Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Орган Комитета по делам
кинематографии при СНК СССР № 10 ОКТЯБРЬ 1939
ВЕЛИКАЯ
СТАЛИНСКАЯ ДРУЖБА НАРОДОВ
ень прихода героической Красной Армии на помощь своим единокровным братьям Западной Украины и Западной Белоруссии — день 17 сентября 1939 года — стал са
мым радостным в историческом календаре этих народов.
На протяжении двух десятилетий помещичьепанская Польша нагло угнетала тружеников Западной Украины и Западной Белоруссии. В цар
стве кнута и нагайки жили украинский и белорусский народы.
Польские магнаты, попы и купцы превратили Западную Украину и Западную Белоруссию в
свои вотчины, которые они безнаказанно грабили. Вопиющая нищета и бесправие царили в деревнях, большинство населения которых -составля
ют белоруссы и украинцы. Крестьянство жило впроголодь, обувалось в лапти, даже спички и соль были величайшей редкостью в обиходе белорусской и украинской деревни. Процент детской смертности был здесь самым высоким для всей Западной Европы.
Национальная политика польских правящих кругов была основана на карательных экспеди
циях, на разжигании национальной вражды и терроре, на насильственном ополячивании наци
ональных меньшинств. Детей непольской национальности загоняли в польские школы, не обеспечивая учащихся ни обувью, ни одеждой.
Губительная, бессмысленная война, в которую бездарные руководители Польши ввергли трудящихся своей страны, в первые же дни выявила
полную несостоятельность польского государства. Оно распалось под ударом первых воен
ных неудач. Армия, бесславно покинутая своим командованием, разложилась.
В этих условиях СССР не мог оставаться безразличным к судьбе единокровных братьев, населяющих Западную Украину и Западную Бе
лоруссию, брошенных на волю случая незадачливым польским правительством.
Советский народ протянул братскую руку помощи народам Западной Украины и Западной Белоруссии. Доблестная Красная Армия, выполняя приказ советского правительства и волю всего многомиллионного советского народа, взяла под свою защиту жизнь и имущество насе
лении Западной Украины и Западной Белоруссии. В фотоснимках тт. Темина, Калашникова, Лев-ши
на, Трошкина, Дебабова и других фотокоррес
пондентов, выехавших к месту операций советских войск, ярко показаны ликующие, радост
ные, взволнованные и счастливые трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии, с не
передаваемым -восторгом встречающие свою род
ную героическую Красную Армию, освободившую их из-под панского ярма эксплоатации, нищеты и национального бесправия.
Солнце новой жизни взошло над народами Западной Украины и Западной Белоруссии. Нет
больше колоний польских помещиков и капиталиетов. При поддержке советского народа сво
бодолюбивые и трудолюбивые народы Западн-ой Украины и Западной Белоруссии разгибают свою
спину, обретают родину, свободу, мир, культуру и счастье, которых они до сих пор были лишены.
Седобородые старики наряду с детьми, юношами и девушками Западной Украины и Запад
ной Белоруссии с букетами цветов и хлебомсолью приветствовали героических воинов Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В эти знаменательные дни Краевая Армия, армия-освободительница, ощутила всю глубину ис
кренней и беззаветной любви трудящихся Западной Украины и Западной Белоруссии к великой Советской стране.
Братская помощь населению Западной Белоруссии и Западной Украины, оказанная нашей славной Красной Армией, вылилась в могучую демонстрацию братства, в дружеское рукопожа
тие народов. Перед миром раскрылась новая волнующая страница могучей силы сталинской дружбы народов.
Мероприятия советского правительства по оказанию братской помощи украинцам и белоруссам зажгли новое пламя патриотизма в сердце каждого советского гражданина.
Советский народ еще теснее сплотился вокруг своего правительства, вокруг партии Ленина —
Сталина. Честным и самоотверженным трудом, выполнением и перевыполнением производственных планов, организованной продуктивной рабо
той граждане Советской страны усиливают ее мощь, помогают героической Красной Армии с честью и славой завершить великую освободительную задачу.
Народы Западной Белоруссии и Западной Украины, вдохновленные радостью освобождения от гнета панской Польши, под руководством ве
ликого вождя трудящихся всего мира товарища Сталина начинают строить новую жизнь.

Д