Но все эти методы не могут считаться удовлетворительными. Кроме того, все упомянутые спо
собы могут применяться только в случае мягкой фотобумаги, что дает значительно худшие резуль
таты, чем употребление жесткой бумаги, которая непригодна для перечисленных методов.
диапозитивный фильтр попадает при печатании между источником света и негативом: при этом опять между диапозитивным фильтром и негативом оставляется промежуток в несколько миллиметров.
На негатив кладут обычным порядком бумагу и
Рис. 3. Диапозитивный фильтрРис. 4. Отпечаток с контрастного негатива с помощью диапозитивного фильтра
Ниже будет дан способ, который приводит к эффекту, показанному на рис. 4 и 6.
Сущность его заключается в следующем: с негатива снимается сначала диапозитив, одинаковой с ним величины, причем он должен быть нерезким 1.
Нерезкость диапозитива достигается тем, что при его изготовлении между негативом и мате
подвергают ее через диапозитивный фильтр действию света: потом диапозитивный фильтр удаляют и бумагу экспонируют некоторое время только через негатив. Рис. 3 показывает один из диапозитивных фильтров.
Диапозитивный фильтр действует в сущности так же, как световой фильтр, на котором распределение темных пятен противоположно негативу. Та
Рис. 5. Прямой отпечаток с негатива
Рис. 6. Отпечаток с того же негатива, но с
помощью диапозитивного фильтра
риалом, на котором должен быть получен диапозитив, оставляется промежуточное пространство в несколько миллиметров (например, прокладка из зеркального стекла).
Принцип дальнейших действий таков: полученный диапозитив, который мы в дальнейшем бу
дем называть диапозитивным фильтром, ставится при печатании перед негативом. Таким образом,
1 Диапозитив может делаться на пластинке, пленке и бумаге, - в последнем случае после просушки бумага так промасливается жиром, чтобы она стала прозрачной.
ким образом, с помощью диапозитивного фильтра при печатании свет распределяется автоматически в необходимой пропорции между негативом и бумагой.
Действие описанного способа можно объяснить следующим образом: если смотреть на негатив, удалив его на большое расстояние, или, например,
через уменьшительное стекло, то можно заметить на нем только разницу между темными и светлы
ми пятнами. Эту градацию, которая видна глазу, не замечающему деталей, можно назвать общей