НА МОСКОВСКИХ ПЛЯЖАХ
	® воскресенье в столице выдался
жаркий день. Тысячи москвичей с
семьями с утра двинулись К излюб-
ленным местам ‘отдыха — на берега
рек, в дачные места, в парки. Осо-
бенио много отдыхающих было на
`пляжах и лодочных станциях в Сере-
бряном бору, Химках, Строгине, Кун-
цеве.

Торговые организации позаботились
обеспечить приехавших сюда людей
фруктовой и минеральной водой, бу-
тербродами, мороженым. Но контро-
ля за работой киосков и палаток не
было, поэтому некоторые продавцы в
погоне за оборотом нарушали прави-
ла торговли. На пляжах в Кунцеве и
 Строгине, несмотря на запрещение, в
  киосках торговали водкой. В Сере-
	бряном бору заведующий палаткой
Октябрьского райпищеторга Гераси-
	мов пытался припрятать ящики C
фруктовой‘ водой, чтобы сначала рас-
продать пиво. Была попытка при-
прятать фруктовую воду и в киоске
ресторана «Волга» в Кунцеве.
	Одно из самых излюбленных меск-
вичами мест отдыха — Строгино. В
воскресенье здесь побывали более 20
тысяч человек. К сожалению, радость
отдыхающих была несколько омраче-
на. Плохо была организована пере-
права. Судоверфь Управления пред-
приятий коммунального обслуживания
должна «была выделить сюда три
‚многоместных катера. Однако с утра
на перевозе работал только один ка-
тер, часа через два подошел второй,
	На волях совхозов и колхозов Мос-
КОВСКОЙ области зреет обильный уро-
жай ранних овощей. Совхозы имени
Горького и «Люберецкие поля ороше-
ния», колхозы о Мытищинского, Ух-
томского, Ленинского, Кунцевского и
других районов уже сдали в магази-
ны столицы первые партии зеленого
лука, редиса и других овощей.

Давно начался завоз ранних ово-
щей и зелени в магазины райпище-
торгов. Но первые же дни показали
неподготовленность отдела торговли
Мосгорисполкома и Управления прод-
торгами г. Москвы к этому большому

слу. Снабжение населения столицы
ранними овощами до сих пор B
основном идет’ самотеком.

— Какой там план! — восклицает
начальник  плодоовощного сектора
Горторготдела тов. Лебедев. — У нас
сткрытые дзери — вези, кто хочет.
Всё возьмем.

Эта точка зрения приводит к тому,
что руководители  райпищеторгов
очень хотят «взять», но не хотят при-
лагать никаких усилий к организа-
ции подвоза овощей.

Управление продторгамч установило
план завоза овощей райпищеторрами
только 2 июня, и райпищеторги до
сих пор не оформили ни одного до-
говора с совхозами и колхозами, ко-
торые должны поставлять овощи.
Лишь некоторые райпищеторги
(Свердловский, Киевский) выполнили
июньский план более чем на 50 про-

а третий весь день простоял ‘у’ при-
чала. Еще с вечера у него испортился
мотор, а днректор судоверфи тов, Ви-
ноградов не принял мер, чтобы oTpe-
монтировать ‚его за ночь. В резуль-
татё у переправы создалась огромная
очередь. .

В прошлые годы на ` переправе в
Строгине курсировали также катера
Управления речного пароходства, чья
пристань находится рядом с дебарка-
дером судоверфи, но в нынешнем го-
ду их почему-то сняли с переправы, и
это усложнило отдыхающим. путь на
пляжи.

Лучше была организована перепра-
ва в Серебряном бору, где, кроме ка-
теров, для перевозки через реку бы-
ли использованы моторные лодки.

Пляжи в Строгине и Серебряном `69-
ру подготовлены нынче гораздо луч-
ше, чем в предыдущие годы. Здесь
	много лежаков, кресел, больше стало
	зонтов и тентов, под которыми можно
укрыться от зноя. Подведен водопро-
вод, и теперь к услугам отдыхающих
на этих пляжах — ряды фонтанчи-
ков с холодной водой, Но вот на Кун-
цевском пляже отдыхающие лишены
этого удобства. Несмотря на решение
исполкома Моссовета, обязывающее
«Мосводопровод» подвести воду на
пляжи, водопровода здесь еще нет.

Управлению предприятий комму-
нального обслуживания следует сде-
лать необходимые выводы из этих
фактов.
	И. Костромин.
	Работа без плана
	Упорядочить завоз ранних овощей
	УАВОНО-ШАБОЛОВСКИЙ,
	На плошадке летнего отдыха
	ИХИМ летним вечером, в канун выходного дня, к жителям до-
	мов по Хавско-Шабсловскому
	переулку, 11, приехали гости со
ого завода. Вскоре у эстрады,
ке среди ломов. тесным нолу-
	работницы завода, наряженные в
		2-го Государственного подшипннкового завода. DCE
выстроенной на просторной площадке среди домов,
	кругом собрались зрители.
Вот четыре подруги — молодые
	Е ЛЗ: и Е > _

а»
яркие сарафаны, исполнили русскую народную! нляску. Бурно при-
ветствовали многочисленные зрители молодых артисток; не менее
	горячо они приняли выступления
художественной самодеятельности
	ли молодых артисток; не Mente
и других участников коллектива
завола А потом к гостям присое-
	Фото М. КУЛЕПЮОВА.
	МОСКВА СЕГОДНЯ. Велозаводсная улица.
	динились и сами хозяева — живущая 2 MUM Mae Sees
‘пипл иа. научно-исслеповательских институтов В. Козлов прочел
	сатирические стихи С. Михалкова.
	Залушевно спела народные песни

На плошадке собралось около
	трех тысяч зрителей: пришли по-
	жилые люди, молодежь — рабочие, служащие, домашние хозяйки с
детьми на руках. Всем хотелось принять участие в общем веселье.

Накануне каждого выходного дня устраиваются такие вечера на
плошадке летнего отдыха при домоуправлении № 70 в Хавско-Ша-
боловском переулке. Площадка организована около двух месяцев
назад исполкомом Ленинского районного Совета депутатов трудя-
щихся. Еще недавно на ее территории был неприглядный пустырь,
окруженный многоэтажными корпусами. Сейчас этот участок выров-
нен, заасфальтирован, окаймлен молодыми деревьями. На площадке
построили небольшую удобную эстраду; она хорошо освещена, ра-
	диофинцирована.
	Немало потрудились руководитель отдела культуры М. Бладыко-
ва и другие работники райисполкома, а также управляющая домами
Д. Костикова, общественники, чтобы создать этот своеобразный лет:
ний клуб для 10-тысячного населения жилых корпусов. Активисты
домоуправления работник 2-го Государственного подшипникового
	П. Серегин, домашняя хозяика
	домоуправления работник 2490 *
завода Н. Кочнев, электромеханик
	М. Емельянова постоянно дежурят на площадке, Они привлекают к
участию в самодеятельных вечерах жильшов дома, следят за поряд-
ком и чистотой. ведут работу с детьми. ~
	показывают ‹свое искусство кол-
тельности предприятий района.
чтецы, музыканты завода «Крас-
	фремова, строительства HOBOTO
	Каждую субботу на площадке показыва
TURE) хулпожественной самодеятельности
	лективы художественной ‚ самоде
Здесь выступали плясуны, певцы,
ный Пролетарий» именн А. И.
	В ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ т 139 миллионов
	учебнико
	К НОВОМУ
УЧЕБНОМУ
	Семинар
редакторов
стенных газет
	На предприятиях, в учреждениях и
учебных заведениях Красногвардей-
ского района выпускается около ше-
стисот стенных газет.
	Целеустремленно строит свою рабо-
ту редколлегия еженедельной стенной
газеты «На подъем» (орган партий-
ного бюро паровозного депо Москов-
ско-Курско-Донбасской железной * до-
ропи). В публикуемых корреспонден-
циях поднимаются важные вопросыы—
качество ремонта, улучшение эксплуа-
тации паровозов, лучшее использова-
ние новой техники, режим экономии,
укрепление трудовой дисциплины, ор-
ганизация летних пассажирских пере-
возок ит д
	Широко освещает жизнь Института
физической культуры имени Сталина
стенная газета «Сталинец». Ее ост-
рые критические заметки оказывают”
серьезное влияние на укрепление дис-
циплины студентов, повышение их
успеваемости.
	Умело борются за улучшение ра-
боты советского аппарата стенные
газеты «За социалистический учет»—
Центрального статистического управ-
ления, «Советский химик» — Мини-
стерства химической промышленности
СССР и другие. _
	В мае на многих предприятиях и в
учреждениях района состоялись соб-
рания рабочих и служащих, посвя-
щенные отчетам и выборам  редакци-
онных коллегий. Многие редколлегии
пополнились новыми людьми.
	Красногвардейский райком КПСС
провел двухдневный семинар вновь
избранных редакторов стенных газет.
Участники семинара прослушали ряд
лекций; «Содержание стенных га-
зет2, «Партийное руководство стенной
печатью», «Критика и самокритика—
основной принцип нашей печати»,
ознакомились с вопросами организа-
ции и планирования работы редкол-
легий, художественного оформлення
стенных газет. В работе семинара
приняли участие более 100 человек,
	«БЛОКНОТ
 АГИТАТОРА» № 16
	Вышел из печати шестнадцатый
номер «Блокнота агитатора».
	«Блокнот» открывается статьей
Б. Михайлова «Неустанно укреплять
Советское социалистическое государ-
ство». В разделе «Опыт передовнков»
помещены рассказы председателя
колхоза «Маяк», Луховицкого района,
И. Лесина «Образцово провести се-
нокос» и председателя колхоза имени
Молотова, Раменского района,
Н. Пузанчикова «Больше силоса для
общественного животноводства». Под
рубрикой «Используй в беседе» при-
водятся цифры и факты, ‘показываю-
щие заботу партии и правительства
O} отдыхе трудящихся, рисующие
размах производства строительных
материалов, отражающие ход сорев-
нования за экономию черных и цвет-
ных металлов.
	Отвечая на вопрос — агитаторов,
«Блокнот» помещает статью П. Ми-
хайлова «Филиппинский народ в борь-
бе за свободу и независимость». По
материалам зарубежной печати на-
	печатаны данные од контрастах капи-

талистического мира,
cee
	По следам наших
	выступлении
	«Строители не видят
агитаторов»
	Под таким заголовком 15 апреля
в газете «Вечерняя Москва» была
опубликована корреспонденция о за-
пущенности агитационно-массовой ра-
боты в коллективе строителей завода
железобетонных изпелий.
	Краснопресненский райком КПСС
	сообщил редакции, что  корреспон-
денция обсуждалась на заседании
бюро райкома. Факты, изложенные в
ней, признаны правильными. Бюро
райкома наметило мероприятия по
усилению политической работы в
строительных организациях.

‚ На строительстве завода железобе-
тонных изделий в порядке шефской
помощи проводят политическую ра-
боту парторганизации: конеерватории,
Верховного суда СССР, Верховного
<уда РСФСР.

, Райком готовит совещания агита-
торов строек, а также рабкоровского
	актива и редакгоров стенных газет.
	Проверка
исполнения должна
быть постоянной
	Бюро Бауманского райкома партии
обсудило отчет ° партбюро завода
деревообрабатывающих станков о с0-
стоянин. проверки исполнения реше-
ний.

Обсуждение пбказало, что за пос-
леднее время партбюро несколько
повысило уровень партийно-организа-
ционной и партийно-политической ра-
боты, стало больше уделять внимания
контролю за исполнением решений.
К подготовке решений, а затем про-
верке их выполнения привлекается
партийный актив.

Наряду с этим бюро райкома отме-
тило, что партбюро и его секретарь
тов. Кузнецов еще не обеспечивают
достаточного контроля за исполнени-
ем всех принятых решений. В резуль-
тате не осуществлено, например, pe-
шение об улучшении руководетва це-
ховыми партийными организациями и
партийными группами,
	‹ Партийному бюро завода предло-
жено улучшить постановку  провер-
ки исполнения, обратив особое внима-
ние на усиление контроля деятельнэ-
сти администрации и оказание прак-
тической помощи цеховым партнйчым
организациям.
	КОНТРОЛЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ
	Используя предоставленное. Уста-
вом КИСС право контроля деятель-
ности администрации, парторганиза-
ция Шербаковского универмага доби-
вается перевыполнения’ магазином
планов товарооборота, повышения
культуры обслуживания покупателей.

Коммунисты обсуждали состояние
подбора, расстановки и воспитания
кадров, итоги работы универмага за
первый квартал, ход подготовки кве-
сенне-летней торговле. Критика недо-
статков, усиление политическово вос-
питания коллектива’ способствовали
улучшению обслуживания населения.

Сейчас 18 секциям присвоено зва-
ние секций отличного обслуживания
покупателя.

Однако, контролируя деятельность
администрация, парторганизация (ce-
кретарь партбюро тов. Вороничева)
не всегда следит за исполнением при-
нимаемых решений. Недостаточна
воспитательная работа среди служа-
щих.

Обсуждая на днях работу партий-
ной организации магазина, бюро Щер-
баковского райкома КПСС указало,
что право контроля деятельности ад-
министрации используется еще недо-
статочно. Бюро райкома предложило
партийной организации улучшить
партийно-организационную и нартий-
но-политическую работу, шире разви-
вать критику и самокритику, воспи-
тывая работииков торгового предпри-
ятия в духе непримиримости к недо-
статкам.
	центов. Они проявили инициативу,
разослав в порядке самодеятельности
своих уполномоченных по различным
колхозам для закупки овощей, не до-
жидаясь никаких указаний сверху.
	большинстве же райпищетортов
дело обстоит значительно хуже. На-
пример, райпищеторг Железнолорож-
ного района выполнил к 8 июня ме-
сячный план завоза овощей всего на
13,8 пронента. Директор райпищетор-
га тов.  Мукосеев, имея на руках не-
продуманный план, полученный 3
Управления продторгами, не хочет
проявлять инициативы. Его не вол-
нует то, что он не обеспечил завоза
овощей в достаточном количестве.
	— До конца месяца назерстаем!—
бодро говорит тов. Мукосеев.
	В результате овощи в торговую
сеть поступают крайне неравномер-
но. Целый месяц их нехватает, а к
концу месяца они появятся в избыт-
Ke.
	Такая штурмовщина молчаливо по-
ошряется работниками Управления
продторгами г. Москвы.

Необходимо срочно упорядочить за-
воз овощей в столицу. Прежде всего
это должны сделать отдел торговли
Мосторисполкома и Управление прод-
торгами. Бесперебойное снабжение
москвичей свежими овощами—дело
чести работников торговли.
	Ульянов.
	`К новому учебному году Учпедгиз
выпустит 130 миллионов экземпляров
учебников для школ — на 19 мил-
лионов больше, чем в прошлом году.

Будут изданы учебники 118 назва-
ний. В их числе — новый букварь
для первоклассников, подготовленный
К пезати коллективом сотрудников
Академии педагогических наук
РСФСР. Он издается тиражом в
1.200 тысяч экземпляров. Школы по-
лучат также два новых учебника по
русскому языку — для первого (2.100
тысяч) и для второго (1.600 тысяч)
классов.

Впервые издается учебное пособие
по черчению для седьмого класса. В
нем изложены теоретические прави-
ла черчения и дан практический ма-
териал для упражнений учащихся.
Тираж этого пособия — 1.600 тысяч
экземпляров. Для седьмых классов
школ, в которых преподается испан-
ский язык, выпускается новый учеб-
ник этого. языка.

Учебники для школ печатаются в
48 типографиях Советского ‘Союза.
Свыше 38 миллионов из общего ко-
личества учебников должны выпу-
стить типографии столицы.
	В ЗДРАВНИЦЫ,
ТУРИСТСКИЕ
ПОХОДЫ
	СКОРО СТУДЕНЧЕСКИЕ
КАНИКУЛЫ
	Аоропю ютдохнут летом ‘‹студенты
 Московского энергетического институ-
та имени В. М. Молотова. Мно-
гие поедут в санатории, дома от-
дыха, расположенные в Одессе, Ялте,
на Черноморском побережье Кавказа,

отправятся в увлекательные турист-
ские походы.
	Ежегодно летом на берегу Черного
моря в Алупке разбивается студенче-
ский палаточный лагерь. Там от:
дыхают лучшие студенты вуза. Вче-
ра утром в алункинский лагерь
получили путевки ряд студентов. Сре-
ди них—Людмила Белолипецкая, Де-
вушка не только хорошо учится, но
и с увлечением занимается спортом.
Она — чемпион института. по бегу
на 800 метров.

Многие юноши и девушки прове-
дут лето в живописных местах Под-
московья, ° пойдут по туристским
маршрутам Крыма, Кавказа, Урала,
Алтая. Всего в домах отдыха, сана-
ториях, в Туристских походах прове-
дут летние каникулы более 2 тысяч
студентов Московского. энергетическо-
го института имени Молотова.
	здания Московского государственного университета, шпульно-кату-
шечной фабрики имени Дзержинского.
	Перед концертами проводятся лекции на различные темы. С ни:
ми ‘выступали ученые, инженеры. Побывали на площадке и работ-
	рассказали о дсстижениях астро-
“популярные фильмы о жазни
	ники Московского планетария. Они
	номической науки, показали научно-популярные фильмы
	вселенной.
	В перерывах между лекциями, концертными выступлениями = MO-
лодежь развлекается массовыми играми, танцами под баян и радио-
лу. Руководят играми массовики — сестры Александровы, сотруд-
ницы Центрального парка культуры и отдыха имени Горького.

2.
	Не нустует плошадка летнего
	отлыха и днем. Здесь соби-
	раются любители книг — дети и взрослые. Эстрада превращается в

Том ge my
	читальню, где успешно работают
	сотрудники библиотеки № 38 и
	детской библиотеки № 27 Ленинского района. А в воскресенье здесь
же организуются киносеансы. Жильцы окружающих площадку домов
			фильмов о жизни республик Co-
	 Н.`Лилигенская.
	посмотрели несколько интересных
ветского Союза. a у

г ос
	НА СНИМКЕ: выступление участников художественной са-
	модеятельности
		9.7rQo NCAWHRAHHKOEOTO завова.
	ИЗ PEXAKNHOHHOH ПОЧТЫ
	У. вельвета (артикул 543), выраба-
тываемого этой же фабрикой, полот-
но у одной кромки коричневое, у
другой — синее.

Швейная фабрика № 3 вынуждена
была по этой же причине отправить
обратно на «Освобожденный труд»
партию драпа «Столичный». То же
произошло со штапельным полотном
Кунцевской фабрики (артикул 1628—
1631) — полотно у кромок оказа-
лось значительно темнее, чем в сере-
дине. Таких примеров можно приве-
сти много.

Коллективам текстильных предпри-
ятий необходимо принять все меры
к полной ликвидации этих недостат-
ков. Для тщательного изучения при-
чин, создающих неровную окраску
тканей, необходимо широко’ привлечь
научно-исследовательские институты,
работников химической промышлен-
	ности
В. МАРЦ,
эксперт бюро товарных экспертиз.
	В. заселенном
доме
	Полтора года назад государствен-
ная комиссия, принимая в эксплуа-
тацию семиэтажный корпус «С» до-
ма № 14 по Новоостаповской улице,
предназначенный для работников 1-го
подшинникового завода имени Кага-
новича, отметила ряд недостатков я
недоделок, в том числе неисправность
лифтов и неблагоустроенность терри-
тории.

Строило дом Управление начальни-
ка работ № 184 (начальник тов. Вой-
цеховский) строительного треста № 28.
Главмоспромстроя Министерства
строительства СССР.

В марте прошлого года корпус за-
селили, а недоделки до сих пор He
устранены. Лифты до последнего вре-
мени работали с большими перебоя-
MH.

Территория вокруг дома до сих
пор остается неблагоустроенной.

Население корпуса возмущено. тем,
что здание принято с недоделками и
что инспекция Государственного архи-
тектурно-строительного контроля He
следит за их устранением в сроки,
которые сама же устанавливает,

Отдел капитального строительства
завода (начальник тов. Голов) и ин-
спекция Госархстройконтроля обяза-
ны принять «меры к немедленному
благоустройству территории.
	П. ЮДИН.
	На многих текстильных фабриках
при окрашивании тканей краска ча-
сто ложится неровно—то гуще, то
бледнее. Иногда в куске ткани мож-
но увидеть целую гамму оттенков.
Этот дефект, причиняющий большие
неприятности швейным фабрикам и
наносящий крупные убытки государ-
ству, получается, как правило, из-за
нарушения технологического процес-
са производства.

У шерстяной ткани такой’ порок,
казалось бы, должен’ быть совершен-
но исключен. Тем не менее тщатель-
ный просмотр ткани «Новь», выпу-
скаемой фабрикой «Освобожденный
	труд», показывает, что полотно
кромки темнее, чем в середине.
Первая ситценабивная фабрика вы-
	рабатывает фланель (артикул 326).
Правая, лицевая сторона ее имеет
хороший, ровный начес, середина же
и левая сторона полотна настолько
слабо начесаны, что видны все пере-
плетения. В итоге получается ткань

разных оттенков.
	Е М ата
сравненно меньших масштабов.

Интересно, что старейшая центра-
лизованная  пылесосная установка
Москвы находится в Большом театре.
Ее работой объясняются свежесть и
чистота нарядной внутренней отдел-
ки театра, мебели.

«Искусственный климат», представ-
ляющий столько удобств для людей,
пользующихся его благами, не может
создаваться в любом помещении. Но
централизованная пылесосная  уста-
новка, более мощная и более рацио-
нальная вентиляция, несомненно, спо-
собствовали бы улучшению воздуха в
очень многих крупных зданиях — и`
жилых, и административных, и пред-
назначенных для’ зрелиш. В частно-
сти, нужно резко повысить «проду-
ваемость» московских кинотеатров
между сеансами. В период’  демон-
страции «боевиков» при входе в зри-
тельные залы «Урана», «Форума» и
других кинотеатров кажется, что по-
падаешь в душный, жаркий предбан-
НИК.

За чистоту воздуха в Москве’ бо-
рются не только специальные орга-
низации. Горячее участие принимает
и общественность. Так, строительная
секция Московского дома ученых
Академии наук СССР недавно про-
вела заседание, на котером был за-
слушан интересный, очень содержа-
тельный доклад М. П `Калинуш-
кина: «Мероприятия по борьбе с за-
грязнением воздуха в городе». В об-
сужденни приняли участие почти все
собравишеся: настолько близка для
москвичей тема о воздухе столицы.
Выступавшие вносили практические,
ценные предложения. Особенно под-
черкивалась необходимость дальней-
шего развития зеленых насаждений в
столице. усиления борьбы с нарушия-
телями «порядка в воздухе», участия
	в этом важнейшем деле райисполко-
MOB.
	Инженер А. Морозов.
	1кань разных оттенков
	Научные сотрудники лаборатории известнования Всесоюзного на-
учно-исследовательского института удобрений, агротехники и агропоч-
	иззесткования кислых почв под кор-
	возведения разработали новзьм спссоб
	мовыми культурами в условиях нечерноземной пояосы СССР. Новый спо-
соб широно проверялся в ряде колхозов и совхозов Мосновской обла-
сти и Белоруссной ССР. Известкованые с внесением в почву борных
	удобрений ‘дает возможность увеличить урожайность кормовых трав и
	Улучшаются кормовые качества —
	корнеплодов почты в полтора раза.
	повышается содержание протеина в сене трав и сахара в кормовых корне-
плолах НА СНИМКЕ: в вегетациснном домике института: роктор сель-
	плодах, пд оспимцеы в вестацио
скохозяйственных наук профессор
	С. ЯРУСОВ и младший научный с0-
	трудник М, СОКОЛОВА ведут наблюдения за развитием кормовых трав
	на известкованныьгх почвах.
	скольких домов, квартала. Гакие раз-
бросанные по городу очаги загрязне-
ния атмосферы требуют большого
внимания прежде всего CO стороны
райнсполкомов, так как небольшие
заводы порой ускользают от внима-
ния инспекции по охране воздуха. Ме-
жду тем райисполкомы, прямо надо
сказать, до сих пор не содействуют
этой инспекции, не выявляют нару-
шителей ‹воздушной дисциплины».

Наиболее эффективной мерой борь-
бы за чистоту воздуха является уда-
ление главных источников загрязне-
ния за черту города. Например, но-
вые крупные ТЭЦ при современном
уровне техники могут вполне эконо-
мично работать, находясь от потреби-
телей на расстоянии 20—40 километ-
ров, за лесопарковой зоной столины.

Анализ работы некоторых москов-
ских предприятий показывает, что за-
грязнителем воздуха иногда является
какой-нибудь один сравнительно не-
болыной цех. Возможно ли выселить
подобные цехи за лесопарковую з9-
ну столицы, оторвать их от заводов?
Во всяком случае это проще, чем пе-
реносить завод целиком.

Применение источников энергии, не
загрязняющих воздуха, изменение
технологического процесса в соответ-
ствующем направлении — также
весьма действенные средства в борь-
бе за чистоту воздуха. К числу «чи-
стых ›источников» энергии относятся
ветер, вода, газ.
	В условиях Москвы трудно рассчи-
тывать на широкое использование
ветровой энергии. Но гидроэлектро-
станции, посылающие столице’ энер-
гию издалека, несомненио, помогают
снижать загрязненность воздуха.

Твердые частицы, зылетевитие из
труб предприятия, вырванные коле-
сами транспорта, унесенные ветром
с поверхности домов, в конце концов
попадают на мостовые, тротуары, в
общественные здания, в жилища.
Удаление этой пыли требует новых,
	Фото В. ПТАРОВСКОГО (ТАСС).
	более совершенных способов. Мощ-
ная пневматическая машина, не раз-
гоняющая пыль в разные стороны, а
быстро всасывающая ее, была бы
идеальным механическим подметаль-
щиком улиц. Однако по вине Мини-
стерства коммунального хозяйства
РСФСР создание таких машин задер-
жалось. Конструкторы разработали
очень интересные схемы, но уже четы-
ре года пневматическая подметающая
машина находится в «стадии испы-
тания».

Воздух в помещениях неразрывно
связан с ‘атмосферным. Не считая
случаев применения установок «ис-
кусственного климата», нельзя  до-
биться, чтобы воздух в комнатах был
лучше наружного. Зато хуже он мо-
жет быть. Газ плохо отрегулирован-
ных плит, пыль, скапливающаяся в
течение большого срока в мягкой ме-
бели, коврах, драпри, лепных укра-
шениях потолка и стен, — все это со-
здает постоянно действующие источ-
ники загрязнения воздуха.
	Борьба с запыленностью  общест-
венных помещений ‘должна вестись не
таким «оружием», как щетка, тряп-
ки-и т. д., а при помощи централизо-
ванных пылесосных` установок. Лабо-
раторные исследования н опыт экс-
плуатации показали, что для этих ус-
тановок не требуется сложного и до-
рогого компрессора. Простейитий цен-
‘тробежный вентилятор с честью
справляется с очисткой от пыли лю-
 бых помещений. Он устанавливается в
подвале, и от него прокладываются
трубы со штуцерами, к ий при-
соединяется гибкий шланг с набором
щеток. Пыль по трубам попадает в
специальный резервуарьи направляется
в канализацию, либо сжигается. Вы-
сотное здание на Смоленской площа-
ди, здание университета на Ленин-
ских горах и другие высотные здания

набжены централизованными уста-
новками для удаления пыли. Просто-
та устройства таких установок позво-
	Воздух большого города
	есть одна общая особенность. Опыты
на моделях установок для очистки
воздуха, проведенные весьма тща-
тельно, показывают. коэффициент по-
лезного действия 0,9 и даже выше.
А на практике, в эксплуатации, по-
лучается значительно хуже. Чем это
можно объяснить?
	Главным образом недостаточно
квалифицированным и недостаточно
добросовестным обслужйванием ула-
вливающих установок на местах. На
заводах иногда к уловителям отно-
сятся, как к принудительной нагрузке,
от которой хорошо бы избавиться.

На одном предприятии инспектора
по охране воздуха поразило, что при
его приходе“ вахтер всегда снимал
телефонную трубку и говорил таин-
ственную фразу: «Baca, включи».
Оказалось, что фильтры включались,
только когда завод посещал инспек-
тор. Конечно, не вахтер придумал это
«автоматическое управление на рас-
стоянии» золоуловителями...

Есть в Москве и такие директора,
которые всеми силами противятся ус-
тановке фильтров на их предприяти-
ях. Работники Госсанинспекции и
научных организаций, борющихся за
чистоту воздуха в Москве, в числе
своих упорных «противников» называ-
ют, например, комбинат «Красная
Роза». Улавливающие установки
требуют дымососной тяги, эксплуата-
ция их связана с расходом электро-
энергии и т. д. Вот в чем секрет
непопулярности ` очистительных  уст-
ройств у руководителей некоторых за-
водов,

Только ли крупные предприятия
отвечают за чистоту воздуха в Мос-
кве? Конечно, нет. Если большой за-
вод влияет на целый район, то ма-
ленькие предприятия «охватывают»
воздушную стихию в пределах не-
	Ве большого города ды-
шат не только люди, но и бесчис-
ленные двигатели внутреннего сгора-
ния, топки электростанций, заводов.
Кислорода атмосферы хватает для
всех. Но дымовые трубы предприя-
	тии, HE имеющих  очистительных
устройств, выдыхают в виде золы
значительную часть угля, расходуе-
	мого в котельных. Эта зола медлен-
но и беспрерывно опускается на
землю. В Нью-Морке, Лондоне, Па-
риже воздухом называется смесь
пыли й отработанных газов.
	Ряд мер, успешно проведенных для.
	уменьшения выброса в атмосферу
«отходов» электростанций и промы-
шленных предприятий, делает воздух
Москвы несравненно чище, здоровее
воздуха крупных’ городов Америки и
Западной Европы. Но столицы капи-
	талистического мира не могут HB-
ляться мерилом для нас. .

Специальная комиссия советских
	гигиенистов и инженеров-коммуналь-
ников ‘после теоретических  исследова-
ний и различных опытов точно. уста-
новила, сколько пыли и газов может
содержаться в воздухе города без
ущерба для здоровья населения. Оп-
ределение таких норм — дело исклю-
чительного значения. Теперь люди,
которым поручена охрана воздуха
наших городов от загрязнения, име-
ют возможность в своих расчетах A
требованиях, основываться не на срав-
нении с другими населенными цен-
трами, не на предположениях, а на
строгих данных науки.

Проблема задержания твердых ча-
стиц, выбрасываемых предприятиями
в воздух, чрезвычайно сложна, Этим
отчасти объясняется обилие типов
различных устройств для очистки за-
водских газов.

К сожалению, у всех этих фильтров
	10 неопубликованным
письмам
	Приемщик часовой мастерской
№ 5 Производбыткоопинсоюза Бод-
ров отказался выдать книгу. жалоби
предложений, писал в редакцию чи-
татель Д. Синельников. По сообще-
  нию заместителя председателя пре
зидиума союза тов. Москалева Бод-
ров отстранен от занимаемой долж-
ности.