ГДЕ ИГРАТЬ
ДЕТЯМ?
	  ОБЗОР
  ПИСЕМ
	В ПОМОЩЬ ВРАЧАМ
	У постели больного устаназлявают
аппарат. На грудь-.и руку пациелта
накладывают электродные пластинки,
и мгновенно’ на экране появляется
блестящая точка, которая движется,
оставляя за собой светящуюся кри-
вую. Внимательно наблюдая за светя-
шейся линией, врач узнает, как оабс-
тает сердце пациента, обнаруживает
малейшие изменения в серцечной
мышце.

Новый аппарат, регистрирующий и
записывающий биотоки сердца, скэн-

‘струирован врачом И. Т. Акулиниче-

вым. Он является важным дополни-
тельным средством для‘ диагностиии
заболеваний сердца.

Советские ученые — тералевты, хи-
рурги, химики, микробиологи, фарма-
кологи — разработали новые методы
лечения, ‹ совершенную медицинскую
аппаратуру. создали высокодействен-
ныё лекарственные препараты. Это
позволяет успешно бороться © болзз-

нями, ранее считавшимися неизлечи-

MbIMH.

Председатель Ученого совета Mu-
нистерства здравоохранения CCCP
профессор И. Г. Кочергин рассказал:

— В отдел изобретательства и ра-
ционализации, созданный при Уче-
ном совете министерства, поступают
сотни предложений и заявок, мно-
гие из которых предстевляют больной
научный интерес.

При исследовании гортани, трахеи и
пищевода в клиниках используз?тся
сейчас бронхоэзофагоскоп. Он пред-
ставляет собой трубку с вмонтирован-
ным в нее зеркалом. На одном конце
ее — крошечная электрическая лам-
почка. Внутренность трубки сделана
из блестяцего полированного метал-
ла, который является отражателем
света. Пользуясь бронхоэзофагоско-
пом, врач легко находит даже микро-
скопическое инородное тело, застряв-
шее в слизистой оболочке. Особенно
большое значение новый аппарат име-
ет для ранней диагностики опухолей.
	Пленум ЦК
	Новая медицинская аппаратура
		‚ По следам наших выступлений
	« Преодолеть отставание»
	За последнее время в медицинской
практике широко применяется и леЕ-
чебный универсальный аппарат УДЛ-
350. Терапевтам он служит для диа-
термии — прогревания тканей орга-
низма токами высокой частоты. Хи-
рурги во время операции используют
его для прижигания и электроразре-
зов.

Чтобы правильно поставить диагноз,
часто бывает необходимо исследовать
глазное дно. Недавно врач В. Р. Кра-
снов предложил Ученому совету ми-
нистерства — аппарат-—офтальмограф.
Конструкция его чрезвычайно интерес-
на. Он выполнен в виде набора олти-
ческих линз, вмонтированных в труб-
чатый корпус, соединенный с фото-
аппаратом. С помощью офтальмогра-
фа можно не только детально осмот-
реть глазное дно, но и сделать с не-
го снимки, что прежде считалось не-
возможным.

Исход хирургической операции
иногда зависит от того, насколько
быстро приняты меры для восстанов-
ления нарушенного дыхания и сер-
дечной деятельности onepHpyenoro.
Все время, пока длится операция,
врач должен был внимательно сле
дить за пульсом больного. Тепевь это
делают < помощью нового прибопя.
конструкция которого разработана
профессором Е. Б, Бабским и груп-
пой врачей. Прибор регистрирует и
записывает малейшее колебание пуль-
са, изменения деятельности сердца и
кровяного давления.

За последнее время Ученым сове-
том министерства утвержден ряд но-
вых аппаратов, приборов, инструмен-
тов. Они помогут нашим врачам все-
сторонне  исследовать пациентов, бы-
стро и точно ставигь диагноз, пропо-
дить сложнейшие хирургические сле-
рации.

Некоторые аппараты проходят сей-
‘час испытания в клиниках и боль-
	ницах столицы, другие уже переданы
для серийного производства.
	КП Украины
	В пионерских лагерях людно. Юные
москвичи перекочевали В живопис-
ные уголки Подмосковья. В дачных
поселках уже звенят ребячьи голоса
и мелькают белые панамки малышей
— это детские сады столицы посели-
лись на летних квартирах.

Но часть ребят остается в городе,
Что же, перед ними гостеприимно
распахнуты ворота городских пионер-
ских лагерей, детских парков. Мно-
го простора и среди густой зе-
лени скверов, летних площадок.
Подумали о детях многие  управ-
ляющие домами. Во дворах лю-
бовно и заботливо расчищены и 06б-
сажены кустарником и цветами угол
ки для игр с деревянным «грибом»
в центре, с миниатюрными скамейка-
ми и горкой чистого песка. .

И на фоне общей заботы о нашей
	чудесной детворе особенно досадны-
ми кажутся равнодушие; безразличие
некоторых хозяйственников и управ-
домов.

«Где поиграть; порезвиться нашим
детям? — спрашивают в своем пись-
ме в редакцию жители дома № 7 по
Трубной улице тт. Маркина, Скомо-
рохова и др. Ребята копаются в пы-
ли, двор завален строительными ма-
териалами, ‘прямо против ворот вы-
сится гора глины, в которой ребя-
тишки усердно ведут раскопки. Ка-
питальный ремонт нашего дома, на-
чатый в марте прошлого года, в ©с-
новном закончен, а строительная
контора до сих лор не удосужилась
освободить двор от мусора».

Неприглядный вид имеет и двор
дома № 6—8 по улице Талалихина.
Рядом идет стройка, и в разных
концах двора навален кирпич.

— Мы понимаем, — говорят жиль-
цы, — что где-то держать кирпич
нужно, но почему бы не собрать его
в одном месте, а освободившуюся
площадь использовать под детскую
площадку? Давно также пора огоро-
дить двор.

С этим нельзя не согласиться. Но
у работников домоуправления, как
видно, «руки не доходят» до благо-
устройства двора.
	«В нашем доме, — пишут по пору-
чению жильцов дома № 11 по Дер-
беневской улице тт. Демидов, Али-
мов и Сеченов, — находится продо-
вольственный магазин, и во двор то
и дело въезжают автомашины: Един-
ственное место, где могут играть
дети, — в глубине двора, у забора.
Однако теперь там хочет устроить
проход на стадион 1-я ситценабив-
ная фабрика...».

Совсем нетрудно примирить инте-
ресы жильцов и посетителей стадио-
на: стоит только отделить проход за-
	бором от остальной части двора, в
центре его снести ветхое, необитае-
мое деревянное строение и на его
	месте устроить озелененную площад-
ку. Но, по словам жильцов, хозяй-
ственные руководители 1-Й ситцена-
бивной фабрики (дом принадлежит
ей) питают странную привержен-
ность к этим развалинам и не хотят
их трогать.

Справедливы и претензии читателя
Черняева к управляющему домами
поселка завода «Станколит» тов. Пу-
сикову. На Бутырском хуторе вырос
новый жилой квартал. Его территория
		СКОМ
		пиИтомниИкКЕ
	низовали Останкинский патом
крупномерных деревьев и кустарнь,
ков, своеобразную «школу» растений
	Весной 1944 года директор питом.
ника Зинаида Сергеевна Лузе
ва посадила с работницами первые
маленькие топольки, Потом появились
клены, плакучая рябина, боярышних
и многое другое. Через шесть де
первые деревья из питомника зазеде,
нели на Ярославском шоссе, Но уе
ный-садовод не. забывал о сирени 4,
собирая лучшие образцы известных
сортов, составил свою ценную код.
лекцию. Эта коллекция уже превра.
тилась в источник размножения ри.
стений, снабжения черенками других
цветочных хозяйств Москвы,
	Сирень из Останкинского питомни,
ка растет на площади Свердлова }
на Пушкинской, на площади Револк.
ции и вдоль дороги к новому зданию
МГУ на Ленинских горах. За черен.
ками приезжают представители тре.
стов озеленения и любители — одет.
ники за «редкостями». Зинаида Cep.
геевна желала бы видеть сирень сео-
ей коллекции. на каждой пяди сво.
‘бодной земли в столице.
	Но не только сиренью может по
хвастаться питомник. Есть там зе
дурные жасмины четырех видоз, 2
розовая жимолость могла бы стать
украшением городских скверов #
бульваров, — так красивы ее кусты
в пору цветения. Очень декоратевна
японская айва с ее блестящей дист.
вой, огненно-красными цветами и д}.
шистыми осенними плодами. Прият.
но было бы весной видеть бульдене.
жи с белыми, напоминающими снеж.
ный ком, шарами на скверах Мо.
KRBI.
	НА СНИМКЕ: кандидат сельско-
хозяйственных наук 3, ЛУНЕВА
обрезает сирень,
	Фото Г. ЯБЛОНОВСКОГО,
	оняЯя
	Н. М. Чернышевской — внузки у
ликого русского революционного де
мократа. Она рассказала, как отме.
чают . юбилей трудящиеся. Сарато.
ва —- земляки писателя. На одной
из центральных площадей горола
устанавливается _ памятник Н. Г
Чернышевскому. В юбилейные дни з
саратовском Доме-музее Н. Г. Че
нышевского откроется новая эп»
	зиция. ^

*
B CCCP гостила финская обще.
венная делегация BO главе ©
г-жой Сильви- Кекконен, направляю
щаяся через Советский Союз на №
дину из Китайской Народной Pe
публики. Гости ознакомились с до
стопримечательностями Москвы 1
Ленинграда, посетили предприятия 1
культурные учреждения, совершал
поездку ‹по каналу имени Москвы, #
также побывали в московских # 2
нинградских театрах,
	*

ГАЗЕТЫ публикуют сообщение
ведомства печати при премье?
министре Германской Демократите
	ской Республики о заседании сов
министров Германской Демократиче
ской Республики, состоявшемся
июня. Как указывается в сообщений
ведомства печати, совет министр
ГДР на своем заседании обсудил 1
принял ряд решений, которые испре
вляют ошибки, ` допущенные в р”
публике в области снабжения Нас“
ления,  сельскохозяйственных поста”
вок и налогообложения, а также 10
ряду других вопросов. Эти решения
направлены на улучшение условй
жизни населения Германской Демо»
кратической Республики,
	М ОЖНО идти мимо и не знать, что
ограждает зеленая толща „боя-
рышника. Но пахнет встречный ве-
тер в лицо медвяным свежим арома-
том, и ни с чем не спутаешь этого за-
паха — сирень цветет!

Сиреневый сад Останкинского пи-
томника привольно фаскинулея Ha
щедро освещенных солнцем участ-
ках. Невысоко поднявшиеся растения
стоят ровными рядками, как на смот-
ру. Каждое деревцо подставляет то-
рячим лучам свою пышную крону—
буйно переплетенные сочные моло-
дые ветви, блестящие листья и бла-
гоуханные, в ‘кисть собранные цвет-
ки. Оно словно приглашает ‘полюбо-
ваться весенним, неповторимым на-
рядом.

Собрано здесь до восьмидесяти
лучших сортов, и невозможно отдать
предпочтение какому-нибудь одному
из них. Казалось бы, чем может от-
личаться друг от дружки белая си-
рень? Но идешь от куста к кусту, и
не находишь подобных. То мерцает
она, как снежные звезды, то теплит-
ся так, будто под шелковистой кожи-
цей лепестка льется золотистый сол-
нечный свет. На одном кусте кисть
легкая, сквозная, а на другом — ник-
нет от тяжести плотно сидящих кур-
чавых, как махровый левкой, цветоч-
ков. У одних лепестки матовые, уз-
кие, острые, у других — атласные,
изогнутые, как у гиацинта. А эта не-
жнейшая гамма сиреневого и густо-
лилового! А этот аромат — от едва
слышного, тонкого, с чуть различи-
мой горечью, до пряного, душного,
тягучего, как сладкий сироп! Пчелы
хорошо изучили свойство сортов: они
снуют от деревца к деревцу, вспыхи-
вая в лучах солнца оранжевыми иск-
рами, и ровно гудят, как хороию ра-
ботающий мотор.

Была война, а в Москве не забы-
вали об украшении столицы и орга-
	 13 y
	МОСКВА СЕГОДНЯ. На Дорогомиловской набережной.
	Фото H. AKHYJIEHRO.
	ВМЕСТО ПРИБЫЛИ—
УБЫТОК
	Коминтерновский трест не анализирует причин
удорожания ремонта
	ЕЛКНУЛИ костяшки счетов, и
экономист занес в отчет солид-
ную цифру.

— Ну, как мы работали в этом ме-
сяце? — задал вопрос прораб.

— От плановой выработки отста-
ли, — последовал ответ.

Сделав еще несколько подечетов,
экономист вывел итог. Более 70 ты-
сяч рублей убытка получил Комин-
терновский ремонтно-строительный
трест вместо ожидавшейся прибыли в
147 тысяч рублей.

Углубимся в отчетную ведомость,
и тогда станут более ясными причи-
ны отставания этой ремонтной орга-
низации.

Около четырехсот человек заняты
восстановлением жилых домов. Ню из
них только половина владеет строи-
тельными профессиями. В Коминтер-.
новском тресте на каждого квалифи-
цированного рабочего приходится
один подсобный. Труд подсобных
рабочих настолько малопроизводите-
лен, что даже, если плотники, камен-
щики и штукатуры будут системати-
чески  перевыполнять задания; их
усилия окажутся недостаточными,
чтобы средняя выработка на челове-
ка достигла плановой.

Между тем в ремонтном TpecTe
серьезно не задумываются над тем,
как поднять производительность тру-
да хотя бы до заданного уровня.
Здесь не принимают решительных
мер к тому, чтобы увелизить коли-
чество. квалифицированных рабочих
в составе ремонтников. Достаточно
сказать, что обучение молодых рабо-
чих не организовано.
	В начале года высказывались бла-
гие намерения механизировать мно-
гие ремонтные процессы. Но слова
разошлись с делом. Вот к примеру
дом по Селезневской улице. Здесь
меняются все перекрытия, перегород-
ки, кровля, санитарные узлы. Вместо
дровяных печей будет центральное
отопление. Из помещения предстоит
вынести более 100 тонн строительно-
го мусора, убрать полусгнившие пе-
регородки и балки. Чего проще при-
менить подъемный кран? Один такой
механизм ‚ высвободит по меньшей
мере 15 человек. Кран доставлен, но...
лежит без движения. `^

В Коминтерновском районе строй-
двор, мастерские еще не стали инду-
стриальной базой, способствующей
повышению рентабельности. В нару-
шение существующей — технологии
балки доставляют в ремонтируемые
дома в необработанном виде. Плот-
никам самим приходится обтесывать
бревна. На стройдворе эта операция
производилась бы скорее и обошлась
бы в несколько раз дешевле. Да и
хвалифицированные рабочие не от-
влекались бы от своего прямого де-
ла.
	В списке зданий, где сейчас развер-
нут ремонт, более пятидесяти адре-
сов. Во многих домах работы нача-
ты ранней весной, но редко где они
полностью закончены. Это сказывает-
ся не только на качестве ремонта, но
и на его стоимости.

Прораб тов. Устинов занят сейчас
более чем в десяти местах, и в каж-
дом у него’ трудятся по нескольку
человек. Разве в силах он проследить
33 тем, чтобы у людей не было про-
стоев?

Такое же положение н у других
прорабов. Разбросанность ремонта
ведет к бесконтрольности, к сниже-
нию требовательности. Не удивитель-
но, что инженеры технического над-
зора районного жилищного управле-
ния то и дело регистрируют брак.

Простои в бригадах — весьма ча“
стое явление. Порой, чтобы хоть как-
нибудь занять квалифицированных
рабочих, их’ превращают в грузчиков,
посылают на базу за столярными` из-
делиями, за тесом. Оплачивать же
	приходится по средним ставкам плот-
ника.
	МОСКВА —
АСТРАХАНЬ —
	МОСКВА
	Ремонтный трест пользуется авто-
транспортом конторы райисполкома.
Машины выделяют весьма неакку-
ратно. Бывает, что вместо затребо-
ванных десяти грузовиков прибыва-
ют пять, да и то ‹ большим опозда-
нием. Тем временем грузчики сидят
без дела.

Можно бы применить санкции —
оплатить простой за счет транспорт:
 ной конторы. Но тогда она в свою
очередь «прижмет» ремонтников, ког-
да те затянут погрузку. Не желая
ссориться, две организации райис+
полкома идут на «компромисс».

Все это стало обычным в практи-
ке ремонтного треста, хотя такое
использование транспорта влечет за
собой большие накладные расходы.

К этому надо прибавить убытки,
вызываемые отсутствием складских
помещений. Здесь смирились с тём,
что ценные материалы—кровельное
железо, доски, стальные трубы остав-
ляют без присмотра во дворах вос-
станавливаемых домов, Нередко ма-
териалы растаскивают.

В тресте нег подлинной борьбы за
повышение производительности тру-
да, не используются резервы произ-
зодства. Зато каждый раз, когда со-
ставляются акты на выполненный
ремонт, обнаруживаются приписки.
Управляющие домами и инженеры
технического надзора районного жи-
лищного управления нередко отказы-
заются подписывать акты из-за того,
что объем выполненных работ в них
произвольно завышен. Вот и на днях
прорабам тт. Устинову, Будникову и
Аккерману пришлось исключить из
актов разные работы общей стои-
мостью в несколько десятков тысяч
рублей.

Такие факты следовало. предать
огласке, а неблаговидные поступки
осудить. Но руководители треста да-
же не поинтересовались происшед-
шим.

Вызывает удивление, что с подоб-
ной практикой мирятся не только
ремонтники, но и районное жилищное
управление.

Крупные недостатки в организа-
ции капитального ремонта привели к
тому, что трест из месяца в месяц не
зыполняет плановых заданий, а вме-
сто прибыли имеет убыток. В Комин-
терновском тресте не анализируют
причин удорожания ремонта. Стре-
мясь любой ценой выполнить коли-
чественные задания, здесь мало ду-
мают о рентабельности и о качестве.
Отсюда и чрезмерные накладные
расходы, и низкая производитель-
ность труда, и брак.

а де В ПИ
	Л. Леонидов.
	укрепления колхозов в западных об-
ластях Украины.

Пленум ЦК КП Украины наметил
практические меры по усилению по-
литической работы, последовательно-
	му пооведению ленинско-сталинской.
	национальной политики, устранению
недостатков в руководстве хозяйст-
венным и культурным строительством.

Пленум ЦК КП Украины принял
организационные решения.

Пленум снял с поста первого сек-
ретаря и вывел из состава бюро ЦК
КИ Украины тов. Мельникова Л. Г.,
как не обеспечившего руководства,
	лопустившего гоубые ошибки в деле
	подбора кадров и проведения нацио-
нальной политики партии.

Пленум избрал первым секретарем
ЦК КП Украины тов. Кириченко
А. И., освободив его от обязанностей
второго секретаря ЦК КП Украины.

Пленум избоал членом бюро ЦК
КПИ Украины первого заместителя
председателя Совета Министров
	УССР тов. Корнейчука А. Е.
	`лины. Приняты также‘меры по улуч-
шению руководства социалистическим
соревнованием.

В связи © корреспонденцией дирек-
тор завода тов. Абов издал приказ,
которым намечены конкретные меры
по устранению недостатков в работе
предприятия. Приказом определены
мерсприятия, направленные на сокра-
щение потерь металла в отвальных
шлаках, экономию Кокса, мазута, па-
ра, электроэнергии, воды, нормирова-
ние труда и’укрепление трудовой ди-
сциплины, внедрение хозрасчета в
цехах и бригадах, упорядочение уче-
		КИЕВ, 12. (ТАСС). Па днях со-
стоялся пленум ЦК КП Украины.
Пленум обсудил вопрос о недостат-
ках в политической работе и в руко-
водстве хозяйственным и культурным
строительством.

Пленум признал  неудовлетвори-
тельным руководство ЦК КП Украи-
ны и Совета Министров УССР за-
падными областями Украины.

Пленум отметил, что бюро ЦК и
секретарь ЦК КП Украины тов.
Мельников в своей практической ра-
боте допустили извращения ленин-
ско-сталинской национальной полити-
ки нашей партии, выразившиеся в
порочной практике выдвижения на
руководящую партийную и советскую
работу в западных областях Украи-
ны преимущественно работников из
других областей УССР, а также в
фактическом переводе преподавания
в западноукраинских вузах на рус-
ский язык.

Пленум вскоыл коупные ошибки в
деле организационно-хозяйственного
	22 мая в «Вечерней Москве» под
таким заголовком была опубликована
корреспонденция, в которой критико-
вались недостатки в работе завода
имени В. М. Молотова.

Обсудив корреспонденцию, партий-
ное ро завода признало критику
правильной. Секретарям парторгани-
заций и начальникам цехов и отде-
лов предложено принять срочные ме-
ры к устранению отмеченных ‚газетой
недостатков. Председателю завкома
тов. Сычеву поручено провести про-
изводственные совещания на участ-
ках и в бригадах, обсудив состояние
трудовой и пооизводственной дисцип-
	нодорожного транспорта. Случайное
поручение — побсьба позаниматься с
кем-то — решило его судьбу. Он по-
нял: его призвание—педагогика и стал
учителем. Тридцать лет преподает он,
не переставая учиться сам. Настольны-
ми книгами для него, физика, ста-
ли «Диалектика природы» Энгельса,
«Материализм и эмпириокритицизм»
Ленина. Он учится в политкружках,
на докладах и лекциях; учится, слу-
шая учителей на заседаниях педа-
гогических советов и на конференци-

учится, читая книги. Может быть
ученики. и не всегда знают, где и
как занимается учитель. Но на его
уроках они всегда чувствуют глуби-
ну и свежесть его знаний и платят
ему доверием, любовью и уваже-
нием.

..Пробило девять. Николай Василь-
евич открыл дверь и впустил пер-
вую восьмерку — экзаменующихся.
Юноши вошли не без смущения, но
спокойный голос учителя — «выни-
маю билеты, мешаю, раскладываю»
— вернул им уверенность.

Они брали билеты, называли но-
мер, шли к доске и, не затягивая,
начинали писать ответы: отчетливые
чертежи, формулы, решение задач.
Почти все отвечали четко, ясно, по-
казывали обширное для школьника,
	иной раз вовсе выходящее за преде-
	3% ВЫДАЮЩИЕСЯ заслуги в об-
ласти науки, в связи с семидеся-
типятилетием со дня рождения, Пре-
	благоустроена — разбиты клумбы. и
газоны, высажено около 300 деревьев
и кустов.

«Зелень надо охранять,
гр. Черняев. — Но у нас
саждений все еще не

— пишет
часть на-
огорожена и

зидиум Верховного Совета СССР
наградил директора Лаборатории
гидрогеолотических проблем им.

Ф. Hi. Саваренского, члена-коррес-
пондента Академии наук СССР Ни-
колая Николаевича Славянова орде-
	нсм Трудового Красного Знамени.
	«
СПОЛНИЛОСЬ 2230 лет со дня

смерти великого китайского поэ-
та-патриота Цюй Юаня. Эту памят-
ную дату отмечает все прогрессивное
человечество. Вчера, сообщает «Прав-
да», состоялось расширенное заседа-
ние Ученого совета Института восто-
ксведения Академии наук СССР, по-
священное творчеству Цюй Юаня.
Выступавшие охарактеризовали Цюй
Юаня как великого китайского на-
ционального поэта-патриота, обога-
тившего китайскую поэзию и проло-
жившего новые пути в ‘китайской ли-

тературе.

*
ВЧЕРА в Союзе советских писате-
лей СССР состоялось очередное
заседание юбилейной комиссии по
проведению 125-летия со дня рожде-
ния великого русского писателя и
критика, революционного демократа
Н. Г. Чернышевского. На заседании
были сделаны сообщения о том, как
идет подготовка к юбилею в стране.
В Москве, пишут «Известия», состо-
ится торжественное заседание. Из-
даются произведения писателя, кни-
ги и брошюры о его жизни и дея-
тельности. В клубах, библиотеках,
  избах-читальнях откроются выстав-
ки, будут проведены лекции и бесе-
ды. С большим интересом на засе-
дании было заслушано сообщечие
	педвергается порче».

Администрации и общественным
организациям завода  «Станколит»
следовало бы довершить свою заботу
о жильцах устройством специальной
детской площадки. Место для нее
здесь есть.

Лето в разгаре, и каждый двор
должен стать благоустроенным угол:
ком, приятным и для детей и для
	взрослых.
		ются в память А Николай „Василь
	вич то раздобудет действующую
установку, которая в движении Ie
казывает преимущество  обтекае
мых форм предметов, 10 ПРИ
	сет «реактивную тележку», кого?
от тепла свечи вдруг делает такой
прыжок, что дух захватывает от 80
сторга. A то предложит напист
доклад на трудную тему, и докй
поступает в школьный архив «2
истории». Событием для всей школы
является выход очередного #04
иллюстрированной газеты физичее
го кружка, дающей столько ПН
юному уму. Об этой газете насльша
ны даже гимназистки Болгарии, №
торые в письмах своих благолари
членов кружка за помощь пример
и советом.
	Нет двоечников у физика Пашкова
	Нет потому, что ни один уч
не уходит из поля его зрения, *
остается HH на день без внимани*
Слишком щедро дает сам учите
чтобы на его уроках могли оказат”
ся равнодушные! Многие учение
даже не сообщая Николаю Васа
евичу, посещают лекции по физике *
смежным наукам в планетария, }
Политехническом музее. Они раду
ся, когда могут вызвать ‘одобрители
ный возглас ‘учителя: вот молоди!
	...У доски отвечал последний, д
ать сельмой ‘меник Кончился 3
	замен  десятиклассников. п
пятерок, четверки, тройки. Ни 048
	гс ответа на двойку — учитель ©
экзамен. _
	Л. Воронцова.
	Вдруг возникнет необходимость са-
мим сделать сложный прибор—маль-
чики делают его, как бы это труд-
но ни было, и даже, чем труднее,
тем с большей охотой. Сколько со-
брано в физическом кабинете на-
глядных погобий, приготовленных
руками подростков! Недавно ученики
10-го «Б» класса, друзья-приятели
Топчиан и Переверзин притащили
Пашкову сделанный по «секрету» от
него телевизор — большой, сложный
и техлически грамотный. Мальчики
самолюбиво прятали свои блестев-
шие от гордости ‘и счастья глаза. А
Учитель даже и не пытался это сде-
лать — трудно было таить такую ра-
ROcTb.

А карта звездного неба! Ее сделал
ученик, в котором Пашков «разглядел»
будущего астронома. Если включить
электрический TOK, на этой карте
загораются звезды такого цвета и
размера, каким видит их наш глаз
в ночном небе. Чего-чего не ната-
щили в кабинет школьники: и новый
керогаз, оказавшийся не у дел, так
как квартиру  газифицировали. и

к: о #1
	CO А  “ ка

трубки телевизора, и часы- ходики, м
части разных машан.
	Учитель водит свочх учеников по
заводам. Юноши знают от первого
до последнего процесса «тайну»
рождения автомобиля и путь газа до
горелки на домашней плите. В этих
экскурсиях законы физики получают
наглядную иллюстрацию; из сухих
«заповедей» превращаются в руковод-
ство к практическому действию.

Многое знают uy умеют делать
ученики Н. В. Пашкова, ибо при
случае нет-нет, да и скажет Николай
Васильевич: «Плох ученый, если не
может сделать образец нужного ему
прибора. А` чего стоит мужчина, ко-
торый не умеет держать в руках

em we hm
	`` Е Зы.
  молоток!». Эти слова крепко вреза-
	ЭКЗАМЕН
СДАЕТ
УЧИТЕЛЬ
	В ЧИСТОМ свете раннего солнца

город выглядел удивительно мо-
лодым и воздушным. Над улицами
неслась метель из тополевого пуха, и
казалось, что это кружатся мелкие
обрывки облаков, не удержавшихся
в глубине промытого неба,

Пушинки влетали и в раскрытые
окна физического кабинета школы
№ 661. В кабинете на первый взгляд
все было, как на занятиях, — при-
вычная деловая обстановка. Даже
присутствие других учителей не
удивляло: на уроки Николая Ва-
сильевича Пашкова педагоги прихо-
дят часто.
	Только сам учитель не мог скрыть
тревоги. Он перекладывал с места
на место наглядные пособия, трогал
мел, лежащий на бортиках классных
досок, а то и просто так шагал из
конца в конец по комнате. Еготон-
кое, бледное лино с горящими глазами
было чуть бледнее обычного, и яв-
ственнее выступала мерцающая в
темных волосах проседь. В это утро
27 десятиклассников должны были
сдавать экзамен по физике на атте-
стат зрелости. Каждый из, них сда-
вал за одного себя, а учитель сда-
вал за всех. Три года учил он, и
сегодня станет видно: хорошо ли
учил, дал ли все, что нужно дать,
оправдал ли доверие тех, кто пору-
чил ему мальчишек.
	Тридцать лет назад Н. В. Пашков
	  окончил Институт инженеров желез-
	лы программы знание предмета, уме-
ло проделывали лабораторные опыты.

Иногда учитель прерывал: «Пере-
ходите к следующему вопросу». И
юноша с мольбой в голосе говорил:

— Да я же не все еще рассказал.

Гася невольную улыбку, экзами-
наторы склонялись над своими тет-
радками, а учитель с мягкой иро-
нией утешал: *

— Всего ведь не расскажешь. Дру-
гим тоже поговорить захочется.

У одних Николай Васильевич спра-
шивал: «Это вы откуда взяли?» И
с гордостью за ученика добавлял: «А
я еше не читал».
	_ Другим — и таких было немного
— сухо указывал:
— Не очень мне нравится ваш
	ответ. Много слов, мало ясности. Ка-
кой у вас язык: «самая наиболее
блестящая поверхность»,—разве так
говорят?

„Шли часы. Юноши сменяли друг
друга у классной доски. Они расска-
зывали о физических законах, о ве-
ликих русских ученых и замечатель-
ных самоучках, говорили о широких
областях применения крупнейших от-
крытий, мечтали о будущем. И когда
они отвечали так, как Вадим Язви-
ков, непринужденно, сжато, без
лишних, ненужных слов, с глубоким
	проникновением в материал, ка-
	залюсь: вот физик по призванию,
иного пути он и не выберет. А Ва-
дим ответил: «Физик? Нет, я иду
учиться в медицинский институт,  бу-
ду хирургом. А физику не мешает
знать при любой специальности.
Разве Бородин был плохим компози-
	тором, зная химию:».
Правда, Н. В. Пашкову некото-
рые ставят в упрек, что большая
	= 1
часть его учеников идет на физико-
	математическии факультет универси-
тета. Они забывают о простой исти-
не: школьники увлекаются специаль-
ностью своего преподавателя только
тогда, когда GH сам пленил их ум
и сердне своей личностью, стал для
них подлинным учителем.

Николай Васильевич хорошо вла-
деет педатогическим искусством. Не
всегда получал он дисциплинирован-
ные классы, учеников, имевших
склонность к физике; чаще ‘эту нау-
ку находили сухой и неинтересной.

через полгода ее считали самым.
интересным предметом.

В физическом кружке, созданном
Пашковым, ребята учатся мастерить
лабораторное оборудование и отда-
ют его школе для опытов. По nep-
вым работам учитель угадывает
вкусы и способности учеников и не-
заметно развивает их интерес, про-
	буждает творческую мысль.
	Сегодня в Северный порт столицы
приходит пароход «Вячеслав Моло-
тов» — первый в нынешнюю навига-
цию пассажирский пароход линии
Москва—Астрахань.

Завтра рейсом этого парохода на-
чинается регулярное движение по
маршруту Москва—Астрахань—Мо-
сква. Суда этой линии будут от-
	правляться через каждые TPH AHA
на четвертый.
	НА СНИМКЕ: преподаватель ®*
зикм 661-й шнолы Н. В. ПАШКОВ
	(в центре) беседует с десятинла“
сниками перед сдачей экзаменов»
	Фото Г КОРАБЕЛЬНИКОВ