В странах.
народной
демократии
	Высшее
образование
	`в Китае
	РАДОСТНЫЕ. ИТОГИ
		РОШЛО больше года с тех па-

мятных дней, когда на‘ сценах
столичных театров проходили заклю-
чительные спектакли всесоюзного
смотра художефтвенной самодеятель-
ности рабочих Ш служащих. Подводя
в передовой статье «Художественное
творчество ‘нарола». итоги смотра,
«Празда>» высоко оценила достиже-
ния художественной  самодеятельно-
сти. Вместе с темъона строго н.за-
ботливо прелупреждала: «Со сторо-
ны некоторых местных  партийчых,
советских и профсоюзных организа-
ций наблюдается кампакейский под-
ход к народному творчеству. О ca-
модеятельности вспоминают в дни
подготовки к очерелному смотру. В
этот пернод чувствуется оживление
в работе самодеятельных коллекти-
вов. Но проходит смотр, и о ero
участниках постепенно начинают за-
бывать. Это приводит к тому, что
начинает хиреть работа коллектива,
отсеиваются его участники.
	Задача заключается в том, чтобы
при заводах и в колхозах, в ‘клубах
и дворцах культуры постоянно ра-
ботали коллективы художественной
самодеятельности, чтобы расширял-
ся их состав, закреплялись творче-
ские лостижения».
	Выполняя эти указания, Москов-
ский дом народного творчества ор-
ганизовал в истекшем году показ но-
вых спектаклей самодеятельных кол-
лективов. Показ этот  подтверлил,
что кружковцы, преодолевая еше
многие недостатки, достигли замет-
ных успехов. Примечательно в этом
отношении . творчество рабочего са-
	модеятельного театра клуба имени
Горбунова, — поставившего пьесу
«Шторм».
	Для тех, кто знает и любит са-
модеятельность столицы, этот кол-
лектив, отмечающий ныне свое
20-летие, давно уже является при-
мером глубокого и серьезного отно-
шения к искусству, проникновенной
работы над сценическим воплощени-
ем пьесы, неустанного повышения
мастерства. Первая премия на все-
союзном смотре за спектакль «Ка-
линовая роща» А. Корнейчука дает
право назвать’ его одним из лучших
самодеятельных театральных коллек-
тивов страны.
	В создании серьезной творческой
атмосферы, как и в создании ряда
последних постановок, получивших
высокую оценку, большую роль иг-
рает руководитель коллектива —©спыт-
ный. педагог и режиссер Ю. Поли-
чинецкий.

Героическая драма В. Билль-Бело-
перковского «Шторм» ‘расеказывает
о первых годах становления coBeT-
ской власти, прохоливших в непре-
рывной борьбе с интервентами, вну-
тренними врагами, с разрухой, го-
лодом, эпидемиями. Эта большая и
очень трудная для исполнения пье-
са могла бы показаться слишком
хроникальной, если бы не ее прав-
дивость и искренность. Она волнует
нас и сегодня, в дни, когла созет-
ский народ строит коммунизм, ког-
да наши люди неизмеримо выросли.
	— Неужели все это так было? —
изумленно спрашивает) молодой го-
лос в зоительном зале.
	— Да, было, и именно так, —
отвечает взволнованно пожилой со-
cel.
	Для ‚театоального коллектива
	. *луба имени Горбунова стало хоро-
	Художник
	ВАЖНАЯ роль в борьбе за подъем
всёх видов искусства на ypo-
вень возросших требований народа
приналлежит советской критике.
Указания партии о необходимости
максимального удовлетворения не-
прерывно растущих культурных MO
требностей народа, о всемерном раз-
вертывании критики и самокритики,
о важности художественной типиза-
ции, о ликвидации последствий влия-
ния «теории» бесконфликтности яв-
ляются программой и для наших ху-
дожественных критиков.

Велика и ответственна роль крити-
ка, когда произведение художника
выходит в свет. Он не только зна-
комит читателя с новыми работами
художников, помогая раскрыть их
вамысел. `Требовательная, принципи-
альная оценка критика, вскрываю-
щая причины творческих успехов и
неудач, — важный фактор роста ис-
кусства.

Но критик может оказать большую
помощь художнику и в процессе ра-
боты над картиной или скульптурой.
Деятельность. выдающегося русского
критика В. Хтасова, оказывавшего
неоценимую помошь крупнейшим жи-
вописцам, служит примером подлин-
но творческого содружества художни-
ка и критика, содружества, в KOTO-
ром они оба кровно заинтересованы.
	Это содружество тем более важ
но, что критика в целом также не-
сет ответственность за появВ-
ление серых, скучных, безвкус-
ных или халтурных произведений. И,
конечно, лучше. предотвратить твор-
ческую неудачу; помочь исправить ее
еще в мастерской, чем констатиро-
	вать и осуждать эту неудачу уже
	редактора А. Соснякова. Однако ее
исполнению недостает красок. Она
порой излишне сдержанна, что де-
лает образ несколько однообразным.
	Педавно в Доме актера MOCKOB-
ская общественность чествовала ста-
рейших самодеятельных артистов
столицы. В «Шторме» мы видим не-
которых из НИХ: бухгалтера
П. Аладьинского, создавшего прав-
дивый образ старого революционера
Раевича, инженера П.` Царева, ха-
рактерного в своей маленькой роли
лектора, юриста М; Савилова, убе-
дительно играющего бывшего пол-
ковника царской армии, злобного и
хитрого врага народа военрука Бо-
гомолова.
	Обшее решение народной темы
спектакля определяет идейный смысл
постановки. Перед ‘зрителями прохо-
дат плеяда представителей револю-
ционного народа. Даже в неболь-
ших по тексту ролях кружковцы
создают живые и цельные образы.
Среди них продразверстник (П. Ho-
зайтис), ‹комоомолен (Г. Крылов),
	курьерша военкомата (Л. Костюфа),.
	председатель Чека (В. Расторгуев),
рабочий Попов (А. Родин) и др.
	Серьезно. реалистично, без тени
гротеска поданы з спектакле образы
врагов революции. Многие из них
найдены в типичной характерности,
в разнообразном проявлении клас-
совой злобы: от недалекого комен-
данта бани (В. Сморчков), мещан-
ки (Н. Зуйкова), от готовых к из-
мене приспособленцев, — таких, как
заведующий отделом народного об-
разования (в отличном исполнении
М. Хохлачева), до прямых заговор-
шиков и бандитов Ибрагимова
(П. Галушко), Кастюрина (Н. Хол-
чев).

Следует отметить простое и стро-
гое оформление спектакля художни-
ком М. Самородским. Оно отлично
служит раскрытию замысла спек-
такля, особенно в массовых сценах.
	Бместе с тем хочется пожелать
способному коллективу продолжать
совершенствовать свое мастерство,
болыше работать над овладением
культурой сценической речи, повы-
шать уровень знаний в области те-
атрального искусства.

Сложное историческое драматур-
гическое произведение участники са-
модеятельного рабочего театра игра-
ют правдиво и ‘вдохновенно. Источ-
ником их вдохновения служит пат-
риотическая гордость за свою социа-
листическую Родину — страну мир-
ного созидательного труда, разбу-
дившую творческие силы народа.

Рабочий самодеятельный театр,
прошедший большой творческий
путь, отмечает свое двадцатилетие.
Это радостное событие ярко отра-
жает огромный культурный рост. со-
ветских людей.
	‚ Ф. Каверин,
	20-ЛЕТИЕ РАБОЧЕГО
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО
ТЕАТРА
		шей традицией работать над слек-
таклем вместе с автором. Участники
постановки в поисках своего реше-
ния пьесы создали при помощи
В. Билль- Белоцерковского собствен-
ный, несколько отличный от известно-
го варианта текст. Так, например, ав-
тором написаны отдельные ‚малень-
кие сценки взамен выпущенных с
его согласия.
	Интересен и тот факт, что в про-
цессе работы над спектаклем круж-
ковцы прослушали ряд лекций и
бесед о годах гражданской войны,
прочитали много. литературы.
	«Шторм» — новый этап в жизни
коллектива. Это—массовый спектакль
о народе. В пьесе до пятидесяти ро-
лей. В одной лишь сцене «в казар-
мах» занято триднать ‘кружковцев.
Среди множества исполнителей ма-
леньких ролей мы видели и неочень
удачных, но никого нельзя упрек-
нуть в равнодушии. Только настоя-
щий творческий энтузиазм. позво-
ляет решить такую сложную задачу.

..Вще не открылся занавес. Уве-
ренно, все нарастая, звучит песня:
	Смело мы в бой пойдем
За власть Советов...
	Песня становится как бы эпи-
графом к спектаклю о народе, бо-
рюшемся за правое дело и одержи-
вающем победу. И когда в ответ
на напутственное слово председате-
ля укома раздаются мощные крики
	«ура», слова команды и снова зву-
чит та же. теперь удаляющаяся
песня, становится ясным — спек-
	такль направлен по верному пути.
Он вырастает в отдельных карти-
нах до волнующей эпопеи.

Два мира, два лагеря противо-
стоят друг другу в спектакле —
трудовой народ, борющийся за сча-
стливую и свободную жизнь, и вра-
ги революции, стремяниеся заду-
шить с помощью интервентов моло-
дую советскую республику.

Посланцем партии в осажденном
врагами, ’голодающем, промерзшем,
тифозном городе является председа-
тель укома. Его играет Н. Балашюв:
В спектакле «Калиновая роща» он
же успешно выступил в роли мат-
роса Ветрового, создав яркий, за-
поминающийся ‘образ скромного и
волевого человека, сплачивающего
большевистской волей советский
сельский коллектив.
	Председатель укома-—чновая твор-
	ческая удача Балашова. ‘Зрители
видят на спене умного и чуткого
партийного руководителя. Нёмного-
	словный, на первый взгляд суровый,
он внимателен к каждому просто-
му человеку, беспощаден к врагам
народа.

Образ матроса-«братишки», став-
mua буквально классическим в CO-
ветской драматургии, очень верно
намечен в самодеятельном спектак-
ле и режиссером и исполнителем —
инженером М. Чудновским. Образ
опоэтизирован, в. нем сглажены
смешные черты, перед нами верный
сын революции и отважный боец.
Убежденно и правдиво играет pore
	ий вритиь
	на выставке. Критик обязан бороть-
ся вместе с художником за новое,
передовое в искубстве. Лучший путь
для этого — тесное общение с ху-
дожниками, активное участие в. ху-
дожественной практике.

Неудивительно, что проблема вза-
имоотношений художников и крити-
ков оказалась в центре внимания со-
стоявшегося недавно в Москве ХШ
пленума оргкомитета Союза совет-
ских художников СССР, специально
посвященного состоянию и задачам
художественной критики (кстати го-
воря, это единственный пленум с та-
кой повесткой дня за все четырна-
дцать лет существования оргкомите-
ta CCX).

Пленум сделал абсолютно ясным
то, о чем раныше можно было су-
дить лишь по ‘отрывочным данным,
— отношения между искусствоведа-
ми и художниками на деле оставля-
ют желать много лучшего.
	Недовольны художники, и недо
вольны вполне законно — HOKYCCTBO-
велы мало общаются с НИМИ,
почти не ходят в мастерские. Чего
стоят такие факты: в Московском
союзе советских ‘художников около
1.700 членов, в том числе 85 искус-
ствоведов. А работают с художни-
ками только... 15 искусствоведов.
Научные сотрудники Академии ху-
дожеств СССР тт. Прытков, Пара-
монов, Шмидт, Зименко прямо за-
явили, что в МОССХ’е им работать
некогда. На пленуме был задан по
этому поводу ряд резонных вопро-
сов: не грозит ли это данным (и
подобным им) искусствоведам опас-
ностью превратиться в схоластов, не
	отсюда ли идуг, в частности, серь-
	ШАНХАЙ, 15. (ТАСС). Одним из
замечательных  вавоеваний нового
Китая является открывшаяся перед
народом возможность овладения нау-
кой и знаниями, возможность поста-
вить‘ достижения науки на службу
щироким массам трудящихся.

За три года, прошедшие после осво-
бождения страны, больших успехов
достигла высшая школа Китая. Как
сообщает газета «Вэньгуйбадб», за это
время вся система высшего образо-
вания изменилась и выросла не толь-
ко количественно, но и качественно.
Исходя из потребностей развития
народного хозяйства страны, изменен
профиль специалистов, выпускаемых
некоторыми вузами, создано много
новых институтов, совершенно иной
стала методика преподавания в них.

До освобождения в Китае насчи-
тывалось 185 высших ‘учебных заве-
дений. В этом учебном году число их
возросло до 218. Из года в год уве-
личивается число студентов. В насто-
ящее время в высших ‘учебных заве-
дениях страны ‘обучается около 220
тысяч юношей и девушек — это на 69
проц. больше, чем было в 1946 году.
	Коммунистическая партия Китая и
Народное правительство обеспечили
трудящимся все возможности для по-
лучения образования, открыли доступ
в высшую школу детям рабочих’ и
крестьян. В институте путей сообще-
ния в Шанхае, например, из 3406
студентов более половины являются
выходцами из семей рабочих и кре-
сТьяН. .
	Б городе
Сталинварош
	БУДАПЕШТ, 15. (ТАСС). Растет
и благоустраивается первый сопиа-
листический город в Венгрии — Ста-
линварош.
	В истекшем году здесь были по-
строены новые кварталы жилых до-
MOB, выросли новые заводские кор-
пуса на стройке металлургического
комбината имени Сталина. Почти на

два месяца раньше срока — к 35-й
годовщине Великой Октябрьской со-
циалистической революции — был

сдан в эксплуатацию завод отнеупор-
ного кирпича.
	Сейчас начато осуществление бо-
лее обширной, чем в прошлом го-
ду, программы строительства. В 1953
году даст первую продукцию метал-
лургический комбинат имени Сталина.
Сталинварошцы получат 800 новых
квартир, Дом культуры, булег закон-
чено строительство типографии, ряда
яслей и детоких садов, магазинов’ и
других общественных зданий. Идет
подготовка к весенней посадке де-
ревьев, строится ‘болыная гостинипа.
	Строительство в социалистическом
городе не прекращается ни Ha MH-
нуту. Используя советский опыт,
строители Сталинвароша ‘успешно ра-
ботают в зимних условиях.
	Босстановительные
работы
во Вроцлаве
	ВАРШАВА, 15. (ТАСС). Сильно
пострадавший во время войны Вроц-
лав, в котором было разрушено до
75 процентов жилых домов, общест-
венных зданий и предприятий, ус-
пешно восстанавливается (и стано-
вится одним из крупнейших промыш-
ленных и культурных центров стра-
ны

Уже к лету 1952 года во Вроцлаве
были восстановлены десятки про-
мышленных предприятий. В прош-
лом году большие работы по восста-
новлению жилых зданий были про-
ведены в рабочих районах им. Элизы
Ожешко, им. Передовиков труда и
Пильчицы. Трудящиеся этих райо-
нов получили в 1952 году около 38
тыс. комнат. Для студентов BBIC-
ших учебных заведений города по-
строен студенческий городок, рассчи-
танный на 16 тыс. человек. Для де-
тей трудящихся открыты десятки
средних  общеобразовательных a
профессиональных школ. В городе
работает 10 кинотеатров, несколько
театров, построен ряд’ лечебных и
оздоровительных учреждений, г
	БОЛЬШОЙ _
ТВОРЧЕСКИЙ
ПУТЬ
	Все стены неболышой квартиры за-
няты картинами, рисунками. Радост-
ным ошущением о жизни, сочной ‘ее
передачей привлекают глаз пейзажи,
натюрморты. На них — как бы тре-
пещущие, отливающие перламутром
рыбы. налитые сахаристым соком
фрукты, спелые овощи. Но с особен-
ной любовью пишет художник чело-
века, вникая в сущность каждого ха-
рактера, выражая его то в смелом
повороте головы, то в неожиданном
быстром движении корпуса, остром
взгляле..
	a

На протяжении всего 35-летнего
творческого пути Василий Николае-
вич Яковлев — страстный поборник
реалистического искусства. Оптими-
стическое мироощущение, следование
традищиям русской классической
школы, непрерывное стремление к
совершенствованию — вот черты, ко-
торыми отмечена C первых лет. его
большая и плодотворная — деятель-
ность. Художником созланы многие
полотна, широко известные ныне со-
ветскому зрителю. Среди них особен-
	HOH популярностью пользуются
картины «Старатели пишут письмо
творцу Сталинской Конституции»,
	«Купанье краснофлотцев», «Бой под
слободой Стрелецкой», «Голова пар-
тизана», многие портреты, пейзажи.
	Отромная любовь к творениям ста-
рых мастеров русской и западной
живописи, многолетнее неустанное их
изучение способствовали распвету ху-
дожественного мастерства В. Н. Яко-
влева. Он увлекается реставрацией.
Работа над восстановлением произ-
ведений старинных живописцев на-
долго стала как бы второй специаль-
ностью советского мастера. Ему при-
надлежит реставрация творений ма-
ctepos XV, XVI u ХУП веков, про-
изведений Рафаэля, Романо... В это
время развивается еще одна сторо-
на` творческой деятельности В. Н.
Яковлева — искусствоведческая. В
журналах, газетах появляются его
статьи по вопросам реставрации, по
общим проблемам живописи. В. Н.
Яковлев — автор ряда книг по изо-
бразительному искусству.
	...Мы в, рабочем кабинете худож-
ника. На столе лежит недавно вы-
шедшая из. печати книга очерков ‘о
великих русских художниках — Ре-
пине, Сурикове; Айвазовоком и дру-
гих. В. Н. Яковлев показывает объе-
мистые тома в красных переплетах.
Это — рукописи мемуаров художника,
значительное место в которых зани-
мают факты из истории советского
изобразительного искусства, встречи
его с крупными деятелями.
	За свои произведения В. Яковлев
дважды удостоен Сталинской премии.
Последний раз он получил эту высо-
кую награду за картину, прославля-
ющую новую жизнь советской дерев-
ни, радостный труд наших  колхоз-
ников.

За долгую творческую . жизнь
В. Н. Яковлевым созданы многие
сотни портретов, сюжетных ‘картин,
пейзажей, натюрмортов. Среди его
последних работ — картина «Кали-
нин у Мичурина», которую он напи-
сал для предстоящей Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки. Сей-
час на очереди другое полотно —
«Встреча Вильямса и Лысенко».

Сегодня в Ажадемии художеств со-
стоится торжественное заседание,
посвяшенное 60-летию со дня рожде-
ния и 35-летию творческой деятель-
ности действительного члена Акаде-
мии художеств СССР, народного ху-

хожника РСФСР. лауреата Сталин-
	ской премии В. Н. Яковлева.
	НА СНИМКЕ; В. Н. ЯКОБЛЕБ.
Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
	Миллионы простых людей Англии живут сейчас гораздо хуже, чем
по войны. В стране непрерывно растет безработица. Многие тысячи до-
	керов Лондона находятся Ges
работные лондонские докеры.
	Свободу
тунисским
патриотам!
	ОБРАШЕНИЕ ТУНИССКИХ
”ЖЕНШИН К ЖЕНЩИНАМ
	ВСЕГО МИРА $

БЕРЛИН, 15. (ТАСС). Между-
народная демократическая федера-
	ция женщин получила от Союза
женщин  Туниса обрашение к жен-
щинам всего мира, в котором они
призывают содействовать прекраше-
нию террора французских колониза-
торов и помочь спасти жизнь шести
тунисских патриотов, которым грозит
смертная. казнь.

В обращении говорится:

«Женщины всего мира!

Шесть наших братьев по борьбе
находятся в смертельной опасности.
От нас всех зависит, возвратятся ли
эти люди к своим старым матерям и
молодым женам, от нас всех зави-
сит, будут ли они возвращены на-
шему народу, который призывает
всех своих сыновей продолжать
борьбу за наигу национальную, неза-
висимость... Требуйте освобождения
шести тунисских патриотов, находя-
щихся сейчас в тюрьме в Тунисе.

Пусть мощный голос женщин все-
го мира прозвучит громче преступ-
ных призывов тех, кто требует каз-
ни этих патриотов».
	Деятельность
сторонников мира
в Западной Германии
	БЕРЛИН, 15. (ТАСС). Газета «Дер
Мортен» опубликовала сообщение из
Дюссельдорфа, в котором говорится,
что  в городе Герне состоялась кон-
ференция в защиту мира. На конфе-
ренции выступили делегаты Конгрес-
са народов в защиту мира: от земли
Северный Рейн — Вестфалия —
обер-бургомистр Мюхен-Гладбаха
Вильгельм Эльфес, профессор Клара-
Мария Фасбиндер, дуисбургский свя-
щенник Эссен и писатель Арнольд
Науман.

На конференции был избран ко-
митет, в задачу которого входит о3-
накомление населения Рейна и Ру-
ра с решениями Конгресса народов в
защиту мира. Участники конферен-
ции единодушно одобрили резолю-
цию, в которой призывают население
Западной Германии сплотиться в
борьбе против ратификации боннско-
го военного «общего договора», в
борьбе за справедливый мирный до-
говор для всей Германии и обще-
германские выборы.

Газета сообщает далее, что в Гам-
бурге, состоялось собрание, на кото-
ром участники Конгресса, избранные
населением Гамбурга, рассказали
присутствовавшим о работе и значе-
нии Конгресса. Участники собрания
обсудили мероприятия, направленные
на усиление борьбы за мир и осу-
шествление решений, Конгресса.
	Выступление Эррио
в Национальном собрании
(Франции °
	ПАРИЖ, 14. (ТАСС). Парижское
радио передает, что в ночь на сегод-
ня Эдуард Эррио, после переизбра-
ния его на пост ‘председателя Нацно-
нального собрания, произнес речь, Р
которой он коснулея задач, стоящих
перед новым правительством. В этой
речи Эррио выступил сторонником
пересмотра конституции — антидемок-
ратической меры, которую, как изве-
стно, реакционные силы  Франнни
стремятся провести для того, чтобы
обеспечить «свободу рук» правитель-
ству, обеспечить ему возможность
управлять с помощью так называе-
мых «декретов-законов» и тем са-
мым фактически лишить парламент
права контроля над правительствен-
ной деятельностью.

Перейдя к вопросу о так называе-
мой «европейской армии», Эдуард
Эррио’ критически отозвался о пла-
нах создания так называемого «Ев-
ропейского оборонительного сообще-
ства»
	Omo6codcy
	*% АРГЕНТИНСКАЯ газета «Ла нась-
он> сообщила об окончании забастов-
ки 6% тысяч рабочих чилийских мед-
ных рудников, которая длилась три
недели. Рабочие добились повышения
заработной платы, а также удовлетво-
рения других своих требований.

% КАК СООБЩАЕТ газета «Синд
обсервер», член Учредительного соб-
рания Пакистана Нур Ахмед обратил-
ся к премьер-министру и министру
труда с призывом принять срочные
меры для ликвидации безработицы,
которая за последнее время приняла
угрожающие размеры. Нур Ахмед
указал, что число только официально
зарегистрированных ‹ безработных в
Пакистане в настоящее время состав-
ляет около 1 млн. человек.

х ПО СООБЩЕНИЮ корреспондента
агентства Рейтер из Иоганнесбурга, в
результате ливня, который прошел
12 января, в Южно-Африканском Сою-
зе нарушена железнодорожная и те-
лефончная связь. Аэропорт в Дурбане
превратился в озеро. Затоплены доро-
	TH,, в. результате. ‚чего полностью на:

О ПТ Ро  И р я

рушена связь с Южной Родезиеи,
	без работы больше года. НА СНИМНЕ: 6е3-
	СОБЫТИЯ
РВ РОРЕЕ
	СООБЩЕНИЕ
ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ
НАРОДНОЙ АРМИИ
	ПХЕНЬЯН, 14. (ТАСС). Главное
командование Народной армии Ko-
рейской Народно-Демократической
Республики сообщило сегодня, что
соединения корейской Народной ар-
мии и части китайских народных до-
бровольцев вели в районе Коранихо-
ри бои местного значения с амери-
кано-английскими интервентами.

Сегодня зенитные части Народной
армии и стрелки — охотники за вра-
жескими самолетами сбили 5 и по-
вредили 2 самолета противника, уча-
ствовАвших в зверокой бомбардиров-
ке-и пулеметном обстреле мирных
населенных. районов. :
		Попрание
напионального
	суверенитета
	ГАЗЕТА «МОНД» О СОЗДАНИИ
«ЕВРОПЕЙСКОЙ АРМИИ»
	ПАРИЖ, 15. (ТАСС). В. газете
«Монд» опубликована статья Андрэ
Фонтэна посвященная политике
	Франции в отношении так называемо-
гс «Европейского оборонительного
сообщества». ;

Автор признает, что идея создания
пресловутой «европейской армии» и
отказа от национальной армии встре-
чает враждебное отношение не только
со стороны широких масс француз-
ских трудящихся, но и в среде
командного состава вооруженных сил
Франции.

«В высших сферах французской аф-
мии, — пишет автор, — бесспорно, су-
ществует возрастающее беспокойство
отнобительно перспектив оборонитель-
ного сообщества. Некоторые отмечают
тот его недостаток, что оно... лишь
является иллюзорным средством про-
тив слишком реальной опасности
германского вооружения. Как бы ни
был усложнен договор, он не поме-
шает возрождению вермахта и ‘BOB-
лечению Германии на опасный путь
милитаризма и национализма.
	Другие безропотно смиряются с
некоторым вооружением Германии.
Но они не желают посягательства на
целостность и единство французской
армии. Такое посягательство  неиз-
бежно вытекало бы из политической
интеграции и объединения командо-
ваний. Их основной аргумент cocTo-
ит в том, что «европейская армия» раз-
рушает единство национальной обо-
роны и, следовательно, лишает прави-
тельство и французское государство
основного атрибута суверенитета».
		заслуженный деятель искусств
РСФСР, профессор.
	НА СНИМКЕ: сцена из первого
действия пьесы В. Билль.Белоцер-
ковского «ШТОРМ» в постановке
самодеятельного коллентива нлу-
ба им. Горбунова; слева направо:
военком — В. КОЛКОВ. npence-
	датель укома — Н. BANAUWIOB, ра-
бочий Попов — А. РОДИН, редак-
тор А. СОСНЯКОВА и матрос —
М. ЧУДНОВСКИЙ.
	Фото Г. КОРАБЕЛЬНИКОВА.
			Экспансия под ‘флагом
	K“JIOMOLIH>
	К СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ США
И ИНДОНЕЗИЕЙ
	ЛОНДОН, 14. (ТАСС). В начале
1952 года между США и Индонези-
ей было заключено соглашение о пре-
доставлении Индонезии американской
«помощи» на основе так называемо-
го «закона 1951 года о взаимном
обеспечении безопасности».
	Как писала тогда голландская га-
зета «Алгемейн Ханделсблад», это
соглашение вызвало протесты не
только со стороны народа, но даже
со стороны таких крупных партий,
как «Машуми», «Персатуан Индоне-
зия Райя» и национальная партия
Индонезии. В связи с этим прави-
тельство Сукимана, министр иност-
ранных дел которого заключил упо-
мянутое соглашение, вынуждено бы-
ло уйти в отставку.
	Пришедшее к власти правительст-
во Вилопо решило замаскировать аг-
рессивный характер американской «по-
мощи», Учитывая, что индонезий-
ский народ выступает против втяги-
вания Индонезии в американский аг-
рессивный блок, оно поставило во-
прос об изменении внешней формы
«помощи». Не случайно газета «Нью-
Йорк таймс» писала в начале этого
месяца, что хотя высшие военные
круги Индонезии и «горячо желают
получить военную помошь от США»,
однако политическое положение в Ин-
донезии таково, что было бы неже-
лательно заключение — какого-либо
пакта с Соединенными Штатами ©
военной помоши.
	Как сообщило агентство АНТАРА,
	Соединенные Штаты согласились за-
менить соглашение об американской
«помоши» на основе «закона 1951
года о взаимном обеспечении безо-
пасности» соглашением о «помощи»
через Управление по вопросам тех-
нического сотрудничества. Новое со-
глашение вступило в силу 12 янва-
ря этого года.

Индонезийский посол в. Вашингто-
не Али Састроамиджойо заявил, что
новое соглашение будет «более удоб-
ным», чем соглашение 1952 года, при-
ведшее к отставке правительства Су-
кимана ‚и вызвавшее сильное возму-
шение общественности.
				езные ошибки в книге Зименко о
советской портретной живописи?

Недовольны также _ искусствове-
ды и’ ложе вполне законно.
Есть много примеров  нетерпимого
отвошения некоторых влиятельных
художников к критике. Порой рас-
критикованный художник  осыпает
бурными упреками «обидевшего» его
критика. *\1

Беда заключается и в том, что на
практике имеется определенная си-
стема зависимости искусствоведов от
художников, зависимости  организа-
ционной, которая ‘ведет`к зависимо-
сти идейной. Так, искусствоведы, ра-
ботающие при Академии художеств,
практически лишены всякого влия-
ния на ее деятельность. В прошлом
году искусствоведов академии He
привлекли к обсуждению закрытой
академической выставки, а в этом
голу ни одного из”них не ввели в
комитет академической выставки, К
этому следует добавить, что при
выдвижении работ ‘академиков Ha
соискание Сталинской премии MHe-
	ния искусствоведов совершенно He
	спрашивают.
Более того; в Академии художеств
установилась порочная практика:
доклады, написанные группой  ис-
кусствоведов академии в связи с
обсуждением всесоюзных выставок,
подвергались переделкам со сторо-
ны президиума. академии. А в пре-
зидиуме заседают авторы многих кри-
тикуемых произведений!
«Общепризнано, — говорит
товарищ И. В. Сталин, — что ника-
кая наука не может развиваться и
преуспевать без борьбы мнений, без
свободы критики». Разве такая фор-
ма контроля президиума академии
над. критикой совместима с. этим
сталинским принципом? А ведь кол-
лектив ° искусствоведов — академии
	улке, ни разу не заслушал на своем
заседании.

Все эти вопросы (и связанные с
ними другие, например, об отсутствии
творческих командировок для ис-
кусствоведов, юб участии критиков
в художественных советах и т. п.)
	очень серьезны. Нюотребуется, oue-
видно, некоторая организационная
перестройка.
	Серьезные упреки можно предъя-
вить и комиссии по критике при орг-
комитете. В ее деятельности также
налицо отрыв от общественности.
Она ни разу не отчиталась
перед коллективом московских худож-
ников и критиков,

К сожалению, на пленуме ’бы-
ла упущена возможность  обсужде-
	ния кандидатур для пополнения ко-
миссии. Пополнить. же ее надо, ибо
в составе ее из 15 человек всего 3
представителя ‘периферии, а’ из 12
москвичей — 7 сотрудников Акаде-
мии художеств. Это уважаемые ис-
кусствовелы, выступающие в печати,
но полезен ли такой перевес “Акаде-
мии художеств? Ведь ` работающие
там товарищи при всех их достоин-
ствах не сумели добиться для себя
достаточной независимости и уваже-
ния в самой академии и даже’ ми-
рились ‘с этой зависимостью. Суме-
ют ли они при самых лучших на-
мерениях ‘стоять на страже’ незави-
симости критики во всесоюзном мас-
штабе?

Хочется, чтобы в этом тоду рабо-
та критиков шла в более тесном кон-
такте с художниками, чем в преды-
	дущие А ‘пока что первая вадача
критики — обеспечить обсуждение
всесоюзной художественной выстав-
	ки 195?) гола на том высоком уров-
	не, который диктуется ‘указаниями
ХХ съезда партии.
А. Членов.
	молча терпит ее несколько лет:

Зависимость критиков от худож-
ников дает печальные плоды в виде
подхалимства, ‘о наличии которого
(особенно в монографических  ста-
тьях и книгах) также говорилось на
пленуме. Некоторые критики, боясь
испортить приятельские отношения с
художниками, / становятся на путь
захваливания их’ произведений. На-
пример, директор издательства «Со-
ветский художник» Е. Меликадзе да-
	вал завышенные оценки посредствечц-
	ных картин А. Герасимова.

Большую роль призваны сыграть
критические секции творческих сою-
зов. Нельзя признать, однако, удо-
влетворительной работу критической
секции того же MOCCX’a. Вы-
ступавший на пленуме предселатель
бюро этой секции Г. Нелошивин,
констатируя недостаток внимания к
искусствоведам и призывая критиков
выступать принципиально и нелице-
приятно, забыл сказать, что делает
руководимая им секция для поднятия
уважения к критикам, заботы об их
росте, как’ ограждает их от зажима
критики со стороны некоторых влия-
тельных художников? И способствует
ли поднятию авторитета критиков не-
давнее предложение тов. Недошиви-
на отом, чтобы... вообще ликвидиро-
вать критическую секцию МОССХ’а?
Ошибочность этого предложения
справедливо отмечалась в докладе,
которым открылся пленум. Однако
тов; Недошивин не’ потрудился даже
объяснить мотивы своего предложе-
НИЯ.

Невнимание оргкомитета Союза со-
ветских художников к работе искус-
ствоведов и критиков зашло так да-
леко, что даже отчет о деятельности
критической секции Московского
союза, хотя она находится букваль-
HO «пол боком» — в соседнем пефе-