Ы ДЕТЕЙ ©
	СЕГОЛНЯ— МЕЖДУНАРО
		В защиту
	Феи: в четвертый pad OTME-
“4 чается Международный день за-
щиты детей. Благородная цель, кото-
рой on посвящается, близка и дорога
миллионам людей на всех континен-
тах. Каждый честный человек, каж-
дая мать жаждет мира, стремится
спасти юное поколение от ужасов
войны, внести свою лепту в борьбу
за жизнь, здоровье и счастье - детей.
Тяжелую,  безотрадную картину
представляет жизнь детей в странах
капитала. Еще не залечены раны
прошлой мировой войны, во время
которой около 20 миллионов женщин
остались вдовами и юсиротели. 40
миллионов детей, а империалистиче-
ские хищники готовят новую, еше
более кровопролитную войну.. Рост
военных бюджетов ведет к сокраше-
нию ассигнований на насущные нуж-
ды населения, а следовательно, и де-
тей, растут цены на продукты, увели-
чиваются налоги, в то время как OT-
пускаемые мизерные суммы на здра-
воохранение, на просвещение год от
года уменьшаются. Во Франции на во-
оружение идет одна треть государст-
венного бюджета, в Турции — 75 про-
центов. В США в прошлом году бы-
ла ассигнована на военные нужды
сумма, составляющая’ ‹ 85 процентов
всего бюджета, а на просвещение пре-
дусмотрен только один процент.
	Бешеная гонка вооружений, стрем-
ление капиталистов обеспечить „мак-
симальные прибыли за счет эксплуа-
тации трудящихся непосильной тя-
жестью ложатся на плечи простых
людей. В капиталистических странах
дети систематически недоедают, лише-
ны благоустроенных жилищ, школ,
медицинского обслуживания, Милли-
оны детей подвергаются жестокой
эксплуатации. В Турции из 800 ты-
сяч ‘рождающихся детей ежегодно
умирают 400 тысяч. Чрезвычайно ве-
лика смертность детей в колонналь-
ных странах Африки. В Италии за-
регистрировано 300 тысяч  туберку-
лезных детей, но лишь 6 процентов
из них могут получить медицинскую
помощь.
	Дешевый детский труд обогащает
империалистов. Во многих странах
капитала, особенно в их колониях, мил-
лионы детей трудятся с утра до позд-
него вечера на заводах и фермах. В
США только в течение 1951/52 учеб-
ного года около двух миллионов де-
тей и подростков оставили школы,
вынужденные наняться на работу.

Тяжелее всего приходится негри-
тянским детям. «Как только нам, де-
TAM негров; исполняется шесть: лет,—
пишет в письме советским пионерам
негритянский мальчик Джек Р, —
мы уже должны сами зарабатывать
себе на хлеб... Мы вместе с отцом
в 4 часа утра выходим на хлопковые
плантации белого господина и начи-
наем собирать хлопок... В 9 часов
вечера, смертельно усталые, возвра-
щаемся домой, чтобы на следующее
	утро снова приняться за сбор хлоп-
	ка». So

‚ В ковровой промышленности Ира-
на 60 процентов. работающих. — де-
ти до 14 лет. Эти дети работают по
14—15 часов в сутки. В Италии суще-
ствует рынок рабов, или, как его назы-
	Бают местные жители, «ярмарка жи-р
	вого товара». Здесь продают своих
детей разорившиеся бедняки. В Япо-
нии ежегодно продаются в рабство ч
в дома терпимости тысячи детей.

В капиталистическом мире милли-
оны детей школьного возраста лише-
ны возможности учиться. Образова-
ние связано с расходами, непосильны-
Ми для подавляющего большинства
населения. Остро ощущается здесь и
недостаток школ, преподавателей. В
	Западной Германии нехватает 40 тны-.
	сяч классов, из-за чего не могут
учиться 2 миллиона детей. В Англии
после войны почти прекратилось
школьное строительство. Большое
	Поздним вечером Леонид Николае-
вич вышел во двор проверить темпе-
ратуру воздуха и вдруг У одного де-
рева заметил маленькую детскую фи-
гурку. .

— Кто здесь?

— Я-а, — сказала девочка. — Я
газет принесла, укутаю свою вишню,
чтоб не замерзла...
	Преобразился двор. Зазеленели
прутики кустарника, зацвели цветы.
Из своего сада детям не хотелось
уходить, не хотелось расставаться с
Ильинскими. Возникла мысль: создать
кружок рисования и цветоводства.
Кружок назвали «Золотые руки».
Члены кружка вступили в Общество
содействия озеленению Москвы.
	Каждое воскресенье они приходили
к Ильннским, где их ждали увлека-
тельные занятия, серьезный, уважи-
тельный разговор. Архитекторы с лю-
бовью отдавали юным друзьям-уче-
никам свой день отдыха. От малень-
ких проектов дети вскоре перешли к
крупной работе — проекту озелене-
	ДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТ

юного поноления
	se
3. ТРОИПКАЯ,
	член Антифашистсного
комитета советских эжженщин,
генергал-директор тяги
„3-го ранга
		детских учреждениях. 140 детских те-
атров обслуживают юных советских
зрителей;

Ежегодно  миллибны ‘ советских
школьников проводят лето в пионер-
ских лагерях, на детских. курортах,
совершают путешествия. и походы.
Только нынешним летом в лагерях
отдохнут около 3 миллионов, детей.

Жизнерадостной, здоровой растет
наша детвора. Воснитанные в духе
советского патриотизма, дружбы на-
родов, наши дети готовятся к боль-
шому, светлому жизненному пути, с
юных лет стремятся служить делу
мира, трудиться для расивета Роди-
ны,

«Мне ‘хотелось бы ютеплить Север-
	  вый ледовитый океан, чтобы на Oe-
“OBrAyvy om wean айбптпоми и КОоПОСсиИлагь

регах его цвели яблони и колосилась
пшеница», — пишет Люда Добро-
вольская из Донбасса.
	«Когда я‘’вырасту, буду  строи-
телем», — читаем... мы в сочинении
12-летнего Вадима Иванова из Ста-
линграда.

Самые мирные мечты, планы у
	всех наптих советских ребят.
Используя богатый опыт Советоко-
го Союза, опираясь на его бескорыст-
ную помощь, создают новые условия
жизни для детей народы великого
Китая, стран народной демократии,
Германской Демократической  Рес-
публики. В Китайской Народной
Республике только в 1952 году
открыто более 152 тысяч детских яс-
лей и садов. Благодаря повышению
материального благосостояния трудя-
щихся и улучшению медицинского об-
служивания в странах народной де-
мократии непрерывно увеличивается
	рождаемость, снижается ‘смертность
детей.
«Мы уже сегодня можем ска-
	зать, — с гордостью говорила на на-
циональной конференции‘ в защиту
детей старший врач родильного дома
в Карловых Варах Дюришева, —
что никогда у нас не было такого
физически и духовно здорового моло-
дого поколения, как теперь».

5 июня в столице Дании — Копен-
гагене соберутся  представительни-
Ib! всех континентов, чтобы обсудить
вопросы, которые волнуют каждую
женщину, каждую мать, — © правах
женщин и защите детей и семейных
очагов от угрозы новой войны. Все
болыше простых людей на всем зем-
ном шаре начинают сознавать, что
нельзя защищать жизнь, здоровье,
благополучие детей, не отстаивая де-
ла мира. Видные общественные деяте-
ли, ученые, адвокаты, врачи, педагоги
присоединяются к борцам за мир, к
борцам за <частье детей. Если в 1950
году Международный день защиты
детей проводился в пятьдесят одной
стране, то в 1951 году — уже более
чем в шестидесяти.

Большую роль в развитии движе-
ния 8 защиту детей сыграла состояв-
шаябя в Вене в прошлом тоду Mex-
дународная конференция в защиту

ли новый толчок развитию движения
в защиту детей. В Италии, Франции,
Англий, Швеции, Финляндии, ‘СА,
Дании и доугих странах прошли мно-
гочисленные собрания и митинги с
участием делегатов Венской конфе-
ренции.

«Пусть 1 июня — Международный
день защиты детей, — товорилось в
обращении конференции, — превра-
тится в каждом городе, на каждом
заводе, в каждой деревне в мошную
манифестацию мира, доверия и брат-
ства между всеми народами мира».

Миллионы людей, независимо от их
политических убеждений, вся про-
грессивная общественность поднимет-
ся на защиту интересов детей, их
светлого будущего,

Первое июня — день мобилизации
скл всех ‘людей доброй воли на
‘борьбу за мир и дружбу между на-
родами, за счастье юного. поколения.
	ние Гали Овчинниковой из кружка
«Золотые руки», что это — первый
дар столице от ее юных граждан? В
своем кружке дети приобрели «архн-
тектурное зрение», научились рисо-
вать, чертить, проектировать.
прошлом году произошло заме:
чательное для, кружка событие. Пре-
подаватель биологии 528-й школы
Н. И. Кунда обратился к детям ©
просьбой разработать план учебно-
опытного участка. В январё этого
да в школе состоялось необычное за-
седание педагогического совета. На
классной доске пестрели расчерчен-
ные листы бумаги. Слово для докла-
да было предоставлено не педагогам,
а ученнце пятого класса, главному ар-
хитектору кружка Свете Овчиннико-
вой и председателю совета кружка
‘`шестикласснице Кире Гольцевой. Ки-
ра коротко познакомила учителей с
историей кружка и, не утерпев, псхва-
сталась тем, что у него есть даже
свои члены-корреспонденты: в Сасове,
Рязанской области, и в Сталинабаде.
Маленькая, быстрая в движениях
	количество поступающих в школу
не заканчивают. ее. Лишая детей
обцазования, обрекая их на невежест-
BO, нищету, болезни, импернализм в
то же время морально калечит их,
прививая юному поколению вкус к
низкопробвой литературе, воспеваю-
щей захватнические войны, похожде-
ния гангстеров и убийц,

Тяжелая участь детей в капита-
листических странах представляет ра-
зительный. контраст со светлой, ра
стной жизнью советских ребят и детёй
в странах народной демократии.

В СССР по-матерински заботливо
оберегают юное поколение строителей
коммунизма государство, весь совет-
ский. народ. Условия ‘жизни детей
непрерывно улучшаются вместе с ро-
	стом НЫ и культуры на-
рода.

В первые же годы после войны: бы-
ли восстановлены разрушенные
	больницы, родильные дома, детские и
женские консультации. За последние
годы в стране открылось множество
новых детских садов, яслей при фаб-
риках и заводах, в колхозах и совхо-
зах.

Наша Родина пострадала от вой-
ны больше, чем какая-либо другая
страна. Сотни тысяч детей потеряли
своих родителей, ‘но они не остались
сиротами — о них позаботились го-
сударство, советские люди. Для них
созданы новые детекие дома, а мно-
гие тысячи детей усыновлены совет-
скими патриотами. Кузнец артели
имени Тельмана в Ташкенте Шаахмед
Шамахммудов взял во время Велчкой
Отечественной войны на воспитание
12 детей различных национальностей.
Таких людей, заменявших осиротев-
шим детям погибших родителей, у
нас в стране множество.

Расходы на просвещение увеличи-
лись в СССР. с 22,5 миллиарда руб-
лей в 1940 году до 57,3 миллиарда в
1951 году. Только за послевоенные
годы построено 23,5. тысячи школ. За
один лишь 1952 год количество уча-
щихся в 5—10-хоклассах увеличилось
более чем на 1,5 миллиона человек. В
настоящее время в крупных городах
и промышленных центрах осуществ-
ляется переход к всеобщему десяти-
летнему образованию.

Школьное обучение дополняется
внешкольным воспитанием во дворцах
пионеров, на станциях юных техни-
ков, юных натуралистов, в домах ху-
дожественного воспитания, ‘детских
спортивных школах и многих других.
	Международного дня
защиты детей
	Большие народные гулянья в Со-
кольническом и Останкинском парках
культуры и отдыха были посвящены
вчера Международному дню защиты
детей. На эстрадах парка состоялись
встречи со знатными людьми столицы.

Свыше тысячи посетителей Остан-
кинского парка побывали вчера на
лекции «Международный день защи-
ты детей», встретились с матерью-
героиней Е. Н. Чугуновой, работницей
Марфинского теплично-парникового
хозяйства № 1 И.О. Миткинсй, на-
гражденной «Медалью материнства».
Посетители  Сокольнического парка
	прослушали устный выпуск журнала
«Советская женщина».
	ния кзартала, отправились в соседние
дворы убеждать жителей устроить
зеленые уголки, помогали планиро-
вать цветники, делились рассадой и
семенами.

С любовью и уважением поддержа-
ли детей работники района. В^ 1951
году начальник районной конторы
озеленения Н. А. Горохов предложил
кружку дать планировку двух скве-
ров — Вишняковского и на Дербе-
невской набережной. Было лето, мно-
гие члены кружка отдыхали в пио-
нерских лагерях. Но те, кто оставался
в городе, немедленно отправились
«изучать обстановку». Они озабоченно
натали по скверу, обмеряя площадь.
Тут же, пристроившись на скамей-
ках, делалй зарисовки, пытаясь «орга-
низовать пространство». Несколько
дней сидели они в своем садике за
чертежами, словно в архитектурной
мастерской, открытой под синим не-
60M. ;

Но кто из посетителей Деобенев-
ского сквера знает, что планировка
	этого зеленого оазиса — произведе-
	Спокойно трудится работница у станка, склоняется ‘над листом
ватмана женщина-конструктор, водит машину женщина-шофер. Ония
знают, что о жизни, здоровье их детей, воспитывающихся в яслях и
детских садах, заботится родное Советское государство.

В детском саду малыши находят второй родной дом, Опытные
педагоги, воспитатели прививают им здесь трудовые навыки, при:
учают к самостоятельности, ‘развивают способности детей к рисова-
нию, музыке, технике. Вскоре питомцы садов покинут столицу и пе-
	еще веселее.
	реберутся на дачи. Там им будет
	НА СНИМКЕ: в детском
Москзы. Дежурная ГАЛЯ
во время обеда.
	Открытие городского пионерского лагеря
	ГоОРНИСТ протрубил сбор. Далеко разнеслись высокие, чистые
звуки, и сейчас же со всех концов двора стали собираться на

площадку мальчики и девочки. Вот они построились на торжествен-
лм пилнерскую линейку и тогла’два юных знаменосца. в красных
	галстуках вынесли знамя дружины, о а м
начала учебного года оно будет храниться в пионерском лагере.
Прозвучали слова рапорта. По. голубой мачте в солнечную. сине-
ву летнего неба заскользил вверх алый флаг. Он поднялся и затре-
петал над смеющейся детворой, над светлыми струями фонтана, Ла-
	герь открыт!
Городской пионерский лагерь .
дут посещать 140 школьников. Во
	№ 4 Коминтерновского. района  бу-
‚ дворе дома № 14 по Новослобод-.
устроены ‘качели, турник, горки:
	ской улице на зеленой площадке устроены Kale, ees ри
Под тенью деревьев стоят столы, скамейки. Тутребята смогут по-
читать, поиграть в шахматы, на биллиарде. В беседке работает пе-

a я САКИ

Я ЗЕ OO Bee ое Я Ва

редвижная библиотечка.  Не забыты и младшие школьники. Для них
устроены всевозможные аттракционы, сказочный домик- -беседка.
	Площадка при домоуправлении — лиить часть городского лагеря:
В распоряжении ребят — спортивный городок 200-й школы, весь
первый этаж школьного здания. Есть где спортсменам проводить
тренировки, развернуть работу кружков. Интересна и разнообразна
программа летнего отдыха детей. В нее включены походы и экскур-
сии, путешествия на катере по Москве-реке, посещения музеев, по-
ездки в подмосковные колхозы, беседы о прочитанных книгах, кон-
церты самодеятельности и многое, многое другое.
	Каждый найдет себе занятие. по вкусу. Юные биологи В. Волын-
кин. А. Козаков, И. Малявкин и другие ребята будут работать на
	А. Голубев,
	Любители спорта
	опытном пришкольном участве.
	< РАНЕ  г
Б. Иванов, О. Уфатов вместе с остальными физкультурниками зай-
мутся организацией спортивных соревнований. К услугам ребят —
футбольное поле, волейбольные и баскетбольные площадки, беговая
	дорожка.
	Лагерь хорошо подготовлен к приему детей. В организации ero
приняли участие и педагоги школы № 200, и рабочие швейной фаб-
рикн № 3 «Красная оборона», которая шефствует над школой, и
жильцы дома № 14 по Новослободской улице.
	Шефы — работники фабрики многое сделали для кружковой ра-
боты: выделили. материалы, инструменты, вазначили руководителя
для кружка юных техников. Жильцы дома принимали деятельное
участие в оборудовании площадки, закупали и ремонтировали инвен-
тарь, сажали цветы, украшали лагерь флажками. Руководителями
талжков напалу © педагогами. выделены домохозяйка К. Резеп-
	вязать, ВЫ-
	кина и пенсионерка М. Шербак. Они научат девочек
		саду № 33 Баумансного района
МЫИЛЬТОНОВА —обслужизает  петей
	ВА обслуживает детей
Фото В. КУНОВА (ТАСС).
	ДЛЯ ЮНЫХ МОСКВИЧЕЙ
	Новые
школы
	По роднему
` краю

В МОСКВЕ 25 юношеских <портив-

ных школ. Юные гимнасты, лег-
коатлеты, волейболисты, баскетболи-
сты и любители других видов спорта
готовятся к летним состязаниям на
стадионах, на детских спортивных пло-

щадках. Интересные — автопробеги.

предстоят членам клуба юных авто-

мобилистов МосгорОНО. Скоро собе-.

рутся на традиционный слет юные пу-
тешественники Москвы. В прошлом
году более 100 тысяч школьников уча-
ствовали в походах по родному краю,
побывали в отдаленных районах стра-
ны. Увлекательные — путешествия
предстоят ребятам и в этом году. Для
них открыт Дом юного туриста У
станции Турист под Москвой. Орга-
низуются туристские базы в окрест-
ностях Серпухова, в Бородино, в Яс-
ной Поляне и в Ленинграде. Многие
школьники готовятся к путешествиям
в Поволжье, на Украину, к берегам
Черного моря.

% юных
	В МОСКВЕ около шестисот школ.
В них обучаются более 600.тысяч
детей и подростков. За последние два
года в столице построено 51 новое
школьное здание. Только в Ленин-
градском районе открылось за это
время 16 школ.

Генеральный план реконструкции
Москвы предусматривает строительст-
во четырехсот школ.
	В домах пионеров,
детских клубах,
	библиотеках
	ыы московских школьников

проводят досуг в домах пионеров,
в детских домах культуры. В Москве
23 дома пионеров. Ребята занимают-
ся в технических кружках, овладевая
навыками труда, сами строят модели
машин, кораблей, самолетов. В круж-
ках художественной самодеятельно-
сти юные певцы, музыканты, худож:
ники развивают свой способности,
изучают любимое искусство. Только в
Городском доме пионеров бывает
ежедневно около тысячи школьников.
60 кружков работают при Детском до-
ме культуры Бауманского района
столицы.

Дети — желанные гости и в клу-
бах московских предприятий. Хорошо
работают детские секторы ‘клубов за-
водов «Каучук», «Серп и * молот»,
Дворца культуры автозавода имени
‘Сталина и многих других.

Непрерывно растет книжный фонд
детских библиотек столицы. В Моск-
ве помимо школьных работают еще
85 библиотек, обслуживающих толь-
ко детей.
	Веселое

лето
ев к приему юных хозяев
загородные пионерские — ла-

гери. В этом году их  откры-
вается свыше семисот в самых
живописных и здоровых местах
	Подмосковья. Здесь, среди лесов и по-
лей, проведут летние каникулы 360
тысяч школьников. Их ждет. веселое
лето  — прогулки, игры, походы, бе-
седы у пылающего костра, знакомство
с чудесной родной природой, интерес-
ные встречи. За город выедут в тече-
ние лета и неё менее 80 тысяч до-
икольников. Для тех, кто остается в
городе, открываются 166 пионерских
городских лагерей, 1.500 оздорови-
тельных площадок при школах и домо-
управлениях. Новым оборудованием
пополнены 16 детских парков столицы,
7 детских городков при парках куль-
туры и отдыха. 890 тысяч детей по-
бывают во время летних каникул в
двух детских кинотеатрах Москвы; 25
кинотеатров будут ежедневно давать
детские сеансы, 25 кинопередвижек
выделены для обслуживания ropor-
	ских пионерских лагерей и детских
площадок.
	..Праздник в разгаре. Ярко сзетит солнце. 11од громкие звуки
музыки ребята поют, танцуют. Такое же веселье царит сегодня пе
всей Москве. Международный день защиты детей юные москвичи
встречают в. детских парках, садах, на созданных для них зеленых
площадках. Во всех районах столицы подняты‘ флаги городёких  пио-
нерских лагерей. Всюду детей встречает алое полотнище © надписью”

обро пожаловать!». “ , .
	М. Багреева.
		натуралистов
	БОЛЕЕ шестисот учащихся ‘из 210
школ Москвы занимаются в
кружках Городской станции юных
натуралистов. Ее плантации, OnbT-
ные участки, цветники занимают 12
гектаров. Здесь дети изучают на
практике мичуринскую биологию,
проводят опыты по выращиванию
новых сортов растений. Опытные уча-
стки юннатов существуют и при рай-
онных домах пионеров. Школьники
Бауманского района растят цветы
для садов и парков, помогают o3e-
ленять улицы и дворы района. Они
вырастили больше ста кленов, много
других деревьев. Помогают озеленять
родной город школьники Тимирязев-
ского и других районов Москвы.
	Они вырастут
здоровыми
	T PH тысячи детских врачей 3a60-
тятся об охране здоровья малень-
ких москвичей. Врач и медицинская
сестра берут под свою опеку ребенка
вскоре после его рождения. Они по-
сецают новорожденного уже в пер-
вые три дня после того, как его при-
несли из родильного дома. Для про-
филактического обслуживания детей
до 14 лет в Москве создано более 80
поликлиник и детских консультаций,

В охране здоровья детей болыная
роль принадлежит детским яслям, в
которых воспитываются свыше 29 ты-
сяч маленьких москвичей. Около 15
тысяч воспитанников яслей проведут
лето за городом на благоустроенных
дачах.
	НА СНИМКЕ; отирытие городсного пионерского лагеря во
дворе дома № 14 по Новослободской улице.
	Фото М. КУЛЕШОВА.
	Шумят . ротационные машины. Не-
прерывной лентой мчатся бумажные
полосы, покрываясь строчками, ри-
сунками. 165 тысяч‘книг выпускает
ежедневно Московская фабрика дет-
ской книги. Эти книги рассказывают
юным читателям о великих преобра-
зованиях, происходящих в нашей
стране, о героических подвигах, 0
буднях простых тружеников. Здесь
произведения Пушкина, Л. Толстого,
Горького,  Маяковекого, Гайдара,
Гюго и многих других писателей. На
обложках книг можно увидеть име-
на крупнейших ученых — О. Лепе-
шинской, И. Ефремова... Около двух-
eor художников и мастеров графики
оформляют издания для детей.
	этом году Детгиз выпустит 99 милли-
	OHOB экземпляров детских книг 450
названий.
	Миниатюрные грузовые автомоби-
ли, такси, пожарные машины, парово-
зы. Заводные игрушки, выпускаемые
заводом № 1 местной промышленно-

сти Москвы, точно воспроизводят на-
стояшую машину. Танцующие куклы,
медведь-барабанщик, куклы-гимна-
	Книги, одежда, игрушки
	сты... Много выдумки а изобретатель-
ности вкладывают в свои изделия ра-
ботники завода, чтобы игрушки до-
ставили большую радость нашим де-
	TAM.
	Заслуженной славой пользуется на
фабрике «Парижская Коммуна» цех
детской обуви. Здесь делается удоб-
ная и красивая обувь для юных по-
требителей. Красивы фасоны летних
туфель, созданные модельерами
Емельяновым и Епифановым. Цех
выпускает мягкие крошечные ботин-
ки из разноцветной блестящей кожи.
Ежедневно коллектив цеха изготов-
ляет 4.500 пар обуви для молодых
москвичей.

5х
	Разноцветные шерстяные и вельве-
товые костюмчики, изяшные летние
платья, передники, матроски сходят <
конвейера швейной фабрики № 19. С
начала тода фабрика’ отправила В
торговую ‘сеть ‘более 214 тысяч дет-
ских костюмов ‘и платьев. В цехе ху-
дожественной вышивки искусные ма-
стерицы украшают готовые изделия
самыми разнообразными рисунками.
		хороших общественников, HO таких
какими я вижу Ильинских, не встре
чала. Какие счастливые учителя, 8
руки которых попадут эти малыши»,
— писала преподавательница Камков-
ская. к

Вчера воскресный день принес мно-
го радости жителям домов №№ 9 и
11 по Новокузнецкому переулку. Пос-
ле холодов ярко засияло солнце 8
чистом синем небе. Расправили зеле-
ную’ листву растения, сильно запах
ли пушистые кисти сирени, приоткры“
лись тугие бутоны ирисов, залосни-
лись сочные лепестки тюльпанов. На
тенистой площадке, рядом с` пышно
разросшимся за шесть лет садиком,
уселись люди послушать доклад
комиссии содействия и содоклад-ы
членов кружка «Золотые руки».

Дети отчитывались в своей работе
перед родителями, говорили 0 своих
намерениях превратить весь переу-
лок в зеленый сад, показывали ©80ю
стенную газету, где и рисунки сдела-
ны руками членов кружка, и заметки
написаны и даже на манвинке пере
печатаны самими ребятами.

— Настоящие «золотые руки», —
говорили отны и матери, по-новому
увидев своих детей, воодушевленных
интересным делом, милых, . радост-
ных, доверчиво глядящих на своих
взрослых друзей.

Их жизненный путь ясен. Их non
держивают заботливые руки Родины.
	Л. Воронцова.
	Света Овчинникова, стараясь дер-
жаться зозможно солиднее, подошла
к классной доске и звонким голосом
уверенно охарактеризовала ` достоин-
ства и недостатки представленных
проектов. Сама она отводила в проек-
те главное место опытному участку.
И наставительно предупреждала, что
«конечно, если проводить опыты вы-
ращивания растений, можно встре-
титься с трудностями. Но трудностей
бояться не надо, а для школьниц
опыты важны».

— Летом, — продолжала она, не-
зависимо подняв свой вздернутый
носик, — дети должны играть на

воздухе, и проект поэтому предусмат-
ривает горку, качели, площадки для
бега с препятствиями. А где разме-
стить спортплощадку? — метнув уко-
ризненный вэгляд на членов педсо-
вета, спросила девочка. —  Места для
нее осталось так мало, что мы бу-
дем. просить раситирить участок 3a
счет смежного пустыря.

Опытные, много видавшие прено-
даватели так заинтересовались вне-
школьной деятельностью кружка <«Зо-
лотые руки», как удачной формой
политехнического обучения, что про-
CHIH непременно устроить в школе
выставку детских работ. Выставка
состоялась. Не отрывая глаз, взрос-
лые любовались рисунками, проекта-
ми, стенными газетами, выслушивали
четкие и ясные объяснения авторов,
в числе которых находилась и пяти-
летняя Любонька Кудрявцева, пред-
ставившая проект «домика моей
куклы». Е
В книге отзывов страницы заполнены
сплошными восклицательными знака-
ми. Выражали свое восхищение и уче-
ницы и педагоги. «Я работала учите:
лем тридцать вять лет, видала много
	ЗОЛОТЫЕ РУВИ
	PYMDA  началаеь шесть лет

назад. Архитекторы Матильда
Октавиановна и Леонид Николаевич
Ильинские задумали озеленить ут-
рамбованный до звона, пустой, без
единой былинки, двор, на котором иг-
рали дети. Они считали, что там, где
есть хотя бы метр земли и ‘прилеж-
ные руки, можно многое сделать, а
если привлечь детей, лучших по-
мошников не найти.
	Когда взрослые е лопатами и граб-
лями вышли на первый BOCKPeCHHK,
когда на голой земле вытянулись све-
жевзрыхленные грядки, ребята не
пожелали быть простыми с<видетеля-
ми интересного дела. Этого-то и ожн-
дали Ильинские.
	— Вы хотите знать, каким будет
наш двор? Приходите к нам в воскре-
сенье и попробуйте нарисовать то,
что вы хотели бы видеть на этих
грядках, ту большую-болышую клум:
бу в центре, о какой вы говорите.
	Сколько было шуму в тихой квар-
тирке Ильинских! Начинающие ху-
‘дожники за болыним столом в азарте
ломали тонко“ очиненные карандаши,
сминали бумагу, вычерчивая неверо-
ятные узоры. Кропотливо обучали
	Ильинские детей рисунку, компози-
ции, делая самые скучные процессы
увлекательными. И ребята справи-
	лись с задачей. На свет появилось 37
пресктов клумбы, созданных фанта-
зней 95 авторов. В составлении
проектов участвовали не только маль-
чики и девочки дома №9 по Ново-
кузнецкому переулку, но и других до-
мов и даже соседних улиц.
	— А какой проект лучше? По ка-
кому будем делать? — волновались
авторы.
	— Пусть решает общественность, —
посоветовали Ильинские. — Давайте
устроим выставку, пригласите своих
родителей и представителей домоуп-
равления, а они оценят.
	Выставка проводилась всерьез. Бсе
было, как полагается: и выставочный
комитет, и стенды, и этикетки, и да-
же ленточка, разрезав которую от-
крыли праздник. На выставке побы-
вали 300 посетителей — почтенные
бабушки и дедушки, папы и мамы,
малолетние сестренки ‘и братья юных
проектировщиков. Посетители дали
сценку проектам: лучший был yao
стоен «первой премий», то есть принят
к осуществлению. Автор мог вскоре
же увидеть на собственном дворе,
как воплощается творческий замы-
сел. А жители соседних домов попро-
сили для себя другие хоропгие проек-
ты и тоже сделали по ним клумбы.
Так детская игра стала настоящим
делом. А взрослые советские люди
поддержали начинание детей, отнес-
лись к их первым попыткам трудить-

ся на благо родному городу с чут-
ким вниманием.
	Во дворик дома № 9 прибыли -по-
дарки: мичуринские яблони, вишни,
акации и тополя. Дети сделались по-
мощниками родителей. Они взяли на
себя поливку, стрижку газонов, по-

садку цветов, шефство над деревья-
МИ. .

Однажды в начале мая по радио
	  сообщили о возможных  заморозках.
	НА СНИМКЕ: группа ребят из
кружка «Золотые руки» — ВАЛЯ
ТРАНЦИН, СВЕТЛАНА ОБЧИННИ-
КОЗА, ИРА БИРЮКОВА и дру-
гие проводят разбивку клумбы
под цветы во ‘дворе дома № 9 по
Новскузнецкому переулну.
	Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО: