Всесоюзная сельскохозяйственная выставка

ФОТОГРАФИЯ

В ПАВИЛЬОНЕ „ДАЛЬНИЙ ВОСТОК“

Б. ТЕОДОРОВ
еисчислимы богатства недр земли, неисчислимы богатства тайги, морей и рек
Дальнего Востока. Из глубокой и дикой окраины, из мест каторги и ссылок Дальний Восток за время сталинских пятилеток превратился в цветущий, прекрасный, зажиточный и культурный край.
Тематика Дальнего Востока давала в руки фоторепортеров богатейшие возможности и, естественно, зритель, придя в павильон Дальнего Востока, наряду с прекрасными скульптурами, красочными, живописными панно и рядом других замечательных экспонатов, хочет видеть и высо
кохудожественные фотороботы, рассказывающие о грандиозных достижениях передовиков социалистического хозяйства, рассказывающих о могу
чем форпосте советской власти на Востоке. К сожалению, ярких, полноценных фотографических работ в павильоне Дальнего Востока очень мало. (В № 7 «Советского фото» в статье «Фотографи
ческое оформление выставки» уже отмечалось, что в целом ряде павильонов оформители недооценили силу воздействия на зрителя хороших сним
ков в их обычном виде. Снимки вырезаются по контурам, наклеиваются на стекла, механически соединяются с другими элементами оформления выставки. Из десятков снимков, сделанных в раз
личном плане и ракурсе, монтируется «фотопанно», в котором зрителю трудно разобраться. От
дельные снимки заставлены другими экспонатами и их трудно рассмотреть. Всеми этими недостатками грешит и оформление павильона «Дальний Восток».
При входе в павильон с левой стороны установлена фотопанорама Комсомольска, показыва
ющая образы героической молодежи, которая на месте непроходимой тайги построила крупные промышленные предприятия.
На переднем плане этой панорамы изображена знатная, дальневосточница— депутат Верховного Совета СССР, орденоносец Валентина Хетагурова с группой молодежи, приветствующая новый от
ряд патриотов, приехавших осваивать богатства края. Таково краткое содержание этой панорамы, но это содержание не легко доходит до зрителя. Между отдельными снимками, из которых соста
влена панорама, нет органической связи. Портрет Валентины Хетагуровой неудачен, в этом снимке
нет экспрессии, в нем не выражена радость приветствия, встречи. Снимок, вырезанный по кон
туру, потерял свое основное качество — документальность, он оторван от всего остального. Создается впечатление, что фоторепортер, делавший снимок, не знал сюжетного замысла художника, ему была указана только необходимая поза. Те же недостатки легко обнаружить и в ряде других фотомонтажей. Оформители часто пренебрегали внутренним содержанием снимка, руководствуясь главным образом его внешними данны
ми— формой, соответствующим поворотом фигуры, позой.
Если отдельные части фотомонтажа создаются таким чисто техническим методом, без учета художественного качества составных частей, то и фотомонтаж в целом становится произведением нехудожественным, он не может воздействовать на зрителя как произведение искусства.
В зале Читинской области на одном из стендов показана стахановская тракторная бригада депутата Верховного Совета РСФСР К. А. Щербако
вой. Портрет т. Щербаковой за рулем трактора снят неплохо. На снимке у знатной тракторист
ки внимательный взгляд, устремленный вперед. От всего ее облика веет спокойствием, уверен
ностью. Но этот портрет неудачно смонтирован с фоном, он получается вдавленным в фон, перспектива пропала, нет ощущения пространства.
Портрет бригадира на фоне поля с работающими тракторами сюжетно задуман правильно, но художественно выполнен слабо.
Рассматривая два фотомонтажа, посвященных развитию оленеводства в передовых колхозах «Красная звезда» и «Красный охотник», чув
ствуешь, что фоторепортерам удалось на этом
материале сделать много интересных по сюжетам и композиционно оригинально построенных снимков, но эти снимки, изрезанные ножницами и соединенные с множеством менее удачных снимков, утратили свои художественные качества.
В зале Еврейской автономной области показана панорама «Встреча евреев-переселенцев». Радост
ные, довольные лица встречающих, хорошие, дружеские рукопожатия, динамичность всей группы— на фоне благоустроенного города, сфотографированного в светлых тонах, — все это в

н