, ваучные работники,
врачи. Сейчас в республике открыты
23 отделения. магазина «Советская
книга». Во всех 19 областных цент-
рах республики и других крупных
городах имеются магазины «Совет-
ская книга».
	В магазинах «Советская книга»
богато представлена художественная,
политическая, научно-техническая
литература, ` имеется больной ‚выбор
плакатов, репродукций выдающихся
а русского и советского
изо б; разительного. искусства. Здесь
можно найти лучшие произведения
советской литературы в переводах
на. многие языки мира, в том числе
на китайский и японский языки. В
магазинах «Советская книга» имеют-
ея также книги. прогрессивных писа-
телей Запада.
	За пять лет в Чехословакии неви-
данно возрос спрос на советскую ли-
тературу. В 1951 году было прода-
но в 18 раз больше книг советских
авторов, чем в 1947 году. Только за
три квартала 1952? года магазины
продали около 1.720 тыс. экз. худо-
жественной, политической и научно-
технической литературы.
	Трудяцкиеся проявляют большой
спрос на произведения В. И. Ленина
н И. В. Сталина. Большой спросе —
на произведения Мао Изе-дуна. Ог-
ромен спрос на «Краткий курс ис-
тории ВКП(б)», на материалы ХХ
съезда КПСС, на гениальный труд
И. В. Сталина «Экономические проб-
лемы социализма в СССР».
	Крупная производственная
победа румынских
	тракторостроителей
	ГОРОД СТАЛИН (Румыния), 17.
(ТАСС). Многотысячный коллектив
тракторного завода в городе Сталин
одержал крупную производственную
победу. Программу 1952 года румын-
ские тракторостроители выполнили по
номенклатуре на полтора месяпа
раньше срока и повышенными темпа-
ми начали работать в счет третьего
года пятилетки. Всего за три года
выитущено 19 тыс. тракторов в пере-
воле на 15-сильные.
	Такого успеха рабочие добились в
результате массового социалистиче-
ского соревнования, — использования
новейшей советской техники и при-
менения передовых советских мето-
дов труда.

В социалистическом соревнованин
участвует 91 проц. рабочих и инже-
нерно-технических работников завода,
2.500 человек используют методы тру-
да. советских стахановцев, 790 стахз-
новцев и передовиков производства
регулярно вырабатывают по 2—3
нормы в смену. Среди лучщних про-
изводственников 116 награждены ор-
денами и медалями. В результате
рационализаторских предложений,
внесенных работниками завода. в те-
	вущем году сэкономлено 4,8 млн.
лей.
	В телеграмме тракторостроителям
вождь румынского народа Г. Геор-
гиу-Деж отимени ЦК Румынской ра-
бочей партии и Совета министроз Ру-
мынии поздравил коллектив 3arota c
	досрочным завершением годового
плана.

Катастрофа `
американского
	самолета в Корее
	ПАРИЖ, 16. (ТАСС). Как пере-
дает токийский корреспондент агент.
ства Франс Пресс, командование
американскими дальневосточными во-
енно-воздушными силами сообщило,
что вчера близ восточного побе-
	режья Кореи упал в море американ-
	ский транспортный самолет «С-46».
Потибло 13 человек.
	ной широт. Пересекаем экватор, то-
вариши!

На палубе показалось шествие —
бойман Семеныч, выряженный в
Нептуна, и свита бывалых матросов.
Новички, впервые попавшие в тро-
пики, увидев у сопровождающих
Нептуна в руках шланги, с хохотом
побежали прятаться... Но куда tam!
Мошные струи воды догнали бегле-
цов. Не миновала традиционного кре-
щения и наша судовая собака шпиц
«Рында». С заливистым лаем, на
ходу отряхиваясь от .воды, спасалась
она от грозного морского «бога».

Отпраздновав прохождение эква-
тора; команда снова принялась за
работу. Матросы, несмотря на жару,
красили палубу и надстройки, а ме-
ханики и мотористы проверяли рабо-
ту механизмов.

..Вечереет. Диск’ солнца уже кос-
нулся линии горизонта. Кажется, что
светилу стало невмоготу от собствен-
ной жары и оно решило искупаться.
Моряки рады вечерней прохладе, они
собрались на палубе и внимательно
слушают радио. Лица радостно за-
думчивые — говорит Москва! Сюда,
в океан, за тысячи миль от родных
берегов доносится знакомый голос
диктора из любимой столицы. Слу-
шаешь, и на сердце сразу становит-
ся теплее...

Более месяца судно держало курс
на юг, рейс приближался к концу.

Отмерцала  созвездием Южного
Креста последняя ночь рейса, и вот
утром на тридцать третьи сутки пу-
ти открылась узкая полоска берега
Теплоход сделал поворот, направля-
ясь в устье Рио-де-Лаплатта. Вскоре
узкая полоска стала превращаться в
гористый, крутой берег. Все удиви-
лись... Ожидали увидеть низкую, по-
логую землю и вдруг — гора! Не-
ужели опибка в определениях места
судна? Капитан проверил поправку
компаса и прокладку пути. Все было
	правильно. Но скоро недоумение
	СОБЫТИЯ
В КОРЕЕ
	СООБЩЕНИЕ
ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ
НАРОЛНОЙ АРМИИ
	ИПХЕНЬЯН, 16. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что
соединения Народной армии  и китай-
ских народных добровольцев пролол-
жают вести оборонительные бои про-
тив американо-английских интервен-
тов и лисынмановских войск, нанося
им потери в живой силе и технике.
	Борьба с вражескими
	Я

шпионами и диверсанчтами

ив КЕДР
	ПХЕНЬЯН, 17. (ТАСС). Населе-
ние Корейской Народно-Демократи-
ческой Республики успешно борется
с вражескими шпионами и дизер-
сантами. Недавно, пишет газета
«Минчжу Чосон», пионер Ким Чжон
Ок, проживающий в волости Кок-
сань уезда Чончжу, получил почет-
ную грамоту министра внутренних
дел Корейской Народно-Демократи-
ческой Республики. Он поймал шпя-*
	сна, спрятавшегося в старом забро-
шенном погребе и подававшего ночью
световые сигналы американским са-
молетам. Жена воина Народной ар-
мии крестьянка Ким Бок Ме с по-
мощью бойцов отряда местной са-
мообороны задержала вражеского
диверсанта, переодетого в форму
офицера корейской Народной армии.

Большую бдительность проявляет
население уезда Сонхва, pacnono-
женного на побережье Желтого мо-
ря. Здесь особенно часты случаи по“
имки вражеских шпионов, перебра-
сываемых с острова Чодо, находя-
щегося в руках интервентов. Недав-
но пионер О Сан Coax задержал
здесь подозрительную старуху, ока-
завшуюся диверсанткой, сброшенной
с парашютом. У нее было обнару-
жено большое количество яда, пред-
назначенного для отравления колод-
цев. Несколько дней спустя пионер
О Сан Сэк задержал подростка, ко-
торый оказался шпионом, заброшен-
ным в тыл республики вместе с 10
другими американскими агентами
разведывательным бюро американ-
ской 8-й армии. Все эти десять шин-
онов также были задержаны органа-
ми министерства внутренних дел.
	HO
	СЕТОДНЯ
	ПЕКИН, ШУ. (ТАСС).
Синьхуа передает:
	Как сообщает Вьетнамское инфор-
мацеонное агентство, 8 ноября На-
пнональный комитет фронта Льен-
Вьет (Национального объединенного
фронта Вьетнама) и Вьетнамский
комитет защиты мира опубликовали
обращение к вьетнамскому народу,
в котором призывают его оказать
горячую поддержку Конгрессу на-
родов в защиту мира.
	Этот великий конгресс, говорится
в обрашении, будет важным истори-
ческим событием в борьбе миролю-
SHEOTO человечества против поджи-
гателей войны.
	КОПЕНГАГЕН, 17. (ТАСС). В Да-
нии ширится движение сторонников
мира. По сообщению газеты «Ланд
ог фольк», 160 видных датчан Север-
ной Ютландии обратились к населе-
нию с призывом принять участие в
конференции сторонников мира, кото-
рая состоится в городе Ольборг 93
ноября.

В обращении говорится, что «кон-
ференция будет содействовать ослаб-
лению международного напряжения».
	БОРЬБА В ЛАНИИ ЗА МИР
	ое ко EL OE AEE Ра ПТО PIO

Обращение подписали ‘председа- Ларсен-Ледет, профессор Эсберн
тель объединения мелких крестьян Ломхольт, ректор Оге Вертхельсен и
Ютландии Андреас Сендергорд,   другие.

Е Е.
	жи. Массовые митинги также со-
стоялись в городах Русе, Bpaua,
Михайловград и в других городах.
На митинге, проведенном в Со-
фийском государственном телеграф-
но-почтовом институте, молодежь
приняла текст телеграммы,  привет-
ствующей Всемирную федерацию де-
мократической молодежи и Между-
народный союз студентов, в которой
она выражает свою непоколебимую
уверенность в победе дела мира.
	могут поступить в школу
	не смогут поступить ‘в школу... Клас-
сы чудовищно переполнены. Огра-
ничение школьного строительства
означает, что многим детям придет-
ся обучаться в школах, которые на-
мечено было снести много лет тому
назад. Ощущается острая нехватка
учебников и оборудования»
	лия с целью остановить «рост анти-
американских настроений», которые
«сильны во всей Западной Европе» и
недавно достигли «чрезвычайно опас-
ного уровня» во Франции. Корреспон-
дент агентства Юнайтед Пресс добав-
ляет: «Мы имеем дело не только с
обычными трениями между местным
населением и «орезвыми» американски-
ми солдатами. Существует также раз-
дражение по поводу американской по-
литики и ее методов»...
	Американская авиация подвер-
гает непрерывным варварским бом-
	бардировкам столицу Корейской
Народно-Демократической Республи-
ки Пхеньян, НА СНИМКЕ: элек-
трики и связисты восстанавливают
линию электропередачи.
	привлекли все растущие группы лю-
дей, идущих по. берегу по ходу суд-
на. Они приветливо махали нам ру-
ками. Когда теплоход ошвартовался,
на причале собралось много народа
— молодежь и старики, мужчины и
женщины‘ с детьми на руках. Это
жители Буэнос-Айреса пришли
приветствовать советских моряков —
представителей великой страны, оп-
лота мира и народного счастья.

Толпа не расходилась ни днем,
ни ночью за все время нашей сто-
янки в Буэнос-Айресе. Порто-
вые полицейские свистками и окри-
ками хотели оттеснить людей от теп-
лохода, но это им не удавалось. Все
новые и новые группы людей шли
к причалу, где был ошвартован наш
теплоход. Громкими и радостными
возгласами встречали они появление
каждого нашего’ моряка. Им хоте-
лось хоть одним словечком обмол-
виться с кем-нибудь из нас,. пожать
руку советскому человеку.
	Когда наши матросы сошли на
берег, их забросали вопросами:
«Правда ли, что вы восстановили все
разрушенное после такой страшной
войны?» «Видели ли вы товарища
Сталина?», «Гле построен такой пре-
красный теплоход2».
	Один рабочий, узнав, что наше
судно построено в Советском Союзе,
восхищенно сказал своему товари-
nly:

— A ведь после революции капи-
талистические страны не давали
России и ржавого гвоздя, а они,
смотри, какие суда без посторонней
помоши строят!
	— Что ж туг удивительного, —
возразил тот. — Они сами — хо-
зяева своей земли, не то что мы. У нас
несколько «мясников» рубят страну
на куски и продают ее американским
обжорам, да еще называют это взая-
мовыгодной торговлей. Ведь не слу-
чайно Аргентина, родина картофеля,
сидит без картофеля, — с грустной
усмешкой добавил он.

Из толпы’ к нам протиснулся по-
жилой мужчина с белыми висками и
	проседью в усах. Он крепко пожал!

нам руки, сказав: 1
	СОФИЯ, 17. (ТАСС). Как ‚сообща-
ет Болгарское телеграфное агентство,
в Болгарии проводятся массовые ми-
тинги молодежи по случаю Всемир-
ного дня молодежи и Международ-
ной недели студентов. На этих ми-
тингах делаются доклады о борьбе
народов за мир и о значенни меж-
дународной конференции в защиту
прав молодежи. Во всех городах
Тырновской околии состоялись ми-
тинги с участием сельской мололе-
	Десятки тысяч летей He
	ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Газета
«Рейнольдс HbIOCS опубликовала
статью, в которой говорится, что в
Англии «сейчас ошущаются резуль-
таты сокращения ассигнований на
просвещение проведенного  мини-
стерством просвещения в начале ны-
нешнего года. Десятки тысяч детей
	В САМОМ большом зале Женевы
(ТИвейцария) Пленпалэ открылась вы-
ставка, посвященная 35-й годовшине
Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. Эта выставка орга-
низована женевской секцией общества
«Швейцария—СССР». На стенах зала
лозунги: «В интересах Швейцарии и
дела мира — распространяйте знания
о Советском Союзе», «Мирная полити-
ка Советского Союза обеспечивает бу-
дущее наших детей!. Многочислен-
ные фотографии, карты, брошюры и
книги, экспонировэнные на выставке,
рассказывают о мирном строительстве
в СССР и жизни советских людей.
	ях КОММЕНТИРУЯ в редакционной
статье создание американскими и анг-
лийскими империапистами западногер-
манской армии, английская газета
«Рейнольде нькс» пишет, что «каждая
европейская страна, которая узнала,
что такое германский сапог, будет
больше заинтересована в том, чтобы
оградить себя от повторения прошло-
го, чем в том, чтобы сотрудничать в
создании новой западно-германской
армии». «Еще есть время, — пишет га-
зета, — остановить осуществление это-
го опасного плана. Французская обще-
ственность бунтует уже сейчас. Пока
еще не поздно, английское правитель-
ство может пересмотреть свой план».
	х ПРЕЗИДИУМ Венгерской Народ-
ной Республики назначил заместите-
лями председателя Совета министров
Венгрии Эрне Гере, Имре Надь, Иштва-
на Хидаш, Кароля Кинны и Apnana
Nasi. Одновременно президиум ВНР
освободил Эрне  Гере от обязанностей
государственного миниетра, Имре Надь
— от обязанностей министра заготовок,
Кароля Кинииы — от обязанностей ми-
нистра иностранных дел, Арпада Ха-
зи — от обязаниостей министра внут-
ренних дел, Эрика Мольнар — от обя-
занностей министра юстиции. Прези-
диум ВНР назначил Эрика Мольнар
министром иностранных дел, Йожефа
Дьере — министром внутренних дел,
Йожефа Тиса — министром заготовок
и Дьюла Дечи — министром юстиции,
	х КОРРЕСПОНДЕНТ агентства Юнай-
тед Пресс в сообщении из Вантингто-
на, признавая усиливающуюся непо-
пулярность Соединенных Штатов за
границей, заявляет, что американское
	правительство активизирует свои уси-
	рассеялось -—- Гора оказалась ту-
чей.

На судно налетел шквал, стена
дождя скрыла из виду берег. Загро-
хотал гром. Гроза продолжалась не-
полго, она прошла так же быстро,
как и началась, вскоре заголубело
небо и лишь белые барашки пены
на гребнях волн свидетельствовали
о прошедшей непогоде. Пернатые
гости, увидев землю, поднялись в
воздух и потянулись стаей к мате:
рику.

На правой стороне берега все яс-
нее стали вырисовываться какие-то
башни, окруженные плохо различи-
мыми точками. В бинокль мы уви-
	дели большой город — Монтевидео,
судно плыло мимо берегов  Уруг-
вая. Но Монтевидео -—= не конечная
	цель нашего пути, теплоход последо-
вал мимо вверх по заливу и только к
вечеру отдал якоря на внешнем рей-
де Буэнос-Айреса. На рейде стояло
еше много судов, которые тоже до
утра ожидали входа в порт.

Мигали разноцветные огни’ нави-
гационных буев, ярко светили якор-
ные огни на судах, электрическим за-
ревом сверкал Буэнос-Айрес. Вскоре
первые лучи сслнна рассеяли ноч-
ной мрак — наступило утро. Снова
нас одолевала жара. В знойном воз-
духе. носились тучи саранчи —
страшный бич местных крестьян. На
палубу теплохода слетелось много
птиц, особенно среди них выделя-
лись Южноамериканские COPOKH, ко-
торые оказались такими же шумли-
выми, как и их северные сородичи.

В полдень на борт судна прибыл
портовый лоцман. Теплоход поднял
якоря и вошел в канал, который раз-
ветвлялся надвое. Один рукав вел
в старый порт, куда из-за стесненно-
сти акватории редко заходят круп-
ные океанские суда, другой — в но-
вый порт. Мы повернули в длинный
ковш и последовали влоль много-
	численных причалов, Ваше внимание
	Молодежные митинги в Болгарии
	НА СНИМКЕ: сцена из третьего д.
РСФСР К. ПОЛОВИКОВА, кКвашнь
и Ксения — артистка В. СЛАБИНА.
	` М орлов ге“? °В 1У8В «третья молодость».
Квашнин = Аленов — артист м. ОРЛОВ, Снежинская — АН нь
црашнин — народный артист РСФСБ дауне О иска
	AUN премии Л. СБЕРДЛИН
ото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	НОВЫЕ
РАБОТЫ
ЧТЕПОВ
	Значительную работу по пропаган-
де произведений художественной ли-
тературы среди широких масс слу-
шателей ведет Московская государ-
ственная филармония. С каждым го-
дом эта деятельность приобретает все
больший размах. Литературные ве-
чера проводятся на крупнейших мо-
сковских предприятиях, во дворцах
культуры и клубах, в высших учеб-
ных заведениях, в учреждениях в
т. д. Недавно Дом культуры име-
ни Горбунова и Московская филар-
мония — провели 250-ю  «литера-
турную пятницу». Во Дворце куль-
туры автозавода имени Сталина в
	январе состоится 200-я «литератур-
ная среда». .
	Художественный руководитель от-
дела литературных чтений Москов-
ской филармонии лауреат Сталин-
ской премии С. Кочарян в. беседе с
нашим корреспондентом рассказал:

— Нами подготовлено и готовится
свыше 40 программ. М. Штраух за-
канчиваег работу над программой
«О Ленине». Артист Малого театра
Б. Горбатов выступил в концертных
залах с композицией «Незабываемые
встречи», посвященной воплощению
образа И. В. Сталина в литературе.
	Давно работает над отдельными
главами поэмы Маяковского. «Хоро-
шо» Д. Журавлев. (Сейчас артист
подготовил для исполнения все де-
вятнадцать глав поэмы. Премьера
этой программы состоится завтра
в Зале имени Чайковского.
	Великим стоойкам коммунизма пб-
священа программа А. Шварца —
«Рождение моря» К. Паустовского.
«Владыка мира» — так называется
композиция, созданная Н. Эфросом
и П. Ярославцевым. Тема ее — вдох-
новенеый труд созетского народа.
	ироко будут представлены в ра-
ботах чтецов произведения советских
писателей, отмеченные Сталинскими
премиями за 1951! год. Москвичи по-
знакомятся также с композициями
по произведениям китайских писате-
лей, лауреатов Сталинских поемий,
	с двумя программами, созданными
по романам А. Зегерс «Мертвые
остаются молодыми» и «Седьмой
крест».
	Готовятся также новые компози-
ции по романам «Журбины» В. Ко-
четова, «Дни нашей жизни» В. Кет-
линской, «За правое дело» В. Грос-
смана, «Каленые тропы» ‘А. Ли-
стовского и т. д. В новых програм-
мах будут представлены роман А. Тол-
стого «Хождение по мукам», «Как
	закалялась сталь» Н. Островского,

произведения западноевропейских
писателей.
	(ИЗ ЗАПИСНОЙ ЕНИЖКИ
ШТУРМАНА ДАЛЬНЕГО
ПЛАВАНИЯ)
		исатеха патоиота Сео о о освещающие творческий путь
писателя-патриота. Сегодня в Большом зале ме

Зе eee
	зале Московской консерватории
	торжественное заседание, по-
Мамина-Сибиряка. Ниже мы
	(юз советских писателей СССР ‘организует
священное 100-летию со дня рождениа Д. Н.
	помещаем статью И. Федорова, рассказывающую о пребыванин” дн. “Ма.

wura.f uhunera op Rdnetrna
	”
	 з_-торых мне случалось бывать, я
люблю только Екатеринбург да Мо-
азу»—писал Д. Н. Мамин-Сибиряк
ю поводу первого своего приезда в
Москву 31 августа 1881 года

К Москве особенно неравнодушен
был этот уральский человек. С Мо-
изой были связаны надежды и луч-
ше мечты Дмитрия Наркисовича.
Любитель схарины, Мамин с инте-
ком изучал московские достопри-
мечательности.
	«Что ни шаг, то история, — вос-
лящался он. — То, что совсем не
замечается там, на Урале, здесь пол-
го глубокого внутреннего смысла.
Москва походит на старинную кни-
гу, в которой хотя недостает многих
ластов, но все-таки можно  прочи-
	тать много интересных мсторий».
	С жадностью приходил он в музеи
# библиотеки, с головой стал уходить
8 работу, считая, что если где и
уожно учиться, так это в Москве.

«Не знаешь, за что взяться. А кни-
м, журналы, газеты — все свежень-
mie, сейчас из печки». =

Почти ежедневно забирался писа-
ль в Румянцевскую библиотеку и
ки пчела собирал мед по цветам
науки», находя в этом болышое нас-
лаждение.

«Материалов, — говаривал Дмит-
	1 паркисович, — «чего душа про-
сит».

«Для нас, бедняков, — рассуждал
	9, — наука — святое дело: в ней—
ваше счастье!»

0б удовольствиях и развлечениях
векогда было думать: не тянуло ни-
Куда, даже в театр, да и средств не
было для ЭТОГО.

Много неудач испытал Мамин,
прежде чем стал на твердую почву.
Однако неудачи не приводили к
унынию, не убивали энергии, воли к
жизни и труду.

Труд, только труд заполнял его
дни; в свободные же минуты, если
такие оставались, позволял он себе
отдыхать за чтением газет и новых
журналов.

Литературно заработка нехвата-
№. Приходилось прибегать к уро-
кам. В голове носились, однако, за-
уыслы больших произведений.
Попрежнему он верил в Москву,
Моквою жил, будучи уверен в сво-
#х силах. «Я знаю только одно, —
ал он матери, — что’ все будет
10-оему, если только я буду жив».
	Ч Дмитрий Наркисович не обма-
Нулся. В Москве действительно его
ждали первые литературные успехи.
Редакция «Слова» приняла его
большой рассказ «Мудреная наука».

вскоре он увидел напечатанным

Целиком свое первое письмо с опи-
‘анием путешествия «От Урала до
Москвы» в газете «Русские ведомо-
ти» (за 1881 год в № 2969).
	Это был первый фельетон, от ко-
ТОрого пошла слава Мамина, первый
Литературный успех, какого он не
ог бы достигнуть, сидя в Екатерин-
6ypre.

«Мне дороги не деньги — хорошее
Начало после вынесенных мною ис-
Пытаний укрепляет мой неунываю-
ЦЕЙ дух. Мое первое письмо Tak
понравилось редакнии, — с радостью
50бщал он матери, — что даже
произвело некоторый фурор и мне
поворят: «Пишите, что хотите, толь-
ко больше»,

Удачи одна за другой стали co-
путствовать Мамину-Сибиряку. В
	«Русских ведомостях» напечатали его

ъетон о юбилее Сибири, затем
приняли и напечатали небольшой рас-
23 в «Современных  известиях».
	На сцене Московского театра име-
Ей Станиславского и Немировича-
Данченко с большим успехом идут
национальные комические оперы
«Кето и Котз» и «Запорожец за Ду-
чаем». Продолжая хорошую тради-
ЦИЮ ознакомления совегских слуша-
Телей с лучшими образцами музы-
Кальной драматургии братских рес-
ПУблик, театр покажет вскоре третий
спектакль — азербайджанскую музы-
Кальную комедию «Аршин мал алан»
У. Гаджибекова.

беседе с корреспонлентом «Ве-
черней Москвы» постанозшик спек
такля и исполнитель одной из глав-
ных ролей В. Канделаки рассказал:

— Комедия «Аршин мал алан» за-
служенно пользуется огромчой попу-
лярностью не только в Азербайджане.
но и далеко за его пределами. По-
ставленная впервые в 1914 году В
Баку, комедия вызвала тогда резкие
нападки буржуазной прессы. Это бы-
			на периферии — в «Волж-
	ском вестнике», «Саратовском лист-
	ке», «Саратовском дневнике» и дру-
гих.
	мою радость, — писал он матери
22 февраля 1882 года. — Десять лет
самого упорного и настойчивого тру-
да начинают освещаться новыми лу-
чами, успехами... Целый вечер я про-
	2ел как в лихорадке и едва в состо:
янии был уснуть...»
	По нескольку раз вынимал он то
	одно, то другое свое произведение и
снова перечитывал его, как булто
	будто
стро-
	впервые видел напечатанные
юн.
	Еще немного времени, и произве:
	дения Мамина-Сибиряка появятся на
страницах, «Русской мысли», «Вест-
ника Европы», а там и сам Салты-
ков-Шедрин охотно поместит его
«Золотуху» в «Отечественных запи-
сках», предлагая гонорар по сто
рублей за печатный лист (вместо
обычных восьмидесяти) и приглашая
к дальнейшему сотрудничеству.
	_В Москве Мамин-Сибиряк был из.
	бран в действительные члены Обще-
ства любителей эосссийской  словес-
ности, существовавшее при Москов-
ском университете,
	В Москве же начались знакомство
	и дружба Мамина с писателями, ре-
дакторами и издателями; он стано-
вится неизменным посетителем тихо-
мировских «суббот» и телешовских
«сред». Эти «субботы» и «среды» не
лишали, однако, писателя его пора-
зительной работоспособности. «Труд
за письменным столом, — вспоминал
его друг Д. И. Тихомиров, — до-
ставлял ему высшее наслаждение:
это было потребностью его души, это
были лучшие часы его жизни, когда
он забывал все свои горести и не-
взгоды»
	Мамина и в последующие годы,
когда он перебрался в Петербург: в
Москву он приезжал «по своим де-
лам», для издания своих произведе-
	НИИ.
Наезжая в Москву, Мамин прожи-
вал здесь неделями, ведя переговоры
	с издателями и вместе с тем ‹оттаивая
лушою» (по словам Т. Л. Шепкиной-
	Куперник) среди московских друзей.
К числу их относились С. Я. Елпать-
евский, знавший Мамина свыше
двадцати лет, и А. П. Чехов, считав-
ший Мамина прекрасным писателем,
особенно  хваливший его роман
«Хлеб».

Высоко ценил литературную рабо-
ту Мамина и М. Горький. «Ваши
книги помогли понять и полюбить

русский народ, русский язык, — пи-
сал он Мамину в 1912 году в день
его юбилея. — Почтительно и бла-

годарно кланяюсь вам, как писателю,
	воистину русскому. Когда писатель
глубоко чувствует свою  кровную
связь с народом — это дает красоту
	и силу ему. Вы всю жизнь чувство-
вали связь эту и прекрасно показа-
ли вашими книгами, открыв целую
область русской жизни, до вас не
знакомую нам. Земле родной есть
за что благодарить вас, друг и учи-
тель наш».

Творчество Мимина-Сибиряка, го-
рячо любившего свой народ, страст-
но верившего в его прекрасное бу-
душее, и сегодня активно воспиты-
вает в читателях чувство беззавет-
ной любви к Родине
	И. Федоров:

Kal,
	ath,
a
kere:
be
			т
	ТН

у
				БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ шШкОолЬьт
	Отовсюду
	НЕРВАЯ ПРОГРАММА. 13.15 — Отве-
ты на вопросы радиослушателей о ве.
ликих стройках коммунизма. 13.30 —
Концерт по заявкам студентов. 20.09 —
Беседа о музыке. 20.30 — Беседа ра-
диокомментатора о месячнике китай-
ско-советской дружбы. 20.45 — Транс-
ляция концерта мастеров искусств.
21.30 — С. Заречная «Новые люди» (по
роману Н. Г. Черньииевского «Что де-
лать?»). Радиокомпозиция спектакля
театра имени Ленинского комсомола.
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА, 19.0 — Кон-
церт-очерк «Оперная музыка Азер-
байджана». 20.00 — Лекция в помощь
изучающим произведения классиков
марксизма-ленинизма «О работе В. И.
Ленина» «Что делать?». 20.30 — Песни
советских композиторов. 20.45 — Пьер
Куртад «Джимми» (отрывок из рома-
на). 21.50 —  Трансляция концерта ху-
дожественного ансамбля Чехословац-
кой армии им. В, Неедлы. 23.15 —
Радиосборник «Русская песня»,
	ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 20.33 — Кон-

церт-очерк «Заслуженный артист
Туркменской ССР Хаджи Дурды Ан-
наев». 21.00 — Берлиоз — Фантастиче-

ская симфония. 22.30 — Концерт из
цикла «Воспоминания деятелей ис-
кусств».
		ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.36 — ПО
страницам литературно-художественно-
го журнала «Сибирские огни». 10.00 —
Для дошкольников. С. Маршак — «Те-
ремок» (радиопостановка). 11.15 — Для
детей. М. Прилежаева — «Над Волгой»
(главы: из книги). 12.30 — Концерт
Финской музыки. 16.10 — Грузинские
народные песни. 16.30 — В. Собко —
«Белое пламя» (главы из романа). 17.30—
Беседа «Новые лечебные средства».
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.30 — Вен.
герская музыка. 16.00 — Монтаж 6ane.
та Чайковского «Спящая красавица».
	17.40 — Концерт художественной са-
модеятельности.
	ТЕЛЕВИДЕНИЕ СЕГОЛНЯ
	20.00 — Зечер, посвященный стола-
тию со дня рождения выдающегося
русского писателя Д. Н. Мамина-Си-
биряка (передача из Большого зала
Моск. гос. консерватории).
		— Я сердечно приветствую слав-
ных сынов великого Сталина.

Это был испанец, бывший солдат
республиканской армии.

— Если русские выиграли битву в
борьбе с фашизмом, я верю, что на-
станет день победы и для испанцев,
— на прощанье сказал он.

Запомнилась нам также встреча с
сыном русского эмигранта. Каждый
день к борту теплохода приходил вы-
сокий юноша с бледным лином и по-
долгу стоял в стороне, не решаясь
подойти к нам. Печать туберкулеза
ясно виднелась на его лице. Однаж-
ды он все-таки приблизился к нам.
	— Одравствуйте, — робко сказал
OH.

Мы удивились, услышав русскую
речь.

— Я русский, — тихо заговорил
юноша.—Мой отец до революции эми-
грировал из России. Как я вам за-
видую, что у вас есть Родина.
	От волнения` он заикался и никак
не мог связно продолжать речь. Юно-
ша рассказал о тяжелой жизни в
Аргентине, о безработице, излил то-
ску безродного, никому ненужного
человека.

— Я бы умер от счастья, если бы
мне довелось увидеть Москву, поце-
ловать родную русскую землю, —
закончил он.

Юноша стал частым *гостем, да и
не только он. К нам приходило мно-
го молодежи, выражавшей дружест-
венные чувства.

Всюду мы чувствовали симпатию
простого народа Аргентины к нашей
стране. Прохожие на улицах, увидев
нас, подходили пожать руки и про-
CHIH передать привет нашему Hapo-
ду, когда мы вернемся в СССР.
Мы были в Буэнос-Айресе, за _три-
надцать тысяч километров от. род-
ных берегов, но, безмерно гордые и
счастливые за свою Родину, всеми
своими мыслями и сердцем находи-
лись вместе со всем советским наз
	родом.
		„Аршин мал алан“
	Премьера театра имени Станиславского
и Немировича-Данченко
		ТИЛЬ. РВладь Атлантического
океана похожа на огромный ла-
зурный ковер. Беспошадно  печет
солнце. Палуба теплохода так нака-
лилась, что обжигает через подметки
ботинок подошвы ног. Матросы ча-
сто поливают палубу из шлангов
морской водой, но это мало помо-
гает. В
Солнце каждый полдень все выше
поднимается над горизонтом, тени
становятся короче. Свободные от
вахт члены экипажа ищут спасения
от жары под душем. Тяжело и на-
шим «пассажирам» — перелетным
птицам, которые вот уже несколько
суток сопровождают теплоход. Пер-
натые быстро освоились с новой об-
становкой. Они садятся на плечи лю-
дей, залетают в открытые двери и
иллюминаторы, бесцеремонно требуя
от моряков воды и корма. Прихо-
дится делиться.
..Капитан вышел из штурманской
	рубки и весело сказал:
— Ноль градусов северной и юж-
	ло естественно, ибо  прояззведение
Гаджибекова высмеивало уродливые
явления  патриархально-феолального
быта — закабаление восточной жен-
щины, ношение чадры, произвол ро-
дителей в отношении детей в т. д

«Аршин мал алан» — ярко-на-
циональное, жизнерадостное, мелоди-
ческое произведение. Композитор с03-
дал выразительные музыкальные об-

азы Гюльчары, Аскера, Сулеймана.
ды молодым героям, носителям BO-
вых передовых тенденций  противо-
стоят также выпукло очерченные са-
тирические персонажи, олицетворяю-
щие реакционное начало, — Султан-
бек (отец Гюльчары), Джахан (тет-
ка Аскера} и т. д.

Мы покажем «Аршин мал алан»
в конпе ноября. Вместе со мной ре-
жиссерскую работу осуществляет
М. Гольдина; балетмейстер — И. Ар-
батов. лирижер — И. Байн, худож-
	ник — М. Чиковани.
		И. Григорьев,
ее, есь окон от, а «ме тит
	Редактор А. А. ФОМИЧЕВ.