р. М. Молотова
	тельством  в СССР. Он постоянно работал над теоре-
тическими проблемами строительства коммунизма в
нашей стране и над проблемами международного
развития в целом, освешая. светом науки марксизма.
ленинизма пути дальнейшего развития CCCP, saxo
ны развития сониализма И капитализма в современ-
ных условиях. Он вооружил нашу партию и весь со-
ветский  народ новыми важнейшими открытиями
марксистско-ленинской науки, которые на многие
голы освещают наше движение” вперед, к победе
	коммунизма.

Сталин непосредственно руководил созданием и
организацией сил Красной Армии и ее славными бое-
выми делами на самых решающих фронтах в годы
гражданской войны. Сталин, как Верховный Главно-
командующий в годы Великой Отечественной войны
привел нашу страну к победе над фашизмом, им
нившей коренным образом положение в Европе ив
	Азии.
Быть верными и достойными последователями
	Сталина, — значит, всегда помнить И нсуклонно за-
ботиться об укреплении Советской Армии и Военно:
Морского Флота, ‘обеспечивая должную. готовность
Советских Вооруженных Сил на случай любой вылаз-
ки агрессора против нашей страны. Быть верными и
достойными последователями Сталина, — значит
также, проявлять должную бдительность и твер-
дость в борьбе против всех и всяких козней напих
врагов, агентов. империалистических агрессивных
	государств.
	Речь товариша Л.П. Берия
	Дорогие товарищи, друзья!
Трудно выразить словами чувство великой скорби,
	которое переживают в эти дни наша партия и наро-
ды нашей страны, все прогрессивное человечество.

Не стало Сталина — великого соратника и гени-
ального продолжателя дела Ленина. Ушел от нас
человек, самый близкий и родной всем советским
людям, миллионам трудящихся всего мира.

Вся жизнь и деятельность Великого Сталина
является вдохновляющим примером верности
ленинизму, примером самоотверженного служения
рабочему классу и всему трудовому народу, делу
освобождения трудящихся от гнета и эксплуатации.

Великий Ленин основал нашу партию, привел ее
к победе пролетарской революции.
	Вместе с Великим Лениным его гениальный
	соратник Сталин укреплял большевистскую партию -
	и создавал первое в мире социалистическое государ-
ство.
	После смерти Ленина Сталин почти тридцать лет
	вел нашу партию и страну по ленинскому пути.
Сталин отстоял ленинизм от многочисленных врагов,
	развил и обогатил учение Ленина в новых истори-
~ > _
	ческих ‘условиях. Мудрое руководство Великого.
	Сталина обеспечило нашему народу построение
сопиализма в СССР и всемирно-историческую победу
Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Великий зодчий коммунизма, гениальный вождь, наш
родной Сталин вооружил нашу партию и народ вели-
чественной программой строительства коммунизма.
	Товарищи! Неутолима боль в наших сердцах,
неимоверно тяжела утрата, но и под этой тяжестью
не согнется стальная воля Коммунистической пар-
тии, не поколеблется ее единство и твердая реши-
мость в борьбе за коммунизм.
	Наша партия, вооруженная революционной тео-
рией Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина,
умудренная полувековым опытом борьбы за инте-
ресы рабочего класса и всех трудящихся, знает, как
вести дело, чтобы обеспечить построение коммуни-
стического общества.
	Центральный Комитет нашей партии и Советское
Правительство в деле руководства страной прошли
великую школу Ленина и Сталина.
	В огне гражданской войны и интервенции, в труд-
ные годы борьбы с разрухой и голодом, в борьбе за
индустриализацию страны и коллективизацию сель-
ского хозяйства, в тяжелые годы Великой Отечест-
венной войны, когда решалась судьба нашей Родины
и судьба всего человечества, Центральный Комитет
партии и Советское Правительство, возглавляя И
направляя героическую борьбу советского народа,
приобрели огромный опыт руководства партией и
страной.
	Поэтому народы Советского Союза могут. и
	впредь с полной уверенностью положиться на Ком-
	мунистическую партию, ее Центральный Комитет и
на свое Советское Правительство.
	Враги Советского государства рассчитывают, что
понесенная нами тяжелая утрата приведет к разброду
	и растерянности в наших рядах.
	Эту политику мира неуклонно осуществлял
великий продолжатель дела Ленина наш мудрый
вожль Сталин.
	И виредь внешней политикой Советского Прави-
тельства будет ленинско-сталинская политика сохра-
нения и упрочения мира, борьбы. против подготовки
и развязывания новой войны, политика между-
народного сотрудничества и развития деловых свя-
зей со всеми странами`на основе взаимности.
	Советское Правительство будет еще более укреп-
лять братский союз и дружбу, сотрудничество в
общей борьбе за дело мира во всем мире, широкое
экономическое и культурное сотрудничество с вели-
кой Китайской Народной Республикой, со всеми

странами народной демократии и Германской Демо-
кратической Республикой.
	Наши братья и друзья за’ рубежом могут быть
уверены, что Коммунистическая партия и народы
Советского: Союза, верные знамени пролетарского
интернационализма, знамени Ленина-—Сталина, бу-
дут и в дальнейшем укреплять и развивать друже-
ственные   связи с трудящимися капиталистических
и колониальных стран, борющимися за дело мира,
демократии и сопиализма.
	Глубокие чувства дружбы соединяют наш народ
с героическим корейским народом, борющимся за
свою независимость.

Наши великие вожди Ленин и Сталин учили нас
неустанно повышать и оттачивать бдительность пар-
тии и народа к проискам и козням врагов Совет-
ского государства,

Теперь мы должны еще более усилить свою бди-
тельность. ,
	Пусть никто не думает, что враги Советского.
	государства смогут застать нас врасплох.
	Для защиты Советской Родины наши доблестные
Вооруженные Силы оснащены всеми видами совре-
менного оружия. Наши солдаты и матросы, офицеры
и генералы, обогащенные опытом Великой Отечест-
венной войны, сумеют должным образом встретить
любого агрессора, который осмелится напасть на
	наиту страну.

Сила и несокрушимость нашего государства со-
стоит не только в том, что оно имеет закаленную
в боях, овеянную славой армию.
	Могущество Советского государства заключается
в единстве советского народа, в его доверии к Ком-
мунистической партии — ведущей силе советского
общества, в доверии народа к своему Советскому
Правительству. Коммунистическая партия и Совет-
ское Правительство высоко’ ценят это доверие
народа.
	Советский народ с единодушным одобрением
встретил Постановление Центрального Комитета на-
шей партии, Совета Министров и Президиума Вер-
ховного Совета СССР о проведении чрезвычайно
важных решений, направленных на обеспечение
бесперебойного и правильного руководства всей

жизнью страны. „
	Одним из этих важных решений является назна-
чение на пост Председателя Совета ` Министров
Союза ССР талантливого ученика Ленина и вер-

ного соратника Сталина Георгия Максимилиановича
Маленкова.
	Решения, принятые высшими партийными и го-
	_ сударственными органами нашей страны, явились
	ярким выражением полного единства и сплоченности
в руководстве партией и государством.
	Это единство и сплоченность в руководстве
страной являются залогом успешного проведения в
жизнь внутренней и внешней политики, годами вы-
работанной нашей партией и Правительством, под
руководством Ленина и Сталина.
	Сталин, так же как и Ленин, оставил нашей
партии и стране великое наследие, которое надо
беречь, как зеницу ока, и неустанно его умножать.
	Великий Сталин воспитал и сплотил вокруг себя
когорту испытанных в боях руководителей, овладев-
IHX ленинско-сталинским мастерством руководства,
на плечи которых пала историческая ответствен-
ность довести до победного конца великое дело, на-
чатое Лениным и успешно продолженное Сталиным.
	Народы нашей страны могут быть уверены в том,
	что Коммунистическая партия и’ Правительство
Советского Союза He пощадят своих сил и своей
	жизни для того, чтобы сохранять стальное единство. _
	рядов партии и ее руководства, крепить нерушимую
дружбу народов Советского Союза, крепить могу-
щество Советского государства, неизменно хранить
верность идеям марксизма-ленинизма и, следуя за-
ветам Ленина и Сталина, привести страну социа-
лизма к коммунизму.
	Вечная слава нашему любимому, . дорогому
вождю и учителю-— Великому Сталину.
	Речь товарища.
	Дорогие товарищи и друзья!

В эти дни мы все переживаем тяжелое горе —
кончину Иосифа Виссарионовича Сталина, утрату
великого вождя и вместе с тем близкого, родного,
бесконечно дорогого человека. И мы, его старые и
близкие ‹ друзья, и миллионы-миллионы советских
людей, как и трудящиеся во всех странах, во всем
мире, прощаются сегодня с товарищем Сталиным,
которого мы все так любили и который всегда 6y-
дет жить в наших сердцах.
	Товарищ Сталин называл себя учеником Ленина,
вместе с которым он создавал и построил нашу вели-
кую Коммунистическую партию, вместе с которым
он руководил революционной борьбой народа про-
тив царизма и капитализма, за свержение гнета по-
мепиков и капиталистов в нашей стране, вместе с
	которым он создавал и построил наше Советское со-
	циалистическое государство, вместе с которым он за-
ложил основы для растущего на наших глазах брат-
ского сотрудничества и объединения больших и ма-
	лых народов. Сталин — великий продолжатель вели-
	кого дела Ленина.
	Под руководством Коммунистической партии во
главе с товаришем Сталиным, советский народ по-
строил социализм в нашей стране и развернул осу-
шествление великой программы неуклонного подъе-
ма материального благосостояния и культурного
уровня советского народа; одержал всемирно-исто-
рическую победу над фашизмом во второй мировой
войне и тем решительно ослабил силы внешних вра-
гов СССР; вывел Советский Союз ‘из положения
международной ‚изоляции, обеспечив образование
непобедимого лагеря миролюбивых государств с на-
селением в 800 миллионов человек; открыл для на-
шей страны светлые перспективы построения комму-
нистического общества, основанного на свободном
труде, на подлинном равенстве и братстве людей.
	Мы по праву можем гордиться тем, что последние
тридцать лет жили и работали под руководством
товарища Сталина. Мы воспитаны Лениным и
Сталиным. Мы — ученики Ленина и Сталина. И мы
всегда будем помнить то, чему до последних дней
учил нас Сталин, ибо мы хотим быть верными и до-
стойными учениками и последователями Ленина,
верными и достойными учениками и последователями
Сталина.
	Вся жизнь товарища Сталина, освещейная солнеч-
ным светом великих идей вдохновенного народного
борца за коммунизм, — живой и жизнеутверждаю-
ший пример для нас.

Сталин вышел из народа, всегда чувствовал свою
кровную связь с народом, с рабочим классом и тру-
довым крестьянством, . отдавал все свои могучие
силы, весь свой великий гений народу. Своим свет-
лым умом Сталин, будучи еще юношей, увидел и
глубоко понял, что в наше время народ может найти
свою дорогу к счастливой жизни только на путях
борьбы за коммунизм. Это и определило его жизнен-
	ный путь. Сталин посвятил себя, всю свою жизнь без
	остатка, борьбе за, коммунизм, самоотверженной
борьбе за счастье трудящихся, за счастье народа.
	Сталин всегда умел соединить повседневную
нелегкую деятельность коммуниста-революционеряа
в рабочих массах с глубоким изучением теории мар-
ксизма.
	Таким он был в молодые годы в Тбилиси, в Баку.
Таким он был`в бурные годы русской революции и
в трудные годы царской реакции, когда он был Kpelt
	ко связан с рабочими Петербурга, постоянно на-
	ходясь под градом репрессии, подвергаясь преследо-
ваниям в тюрьмах и в ссылках.
	Исключительные дарования товарища Сталина,
как несравненного организатора нашей партии и Со-
ветского государства и гениального теоретика
марксизма-ленинизма, развернулись полностью в го-
ды революции и строительства социализма.
	за эти годы наша партия выросла, поднялась и
превратилась в великую руководящую силу социали-
стической революции в нашей стране и приобрела
значение ведущей силы во`всем международном ра-
бочем движении. За эти годы Советское многонацио-
нальное государство, ставшее образцом практиче-
ского осуществления дружбы и братского сотрудни-
чества народов, — за эти годы наше государство,
опираясь на рабочий класс и колхозное крестьянство,
окрепло, как государство победившего социализма и
вступило на путь создания коммунистического обще-
	ства. Гигантская роль в руководстве всем этим де-_
	лом, всем развитием сил нашей партии и Советского
государства, принадлежит товарищу Сталину.
	Сталин не только осуществлял все эти годы  по-
	вседневное руководство социалистическим Crpor
	Наше Советское государство не имеет никаких аг-
рессивных целей и со своей стороны не допускает
вмешательства в дела других государств. Hama
внешняя политика, которая известна во всем мире,
как сталинская миролюбивая внешняя политика, яв-
ляется политикой защиты мира между народами,
является незыблемой политикой сохранения и упро-
чения мира, борьбы против подготовки и развязыва-
ния новой войны, политикой международного со-
трулничества и развития деловых связей со всеми
странами, которые сами также стремятся к этому.
Такая внешняя политика отвечает коренным интере-
сам советского народа и вместе с тем интересам всех
других миролюбивых народов.
	В нашей стране осуществлено на советской основе
создание такого многонационального государства, ко-
торое, по своей прочности, неуклонному росту мате:
риального могущества и подъему культуры народов,
не имеет себе примера в истории. Во всем этом деле
и, прежде всего, в деле развития новых, дружествен-
ных отношений между народами нашей страны,
товарищу Сталину принадлежит особая, исключи-
тельно высокая роль. При этом Сталин не только
	‘руководил развитием нашего многонационального
	Советского государства в течение многих лет, но я
теоретически осветил важнейшие современные проб-
лемы национального и колониального вопроса, содей-
ствовав и здесь развитию научных основ марксизма-

ленинизма.
	В нынешних условиях все это имеет особо важное
значение, особенно в связи с образованием госу-
дарств народной демократии и ростом национально-
освободитёльного движения в колониях и зависимых
странах. Верные принципам пролетарского интерна-
ционализма,  народы СССР развивают и неуклонно
укрепляют братскую дружбу и сотрудничество с ве-
ликим китайским народом, с трудящимися всех страя
народной демократии, дружественные связи с тру-
дящимися капиталистических и колониальных стран,
борющимися за дело мира, демократии и социализма,
	Дорогие товарищи, друзья!
	Ho напрасны их расчеты: их ждет жестокое разо-..
	чарование.
Кто не слеп, тот видит, что наша партия в труд-
	ные лля нее дни еше теснее смыкает свои ряды, что
	она елина и непоколебима.
	Кто не слеп, тот видит, что в эти скорбные дни
все народы Советского Союза в братском единении
с великим русским народом ‘еще теснее сплотились
вокруг Советского Правительства и Центрального
Комитета Коммунистической партии..
	Советский народ единодушно поддерживает как
	внутреннюю, так и внешнюю политику Советского.
	государства.
	В эти трудные дни мы все особенне хорошо видим
и постоянно чувствуем, какой могучею, незыблемою
и верною опорою советского народа является наша
Коммунистическая партия, ее стальное единство, её
неразрывные связи с массами трудящихся. Наша
партия, следуя заветам Великого Сталина, дает нам
ясное направление дальнейшей борьбы за великое
дело построения коммунизма в нашей стране. Мы
должны еще теснее, еще крепче сплотиться вокруг
Центрального Комитета нашей партии, вокруг Совет:
ского Правительства.
	Бессмертное имя Сталина всегда будет жить в на-
ших сердцах, в сердцах советского народа и всего
прогрессивного человечества. Слава о его великих
делах на пользу и счастье нашего народа и трудя-
щихся всего мира будет жить в веках!

Да здравствует великое, всепобеждающее учение
Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина!

Да здравствует наша могучая социалистическая
Родина, наш героический советский народ!

Да здравствует великая Коммунистическая партия
Советского Союза!
	Наша внутренняя политика основана на неруши-
мом союзе рабочего класса и колхозного крестьян-
ства, на братской дружбе между народами нашей
страны, на прочном объединении всех советских
национальных республик в системе единого великого
многонационального государства — Союза Совет-
ских Социалистических Республик. Эта политика
направлена на дальнейшее укрепление экономиче-
ского и военного могущества нашего государства, на
дальнейшее развитие народного хозяйства и макси-
мальное удовлетворение растущих материальных и
культурных потребностей всего советского общества.
	Рабочие, колхозное крестьянство, интеллигенция
нашей страны могут работать спокойно и уверенно,
зная, что Советское Правительство будет заботливо
и неустанно охранять их права, записанные в
Сталинской Конституции.
	Наша внешняя политика ясна и понятна. С первых
	дней Советской власти. Ленин определил внешнюю _
	политику Советского государства, как политику мира.
	Москва. Похороны Прелседателя-Совета Министров СССР” и ‘`Секретаря Центрального-Комитета_ Коммунистической партии Советского Сегоза -Генералиссимуса И. В. Сталина. На снимке: траурный кортеж ча
	Красвой площади:
	Фото-В. САВОСТЬЯНОВА (Фотохроника ТАСС»