ВЫСТАВКА
В ИСТОРИЧЕСКОЙ
БИБЛИОТЕКЕ
	«Труд И. В. Сталина «Экономиче-
ские проблемы социализма в СССР»
— великий вклад в сокровищницу
марксизма-ленинизма» — этой теме
посвящена выставка, открывающаяся
сегодня в Государственной истори-
ческой публичной библиотеке. В цен-
тре огромного стенда — портрет
любимого вождя советского народа
Иосифа Виссарионовича Сталина.

На выставке представлены пройз-
ведения Маркса, Энгельса, Ленина и
Сталина, материалы исторического

XIX съезда Коммунистической nap-
ТИИ. .

Посетители увидят две. диаграммы.
Одна из них иллюстрирует выпуск
промышленной продукции в СССР,
США и Англии за 1929—1951 годы.
Цифры наглядно показывают гигант-
ский рост советской промышленно-
сти, которая неуклонно идет по вос-
ходящей линии. Над диаграммой,
отражающей успехи нашей  Роди-
ны, — цитата из труда товариша
И. В. Сталина «Экономические про-
блемы социализма в CCCP»: «Cy-
щественные черты и требования ос-
HOBHOTO экономического закона со-
циализма можно было бы сформули-
ровать ‘примерно таким образом:
обеспечение максимального  удовле-
творения постоянно растущих мате-
риальных и культурных потребностей
всего общества путем непрерывного
роста и совершенствования социали-
стического производства на базе
высшей техники». :

Другая диаграмма наглядно изо-
бражает гонку вооружений в США
— источник обогашения монополий
и усиливающегося обнищания тру-
дящихся. Каждая ‚цифра этой диа-
граммы подтверждает разрушающее
действие основного экономического
закона современного капитализма,
открытого товарищем И. В. Сталиным.

На выставке можно ознакомиться
со списками литературы, - рекомен-
дованной для использования при изу-
чении геннального труда товарища
блемы сониализма в СССР».

ДОКЛАД
О ВЫДАЮЩЕМСЯ
ЧЕШСКОМ УЧЕНОМ
	Комиссия по истории техники
Академии наук СССР начала работу
по изучению истории техники стран
народной демократии.

На очередном семинаре выступил
с докладом о выдающемся чешском
ученом Иозефе Грабаке кандидат
технических наук С. В. Шухардин.
Это было первое сообщение из на-
мечаемого цикла докладов по исто-
рии техники стран народной  демо-
кратии.

С. В. Шухардин подробно осветил
роль Иозефа Грабака (1833—1921 гг.)
как крупнейшего знатока горного де-
ла, ученого с мировым именем. До-
клалчик привел интересные докумен-
тальные справки, свидетельствующие
о высокой культуре чешского наро-
да в средние века, о значительном
уровне техники горного дела`в Че-
хии еще в ХПГ столетии.

На основании изученных. с летопи-
сей доказано, что первое горное
право появилось в Чехии еще в
1249 году —-_ раныше, чем в какой-
	высшее горное. учебное заведение.
создано было также в Чехии (в
1762 году) — раныше, чем извест-
ная Фрейбургская горная академия.

С болыпим интересом был вы-
слушан расеказ о выдающейся дея-
тельности Иозефа Грабака — осно-
воположника  горнозаводокой меха-
ники в Чехословакии, теплотехника,
автора классических работ, блестя-
щего педагога, патриота; борца за
национальную независимость  чеш-
ского народа, изобретателя, истори-
ка техники. До работ Иозефа Граба-:
ка техническая литература для ч8-
хов в старой Австрии издавалась в
основном на немецком языке. Гра-
бак не только боролся за издание
учебников, словарей, технической ли-
тературы на родном языке, но и
много труда вложил в разработку
отечественной технической термино-
логии. .

Одно из крупных изобретений
чешского ученого   (способ свивки
рудничных канатов) было нагло
украдено американскими предприня-
мателями и выдавалось за амери-
канское.

Работы Иозефа Грабака не толь-
ко содействовали подъему чешской
техники, но играли также важную
роль в развитии общенациональной
культуры чешекого народа.

Труды Иозефа Грабака были хо-
рошю известны ученым России. Его
работа «Проволочные канаты» пере-.
ведена на русский язык и издана
в СССР в 1936 году.

Комиссия истории техники Акаде-
мии наук СССР докладом С. В. Шу-
хардина начала важное, полезное
пело.

История
одного
	заказа
	Лучше организовать
	ремонт автомобилей
	Пороткий сигнал
	Если ввести такой порялок, чтобы
	‘завод ремонтировал только двигате-
	Ли и элевгрооосрудовениох, руин.
ственной площади потребуется . го-
раздо меньше, ао продолжитель-
ность ремонта может! быть CO
кращена до нескольких дней. Понят-
но, какие выгоды получит от этого
автотранспорт.

Отказавчись от ненужных ‘трудо-
емких работ, авторемонтные заводы
могли бы уделить больше внимания
изготовлению запасных частей. Пред-
назначенное для этого оборудование
в настоящее время’используется не-
достаточно. Чтобы выполнить’ позы-
шенные задания по прочзводетву за-
пасных частей, авторемонтникам  на-
до лучше использовать станки,
работать не в одну смену, а в две.
Прежде всего необходимо opra-
низовать выпуск запасных частей
для автомобилей старых марок —
«ГАЗ-АА», «ЗИС-Б5» и «М-!». Как
известно. эти машины сняты с произ-
водства, и запасные части для них
в нужном количестве не выпуска-
ются.
	В директивах 2ШХ съезда партии
но пятому пятилетнему плану по-
ставлен вопрос и об укрупнении ав-
тохозяйств. Укрупненные гаражи
и автобазы, получая нужное им ‘ко-
личество запасных частей, ‹<умеют
производить все виды ремонта авто-
машин у себя.
	Болыпую помошь автохозяйствам
должны оказывать станции техниче-
ского обслуживания автомобилей. К
сожалению, их мало. Необходимо со-
здать в Москве и на периферии де-
сятки новых стандий и одновремен-
	но уделить болыше внимания профи-
лактическому обслуживанию машин
в гаражах и автобазах. Для этого
	надо обеспечить автохозяйства неоо-
холимым  гаражным инструментом.
	Тресту гаражного оборудования Ми-
нистерства автомобильного транспор-
та РСФСР следовало бы выпускать
в достаточном количестве прессы
для нагнетания смазки, компрессоры
для накачки шин, аппараты для вул-
канизации резины. ключи, съемники
UT.
	Улучшение технического обслужи-
вания автомашин в автохозяйствах—
одна из важнейших задач Министер-
ства автомобильного = транспорта
РСФСР, Управления авторемонтных
заводов и автотехнического снабже-
ния Мосгорисполкома, транспортных
стлелоз веломств.
	Инженер И. ЗНАМЕНСКИИ,
Г. СМИРНОВ.
	ститель председателя Москворецкого
райисполкома тов. Забабурин писал
мне, что Добрынинское районное жи-
лишное управление установит бата-
рею к 15 декабря. Но ни жилищное
управление, ни домоуправление ни-
	чего не сделали.
М. АНДРЕЕВ.
	Чайковского.
	Всякому ясно, как важны для ав-
томобильното транспорта правильная
организация ремонта автомашин и
хорошее их профилактическое обслу-
живание. Между тем число авторе-
монтных заводов в Москве за пос-
ледние годы уменьшилось, хотя колн-
чество автомобилей непрерывно 303-
растает. Во многих автохозяйствах
жалуются, что ремонтировать маши-
ны негле.
	В пятом пятилетнем плане наме-
чается раснгирение сети авторемонт-
ных заводов. Это путь к коренному
решению проблемы. Однако наряду ©
увеличением числа заводов необхо-
димо использовать для ремонта ав-
томашин и производственные воз-
можности автохозяйств.
	Известно, например, что 1-я авто-
база треста «Союзторгтранс»,. авто-
базы Управления продторгами, Мини-
стерства легкой промышленности
CCCP и многие другие не нуждаются
в услугах авторемонтных заводов.
Эти хозяйства имеют такое оборудо-
вание, котороё позволяет им самим
восстанавливать и изготовлять недо-
стающие детали. Техническая готов-
ность парка‘ здесь достигает 90—95
процентов. В то же время есть авто-
хозяйства, не полностью  обеспечен-
ные запасными частями; не имея по-
рой самого необходимого гаражного
оборудования, они вынуждены на-
правлять свои автомобили в капи-
тальный ремонт на заводы даже тог-
да, когда в этом нет прямой необ-
ходимости, а требуется лншь заме-
нить какую-либо часть машины.
	Как известно, на авторемонтных
заводах кажлый автомобиль разби-
рается на части, при этом произво-
дится отборка годных и негодных
деталей. Негодные детали заменяют-
ся запасными, а требующие ремонта
восстанавливаются.
	Ремонт атрегатов с заменой час-
тей мог бы производиться и в самих
автохозяйствах, если бы там имелись
вапасные части и необходимое га-
ражное оборудование — съемники,
комплекты ключей, приспособления
для запрессовки деталей ит. п. В суш-
ности на заводах следовало бы про-
изводить только капитальный ремонт
моторов и электрического оборуло-
вания автомобилей, так как для это-
го нужны специальные прислособле-
ния, станки’ и высококвалифициро-
ванная рабочая ‹ила.
	При заводском капитальном pe-
монте на ‘каждый грузовик требует-
ся 40—50 квадратных метров произ-
волственной площади, а самый ре-
	монт растягивается на 20—25 дней.
	В 28-й квартире дома № 32 no
Болыной Полянке еше в позапрош-
лом году домоуправление сняло в мо-
ей комнате пришедитую в негодность
батарею  нентрального отопления.
Проходит уже вторая зима, а новой
батарен взамен снятой. н>. поставле-
но. 9 ‘декабоя прошлого года заме:
	На улице
	МОСКВА СЕГОДНЯ.
	Волочильные станки марки «С-212»
были давно освоены на станкозаводе
имени Орджоникидзе, Еще зв июне
прошлого года Министерство станко-
строения СССР запланировало выпу-.
стить в первом квартале 1953 гола
сравнительно небольшую — партию
этвх”станков. Казалось бы, что этот
заказ заволом будет успешно выполз
нен. Тем более, что конструкторской
работы не требовалось. В архива
	хранились кальки чертежей, а в 07+
деле главного технолога — альбом

технологической обработки деталей.
Чтобы начать изготовление стан»
	ков,  производственно-диспетчерский
отдел (начальник тов. Тимонин) Jor.
жен был ‘обеспечить механические
цехи литыми деталями, заготовками
для шестерен, валиков и других узз
лов.
	Для отливки деталей  понадобиз
лась помошь зазода  «Станколит»:
Между тем договор с этим заводом
своевременно не был заключен. Чер-
тежи отправили на завод «Станко-
лит» с опозданием на несколько мез
сяцев. И здесь не сразу приступили
к выполнению заказа. В вачале дез
	кабря прояилотго года чертежи © ли+
тейной технологией возвратились обз
	ратно на станкозавод дия изготовле

ния молелей.
	Наступил январь, а механические
цехи из-за отсутствия литья образ.
ботку деталей не начали. В результа
те график был сорван. Но механичез
ским пехам нехватало не только’ли>
	тых деталей. Заготовительный цех
(начальник тов. Фирстов) во-время не-
дал им заготовок для многочислен»
ных шестерен, иитинделей, валиков: и-
других деталей.

За монтаж механизмов сборщики
смогли взяться только 20 января.
Как они ни торопились, время было
уже упушено. Первые два станка

собрали буквально в последние часьё
месяна. Их даже не успели испы-
	тать на холостом ходу. Другие стан-
ки ‘решили монтировать в феврале.

Печальная история < изтотовлени-
ем волочильных станков марки
«С-212» не является единичной. По
плану в феврале требовалось изгото-
вить волочильные станки марки
«МР-9». По тем же причинам вы-
пуск их сорван и’перенесен на март.
В фезрале же не выпущены трубо-
нарезные станки «98145» в пять
станков марки «1С50».

Срыв номенклатурного плана —
это результат отсутствия постоянно-
го контроля за выполнением заказов
со стороны  производственно-диспет-
цчерского отдела и директора завода

тов. Ковичева.
. И СИПОРОВ.
	Фото И. АКУЛЕНКО.
р  ра льды el
		В Московской сельскохозяйственной академии имени К,А, Тимирязева проводятся теоретические
еэнции по изучению гениального ‘труда И. В. Сталина «Экономические проблемы со
	ие проблемы социализ-
в кабинете кафедры полит-
	ма в СССР». Донлады на этих конференциях делают студенты. НА СНИМКЕ:
	экономии; студентка 4-го курса плодоовощного факультета комсомолка И. НУЛЬЧИЦКАЯ готовит донлад «То-
варное производство и закон стоимости при социализме» и студентка того же курса номсомолна Н. ПРИ-
	«Товарищ Сталин

КАЗЧИКОВА за подготовкой к понладу
			о характере экономических закснов при социа-
	Фото В. ШАРОВСКОГО (ТАСС).
* :

HOH-
	ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
	К пальнейшему подъему
партийной пропаганды
	кладов. Кроме того выступают лекто-
ры МГК КПСС и Всесоюзного об-
ества по распространению полити-
ческих и научных знаний.
	Несколько оживила свою деятель-
ность лекторская группа райкома пар-
тии. Ею разработаны и обсуждены 22
лекции по труду товарища Сталина
и материалам ХХ съезда партии.
	И все же размах лекционной пропа-
ганды в нашем районе еще не отве-
чает требованиям, предъявляемым
партией. Члены лекторской группы
еще релко выступают на предприя-
тиях и в учреждениях, недостаточ-
но высок уровень отдельных лекций.
Секретари парторганизаций  некото-
рых предприятий не планируют ре-
гулярного ежемесячного проведения
для трудящихся лекций и докладов
на политические темы. Так, на строй-
заводе №   в течение пяти месяцев
не было прочитано ни одного поли-
тического локлала,
	Серьезные недостатки в пропаган-
де решений AIX съезда. партии и
труда товариша Сталина «Экономя-
ческие проблемы социализма в СССР»
говорят о том, что райком партии,
его отдел пропаганды и агитации,
секретари ряда партийных организа-
ций еще недостаточно глубоко вни-
кают в содержание пропагандистской
работы, не осуществляют _ строгого
контроля за ходом учебы. Некоторые
партийные работники не служат для
коммунистов примером заботливого
отношения к повышению своего идей-
но-политического уровня. Секретари
цеховых парторганизаций автозавода
имени Сталина тт. Сахарова, Лябвн,
Сахаров, секретари парторганизаций:
Московского управления «Желдор-
строймеханизации» — тов, Приганов,
ремесленного училища № 1 — тов,
Коротков самовольно прекратили уче-
бу в филиале вечернего университе-
та марксизма-ленинизма, Как пра-
вило, в парторганизациях, возглав-
ляемых такими секретарями, плохо
поставлена и партийная пропаганда.
	Дальнейшее всемерное повышение
уровня партийной пропаганды являет-
ся важнейшей задачей районной пар-
тийной организации. Райком КПСС и
партийные организации принимают
меры к устранению недостатков в по-
становке марксистско-ленинского об-
разования, заботятся о глубоком ус-
воении коммунистами и беспартийны-
ми гениальных идей произведения
товариша Сталина, решений и мате-
риалов ХПХ съезда партии. Состояв-
шийся недавно пленум районного ко-
митета партии потребовал от партий-
ных организаций добиться, чтобы
каждый коммунист строго выполнял
требование Устава партии об усвое-
	нии основ. марксизма-ленинизма.
	Товарищ Сталин учит, что, чем
выше политический урозень и мар-
ксистско-ленинокая сознательность
работников любой отрасли государ-
ственной и партийной работы, тем
выше и плодотворнее сама работа,
тем эффективнее результаты работы.
	Устраняя недостатки в постановке
партийной пропаганды, еше выше
поднимая ее идейный уровень, пар-
тийные организации мобилизуют ком-
мунистов и всех трудящихся на са-
моотверженную борьбу за претворе-
ние в жизнь пятой сталинской пяти-
	летки, задач, поставленных великим
Сталиным.
	Б эти трудные дни, когда партию
и народ постигло несчастье — тя-

желая болезнь нашего любимого
вождя и учителя Иосифа Висса-
рионовича Сталина, трудящиеся Про-
летарского района вместе со всем
советским народом проявляют вели-
чайшее единство и сплоченность,
твердость духа и бдительность, уд-
ваивают свою энергию по строитель-
ству коммунизма в нашей стране,
еще теснее сплачиваются вокруг
Центрального Комитета Коммунисти-

ческой партии и Правительства Со-
ветского Союза.
	М. Котлярова,
секретарь Пролетарского
райкома КПСС.
	лике созданы сотни промышленных
предприятий, непрерывно повышается
благосостояние трудящихся. Расцве-
ла национальная по форме, социали-
стическая по содержанию культура
армянского народа. Всеми своими
успехами, ‘пишет «Правда», `трудя-
щиеся Армении обязаны мудрому
вождю и учителю И. В. Сталину,
Коммунистической партия, той
бескорыстной помоши, которую ока-
зывает великий русский народ.
	альным планам труд товарища
Сталина «Экономические проблемы
социализма в СССР». В помощь им
при районном комитете партии и в
парторганизациях крупных предприя-
тик и научно-исследовательских ин-
ститутов читаются циклы лекций.
Лекции привлекают болышое число
слушателей.

Хорошо организована работа семи-
нара, которым руководит тов. Апа-
рин (автозавод имени Сталина). Пе-
ред каждым семинарским занятием
пропагандист устраивает несколько
консультаций, помогает ` слушателям
глубже разобраться в материале.

С болыпим интересом изучают
гениальное произведение товариша
Сталина учителя школы № 624. На
одном из последних занятий, посвя-
щенном разбору закона обязатель-
ного соответствия производственных
отношений характеру производитель-
ных сил, присутствовавшие  обстоя-
тельно освешали поставленные про-
пагандистом вопросы, иллюстрирова-
ли теоретические положения кон-
кретными примерами из истории и
современной жизни. Руководитель
семинара ‘тов. Солодкина отмечает,
что изучение труда товарища Сталина
значительно подняло интерес учите-
лей к политическим занятиям.
	Но есть в районе и семинары, где
занятия ведутся на низком идейно-
теоретическом уровне. В качестве
примера можно назвать семинар, ко-
торый объединяет работников техно-
логического отдела завода «Динамо»
имени Кирова. Слушатели здесь сла-
бо готовятся к занятиям, в @воих
высказываниях часто неправильно
излагают материал, допускают ошиб-
ки в ‘трактовке вопросов. Пропаган-
дист тов. Трахтман не следит вни-
мательно за выступлениями, не ука-
зывает слушателям на их ошибки.

Плохо организована работа семи-
нара на Устьинской фабрике. В ян-
варе он ни разу не собирался. Руко-
водитель тов. Лейбович объясняет
это своей «занятостью». Лишь 3 фев-
раля состоялось первое занятие. Про-
пагандист решил провести вводную
лекцию. Но продолжалась она... 5 ми-
нут. После этого тов. Лейбович за-
явил слушателям: «Я вас баловать
лекциями не буду, работайте сами».

Такое безответственное отношение
пропагандиста к порученному делу
могло иметь место лишь в результа-
те слабого контроля со стороны парт-
бюро и его секретаря тов. Дергуно-
ва за ходом партийного просвещения.
В этой и некоторых других парторга-
низациях (химфармзавода, мебельной
фабрики, модельного, рамного и 3-го
инструментального цехов автозавода)
изучение материалов ХПХ съезда пар-
тии в ряде кружков не увязывается с
основными положениями трула
товариша И. В. Сталина. Внимание
слушателей не направляется на раз-
вертывание критики недостатков в ра-
боте, на повышение революционной
бдительности и борьбу с благодуши-
ем и ротозейством.

Дальнейшее повышение идейного
уровня занятий в кружках и семина-
рах во многом зависит от пропаган-
дистов, от их теоретической и методи-
ческой подготовки.

Райком партии за последнее время
несколько усилил внимание к семи-
нарам пропагандистов. Повысилось
качество занятий в них. Вместе с тем
мы не добились еше того, чтобы все
пропагандисты аккуратно посещали
занятия семинаров и активно уча-
ствовали в творческом обсуждении
теоретических вопросов. Отмечены н
факты, когда отдельные лекции ру-
ководителей семинаров (тт. Чураева,
Сундукова, Даниловой,  Фингарета)
не уловлетворяли пропагандистов, они
недостаточно раскрывали важные раз-
делы темы, не содержали методиче-
ских советов.

Глубокому изучению решений съез-
да партни и труда товарища Сталина
способствует лекционная пропаганда.
Пропаганду этих документов ведут в
нашем районе свыше 200 лекторов и
докладчиков. За последнее время они

прочитали более тысячи лекций и до-
	гы марта _]
	сии. Газеты помещают  многочислен-
ные материалы, посвяшенные этой
знаменательной дате. В статьях от-
мечается, что присоединение Арме-
нии к России имело огромное ‘про-
прессивное значение. После Великой
Октябрьской социалистической рево-
JIQUHH, B годы сталинских пятилегок
армянский народ в дружной семье
советских наролов добился больших
успехов на всех фронтах KOMMyHH-
стического строительства. В респуб-
	a труд товарища
И. В. Сталина «Экономические
проблемы социализма в СССР», исто-
рические решения ХГХ съезда партии
открыли. новые, широкие перспективы
теоретического роста наших кадров.
Изучение этих выдающихся докумен-
тов позволяет глубже овладеть
сталинской наукой о строительстве
коммунистического общества, идейно
вооружает кадры для борьбы 3a
победу коммунизма.

Изучение труда И. В. Сталина и
решений съезда партии является
главным в партийной пропаганде.
Сейчас в Пролетарском районе свы-
ше 27 тысяч коммунистов и беспар-
тийных изучают решения ХХ съезда
партии и труд товарища Сталина.
Число слушателей сети партпросве-
щения возросло за последнее время
почти на 3 тысячи. В этом ярко про-
является благородное стремление на-
тих людей вооружить себя глубоким
знанием марксистско-ленинской тео-
рии.
	Большинство кружков и семинаров
системы партийного просвещения ра-
ботает организованно и на высоком
идейно-теоретическом уровне. Этому
способствовала работа, проделанная
парторганизациями района при пе-
реходе к изучению труда товарища
И. В. Сталина и решений съез-
да. Парткомы автозавода имени
Сталина, завода «Динамо» имени
Кирова, партбюро теплоэлектроцент-
рали № 9, речного порта, автогенного
завода, артели «Промтехсвязь» и мно-
гих других предприятий укрепили со-
став пропагандистов, усилили конт-
роль за их работой и помощь им.

С чувством высокой ответственно-
сти за порученное дело работает
большинство пропагандистов. Глубо-
ко разъясняя животворные идеи мар-
ксизма-ленинизма, неразрывно связы-
вая их с практикой коммунистическо-
го строительства, пропагандисты
разоблачают чуждые марксизму-
ленинизму теории и взгляды, воспи-
тывают слушателей в духе беспре-
дельной преданности делу партии
Ленина—Сталина, в духе политиче-
ской бдительности.

Кружок, которым руководит пропа-
гандист тов. Артеменко (инструмен-
тальный цех №   автозавода имени
Сталина), изучает решения и матери-
алы ХГХ съезда партии. К каждому
занятию пропагандист тщательно го-
товится, много читает. Он аккуратно
посещает семинары пропагандистов и
активно участвует в их работе. Это
позволяет тов. Артеменко вести за-
нятия интересно, на высоком идейном
уровне.

Большую требовательность к 6ебе
и слушателям проявляет  пропаган-
дист того же цеха тов. Кадилин. Все
слушатели его кружка приходят на
занятия подготовленными, с. конспек-
тами: По каждой теме развертывает-
ся оживленная беседа, вопросы раз-
бираются обстоятельно и глубоко. —

Можно ‘привести много подобных.
примеров глубокого и серьезного изу-
нения ‘решений” Х[ГХ съезда партии.

Вместе с тем следует сказать, что
в некоторых, парторганизациях наблю-
даются факты беззаботного отноше-
ния пропагандистов к порученному
делу: ими допускаются серьезные
ошибки в изложении материала, за-
нятия проходят Ha низком идейно-
теоретическом уровне.

Вот, например, как проходило одно
из занятий в кружке, которым руко-
водит пропагандист tos. Ефремов
(парторганизация теплотехнического
института). Из 16 слушателей при-
сутствовали 13, но конспекты имели
только четверо. Выступления многих
слушателей по очередной теме быля
иоверхностными, содержали ошибки.
Пропагандист we только не поправ-
лял выступавших, но своими непра-
вильными выводами даже дезориен-
тировал их:

Как выяснилось, тов. Ефремов лишь
один раз посетил занятия семинара
пропагандистов, к беседе в кружке
не готовился.

Многие коммунисты и беспартийные

изучают в семинарах ин по индивиду-
	уе Президиума Верховного Со-
вета СССР о награждении вто-
рой золотой медалью «Серп и Мо-
лот» Героев Социалистического Тру-
да работников племенного молочного
совхоза «Караваево» Министерства
совхозов СССР в Костромской обла-
сти доярки А. И. Смирновой и скот-
ницы Н. А. Смирновой опубликован
в газетах.
	«x

ГРУДЯЩИЕСЯ Армянской  рес-
публики широко отмечают 125-

летие присоединения Армении к Рос-
	(3!

inant
Bo
pro
were
но
НЫ
Тин:
any
b Be
pea

ba
Hl 3a]

+ Mo
ия С
а Н

uae
Exo (

образцовой учебной технической мас-
терской и т. д. Шефы деятельно но-
могают нам осуществлять эти пла-
вы. Школа получила много различ-
ных матерналов, аппаратуры, прибо-
ров, выделенных мастерскими и дру-
гими предприятиями Мосэнерго.

По вечерам после занятий в школе
кипит интересная работа. Еще’ недав-
но почти ежедневно можно было ви-
деть здесь техника Мосэнерго Н. Се-
рова, занятого вместе с группой ре-
бят — любителей радиотехники —
сборкой нового школьного радиоузла.
Помогая специалисту, выполняя его
указания, школьники Кашкин, Лей-
кин и другие получили много ненных
знаний. Теперь узел уже сконструн-
рован и установлен. ‘Ученики самы
сделали временную проводку, бами
будут устанавливать и радиоточки в
классах. Недазно на вечере, посвя-
щенном 35-летию Советской Армии,
состоялась первая передача с нового
радиоузла.

Постоянное оживление царит в
комнате, выделенной для новой мас-
терской. Здесь. уже начата установка
электропилы, электродрели и других
электрических инструментов. Цент-
ральный ремонтно-механический за-
вод Мосэнерго изготовил по специ-
альному заказу школы верстаки. Уча-
шиеся деятельно участвуют в устрой-
стве мастерской. Они мечтают о том
недалеком уже дне, когда начнут
всерьез учиться искусству механиче-
ской обработки дерева, металла и
других материалов, сами смогут де-
лать наглядные пособия.

Школьники бывают ва предприя-
тиях Мосэнерго. С увлечением  го-
ворят десятиклассники о недавней
экскурсии на одну из московских
электростанний. Экскурсия была за-
	рабочему столику подведены нере-
менный и постоянный ток, как в
настоящей лаборатории, установлены
распределительные щитки с ампермет-
ром. и. вольтметром. Скоро здесь поя-
вится новая схема, наглядно‘ показы-
вающая использование автоматики в
производственных процессах. Проект
этой схемы учителю физики Е. Шей-
нису помог разработать инженер Мос-
энерго В. Смирнов, а выполняют про-
ект мастерские кабельной сети. Раз-
нообразная аппаратура дала возмож-
ность усилить наглядность препода-
вания, шире проводить разнообраз-
ные опыты. Но оборудованием каби-
нета‘ не ограничивается помошь ше-

и школе
	В ПОСЛЕДНЕЕ время учащиеся

старших классов нашей школы
№ 518 проявляют особенно живой ин-
терес к практическим занятиям в фи-
зическом кабинете. ‘Ребят увлекают
разнообразные опыты, Зайдя на днях
	семнклассники собирали электриче-
скую схему для измерения мощности
энергии, поглошаемой лампочкой на-
каливания. Велик был восторг ребят,
когда проверка прибора показала, что
работа сделана вполне удовлетворни-
	тельно. А незадолго до этого десяти-
классники с восхищением говорили
об успехе своих товарищей Ерлыки-
на и Перова, которые самостоятель-
HO сделали ‘сложную лабораторную
работу — снятие харзктеристики
электронной лампы;   выполнить ее
можно лишь, обладая. хорошим зна-
нием основ радиотехники,

Подобные опыты, которые прово-
дятся и на практических уроках фи-
зики и на занятиях самодеятельных
физических кружков, не. только по-
вышают знания учеников, но и при-
вивают вкус к самостоятельной ис-
следовательской работе в области
техники.

Возможностью широко проводить
такие практические занятия школа
обязана своему шефу — коллекти-
ву Мосэнерго. Работники кабельной
сети Мосэнерго помогли нам обору-
довать физический кабинет. OH
имеет  мотор-генератор, К каждому
	ранее тщательно продумана и подго-
товлена учителями и специалистамн
электростанции и связана с опреде-
ленным разделом учебной програм-
мы. На электростанции ребятам по-
казали, как воплощаются в мощном
энергетическом хозяйстве нашей стра-
ны научные законы, которые оня
изучают на уроках. Они увидели в
действни генераторы переменного то-
ка, автоматическую систему управле-
ния передачей электроэнергии. В
центральной лаборатории эксперимен-
тальных мастерских Мосэнерго их 03-
накомили с устройством и принципа-
ми действия различных сложных ра-
диоаппаратов.

Посещение предприятий, встречи и
беседы со специалистами — инжене-
рами, техниками, нзучными работ-
никами расширяют кругозор школь-
ников, пробуждают в них горячее же-
лание изучить /различные облас:
техники, стремление к техническому
творчеству.

Непрерывно растет число участни-
ков кружков юных электротехников,
физиков, все больше становится в на-
шей школе юных конструкторов, ко-
торые с энтузиазмом решают техня-
ческие задачи, создают приборы, на-
глялные пособия. Группа семикласс-
ников работает над схемой сложного
электроприбора. Несколько радиолю-
бителей коллективно готовят лампо-
вый приемник.

Наш шеф — коллектив Мосэнер-
го — показывает хороший пример
плодотворной помощи школе, тесного
содружества с педагогами в разре-
шении важнейшей задачи — органи-
зации политехнического обучения.

Н. Касперский,
директор школы № 518.
	Управляющий Мосэнерго М. Уфаев,
его заместитель Н. Малютин, секре-
тарь партийной организации В. Ро-
мадин, главный инженер центральной
лАборатории экспериментальных ма-
стерских Мосэнерго Б. Бурьянов и
другие руковслящие работники Мос-
энерго горячо принимают к сердцу
	  интересы школы. Они с большам зна-
	нием дела помогают учителям рас-
пирять технические знания учащих-
CH.
	Елце в прошлом году многие школь-
ники занимались в электротехниче-
ском кружке, которым руководил
один из инженеров Мосэнерго В. Го-
лубев. Он сумел заинтересовать. ре-
бят. Школьники научились самостоя-
	  тельно делать электропроводку, ста-
	ли разбираться в устройстве электро-
измерительных приборов, получили
много полезных практических навы-
КОВ.

Вместе с руководителями Мосзэнер-
го мы разработали план практиче-
	  ских занятий по технике, создания