О МЕТОДИКЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ ФОТОГРАФИИ

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание читателей к вопро
су методики преподавания фотографии, определить его значение и формулировать неко
торые общие соображения, которые могли бы содействовать разработке этого вопроса.
Можно сказать, что положение вопроса о том, как преподавать фотографию, совершен
но не соответствует тому значению, которое у нас придается фотографии, и тому развитию, которое получило изучение фотографии в фотокружках.
Совершенно ясно, что если тысячи советских фотолюбителей затрачивают (каждый) сотни часов на изучение фотографии, необходимы мероприятия, обеспечивающие наибо
же продуктивное использование этих часов. Рациональный метод преподавания важен та
ким образом как средство экономии времени и сил 1.
1 Метод (способ) достижения какой-нибудь цели - в нашем случае - значение фотографии и уменья ее применять - можно определить, как совокупность действий (руководя и кружковцев), обеспечивающих это достижение. Методы, касающиеся изучения ка
кой-либо научной дисциплины, составляют предмет изучения мотодики этой дисциплины; учение же о методах преподавания вообще - ость предмет общей методики.
Представим себе, что специалист по фотографии приступает к работе по руководству
занятиями в фотокружке. Представим себе также, что он не задумывался особенно долге над вопросом, как будет он проводить заня
тия и что до этого момента у него не было педагогического опыта.
Тогда окажется, что уже с первых шагов руководитель почувствует свою неподготов
ленность в отношении как знания самой фотографии2, так и уменья руководить ра
ботой - отчетливо поставить цели, наметить план, рассчитать время, учесть технические возможности, подготовку аудитории (кружковцев), подвести итоги и т. д.
Вопрос о преподавании фотографии руководителями фотокружков в настоящий момент осложняется еще и тем, что методика фото
2 Это утверждение на первый взгляд может показаться поверхностным, но автор не сомневается в его правильности. Оно находится в связи с двумя при
чинами: во-первых, с тем, что современное преподавание, построенное на принципе активности изучающих, предъявляет педагогу очень большие требования в отношении знания предмета; во-вторых, с тем, что руководители фотокружков в своей массе не по
лучили систематического, особенно теоретического образования в области своей специальности и соприкасающихся с ней наук, и потому значительные пробелы в их знаниях - неизбежны.
ПЕРВЫЙ АППАРАТ „ЭФТЭ“
А. Житомирский (Ростов н/Д)
(B порядке обсуждения)
К. И. Мархилевич