рошков - металлического и взрывчатого (смесь скоро портится).
Кроме того в запасе нужно иметь синдетикон и бархат для кассет, чехол к треножнику (с петлями для пояса), запасные винты и шайбы, сантиметр, мешок для перезарядки пластинок, автофотометр и записную книжку.
Походную лабораторию оборудовать надо только тем, что необходимо для пробных снимков (из расчета примерно две пробы в месяц). Никогда не следует проявлять в пути ценные снимки, которые возможно отложить до возвращения домой. 3 целлулоидных кювет
ки (можно обходиться и с одной), клеенка, сшитая протвинем (на случай проявления в мешке), фонарь для свечи, аристотипная бумага, проявляющее вещество, сульфит, гипо
сульфит и немного вираж-фиксажа (все в
мелких развесках для разведения без весов, по объему), и кружка, на которой внутри вы
скабливаются мензурочные деления (чай от этого не страдает). Я употребляю проявитель
на 1 литр: 100 г сульфита, 5 г амидола (если холодно - до 10 г). Копировальная рамка (для печатных пробных портретов) заме
няется клипсами, а сзади бумаги - кусок картона. Сантиметр, мешок для перезарядки пластинок, автофотометр и записная книжка.
ВЫБОР СЮЖЕТОВ
Выбор сюжетов зависит от цели путешествия. Научная съемка в каждой специальности имеет свои правила, с которыми следует ознакомиться заранее (съемка ландшаф
тов, растений, научных портретов, быта и т. д.), но главное и общее ее правило - брать не столько «выдающееся», сколько «типичное».
Все «среднее», «обычное» представляет главный интерес с научной точки зрения, причем
каждый сюжет должен быть представлен серией снимков. Например, при плавании по реке на 200 километров было бы неправильно сделать 40 снимков берега на протяжении 20 километров, через каждый километр по снимку. Правильнее сделать 4 - 6 серий, чтобы захватить и начало, и конец, и середину пути, и в каждой серии делать на коротком участке (в 2 - 5 километрах) на 6 - 10 снимков правого и левого берегов, с лодки и с берега.
Снимая жилища, мало снять много строений, но нужно снять 1 - 2 жилища во всех под
робностях от ворот до печи - от колодца до чердака - если таковой имеется... Производственный процесс нужно заснять от начала до конца. Каждый снимок должен быть снаб
жен подписями, названием мест съемки; при портретных - имена, фамилии и возраст, чем контролируется национальность и тип, и т. д.
Сейчас, в эпоху гигантской реконструкции жизни и быта, очень важно дать серии «ста
рого» и «нового» в каждой отрасли. Многое уже никогда не повторится, и фотографии этого прошлого (быта, нарядов, производств, обычаев и т. п.) будут иметь большую цен
ность, если объяснения записаны достаточно точно и известно место и время съемки.
На смену старому идет новое - и фотограф должен схватить это в каждом районе, где
он путешествует - по возможности тоже сериями, стараясь всегда отметить то типичное («обычное») для данного района, что отличает его от других, известных фотографу.
ОСОБЕННОСТИ СЪЕМКИ
При съемке лендшафтов не следует забывать о светофильтре и о том, чтобы небо при наличии туч и облаков не выглядело бы на позитиве белой бумагой. Не бояться передер
жек, избегать недодержки, допуская их лишь в тех случаях, когда нельзя давать меньшую скорость (с рук, с лодки, в сумерках и т. д.). Стараться снимать, имея солнце сбоку или даже спереди (хотя это трудно), но не за спиной - иначе снимок будет «слепой» и монотонный. Стараться снимать, когда солнце ближе к горизонту (косые лучи оживляют ланд
шафт). Нужно помнить, что тонкие контуры на фоне неба хорошо выходят лишь на пропротивоорельных пластинках. При быстром движении (экипаж, поезд, автомобиль и т. д.) выгоднее всего делать снимки вперед или назад (под углом хотя бы в 45°), - например, при быстром ходе поезда снимок при экспо
зиции в 1/100 секунды под углом в 30° дает отличный четкий снимок, а экспозиция в 1/200 сек. при угле семки в 90° дает сдвинутое изображение.
При съемке бытовых сюжетов, особенно в отсталых районах, не следует торопиться с массовой съемкой первые день-два, пока население не попригляделось к аппарату. За
тем, если люди еще боятся фотоаппарата, убедить одного-двух сняться, и тут же преподнести им портреты. Делать «торжествен
ные» съемки и в то же время не разлучаться с аппаратом (висит на груди даже вечером) - человек делается неотделимым от фотоаппа
рата и непрерывная бытовая съемка проходит блестяще - не «секретно», а просто «незаметно». Не следует обманывать и при «торжественной» съемке просто «щелкать» для от
вода глаз, тогда как каждая мелочь замеча
ется, а нужно проделать все манипуляции полностью (если уж очень жаль пластинок -
с пустой кассетой!). Вспоминаю, как перевод моего «Компура» с 1/25 на 1/10 вызвал вопрос: «Его снимал - свистело, а меня - не свистит?! Почему?» - и пришлось объяснять, что при солнце «свист» только портит снимки...
Самое главное - чувствовать себя «незримым наблюдателем» и всегда иметь какое-либо де
ло кроме фотографии - или сбор коллекций, или участие в работах местных жителей, - но постоянно примерить глазами экспозиции, дистанцию и т. д.
При магниевых снимках из вежливости сначала делаются «пробные» вспышки, начиная с ленты магния. Если долго (в сырую погоду даже через 5 - 10 минут) нет благоприятного момента для магниевого снимка, то магний безжалостно высыпается из лампы и насыпается новый. Иначе отсыревший порошок легко дает осечку.
УХОД ЗА КАМЕРОЙ В ПУТИ
1. Камеру, вынутую из футляра, надо дер
жать на груди и ремешок не снимать с шеи