ОБЗОР ПЕЧАТ

НОМПОЗИТОР, ДИРИТЕР,
ПЕДАГОГ
	BAmerm массо-

песни, .
симфонии, музыка
к спектаклям я
фильмам, детские
пьесы, сочинения
для духового ор-
кестра... В обтир-
ном списке произ-
	с. а не

тельность, индиви-
дуальный язык.

Широкую  изве-
стность получила
созданная компо-

зитором «Песня о Сталине» (на
	Pp FA RE ep Fee ae eee OS
концерты Хачатуряна. Отдельные

и Я К: а:
	слова ашуга Мирзы) В репертуар
янли фортепианный и скрипичный
пьесы из ето музыки к лермонтов-
	«НЕУВАЯЗКИ» НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ
«ЗА СОВЕТСКОЕ СТАНКОСТРОЕНИЕ»
	Казалось бы, рассказы этих людей
06 опыте ‘скоростных методов найдут
место в номерах газеты. Но редакция
почему-то предпочитает публикацию
собственных сообщений, напоминаю-
ших производственные сводки, и так
называемые расширенные подписи
под фотоснимками стахановцев.
	В той же передовой статье, при-
зывающей к широкому внедрению пе-
редовых методов труда, говорится
следующее:
	«На нашем заводе около полови-
ны общего числа станочников чис-
лится скоростниками и более поло-
вины станков переведены на ско-
ростные методы обработки. Однако
рабочие только некоторую часть
времени работают на скоростных
режимах, а в остальное время при-
меняют режимы, отнюдь не являю-
щиеся высокопроизводительными»,
	По словам газеты, число скоростни-
ков уменьшилось, a стахановские
школы по передаче передового опыта
в области скоростной обработки без-
действуют.
	Кому же, как не газете, быть по-
борником скоростных методов обра-
ботки металла, кому же, как не ей,
добиваться, чтобы стахановские шко-
лы заработали? Но как только пере-
довая статья была ‘дописана, а номер
напечатан и разослан читателям,
судьба скоростников перестала трево-
жить газету.
	Комплексная бригада зуборезного
	участка явилась инициатором важно-‘
	го движения на заводе за сокращение
производственного цикла на каждой

пр оизводственной операции.
	«Бригада уже приступила к ра-
боте по сокращению производствен-
ного цикла и в ближайшее время
будет освещать свой опыт в газете
«За советское станкостроение», —

говорилось в номере, вышедшем еще
5 февраля.
	Прошел февраль, миновали март и
апрель, ушел и май, а об опыте ра-
боты комплексной бригады, явившей-
ся инициатором крупного начинания,
в газете еше не появилось ни слова.
	Пошумев о сокращении производ-
ственного цикла, редакция не довела
начатого дела до конца,
	Слабо помогает газета коллективам
института и завода «Станкоконструк-
ция» в улучшении качества выпуска-
емых станков. Ее роль сводится к пе-
речислению видов брака, обнаружен-
ного потребителями, А ведь за каж-
дым фактом нарушения технологиче-
ского процесса стоят живые люди.
Почему редакция стесняется назвать
их имена, потребовать усиления от-
ветственности 38 честь заводской
марки?
	Институт и завод действительно
сыграли болыную роль в развитии
отечественного станкостроения. Глу-
бокого уважения заслуживают за-
мечательные кадры — станкостроите-
лей. Но нельзя так упиваться успе-
хами, как это делает редакция в спе-
циальном юбилейном номере, вышед-
шем 91 мая.
	«Славный юбилей», «Слава свет-
лым умам и умелым рукам» — про-
возглашают заголовки опубликован-
ных материалов.
	Перед заглавной буквой первой
строки каждого материала изображен
лавровый листок. Немного бы y6a-
вить: в газете лавровых листков, и
нашлось бы место для таких нуж-
ных тем, как развитие движения ско-
ростников, сокращение  производст-
венного цикла на каждой операции,
для критических материалов, которых
так мало в газете.
	Редко печатаются в газете зарисов-
ки, очерки, фельетоны. Беден язык
газет. Вот как варьируется, напри-
мер, слово «внедрение» в небольшом
редакционном примечании: «Заседа-
ния по вопросу о внедрении», «Начав-
шееся внедрение», «Не осуществляют
руководства внедрением», «Многие
вопросы внедрения до сих пор не раз-
решены, а привлеченный для подго-
товки и внедрения маршрутной систе-
мы».
	Читатели уже давно переросли уро-
вень своей многотиражной газеты,
Пора это заметить редакции и пар-
тийной организации Эксперименталь-
ного научно-исследовательского инсти-
	Сунь многотиражной газеты
«За советское станкостроение»
нередко попадают в трудное положе-
ние. Чему верить? Тому, что напеча-
тано на первой странице, или тому,
что читаень На второй? Заметкам,
расположенным в верхней части га-
зетной страницы, или тем, что поме-
щены внизу?
	Анализируя в передовой статье
причины медленного освоения. зубо-
резного станка’ №528, ‘редакция при-
ходит к такому выводу:
	«И не случайно, видимо, следует
считать то, что в данном номере
нет статьи ни тов. Загрязкина, ни
ведущих работников отдела, к ко-
торым редакция неоднократно об-
рашалась с просьбой осветить воп-
росы технологической подготовки
станка № 528».

Итак, не случайно...
	A теперь приведем выдержку из
статьи ведущего конструктора В. Кед-
ринского «Дадим Родине отечествен-
ные зуборезные станки», также опуб-
ликованной в номере от 15 января, но
не на первой, а на второй странице,
	«Отдел главного технолога под
руководством тов. Загрязкина, —
пишет автор, — выполнил большую
работу по созданию технологии об-
работки сложных и точных дета-
лей, которые еще недавно нашим
заводом осваивались впервые».
	Аналогичные «неувязки» обращают
на себя внимание и в номере от
7 мая.
	Группа читателей в ответ на воп-
рос редакцив «Что вы хотели бы чи-
тать в нашей многотиражной газете?»
пишет .
	«Газета должна шире освещать
достижения ‘наших лучших людей.
Наша газета делает это  односто-
ронне: несколько номеров подряд
рассказывают о Черепанине и поч-
ти ничего о других рабочих-стаха-
новцах, которые есть в каждом це-
хе».
	О справедливости этого критическо-
го замечания говорит и соседняя за-
метка, озаглавленная «Пропагандиро-
вать передовые методы труда».
	Тем не менее „в третьей заметке
можно прочесть следующее: .

«Газета «За советское  станко-
строение» за последнее время стала
более содержательной. Она подни-
мает много вопросов производст-
венной жизни, улучшились в ней
показ и передача опыта передови-
ков производства».

Какой же заметке верить?

Непоследовательность, отсутствие
четкой, принципиально выдержанной
линии сказываются на общем уровне
и содержании газеты.

Передовая статья, опубликованная
26 марта, начинается длинным переч-
нем имен лучших CKOPOCTHHKOB   заво-
да. Редакция перечисляет их пб про-
фессиям: токари, фрезеровщики, ра-
сточники, строгальщики, шлифовщи-
ки. Четверо из них еше в прошлом
году были удостоены звания лучшего
скоростника министерства,
	CKOMY «Маскараду», особенно знаменитый вальс, стали любимыми у
	наших слушателей.
	Араму Хачатуряну сегодня исполнилось пятьдесят ле*Ъ. о июня в
Центральном. доме работников искусств состоится торжественное за-
	седание.,
	Не менее интересный вечер устраивается сегодня в клубе «Кау-
Чук». Здесь соберутся участники художественной самодеятельности
химической промышленности, чтобы чествовать своего шефа—Арама
		Уже около пяти лет.длится дружба композитора с кружковцами
Дома культуры химзавода имени Сталина. А. Хачатурян посещает
репетиции кружка вокалистов, хорового и оркестрового коллекти`
вов, помогает советами и указаниями, участвует в подготовке кон-
цертных выступлений. В свою очередь композитор делится со своч-
ми друзьями творческими планами, играет им свои новые произве-
	дения, рассказывает о зарубежных поездках. .
Арам Хачатурян шефствует не только над кружками рабочих-хи-
	Арам Хачатурян шеЗ
миков. У композитора
	миков. 5 композитора связь со многими коллективами худо-
кественной самодеятельности не только Москвы, но и Ленинграда,
	Киева, Ярославля, Баку.
	В сегодняшнем концерте в клубе «Каучук» будет отражена еше
одна сторона творческой деятельности Хачатуряна — исполнитель-
ская. Он будет дирижировать программой из своих произведений.
Этой деятельности за последние годы композитор отдает много сил
и энергии. Более пятидесяти концертов с еТо участием состоялось за
два года в разных городах и республиках СССР.

Большое место в многогранной творческой и общественной дея-
тельности Арама Хачатуряна занимает педагогическая работа. В
его классах — в Московской консерватории и в Институте имени
Гнесиных — учится много одаренной молодежи. Есть среди учени-
ков и представители стран народной демократии, например Анатоль
Виеру — выдающийся румынский композитор, лауреат Националь-
	ной премии.
	ьича лачатуряна можно видеть
Это присылают ему свои сочине-
	В рабочем кабинете Арама Ильича Хачатуряна
	болыние стопки нотных изданий.
	Фото Н. СЕМЕНОВА.
	МОСКВА СЕГОДНЯ. У Астахова моста.
	HAKATA Яковлевич Масленников,
кадровый рабочий завода имени
Владимира Ильича, получил ‘ордер
на комнату. (Но радость рабочего
сказалась омраченной. Поселившись
на новом месте, он увидел, что обма-
HYT, что вселен в комнату, почти
вдвое меньшую той, что предназна-
чалась ему.

Если бы работники жилищно-ком-
мунального отдела завода не огра-
ничились выпиской ордера, а вместе
с Масленниковым побывали в доме,
в котором ему предстояло жить, про-
	верили площадь, то, несомненно,
жульническая махинация не имела
бы места.
	Формальное отношение работни-
ков жилищно-коммунального отдела
к своим обязанностям сказалось не
только в этом. Узнав, что: Масленни-
‘ков вселен не туда, куда следует,
руководители отдела не приняли

` нужных мер, чтобы быстро испра-
вить ошибку.

— Ты, Никита, не беспокойся, не
ходи никуда, — успокаивали рабо-
чего, — мы все сделаем...

Масленников ждал, но положение
не менялось. И лишь спустя несколь-
ко месяцев, убедившись, что дейст-
венной помощи заводские работники
не оказывают, Никита Яковлевич об-
ратился в Москворецкий райком
партии. Вмешательство райкома за-
ставило заводских руководителей бо-
лее внимательно отнестись к рабоче-
му. Дирекция и жилищно-комму-
нальный отдел предприятия начали,
наконец, делать то, что могли и обя-
заны были предпринять гораздо
раньше.

Десять месяцев мытарились Мас-
ленников и его семья, пока получили,
	наконец, комнату, которая AM ‘пола-
галась.

Об этой истории рассказал ua
	страницах заводской газеты «За 6б0е-
вые темпы» рабкор тов. Сазонов. Его
фельетон был направлен против чи-
нуш и волокитчиков, по чьей вине
были ущемлены законные права ра-
бочего.
	Сразу же после выхода газеты
партбюро жилищно-коммунального
стдела собралось обсудить фельетон,
Коммунистам надо было самокритич-
но выяснить, почему, по чьей вине
к нуждам рабочего не было проявле-
но должное внимание. Но руководи-
тели парторганизации задали обсуж-
дению иной, непартийный тон.

— Мы помогали, заботились, нас
бы хвалить, а нас критикуют, — вто-
ря друг другу, заявляли участники
заседания. — Это поклеп, клевета
на отдел!
	Так родилось решение, встретив-
шее справедливую критику газеты в
штыки: «Просить партком завода
привлечь виновных в клевете к от-
ветственности».
	OHH —
L- имя
	М славится богатыми
урожаями черешни, абрикосов,
яблок, груш, визограда. Молдавские
фрукты идут в Москву, Ленинград,
Киев и другие промышленные центры
страны. Колхозы Кишиневского, Ти-
распольского, Котовского, Слободвей-
ского и других районов, сообщает
«Правда», готовятся к отправке в эти
города первого нынешнего урожая
	своих богатейших садов.

В ТЕЧЕНИЕ пяти дней в Москве
гостит прибывшая в СССР по
приглашению ВОКС делегация O6-
щества китайско-советской дружбы:
За время пребывания в Москве чле-
ны делегации побывали в Централь-
ном музее В. И. Ленина, в Музее
революции СССР, знакомились с до-
стопримечательностями города’ и
историческими памятниками MOCKOB-
ского Кремля, осмотрели метро, при-
сутствовали на спектаклях и концер-
тах, в Центральном театре кукол и
Концертном зале имени Чайковского,
в цирке, в Большом театре смотрели
балет «Лебединое озеро». Делегация
посетила также Политехнический му-
зей и станкостроительный завод име-
ви Серго Орджоникидзе. Делегация
привезла многочисленные подарки
советскому народу. В числе. подар-
ков — барельеф с изображением
И. В. Сталина и Мао Цзэ-дуна, из-
делия китайских мастеров из фарфо-
ра; слоновой кости и др. Вчера гла-
ва делегации Ли Фу-жень передал
эти подарки ВОКС,у.
	эх
Ге СЛУЧАЮ окончания розыгры-
ша восьмого первенства Европы
по баскетболу для мужских команд
секция баскетбола СССР и Глав-
ное управление по физической куль-
туре и спорту Мьнистерства здраво-
охранения СССР устроили прием уча-
стников соревнований,
	Ястория одного решения
	Уж одно слово «клевета», адресо-
ванное заводской печатной газете,
ее рабкору, должно было насторо-
жить партком. Получив ‘такое pe-
шение, он обязан был немедля разоб-
раться в положении, поддержать
рабкора и газету, исправить ошибку
первичной организации и принять
меры для борьбы с волокитой и бю-
рократизмом в заводском аппарате.

Такого партийного отношения к де-
лу руководители парткома не проя-
вили. Обсуждение важного вопроса
недопустимо затянулось. Дважды он
выносился на заседание  парткома,
но из-за неподготовленности откла-
дывался. И ‘лишь в третий раз, че-
рез два с половиной месяца после
опубликования фельетона в газете,
обсуждение состоялось.

— Наш коллектив оклеветали! —
безапелляционно заявил  парткому
заместитель секретаря партбюро жи-
лищно-коммунального отдела тов.
Турков. .

Начали подниматься заводские ра-
ботники, задетые критикой. В их вы-
ступлениях не чувствовалось само-
критики. Они всячески оправдывали
себя, перекладывая вину с больной
головы на здоровую-

Эти вредные настроения, не спо-
собствовавшие развертыванию в
партийной организации: критики, бы-
ли поддержаны секретарем парткома
гов. Резниченко. Вопреки очевидным.
фактам появилось решение, в кото-
ром сказано: «Считать факты, изло-
женные в фельетоне, не  соответ-
ствующими действительности».

Рабкоры понимали, что партком
неправ, но проходила неделя, другая,
третья, решение парткома — действо-
вало, его никто не поправлял, за-
жимщики критики торжествовали по-
беду. ;

Лишь спустя 25 дней секретарь
Москворецкого райкома тов. Галкин
узнал о случившемся ‘на заводе, В
течение нескольких часов был прове-
ден разбор материалов и созвано
внеочередное заседание бюро райко-
ма.
Здесь факты получили  правиль-
ную партийную оценку. Парткому
было указано, что его решение не
способствует развертыванию в за-
водской парторганизации самокрити-
ки и особенно критики снизу, не вос-
питывает коммунистов и весь кол-
лектив предприятия в духе неприми-
римого отношения к недостаткам в
работе. Решение парткома было от-
	лать это еще рано. Хотя после засе-
дания бюро райкома прошло четыре
недели, ошибка заводского партий-
ного комитета до конца ‘еще не
исправлена.

Секретарь парткома тов. Резни-
ченко созвал членов парткома. Мож-
но было рассчитывать, что они са-
мокритично разберут свою ошибку,
расскажут, почему получили под-
держку зажимщики критики, а не
газета и рабкор, сделают  правиль-
ные выводы для дальнейшей работы,
Но о своей ошибке партком в приня-
том решении даже не упомянул.

«Партбюро жилищно-коммунально-
го отдела ввело нас в заблуждение»,
— заявил собравшимся тов. Резни-
ценко.
	Партком, отменив решение партбю-
ро отдела, обязал его в недельный
срок разобрать факты и привлечь к
ответственности людей, проявивших
нечуткое отношение к тов. Маслен-
HHKOBY.
	Вчера, наконец, состоялось заседа-
ние партбюро жилишно-коммунально-
го отдела.
	— Кого же привлекать к ответ-
ственности? — разводила руками
секретарь партбюро тов. Анисимова.
— Я ничего не знаю...

И партбюро решило ‘доследовать’ и
без того ясный’ вопрос, хотя’ это
нужно было сделать еще несколько
недель назад.
	Партийный комитет завода, приняв
решение, не потрудился проверить
исполнение.
	Илохой пример подает парткому и
районный комитет. Он не позаботил-
ся о том, чтобы его решение было
доведено до сведения коммунистов
завода. Надо было созвать общеза-
водское партсобрание для обсужде-
ния роли местной печати в развитии
критики и самокритики. Минул почти
месяц, а собрание все еще лишь го-
товится, На состоявшемся недавно
партийном собрании’ о решении рай-
кома коммунистов не информиро-
вали.
	На заводе много фактов, когда
руководители цехов и отделов, пар-
тийных организаций не принимают
мер по выступлениям заводской га-
зеты.

Райком и по этому поводу давал
указания партийному комитету. Пора
бы поинтересоваться и исполнением;
ведь принять решение — еще неззна-
	ния друзья-композиторы из стран народной демократии — Чехо-
словакии, Болгарии, Румынии, Германии. Со многими из них он по-
знакомился во время своих зарубежных поездок в составе делега-
	ций работников советского искусс
бежом, докладами по истории со
пателей с музыкальной .культуро
кое дело мира во всем мире.
	тва. Своими выступлениями за ру-
ветской музыки он знакомит слу-
й родной страны, укрепляет вели-
	Во всех областях своей творческой и общественной деятельности
Арам Хачатурян проявляет такую же искреннюю увлеченность,
TOT же темперамент, которые отличают его музыкальное творче-
	НА ГОРОДСКИЕ ТЕМЫ
	О КВАСЕ
	ХАЧАТУРЯН.
Doro м. КУЛЕШОВА:
	ти на работу, я взял бидончик и вы-
шел на улицу. В конце Троицкой
улицы, у Самотеки, стояла цистерна
с квасом Останкинского завода. Но
она была пуста и лишь раздражала
прохожих призывной надписью: «Пей-
те питательный хлебный квас». Иду
дальше. Во дворе дома № 19 на
Цветном бульваре стоит такая же
пустая цистерна. Иду на Централь-
ный рынок. Здесь, действительно,
квас есть, но очередь — человек сто».

Такие письма редакция получает
ежедневно.

Об отсутствии кваса на Зацепе, на
Добрынинской площади, на Шипке
сообщает инвалид Отечественной вой-
ны Любимов. Читатель Д. Яковлев
предлагает ставить у цистерн с ква-
сом, имеющих два крана, двух про
давпов.
	А пока, чтобы выпить стакан кза-
	CTBO,
НА СНИМКЕ: композитор А.
	Наступило жаркое московское лето.
Ртуть в термометре подбирается к
тридцати. Москвичи осаждают души,
парки и мечтают о стакане холодно-
го кваса.
	К сожалению, больше мечтают, чем
пьют этот исконный русский напиток.

«Побывал я сегодня в кафе № 316,
в диэтической столовой треста столо-
вых Куйбышевского района, в про-
довольственном магазине на улице
Кирова, 22, в палатке № 5 Мосмин-
водторга и в столовой № 2 Щерба-
ковского района, а квасу там и в по-
мине нет, — пинет нам читатель
П. Батылин. — Интересно, что ря-
дом с этими торговыми предприятия-
мн находятся торготдел Мосгорис-
полкома и его инспекция».
	А читатель Н. Никулин, codpas-
шийся в эти жаркие дни покушать
домашней окрошки, прислал в редак-
цию целую поэму ‘о поисках. кваса.
	менено. . у о о И В Сокольничесном парке нуль-   тута металлорежущих станков и за-  «В моем распоряжении было два   су, москвич должен обойти две-три
На этом, казалось бы, можно по-   КРИТИКИ. ип туры и отдыха, _ вода «Станкоконструкция», издающей   часа. Рассчитывая вполне уложиться улицы, а затем постоять полчаса в
ставить точку. Но, к сожалению, сде- . Пудалов. “Soto Н. МИТИНА.   газету. в это время, вкусно пообедать и пой-   очереди.

+

ть ить то о, тои, L ALO Po Asp DOO PN oO gh PN pan Peleg ager PO laity fatO OR Pan pnp sive goto fea от, ить, on утиль ль, р тд оо, Де, роты ори, роты, рить, т, Роу иртиви

ад я г т=ч <” rn любящих родителей, окруженных   растерялся. Дети требовали ухода,   не имею права согласиться с тем, как убедить его в том, что девочке с
	ней будет лучше, Юра решил дело
просто: в один прекрасный день он
привел Катю домой.

— Она пришла в гости, — сказал
он, покраснев: это была его первая
хитрость перед матерью.

Галина Григорьевна не выразила
удивления, будто и не было их дол-
гой разлуки. .

Только поздно вечером, когда при-
шло время расставаться, Галина Гря-
горьевна напомнила Кате об отце:

— Пора, Катюша, домой — папа
и так, наверно, сердится на тебя.

Но тут Юра признался:

— Я оставил ему записку, что Каз
тя совсем останется у нас. Ведь ос-
танется, правда?

Опасения Галины. Григорьевны ке
оправдались: Столбов не рассердился.
Он не стад ничего предпринимать;
равнодушно отнесясь к переезду до-
чери.

А в семье Федоровой воцарилась
атмосфера взаимного понимания #
дружбы. У каждого члена семьи есть
свои обязанности: мать работает, де-
ти учатся; все по очереди занимают-
ся хозяйством; хватает времени ина
прогулки. и на развлечения, и на чте-
ние книг, в на милые разговоры перед
сном, Юра кончает седьмой класс и
собирается поступить в военное учи-
лище; Катя стала отличницей, попра-
вилась и поздоровела, Галина Григо-
рьевна чувствует себя счастливой Ma-
терью, любяшей и любимой своими
детьми.

Вот и вся история о мачехе. Ничего
в ней нет необыкновенного. Самое,
пожалуй, применательное то, что B
нашей стране такие «мачехи», как Га-
лина Григорьевна Федорова, не явВ-
ляются исключением.
		обременяли его непривычными и тя-
гостными заботами. У него не было
ни времени, ни желания возиться с
ними, и он стал «присматривать» се-
бе жену, которая не испугалась бы
его «приданого». Брак с Федоровой
менее всего был с его стороны бра-
ком по любви, как это поначалу ка-
залось Галине Григорьевне; просто он
увидел в ней чуткого и любящего де-
тей человека и решил, что, женив-
шись на ней, пристроит ребят в на-
дежные руки.

Убедившись, что не ошибся, Стол-
бов счел свои обязанности отца и му-
жа исчерпанными. Постепенно он
стал поздно возвращаться домой, рас-
сеянно чмокал детей, если они под-
ходили к нему, и тут же забывал о
них. От жены он требовал ухода за
собой, вкусной еды, внимания и за-
боты. Сам же на вопросы о том, где
пропадал до ночи, отвечал неохот-
но и раздраженно, а вскоре и вовсе
перестал отвечать. Видя искреннюю
любовь и привязанность Галины Грн-
горьэвны к детям, он стал спекули-
ровать на этой любви: всякую ее по-
пытку к протесту против его поведе-
ния он пресекал угрозой отправить
детей к родственникам, в деревню.
Угроза действовала безотказно: Га-
лина Григорьевна терпела все, опаса-
ясь потерять детей. — .

И все же через несколько лет отно-
шения супругов Столбовых зашли в
тупик. Выход из него оказался един-
ственный — развод,

Внезапно и резко дети во второй
раз лишились матери, Столбов He
разрешал детям заходить к Галине
Григорьевне, запрещал разговаривать
и даже здороваться с ней.

Невыносимой стала жизнь для Га-
лины Григорьевны; она не могла и
не хотела смириться с потерей сына
и дочери. Решив обдумать все в спо-
койной обстановке, она уехала на
несколько дней на дачу,

Что же теперь будет с Юрой и Ка-
тей? Какая предстоит им жизнь? И
неужели она навсегда утратила их?!
А собственно, по какому праву? —воз-
мущалась она, — что он меня в нянь-
ки нанимал и за непригодностью те-
	ERS слушалось в Городском cy-
де. И хотя в этом зале. не: однаж-
ды разворачивались самые неожидан-
ные Картины, и хотя судье 3a BpeMA
его многолетней практики не раз при-
ходилось решать вопрос, кому ‘из’раз-
веденных родителей оставить ребенка,
дело слушалось с особым — внима-
нием и интересом.

Выступал инспектор народного o6-
разования, специально ‘назначенный
судом для обследования жизни детей
Столбовых. Инспектор. побывал у
обоих родителей, поговорил наедине с
Юрой и с Катей и пришел к выводу,
что мальчика следует оставить у ма-
тери, K которой он недавно вернул-
ся.

— Более того, — закончил свое вы-
ступление инспектор, — у меня сло-
жилось впечатление, что девочка то-
же не заставит себя долго ждать,
вернется в свой прежний дом. И я
не думаю, чтобы ей следовало мешать
в этом.

Судья спросил инженера Столбова:

— Вы настаиваете на возвращении
сына. А как вы мыслите дальше его
воспитывать?

— Я еще не стар. Думаю со време-
нем устроить свою жизнь. У детей
будет новая мать.

Следующий вопрос судья адресовал
Галине Григорьевне Федоровой:

— Ну, а вы почему хотите, чтобы
ребенок жил с вами? Ведь он жесвя-
жет вас. :

— Я хотела бы, чтобы со мной оста-
лись и дочь и сын — они одинаково
дороги мне. Страшно несправедливо,
когда из-за конфликта между мужем
и женой ломается судьба детей! Я
приняла ответственность за их судь-
бу и не хочу снимать ее с себя...

Потом выступила школьная  учи-
тельница Юры. Она говорила, что
школа знает и ценит Галину Гри-
горьевну, что по вопросам воспита-
ния мать часто обращалась к ней,
классной руководительнице, что на
	родительских собраниях воспитатель-
ные методы Федоровой не раз ста-
вились в пример многим. родителям.
	заботой ‘школы“и``тосударетва. Когда
дети были здорбвы, мать занималась
с ними, читала им книги, водила в
театр, праздновала ‚ дни рождения,
отвечала на множество вопросов,
связанных с поведением товарищей,
жизнью школы, событиями, происхо-
дящими в стране. Когда они болели,
она недосыпала ночей, пугалась вы-
сокой температуры, успокаивала их,
	  выхаживала, радовалась первым при-
	знакам выздоровления.

Людям, не ‹знавшим прошлого Ка-
ти и Юры, не приходило в голову, что
рождены они другой женщиной.

Но однажды брат и сестра пришли
с гулянья взволнованные.

— Мама, Миша говорит, что ты нам
не родная! Это правда? — наперебой
спрашивали они.
	Обычно. принято скрывать от. де-
тей, если кто-нибудь мз близких им
не родной. Но Галина Григорьевна не
хотела, чтобы ребята, в которых она
старалась воспитывать честность и
правдивость, могли когда-нибудь уп-
рекнуть ее во лжи. Подумав, она ска-
зала:
	— Правда. У вас была другая ма-
ма, она умерла. Тогда я решила за-
менить ее и полюбила вас так же,
как любила она. А вы разве теперь
будете меньше мёня любить?

Катя уткнулась в плечо матери и
зашептала:
	— Я тебя очень, очень люблю...
Только, что сказать Мише?..

Сурово . сдвинув белесые брови,
Юра ренгительно заявил:

— Пошли, Катя! Мы скажем Мише,
что знаем теперь все, но мама у нас
все равно родная!..

Так легко и просто решился этот
вопрос, который в других условиях
мог бы стать трагическим. В семье
Федоровой он оказался только эпи-
зодом. А Галине Григорьевне после
этого еще милее и ближе стали ее де-
ти, еще большей решимостью проник-
лась ‚она никогда не покидать их,
как бы ни сложились ее отношения с
мужем,

А отношения складывались неваж-
HO.
	чтобы по прихоти отца у детей была
сломана жизнь! Да, а имею ли я
право требовать, чтобы мне отдали
его ребят? Как-то к этому отнесется
закон?

И как раз в тот день, когда Галина
Григорьевна решила ехать в город,
чтобы посоветоваться с юристом, к
ней внезанно приехал Юра, По-
явился он в жаркий летний день
в довольно странном виде: демисезон-
ное пальто и тапочки на босу ногу;
под пальто — две пары трусов и две
рубашки, надетые одна на другую.
В руках Юра держал футбольный
мяч — последний подарок матери к
дню его рождения.

Обрадованная и удивленная, Гали-
на Григорьевна прежде всего спро-
сила:

— Неужели папа отпустил тебя?

— Нет, — честно признался Юра,—
я ему оставил записку. Но это не-
важно, потому что я приехал к тебе
навсегда.

— Это очень важно, Юрочка, —
грустно сказала Галина Григорьевна.
— Боюсь, что папа все равно заберет
тебя.

Юра упрямо нахмурил брови и ка-
тегорически заявил:

— Он не имеет права, раз я хочу
жить с тобой.

«Забрать» Юру Столбову не уда-
лось. Не помогла ни «финансовая
блокада», которой он подверг на пер-
вых порах «вероломного> сына в рас-
чете на то. что у Галины Григорьев-
ны нехватит средств на содержание
его. Не помог приезд «посредника»
— товарища Столбова, присланного
для того, чтобы «мирным» путем от-
нять мальчика; Юра удрал из дому,
как только понял, что приехали за
ним, и прятался в лесу до тех пор,
пока непрошенный гость не убрался
восвояси, Не помогло Столбову и об-
ращение в суд: суд, как это было
рассказано, решительно взял сторону
Mas pH.

А некоторое время спустя сбылось
и предсказание инспектора, высказан-
ное на суде: Катя тоже поселилась у
	матери,
	Пока Галина Григорьевна размыти-
ла, как заговорить со Столбовым,
	МАЧЕХА —
	Но, пожалуй, значительней всего
	прозвучало выступление прокурора.
	— Наша социалистическая закон-
ность защищает интересы детей, —
сказал он. — Исходя из этих инте-
рессв, я категорически настаиваю на
том, чтобы сына Столбова оставить
у Федоровой — настоящего  совет-
ского человека, хорошего воспитате-
	‚ля, любяшей матери.
	После совещания суд постановил:
инженеру Столбову в иске отказать,
оставив Юру у Галины Григорьевны
Федоровой; вопреки ее отказу от али-
ментов взыскивать со Столбова по-
ложенные двадцать пять процентов
на содержание сына.

Так правильно и чутко был! разре-
шен этот необычный вопрос. Необыч-
ность же его заключалась в’ том, что
Галина Григорьевна Федорова при-
ходилась Юре Столбову не матерью,
а... мачехой.

Давно уже слово «мачеха» лиши-
лось у нас права гражданства. Овеян-
ное дурной славой, оно осталось за
рубежом социалистической эпохи. Не
только сама Федорова не считала се-
бя мачехой; не только детям Столбо-
ва и в голову не приходило называть
ее так Даже официальные лица —
прокурор, инспектор, судьи — ни ра-
зу не употребили этого слова.

Потеряв маленького ребенка и по-
гибщего в самом начале войны мужа,
Галина Григорьевна осталась одна.
Тоска по семье, по детям не заглу-
шалась ни работой, ни чутким внима-
нием друзей,

Случилось так, что в жизни Галины
Григорьевны встретился человек, по-
нравившийся ей и, казалось, сам по-
любивший ее, Когда же она узнала,
что человек этот недавно овдовел и
на руках у него осталось двое ребят,
она, долго не размышляя, согла-
силась стать его женой.

Так у трехлетней Кати и шести-
летнего Юры появилась новая мать.

Рассказывать, как Галина Григорь-
евна воспитывала своих детей, — зна-
чит еще раз повторять историю мил-
лионов советских ребят, живущих у
	Семья, о которой здесь рассказа-
но, действительно сушествует, Она
‘живет в центре Москвы, и все собы-
‘тия, упоминавшиеся в нашем очерке,
‚на самом деле произошли в ней. Но
‘по соображениям, которые ясны чи-
‘тателю из этих строк, мы решили за-
  менить подлинные имена и фамилии
‚участников рассказанных событий.
	№. яновская» ,
	  Когда у Столбова умерла жена, он   перь уволил?! Я же им мать! Я даже